Каждый такой ряд состоит состоит из металла, его основного оксида, основания и любой соли этого же металла:
МЕТАЛЛ | → | ОСНОВНЫЙ ОКСИД | → | ОСНОВНЫЙ ГИДРОКСИД (ОСНОВАНИЕ) | → | СОЛЬ |
Приведём примеры таких рядов:
Ряд кальция: | Сa | → | CaO | → | Ca(OH)2 | → | СaCl2; |
Ряд натрия: | Na | → | Na2O | → | NaOH | → | Na3PO4; |
Ряд магния: | Mg | → | MgO | → | Mg(OH)2 | → | Mg(NO3)2; |
Ряд железа: | Fe | → | FeO | → | Fe(OH)2 | → | FeSO4. |
Для перехода от металлов к основным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:
2Сa + O2 = 2СaO; 2Mg + O2 = 2MgO;
Переход от основных оксидов к основаниям в первых двух рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:
Что касается последних двух рядов, то содержащиеся в них оксиды MgO и FeO с водой не реагируют. В таких случаях для получения оснований эти оксиды сначала превращают в соли, а уже их – в основания. Поэтому, например, для осуществления перехода от оксида MgO к гидроксиду Mg(OH)2 используют последовательные реакции:
Переходы от оснований к солям осуществляются уже известными вам реакциями. Так, растворимые основания (щёлочи), находящиеся в первых двух рядах, превращаются в соли под действием кислот, кислотных оксидов или солей. Нерастворимые основания из последних двух рядов образуют соли под действием кислот.
Генетические ряды неметаллов и их соединений.
Каждый такой ряд состоит состоит из неметалла, кислотного оксида, соответствующей кислоты и соли, содержащей анионы этой кислоты:
НЕМЕТАЛЛ | → | КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | → | КИСЛОТНЫЙ ГИДРОКСИД (КИСЛОТА) | → | СОЛЬ |
Приведём примеры таких рядов:
Ряд фосфора: | P | → | P2O5 | → | H3PO4 | → | Na3PO4; |
Ряд углерода: | C | → | CO2 | → | H2CO3 | → | CaCO3; |
Ряд серы: | S | → | SO2 | → | H2SO3 | → | MgSO3; |
Ряд кремния: | Si | → | SiO2 | → | H2SiO3 | → | K2SiO3. |
Для перехода от неметаллов к кислотным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:
Переход от кислотных оксидов к кислотам в первых трёх рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:
Однако, вы знаете, что содержащийся в последнем ряду оксид SiO2 с водой не реагирует. В этом случае его сначала превращают в соответствующую соль, из которой затем получают нужную кислоту:
Переходы от кислот к солям могут осуществляться известными вам реакциями с основными оксидами, основаниями или с солями.
· Вещества одного и того же генетического ряда друг с другом не реагируют.
· Вещества генетических рядов разных типов реагируют друг с другом. Продуктами таких реакций всегда являются соли (рис. 5):
Рис. 5. Схема взаимосвязи веществ разных генетических рядов.
Эта схема отображает взаимосвязь между различными классами неорганических соединений и объясняет многообразие химических реакций между ними.
Задание по теме:
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Видео:86. Генетические связи между веществами. Генетические ряды металловСкачать
Урок №51. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Генетические связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K 2 O→KOH→KCl
2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4
2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si
Видео:8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.Скачать
Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений
9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений».
Цели и задачи урока:
· Познакомиться с понятием «генетическая связь».
· Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
· Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;
· Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
· Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
· Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
· Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
· Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
· Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
· Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.
· Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Планируемые результаты:
Знать определения и классификацию неорганических веществ.
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;
иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Компетенции:
Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.
Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.
Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.
Тип урока:
· по дидактической цели: урок актуализации знаний;
· по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний” слайд 2
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)
Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»
9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .
Цели и задачи урока:
Познакомиться с понятием «генетическая связь».
Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;
Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.
Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Знать определения и классификацию неорганических веществ.
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;
иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.
Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.
Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.
по дидактической цели: урок актуализации знаний;
по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний” слайд 2
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)
Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4
Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.
Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).
(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).
12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»
3. оксид кремния, оксид магния;
5. карбонат магния, сульфат натрия
6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);
III. Изучение нового материала.
1.Определение темы урока совместно с учащимися.
В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.
Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).
Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4
Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3
? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).
? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
2.Давайте дадим определение генетическая связь.
Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10
Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11
1.Вещества разных классов;
2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;
3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O2→ 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI2 3. СuCI2+2NaOH→ Сu(OH)2 +2NaCI
4.Сu(OH)2 CuO +H2O
4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2
1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O
5.Составление генетического ряда. Слайд 14
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».
5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15
1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)
Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16
📸 Видео
Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать
Химия 8 класс — Ионная Связь // Химическая Связь // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | ИнфоурокСкачать
Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать
Типы Химических Связей — Как определять Вид Химической Связи? Химия 9 классСкачать
КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Генетический ряд неметалловСкачать
Химические свойства металлов. 9 класс.Скачать
Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
8 класс. Химия. Генетический ряд металла.Скачать
Генетические ряды металлов и неметалловСкачать
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 классСкачать
87. Генетические связи между веществами. Генетические ряды неметалловСкачать
Общая характеристика металлов. 9 класс.Скачать
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 классСкачать
Генетические ряды. Химия ОГЭ. Видеоурок 18Скачать
Решение цепочек превращений по химииСкачать