Уравнения реакций на минеральные удобрения

Видео:Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnline

Практическая работа по теме «Определение минеральных удобрений». 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9

Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

Форма работы: парная.

Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой, AgNO3 (раствор), КОН (конц.), ВаСI2 (раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.

Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.

а) К содержимому пробирок добавляем воду.

Наблюдения. В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.

Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.

б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.

Наблюдения: Выделяется желтый осадок.

Уравнения реакций на минеральные удобрения

Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат — ионы.

в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.

Наблюдения. В одной из пробирок выпадает белый осадок.

Уравнения реакций на минеральные удобрения

Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.

г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .

Наблюдения. Образуется белый осадок.

Уравнения реакций на минеральные удобрения

Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид-ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.

Видео:Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

Опыты по химии. Минеральные удобрения

Определение состава минеральных удобрений.

Определение минеральных удобрений основано на качественных реакциях на ионы, входящие в их состав. Нитрат-ион в натриевой селитре NaNO3 определяют взаимодействием раствора натриевой селитры с концентрированной серной кислотой и медью. При нагревании этого раствора выделяется бурый газ – диоксид азота.

Суперфосфат содержит в своем составе дигидрофосфат кальция Ca(H2PO4)2. Приготовим вытяжку раствора суперфосфата и прильем к ней раствор нитрата серебра. Выпадает желтый осадок фосфата серебра. Приведем уравнение одной из возможных реакций:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, держатель для пробирок, спиртовка, фильтровальная бумага, шпатели.

Техника безопасности.

Соблюдать правила работы с кислотами, раствором нитрата серебра. Особо осторожно обращаться с концентрированной серной кислотой. Не вдыхать выделяющиеся оксиды азота. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Распознавание минеральных удобрений (практическая работа)

Известно, что в неподписанных чашках находятся минеральные удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит. Нам предстоит подписать чашки.

1.Приготовим раствор первого неизвестного минерального удобрения. Отберем в пробирки пробы этого раствора. В первую пробирку добавляем концентрированную серную кислоту (H2SO4) и медь (Cu) – реакция не идет. Значит, нитрат-ионов (NO3 — ) в растворе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария (BaCl2) – выпадает белый осадок. Следовательно, в испытуемом растворе присутствуют сульфат-ионы (SO4 2- ).

SO4 2- + BaCl2 = BaSO4 + 2Cl

В третью пробирку наливаем раствор щелочи и нагреваем его. Влажная универсальная индикаторная бумага становится синей у отверстия пробирки. Это значит, что выделяется аммиак (NH3). В испытуемом растворе присутствуют ионы аммония (NH4 + ).

NH4 + NaOH = NH3 +Na + + H2O

В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – изменений не происходит. Это значит, что хлор-ионов (Cl — ) и фосфат-ионов (PO4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили в пробах сульфат-ионы и ионы аммония. Следовательно, определяемое удобрение – сульфат аммония (NH4)2SO4.

  1. Приступим к анализу второго неизвестного удобрения. Приготовим раствор удобрения и пробы этого раствора. В первую пробирку добавим концентрированную серную кислоту и медь – появился бурый газ.

2NO3 + 2H2SO4 + Cu = 2NO2 + CuSO4 + SO4 2‑ + 2H2O

Следовательно, в растворе присутствуют нитрат-ионы (NO3 — ). Во вторую пробирку добавим раствор хлорида бария BaCl2 – изменений не происходит. Это значит, что сульфат-ионов (SO4 2- ). в исследуемом растворе нет. К третьей пробе добавим раствор щелочи и нагреем пробирку. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония (NH4 + ) в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – изменений не происходит. Хлорид-ионов (Cl — ) и фосфат-ионов (PO4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили только нитрат-ионы. Следовательно, анализируемое удобрение является нитратом натрия NaNO3.

  1. Приготовим раствор третьего неизвестного удобрения и отберем пробы. К первой пробе добавляем серную кислоту H2SO4 и медь Cu: изменений не происходит. Нитрат-ионов (NO3 — ) в пробе нет. Раствор хлорида бария BaCl2 обнаруживает присутствие сульфат-ионов SO4 2- : выпадает белый осадок сульфата бария.

SO4 2- + BaCl2 = BaSO4 + 2Cl

К третьей пробе добавляем раствор щелочи и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага у отверстия пробирки не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония (NH4) в пробе нет. В четвертой пробирке при добавлении раствора нитрата серебра выпадает желтый осадок. Это свидетельствует о присутствии в пробе фосфат-ионов.

PO4 3- + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NO3

Следовательно, анализируемое удобрение является суперфосфатом.

  1. Приготовим раствор четвертого неизвестного удобрения и отберем пробы раствора. К раствору в первой пробирке добавляем концентрированную серную кислоту H2SO4 и медь Cu: реакция не идет. Это значит, что нитрат-ионов (NO3 — ) в пробе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария BaCl2 – изменений нет. Сульфат-ионы (SO4 2- ) в пробе не обнаружены. Третью пробу анализируем на присутствие ионов аммония (NH4 + ).. Добавляем щелочь и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет цвет у отверстия пробирки. Значит, ионов аммония в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – выпадает белый творожистый осадок. Следовательно, в растворе присутствуют хлорид-ионы.

AgNO3 + Cl = AgCl + NO3

Мы обнаружили в пробах только хлорид-ионы (Cl — ). Следовательно, анализируемое удобрение является калийной солью, или сильвинитом KCl . NaCl.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.

Техника безопасности.

Соблюдать правила работы с кислотами, щелочами, растворами хлорида бария и нитрата серебра. Особо осторожно обращаться с концентрированной серной кислотой. Не вдыхать выделяющиеся оксиды азота.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Распознавание удобрений простейшими качественными реакциями

Распознавание удобрений простейшими качественными реакциями сводится к выявлению наличия в них тех или иных ионов. Ниже приводится описание основных качественных реакций.

1. Аммиак обнаруживается при взаимодействии щелочи (едкого калия или натрия) с раствором удобрения. Происходит следующая реакция:

Аналогичные реакции происходят с другими аммиачными удобрениями. Реакция выполняется следующим образом: к 2-3 мл водного раствора удобрения приливают 1 мл щелочи, взбалтывают, характерный запах аммиака свидетельствует о наличии в удобрении аммиачного азота. Если из-за низкой температуры запах не обнаруживается, пробирку подогревают на пламени горелки. Присутствие аммиака можно также обнаружить при помощи воздействия щелочи на сухое удобрение. При добавлении щелочи аммиак выделяется из аммиачных и аммиачно-нитратных азотных удобрений. Из нитратных удобрений и мочевины при приливании щелочи аммиак не выделяется.

2. Ион SO4 − обнаруживается при воздействии на раствор удобрения 5% раствором хлористого бария:

Образующийся сернокислый барий выпадает в виде густого молочного белого осадка.

В пробирку к водному раствору удобрения приливают 2-3 капли раствора хлористого бария. От каждой капли образуется густой клубок осадка, а от нескольких капель белая шапка осадка у поверхности жидкости. Образование осадка от прибавления хлористого бария свидетельствует, что удобрение полностью или частично сернокислое.

3. Ион CI − обнаруживается при воздействии на раствор удобрения 2-х процентным раствором азотнокислого серебра. При содержании в удобрении хлоридов выпадает творожистый белый осадок хлористого серебра:

В пробирку к водному раствору удобрения прибавляют 2-3 капли раствора азотнокислого серебра. Если в растворе от прибавления азотнокислого серебра выпадает белый творожистый осадок, удобрение содержит хлор.

4. Ион PO4 − обнаруживается при воздействии на раствор удобрения 2-х процентным раствором азотнокислого серебра. В пробирку помещают 1-2 г удобрения и приливают в 10 раз больше воды. Содержимое пробирки хорошо взбалтывают, дают удобрению осесть и приливают 2-3 капли азотнокислого серебра. Если от его прибавления раствор и осадок желтеют — удобрение фосфорное.

5. Определение магния в удобрениях производят с помощью раствора йода в йодистом калии. Ионы магния и гидроксила дают малорастворимую гидроокись магния:

Гидроокись магния с йодом дает красно-бурую окраску. Раствором йода в йодистом калии пользуются для распознавания калийных и известковых магнийсодержащих удобрений.

6. Присутствие кальция в удобрениях определяется щавелевокислым аммонием. В пробирку налить 5 мл водного прозрачного раствора кальциевой селитры, туда же добавить 2-3 мл 5% раствора щавелевокислого аммония. Содержимое пробирки встряхнуть и подогреть на огне горелки. В результате выпадает белый осадок щавелевокислого кальция:

7. Качественная реакция на нитратный азот.

При помощи стеклянной палочки перенести на кусочек фильтровальной бумаги, положенной в фарфоровую чашечку, одну каплю испытуемого удобрения. Туда же при помощи капельницы добавить каплю фениламина. Посинение раствора свидетельствует о наличии нитратов в удобрении.

8. Карбонаты (углекислые соли) обнаруживаются при помощи разведенных соляной или уксусной кислот 1-2% раствор. Небольшое количество удобрения помещают в фарфоровую чашечку или пробирку и к нему по каплям приливают раствор кислоты. Если удобрение «вскипает» от выделяющегося углекислого газа, такое удобрение представляет собой карбонат или содержит значительное количество карбоната:

К таким удобрениям принадлежат известковые материалы, зола (K2CO3), циамид кальция, томасшлаки и др. «Вскипание» должно быть совершенно ясным, его не следует путать с неактивным выделением газов, адсорбированных на поверхности удобрений.

9. Определение реакции водной вытяжки из удобрения проводят с помощью лакмусовой бумаги. Для этого в пробирку с небольшим количеством воды помещают 2-3 г удобрения, взбалтывают, дают суспензии отстояться и в жидкость погружают полоски синей и красной лакмусовой бумаги.

Если удобрение щелочное (томасшлак), то красная лакмусовая бумага синеет; если удобрение кислое (суперфосфат), то синяя лакмусовая бумажка покраснеет.

10. Поведение удобрения на раскаленном угле. Небольшое количество удобрения (несколько небольших кристалликов, крупинок) помещают на предварительно раскаленный докрасна уголь, который снова вводят в пламя горелки.

Если удобрение сразу после помещения на раскаленный уголь вспыхивает или сначала плавится, а после подсыхания в пламени горелки вспыхивает – удобрение относиться к селитрам. Вспышка на угле происходит потому, что селитра, разрушаясь, выделяет кислород, активирующий сгорание угля. Селитры различаются по цвету пламени: на раскаленном угле аммиачная селитра дает бесцветное пламя (иногда только плавится, кипит и выделяет белый дым с запахом аммиака). Натриевая селитра сгорает желто-оранжевым пламенем, калийная селитра дает фиолетовое пламя.

Если испытуемое удобрение содержит в своем составе аммонийную (NH4) или амидную (NH2) группу, то на раскаленном угле оно разрушается с выделением запаха аммиака.

Калийные удобрения на раскаленном угле не изменяют внешнего вида, не дают запаха, а слегка потрескивают. Фосфорные, известковые удобрения и гипс на раскаленном угле не изменяются, запаха не дают, только костная мука дает запах жженой кости.

По внешнему виду и, главным образом, по простейшим реакциям можно распознать минеральные удобрения, руководствуясь определителем минеральных удобрений по качественным реакциям и приложениями 1 и 2.

🔥 Видео

8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать

8 класс. Составление уравнений химических реакций.

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?Скачать

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Минеральные удобрения. 9 класс.Скачать

Минеральные удобрения. 9 класс.

Составление уравнений реакций горения. 11 класс.Скачать

Составление уравнений реакций горения. 11 класс.

Как получать высокие урожаи без минеральных удобрений, навоза и компоста.Скачать

Как получать высокие урожаи без минеральных удобрений, навоза и компоста.

Определение состава минеральных удобренийСкачать

Определение состава минеральных удобрений

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических Реакций

Распознавание минеральных удобренийСкачать

Распознавание минеральных удобрений

Составление уравнений реакций. 1 часть. 10 класс.Скачать

Составление уравнений реакций. 1 часть. 10 класс.

Фосфорные удобрения. Как правильно вносить в почву фосфорные минеральные удобрения.Скачать

Фосфорные удобрения. Как правильно вносить в почву фосфорные минеральные удобрения.

НИТРОФОСКА - лучшее удобрение!Скачать

НИТРОФОСКА - лучшее удобрение!

Составление уравнений реакций. 1 часть. 9 класс.Скачать

Составление уравнений реакций. 1 часть. 9 класс.

Распознавание минеральных удобренийСкачать

Распознавание минеральных удобрений

Определение состава минеральных удобренийСкачать

Определение состава минеральных удобрений

Составление уравнений реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений реакций. 1 часть. 8 класс.

Как составлять ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | 4 лайфхака - 95 ВСЕХ РЕАКЦИЙ в химии!Скачать

Как составлять ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | 4 лайфхака - 95 ВСЕХ РЕАКЦИЙ в химии!
Поделиться или сохранить к себе: