Несмотря на то, что решение неравенств очень напоминает решение уравнений, все-таки неравенства вызывают у школьников больше затруднений.
Ученики часто спрашивают как решать неравенства те или иные, просят оценить решение неравенства, полученное у доски в школе или помочь в решении домашнего задания с неравенством. В основном они связаны не с решением неравенства как такового, а с проблемой записи решения и с проблемой знака неравенства, которое в определенные моменты заменяется на противоположный.
Решение неравенств — это материал, который помогает выявить у экзаменуемого сразу несколько умений и навыков: умение решать уравнения, работать со знаком неравенства, оценить полученное решение с точки зрения постановки неравенства. Поэтому неравенства включены в ОГЭ (ГИА).
- Как решать простейшие неравенства из ОГЭ (ГИА)
- Как решать нестрогое неравенство
- Решение неравенств из сборника ОГЭ по математике ФИПИ
- Неравенство 1
- Неравенство 2
- Неравенство 3
- Неравенство 4
- Алгебра. Урок 8. Неравенства, системы неравенств.
- Неравенства
- Задание 9 ОГЭ по математике. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств
- Проект по математике «Неравенства и системы неравенств в ОГЭ»
- Как преобразовать исходное равенство в (x−p) 2 (≤,>, ≥)
- 📹 Видео
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Как решать простейшие неравенства из ОГЭ (ГИА)
Итак, первое неравенство:
Видео:Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать
Как решать нестрогое неравенство
Нестрогим неравенством называется неравенство, у которого вместо строгого знака «больше» или «меньше», стоит знак «больше или равно» или «меньше или равно». Например, давайте решим нестрогое неравенство. Возьмем простое неравенство, чтобы вы поняли суть вопроса.
Решаем аналогично — только сначала упростим правую часть нашего неравенства. Переносим неизвестные в левую часть неравенства, а известные (числа) в правую часть неравенства:
Упрощаем правую часть:
Ответ: .
Обратите внимание на запись ответа. Так как у нас неравенство нестрогое, то число 2 будет входить в решение этого неравенства, поэтому мы его включаем в ответ, отмечая квадратной скобкой.
Вот так:
Видео:Урок 5. Неравенства и системы неравенств. Алгебра ОГЭ. Вебинар | МатематикаСкачать
Решение неравенств из сборника ОГЭ по математике ФИПИ
Неравенство 1
Укажите решение неравенства
Решение:
Перенесем неизвестные в левую часть неравенства, а известные — в правую часть неравенства:
, отсюда
искомый интервал: . Таким образом, из списка предложенных интервалов нам подходит интервал под номером 2.
Ответ 2.
Неравенство 2
Укажите множество решений неравенства:
Как обычно, переносим неизвестные влево от знака неравенства, а известные величины — вправо:
Обратите внимание — здесь мы делим отрицательное число. Но делим то мы его на положительное число 6. Поэтому знак неравенства остается прежним!
Нам подходит вариант решения 4.
Неравенство 3
Укажите решение неравенства
Решение:
-2″ title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»15″ width=»60″ style=»vertical-align: -2px;»/>
Подходит вариант решения 2.
Ответ: 2
Неравенство 4
Укажите множество решений неравенства
Решение:
Итак, решение неравенство иллюстрируется графиком 3.
Ответ: 3.
Теперь вы знаете, как решать неравенства, которые даны в части «Алгебра» ОГЭ (ГИА).
Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать
Алгебра. Урок 8. Неравенства, системы неравенств.
Смотрите бесплатные видео-уроки по теме “Неравенства” на канале Ёжику Понятно.
Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!
Содержание страницы:
- Неравенства
- Линейные неравенства
Видео:Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать
Неравенства
Что такое неравенство? Если взять любое уравнение и знак = поменять на любой из знаков неравенства:
≥ больше или равно,
≤ меньше или равно,
то получится неравенство.
Линейные неравенства
Линейные неравенства – это неравенства вида:
a x b a x ≤ b a x > b a x ≥ b
где a и b – любые числа, причем a ≠ 0, x – переменная.
Примеры линейных неравенств:
3 x 5 x − 2 ≥ 0 7 − 5 x 1 x ≤ 0
Решить линейное неравенство – получить выражение вида:
x c x ≤ c x > c x ≥ c
где c – некоторое число.
Последний шаг в решении неравенства – запись ответа. Давайте разбираться, как правильно записывать ответ.
- Если знак неравенства строгий > , , точка на оси будет выколотой (не закрашенной), а скобка, обнимающая точку – круглой .
Смысл выколотой точки в том, что сама точка в ответ не входит.
