Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Видео:Что такое РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ | САМОЕ ПОНЯТНОЕ объяснениеСкачать

Что такое РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ | САМОЕ ПОНЯТНОЕ объяснение

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Тема: «Краткие сведения из теории обобщенной электрической машины»

Рассматривая двигатель как элемент электромеханической системы, целесообразно механическую инерцию ротора и момент потерь на его валу отнести к механической части системы, считая механическими переменными электромагнитный момент двигателя М и скорость его ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Рис. 2.1. Электромеханический многополюсник

Этому условию соответствует представление двигателя в виде электромеханического многополюсника [2] (рис. 2.1), имеющего пар электрических зажимов, соответствующих обмоткам двигателя, к которым подведены напряжения u1, u2, , un, и одну пару механических зажимов, представляющих безынерционный ротор двигателя, на котором при скорости Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм в результате электромеханического преобразования энергии развивается электромагнитный момент М.

Переменные М, Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм связывают электромеханический преобразователь с механической частью системы, а напряжения u1, u2, , un – с системой управления электроприводом.

Для построения математического описания динамических процессов в электродвигательных устройствах любого типа (постоянного и переменного тока) используются элементы теории обобщенной электрической машины [2]. Без ее использования практически невозможно построить модель электродвигателей переменного тока.

Известно [2], что любая многофазная электрическая машина с n–фазной обмоткой статора и m–фазной обмоткой ротора при условии равенства полных сопротивлений фаз статора (ротора) для изучения динамических процессов может быть представлена эквивалентной двухфазной машиной.

Понятие обобщенной электрической машины

Обобщенная машина является упрощенной моделью реальной машины. Ее отличительными признаками являются:

Сосредоточенные в пазах проводники стоком заменены синусоидальными токовыми слоями, эквивалентными по магнитодинамической силе (МДС) первым гармоникам МДС соответствующих реальных обмоток.

Не учитывается неравномерность воздушного зазора, обусловленная пазами.

Наличие явнополюсной структуры на статоре (роторе) учитывается введением первой гармоники переменной составляющей зазора.

Магнитная цепь имеет очень высокую магнитную проницаемость и не насыщается, то есть считается, что энергия магнитного поля сосредоточена в воздушном зазоре. Влияние явнополюсности учитывается введением переменной радиальной магнитной проницаемости [2]

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

— соответственно электрической и геометрический угол поворота ротора относительно статора; Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм— число пар полюсов машины.

Полные сопротивления фаз статора и ротора равны.

Математическое описание процессов электромеханического преобразования энергии в обобщенной машине

Обобщенная электрическая машина может быть представлена схемой приведенной на рис. 2.2. Две обмотки статора размещены в ортогональной системе координат Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, неподвижной относительно статора, а две обмотки ротора – в ортогональной системе координат d, q, неподвижной относительно ротора.

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Рис. 2.2. Схема обобщенной машины

Для координат и параметров обобщенной машины будем использовать следующую систему индексов. Индексами 1 и 2 будем обозначать координаты и параметры, относящиеся соответственно к статору и ротору; индексы Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, d, q определяют принадлежность координат к соответствующей оси машины.

Динамика обобщенной электрической машины описывается четырьмя уравнениями электрического равновесия в цепях ее обмоток и уравнением электромеханического преобразования энергии. Уравнения электрического равновесия, выраженные через потокосцепления, и записанные относительно реальных напряжений и токов статора и ротора

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм– активное сопротивление одной фазы статора (ротора), Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм— потокосцепления соответствующих индексам обмоток.

Уравнения (2.2) однотипны и их можно записать в компактной обобщающей форме:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где индекс i принимает значения Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм2d, 2q, соответствующие индексам обмоток.

Потокосцепления обмоток в общем виде определяются результирующим действием токов всех обмоток машины:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Здесь для собственных и взаимных индуктивностей обмоток принято одинаковое обозначение с подстрочным индексом, первая часть которого i=Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм2d, 2q, указывает, в какой обмотке наводится ЭДС, а вторая j=Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм2d, 2q, — током какой обмотки она создается.

Однотипность записи уравнений (2.4) позволяет в дальнейшем прибегнуть к удобной обобщенной форме записи этой системы

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

При работе машины взаимное положение обмоток статора и ротора изменяется, поэтому собственные и взаимные индуктивности обмоток в общем случае являются функцией угла поворота ротора

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Для симметричной неянополюсной машины собственные индуктивности статора и ротора не зависят от положения ротора

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

а взаимные индуктивности между обмотками статора или ротора равны нулю

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

так как магнитные оси этих обмоток сдвинуты в пространстве на угол

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Взаимные индуктивности обмоток статора и ротора проходят полный цикл изменений при повороте ротора на угол

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

поэтому можно записать

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

С учетом выражения (2.5) уравнения электрического равновесия можно представить в обобщенной форме записи

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмопределяются формулами (2.6).

В результате взаимодействия токов, протекающих по обмоткам обобщенной машины, на ее роторе создается электромагнитный момент М, который может быть определен с помощью известных соотношений [2]:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

С помощью выражения (2.5) электромагнитный момент может быть выражен через токи обмоток:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения электрического равновесия (2.7) в сочетании с уравнением электромагнитного момента (2.8) представляют собой математическое описание динамического процесса преобразования энергии, которое в дальнейшем будет конкретизировано для наиболее используемых разновидностей электродвигателей. В обобщенной форме это описание принимает следующий вид:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнение электромагнитного момента можно упростить, подставив в (2.9) выражения для собственных и взаимных индуктивностей обмоток (2.6):

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

В электрическом двигателе осуществляется связь механического движения привода и приводимого им в движение механизма с электрическими процессами в системе автоматического управления и наоборот. Эта связь объединяет механическую и электрическую части в единую электромеханическую систему.

Так как Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмзависят от угла Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, а, следовательно, и от времени t, уравнение (2.7) после дифференцирования по времени преобразуется к виду:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

— угловая скорость вала двигателя.

Первый член каждого уравнения (2.12) представляет собой падение напряжения на активном сопротивлении цепи данной обмотки, второй – результирующую ЭДС самоиндукции и взаимной индукции Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, вызванную изменениями токов в обмотках, а третий член отражает взаимодействие механической и электрической частей электропривода и представляет собой результирующую ЭДС, наведенную в обмотке в результате механического движения ротора машины.

Следовательно, математическое описание процессов преобразования энергии в обобщенной электрической машине в общем виде имеет следующий вид:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Контрольные вопросы к лекции No 2.

Назовите основное условие возможности представления многофазной электрической машины с n–фазной обмоткой статора и m–фазной обмоткой ротора эквивалентной двухфазной машиной.

С какой скорость вращаются обмотки статора обобщенной электрической машины?

С какой скорость вращаются обмотки ротора обобщенной электрической машины?

Значения каких индуктивностей обмоток статора и ротора от угла поворота ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм?

Поясните физический смысл полученных уравнений электрического равновесия напряжений в обмотках обобщенной электрической машины:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Полные сопротивления фаз статора и ротора должны быть соответственно равны.

Обмотки статора обобщенной электрической машины неподвижны в пространстве.

Обмотки ротора обобщенной электрической машины неподвижны относительно ротора и вращаются в пространстве со скоростью ротораУравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Взаимные индуктивности Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмобмоток статора и ротора проходят полный цикл изменений при повороте ротора на уголУравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Первый член каждого уравнения представляет собой падение напряжения на активном сопротивлении цепи данной обмотки, второй – результирующую ЭДС самоиндукции и взаимной индукции Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, вызванную изменениями токов в обмотках, а третий член отражает взаимодействие механической и электрической частей электропривода и представляет собой результирующую ЭДС, наведенную в обмотке в результате механического движения ротора машины.

Видео:Переходные процессы | Классический метод расчета переходных процессов. Теория и задачаСкачать

Переходные процессы | Классический метод расчета переходных процессов. Теория и задача

Лекция №4. Математическое описание процессов преобразования энергии

Цель лекции:

ознакомить студентов ссистемой уравнений, описывающих процессы электромеханического преоб­разования энергии, дифференциальными уравнениями, описы­вающих переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине, моделью обобщенного электромеханиче­ского преобразователя.

Содержание лекции:

— система уравнений, описываю­щих процессы электромеханического преоб­разования энергии;

— дифференциальные уравнения, описы­вающие переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине;

— модель обобщенного электромеханиче­ского преобразователя.

Математическая модель электрической машины — это система уравнений, описываю­щих процессы электромеханического преоб­разования энергии с допущениями, обеспечи­вающими необходимую точность решения для рассматриваемой задачи. Математиче­ские модели электрических машин широко используются для исследования электроме­ханических систем благодаря применению аналоговых и цифровых вычислительных ма­шин. В настоящее время созданы модели, позволяющие исследовать практически лю­бые задачи, встречающиеся в электромаши­ностроении .

Несмотря на бесконечное конструктив­ное разнообразие индуктивных электрических машин все электрические машины с круговым полем в воздушном зазоре можно свести к обобщенной электрической машине. Обобщенная элек­трическая машина — это идеализированная двухполюсная машина с двумя парами об­моток на статоре и роторе. В ней энергия магнитного поля сосредоточена в воздуш­ном зазоре и поле синусоидальное. В воз­душном зазоре обобщенной машины вра­щающееся магнитное поле может создавать­ся обмотками статора и ротора. Напряжения статора или ротора создают сдвинутые во времени токи, а за счет пространственного сдвига обмоток в зазоре создается вращаю­щееся поле.

Машины постоянного тока получаются из модели обобщенной электрической ма­шины, если обмотки ротора или статора питать через преобразователь частоты.

В машинах постоянного тока преобра­зователем частоты является механический преобразователь частоты — коллектор. По­стоянный ток преобразуется в многофазный переменный ток, который создает вра­щающееся поле, неподвижное относительно обмотки возбуждения, расположенной на статоре.

Как в машинах переменного, так и в машинах постоянного тока много фазная симметричная обмотка приводится к двух­фазной, которая и рассматривается в обоб­щенной электрической машине. Процессы преобразования энергии в много­полюсных машинах приводятся к процессам в двухполюсной машине.

Уравнения обобщенной электрической машины были предложены Г. Кроном в 30-х годах, и в последние десятилетия теория обобщенной машины получила дальнейшее развитие в работах советских и зарубежных ученых.

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Рисунок 4.1 — Модель двухфазной машины в не­преобразованной системе координат

Дифференциальные уравнения, описы­вающие переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине в естественных или фазовых непреобразованных координа­тах (см. рисунок 4.1), имеют вид

ua s =ia s ra s +dψa s /dt; Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

В (4.1) потокосцепления обмоток

В (4.1) и (4.2) ua s , ub s , ua r , ub r — напряжения на обмотках статора и ротора ; ia s , ib s , i r , ib r токи в обмотках статора и ротора; ra s , rb s , r r , rb r — активные сопротивления обмоток статора и ротора; La s , Lb s , L r , Lb r — индуктивности обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктивность между обмот­ками статора и ротора; Ө — угол между осями обмоток статора и ротора.

Если подставить (4.2) в (4.1), получатся громоздкие уравнения с периодическими коэффициентами. Для упрощения уравнений электромеханического преобразования энер­гии рассматривается псевдонеподвижная ма­шина, в которой в обмотки ротора вводится ЭДС вращения. При этом в неподвижной и вращающейся машинах токи, активная и реактивные мощности остаются неизмен­ными.

В неподвижной системе координат α, δ уравнения обобщенной машины, выражен­ные через потокосцепления, выглядят следующим образом:

uα s = iα s rα s + Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм;

uβ s = iβ s rβ s + Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм; (4.3)

uα s = iα s rα s + Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм+ ωrψβ r ;

uβ s = iβ s rβ s + Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм — ωrψα r . (4.4)

Подставляя в (4.4) значения потокосцеплений

получаем выраженные через токи уравнения напряжений для машины, которые удобно записывать в матричной форме:

uα s Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм 0 0iα s
uα r uβ r= Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Lβ r ωrr — Mωr -Lα r ωr Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмXiα r iβ r
uβ s0 0 Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмiβ s

В (4.1)-(4.5) uα s , uβ s , uα r , uβ r , iα s , iβ s , iα r , iβ r , — соответственно напряжения и токи в об­мотках статора и ротора по осям α и β; rα s , rβ s , rα r , rβ r , — активные сопротивления обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктив­ность; Lα s , Lβ s , Lα r , Lβ r , — полные индуктивности обмоток статора и ротора по осям α и β ; ωr — угловая скорость ротора.

Индуктивности обмоток определяются по известным соотношениям

где lα s , lβ s , lα r , lβ r — индуктивности рассеяния об­моток статора и ротора по осям α и β.

Активные сопротивления и индуктивно­сти в (4.4) относятся к фазе машины и опре­деляются расчетным и опытным путем.

Применяя преобразования координат при инвариантной мощности, получают уравнения в других координатах.

Процессы преобразования энергии в пе­реходных процессах описываются уравне­ниями напряжений (4.1) или (4.2) и уравне­нием движения

Mэ = Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм (4.6)

где Мэ — электромагнитный вращающий мо­мент — момент, создаваемый машиной; Мс — момент сопротивления с учетом момента тре­ния; р — число пар полюсов; J — момент инерции.

Мэ Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, (4.7)

где m — число фаз.

Вращающий момент может быть выра­жен:

через потокосцепления (4.5)

Мэ = Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, (4.8)

через потокосцепления и токи статора:

Мэ = Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, (4.9)

через потокосцепления и токи ротора:

Мэ = Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм. (4.10)

Справедливость (4.8) — (4.10) подтверж­дается, если в (4.9) подставить значения потокосцеплений и токов из (4.2). Вращающий момент после преобразований (4.9) — (4.10) может иметь и другой вид. Вращающий мо­мент можно определить также через намаг­ничивающие токи и через изменение энергии магнитного поля или из выражения вектора Пойнтинга.

При круговом поле в воздушном зазоре наращивание сложности уравнений происхо­дит при учете нелинейностей параметров и учете нескольких контуров на статоре и роторе.

Уравнения электромеханического преоб­разования энергии усложняются при наличии двух полей в воздушном зазоре машины. При эллиптическом поле система уравнений электромеханического преобразования энер­гии состоит из восьми уравнений напряже­ния и уравнения электромагнитного момента с четырьмя парами произведений токов в об­мотках статора и ротора. Число уравнений увеличивается при учете контуров с токами на статоре и роторе. Учет нескольких полей и контуров на статоре и роторе приводит к системе с несколькими десятками уравне­ний. Наиболее простая система уравнений — система уравнений третьего порядка — полу­чается, если использовать описание процес­сов преобразования энергии через обобщен­ные векторы

U= Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм; (4.11)

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмU= Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм rψ r . Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Система уравнений (4.11) и уравнение движения (4.6) описывают динамические и статические характеристики электрической машины.

Уравнения установившегося режима по­лучаются из дифференциальных уравнений путем замены в уравнениях электромехани­ческого преобразования энергии оператора дифференцирования

d/dt Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм↔jω

В установившемся режиме уравнения на­пряжений и уравнение движения могут рас­сматриваться независимо друг от друга. Простейшие уравнения в установившемся ре­жиме получаются из схем замещения элек­трических машин и упрощенных уравнений, на базе которых строятся векторные диа­граммы. Круговое поле в воздушном зазоре может быть только в идеализированной маши­не. В воздушном зазоре реальной электриче­ской машины имеется бесконечный произ­вольный спектр гармоник поля, состоящий из временных и пространственных гармоник. Высшие гармоники в воздушном зазоре ма­шины появляются за счет несинусоидаль­ности напряжений, несинусоидального рас­пределения МДС, неравномерности зазора, насыщения и других причин.

Видео:Физика. Лекция 8. Уравнения Максвелла и электромагнитные волны.Скачать

Физика. Лекция 8. Уравнения Максвелла и электромагнитные волны.

Векторное управление асинхронными двигателями (стр. 2 )

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Переход к неподвижной системе координат в уравнении ротора привел к разложению слагаемого, соответствующего ЭДС индукции, на две составляющие: первая составляющая d y 2 /dt связана с изменением потокосцепления во времени вследствие измерения во времени токов и называется ЭДС трансформации, по аналогии с процессами ее возбуждения в соответствующей электрической машине; вторая – w y 2 связана с изменением потокосцепления вследствие вращения ротора и называется ЭДС вращения. Разложение ЭДС индукции на составляющие является математической операцией, связанной с преобразованием системы координат при условии инвариантности мощности и в некоторых случаях это разложение можно истолковать, исходя из физических процессов в машине.

Уравнения (1.4.2) и (1.4.4) записаны для неподвижной системы координат и их можно объединить в общую систему для решения. Кроме того, оба этих уравнения можно представить в некоторой произвольной системе координат m-n, вращающейся с произвольной угловой частотой w (mn). Для этого с ними нужно проделать преобразования аналогичные выражениям (1.4.4) , в результате которых мы получим уравнения:

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

из которых уравнения для любых других систем координат получаются подстановкой в (1.4.5) соответствующей частоты вращения w (mn).

Выражения (1.4.5) показывают, что выбором системы координат можно упростить задачу, исключив ЭДС вращения, но только в одном из уравнений.

В дальнейшем мы будем использовать следующие индексы систем координат:

неподвижная система координат (Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм) ориентированная по оси фазы a обмотки статора;

система координат, вращающаяся синхронно с ротором (Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм) и ориентированная по оси фазы a его обмотки;

система координат, вращающаяся синхронно с потокосцеплением ротора (Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм) и ориентированная по его направлению;

произвольно ориентированная система координат, вращающаяся с произвольной скоростью Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

В любой электрической машине угловая частота вращения магнитного поля статора W 1 связана с угловой частотой вращения магнитного поля ротора W 2 и угловой частотой вращения ротора W следующим соотношением – Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, где положительный знак соответствует согласному направлению вращения. Но частоты вращения полей статора и ротора определяются частотами соответствующих токов и числом пар полюсов обмоток zp, т. е. Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, где w 1 и w 2 – частоты токов статора и ротора. Отсюда

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм– угловая частота вращения ротора электрической машины с одной парой полюсов.

1.5. Обобщенная электрическая машина.

Уравнения (1.4.3) и (1.4.4) , записанные в неподвижной системе координат a — b , можно разложить на составляющие, представив векторные величины в виде комплексных чисел

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмУравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнениям (1.5.1) соответствует электрическая машина с одной парой полюсов и двумя обмотками на статоре и роторе, расположенными на взаимно-перпендикулярных осях и неподвижными друг относительно друга (рис. 1.4). Такая электрическая машина называется обобщенной (ОЭМ).

При выводе уравнений (1.5.1) использовался ряд допущений, поэтому все они должны быть распространены и на модель обобщенной машины, т. е.:

1. машина симметрична и имеет равномерный воздушный зазор;

2. магнитопровод машины ненасыщен;

3. МДС обмоток имеет синусоидальное распределение по рабочему зазору.

Модель обобщенной электрической машины универсальна и при принятии определенных условий, из нее можно получить все типы электрических машин как частные случаи. Например, при питании обмоток статора от двух источников переменного синусоидального тока, смещенных по фазе на 90 ° , в рабочем зазоре создается круговое вращающееся магнитное поле. Если одну из обмоток ротора подключить к источнику постоянного тока, то мы получим модель синхронной машины. Если обе обмотки ротора замкнуть накоротко, то образуется модель асинхронной короткозамкнутой машины. Наконец, если одну из обмоток статора подключить к источнику постоянного тока, а обмотки ротора подключить к двум источникам переменного синусоидального тока с частотой, равной частоте вращения ротора, и фазовым смещением в 90 ° , таким образом, чтобы поле ротора вращалось в направлении противоположном направлению вращения его вала, то мы получим модель машины постоянного тока. В этой модели поле ротора формируется источниками питания переменного тока с управляемой частотой, роль которых в реальной машине играет источник постоянного тока и коллектор.

Уравнения (1.4.5) соответствуют модели обобщенной электрической машины в системе координат, вращающейся с произвольной угловой частой w (mn). Их также можно разложить на составляющие в виде

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмИз выражений (1.5.2) следует, что в произвольно вращающейся системе координат ЭДС вращения существует как в статоре, так и в роторе. Наличие ЭДС вращения приводит к появлению перекрестных связей в структуре модели машины, т. к. это слагаемое образуется проекцией потокосцепления на другую ось координат, что существенно затрудняет построение систем управления. Исключить ЭДС вращения можно надлежащим выбором угловой частоты вращения системы координат, но только либо в уравнениях статора ( w (mn)=0), либо в уравнениях ротора ( w (mn)= w ).

Уравнения (1.5.2) можно представить электрической схемой замещения рис. 1.5.

В короткозамкнутом АД Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми уравнения (1.5.2) принимают вид

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм;

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

При этом отсутствие внешнего источника электрической энергии, питающего ротор короткозамкнутого АД, определяет следующее соотношение частот статора и ротора в уравнениях (1.5.3) –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

1.5.1. Электромагнитный момент АД.

Основной конечной величиной характеризующей электромеханическое преобразование является электромагнитный момент на валу. Он образуется в результате взаимодействия магнитного поля и тока, протекающего в обмотках статора или ротора, и может быть представлен как векторное произведение

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

где – zp число пар полюсов машины. Можно также, воспользовавшись выражениями (1.2.8) , представить его в виде –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

В выражениях (1.5.5) и (1.5.6) физический смысл имеет только модуль вектора электромагнитного момента и его можно определить через проекции векторов сомножителей. Для произвольных векторов a и b модуль векторного произведения равен разности скалярных произведений проекций векторов на ортогональные оси координат, т. е. –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Поэтому любое из выражений (1.5.5) и (1.5.6) позволяет найти модуль электромагнитного момента |m|=m, выразив входящие в него векторы через их проекции на координатные оси m-n. Например, электромагнитный момент определяется через произведение потокосцепления ротора на ток ротора в виде

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

1.6. Модель короткозамкнутого АД при частотном управлении.

Асинхронный привод с частотным управлением является в настоящее время наиболее распространенным. Однако его динамика чаще всего исследуется с помощью упрощенных моделей с отклонениями в малом. Векторная модель АД позволяет получить точную структурную схему, которую затем можно исследовать современными средствами компьютерного моделирования. Рассмотрим на этом примере методику получения передаточных функций сложных объектов с помощью векторных уравнений ОЭМ.

Пусть система координат модели АД ориентирована по вектору напряжения статора. Тогда ее угловая частота вращения будет определяться частотой сети Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми из выражений (1.5.3) с учетом того, что Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, мы получим –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм;

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Для вычисления модуля электромагнитного момента АД m используем векторы потокосцепления статора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми тока ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, подставляя в (1.5.6) выражение для тока статора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, полученное из выражения (1.2.8 а), т. е.

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

где Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм– коэффициент связи статора.

При указанном выборе векторов, определяющих электромагнитный момент, нужно с помощью выражений (1.2.8) исключить в уравнениях (1.6.2) и (1.6.3) векторы Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм. Тогда, переходя к операторным функциям, получим

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм;

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где: Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм– коэффициент рассеяния, а Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм– электромагнитная постоянная времени статора.

Вычитая из уравнения (1.6.4) уравнение (1.6.5), можно понизить порядок уравнения –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

где: Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, а Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Разделим векторы в выражении (1.6.6) на вещественные и мнимые составляющие и выразим проекции тока ротора

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Выражения (1.6.7) позволяют построить структурную схему преобразования напряжения Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми частоты Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмстатора в фазные токи ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмобобщенного АД при известных проекциях вектора потокосцепления статора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми частоты вращения ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм. Но потокосцепление статора можно выразить через ток ротора с помощью выражения (1.6.4) –

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Разделяя вещественную и мнимую составляющие, получим

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмТогда, с учетом основного уравнения привода Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм, мы получим структурную схему АД, приведенную на рис. 1.6.

Как следует из рисунка, структура АД нелинейна и имеет четыре перекрестных связи. Упростить ее для получения передаточных функций по каналам управления напряжением и частотой крайне затруднительно, но не представляет большого труда построить эту модель в системе MatLab/Simulink и получить требуемые характеристики привода при различных законах управления, связывающих какой-либо функцией U=F( w 1 ) входы управления частотой и напряжением статора.

2. ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

2.1 Общий принцип векторного управления АД.

Как известно, полная управляемость электропривода обеспечивается, если обеспечивается управление электромагнитным моментом двигателя. В случае АД для построения системы управления можно использовать выражения (1.5.5) – (1.5.6) и другие производные от этих выражений. Для этого требуется независимо управлять координатами векторов, входящих в выбранное уравнение электромагнитного момента. Выбор уравнения для построения системы управления играет большую роль, т. к. многие величины, в особенности у короткозамкнутых АД, не могут быть измерены. Кроме того, этот выбор существенно влияет на сложность передаточных функций системы, иногда в несколько раз увеличивая порядок уравнений. Однако при любом выборе структура выражения электромагнитного момента будет аналогичной (1.5.7) и общий принцип моделирования и построения системы управления АД заключается в том, что для этого используется система координат, постоянно ориентированная по направлению какого-либо вектора, определяющего электромагнитный момент. Тогда проекция этого вектора на другую ось координат и соответствующее ей слагаемое в выражении для электромагнитного момента будут равны нулю, и формально оно принимает вид, идентичный выражению для электромагнитного момента двигателя постоянного тока, который пропорционален по величине току якоря и основному магнитному потоку.

Выбор вектора, по направлению которого ориентируется координатная система, произволен и определяется только простотой и возможностью реализации модели АД. Например, в случае ориентации по потокосцеплению ротора (Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм) момент можно представить как

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмили

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Очевидно, что первое выражение для управления короткозамкнутым АД не представляет интереса, т. к. включает практически неподдающийся измерению и управлению ток ротора, в то время как второе, позволяет при условии постоянства потокосцепления ротора управлять электромагнитным моментом изменением проекции тока статора на поперечную ось i1q.

Таким образом, для построения системы векторного управления АД нужно выбрать вектор, относительно которого будет ориентирована система координат, и соответствующее выражение для электромагнитного момента, а затем определить, входящие в него величины из уравнений (1.5.3) для цепи статора и/или ротора.

2.2. Модель АД, управляемого током статора, в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора.

Если в качестве опорного вектора выбрать потокосцепление ротора и ориентировать по нему координатную систему так, чтобы ее вещественная ось совпадала с направлением y 2,то угловая частота вращения системы координат w (mn)= w (dq) будет равна угловой частоте питания статора w 1, т. к. векторы потокосцеплений статора и ротора вращаются с одинаковой частотой. Тогда из уравнения (1.5.3) для цепи ротора и с учетом того, что w 1 — w = w 2, уравнение ротора имеет вид

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

В это уравнение в качестве переменной входит неконтролируемый ток ротора. Поэтому из выражения (1.2.8 б) для потокосцепления y 2 найдем Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэми заменим его в выражении (2.2.1). Тогда, опуская далее индексы системы координат, получим

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Преобразуем уравнение (2.2.2) по Лапласу и введем в него электромагнитную постоянную времени ротора Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм.

Отсюда найдем проекции вектора тока статора с учетом того, что y 2q=0

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

а также потокосцепление и угловую частоту ротора

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм

Таким образом, с помощью проекции тока статора i1d можно управлять потокосцеплением ротора и передаточная функция этого канала соответствует апериодическому звену с постоянной времени равной постоянной времени ротора; а с помощью проекции i1q можно независимо и безинерционно управлять частотой ротора w 2.

Подставляя i1q в выражение (2.1.1) , получим

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэм,

т. е. частота токов ротора при заданном потокосцеплении определяет электромагнитный момент АД.

Уравнения напряжений потокосцеплений и электромагнитного момента оэмВыражения (2.2.5) и (2.2.6) совместно с уравнением движения электропривода позволяют построить структурную схему АД (рис. 2.1). Входными величинами структурной схемы являются проекции вектора тока статора i1d и i1q в координатной системе ориентированной по потокосцеплению ротора, а также момент сопротивления на валу АД mc. Выходными величинами – угловая частота токов ротора w 2 и вращения вала w , а также соответствующая им частота статора w 1= w + w 2.

📺 Видео

Электромагнитная индукция│ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ в теории и на опытахСкачать

Электромагнитная индукция│ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ в теории и на опытах

Урок 383. Вихревое электрическое поле. Ток смещенияСкачать

Урок 383. Вихревое электрическое поле. Ток смещения

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Основное уравнение динамики вращательного движения. 10 класс.Скачать

Основное уравнение динамики вращательного движения. 10 класс.

Лабораторная работа №5 по физике для 8 класса "Измерение напряжения на различных участках цепи"Скачать

Лабораторная работа №5 по физике для 8 класса "Измерение напряжения на различных участках цепи"

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Резонанс напряжений в электрической цепи. 11 класс.Скачать

Резонанс напряжений в электрической цепи. 11 класс.

Активное и реактивное сопротивление в цепи переменного тока. 11 класс.Скачать

Активное и реактивное сопротивление в цепи переменного тока. 11 класс.

Физика. 11 класс. Резонанс напряжений в электрической цепи /15.10.2020/Скачать

Физика. 11 класс. Резонанс напряжений в электрической цепи /15.10.2020/

Урок 218. Напряженность электрического поляСкачать

Урок 218. Напряженность электрического поля

Последовательное и Параллельное Соединение Проводников // Физика 8 классСкачать

Последовательное и Параллельное Соединение Проводников // Физика 8 класс

Яковкина Т.Н. Проблема наведенных напряжений в электросетяхСкачать

Яковкина Т.Н. Проблема наведенных напряжений в электросетях

2020 г. Дифференциальные уравнения для электрических цепей. Лекция и практикаСкачать

2020 г.  Дифференциальные уравнения для электрических цепей.  Лекция и практика

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением | Физика 10 класс #51 | ИнфоурокСкачать

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением | Физика 10 класс #51 | Инфоурок

Резонанс напряжений в электрической цепиСкачать

Резонанс напряжений в электрической цепи
Поделиться или сохранить к себе: