методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Зачет состоит из двух частей : основной и дополнительной. При сдаче зачета обязательная часть должна быть решена без ошибок.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рациональные уравнения с примерами решения
- Рациональные уравнения. Равносильные уравнения
- Применение условия равенства дроби нулю
- Пример №202
- Использование основного свойства пропорции
- Пример №203
- Метод умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель дробей
- Пример №204
- Пример №205
- Степень с целым показателем
- Карточки-задания для 6 класса по теме «Решение уравнений по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
- 🎬 Видео
Видео:Решение уравнений с отрицательными числами.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зачет по математике, 6 класс | 18.02 КБ |
zachet_6_klass.docx | 18.02 КБ |
Видео:Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .Скачать
Предварительный просмотр:
Зачет по математике . М-6. Учитель Кавкаева Л.А.
1.Вычислите : а) -5 + 2 ; б) -7 – 4; в) 6 – 9 ; г) ∙ ( — ) ; д) – 42 : 7 .
2. Найдите значение выражения 3х – 19 при х = — 6 .
3. Упростите : а) 3а + 9 — 7а – а ; б) 4х – ( 7х + 5).
4. Решите уравнение : а) 6 – у = 4 ; б) 2 ( х – 3) = 4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( х – 4) = х + 3.
6. В одном ящике в 2 раза больше яблок, чем в другом. После того, как из первого взяли 5 кг, а во второй ящик добавили 10 кг яблок, , в обоих ящиках стало поровну. Сколько кг яблок было в каждом ящике первоначально?
1.Вычислите : а) -8 + 5 ; б) -2 – 4; в) 5 – 8 ; г) ∙ ( — ) ; д) – 32 : 8 .
2. Найдите значение выражения 5а + 4 при а = — 3 .
3. Упростите : а) – 3 ( 4а+ 6 ) + 10а ; б)3с- ( 5с + 2 ).
4. Решите уравнение : а) – 2 – у = 4 ; б) 3х + 5 = 7х — 11.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( у + 5 ) = у — 3.
6. В одном ящике в 2 меньше апельсинов, чем в другом. После того, как в первый ящик добавили 5 кг апельсинов , а из второго взяли 7 кг , в обоих ящиках стало поровну. Сколько кг яблок было в ящиках первоначально?
1.Вычислите : а) -8 + 2 ; б) 7 – 9 ; в) -3 – 5 ; г) ∙ ( — ) ; д) 56 : (- 7) .
2. Найдите значение выражения 6х + 7 при х = — 8 .
3. Упростите : а) 10а + 3 — 7а – а ; б) 3х – ( 8х – 4 ).
4. Решите уравнение : а) у = 4 ; б) 2 — ( х – 3) = 4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 20 . Одно из них в три раза больше другого. Найдите эти числа.
1.Вычислите : а) -4 + 2 ; б) 4 – 9 ; в) -7 – 5 ; г) ∙ ( — ) ; д) 28 : (- 7) .
2. Найдите значение выражения 4х + 5 при х = — 8 .
3. Упростите : а) – 5а + 7 — 8а + 6а ; б) 2 ( 3х — 4) – 7х .
4. Решите уравнение : а) -3 у = 4 ; б) 5 — ( 7 – х ) = 4.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 15. Одно из них на 3 больше другого. Найдите эти числа.
1.Вычислите : а) -9 — 2 ; б) 0 — 7; в) – 5 + 9 ; г) ∙ ( — ) ; д) – 63 : 7 .
2. Найдите значение выражения 2х + 19 при х = — 6 .
3. Упростите : а) 5а + 2 — 7а – 5 а ; б) 4х – 2 ( 7х — 5).
4. Решите уравнение : а) 5 – у = — 3 ; б) 4 ( х – 3) = 8.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение 10 – 2 ( х + 5) = 2х — 9.
6. На тарелке лежали пирожки с мясом и капустой, причем пирожков с капустой было в 2 раза меньше, чем пирожков с мясом. После того, как Миша съел 3 пирожка с мясом, пирожков стало поровну. Сколько пирожков лежало на тарелке первоначально?
1.Вычислите : а) -7 + 3 ; б) 2 – 9 ; в) -4 – 2 ; г) ∙ ( — ) ; д) 24 : (- 8) .
2. Найдите значение выражения 5х + 4 при х = — 7 .
3. Упростите : а) 10а + 3 — 10а – а ; б) 3х – 2 ( 5х – 4 ).
4. Решите уравнение : а) у = 4 ; б) 7 — ( х – 4) = 3.
Дополнительная часть.
5. Решите уравнение = .
6. Сумма двух чисел равна 20. Одно из них в четыре раза меньше другого. Найдите большее число.
Видео:Сложение и вычитание рациональных чисел. 6 класс.Скачать
Рациональные уравнения с примерами решения
Содержание:
Видео:Раскрытие скобок. 6 класс.Скачать
Рациональные уравнения. Равносильные уравнения
два уравнения называют равносильными, если они имеют одни и те же корни. Равносильными считают и те уравнения, которые корней не имеют.
Так, например, равносильными будут уравнения
Уравнения — не равносильны, так как корнем первого уравнения является число 10, а корнем второго — число 9.
Ранее, в 7 классе, вы знакомились со свойствами, которые преобразуют уравнения в равносильные им уравнения.
1) Если в любой части уравнения раскрыть скобки или привести подобные слагаемые, то получим уравнение, равносильное данному;
2) если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному;
3) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.
Левая и правая части каждого из них являются рациональными выражениями.
Уравнении, левая и правая части которых являются рациональными выражениями, называют рациональными уравнениями.
В первых двух из записанных выше уравнений левая и правая части являются целыми выражениями. Такие уравнения называют целыми рациональными уравнениями. Если хотя бы одна часть уравнения — дробное выражение, то его называют дробным рациональным уравнением. Третье из записанных выше уравнений является дробным рациональным.
Как решать целые рациональные уравнения, мы рассмотрели при изучении математики в предыдущих классах. Рассмотрим теперь, как решать дробные рациональные уравнения, то есть уравнения с переменной в знаменателе.
Применение условия равенства дроби нулю
Напомним, что когда
Пример №202
Решите уравнение
Решение:
С помощью тождественных преобразований и свойств уравнений приведем уравнение к виду где и — целые рациональные выражения. Имеем:
Окончательно получим уравнение:
Чтобы дробь равнялась нулю, нужно, чтобы числитель равнялся нулю, а знаменатель не равнялся нулю.
Тогда откуда При знаменатель Следовательно, — единственный корень уравнения.
Решение последнего, равносильного данному, уравнения, учитывая условие равенства дроби нулю, удобно записывать так:
Значит, решая дробное рациональное уравнение, можно:
1) с помощью тождественных преобразований привести уравнение к виду
2) приравнять числитель к нулю и решить полученное целое уравнение;
3) исключить из его корней те, при которых знаменатель равен нулю, и записать ответ.
Использование основного свойства пропорции
Если то где
Пример №203
Решите уравнение
Решение:
Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении. Так как знаменатели дробей не могут равняться нулю, то Имеем: то есть ОДЗ переменной содержит все числа, кроме 1 и 2.
Сложив выражения в правой части уравнения, приведем его к виду: получив пропорцию:
По основному свойству пропорции имеем:
Решим это уравнение:
откуда
Так как число 4 принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, то 4 является его корнем.
Запись решения, чтобы не забыть учесть ОДЗ, удобно закончить так:
Таким образом, для решения дробного рационального уравнения можно:
1) найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении;
2) привести уравнение к виду
3) записать целое уравнение и решить его;
4) исключить из полученных корней те, которые не принадлежат ОДЗ, и записать ответ.
Метод умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель дробей
Пример №204
Решите уравнение
Решение:
Найдем ОДЗ переменной и простейший общий знаменатель всех дробей уравнения, разложив знаменатели на множители:
Областью допустимых значений переменной будут те значения при которых то есть все значения кроме чисел А простейшим общим знаменателем будет выражение
Умножим обе части уравнения на это выражение:
Получим: а после упрощения: то есть откуда или
Число 0 не принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, поэтому не является его корнем.
Следовательно, число 12 — единственный корень уравнения. Ответ. 12.
Решая дробное рациональное уравнение, можно:
3) умножить обе части уравнения на этот общий знаменатель;
4) решить полученное целое уравнение;
5) исключить из его корней те, которые не принадлежат ОДЗ переменной уравнения, и записать ответ.
Пример №205
Являются ли равносильными уравнения
Решение:
Поскольку уравнения являются равносильными в случае, когда они имеют одни и те же, или не имеют корней, найдем корни данных уравнений.
Первое уравнение имеет единственный корень а второе — два корня (решите уравнения самостоятельно). Следовательно, уравнения не являются равносильными.
Степень с целым показателем
Напомним, что в 7 классе мы изучали степень с натуральным показателем. По определению:
где — натуральное число,
В математике, а также при решении задач практического содержания, например в физике или химии, встречаются степени, показатель которых равен нулю или является целым отрицательным числом. Степень с отрицательным показателем можно встретить и в научной или справочной литературе. Например, массу атома гелия записывают так: кг. Как понимать смысл записи
Рассмотрим степени числа 3 с показателями — это соответственно
В этой строке каждое следующее число втрое больше предыдущего. Продолжим строку в противоположном направлении, уменьшая каждый раз показатель степени на 1. Получим:
Число должно быть втрое меньше числа равного числу 3. Но втрое меньшим числа 3 является число 1, следовательно, Равенство справедливо для любого основания при условии, что
Нулевая степень отличного от нуля числа а равна единице, то есть при
Вернемся к строке со степенями числа 3, где слева от числа записано число Это число втрое меньше, чем 1, то есть равно Следовательно, Рассуждая аналогично получаем: и т. д.
Приходим к следующему определению степени с целым отрицательным показателем:
если натуральное число, то
Видео:Умножение рациональных чисел. 6 класс.Скачать
Карточки-задания для 6 класса по теме «Решение уравнений по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Карточки-задания для 6 класса
по теме «Решение уравнений по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
Вариант 1 Вариант 2
1. 0,01х = 35 1. 0,001 у = 25
2. х : 0.001 = — 11 2. у : (-0,01) = 22
3. — 2,5х = 25,25 3. 1,5 у = -15,15
4. х ∙ (- ) = — 1 4. у ∙ = — 1
5. х : (- 2,4) = — 9 5. у : (-1,6 )= — 4
6. — х = — 6. — у = —
🎬 Видео
Сложение и вычитание рациональных и отрицательных рациональных чисел. Практическая часть. 6 класс.Скачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
6 класс, 38 урок, Свойства действий с рациональными числамиСкачать
Умножение рациональных чисел, 6 классСкачать
Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
6 класс. Решение уравнений с модулями.Скачать
Вычитание рациональных чисел, 6 классСкачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать
МЕРЗЛЯК-6. ВЫЧИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ПАРАГРАФ-36Скачать
Законы сложения рациональных чисел . 6 классСкачать
Сложение рациональных чисел с помощью координатной прямой. 6 класс.Скачать
Математика 6 класс - рациональные числа и действия над ними. Перевод обыкновенной дроби в десятичнуюСкачать
Деление рациональных чисел. 6 класс.Скачать
6 класс, 6 урок, Рациональные числаСкачать