- Если знак неравенства нестрогий ≥ , ≤ , точка на оси будет жирной (закрашенной), а скобка, обнимающая точку – квадратной .
Смысл жирной точки в том, что сама точка входит в ответ.
- Скобка, которая обнимает знак бесконечности всегда круглая – не можем мы объять необъятное, как бы нам этого ни хотелось.
Таблица числовых промежутков
Неравенство | Графическое решение | Форма записи ответа |
---|---|---|
x c | x ∈ ( − ∞ ; c ) | |
x ≤ c | x ∈ ( − ∞ ; c ] | |
x > c | x ∈ ( c ; + ∞ ) | |
x ≥ c | Алгоритм решения линейного неравенства
a x b a x ≤ b a x > b a x ≥ b
Примеры решения линейных неравенств: №1. Решить неравенство 3 ( 2 − x ) > 18. Решение: Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые. − 3 x > 18 − 6 − 3 x > 12 | ÷ ( − 3 ) Делим обе части неравенства на ( -3 ) – коэффициент, который стоит перед x . Так как − 3 0 , знак неравенства поменяется на противоположный . x 12 − 3 ⇒ x − 4 Остается записать ответ (см. таблицу числовых промежутков). Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 4 ) №2. Решить неравество 6 x + 4 ≥ 3 ( x + 1 ) − 14. Решение: Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые. 6 x + 4 ≥ 3 x + 3 − 14 6 x − 3 x ≥ 3 − 14 − 4 3 x ≥ − 15 | ÷ 3 Делим обе части неравенства на ( 3 ) – коэффициент, который стоит перед x . Так как 3 > 0, знак неравенства после деления меняться не будет. x ≥ − 15 3 ⇒ x ≥ − 5 Остается записать ответ (см. таблицу числовых промежутков). Особые случаи (в 14 задании ОГЭ 2019 они не встречались, но знать их полезно). №1. Решить неравенство 6 x − 1 ≤ 2 ( 3 x − 0,5 ). Решение: Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые. 6 x − 6 x ≤ − 1 + 1 Получили верное неравенство, которое не зависит от переменной x . Возникает вопрос, какие значения может принимать переменная x , чтобы неравенство выполнялось? Любые! Какое бы значение мы ни взяли, оно все равно сократится и результат неравенства будет верным. Рассмотрим три варианта записи ответа. Ответ:
№2. Решить неравенство x + 3 ( 2 − 3 x ) > − 4 ( 2 x − 12 ). Решение: Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые. x + 6 − 9 x > − 8 x + 48 − 8 x + 8 x > 48 − 6 Получили неверное равенство, которое не зависит от переменной x . Какие бы значения мы ни подставляли в исходное неравенство, результат окажется одним и тем же – неверное неравенство. Ни при каких значениях x исходное неравенство не станет верным. Данное неравенство не имеет решений. Запишем ответ. Квадратные неравенства Квадратные неравенства – это неравенства вида: a x 2 + b x + c > 0 a x 2 + b x + c ≥ 0 a x 2 + b x + c 0 a x 2 + b x + c ≤ 0 где a, b, c — некоторые числа, причем a ≠ 0, x — переменная. Существует универсальный метод решения неравенств степени выше первой (квадратных, кубических, биквадратных и т.д.) – метод интервалов. Если его один раз как следует осмыслить, то проблем с решением любых неравенств не возникнет. Для того, чтобы применять метод интервалов для решения квадратных неравенств, надо уметь хорошо решать квадратные уравнения (см. урок 4). Алгоритм решения квадратного неравенства методом интервалов
Если знак неравенства строгий > , , точки будут выколотые. Если знак неравенства нестрогий ≥ , ≤ , точки будут жирные (заштрихованный).
Если получилось положительное число, знак на интервале плюс. На остальных интервалах знаки будут чередоваться. Точки выколотые, если знак неравенства строгий. Точки жирные, если знак неравенства нестрогий. Если получилось отрицательное число, знак на интервале минус. На остальных интервалах знаки будут чередоваться. Точки выколотые, если знак неравенства строгий. Точки жирные, если знак неравенства нестрогий.
Если знак неравенства > или ≥ в ответ выбираем интервалы со знаком +. Если знак неравенства или ≤ в ответ выбираем интервалы со знаком -. Примеры решения квадратных неравенств: №1. Решить неравенство x 2 ≥ x + 12. Решение: Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0. a = 1, b = − 1, c = − 12 D = b 2 − 4 a c = ( − 1 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 12 ) = 1 + 48 = 49 D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 1 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 1 ± 7 2 = [ 1 + 7 2 = 8 2 = 4 1 − 7 2 = − 6 2 = − 3 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 6 . Подставляем эту точку в исходное выражение: x 2 − x − 1 = 6 2 − 6 − 1 = 29 > 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 6 будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. В ответ пойдут два интервала. В математике для объединения нескольких интервалов используется знак объединения: ∪ . Точки -3 и 4 будут в квадратных скобках, так как они жирные. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 3 ] ∪ [ 4 ; + ∞ ) №2. Решить неравенство − 3 x − 2 ≥ x 2 . Решение: Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0. a = − 1, b = − 3, c = − 2 D = b 2 − 4 a c = ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 2 ) = 9 − 8 = 1 D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 1 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 1 − 2 = [ 3 + 1 − 2 = 4 − 2 = − 2 3 − 1 − 2 = 2 − 2 = − 1 x 1 = − 2, x 2 = − 1 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 0 . Подставляем эту точку в исходное выражение: − x 2 − 3 x − 2 = − ( 0 ) 2 − 3 ⋅ 0 − 2 = − 2 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 0 будет − . Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. Поскольку знак неравенства ≥ , выбираем в ответ интервал со знаком +. Точки -2 и -1 будут в квадратных скобках, так как они жирные. Ответ: x ∈ [ − 2 ; − 1 ] №3. Решить неравенство 4 x 2 + 3 x . Решение: Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0. a = − 1, b = − 3, c = 4 D = b 2 − 4 a c = ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 4 = 9 + 16 = 25 D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 25 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 5 − 2 = [ 3 + 5 − 2 = 8 − 2 = − 4 3 − 5 − 2 = − 2 − 2 = 1 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2 . Подставляем эту точку в исходное выражение: − x 2 − 3 x + 4 = − ( 2 ) 2 − 3 ⋅ 2 + 4 = − 6 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2 , будет -. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. Поскольку знак неравенства , выбираем в ответ интервалы со знаком − . Точки -4 и 1 будут в круглых скобках, так как они выколотые. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 4 ) ∪ ( 1 ; + ∞ ) №4. Решить неравенство x 2 − 5 x 6. Решение: Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0. a = 1, b = − 5, c = − 6 D = b 2 − 4 a c = ( − 5 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 25 + 25 = 49 D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 5 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 5 ± 7 2 = [ 5 + 7 2 = 12 2 = 6 5 − 7 2 = − 2 2 = − 1 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 10. Подставляем эту точку в исходное выражение: x 2 − 5 x − 6 = 10 2 − 5 ⋅ 10 − 6 = 100 − 50 − 6 = 44 > 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 10 будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. Поскольку знак неравенства , выбираем в ответ интервал со знаком -. Точки -1 и 6 будут в круглых скобках, так как они выколотые Ответ: x ∈ ( − 1 ; 6 ) №5. Решить неравенство x 2 4. Решение: Переносим 4 в левую часть, раскладываем выражение на множители по ФСУ и находим корни уравнения. ( x − 2 ) ( x + 2 ) = 0 ⇔ [ x − 2 = 0 x + 2 = 0 [ x = 2 x = − 2 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 3 . Подставляем эту точку в исходное выражение: x 2 − 4 = 3 2 − 4 = 9 − 4 = 5 > 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 3 будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. Поскольку знак неравенства , выбираем в ответ интервал со знаком − . Точки -2 и 2 будут в круглых скобках, так как они выколотые. Ответ: x ∈ ( − 2 ; 2 ) №6. Решить неравенство x 2 + x ≥ 0. Решение: Выносим общий множитель за скобку, находим корни уравнения x 2 + x = 0. x ( x + 1 ) = 0 ⇔ [ x = 0 x + 1 = 0 [ x = 0 x = − 1 Наносим точки на ось x . Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 1 . Подставляем эту точку в исходное выражение: x 2 + x = 1 2 + 1 = 2 > 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 1 будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный. Поскольку знак неравенства ≥ , выбираем в ответ интервалы со знаком +. В ответ пойдут два интервала. Точки -1 и 0 будут в квадратных скобках, так как они жирные. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 1 ] ∪ [ 0 ; + ∞ ) Вот мы и познакомились с методом интервалов. Он нам еще пригодится при решении дробно рациональных неравенств, речь о которых пойдёт ниже. Дробно рациональные неравенства Дробно рациональное неравенство – это неравенство, в котором есть дробь, в знаменателе которой стоит переменная, т.е. неравенство одного из следующих видов: f ( x ) g ( x ) 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0 Дробно рациональное неравенство не обязательно сразу выглядит так. Иногда, для приведения его к такому виду, приходится потрудиться (перенести слагаемые в левую часть, привести к общему знаменателю). Примеры дробно рациональных неравенств: x − 1 x + 3 0 3 ( x + 8 ) ≤ 5 x 2 − 1 x > 0 x + 20 x ≥ x + 3 Как же решать эти дробно рациональные неравенства? Да всё при помощи того же всемогущего метода интервалов. Алгоритм решения дробно рациональных неравенств:
f ( x ) g ( x ) 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0
В этом пункте алгоритма мы будем делать всё то, что нам запрещали делать все 9 лет обучения в школе – приравнивать знаменатель дроби к нулю. Чтобы как-то оправдать свои буйные действия, полученные точки при нанесении на ось x будем всегда рисовать выколотыми, вне зависимости от того, какой знак неравенства.
Вне зависимости от знака неравенства Если знак неравенства строгий , Если знак неравенства нестрогий ,
Примеры решения дробно рациональных неравенств: №1. Решить неравенство x − 1 x + 3 > 0. Решение: Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.
x = 1 — это ноль числителя . Поскольку знак неравенства строгий, ноль числителя при нанесени на ось x будет выколотым. Запомним это.
x = − 3 — это ноль знаменателя . При нанесении на ось x точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства) .
При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данном случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.
Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2 . Подставляем эту точку в исходное выражение f ( x ) g ( x ) : x − 1 x + 3 = 2 − 1 2 + 3 = 1 5 > 0, Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2 будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.
Поскольку знак неравенства > , выбираем в ответ интервалы со знаком +. В ответ пойдут два интервала. Точки -3 и 1 будут в круглых скобках, так как обе они выколотые. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 3 ) ∪ ( 1 ; + ∞ ) №2. Решить неравенство 3 ( x + 8 ) ≤ 5. Решение: Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.
3 ( x + 8 ) − 5 x + 8 ≤ 0 3 x + 8 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0 3 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0 3 − 5 x − 40 x + 8 ≤ 0 − 5 x − 37 x + 8 ≤ 0
x = − 37 5 = − 37 5 = − 7,4 x = − 7,4 — ноль числителя . Поскольку знак неравенства нестрогий, при нанесении этой точки на ось x точка будет жирной.
x = − 8 — это ноль знаменателя . При нанесении на ось x , точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства).
При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства нестрогий, значит нули числителя будут жирными. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.
Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 0 . Подставляем эту точку в исходное выражение f ( x ) g ( x ) : − 5 x − 37 x + 8 = − 5 ⋅ 0 − 37 0 + 8 = − 37 8 0 Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 0 будет -. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.
Поскольку знак неравенства ≤ , выбираем в ответ интервалы со знаком -. В ответ пойдут два интервала. Точка -8 будет в круглой скобке, так как она выколотая, точка -7,4 будет в квадратных скобках, так как она жирная. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 8 ) ∪ [ − 7,4 ; + ∞ ) №3. Решить неравенство x 2 − 1 x > 0. Решение: Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.
( x − 1 ) ( x + 1 ) = 0 ⇒ [ x − 1 = 0 x + 1 = 0 [ x = 1 x = − 1 x 1 = 1, x 2 = − 1 — нули числителя . Поскольку знак неравенства строгий, при нанесении этих точек на ось x точки будут выколотыми.
x = 0 — это ноль знаменателя . При нанесении на ось x , точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства).
При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя и так выколоты всегда.
Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2 . Подставляем эту точку в исходное выражение f ( x ) g ( x ) : x 2 − 1 x = 2 2 − 1 2 = 4 − 1 2 = 3 2 > 0, Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2, будет +. Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.
Поскольку знак неравенства > , выбираем в ответ интервалы со знаком +. В ответ пойдут два интервала. Все точки будут в круглых скобках, так как они выколотые. Ответ: x ∈ ( − 1 ; 0 ) ∪ ( 1 ; + ∞ ) Системы неравенств Системой неравенств называют два неравенства с одной неизвестной, которые объединены в общую систему фигурной скобкой. Пример системы неравенств: Алгоритм решения системы неравенств
Примеры решений систем неравенств: №1. Решить систему неравенств < 2 x − 3 ≤ 5 7 − 3 x ≤ 1 Решение: Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.
2 x ≤ 8 | ÷ 2 , поскольку 2 > 0, знак неравенства после деления сохраняется. Точка 4 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.
− 3 x ≤ − 6 | ÷ ( − 3 ), поскольку − 3 0, знак неравенства после деления меняется на противоположный. Графическая интерпретация решения: Точка 2 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.
Пересечение решений наблюдается на отрезке от 2 до 4 . Точки 2 и 4 в ответе буду в квадратных скобках, так как обе они жирные. №2. Решить систему неравенств < 2 x − 1 ≤ 5 1 − 3 x − 2 Решение: Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.
2 x ≤ 6 | ÷ 2 , поскольку 2 > 0, знак неравенства после деления сохраняется. Точка 3 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.
3 x − 3 | ÷ 3 , поскольку 3 > 0, знак неравенства после деления сохраняется. Графическая интерпретация решения: Точка -1 на графике выколотая, так как знак неравенства строгий.
Пересечение решений наблюдается на самом левом участке. Точка -1 будет в ответе в круглых скобках, так как она выколотая. Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 1 ) №3. Решить систему неравенств 5 − x Решение: Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.
Графическая интерпретация решения:
2 x > 12 | ÷ 2 , поскольку 2 > 0, знак неравенства после деления сохраняется. Графическая интерпретация решения:
Пересечений решений не наблюдается. Значит у данной системы неравенств нет решений. №4. Решить систему неравенств 0 2 x + 3 ≤ x 2 Решение: Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.
Графическая интерпретация решения первого неравенства:
Решаем методом интервалов. a = − 1, b = 2, c = 3 D = b 2 − 4 a c = 2 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 3 = 4 + 12 = 16 D > 0 — два различных действительных корня. x 1,2 = − b ± D 2 a = − 2 ± 16 2 ⋅ ( − 1 ) = − 2 ± 4 − 2 = [ − 2 − 4 − 2 = − 6 − 2 = 3 − 2 + 4 − 2 = 2 − 2 = − 1 Наносим точки на ось x и расставляем знаки на интервалах. Поскольку знак неравенства нестрогий, обе точки будут заштрихованными. Графическая интерпретация решения второго неравенства:
Пересечение решений наблюдается в двух интервалах. Для того, чтобы в ответе объединить два интервала, используется знак объединения ∪ . Точка -4 будет в круглой скобке, так как она выколотая, а точки -1 и 3 в квадратных, так как они жирные. Видео:Решение системы неравенствСкачать Задание 9 ОГЭ по математике. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенствПри выполнении задания 9 ОГЭ по математике необходимо: уметь решать линейные и квадратные уравнения, системы уравнений и неравенств. Пример 1. Решите уравнение . Решение. Уравнение линейное. Раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые, все «иксы» переносим в левую часть равенства, всё без «иксов» – вправо: Ответ: — 2. Пример 2. Решите уравнение . Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания. Решение. Уравнение является квадратным , , . Вычисляем дискриминант и корни: Ответ: . Пример 3. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней. Решение. В левой части данного уравнения произведение двух множителей-скобок, и это произведение равно нулю. Это возможно тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Значит, получаем два уравнения: Тогда меньший из корней уравнения равен -0,75. Ответ: -0,75. Пример 4. Решите систему уравнений В ответе запишите значение . Решение. Используем метод подстановки: из второго уравнения можно выразить y и подставить в первое уравнение. Пример 5. На рисунке изображены графики функций и . Вычислите ординату точки B. Решение. Для нахождения координат точек пересечения графиков заданных функций необходимо решить систему уравнений. Найдём корни первого уравнения системы. ̶ абсцисса точка B. Тогда ордината точки В: Ответ: -5. Пример 6. Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее системе неравенств: Решение. Выразим из каждого неравенства переменную x. Не забываем, что при делении обеих частей неравенства на положительное число знак неравенства не меняется, при делении на отрицательное число ̶ знак неравенства меняется на противоположный. Используем числовую прямую. Решение первого неравенства отметим штриховкой («ёлочкой») с наклоном вправо, второго неравенства ̶ штриховкой с наклоном влево. При этом точка -2 будет «закрашенной», т.к. знак первого неравенства нестрогий, а точка -5,5 будет «выколотой», т.к. знак второго неравенства строгий. Решением системы неравенств является тот промежуток, на котором пересеклись две «ёлочки», то есть две штриховки. Это промежуток . «Выколотой» точке соответствует круглая скобка, «закрашенной» ̶ квадратная. Ответим на вопрос задачи. Наибольшее значение Видео:ОГЭ. ЗАДАНИЕ-13. НЕРАВЕНСТВА.Скачать Проект по математике «Неравенства и системы неравенств в ОГЭ»Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения Столичный центр образовательных технологий г. Москва Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца от 3 170 руб. 1900 руб. Количество часов 300 ч. / 600 ч. Успеть записаться со скидкой Форма обучения дистанционная 311 лекций для учителей, Получите свидетельство Линейные неравенства – это неравенства вида: ax b ; ax ≤ b ; ax > b ; ax ≥ b , где a и b — любые числа, причем a≠0, x — переменная. Квадратное неравенство – это такое неравенство, которое имеет вид a⋅x 2 +b⋅x+c , где a, b и c – некоторые числа, причем a не равно нулю. x – это переменная, а на месте знака может стоять любой другой знак неравенства. Вторым названием квадратных уравнений является название «неравенства второй степени». Объяснить наличие второго названия можно следующим образом. В левой части неравенства находится многочлен второй степени – квадратный трехчлен. Применение к квадратным неравенствам термина «квадратичные неравенства» некорректен, так как квадратичными являются функции, которые задаются уравнениями вида y=a⋅x 2 +b⋅x+c . Решить линейное неравенство — получить выражение вида: xc, x≥c, где c — некоторое число. » Решить неравенство » означает, что надо найти множество всех его решений. Система неравенств состоит из нескольких неравенств с одной переменной. Решить систему неравенств – значит найти решения для всей системы, либо доказать, что у данной системы решений нет. Последний шаг в решении неравенства – запись ответа. Давайте разбираться, как правильно записывать ответ. Если знак неравенства строгий >, выколотой (не закрашенной), а скобка, обнимающая точку – круглой . Смысл выколотой точки в том, что сама точка в ответ не входит. Если знак неравенства нестрогий ≥,≤, точка на оси будет жирной (закрашенной), а скобка, обнимающая точку – квадратной . Смысл жирной точки в том, что сама точка входит в ответ. Скобка, которая обнимает знак бесконечности всегда круглая – не можем мы объять необъятное, как бы нам этого ни хотелось. Линейные неравенства – это неравенства вида: ax b ; ax ≤ b ; ax > b ; ax ≥ b , где a и b — любые числа, причем a≠0, x — переменная. Алгоритм решения линейного неравенства a ⋅ x+b , ≥) при a≠0 число b будет перенесено в правую часть неравенства с противоположным знаком, что позволит прийти к равносильному a ⋅ x , ≥); будет производиться деление обеих частей неравенства на число не равное 0. Причем, когда a является положительным, то знак остается, когда a – отрицательное, меняется на противоположный. Решить неравенство вида 3 ⋅ x+12≤0 3·x+12≤0 . Данное линейное неравенство имеет a=3 и b=12 . Значит, коэффициент a при x не равен нулю. Применим выше сказанные алгоритмы, решим. Необходимо перенести слагаемое 12 в другую часть неравенства с изменением знака перед ним. Тогда получаем неравенство вида 3·x≤−12 . Необходимо произвести деление обеих частей на 3 . Знак не поменяется, так как 3 является положительным числом. Получаем, что (3·x):3≤(−12):3 , что даст результат x≤−4 . Неравенство вида x≤−4 является равносильным. То есть решение для 3·x+12≤0 – это любое действительное число, которое меньше или равно 4 . Ответ записывается в виде неравенства x≤−4 , или числового промежутка вида (−∞, −4] . Весь выше прописанный алгоритм записывается так: Указать все имеющиеся решения неравенства −2,7 ⋅ z>0 . Из условия видим, что коэффициент a при z равняется −2,7 , а b в явном виде отсутствует или равняется нулю. Первый шаг алгоритма можно не использовать, а сразу переходить ко второму. Производим деление обеих частей уравнения на число -2,7 . Так как число отрицательное, необходимо поменять знак неравенства на противоположный. То есть получаем, что (−2,7 ⋅ z):(−2,7) , и дальше z . Весь алгоритм запишем в краткой форме: Воспользовавшись для последнего неравенства правилом 1, получим равносильное ему более простое неравенство: Наконец, применив правило 3, получим Решить неравенство 0·x+7>0 . Решение. Данное линейное неравенство 0 ·x+7>0 может принимать любое значение x . Тогда получим неравенство вида 7>0 . Последнее неравенство считается верным, значит любое число может быть его решением. Найти решение неравенства 0 ⋅ x−12,7≥0 . Решение. При подстановке переменной x x любого числа получим, что неравенство получит вид — 12,7≥0 . Оно является неверным. То есть 0 ·x−12,7≥0 не имеет решений. Ответ: пустое множество. Задания для самостоятельного решения: Решите неравенство −3−3x>7x−9. Решите неравенство −9−6x>9x+9. Решите неравенство 2x−4>7x−1. Решите неравенство 2x−3(x−7)≤3. На каком рисунке изображено множество решений неравенства x−1≤3x+2? На каком рисунке изображено множество решений неравенства 2+x≤5x−8? На каком рисунке изображено множество решений неравенства 4−5(5x−2)>−8? При каких значениях x значение выражения 5x+2 меньше значения выражения 4x+8? При каких значениях a выражение 4a+9 принимает отрицательные значения? 1) a −49 4) a>−94 Решите неравенство 10x+2 Квадратное неравенство – это такое неравенство, которое имеет вид a⋅x 2 +b⋅x+c , где a, b и c – некоторые числа, причем a не равно нулю. x – это переменная, а на месте знака может стоять любой другой знак неравенства. Способы решения квадратных неравенств Метод предполагает проведение построения и анализа графика квадратичной функции y=a ⋅ x 2 +b ⋅ x+c для квадратных неравенств a ⋅ x 2 +b ⋅ x+c , ≥). Решением квадратного неравенства являются промежутки или интервалы, на которых указанная функция принимает положительные и отрицательные значения. 1. Подготавливаем неравенство к решению путём тождественных преобразований. Если неравенство уже готово, этот пункт пропускаем. 2. Делаем из неравенства уравнение. Решаем его, находим корни. 3. Рисуем ось Х, отмечаем точками корни уравнения. Если исходное неравенство нестрогое, точки — черные (закрашенные). Если строгое — белые (пустые внутри). 4. Схематично рисуем параболу по исходному выражению. 5. Определяем области +/- на рисунке. Выбираем нужные области по исходному неравенству и записываем ответ. ПРИМЕР. Необходимо найти множество решений неравенства 3 ·(x−1)·(x+1) 2 +x 2 +5 . Для решения задачи используем формулы сокращенного умножения. Для этого соберем все слагаемые в левой части неравенства, раскроем скобки и приведем подобные слагаемые: 3 ⋅ (x−1) ⋅ (x+1)−(x−2) 2 −x 2 −5 3 ⋅ (x 2 −1)−(x 2 −4x+4)−x 2 −5 3 ⋅ x 2 −3−x 2 +4x−4−x 2 −5 Мы получили равносильное квадратное неравенство, которое можно решить графическим способом, определив дискриминант и точки пересечения. D=22−1 ⋅ (−12)=16, x 1 =−6, x 2 =2 Построив график, мы можем увидеть, что множеством решений является интервал (−6, 2) . Решить квадратное неравенство с одной переменной можно методом интервалов. Метод применим для решения любого вида неравенств, не только квадратных. Суть метода в том, чтобы определить знаки промежутков, на которые разбивается ось координат нулями трехчлена a ⋅ x 2 +b ⋅ x+c при их наличии. Для неравенства a ⋅ x 2 +b ⋅ x+c ⋅ x 2 +b ⋅ x+c>0, промежутки со знаком плюс. Если мы имеем дело с нестрогими неравенствами, то решением становится интервал, который включает точки, которые соответствуют нулям трехчлена. ПРИМЕР: Выполните решение квадратного неравенства −17 ⋅ x 2 +2 ⋅ x−7 методом интервалов. Для начала найдем корни квадратного трехчлена из левой части неравенства: Это строгое неравенство, поэтому на графике используем «пустую» точку. С координатой 7 . Теперь нам нужно определить знаки на полученных промежутках (−∞, 7) и (7, +∞) . Так как дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, а старший коэффициент отрицательный, то мы проставляем знаки −, − : Так как мы решаем неравенство со знаком , то изображаем штриховку над интервалами со знаками минус: В данном случае решениями являются оба промежутка (−∞, 7), (7, +∞) . Ответ: (−∞, 7) ∪ (7, +∞) или в другой записи x≠7. Выделение квадрата двучлена Принцип выделения квадрата двучлена в левой части квадратного неравенства состоит в выполнении равносильных преобразований, которые позволяют перейти к решению равносильного неравенства вида (x−p) 2 , ≥), где p и q – некоторые числа. Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать Как преобразовать исходное равенство в (x−p) 2 (≤,>, ≥)Для этого нужно последовательно выполнить несколько шагов. Если коэффициент a, который не равен 1, то нам нужно разделить на него правую и левую часть равенства. Если он меньше 0, то знак неравенства остается прежним, а если больше, то нужно поменять его на противоположный. В итоге у нас должно получиться равенство с коэффициентом при x 2 , которое будет равносильно исходному. Если коэффициент при x 2 равен единице, то первый шаг нужно пропустить. Далее смотрим на коэффициент при x. Если он не равен нулю, то мы можем слева выделить нужный нам квадрат двучлена. Если же слагаемое с x в первой степени у нас отсутствует совсем, то этот шаг мы тоже пропускаем. После этих действий нужно перенести оставшееся слагаемое-число направо с противоположным знаком. Допустим, у нас есть неравенство x 2 ≥0 . Видим, что коэффициент при x 2 – единица, значит, первый и второй шаги можно пропустить. Получается, что и на третьем шаге ничего не нужно переносить, ведь слагаемого-числа с левой стороны нет. Из этого заключаем, что имеющееся у нас неравенство уже имеет нужный нам вид (x−p) 2 ≥q , только p=0 и q=0 . Ответ: имеющееся у нас неравенство уже имеет нужный нам вид (x−p) 2 ≥q. ПРИМЕР: Разберем преобразование неравенства 13x 2 +2 ⋅ x+3≤0 . Первым делом разделим обе части на одну треть. Это действие аналогично умножению на три. Сохранив знак неравенства, получим x 2 +6 ⋅ x+9≤0 . Поскольку слагаемое с x у нас есть, нам нужно выделить квадрат двучлена: (x+3) 2 ≤0 . Последний шаг мы не выполняем, поскольку числового слагаемого не осталось. Таким образом, мы заменили исходное квадратное неравенство на равносильное ему (x−p) 2 ≤q , где p=−3 и q=0 . Неравенства, сводящиеся к квадратным К квадратным неравенствам с помощью равносильных преобразований можно прийти от неравенств других видов. Сделать это можно разными способами. Например, перестановкой в данном неравенстве слагаемых или переносом слагаемых из одной части в другую. Пример . Рассмотрим равносильное преобразование неравенства 5≤2x−3x 2 . Если мы перенесем все слагаемые из правой части в левую, то получим квадратное неравенство вида 3x 2 −2x+5≤0. Решите неравенства: Алгоритм решения систем линейных неравенств: Чтобы решить систему неравенств с одной переменной, надо: 1) отдельно решить каждое неравенство; 2) найти пересечение найденных решений, отметив решение каждого неравенства на числовой прямой. Это пересечение и является множеством решений системы неравенств. Пример: Решим каждое неравенство в отдельности Объединим оба решения: Решите системы неравенств: Квадратные неравенства 13) 2. 1. Системы неравенств МКОУ Новониколаевская СОШ ученица 9 класса 2019-2020 уч. год Цель проекта: создание брошюры по подготовке к ГИА по теме «Неравенства и системы неравенств в ГИА» — определить основные понятия по данной теме; — выяснить в каких типовых заданиях в ОГЭ встречается тема «Неравенства и системы неравенств в ГИА»; — сделать подборку заданий с образцами решений и необходимой теорией; Актуальность проекта . В современном мире сдача государственной итоговой аттестации по математике обязательна для всех учащихся. Подготовка к экзаменам это ответственное и трудоемкое дело, а задания по теме «Неравенства и системы неравенств в ГИА» включены в экзаменационную работу. Гипотеза : использование подготовленной брошюры поможет нам и другим ученикам в подготовке к ГИА по математике. Свою работу я начала с того, что нашла и систематизировала основные определения по теме «Неравенства и системы неравенств в ГИА». Основные определения: л инейное неравенство, квадратное неравенство, решить неравенство , система неравенств, «решить систему неравенств». Все данные понятия представлены в брошюре в первом разделе. На втором этапе работы, мною были изучены разные варианты экзаменационных работ, для определения в каких типовых заданиях встречаются темы «Неравенства», «Системы неравенств». И выяснила, что это задания №15 в первой части, № 21 во второй части. Они могут быть сформулированы следующим образом: — укажите решение неравенства; -укажите неравенство, которое не имеет решений; — укажите неравенство, решение которого показано на рисунке. Далее, к каждому виду заданий, я оформила в виде образца алгоритм решения неравенства и системы неравенств. Добавила необходимый теоретический материал по данной тематике. Изучив разную литературу и интернет-ресурсы, сделала выборку подходящих неравенств и систем неравенств. Оформила все это, в виде брошюры. В данной брошюре рассмотрены: Данная брошюра будет находиться в кабинете математики. Её могут использовать одноклассники и другие учащиеся не только для подготовки к экзаменам, но и при изучении темы «Неравенства и системы неравенств». 📹 ВидеоРешение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать ОГЭ-2023 // Система неравенств за минутуСкачать Неравенства. 2 правила для решения | Математика ОГЭ 2022 | УмскулСкачать Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать "Ох уж эти неравенства" с 0 и до ОГЭ | Математика | TutorOnlineСкачать Решение неравенства методом интерваловСкачать Урок 4. Уравнения и системы уравнений. Алгебра ОГЭ . Вебинар | МатематикаСкачать Ошибка при решении системы неравенств #огэ #математика #shortsСкачать МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ПОНЯТНЫМ ЯЗЫКОМСкачать Алгебра 9. Урок 9 - Системы неравенствСкачать Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать |