О чем эта статья:
5 класс, 6 класс, 7 класс
- Понятие дроби
- Основные свойства дробей
- Понятие уравнения
- Понятие дробного уравнения
- Как решать уравнения с дробями
- 1. Метод пропорции
- 2. Метод избавления от дробей
- Что еще важно учитывать при решении
- Универсальный алгоритм решения
- Примеры решения дробных уравнений
- Решение уравнений с дробями 5 класс
- Просмотр содержимого документа «Решение уравнений с дробями 5 класс»
- Урок математики 5 класс «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений» учебно-методический материал по математике (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 🎦 Видео
Видео:Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
- обыкновенный вид — ½ или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
- Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Видео:Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )Скачать
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Видео:Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.Скачать
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
- Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
- Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать
Понятие дробного уравнения
Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:
Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:
На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.
Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.
Видео:Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )Скачать
Как решать уравнения с дробями
1. Метод пропорции
Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.
Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:
В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.
После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.
2. Метод избавления от дробей
Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.
В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:
- подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
- умножить на это число каждый член уравнения.
Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!
Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.
Что еще важно учитывать при решении
- если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
- делить и умножать уравнение на 0 нельзя.
Универсальный алгоритм решения
Определить область допустимых значений.
Найти общий знаменатель.
Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
Решить полученное уравнение.
Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
Записать ответ, который прошел проверку.
Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.
Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать
Примеры решения дробных уравнений
Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.
Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.
- Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
- Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Решим обычное уравнение.
Пример 2. Найти корень уравнения
- Область допустимых значений: х ≠ −2.
- Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Переведем новый множитель в числитель..
Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.
Пример 3. Решить дробное уравнение:
- Найти общий знаменатель:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:
Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:
Решим полученное квадратное уравнение:
Получили два возможных корня:
Если x = −3, то знаменатель равен нулю:
Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.
Видео:Уравнения с дробями ( Математика - 5 класс )Скачать
Решение уравнений с дробями 5 класс
Решение уравнений с дробями. Решение задач на дроби.
Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений с дробями 5 класс»
— Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
— Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.
При решении уравнений необходимо пользоваться правилами решения уравнений, свойствами сложения и вычитания.
Решение уравнений с применением свойств.
Решение уравнений с использованием правил.
Выражение в левой части уравнения является суммой.
слагаемое + слагаемое = сумма.
Чтобы найди неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Выражение в левой части уравнения является разностью.
уменьшаемое – вычитаемое = разность
Чтобы найди неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Выражение в левой части уравнения является разностью.
уменьшаемое – вычитаемое = разность
Чтобы найди неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВИЛ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ.
В левой части уравнения выражение является суммой.
Видео:Решение уравнений с дробными числами в 6 классеСкачать
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений»
учебно-методический материал по математике (5 класс)
видео урока математики в 5 класса. Тема «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений». Урок разработан в рамках участия в конкурсе «Учитель года 2021».
Материалы в архиве:
1. Видео урока по ссылке
2. Технологическая карта урока математики
3. Раздаточный материал
4. Презентация к уроку
Видео:Сложение дробей и смешанных чисел. Практическая часть. 5 класс.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx | 22.88 КБ |
Презентация к уроку | 1.01 МБ |
Раздаточный материал к уроку | 250.13 КБ |
Видео:КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ С ДРОБЯМИ И ЦЕЛЫМИ ЧИСЛАМИ? Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений
Цель: формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; способствовать развитию математической грамотности; оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Универсальные учебные действия: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний.
Планируемый образовательный результат: знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь безошибочно выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, уметь решать уравнения (на основе зависимости компонентов).
Основные понятия: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, уравнения.
Ресурсы: презентация, раздаточный материал
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Деятельность учителя/ задания урока
Добрый день. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату и «классная работа»
Перед Вами «Карта урока». В ходе урока Вы будете решать задания, в графу «Отметка о выполнении» поставить «+», если задание выполнено полностью верно; «-» — если задание выполнено не верно. На уроке Вы будете не только решать задания, но и оценивать собственную деятельность. Отметка за урок будет выставлена с учетом заполнения данной карты.
Приветствуют учителя. Открывают тетради, записывают дату и тему урока
Мотивационный. Актуализация знаний
Вспомните, какую тему мы с Вами изучаем.
Как сложить (вычесть) с одинаковыми знаменателями?
Чтобы узнать тему урока, я предлагаю Вам отгадать кроссворд, по вертикали выделено кодовое слово сегодняшнего урока. (задаются вопросы кроссворда)
Сформулируйте тему и цель урока.
Вспомним правила решения уравнений.
Соотнесите определение с определяемым понятием, используя стрелки.
Называют тему, которую изучают.
Отгадывают кроссворд, называют кодовое слово.
Формулируют тему и цель урока.
Выполняют задание на соотнесение.
познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний
Физминутка – 1 мин
1 задание. Найди ошибку . На экране представлено решение уравнения. Найдите ошибку и объясните почему.
2 задание. Решите уравнение, выбрав одно из предложенных. (Проверка решения)
В каких заданиях мы можем еще встретить уравнение?
Давайте вспомним алгоритм решения задачи с помощью уравнения.
3 задание. Собрать алгоритм. Расставьте в верной последовательности алгоритм решения задачи на уравнение.
4 задание. Составить уравнение по краткой записи. Работа в парах над составлением уравнения. (Каждому ряду дана своя схема)
5 задание. Заполни пропуски в решении задачи с помощью уравнения
6 задание. Решить задачу , составив по условию задачи уравнение.
Выполняют предложенные задания.
личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний.
Рефлексия. Подведение итогов (2 мин)
При подведении итогов урока заполните таблицу «Знаю – хочу узнать», поставив «+» напротив предложения в соответствующую колонку
Сколько знаков «+» Вы поставили в колонку «знаю», «хочу узнать»
Подведем итог тому, что сегодня повторяли на уроке:
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями
- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями
- Как найти неизвестное слагаемое
- Как найти неизвестное уменьшаемое
- Как найти неизвестное вычитаемое
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя.
личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
🎦 Видео
Сложение и вычитание смешанных чиселСкачать
Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Практическая часть. 5 класс.Скачать
Обыкновенные дроби и действия над ними. Практическая часть. 5 класс.Скачать
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ СО СМЕШАННЫМИ ЧИСЛАМИСкачать
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ С ДРОБЯМИ И СКОБКАМИ? Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Сложение дробей и смешанных чисел. 5 класс.Скачать
Как найти Х в уравнении с дробью. Уравнений с дробями. Как решить дробное уравнение. Пропорция.Скачать
Умножение, деление и сложение дробей #математика #алгебра #дроби #5классСкачать
Деление дробей и смешанных чисел. 5 класс.Скачать