Уравнения с корнем четной кратности

Решение рациональных неравенств методом интервалов

Уравнения с корнем четной кратностиМетод интервалов — это универсальный способ решения практически любых неравенств, которые встречаются в школьном курсе алгебры. Он основан на следующих свойствах функций:

1. Непрерывная функция g(x) может изменить знак только в той точке, в которой она равна 0. Графически это означает, что график непрерывной функции может перейти из одной полуплоскости в другую, только если пересечет ось абсцисс (мы помним, что ордината любой точки, лежащей на оси ОХ (оси абсцисс) равна нулю, то есть значение функции в этой точке равно 0):

Уравнения с корнем четной кратности

Мы видим, что функция y=g(x), изображенная на графике пересекает ось ОХ в точках х= -8, х=-2, х=4, х=8. Эти точки называются нулями функции. И в этих же точках функция g(x) меняет знак.

2. Функция также может менять знак в нулях знаменателя — простейший пример хорошо известная функция Уравнения с корнем четной кратности:

Уравнения с корнем четной кратности

Мы видим, что функция Уравнения с корнем четной кратностименяет знак в корне знаменателя, в точке Уравнения с корнем четной кратности, но при этом не обращается в ноль ни в одной точке. Таким образом, если функция содержит дробь, она может менять знак в корнях знаменателя.

2. Однако, функция не всегда меняет знак в корне числителя или в корне знаменателя. Например, функция y=x 2 не меняет знак в точке х=0:

Уравнения с корнем четной кратности

Т.к. уравнение x 2 =0 имеет два равных корня х=0, в точке х=0 функция как бы дважды обращается в 0. Такой корень называется корнем второй кратности.

Функция Уравнения с корнем четной кратностименяет знак в нуле числителя, Уравнения с корнем четной кратности, но не меняет знак в нуле знаменателя: Уравнения с корнем четной кратности, так как корень Уравнения с корнем четной кратности— корень второй кратности, то есть четной кратности:

Уравнения с корнем четной кратности

Важно! В корнях четной кратности функция знак не меняет.

Обратите внимание! Любое нелинейное неравенство школьного курса алгебры, как правило, решается с помощью метода интервалов.

Предлагаю вам подробный алгоритм решения неравенств методом интервалов , следуя которому вы сможете избежать ошибок при решении нелинейных неравенств.

1. Для начала необходимо привести неравенство к виду

Р(х)V0,

где V- знак неравенства: ,≤ или ≥. Для этого необходимо:

а) перенести все слагаемые в левую часть неравенства,

б) найти корни получившегося выражения,

в) разложить левую часть неравенства на множители

г) одинаковые множители записать в виде степени.

Внимание! Последнее действие необходимо сделать, чтобы не ошибиться с кратностью корней — если в результате получится множитель в четной степени, значит, соответствующий корень имеет четную кратность.

2. Нанести найденные корни на числовую ось.

3. Если неравенство строгое, то кружки, обозначающие корни на числовой оси оставляем «пустыми», если неравенство нестрогое, то кружки закрашиваем.

4. Выделяем корни четной кратности — в них Р(х) знак не меняет.

5. Определяем знак Р(х) на самом правом промежутке. Для этого берем произвольное значение х0, которое больше большего корня и подставляем в Р(х).

Если P(x0)>0 (или ≥0), то в самом правом промежутке ставим знак «+».

Если P(x0) Уравнения с корнем четной кратности

(где V- знак неравенства: )

Строгое неравенство такого вида равносильно неравенству

Уравнения с корнем четной кратности

НЕстрогое неравенство вида

Уравнения с корнем четной кратности

равносильно системе:

Уравнения с корнем четной кратности

На практике, если функция имеет вид Уравнения с корнем четной кратности, то поступаем следующим образом:

  1. Находим корни числителя и знаменателя.
  2. Наносим их на ось. Все кружки оставляем пустыми. Затем, если неравенство не строгое, то корни числителя закрашиваем, а корни знаменателя всегда оставляем пустыми.
  3. Далее следуем общему алгоритму:
  4. Выделяем корни четной кратности (если числитель и знаменатель содержат одинаковые корни, то считаем, сколько раз встречаются одинаковые корни). В корнях четной кратности смены знака не происходит.
  5. Выясняем знак на самом правом промежутке.
  6. Расставляем знаки.
  7. В случае нестрого неравенства условие равенства условие равенства нулю проверяем отдельно.
  8. Выделяем нужные промежутки и отдельно стоящие корни.
  9. Записываем ответ.

Чтобы лучше понять алгоритм решения неравенств методом интервалов, посмотрите ВИДЕОУРОК, в котором подробно разбирается пример решения неравенства методом интервалов.

  • Видео:О кратности корней в методе интерваловСкачать

    О кратности корней в методе интервалов

    Метод интервалов решения неравенств

    Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f(x) > 0. Алгоритм состоит из 5 шагов:

    1. Решить уравнение f(x) = 0. Таким образом, вместо неравенства получаем уравнение, которое решается намного проще;
    2. Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;
    3. Найти кратность корней. Если корни четной кратности, то над корнем рисуем петлю. (Корень считается кратным, если существует четное количество одинаковых решений)
    4. Выяснить знак (плюс или минус) функции f(x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f(x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;
    5. Отметить знаки на остальных интервалах, чередуя их.

    После этого останется лишь выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имело вид f(x) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f(x) x = 2

    Получили два корня.

    Шаг 2: отмечаем эти корни на координатной прямой. Имеем:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Шаг 3: находим знак функции на самом правом интервале (правее отмеченной точки x = 2). Для этого надо взять любое число, которое больше числа x = 2. Например, возьмем x = 3 (но никто не запрещает взять x = 4, x = 10 и даже x = 10 000).

    f(3)=(3 — 2)(3 + 7) = 1*10 = 10

    Получаем, что f(3) = 10 > 0 (10 – это положительное число), поэтому в самом правом интервале ставим знак плюс.

    Шаг 4: нужно отметить знаки на остальных интервалах. Помним, что при переходе через каждый корень знак должен меняться. Например, справа от корня x = 2 стоит плюс (мы убедились в этом на предыдущем шаге), поэтому слева обязан стоять минус. Этот минус распространяется на весь интервал (−7; 2), поэтому справа от корня x = −7 стоит минус. Следовательно, слева от корня x = −7 стоит плюс. Осталось отметить эти знаки на координатной оси.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Вернемся к исходному неравенству, которое имело вид:

    (x — 2)(x + 7) 2 — 6x + 1)(x — 2) ≥ 0

    Решение:

    Для начала необходимо найти корни уравнения

    (9x 2 — 6x + 1)(x — 2) = 0

    Свернем первую скобку, получим:

    (3x — 1) 2 (x — 2) = 0

    x — 2 = 0; (3x — 1) 2 = 0

    Решив эти уравнения получим:

    x1 = 2; x2 = Уравнения с корнем четной кратности ; x3= Уравнения с корнем четной кратности ;

    Нанесем точки на числовую прямую:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Т.к. x2 и x3 – кратные корни, то на прямой будет одна точка и над ней “петля”.

    Возьмем любое число меньшее самой левой точки Уравнения с корнем четной кратности и подставим в исходное неравенство. Возьмем число -1.

    (9*(-1) 2 — 6*(-1) + 1)(-1 — 2) = -12

    Т.к. решение уравнения при x = -1 отрицательное (-12), то на графике в крайнем левом интервале пишем -, и далее чередуя знак записываем его в следующие интервалы:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Далее выбираем отрицательные интервалы, т.к. знак нашего неравенства ≤.

    Не забываем включать решение уравнения (найденные X), т.к. наше неравенство нестрогое.

    Ответ: < Уравнения с корнем четной кратности > U [2;+∞)

    Пример 3:

    Решить неравенство:

    (9x 2 — 6x + 1)(x — 2) > 0

    Все, чем данное неравенство отличается от предыдущего – вместо нестрогого неравенства (≥) стоит строгое (>). Как ни странно, решение данного неравенства будет иным.

    Найдем корни уравнения (9x 2 — 6x + 1)(x — 2) ≠ 0 (знак ≠ означает, что найденные корни не могут быть решениями нашего неравенства, т.к. оно строгое). Проделав все этапы, что и в предыдущем примере получим:

    x1= 2; x2,3 = Уравнения с корнем четной кратности ;

    Вынесем наши решения на числовую прямую (обратите внимания, что данные точки не включены, т.к. неравенство строгое, т.е. левая часть неравенства не равна нулю)

    Обратите внимание, что корни x2 и x3 совпадают, корень “ Уравнения с корнем четной кратности ” является кратным. Соответственно, в данной точке на числовой прямой рисуем петлю.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Возьмем число -1.

    (9*(-1) 2 — 6*(-1) + 1)(-1 — 2) = -12

    Т.к. решение уравнения при x = -1 отрицательное (-12), то на графике в крайнем левом интервале пишем -, и далее чередуя знак записываем его в следующие интервалы:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Далее выбираем отрицательные интервалы, т.к. знак нашего неравенства

    Видео:Неравенства с корнями четной кратности и изолированными точкамиСкачать

    Неравенства с корнями четной кратности и изолированными точками

    Метод интервалов для целых рациональных неравенств. Часть 1

    Чтобы оценить все могущество метода интервалов, давайте сначала решим несложное неравенство так, как если бы мы его решали, не зная метода интервалов . + показать

    Решим неравенство Уравнения с корнем четной кратности0″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»20″ width=»159″ style=»vertical-align: -5px;»/>.

    Как мы будем рассуждать?

    Произведение двух множителей дает знак «+», когда

    1) оба множителя положительны;

    2) оба множителя отрицательны.

    Поэтому предстоит решить совокупность двух систем неравенств:

    Уравнения с корнем четной кратности0,& &x-5>0; end& &begin x+6

    Решение первой системы:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Решение второй системы:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Итак, нам осталось объединить решения первой и второй систем:

    Ответ: Уравнения с корнем четной кратности

    А теперь представьте, если бы у нас было не два множителя, как выше, а три-четыре, а если бы при этом множители представляли из себя многочлены второй степени, например.

    Представляете, сколько было бы перебора различных ситуаций?

    Метод интервалов для рациональных неравенств

    Метод интервалов выручит! Избавит нас от рутины! + показать

    Мы ведь понимаем, что любое число – либо отрицательное (-), либо положительное (+), либо ноль. Где «переход» из одной зоны (+или – ) в другую (- или +)? В нуле!

    Уравнения с корнем четной кратностиУравнения с корнем четной кратности

    На рисунке 1 функция обращается в нуль в точках -2; 1; 5 и 7. Именно при переходе через них она и меняет свой знак с одного на другой.

    Функция может также коснуться оси (ох), и «не перескочить» в другую зону (как на рисунке 2). В данном случае точка Уравнения с корнем четной кратности– корень четной кратности (мы еще поговорим об этом).

    В любом случае, если функция попала из одной «зоны» («+,-») в другую («-,+»), – значит она в какой-то точке должна была обратиться в ноль.

    Поэтому-то нули функции и помогут нам!

    Итак, давайте выработаем алгоритм, которого будем придерживаться при решении рациональных неравенств.

    Алгоритм решения рациональных неравенств

    Пусть нам дано неравенство вида Уравнения с корнем четной кратности, где Уравнения с корнем четной кратности– один из знаков Уравнения с корнем четной кратности,geq» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»17″ width=»86″ style=»vertical-align: -4px;»/>.

    1. Раскладываем Уравнения с корнем четной кратностина множители (если это возможно * ).

    2. Находим нули Уравнения с корнем четной кратности.

    3. Отмечаем корни (нули) функции на оси в порядке возрастания. Эти числа разбивают числовую ось на интервалы. На каждом из этих интервалов выражение сохраняет знак, а, переходя через отмеченные точки, меняет знак на противоположный (или не меняет, если корень – четной кратности, например, в неравенстве Уравнения с корнем четной кратности Уравнения с корнем четной кратности– корень четной кратности, корень Уравнения с корнем четной кратности– обычный).

    4. Расставляем знаки на интервалах, начиная от крайнего правого. Советую брать «миллиончик» – не промахнетесь (шучу). Нам не важно само значение функции в выбранной точке, но только ЗНАК в ней, поэтому не утруждайте себя подсчетами – только грубая прикидка.

    5. Выбираем подходящие нам промежутки, записываем ответ. Например, если неравенство со знаком «>», то берем интервалы со знаком «+», если неравенство со знаком «

    Практика

    Пример 1.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности

    1) Разложим вторую скобку неравенства на множители по формуле «разность квадратов»: Уравнения с корнем четной кратности

    2) Нули: Уравнения с корнем четной кратности

    3)

    Уравнения с корнем четной кратности

    4) Взяв «миллиончик» и «подставив» в Уравнения с корнем четной кратности, конечно же будем иметь знак «-». Далее знаки чередуются.

    Уравнения с корнем четной кратности

    5) Выбираем подходящие нам промежутки, записываем ответ:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Ответ: Уравнения с корнем четной кратности.

    Пример 2.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности0″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»20″ width=»137″ style=»vertical-align: -2px;»/>

    1) Попадаем в ситуацию ( * ) – на множители-то не раскладывается, так как Уравнения с корнем четной кратности.

    2)

    3) А отмечать-то нечего на оси 🙁

    4) Так значит, меняться знаку негде! Он – либо «+» либо «-» всюду! Берем любое число, например, 0 и смотрим, какой знак в нем принимает выражение Уравнения с корнем четной кратности. Очевидно, это «+». Поэтому Уравнения с корнем четной кратности

    5) Ответ: Уравнения с корнем четной кратности.

    Пример 3.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности

    1) Раскладываем первую скобку на множители по формуле разность кубов:

    Уравнения с корнем четной кратности. Заметим, Уравнения с корнем четной кратностидальше на множители не раскладывается, так как Уравнения с корнем четной кратностидля этого квадратного трехчлена. А значит, эта скобка несет в себе только один знак (не трудно понять, что «+»). То есть, вообще говоря, мы можем поделить обе части исходного неравенства на Уравнения с корнем четной кратности. Полученное тогда неравенство Уравнения с корнем четной кратностиравносильно исходному.

    Будем дальше решать именно это неравенство:

    Уравнения с корнем четной кратности

    2) Нули: Уравнения с корнем четной кратности.

    3)-4) Обратите внимание: корень Уравнения с корнем четной кратности– четной кратности, при переходе через него не будет происходить смена знаков! Ну действительно, знак неравенства определяется только выражением Уравнения с корнем четной кратности, ведь Уравнения с корнем четной кратностипринимает только «+» (то есть не влияет на знак произведения) или обращается в ноль.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Обратите внимание – в ответ пойдет и точка ! Так как знак неравенства нестрогий, мы должны взять и все точки, лежащие на оси.

    5) Ответ: Уравнения с корнем четной кратности<Уравнения с корнем четной кратности>Уравнения с корнем четной кратности.

    Пример 4.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности

    1) Первая скобка: Уравнения с корнем четной кратности

    Вторая скобка: Уравнения с корнем четной кратности, так как Уравнения с корнем четной кратности, Уравнения с корнем четной кратности. Мы воспользовались этим (п. 7) правилом при разложении на множители квадратного трехчлена.

    Третья скобка: Уравнения с корнем четной кратностиспособ разложения аналогичен способу разложению второй скобки.

    Итак, имеем: Уравнения с корнем четной кратности.

    2) Нули: Уравнения с корнем четной кратности, при этом Уравнения с корнем четной кратности– корни четной кратности.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Ответ: Уравнения с корнем четной кратности<Уравнения с корнем четной кратности>.

    Пример 5.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности

    Надеюсь, у вас не возникает желания разложить на множители каждую из скобок? Ни в коем случае! Должен быть «0» справа!

    Поэтому, первое, что нужно сделать, – перенести «-5» в левую сторону. Но раскрывать скобки и выходить на 4-ю степень не хотелось бы.

    Замечаем, что есть одинаковые компоненты (Уравнения с корнем четной кратности) в скобках, поэтому, можно сделать замену переменной. Обозначим Уравнения с корнем четной кратностиза Уравнения с корнем четной кратности. Тогда получаем следующее неравенство: Уравнения с корнем четной кратности.

    Далее: Уравнения с корнем четной кратности.

    1) Раскладываем на множители: Уравнения с корнем четной кратности

    2) Нули: 1; 5

    3)-5) Ось у нас будет называться Уравнения с корнем четной кратности:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности.

    Теперь нам предстоит сделать обратную замену: Уравнения с корнем четной кратности.

    Перепишем двойное неравенство в виде системы:

    Уравнения с корнем четной кратности1; end» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»60″ width=»146″ style=»vertical-align: -25px;»/>

    Уравнения с корнем четной кратности0; end» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»60″ width=»146″ style=»vertical-align: -25px;»/>

    Нам предстоит решить два неравенства, а потом пересечь их решения.

    Решаем первое неравенство: Уравнения с корнем четной кратности

    Раскладываем на множители: Уравнения с корнем четной кратности.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Решение первого неравенства: Уравнения с корнем четной кратности

    Решаем второе неравенство: Уравнения с корнем четной кратности0″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»18″ width=»127″ style=»vertical-align: 0px;»/>

    Раскладываем на множители: Уравнения с корнем четной кратности0″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»20″ width=»159″ style=»vertical-align: -5px;»/>

    Уравнения с корнем четной кратности

    Решение второго неравества: Уравнения с корнем четной кратности.

    Пересекаем решения неравенств:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Ответ: Уравнения с корнем четной кратности.

    Пример 6.

    Решить неравенство: Уравнения с корнем четной кратности0″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»20″ width=»181″ style=»vertical-align: -5px;»/>.

    Введем переменную: Уравнения с корнем четной кратности, заметим, при этом Уравнения с корнем четной кратности.

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Или, что тоже самое:

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Уравнения с корнем четной кратности

    Ответ: Уравнения с корнем четной кратности.

    ! Возможно, вам будет интересно ВИДЕО по данной теме.

    Здесь предлагаю ознакомиться с решением дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

    🔍 Видео

    Жесть на ЕГЭ #3 КОРЕНЬ ЧЁТНОЙ КРАТНОСТИ | КВАДРАТИК?Скачать

    Жесть на ЕГЭ #3 КОРЕНЬ ЧЁТНОЙ КРАТНОСТИ | КВАДРАТИК?

    Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные фактыСкачать

    Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные факты

    кратные корниСкачать

    кратные корни

    Схема Горнера. 10 класс.Скачать

    Схема Горнера. 10 класс.

    СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

    СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

    Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.Скачать

    Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.

    Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

    Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

    Метод интервалов. Решение неравенств, учёт кратности корнейСкачать

    Метод интервалов. Решение неравенств, учёт кратности корней

    Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

    Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnline

    Метод интервалов. решение неравенств. корни чётной кратности. огэ ЕГЭ математикаСкачать

    Метод интервалов. решение неравенств. корни чётной кратности. огэ ЕГЭ математика

    ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #mathСкачать

    ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #math

    Корень n-ой степени. Алгебра, 9 классСкачать

    Корень n-ой степени. Алгебра, 9 класс

    Метод Интервалов c Нуля до ЕГЭ №14 за 11 минут 🔥Скачать

    Метод Интервалов c Нуля до ЕГЭ №14 за 11 минут 🔥

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

    Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

    Решение квадратного неравенства методом интервалов 3Скачать

    Решение квадратного неравенства методом интервалов 3

    Решение квадратных неравенств методом интервалов. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных неравенств методом интервалов. 8 класс.

    МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ (решение неравенства)Скачать

    МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ (решение неравенства)

    Корни n-й степени. Вебинар | МатематикаСкачать

    Корни n-й степени. Вебинар | Математика
  • Поделиться или сохранить к себе: