Уравнения генетической связи с металлами

Генетические ряды металлов и их соединений

Каждый такой ряд состоит состоит из металла, его основного оксида, основания и любой соли этого же металла:

МЕТАЛЛОСНОВНЫЙ ОКСИДОСНОВНЫЙ ГИДРОКСИД (ОСНОВАНИЕ)СОЛЬ

Приведём примеры таких рядов:

Ряд кальция:СaCaOCa(OH)2СaCl2;
Ряд натрия:NaNa2ONaOHNa3PO4;
Ряд магния:MgMgOMg(OH)2Mg(NO3)2;
Ряд железа:FeFeOFe(OH)2FeSO4.

Для перехода от металлов к основным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:

2Сa + O2 = 2СaO; 2Mg + O2 = 2MgO;

Переход от основных оксидов к основаниям в первых двух рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:

Что касается последних двух рядов, то содержащиеся в них оксиды MgO и FeO с водой не реагируют. В таких случаях для получения оснований эти оксиды сначала превращают в соли, а уже их – в основания. Поэтому, например, для осуществления перехода от оксида MgO к гидроксиду Mg(OH)2 используют последовательные реакции:

Переходы от оснований к солям осуществляются уже известными вам реакциями. Так, растворимые основания (щёлочи), находящиеся в первых двух рядах, превращаются в соли под действием кислот, кислотных оксидов или солей. Нерастворимые основания из последних двух рядов образуют соли под действием кислот.

Генетические ряды неметаллов и их соединений.

Каждый такой ряд состоит состоит из неметалла, кислотного оксида, соответствующей кислоты и соли, содержащей анионы этой кислоты:

НЕМЕТАЛЛКИСЛОТНЫЙ ОКСИДКИСЛОТНЫЙ ГИДРОКСИД (КИСЛОТА)СОЛЬ

Приведём примеры таких рядов:

Ряд фосфора:PP2O5H3PO4Na3PO4;
Ряд углерода:CCO2H2CO3CaCO3;
Ряд серы:SSO2H2SO3MgSO3;
Ряд кремния:SiSiO2H2SiO3K2SiO3.

Для перехода от неметаллов к кислотным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:

Переход от кислотных оксидов к кислотам в первых трёх рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:

Однако, вы знаете, что содержащийся в последнем ряду оксид SiO2 с водой не реагирует. В этом случае его сначала превращают в соответствующую соль, из которой затем получают нужную кислоту:

Уравнения генетической связи с металлами
Переходы от кислот к солям могут осуществляться известными вам реакциями с основными оксидами, основаниями или с солями.

· Вещества одного и того же генетического ряда друг с другом не реагируют.

· Вещества генетических рядов разных типов реагируют друг с другом. Продуктами таких реакций всегда являются соли (рис. 5):

Рис. 5. Схема взаимосвязи веществ разных генетических рядов.

Эта схема отображает взаимосвязь между различными классами неорганических соединений и объясняет многообразие химических реакций между ними.

Задание по теме:

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Видео:86. Генетические связи между веществами. Генетические ряды металловСкачать

86. Генетические связи между веществами. Генетические ряды металлов

Урок №51. Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

Генетические связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K 2 O→KOH→KCl

2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4

2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si

Видео:8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.Скачать

8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.

Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

Уравнения генетической связи с металлами

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений».

Цели и задачи урока:

· Познакомиться с понятием «генетическая связь».

· Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

· Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

· Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

· Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

· Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

· Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

· Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

· Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока:

· по дидактической цели: урок актуализации знаний;

· по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока:

Познакомиться с понятием «генетическая связь».

Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

по дидактической цели: урок актуализации знаний;

по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

3. оксид кремния, оксид магния;

5. карбонат магния, сульфат натрия

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

Уравнения генетической связи с металлами

Уравнения генетической связи с металламиУравнения генетической связи с металламиУравнения генетической связи с металламиР Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Уравнения генетической связи с металламиУравнения генетической связи с металламиУравнения генетической связи с металламиCa CaO Ca(OH)2 CaCO3

? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O2→ 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI2 3. СuCI2+2NaOH→ Сu(OH)2 +2NaCI

Уравнения генетической связи с металлами4.Сu(OH)2 CuO +H2O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2
1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16

📸 Видео

Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать

Химические Цепочки —  Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 класс

Химия 8 класс — Ионная Связь // Химическая Связь // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Химия 8 класс — Ионная Связь // Химическая Связь  // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | ИнфоурокСкачать

Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | Инфоурок

Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать

Химические Цепочки —  Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 класс

Типы Химических Связей — Как определять Вид Химической Связи? Химия 9 классСкачать

Типы Химических Связей — Как определять Вид Химической Связи? Химия 9 класс

КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать

КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и Металлами

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Генетический ряд неметалловСкачать

Генетический ряд неметаллов

Химические свойства металлов. 9 класс.Скачать

Химические свойства металлов. 9 класс.

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

8 класс. Химия. Генетический ряд металла.Скачать

8 класс. Химия. Генетический ряд металла.

Генетические ряды металлов и неметалловСкачать

Генетические ряды металлов и неметаллов

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 классСкачать

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 класс

87. Генетические связи между веществами. Генетические ряды неметалловСкачать

87. Генетические связи между веществами. Генетические ряды неметаллов

Общая характеристика металлов. 9 класс.Скачать

Общая характеристика металлов. 9 класс.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 классСкачать

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 класс

Генетические ряды. Химия ОГЭ. Видеоурок 18Скачать

Генетические ряды. Химия ОГЭ. Видеоурок 18

Решение цепочек превращений по химииСкачать

Решение цепочек превращений по химии
Поделиться или сохранить к себе: