Уравнения которые имеют множество корней

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойУравнения которые имеют множество корней

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Уравнения которые имеют множество корней— линейное уравнение;

Уравнения которые имеют множество корней— квадратное уравнение;

Уравнения которые имеют множество корней— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Уравнения которые имеют множество корней— корень уравнения Уравнения которые имеют множество корней, так как при Уравнения которые имеют множество корнейполучаем верное равенство: Уравнения которые имеют множество корней, то есть Уравнения которые имеют множество корней

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Уравнения которые имеют множество корнейОДЗ: Уравнения которые имеют множество корней, то есть Уравнения которые имеют множество корней, так как область определения функции Уравнения которые имеют множество корнейопределяется условием: Уравнения которые имеют множество корней, а область определения функции Уравнения которые имеют множество корней— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Уравнения которые имеют множество корней

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Уравнения которые имеют множество корней

Проверка, Уравнения которые имеют множество корней— корень (см. выше); Уравнения которые имеют множество корней— посторонний корень (при Уравнения которые имеют множество корнейполучаем неверное равенство Уравнения которые имеют множество корней).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней— исходное уравнение;

Уравнения которые имеют множество корней— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Уравнения которые имеют множество корней— символические изображения направления выполненных преобразований

Уравнения которые имеют множество корнейПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Уравнения которые имеют множество корнейзаписывают так:

Уравнения которые имеют множество корней

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней,

а уравнение Уравнения которые имеют множество корнейне имеет корней, поскольку значение Уравнения которые имеют множество корнейне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Уравнения которые имеют множество корней, то общая область определения для функций Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корнейназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Уравнения которые имеют множество корнейобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Уравнения которые имеют множество корней, поскольку функции Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корнейимеют области определения Уравнения которые имеют множество корней.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Уравнения которые имеют множество корней, так и области определения функции Уравнения которые имеют множество корней(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Уравнения которые имеют множество корнейфункция Уравнения которые имеют множество корнейопределена при всех действительных значениях Уравнения которые имеют множество корней, а функция Уравнения которые имеют множество корнейтолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Уравнения которые имеют множество корнейиз которой получаем систему Уравнения которые имеют множество корнейне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Уравнения которые имеют множество корней(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Уравнения которые имеют множество корней. Но тогда верно, что Уравнения которые имеют множество корней. Последнее уравнение имеет два корня: Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Уравнения которые имеют множество корнейудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Уравнения которые имеют множество корней(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Уравнения которые имеют множество корней(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Уравнения которые имеют множество корней, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Уравнения которые имеют множество корней).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Уравнения которые имеют множество корнейи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Уравнения которые имеют множество корней(3)

Уравнения которые имеют множество корней(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней, а уравнение (4) — два корня: Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Уравнения которые имеют множество корней, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Уравнения которые имеют множество корнейи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Уравнения которые имеют множество корней. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Уравнения которые имеют множество корнейзадается неравенством Уравнения которые имеют множество корней. Когда мы переходим к уравнению Уравнения которые имеют множество корней, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Уравнения которые имеют множество корней, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Уравнения которые имеют множество корней), таким образом, и равное ему выражение Уравнения которые имеют множество корнейтакже будет неотрицательным: Уравнения которые имеют множество корней. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Уравнения которые имеют множество корней) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Уравнения которые имеют множество корнейк уравнению Уравнения которые имеют множество корнейОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Уравнения которые имеют множество корнейдостаточно учесть его ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корнейи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Уравнения которые имеют множество корней. ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корней. Тогда Уравнения которые имеют множество корней. Отсюда Уравнения которые имеют множество корней(удовлетворяет условию ОДЗ) или Уравнения которые имеют множество корней(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Уравнения которые имеют множество корней, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Уравнения которые имеют множество корней

Пример №423

Решите уравнение Уравнения которые имеют множество корней.

Решение:

► ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Уравнения которые имеют множество корней

то есть Уравнения которые имеют множество корней

Учтем ОДЗ. При Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Таким образом, Уравнения которые имеют множество корней— корень.

Ответ: Уравнения которые имеют множество корней

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Уравнения которые имеют множество корнейУравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней— корень (Уравнения которые имеют множество корней),

Уравнения которые имеют множество корней— не корень (Уравнения которые имеют множество корней).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Уравнения которые имеют множество корней

Если надо решить уравнение вида Уравнения которые имеют множество корнейи выяснилось, что Уравнения которые имеют множество корнейто равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корнейодновременно равны Уравнения которые имеют множество корней

Пример:

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней(так как Уравнения которые имеют множество корней).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Уравнения которые имеют множество корней

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Уравнения которые имеют множество корней

Из первого уравнения получаем Уравнения которые имеют множество корней, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Уравнения которые имеют множество корней

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Уравнения которые имеют множество корнейфункция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней, то есть Уравнения которые имеют множество корней), поскольку функция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает на всей области определения Уравнения которые имеют множество корней

Уравнения которые имеют множество корней

Если в уравнении Уравнения которые имеют множество корнейфункция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает на некотором промежутке, а функция Уравнения которые имеют множество корнейубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней( Уравнения которые имеют множество корнейто есть Уравнения которые имеют множество корней), поскольку Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает на всей области определения Уравнения которые имеют множество корней, a Уравнения которые имеют множество корнейубывает (на множестве Уравнения которые имеют множество корней, а следовательно, и при Уравнения которые имеют множество корней)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Уравнения которые имеют множество корней, общая область определения для функций Уравнения которые имеют множество корнейназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Уравнения которые имеют множество корней, так и области определения функции Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Уравнения которые имеют множество корней, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Уравнения которые имеют множество корней. Решая эту систему, получаем Уравнения которые имеют множество корнейто есть Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Уравнения которые имеют множество корней. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Уравнения которые имеют множество корней). Следовательно, Уравнения которые имеют множество корней— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Уравнения которые имеют множество корней.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Уравнения которые имеют множество корней, то его ОДЗ задается системой Уравнения которые имеют множество корнейто есть системой Уравнения которые имеют множество корнейкоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Уравнения которые имеют множество корней, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Уравнения которые имеют множество корнейзначение Уравнения которые имеют множество корней, а значение Уравнения которые имеют множество корней.

Рассмотрим два случая: Уравнения которые имеют множество корней

Если Уравнения которые имеют множество корней, то равенство Уравнения которые имеют множество корнейне может выполняться, потому что Уравнения которые имеют множество корней, то есть при Уравнения которые имеют множество корнейданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Уравнения которые имеют множество корней, но, учитывая необходимость выполнения равенства Уравнения которые имеют множество корней, имеем, что тогда и Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Уравнения которые имеют множество корней(при условии Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней) гарантирует одновременное выполнение равенств Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней, то выполняется и равенство Уравнения которые имеют множество корней. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Уравнения которые имеют множество корнейравносильно системеУравнения которые имеют множество корней

Коротко это можно записать так:

Уравнения которые имеют множество корней

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Уравнения которые имеют множество корней, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Уравнения которые имеют множество корней.

Если предположить, что Уравнения которые имеют множество корней, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Уравнения которые имеют множество корнейбудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Уравнения которые имеют множество корнейданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Уравнения которые имеют множество корнейобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Уравнения которые имеют множество корней, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Уравнения которые имеют множество корнейи учесть, что функции Уравнения которые имеют множество корнейнеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Уравнения которые имеют множество корней

Из второго уравнения получаем Уравнения которые имеют множество корней, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Уравнения которые имеют множество корнейфункция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Уравнения которые имеют множество корнейпересекает график возрастающей на промежутке Уравнения которые имеют множество корнейфункции Уравнения которые имеют множество корнейтолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Уравнения которые имеют множество корнейне может иметь больше одного корня на промежутке Уравнения которые имеют множество корней. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Уравнения которые имеют множество корнейуравнение имеет корень Уравнения которые имеют множество корней, то Уравнения которые имеют множество корней. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Уравнения которые имеют множество корнейпри Уравнения которые имеют множество корнейполучаем неравенство Уравнения которые имеют множество корней, а при Уравнения которые имеют множество корней— неравенство Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, при Уравнения которые имеют множество корней. Аналогично и для убывающей функции при Уравнения которые имеют множество корнейполучаем Уравнения которые имеют множество корней.

Теорема 2. Если в уравнении Уравнения которые имеют множество корнейфункция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает на некотором промежутке, а функция Уравнения которые имеют множество корнейубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Уравнения которые имеют множество корней

• Если на промежутке Уравнения которые имеют множество корнейуравнение имеет корень Уравнения которые имеют множество корней, то Уравнения которые имеют множество корней. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Уравнения которые имеют множество корнейи убывающей функции Уравнения которые имеют множество корнейпри Уравнения которые имеют множество корнейимеем Уравнения которые имеют множество корней, a Уравнения которые имеют множество корней, таким образом, Уравнения которые имеют множество корней. Аналогично и при Уравнения которые имеют множество корней.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Уравнения которые имеют множество корней, достаточно заметить, что функция Уравнения которые имеют множество корнейявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Уравнения которые имеют множество корней— корень Уравнения которые имеют множество корнейэтого уравнения (Уравнения которые имеют множество корней). Таким образом, данное уравнение Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней.

Уравнения которые имеют множество корнейКорень Уравнения которые имеют множество корнейполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Уравнения которые имеют множество корнейкоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Уравнения которые имеют множество корней.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корнейи вспомнить, что функция Уравнения которые имеют множество корнейна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Уравнения которые имеют множество корнейи Уравнения которые имеют множество корней. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Уравнения которые имеют множество корнейданное уравнение имеет корень Уравнения которые имеют множество корней. Функция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает при Уравнения которые имеют множество корней(как было показано выше, она возрастает на множестве Уравнения которые имеют множество корней), а функция Уравнения которые имеют множество корнейубывает на промежутке Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, данное уравнение Уравнения которые имеют множество корнейпри Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней.

2) При Уравнения которые имеют множество корнейданное уравнение имеет корень Уравнения которые имеют множество корнейУравнения которые имеют множество корней. Функция Уравнения которые имеют множество корнейвозрастает при Уравнения которые имеют множество корней, а функция Уравнения которые имеют множество корнейубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Уравнения которые имеют множество корнейпри Уравнения которые имеют множество корнейимеет единственный корень Уравнения которые имеют множество корней. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Уравнения которые имеют множество корней.

Решение:

► ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корней. На ОДЗ Уравнения которые имеют множество корней. Тогда функция Уравнения которые имеют множество корней(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Уравнения которые имеют множество корней.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Уравнения которые имеют множество корней. Из второго уравнения системы получаем Уравнения которые имеют множество корней, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Уравнения которые имеют множество корней.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Уравнения которые имеют множество корней, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, при всех значениях Уравнения которые имеют множество корнейполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Уравнения которые имеют множество корней

Решение:

► ОДЗ: Уравнения которые имеют множество корнейРассмотрим функцию Уравнения которые имеют множество корней. На своей области определения Уравнения которые имеют множество корнейэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Уравнения которые имеют множество корней, равносильно уравнению Уравнения которые имеют множество корней. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Уравнения которые имеют множество корней

Подставляя Уравнения которые имеют множество корнейво второе уравнение системы, имеем Уравнения которые имеют множество корней, Уравнения которые имеют множество корней. Учитывая, что на ОДЗ Уравнения которые имеют множество корней, получаем Уравнения которые имеют множество корней. Тогда Уравнения которые имеют множество корней.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Уравнения которые имеют множество корнейдля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Уравнения которые имеют множество корней, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Уравнения которые имеют множество корнейявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Уравнения которые имеют множество корней

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Уравнение и его корни: определения, примеры

После того, как мы изучили понятие равенств, а именно один из их видов – числовые равенства, можно перейти к еще одному важному виду – уравнениям. В рамках данного материала мы объясним, что такое уравнение и его корень, сформулируем основные определения и приведем различные примеры уравнений и нахождения их корней.

Видео:Вариант 39, № 2. Линейное уравнение, имеющее бесконечно много корнейСкачать

Вариант 39, № 2. Линейное уравнение, имеющее бесконечно много корней

Понятие уравнения

Обычно понятие уравнения изучается в самом начале школьного курса алгебры. Тогда оно определяется так:

Уравнением называется равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

Принято обозначать неизвестные маленькими латинскими буквами, например, t , r , m др., но чаще всего используются x , y , z . Иными словами, уравнение определяет форма его записи, то есть равенство будет уравнением только тогда, когда будет приведен к определенному виду – в нем должна быть буква, значение которое надо найти.

Приведем несколько примеров простейших уравнений. Это могут быть равенства вида x = 5 , y = 6 и т.д., а также те, что включают в себя арифметические действия, к примеру, x + 7 = 38 , z − 4 = 2 , 8 · t = 4 , 6 : x = 3 .

После того, как изучено понятие скобок, появляется понятие уравнений со скобками. К ним относятся 7 · ( x − 1 ) = 19 , x + 6 · ( x + 6 · ( x − 8 ) ) = 3 и др. Буква, которую надо найти, может встречаться не один раз, а несколько, как, например, в уравнении x + 2 + 4 · x − 2 − x = 10 . Также неизвестные могут быть расположены не только слева, но и справа или в обеих частях одновременно, например, x · ( 8 + 1 ) − 7 = 8 , 3 − 3 = z + 3 или 8 · x − 9 = 2 · ( x + 17 ) .

Далее, после того, как ученики знакомятся с понятием целых, действительных, рациональных, натуральных чисел, а также логарифмами, корнями и степенями, появляются новые уравнения, включающие в себя все эти объекты. Примерам таких выражений мы посвятили отдельную статью.

В программе за 7 класс впервые возникает понятие переменных. Это такие буквы, которые могут принимать разные значения (подробнее см. в статье о числовых, буквенных выражениях и выражениях с переменными). Основываясь на этом понятии, мы можем дать новое определение уравнению:

Уравнение – это равенство, включающее в себя переменную, значение которой нужно вычислить.

То есть, к примеру, выражение x + 3 = 6 · x + 7 – это уравнение с переменной x , а 3 · y − 1 + y = 0 – уравнение с переменной y .

В одном уравнении может быть не одна переменная, а две и более. Их называют соответственно уравнениями с двумя, тремя переменными и др. Запишем определение:

Уравнениями с двумя (тремя, четырьмя и более) переменными называют уравнения, которые включают в себя соответствующее количество неизвестных.

К примеру, равенство вида 3 , 7 · x + 0 , 6 = 1 является уравнением с одной переменной x , а x − z = 5 – уравнением с двумя переменными x и z . Примером уравнения с тремя переменными может быть выражение x 2 + ( y − 6 ) 2 + ( z + 0 , 6 ) 2 = 26 .

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Корень уравнения

Когда мы говорим об уравнении, сразу возникает необходимость определиться с понятием его корня. Попробуем объяснить, что оно означает.

Нам дано некое уравнение, включающее в себя одну переменную. Если мы подставим вместо неизвестной буквы число, то уравнение станет числовым равенством – верным или неверным. Так, если в уравнении a + 1 = 5 мы заменим букву числом 2 , то равенство станет неверным, а если 4 , то получится верное равенство 4 + 1 = 5 .

Нас больше интересуют именно те значения, с которыми переменная обратится в верное равенство. Они и называются корнями или решениями. Запишем определение.

Корнем уравнения называют такое значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

Корень также можно назвать решением, или наоборот – оба эти понятия означают одно и то же.

Возьмем пример для пояснения этого определения. Выше мы приводили уравнение a + 1 = 5 . Согласно определению, корнем в данном случае будет 4 , потому что при подстановке вместо буквы оно дает верное числовое равенство, а двойка не будет решением, поскольку ей отвечает неверное равенство 2 + 1 = 5 .

Сколько корней может иметь одно уравнение? Любое ли уравнение имеет корень? Ответим на эти вопросы.

Уравнения, не имеющие ни одного корня, тоже существуют. Примером может быть 0 · x = 5 . Мы можем подставить в него бесконечно много разных чисел, но ни одно из них не превратит его в верное равенство, поскольку умножение на 0 всегда дает 0 .

Также бывают уравнения, имеющие несколько корней. У них может быть как конечное, так и бесконечно большое количество корней.

Так, в уравнении x − 2 = 4 есть только один корень – шесть, в x 2 = 9 два корня ­­– три и минус три, в x · ( x − 1 ) · ( x − 2 ) = 0 три корня – нуль, один и два, в уравнении x=x корней бесконечно много.

Теперь поясним, как правильно записывать корни уравнения. Если их нет, то мы так и пишем: «уравнение корней не имеет». Можно также в этом случае указать знак пустого множества ∅ . Если корни есть, то пишем их через запятую или указываем как элементы множества, заключив в фигурные скобки. Так, если у какого-либо уравнения есть три корня — 2 , 1 и 5 , то пишем — 2 , 1 , 5 или .

Допускается запись корней в виде простейших равенств. Так, если неизвестная в уравнении обозначена буквой y , а корнями являются 2 и 7 , то мы пишем y = 2 и y = 7 . Иногда к буквам добавляются нижние индексы, например, x 1 = 3 , x 2 = 5 . Таким образом мы указываем на номера корней. Если решений у уравнения бесконечно много, то мы записываем ответ как числовой промежуток или используем общепринятые обозначения: множество натуральных чисел обозначается N , целых ­– Z , действительных – R . Скажем, если нам надо записать, что решением уравнения будет любое целое число, то мы пишем, что x ∈ Z , а если любое действительное от единицы до девяти, то y ∈ 1 , 9 .

Когда у уравнения два, три корня или больше, то, как правило, говорят не о корнях, а о решениях уравнения. Сформулируем определение решения уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя, тремя и более переменными – это два, три и более значения переменных, которые обращают данное уравнение в верное числовое равенство.

Поясним определение на примерах.

Допустим, у нас есть выражение x + y = 7 , которое представляет из себя уравнение с двумя переменными. Подставим вместо первой единицу, а вместо второй двойку. У нас получится неверное равенство, значит, эта пара значений не будет решением данного уравнения. Если же мы возьмем пару 3 и 4 , то равенство станет верным, значит, мы нашли решение.

Такие уравнения тоже могут не иметь корней или иметь бесконечное их количество. Если нам надо записать два, три, четыре и более значений, то мы пишем их через запятую в круглых скобках. То есть в примере выше ответ будет выглядеть как ( 3 , 4 ) .

На практике чаще всего приходится иметь дело с уравнениями, содержащими одну переменную. Алгоритм их решения мы подробно рассмотрим в статье, посвященной решению уравнений.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Уравнение и его корни

Время чтения: 11 минут

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Основные понятия уравнения

Уравнением называют равенство, в котором одна из переменных неизвестна, и её нужно найти. Значение этой неизвестной должно быть таким, чтобы равенство было верным.

К примеру: 3+4=7 это числовое равенство, при вычислении которого с левой стороны получается 7=7.

Уравнением же будет называться следующее равенство: 3+х=7, поскольку есть неизвестная переменная х, её значение можно найти.

Из этого уравнения следует, что переменная х=4, только при таком его значении равенство 3+х=7, будет верным.

Неизвестные переменные принято писать в виде маленьких латинских букв, можно любыми, но чаще используют x,y,z.

Получается, чтобы равенство сделать уравнением необходимо, чтобы в нем была буква, значение которой неизвестно.

Как мы понимаем существует множество примеров уравнений с разными арифметическими действиями.

Пример: х + 5 = 1= 9; z — 2 = 7; 9 * y = 18, 6 : f = 2

Помимо этого существуют уравнения со скобками. К таким уравнениям относится 8 : (х — 4) = 2 * (8 — х), неизвестных может быть несколько, они могут быть, как слева уравнения, так и справа или в обеих частях.

Помимо таких простых уравнений они могут быть с корнями, логарифмами, степенями и тд.

Уравнение может содержать несколько переменными, тогда их принято называть, соответственно уравнениями с двумя, тремя и более переменными.

3 * а = 15 : х — уравнение с двумя переменными:

8 — а = 5 * х — z — уравнение с тремя переменными.

Видео:Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.

Корень уравнения

Мы часто слышим фразу на уроках математики, «найдите корень уравнения», давайте разберёмся, что же это значит.

В примере 3+х=7, можно представить вместо буквы число, и уравнение тогда станет равенством, оно может быть либо верным, либо неверным, если поставить х=3, то первичное равенство примет вид 3+3 = 7 и станет неверным, а если х= 4 то равенство 3+4=7 будет верным, а значит х = 4 будет называться корнем или по другому решением уравнения 3+х=7.

Определение.

Отсюда можно выделить следующее определение: корень уравнения — это такое значение неизвестной переменной, при котором числовое равенство будет верным.

Стоит отметить, что корней может быть несколько или не быть вовсе.

Рассмотрим подробнее пример который не будет иметь корней. Таким примером станет 0 * х = 7, сколько бы чисел мы сюда не подставляли равенство не будет верным, так как умножая на ноль будет ноль, а не 7.

Но существуют и уравнения с множественным числом корней, к примеру, х — 3 = 6, в таком уравнении только один корень 9, а в уравнении квадратного вида х2 = 16, два корня 4 и -4, можно привести пример и с тремя корнями х * (х — 1) * (х — 2) = 0, в данном случае три решения ноль, два и один.

Для того чтобы верно записать результат уравнения мы пишем так:

  • Если корня нет, пишем уравнение корней не имеет;
  • Если есть и их несколько, они либо прописываются через запятые, либо в фигурных скобках, например, так: ;
  • Еще одним вариантом написания корней, считается запись в виде простого равенства, к примеру неизвестная х а корни 3,5 тогда результат прописывается так: х=3, х=5.
  • или прибавляя индекс снизух1 =3 , х2 = 5. данным способом указывается номер корня;
  • Если решений уравнения бесконечное множество, то запись будет либо в виде числового промежутка от и до, или общепринятыми обозначениями. множество натуральных чисел N, целых – Z, действительных — R.

Стоит отметить, что если уравнение имеет два и более корней, то чаще употребляется понятие решение уравнения. Рассмотрим определение уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя и более переменными, означает, что эти несколько значений превращают уравнение в верное равенство.

Представим, что мы имеем следующее уравнение х + а = 5, такое уравнение имеет две переменные. Если мы поставим вместо них числа 3 и 6 то равенство не будет верным, соответственно и данные числа не являются решением для данного примера. А если взять числа 2 и 3 то равенство превратится в верное, а числа 2 и 3 будут решением уравнения. Представленные уравнения с несколькими переменными, тоже могут или не иметь корня вообще или наоборот иметь множество решений.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Правила нахождения корней

Таких правил существует несколько рассмотрим их ниже.

Пример 1

Допустим мы имеем уравнение 4 + х = 10, чтобы найти корень уравнения или значение х в данном случае необходимо найти неизвестное слагаемое, для этого есть следующее правило или формула. Для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное значение.

Решение:

Чтобы проверить является ли 6 решением, мы ставим его на место неизвестной переменной х в исходное уравнение, получаем следующее равенство 4 + 6 = 10, такое равенство является верным, что означает число корня уравнения, равно 6.

Пример 2

Возьмём уравнение вида х — 5 = 3, в данном примере х это неизвестное уменьшаемое, для того чтобы его найти необходимо следовать следующему правилу:

Для нахождения уменьшаемого необходимо сложить разность и вычитаемое.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, подставляем, вместо переменной неизвестной, найденное число 8, получаем равенство 8 — 5 = 3, так как оно верное, то и корень уравнения найден правильно.

Пример 3

Берём уравнение, в котором неизвестное х будет вычитаемое к примеру: 8 — х = 4. для того чтобы найти х необходимо воспользоваться правилом:

Для нахождения вычитаемого, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, для этого полученное значение ставим вместо неизвестного вычитаемого в исходный пример, и получаем следующее равенство 8 — 4 = 4, равенство верно, значит и корень найден правильно.

🎦 Видео

Сколько корней имеет уравнение?Скачать

Сколько корней имеет уравнение?

Положительные и отрицательные числа. 6 класс.Скачать

Положительные и отрицательные числа. 6 класс.

Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корнейСкачать

Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корней

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать

Как проверяют учеников перед ЕНТ

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.Скачать

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Как распознать талантливого математикаСкачать

Как распознать талантливого математика

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Доказать, что уравнение не имеет положительных корнейСкачать

Доказать, что уравнение не имеет положительных корней
Поделиться или сохранить к себе: