Уравнения с квадратами в обеих частях

Возведение обеих частей уравнения в квадрат

2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

Пусть даны два уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях(1) и Уравнения с квадратами в обеих частях. Если Уравнения с квадратами в обеих частях— корень первого уравнения, то верно равенство Уравнения с квадратами в обеих частях. Из равенства двух чисел вытекает равенство их квадратов, т.е. Уравнения с квадратами в обеих частях, а это означает, что Уравнения с квадратами в обеих частях— корень уравнения (2). Значит из уравнения (1) следует уравнение (2).

В то же время из равенства квадратов чисел не следует равенство этих чисел (числа могут быть противоположенными). Поэтому из уравнения (2) не следует уравнение (1). Отсюда вытекает, что если при решении уравнения использовалось возведение обеих частей уравнения в квадрат, то нужно повести дополнительное исследование, позволяющее исключить «посторонние» корни, если они появились.

Пример 1. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях.

Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат.

Уравнения с квадратами в обеих частях; Уравнения с квадратами в обеих частях.Тогда Уравнения с квадратами в обеих частях, Уравнения с квадратами в обеих частях.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то Уравнения с квадратами в обеих частях, равенство не верно, следовательно, -1- не является корнем исходного уравнения.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то 4=4, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень: 4.

3. Выполнение в одной части (или в обеих частях) уравнения тождественных преобразований, приводящих к расширению области определения равнения.

Если некоторое тождественное преобразование привело к расширению области определения уравнения, то получаем уравнения — следствие. При этом могут существовать такие значения переменной, которые являются корнями исходного уравнения.

Пример 1. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях.

Решение. Выполнив приведение подобных слагаемых, получим: Уравнения с квадратами в обеих частях. Тогда Уравнения с квадратами в обеих частях, Уравнения с квадратами в обеих частях.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то выражение Уравнения с квадратами в обеих частяхне имеет смысла.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то Уравнения с квадратами в обеих частях, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень:5.

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях.

Решение. Уравнения с квадратами в обеих частяхили Уравнения с квадратами в обеих частях. Тогда Уравнения с квадратами в обеих частях, Уравнения с квадратами в обеих частях.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то выражение Уравнения с квадратами в обеих частяхне имеет смысла.

Если Уравнения с квадратами в обеих частях, то Уравнения с квадратами в обеих частях, равенство верно.

Следовательно, уравнение имеет единственный корень:-2.

Если при решении уравнения мы заменили его уравнением — следствием, то указанная выше проверка является неотъемлемой частью решения уравнения. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в следствие.

Рассмотрим уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях(3) и умножим обе части его на одно и тоже выражение Уравнения с квадратами в обеих частях, имеющее смысл при всех значениях Уравнения с квадратами в обеих частях. Получим уравнение: Уравнения с квадратами в обеих частях(4), корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях.

Значит, уравнение (4) есть следствие уравнения (3). Ясно, что уравнения (3) и (4) равносильны, если «постороннее» уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхне имеет корней. Таким образом, справедлива следующая теорема.

Теорема 1. Если обе части уравнения умножить на Уравнения с квадратами в обеих частях, то получится уравнение, являющееся следствием исходного. Если уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхне имеет корней, то полученное уравнение равносильно исходному (если область допустимых значений Уравнения с квадратами в обеих частяхне уже области допустимых значений переменной данного уравнения).

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частях.

Заметим, что подобное преобразование, т.е. переход от уравнения (4) к уравнению (3) делением обеих частей уравнения (4) на выражение Уравнения с квадратами в обеих частях, как правило, недопустимо, поскольку можно привести к потери корней, в этом случае могут «потеряться» корни уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях.

Пример 2. Уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхимеет два корня: 3 и 4.

Деление обеих частей уравнения на Уравнения с квадратами в обеих частяхприводит к уравнению Уравнения с квадратами в обеих частях, имеющий только один корень 4, т.е. произошла потеря корня.

Снова возьмем уравнение (3) и возведем обе его части в квадрат. Получим уравнение: Уравнения с квадратами в обеих частях(5), корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни «постороннего» уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях. Ясно, что уравнения (3) и (5) равносильны, если у «постороннего» уравнения нет корней.

Пример 3. Уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхимеет корень 4. Если обе части этого уравнения возвести в квадрат, то получится уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях, имеющие два корня: -2 и 4. Значит, уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях— следствие уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях. При переходе от уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхк уравнению Уравнения с квадратами в обеих частяхпоявился «посторонний» корень: -2.

Теорема 2. При возведении обеих частей уравнения в квадрат (и вообще в любую четную степень) получается уравнение, являющееся следствием исходного.

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частях.

При решении иррационального уравнения чаще всего стараются заменить его более простым, но равносильным исходному. Поэтому важно знать равносильные преобразования.

Определение 10. Уравнение, имеющее одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными. Другими словами два уравнения называют равносильными, если множества их решений совпадают. Равносильность обозначается следующим образом: Уравнения с квадратами в обеих частях.

Пример 1. Уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхравносильны, т.к. каждое из них имеет единственный корень – число 3. Уравнения с квадратами в обеих частяхУравнения с квадратами в обеих частяхУравнения с квадратами в обеих частях.

Пример 2. Уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхне равносильны, т.к. первое имеет только один корень: 6, а второе имеет два корня: 6 и -6.

Пример 3. Уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхравносильны, т.к. множества их решений пусты. Уравнения с квадратами в обеих частяхУравнения с квадратами в обеих частяхУравнения с квадратами в обеих частях.

Определение 11. Пусть даны уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхи некоторое множество М. Если любой корень первого уравнения, принадлежащий множеству М, удовлетворяют второму уравнению, а любой корень второго уравнения, принадлежащий множеству М, удовлетворяет первому уравнению, то эти уравнения называются равносильными на множестве М.

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхне являются равносильными на множестве всех действительных чисел, т.к. первое уравнение имеет единственный корень 1, а второе имеет два корня: -1 и 1. Но эти уравнения равносильны на множестве всех неотрицательных чисел, т.к. каждое из них имеет на этом множестве единственный корень: 1.

Отметим, что часто множество М совпадает либо с ОДЗ уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях, либо множеством всех действительных чисел.

Имеется ряд теорем о равносильности уравнений.

Теорема 3. При возведении обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную степень получается уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частях.

Теорема 4. Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частяхУравнения с квадратами в обеих частях.

Теорема 5. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже отличное от ноля число, то получится уравнение, равносильное исходному.

Пример 1. Уравнения с квадратами в обеих частях(обе части первого уравнения разделили на 2).

Теорема 6. Если в какой либо части уравнения выполнить тождественные преобразования, не меняющие области определения уравнения, то получится уравнение, равносильное исходному.

В школьной практике при решении иррациональных уравнений чаще всего используются два основных метода:

1) обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) введение новых (вспомогательных) переменных.

Эти методы будем считать стандартными. В обязательном школьном курсе обычно этими методами и ограничиваются. Однако иногда приходится применять нестандартные методы и искусственные приемы решения иррациональных уравнений.

Типичная ошибка при решении иррациональных уравнений состоит в том, что школьники без дополнительных пояснений используют преобразования, нарушающие равносильность, что приводит к потере корней и появлению «посторонних» корней.

При возведении обеих частей иррационального уравнения в одну и ту же степень надо иметь в виду, что если степень — не четное число, то получим равносильное уравнение, если же степень — четное число, то получим уравнение — следствие. Поэтому при решении иррациональных уравнений в большинстве случаев необходима проверка найденных решений.

Проверки можно избежать, если решать иррациональные уравнения с помощью равносильных замен. Для этого полезно знать следующие теоремы.

Теорема 7. Уравнение вида Уравнения с квадратами в обеих частяхравносильно смешанной системе Уравнения с квадратами в обеих частях

Уравнение вида Уравнения с квадратами в обеих частях

Теорема 8. Уравнение вида Уравнения с квадратами в обеих частяхили Уравнения с квадратами в обеих частях.

Уравнение вида Уравнения с квадратами в обеих частях.

Далее рассмотрим более подробно типы иррациональных уравнений и методы их решения.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Как решать квадратные уравнения

Уравнения с квадратами в обеих частях

О чем эта статья:

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Понятие квадратного уравнения

Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.

Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.

Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.

Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.

А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.

Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.

Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Приведенные и неприведенные квадратные уравнения

Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.

Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.

Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.

Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:

  • x 2 — 2x + 6 = 0
  • x 2 — x — 1/4 = 0

В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.

  • 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.

Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.

Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.

Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:

Уравнения с квадратами в обеих частях

Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Полные и неполные квадратные уравнения

В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.

Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.

Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.

Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Видео:Метод выделения полного квадрата. 8 класс.Скачать

    Метод выделения полного квадрата. 8 класс.

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней Уравнения с квадратами в обеих частях

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения Уравнения с квадратами в обеих частях, где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>Уравнения с квадратами в обеих частях

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Видео:Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

    Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

    Квадратное уравнение

    Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

    Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

    Что такое квадратное уравнение и как его решать?

    Мы помним, что уравнение это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой нужно найти.

    Если переменная, входящая в уравнение, возведенá во вторую степень (в квадрат), то такое уравнение называют уравнением второй степени или квадратным уравнением.

    Например, следующие уравнения являются квадратными:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Решим первое из этих уравнений, а именно x 2 − 4 = 0 .

    Все тождественные преобразования, которые мы применяли при решении обычных линейных уравнений, можно применять и при решении квадратных.

    Итак, в уравнении x 2 − 4 = 0 перенесем член −4 из левой части в правую часть, изменив знак:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили уравнение x 2 = 4 . Ранее мы говорили, что уравнение считается решённым, если в одной части переменная записана в первой степени и её коэффициент равен единице, а другая часть равна какому-нибудь числу. То есть чтобы решить уравнение, его следует привести к виду x = a , где a — корень уравнения.

    У нас переменная x всё ещё во второй степени, поэтому решение необходимо продолжить.

    Чтобы решить уравнение x 2 = 4 , нужно ответить на вопрос при каком значении x левая часть станет равна 4 . Очевидно, что при значениях 2 и −2 . Чтобы вывести эти значения воспользуемся определением квадратного корня.

    Число b называется квадратным корнем из числа a , если b 2 = a и обозначается как Уравнения с квадратами в обеих частях

    У нас сейчас похожая ситуация. Ведь, что такое x 2 = 4 ? Переменная x в данном случае это квадратный корень из числа 4, поскольку вторая степень x прирáвнена к 4.

    Тогда можно записать, что Уравнения с квадратами в обеих частях. Вычисление правой части позвóлит узнать чему равно x . Квадратный корень имеет два значения: положительное и отрицательное. Тогда получаем x = 2 и x = −2 .

    Обычно записывают так: перед квадратным корнем ставят знак «плюс-минус», затем находят арифметическое значение квадратного корня. В нашем случае на этапе когда записано выражение Уравнения с квадратами в обеих частях, перед Уравнения с квадратами в обеих частяхследует поставить знак ±

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Затем найти арифметическое значение квадратного корня Уравнения с квадратами в обеих частях

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выражение x = ± 2 означает, что x = 2 и x = −2 . То есть корнями уравнения x 2 − 4 = 0 являются числа 2 и −2 . Запишем полностью решение данного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выполним проверку. Подставим корни 2 и −2 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 2 и −2 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В обоих случаях левая часть равна нулю. Значит уравнение решено верно.

    Решим ещё одно уравнение. Пусть требуется решить квадратное уравнение (x + 2) 2 = 25

    Для начала проанализируем данное уравнение. Левая часть возведенá в квадрат и она равна 25 . Какое число в квадрате равно 25 ? Очевидно, что числа 5 и −5

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    То есть наша задача найти x, при которых выражение x + 2 будет равно числам 5 и −5 . Запишем эти два уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Решим оба уравнения. Это обычные линейные уравнения, которые решаются легко:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения (x + 2) 2 = 25 являются числа 3 и −7 .

    В данном примере как и в прошлом можно использовать определение квадратного корня. Так, в уравнения (x + 2) 2 = 25 выражение (x + 2) представляет собой квадратный корень из числа 25 . Поэтому можно cначала записать, что Уравнения с квадратами в обеих частях.

    Тогда правая часть станет равна ±5 . Полýчится два уравнения: x + 2 = 5 и x + 2 = −5. Решив по отдельности каждое из этих уравнений мы придём к корням 3 и −7 .

    Запишем полностью решение уравнения (x + 2) 2 = 25

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Из рассмотренных примеров видно, что квадратное уравнение имеет два корня. Чтобы не забыть о найденных корнях, переменную x можно подписывать нижними индексами. Так, корень 3 можно обозначить через x1 , а корень −7 через x2

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В предыдущем примере тоже можно было сделать так. Уравнение x 2 − 4 = 0 имело корни 2 и −2 . Эти корни можно было обозначить как x1 = 2 и x2 = −2.

    Бывает и так, что квадратное уравнение имеет только один корень или вовсе не имеет корней. Такие уравнения мы рассмотрим позже.

    Сделаем проверку для уравнения (x + 2) 2 = 25 . Подставим в него корни 3 и −7 . Если при значениях 3 и −7 левая часть равна 25 , то это будет означать, что уравнение решено верно:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В обоих случаях левая часть равна 25 . Значит уравнение решено верно.

    Квадратное уравнение бывает дано в разном виде. Наиболее его распространенная форма выглядит так:

    ax 2 + bx + c = 0 ,
    где a, b, c — некоторые числа, x — неизвестное.

    Это так называемый общий вид квадратного уравнения. В таком уравнении все члены собраны в общем месте (в одной части), а другая часть равна нулю. По другому такой вид уравнения называют нормальным видом квадратного уравнения.

    Пусть дано уравнение 3x 2 + 2x = 16 . В нём переменная x возведенá во вторую степень, значит уравнение является квадратным. Приведём данное уравнение к общему виду.

    Итак, нам нужно получить уравнение, которое будет похоже на уравнение ax 2 + bx + c = 0 . Для этого в уравнении 3x 2 + 2x = 16 перенесем 16 из правой части в левую часть, изменив знак:

    Получили уравнение 3x 2 + 2x − 16 = 0 . В этом уравнении a = 3 , b = 2 , c = −16 .

    В квадратном уравнении вида ax 2 + bx + c = 0 числа a , b и c имеют собственные названия. Так, число a называют первым или старшим коэффициентом; число b называют вторым коэффициентом; число c называют свободным членом.

    В нашем случае для уравнения 3x 2 + 2x − 16 = 0 первым или старшим коэффициентом является 3 ; вторым коэффициентом является число 2 ; свободным членом является число −16 . Есть ещё другое общее название для чисел a, b и cпараметры.

    Так, в уравнении 3x 2 + 2x − 16 = 0 параметрами являются числа 3 , 2 и −16 .

    В квадратном уравнении желательно упорядочивать члены так, чтобы они располагались в таком же порядке как у нормального вида квадратного уравнения.

    Например, если дано уравнение −5 + 4x 2 + x = 0 , то его желательно записать в нормальном виде, то есть в виде ax 2 + bx + c = 0.

    В уравнении −5 + 4x 2 + x = 0 видно, что свободным членом является −5 , он должен располагаться в конце левой части. Член 4x 2 содержит старший коэффициент, он должен располагаться первым. Член x соответственно будет располагаться вторым:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Квадратное уравнение в зависимости от случая может принимать различный вид. Всё зависит от того, чему равны значения a , b и с .

    Если коэффициенты a , b и c не равны нулю, то квадратное уравнение называют полным. Например, полным является квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 8 = 0 .

    Если какой-то из коэффициентов равен нулю (то есть отсутствует), то уравнение значительно уменьшается и принимает более простой вид. Такое квадратное уравнение называют неполным. Например, неполным является квадратное уравнение 2x 2 + 6x = 0, в нём имеются коэффициенты a и b (числа 2 и 6 ), но отсутствует свободный член c.

    Рассмотрим каждый из этих видов уравнений, и для каждого из этих видов определим свой способ решения.

    Пусть дано квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 8 = 0 . В этом уравнении a = 2 , b = 6 , c = −8 . Если b сделать равным нулю, то уравнение примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получилось уравнение 2x 2 − 8 = 0 . Чтобы его решить перенесем −8 в правую часть, изменив знак:

    Для дальнейшего упрощения уравнения воспользуемся ранее изученными тождественными преобразованиями. В данном случае можно разделить обе части на 2

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    У нас получилось уравнение, которое мы решали в начале данного урока. Чтобы решить уравнение x 2 = 4 , следует воспользоваться определением квадратного корня. Если x 2 = 4 , то Уравнения с квадратами в обеих частях. Отсюда x = 2 и x = −2 .

    Значит корнями уравнения 2x 2 − 8 = 0 являются числа 2 и −2 . Запишем полностью решение данного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выполним проверку. Подставим корни 2 и −2 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 2 и −2 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В обоих случаях левая часть равна нулю, значит уравнение решено верно.

    Уравнение, которое мы сейчас решили, является неполным квадратным уравнением. Название говорит само за себя. Если полное квадратное уравнение выглядит как ax 2 + bx + c = 0 , то сделав коэффициент b нулём получится неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 .

    У нас тоже сначала было полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Но мы сделали коэффициент b нулем, то есть вместо числа 6 поставили 0 . В результате уравнение обратилось в неполное квадратное уравнение 2x 2 − 4 = 0 .

    В начале данного урока мы решили квадратное уравнение x 2 − 4 = 0 . Оно тоже является уравнением вида ax 2 + c = 0 , то есть неполным. В нем a = 1 , b = 0 , с = −4 .

    Также, неполным будет квадратное уравнение, если коэффициент c равен нулю.

    Рассмотрим полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Сделаем коэффициент c нулём. То есть вместо числа 4 поставим 0

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили квадратное уравнение 2x 2 + 6x=0 , которое является неполным. Чтобы решить такое уравнение, переменную x выносят за скобки:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получилось уравнение x(2x + 6) = 0 в котором нужно найти x, при котором левая часть станет равна нулю. Заметим, что в этом уравнении выражения x и (2x + 6) являются сомножителями. Одно из свойств умножения говорит, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

    В нашем случае равенство будет достигаться, если x будет равно нулю или (2x + 6) будет равно нулю. Так и запишем для начала:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получилось два уравнения: x = 0 и 2x + 6 = 0 . Первое уравнение решать не нужно — оно уже решено. То есть первый корень равен нулю.

    Чтобы найти второй корень, решим уравнение 2x + 6 = 0 . Это обычное линейное уравнение, которое решается легко:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Видим, что второй корень равен −3.

    Значит корнями уравнения 2x 2 + 6x = 0 являются числа 0 и −3 . Запишем полностью решение данного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выполним проверку. Подставим корни 0 и −3 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 0 и −3 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Следующий случай это когда числа b и с равны нулю. Рассмотрим полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Сделаем коэффициенты b и c нулями. Тогда уравнение примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили уравнение 2x 2 = 0 . Левая часть является произведением, а правая часть равна нулю. Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю. Очевидно, что x = 0 . Действительно, 2 × 0 2 = 0 . Отсюда, 0 = 0 . При других значениях x равенства достигаться не будет.

    Проще говоря, если в квадратном уравнении вида ax 2 + bx + c = 0 числа b и с равны нулю, то корень такого уравнения равен нулю.

    Отметим, что когда употребляются словосочетания « b равно нулю » или « с равно нулю «, то подразумевается, что параметры b или c вовсе отсутствуют в уравнении.

    Например, если дано уравнение 2x 2 − 32 = 0 , то мы говорим, что b = 0 . Потому что если сравнить с полным уравнением ax 2 + bx + c = 0 , то можно заметить, что в уравнении 2x 2 − 32 = 0 присутствует старший коэффициент a , равный 2; присутствует свободный член −32 ; но отсутствует коэффициент b .

    Наконец, рассмотрим полное квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 . В качестве примера решим квадратное уравнение x 2 − 2x + 1 = 0 .

    Итак, требуется найти x , при котором левая часть станет равна нулю. Воспользуемся изученными ранее тождественными преобразованиями.

    Прежде всего заметим, что левая часть уравнения представляет собой квадрат разности двух выражений. Если мы вспомним как раскладывать многочлен на множители, то получим в левой части (x − 1) 2 .

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Рассуждаем дальше. Левая часть возведенá в квадрат и она равна нулю. Какое число в квадрате равно нулю? Очевидно, что только 0 . Поэтому наша задача найти x , при котором выражение x − 1 равно нулю. Решив простейшее уравнение x − 1 = 0 , можно узнать чему равно x

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Этот же результат можно получить, если воспользоваться квадратным корнем. В уравнении (x − 1) 2 = 0 выражение (x − 1) представляет собой квадратный корень из нуля. Тогда можно записать, что Уравнения с квадратами в обеих частях. В этом примере записывать перед корнем знак ± не нужно, поскольку корень из нуля имеет только одно значение — ноль. Тогда получается x − 1 = 0 . Отсюда x = 1 .

    Значит корнем уравнения x 2 − 2x + 1 = 0 является единица. Других корней у данного уравнения нет. В данном случае мы решили квадратное уравнение, имеющее только один корень. Такое тоже бывает.

    Не всегда бывают даны простые уравнения. Рассмотрим например уравнение x 2 + 2x − 3 = 0 .

    В данном случае левая часть уже не является квадратом суммы или разности. Поэтому нужно искать другие пути решения.

    Заметим, что левая часть уравнения представляет собой квадратный трехчлен. Тогда можно попробовать выделить полный квадрат из этого трёхчлена и посмотреть что это нам даст.

    Выделим полный квадрат из квадратного трёхчлена, располагающего в левой части уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении перенесем −4 в правую часть, изменив знак:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Теперь воспользуемся квадратным корнем. В уравнении (x + 1) 2 = 4 выражение (x + 1) представляет собой квадратный корень из числа 4 . Тогда можно записать, что Уравнения с квадратами в обеих частях. Вычисление правой части даст выражение x + 1 = ±2 . Отсюда полýчится два уравнения: x + 1 = 2 и x + 1 = −2 , корнями которых являются числа 1 и −3

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения x 2 + 2x − 3 = 0 являются числа 1 и −3 .

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Пример 3. Решить уравнение x 2 − 6x + 9 = 0 , выделив полный квадрат.

    Выделим полный квадрат из левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Далее воспользуемся квадратным корнем и узнáем чему равно x

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнем уравнения x 2 − 6x + 9 = 0 является 3. Выполним проверку:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Пример 4. Решить квадратное уравнение 4x 2 + 28x − 72 = 0 , выделив полный квадрат:

    Выделим полный квадрат из левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перенесём −121 из левой части в правую часть, изменив знак:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Воспользуемся квадратным корнем:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили два простых уравнения: 2x + 7 = 11 и 2x + 7 = −11. Решим их:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Пример 5. Решить уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0

    Это уравнение немного посложнее. Когда мы выделяем полный квадрат, первый член квадратного трёхчлена мы представляем в виде квадрата какого-нибудь выражения.

    Так, в прошлом примере первым членом уравнения был 4x 2 . Его можно было представить в виде квадрата выражения 2x , то есть (2x) 2 = 2 2 x 2 = 4x 2 . Чтобы убедиться что это правильно, можно извлечь квадратный корень из выражения 4x 2 . Это квадратный корень из произведения — он равен произведению корней:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В уравнении 2x 2 + 3x − 27 = 0 первый член это 2x 2 . Его нельзя представить в виде квадрата какого-нибудь выражения. Потому что нет числá, квадрат которого равен 2. Если бы такое число было, то этим числом был бы квадратный корень из числа 2. Но квадратный корень из числа 2 извлекается только приближённо. А приближённое значение не годится для представления числá 2 в виде квадрата.

    Если обе части исходного уравнения умножить или разделить на одно и то же число, то полýчится уравнение равносильное исходному. Это правило сохраняется и для квадратного уравнения.

    Тогда можно разделить обе части нашего уравнения на 2 . Это позвóлит избавиться от двойки перед x 2 что впоследствии даст нам возможность выделить полный квадрат:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перепишем левую часть в виде трёх дробей со знаменателем 2

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Сократим первую дробь на 2. Остальные члены левой части перепишем без изменений. Правая часть по-прежнему станет равна нулю:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выделим полный квадрат.

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    При представлении члена Уравнения с квадратами в обеих частяхв виде удвоенного произведения, появление множителя 2 привело бы к тому, что этот множитель и знаменатель дроби Уравнения с квадратами в обеих частяхсократились бы. Чтобы этого не произошло, удвоенное произведение было домножено на Уравнения с квадратами в обеих частях. При выделении полного квадрата всегда нужно стараться сделать так, чтобы значение изначального выражения не изменилось.

    Свернём полученный полный квадрат:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перенесём дробь Уравнения с квадратами в обеих частяхв правую часть, изменив знак:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Воспользуемся квадратным корнем. Выражение Уравнения с квадратами в обеих частяхпредставляет собой квадратный корень из числа Уравнения с квадратами в обеих частях

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Для вычисления правой части воспользуемся правилом извлечения квадратного корня из дроби:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Тогда наше уравнение примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Полýчим два уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения 2x 2 + 3x − 27 = 0 являются числа 3 и Уравнения с квадратами в обеих частях.

    Корень Уравнения с квадратами в обеих частяхудобнее оставить в таком виде, не выполняя деления числителя на знаменатель. Так проще будет выполнять проверку.

    Выполним проверку. Подставим найденные корни в исходное уравнение:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В обоих случаях левая часть равна нулю, значит уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0 решено верно.

    Решая уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0 , в самом начале мы разделили обе его части на 2 . В результате получили квадратное уравнение, в котором коэффициент перед x 2 равен единице:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Такой вид квадратного уравнения называют приведённым квадратным уравнением.

    Любое квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0 можно сделать приведённым. Для этого нужно разделить обе его части на коэффициент, который располагается перед x². В данном случае обе части уравнения ax 2 + bx + c = 0 нужно разделить на a

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Пример 6. Решить квадратное уравнение 2x 2 + x + 2 = 0

    Сделаем данное уравнение приведённым:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Выделим полный квадрат:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях, в котором квадрат выражения Уравнения с квадратами в обеих частяхравен отрицательному числу Уравнения с квадратами в обеих частях. Такого быть не может, поскольку квадрат любого числа или выражения всегда положителен.

    Следовательно, нет такого значения x , при котором левая часть стала бы равна Уравнения с квадратами в обеих частях. Значит уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхне имеет корней.

    А поскольку уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхравносильно исходному уравнению 2x 2 + x + 2 = 0 , то и оно (исходное уравнение) не имеет корней.

    Видео:Как решают уравнения в России и США!?Скачать

    Как решают уравнения в России и США!?

    Формулы корней квадратного уравнения

    Выделять полный квадрат для каждого решаемого квадратного уравнения не очень удобно.

    Можно ли создать универсальные формулы для решения квадратных уравнений? Оказывается можно. Сейчас мы этим и займёмся.

    Взяв за основу буквенное уравнение ax 2 + bx + c = 0 , и выполнив некоторые тождественные преобразования, мы сможем получить формулы для вывода корней квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 . В эти формулы можно будет подставлять коэффициенты a , b , с и получать готовые решения.

    Итак, выделим полный квадрат из левой части уравнения ax 2 + bx + c = 0. Сначала сделаем данное уравнение приведённым. Разделим обе его части на a

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Теперь в получившемся уравнении выделим полный квадрат:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перенесем члены Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частяхв правую часть, изменив знак:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём правую часть к общему знаменателю. Дроби, состоящие из букв, привóдят к общему знаменателю методом «крест-нáкрест». То есть знаменатель первой дроби станóвится дополнительным множителем второй дроби, а знаменатель второй дроби станóвится дополнительным множителем первой дроби:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В числителе правой части вынесем за скобки a

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Сократим правую часть на a

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Поскольку все преобразования были тождественными, то получившееся уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхимеет те же корни, что и исходное уравнение ax 2 + bx + c = 0.

    Уравнение Уравнения с квадратами в обеих частяхбудет иметь корни только тогда, если правая часть больше нуля или равна нулю. Это потому что в левой части выполнено возведéние в квадрат, а квадрат любого числа положителен или равен нулю (если в этот квадрат возвóдится ноль). А чему будет равна правая часть зависит от того, что будет подставлено вместо переменных a , b и c .

    Поскольку при любом a не рáвным нулю, знаменатель правой части уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхвсегда будет положительным, то знак дроби Уравнения с квадратами в обеих частяхбудет зависеть от знака её числителя, то есть от выражения b 2 − 4ac .

    Выражение b 2 − 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения. Дискриминант это латинское слово, означающее различитель . Дискриминант квадратного уравнения обозначается через букву D

    Дискриминант позволяет заранее узнать имеет ли уравнение корни или нет. Так, в предыдущем задании мы долго решали уравнение 2x 2 + x + 2 = 0 и оказалось, что оно не имеет корней. Дискриминант же позволил бы нам заранее узнать, что корней нет. В уравнении 2x 2 + x + 2 = 0 коэффициенты a , b и c равны 2, 1 и 2 соответственно. Подставим их в формулу D = b 2 −4ac

    D = b 2 − 4ac = 1 2 − 4 × 2 × 2 = 1 − 16 = −15.

    Видим, что D (оно же b 2 − 4ac ) является отрицательным числом. Тогда нет смысла решать уравнение 2x 2 + x + 2 = 0, выделяя в нём полный квадрат, потому что когда мы дойдем до уравнения вида Уравнения с квадратами в обеих частях, окажется что правая часть станет меньше нуля (из-за отрицательного дискриминанта). А квадрат числа не может быть отрицательным. Следовательно, корней у данного уравнения не будет.

    Станóвится понятно почему древние люди считали выражение b 2 − 4ac различителем. Это выражение подобно индикатору позволяет различить уравнение имеющего корни от уравнения, не имеющего корней.

    Итак, D равно b 2 − 4ac . Подставим в уравнении Уравнения с квадратами в обеих частяхвместо выражения b 2 − 4ac букву D

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Если дискриминант исходного уравнения окажется меньше нуля (D , то уравнение примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В этом случае говорят, что у исходного уравнения корней нет, поскольку квадрат любого числа не должен быть отрицательным.

    Если дискриминант исходного уравнения окажется больше нуля (D > 0) , то уравнение примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В этом случае уравнение будет иметь два корня. Для их вывода воспользуемся квадратным корнем:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях. Из него полýчится два уравнения: Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частях. Выразим x в каждом из уравнений:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получившиеся два равенства это и есть универсальные формулы для решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Их называют формулами корней квадратного уравнения .

    Чаще всего эти формулы обозначаются как x1 и x2 . То есть для вычисления первого корня используется формула c индексом 1; для вывода второго корня — формула с индексом 2. Обозначим свои формулы так же:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Очерёдность применения формул не важнá.

    Решим например квадратное уравнение x 2 + 2x − 8 = 0 с помощью формул корней квадратного уравнения. Коэффициенты данного квадратного уравнения это числа 1 , 2 и −8 . То есть, a = 1 , b = 2 , c = −8 .

    Прежде чем использовать формулы корней квадратного уравнения, нужно найти дискриминант этого уравнения.

    Найдём дискриминант квадратного уравнения. Для этого воспользуемся формулой D = b 2 4 ac . Вместо переменных a, b и c у нас будут коэффициенты уравнения x 2 + 2x − 8 = 0

    D = b 2 4ac = 2 2 − 4 × 1 × (−8) = 4 + 32 = 36

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Теперь можно воспользоваться формулами корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения x 2 + 2x − 8 = 0 являются числа 2 и −4 . Проверкой убеждаемся, что корни найдены верно:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Наконец, рассмотрим случай когда дискриминант квадратного уравнения равен нулю. Вернёмся к уравнению Уравнения с квадратами в обеих частях. Если дискриминант равен нулю, то правая часть уравнения примет вид:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    И в этом случае квадратное уравнение будет иметь только один корень. Воспользуемся квадратным корнем:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Далее выражаем x

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Это ещё одна формула для вывода корня квадратного корня. Рассмотрим её применение. Ранее мы решили уравнение x 2 − 6x + 9 = 0 , имеющее один корень 3. Решили мы его методом выделения полного квадрата. Теперь попробуем решить с помощью формул.

    Найдём дискриминант квадратного уравнения. В этом уравнении a = 1 , b = −6 , c = 9 . Тогда по формуле дискриминанта имеем:

    D = b 2 4ac = (−6) 2 − 4 × 1 × 9 = 36 − 36 = 0

    Дискриминант равен нулю (D = 0) . Это означает, что уравнение имеет только один корень, и вычисляется он по формуле Уравнения с квадратами в обеих частях

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнем уравнения x 2 − 6x + 9 = 0 является число 3.

    Для квадратного уравнения, имеющего один корень также применимы формулы Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частях. Но применение каждой из них будет давать один и тот же результат.

    Применим эти две формулы для предыдущего уравнения. В обоих случаях получим один и тот же ответ 3

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Если квадратное уравнение имеет только один корень, то желательно применять формулу Уравнения с квадратами в обеих частях, а не формулы Уравнения с квадратами в обеих частяхи Уравнения с квадратами в обеих частях. Это позволяет сэкономить время и место.

    Пример 3. Решить уравнение 5x 2 − 6x + 1 = 0

    Найдём дискриминант квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения 5x 2 − 6x + 1 = 0 являются числа 1 и Уравнения с квадратами в обеих частях.

    Ответ: 1; Уравнения с квадратами в обеих частях.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 + 4x + 4 = 0

    Найдём дискриминант квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант равен нулю. Значит уравнение имеет только один корень. Он вычисляется по формуле Уравнения с квадратами в обеих частях

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнем уравнения x 2 + 4x + 4 = 0 является число −2 .

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 + 2x + 4 = 0

    Найдём дискриминант квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант меньше нуля. Значит корней у данного уравнения нет.

    Ответ: корней нет.

    Пример 6. Решить уравнение (x + 4) 2 = 3x + 40

    Приведём данное уравнение к нормальному виду. В левой части располагается квадрата суммы двух выражений. Раскрóем его:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив их знаки. В правой части останется ноль:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены в левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении найдём дискриминант:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения (x + 4) 2 = 3x + 40 являются числа 3 и −8 .

    Ответ: 3 ; −8.

    Пример 7. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях

    Умнóжим обе части данного уравнения на 2 . Это позвóлит нам избавиться от дроби в левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении перенесём 22 из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется 0

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены в левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении найдём дискриминант:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхявляются числа 23 и −1 .

    Ответ: 23; −1.

    Пример 8. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях

    Умнóжим обе части на наименьшее общее кратное знаменателей обеих дробей. Это позвóлит избавиться от дробей в обеих частях. Наименьшее общее кратное чисел 2 и 3 это число 6 . Тогда получим:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении раскроем скобки в обеих частях:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Теперь перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив у них знаки. В правой части останется 0

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены в левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении найдём дискриминант:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Значит корнями уравнения Уравнения с квадратами в обеих частяхявляются числа Уравнения с квадратами в обеих частяхи 2.

    Видео:Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

    Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

    Примеры решения квадратных уравнений

    Пример 1. Решить уравнение x 2 = 81

    Это простейшее квадратное уравнение, в котором надо определить число, квадрат которого равен 81. Таковыми являются числа 9 и −9. Воспользуемся квадратным корнем для их вывода:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 9, −9 .

    Пример 2. Решить уравнение x 2 − 9 = 0

    Это неполное квадратное уравнение. Для его решения нужно перенести член −9 в правую часть, изменив знак. Тогда получим:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 3, −3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 − 9x = 0

    Это неполное квадратное уравнение. Для его решения сначала нужно вынести x за скобки:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Левая часть уравнения является произведением. Произведение равно нулю, если хотя один из сомножителей равен нулю.

    Левая часть станет равна нулю, если отдельно x равно нулю, или если выражение x − 9 равно нулю. Получится два уравнения, одно из которых уже решено:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 0, 9 .

    Пример 4. Решить уравнение x 2 + 4x − 5 = 0

    Это полное квадратное уравнение. Его можно решить методом выделения полного квадрата или с помощью формул корней квадратного уравнения.

    Решим данное уравнение с помощью формул. Сначала найдём дискриминант:

    D = b 2 − 4ac = 4 2 − 4 × 1 × (−5) = 16 + 20 = 36

    Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Вычислим их:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 1, −5 .

    Пример 5. Решить уравнение Уравнения с квадратами в обеих частях

    Умнóжим обе части на наименьшее общее кратное чисел 5, 3 и 6. Это позвóлит избавиться от дробей в обеих частях:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется ноль:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Решим получившееся уравнение с помощью формул:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 5 , Уравнения с квадратами в обеих частях.

    Пример 6. Решить уравнение x 2 = 6

    В данном примере как и в первом нужно воспользоваться квадратным корнем:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Однако, квадратный корень из числа 6 не извлекается. Он извлекается только приближённо. Корень можно извлечь с определённой точностью. Извлечём его с точностью до сотых:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Но чаще всего корень оставляют в виде радикала:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: Уравнения с квадратами в обеих частях

    Пример 7. Решить уравнение (2x + 3) 2 + (x − 2) 2 = 13

    Раскроем скобки в левой части уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    В получившемся уравнении перенесём 13 из правой части в левую часть, изменив знак. Затем приведём подобные члены:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Получили неполное квадратное уравнение. Решим его:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Ответ: 0 , −1,6 .

    Пример 8. Решить уравнение (5 + 7x)(4 − 3x) = 0

    Данное уравнение можно решить двумя способами. Рассмотрим каждый из них.

    Первый способ. Раскрыть скобки и получить нормальный вид квадратного уравнения.

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Приведём подобные члены:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перепишем получившееся уравнение так, чтобы член со старшим коэффициентом располагался первым, член со вторым коэффициентом — вторым, а свободный член располагался третьим:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Чтобы старший член стал положительным, умнóжим обе части уравнения на −1. Тогда все члены уравнения поменяют свои знаки на противоположные:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Решим получившееся уравнение с помощью формул корней квадратного уравнения:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Второй способ. Найти значения x , при которых сомножители левой части уравнения равны нулю. Этот способ удобнее и намного короче.

    Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю. В данном случае равенство в уравнении (5 + 7x)(4 − 3x) = 0 будет достигаться, если выражение (5 + 7x) равно нулю, или же выражение (4 − 3x) равно нулю. Наша задача выяснить при каких x это происходит:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Видео:Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать

    Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.

    Примеры решения задач

    Предстáвим, что возникла необходимость построить небольшую комнату, площадь которой 8 м 2 . При этом длина комнаты должна быть в два раза больше её ширины. Как определить длину и ширину такой комнаты?

    Сделаем примерный рисунок этой комнаты, который иллюстрирует вид сверху:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Обозначим ширину комнаты через x . А длину комнаты через 2x , потому что по условию задачи длина должна быть в два раза больше ширины. Множитель 2 и выполнит это требование:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Поверхность комнаты (её пол) является прямоугольником. Для вычисления площади прямоугольника, нужно длину данного прямоугольника умножить на его ширину. Сделаем это:

    По условию задачи площадь должна быть 8 м 2 . Значит выражение 2x × x следует приравнять к 8

    Получилось уравнение. Если решить его, то можно найти длину и ширину комнаты.

    Первое что можно сделать это выполнить умножение в левой части уравнения:

    В результате этого преобразования переменная x перешла во вторую степень. А мы говорили, что если переменная, входящая в уравнение, возведенá во вторую степень (в квадрат), то такое уравнение является уравнением второй степени или квадратным уравнением.

    Для решения нашего квадратного уравнения воспользуемся изученными ранее тождественными преобразованиями. В данном случае можно разделить обе части на 2

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Теперь воспользуемся квадратным корнем. Если x 2 = 4 , то Уравнения с квадратами в обеих частях. Отсюда x = 2 и x = −2 .

    Через x была обозначена ширина комнаты. Ширина не должна быть отрицательной, поэтому в расчёт берём только значение 2 . Такое часто бывает при решении задачи, в которых применяется квадратное уравнение. В ответе получаются два корня, но условию задачи удовлетворяет только один из них.

    А длина была обозначена через 2x . Значение x теперь известно, подставим его в выражение 2x и вычислим длину:

    Значит длина равна 4 м , а ширина 2 м . Это решение удовлетворяет условию задачи, поскольку площадь комнаты равна 8 м 2

    Ответ: длина комнаты составляет 4 м , а ширина 2 м .

    Пример 2. Огородный участок, имеющий форму прямоугольника, одна сторона которого на 10 м больше другой, требуется обнести изгородью. Определить длину изгороди, если известно, что площадь участка равна 1200 м 2

    Решение

    Длина прямоугольника, как правило, больше его ширины. Пусть ширина участка x метров, а длина (x + 10) метров. Площадь участка составляет 1200 м 2 . Умножим длину участка на его ширину и приравняем к 1200 , получим уравнение:

    Решим данное уравнение. Для начала раскроем скобки в левой части:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Перенесём 1200 из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется 0

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Решим получившееся уравнение с помощью формул:

    Уравнения с квадратами в обеих частях

    Несмотря на то, что квадратное уравнение имеет два корня, в расчёт берём только значение 30 . Потому что ширина не может выражаться отрицательным числом.

    Итак, через x была обозначена ширина участка. Она равна тридцати метрам. А длина была обозначена через выражение x + 10 . Подставим в него найденное значение x и вычислим длину:

    x + 10 = 30 + 10 = 40 м

    Значит длина участка составляет сорок метров, а ширина тридцать метров. Эти значения удовлетворяют условию задачи, поскольку если перемножить длину и ширину (числа 40 и 30 ) получится 1200 м 2

    40 × 30 = 1200 м 2

    Теперь ответим на вопрос задачи. Какова длина изгороди? Чтобы её вычислить нужно найти периметр участка.

    Периметр прямоугольника это сумма всех его сторон. Тогда:

    P = 2(a + b) = 2 × (40 + 30) = 2 × 70 = 140 м.

    Ответ: длина изгороди огородного участка составляет 140 м.

    📸 Видео

    Теория. Умножение и деление обеих частей уравнения (5-8 класс)Скачать

    Теория. Умножение и деление обеих частей уравнения (5-8 класс)

    показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравненияСкачать

    показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравнения

    Уравнения с неполными квадратамиСкачать

    Уравнения с неполными квадратами

    Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать

    Быстрый способ решения квадратного уравнения

    Уравнения с модулемСкачать

    Уравнения с модулем

    Иррациональное уравнение 634. Метод возведения обоих частей уравнения в одну и ту же степень.Скачать

    Иррациональное уравнение 634. Метод возведения обоих частей уравнения в одну и ту же степень.

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline
    Поделиться или сохранить к себе: