Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Генератор постоянного тока ГПТ: основные понятия.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Ea. При подключении к генератору нагрузки в цепи якоря возникает ток, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжений для цепи якоря генератора:

сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря ra , обмотки добавочных полюсов rД , компенсационной обмотки rк., последовательной обмотки возбуждения и переходного щеточного контакта rщ.

При отсутствии в машине каких-либо из указанных обмоток в (28.2) не входят соответствующие слагаемые.

Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1 Если к генератору не подключена нагрузка (работает в режиме х.х. Ia=0 ), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода M0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.

При работе генератора с подключенной нагрузкой в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодей­ствуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М. В генераторе этот момент направлен встречно вра­щающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 28.1), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Рис. 28.1. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока

При неизменной частоте вращения n = const вра­щающий момент приводного двигателя M1 уравнове­шивается суммой противодействующих моментов: мо­ментом х.х. M0 и электромагнитным моментом М, т. е.

Выражение (28.3) —называется уравнением моментов для генератора при постоянной частоте нагрузки. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря ω, получим уравнение мощностей:

где P1 = M1ω — подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (меха­ническая); P0 = M0ω мощность х.х., т. е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключен­ной нагрузке); PЭМ = Mω— электромагнитная мощность генератора.

Согласно (25.27), получим

или с учетом (28.1)

где P2 — полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощ­ность, отдаваемая генератором нагрузке; PЭa — мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря .

Учитывая потери на возбуждение генератора PЭВ, получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:

Следовательно, механическая мощность, развиваемая приводным двигателем P1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность P2, передаваемую нагрузке, и мощ­ность, затрачиваемую на покрытие потерь

Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const.

Видео:Электромеханические переходные процессы. Устойчивость. Уравнение движение ротора.Скачать

Электромеханические переходные процессы. Устойчивость. Уравнение движение ротора.

Рассмотрим основные характеристики генераторов посто­янного тока.

Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U0 от тока возбуждения IВ:

Нагрузочная характеристика зависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбу­ждения IВ:

Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора U от тока нагрузки I:

Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуж­дения IВ от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора

Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свой­ства генераторов постоянного тока которые во многом зависят от способа включения генератора в схему, поэтому мы рассмотрим каждый способ включения по отдельности.

Видео:Генератор переменного тока. 11 класс.Скачать

Генератор переменного тока. 11 класс.

Машины постоянного тока.

Устройство, назначение отдельных частей машины (главные полюсы – создание основного магнитного потока; якорь – индуктируется ЭДС; щёточно-коллекторный аппарат – механический выпрямитель в режиме генератора, перераспределение тока по обмотке якорь-двигатель). Принцип работы в режиме генератора (якорь вращается в неподвижном поле полюсов статора; в проводниках обмотки якоря индуктируется переменная ЭДС Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, однако напряжение на зажимах машины сохраняет постоянное направление вследствие выпрямления его щёточно-коллекторным устройством; если якорь замкнуть на нагрузку, по нагрузке потечёт постоянный ток) и в режиме двигателя (постоянное напряжение подаётся на обмотки якоря и возбуждения; создаётся поле главных полюсов, и по якорю пойдёт ток; при взаимодействии тока якоря и магнитного поля возникает электромагнитный момент, который начинает вращать якорь, совершая механическую работу).

Связь между ЭДС и напряжением в генераторном Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораи двигательном режимах Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Обратимость машин постоянного тока.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, В,

где Ф, Вб – магнитный поток одного полюса.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

где р – число пар полюсов,

а — число пар параллельных ветвей,

N – число проводников якоря.

Генератор – ЭДС, двигатель – противоЭДС.

При n = const и Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторапоток полюса и соответствующая ему ЭДС зависят только от тока возбуждения – характеристика Х.Х.

Вращающий (двигатель), тормозной (генератор) момент

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Н·м,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Электромагнитный момент машины постоянного тока пропорционален току якоря и результирующему потоку каждого полюса.

Уравнение баланса мощностей цепи якоря генератора:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Правая часть уравнения выражает мощность нагрузки и электрические потери мощности в обмотке якоря. Их сумма равна Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— мощности, получаемой от первичного двигателя при преобразовании его механической энергии в электрическую.

Величина Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— электромагнитная мощность машин, характеризует скорость процесса преобразования энергии.

Для электродвигателя баланс мощностей цепи якоря:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Это уравнение означает, что мощность Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторапоступления энергии в якорь электродвигателя от внешнего источника равна электромагнитной мощности и мощности потерь в обмотке якоря. Электромагнитная мощность Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораравна механической мощности вращения якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Работа машины постоянного тока сопровождается потерями энергии и нагревом её частей:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— электрические потери во внутренней цепи якоря от тока нагрузки;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— потери от трения в подшипниках и о воздух, обычно составляющие 1 – 2%;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— потери в магнитной цепи (якоре) от гистерезиса и вихревых токов, составляющие 1 – 3%;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— потери на возбуждение или самовозбуждение, т.е. электрические потери в цепи обмотки возбуждения.

Способы возбуждения машин постоянного тока.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораУравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Независимое Последовательное (сериесные)

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораУравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Параллельное (шунтовые) Смешанное

генераторный: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора;

двигательный: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Генераторы с самовозбуждением.

Условия самовозбуждения (наличие остаточного потока, совпадение по направлению Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораи Ф, сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического).

Двигатели Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторапри включении якоря на номинальное напряжение сети ( Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора= 0) пусковой ток будет недопустимо велик. Поэтому в цепь якоря при пуске двигателя вводят добавочное сопротивление в виде специального пускового реостата. Сопротивление выбирается таким, чтобы пусковой ток не превышал (1,5÷2) Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнение механической характеристики: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Из механической характеристики – способы регулирования скорости двигателя:

1) изменение напряжения на якоре U,

2) изменение потока возбуждения Ф,

3) изменение добавочного сопротивления в цепи якоря.

Задача 1.

Генератор независимого возбуждения имеет следующие номинальные данные: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

Построить внешнюю характеристику генератора и определить его электромагнитную мощность Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, а также изменение напряжения на зажимах при переходе от номинального режима к режиму Х.Х. Реакцией якоря и падением напряжения в контактах щёток пренебречь.

Внешняя характеристика генератора строится по уравнению:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, это Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

В генераторе независимого возбуждения Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Для построения внешней характеристики – прямая линия – достаточно определить величину напряжения при двух фиксированных режимах работы. Такими режимами работами будем считать номинальный режим и режим Х.Х.

Если пренебречь реакцией якоря, то можно считать

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Координаты точек характеристики Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— номинальный режим.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— холостой ход.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторакВт.

Изменение напряжения на зажимах генератора: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

1. Как определяется величина тока генератора независимого возбуждения при режиме К.З.? Опасен ли этот режим для машин?

Величина магнитного потока практически не зависит от нагрузки, следовательно практически постоянной будет и ЭДС генератора. При К.З. U=0, следовательно Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора=13480 А.

Ток возрастает в 17 раз, что чрезвычайно опасно.

2. Какие причины вызывают уменьшение напряжения генератора при росте нагрузки?

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

а) при росте нагрузки увеличивается падение напряжения в цепи якоря,

б) хоть и незначительно, изменяется (уменьшается) ЭДС, вследствие реакции якоря.

Задача 2.

На сколько процентов нужно уменьшить магнитный поток генератора постоянного тока с независимым возбуждением и напряжением на выводах Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, если нагрузка уменьшилась с 3 до 1,5 кВт, чтобы при этом напряжение на выводах осталось постоянным? Падение напряжения на щётках Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Всеми потерями можно пренебречь, учесть только влияние реакции якоря и потери в якорной цепи. Сопротивление обмотки якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

1) Уравнение электрического равновесия для двух нагрузок:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

где Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(подразумевается, что скорость вращения при изменении нагрузки не изменяется).

2) В генераторах с независимым возбуждением Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, поэтому Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. По заданным мощностям нагрузок можно определить токи якоря для двух режимов работы:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

3) Так как ЭДС пропорциональны магнитным потокам, можно записать Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Относительное изменение магнитного потока:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Итак, чтобы напряжение осталось неизменным при уменьшении нагрузки, поток требуется уменьшить на 5,5%.

Задача 3.

Генератор постоянного тока с независимым возбуждением, число полюсов 2р=4, номинальная мощность Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторакВт. Индукция воздушного зазора при холостом ходе изменяется вдоль зазора так, как это показано на рисунке. Максимальная индукция воздушного зазора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораТл, число проводников N=430, обмотка волнового типа, сопротивление якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Основные размеры машины: диаметр якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам, расчётная длина Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам, n=1500 об/мин, падение напряжения на щётках Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

1) Среднюю индукцию воздушного зазора Вб;

2) Полюсное деление Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораи окружную скорость якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора;

3) число проводников, включённых последовательно в одной ветви обмотки;

4) индуктированную ЭДС;

5) напряжение на выводах генератора и номинальный ток якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

1) Вб – среднее значение индукции на протяжении полюсного деления Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораТл.

2) Полюсное деление Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам.

Окружная скорость якоря:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам/мин Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам/с.

3) Число последовательно включённых проводников одной параллельной ветви Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

где 2а=2 – число параллельных ветвей при простой волновой обмотке не зависит от числа полюсов и всегда равно 2.

4) ЭДС, индуктированная в якоре Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

где Ф – полезный магнитный поток.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВб.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

5) Уравнение электрического равновесия якорной цепи в номинальном режиме:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Значение Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораможно отбросить, так как оно имеет порядок остаточного напряжения. Следовательно, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

Дополнительный вопрос.

Машина постоянного тока, рассмотренная в задаче, подключается к сети при напряжении на выводах U=220 В. Ток возбуждения неизменён. Машину в качестве двигателя нагружают до номинальной нагрузки. При этом ток якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА. Определить частоту вращения двигателя и полезный момент М.

Уравнение электрического равновесия в режиме двигателя:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— ток как ток возбуждения не изменился, поток также остаётся неизменным.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Развиваемый при этом момент Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораН·м.

Задача 4.

Четырёхполюсный генератор постоянного тока вращается с частотой n =1500 об/мин. Диаметр якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам, расчётная длина пакета якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам, длина полюсной дуги в = 0,162 м. Данные обмотки: число пазов z = 43, число катушечных сторон в одном слое паза u = 3, число витков в секции w = 1. Обмотка волновая, лобовые части обмотки не перекрещиваются.

1) Построить обмотку так, чтобы она не была ступенчатой;

2) Определить полезный поток машины, если ЭДС Е = 414 В;

3) Определить значение индукции воздушного зазора: среднюю Вб и максимальную Вбmax.

1) Если обмотка не ступенчатая, катушечные стороны располагаются совместно в одном пазу. При этом – пазовый шаг (выражается в количестве зубцовых делений) должен выражаться целым числом.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, т.е. необходимо произвести удлинение на Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— первый частичный шаг, выражен в числе катушечных сторон.

Число коллекторных пластин k = u·z = 3·43 =129.

Коллекторный шаг Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Второй частичный шаг Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Число действующих проводников по периметру якоря: N = 2·u·z·w = 2·3·43·1 = 288.

Схема соединения на рисунке 6.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

2) Полезный магнитный поток машины определяется из соотношения Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВб.

Средняя индукция воздушного зазора:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораТл,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторам, полюсное деление машины.

Максимальное значение индукции:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораТл.

Задача 5.

Схема замещения генератора постоянного тока приведена на рис.7.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Uн = 230 В, Iя = 29,6 А, Rя = 0,7 Ом, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

Второй закон Кирхгофа – уравнение электрического состояния генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Номинальный ток возбуждения (закон Ома):

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

Мощность на нагрузке:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВт.

Задача 6.

Условие то же. Построить внешнюю характеристику.

Определить U и Р при I = 24 А.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

P = U·I = 232,5·24 = 5580 Вт.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора
232,5

Задача 7.

Характеристика Х.Х. генератора независимого возбуждения задана:

Е, В
Iв, А1,54,5

Номинальные данные генератора: Рн = 178 кВт, Uн = 230 В, Iян = 775 А, номинальное напряжение на зажимах обмотки возбуждения Uвн = 100 В.

Определить собственное сопротивление обмотки возбуждения Rв, а также сопротивление регулировочного реостата Rp, включаемого в цепь обмотки возбуждения для того, чтобы при неизменном сопротивлении нагрузки R = 0,297 Ом напряжение на её зажимах было равно Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

При номинальном режиме Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, отсюда Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Согласно характеристике Х.Х. этому значению ЭДС соответствует номинальное значение тока возбуждения Iвн = 4,5 А.

Номинальный режим создаётся при полностью выведенном регулированном реостате. Поэтому собственное сопротивление обмотки возбуждения: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

При снижении напряжения до величины Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ уменьшается соответственно и ток нагрузки, равный току якоря: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

ЭДС обмотки якоря в этом случае определится:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генераторав.

Этому значению ЭДС соответствует на характеристике Х.Х. Iв = 1,55 А. При этом сопротивление цепи возбуждения — Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

Сопротивление регулировочного реостата: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораОм.

Задача 8.

Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением характеризуется следующими номинальными величинами: напряжение Uн, мощность Рн. Мощность потерь в номинальном режиме в % от Рн, в цепи возбуждения Рв.

1) Номинальный ток нагрузки генератора Iн;

2) Номинальный ток возбуждения Iв;

3) Номинальный ток якоря Iя;

4) Сопротивление цепи якоря Rя;

5) ЭДС якоря при токе, равном номинальному;

6) Сопротивление цепи возбуждения при токе возбуждения, равном номинальному;

7) сопротивление обмотки возбуждения, принимая, что при холостом ходе генератора и полностью выведенном реостате в цепи возбуждения ток в этой цепи составляет 1,5Iвн.

При решении воспользоваться зависимостью Е=f(Iв).

Iв, %
Е, %
ВариантыUн, ВРн, кВтРя, %Рв, %
7,5
7,5
6,5
5,5
1,5
4,51,5

Задача 9.

Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения включён в сеть U = 110 В, сопротивление обмотки якоря двигателя Rя = 0,07 Ом. При половинной нагрузке частота вращения двигателя n = 1400 об/мин, якорный ток Iя = 74 А. Определить частоту вращения двигателя, если в цепь якоря включено внешнее добавочное сопротивление Rдоб = 0,3 Ом, а нагрузочный момент увеличился вдвое. При этом пренебречь реакцией якоря, а падение напряжения на щётках считать равным Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Момент двигателя постоянного тока Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Сравним два режима работы. Так как реакцией якоря можно пренебречь, в обоих случаях поток остаётся неизменным, а поэтому: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

Уравнение электрического равновесия:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, отсюда для первого случая:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Для второго случая:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораУравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Задача 10.

Для тяговых двигателя последовательного возбуждения одинаковой конструкции нагружаются поочерёдно. Напряжение сети U = 500 В. В начале к сети подключается один из этих двигателей и нагружается до тех пор, пока его частота вращения не достигнет n1 = 700 об/мин. Потребляемый из сети ток этого двигателя равен Iя1 = 50 А. Затем то же самое проделывают со вторым двигателем. При той же частоте вращения потребляемый из сети ток Iя2 = 55 А. Внутренне сопротивление цепи якоря каждого двигателя Rя = 0,3 Ом. Валы двух двигателей соединены муфтой. Их электрические цепи соединены последовательно и подключены к сети U = 500 В. Затем оба двигателя нагружаются до тех пор, пока потребляемый ток достигнет значения Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора= 50 А.

Какова частота вращения машин и в каком соотношении находятся их потребляемые мощности? Предположим, что магнитная цепь машин не насыщена и при малых изменениях магнитный поток изменяется пропорционально току.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Определим индуктированные ЭДС двигателей при их раздельном испытании.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

При последовательном включении двигателей:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

По условию задачи, магнитный поток изменяется пропорционально току. Так как Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, поток первого двигателя не изменяется Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Поток второго двигателя определён из соотношения:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Определяем напряжение на выводах каждого двигателя:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ.

Отношение потребляемых мощностей:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Задача 11.

Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет следующие номинальные данные: Рн = 12 кВт, Uн = 220 В, nн = 685 об/мин, Iн = 64 А, Iвн = 1,75 А. Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии Rя = 0,281 Ом.

Определить скорость вращения якоря двигателя при Х.Х. и тормозном моменте на валу, равном 0,6Мн. Поострить естественную механическую характеристику. Размагничивающим действием реакции якоря пренебречь.

Скорость вращения якоря в режиме идеального Х.Х., когда Uн = Ео, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, скорость вращения в режиме номинальной нагрузки Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Из этих двух соотношений:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Соотношение токов – по схеме по ходу решения.

Условие динамического равновесия при работе двигателя: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Поэтому при изменении тормозного момента изменяется и Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Вращающий момент пропорционален току якоря. При постоянном магнитном потоке (реакцией якоря пренебрегаем) вращающий момент изменяется вследствие соответствующего изменения тока якоря. Следовательно, при Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

Записываем выражения, определяющие скорости при Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораи Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Взяв отношение этих скоростей, получим:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора= 708 об/мин.

Механическая характеристика n = f(М). Для рассматриваемого двигателя – это прямая линия. Строим по двум точкам: М = 0, n = no = 740 об/мин. М = 0,6Мвр.ном, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Естественная механическая характеристика – в цепи якоря отсутствует добавочное сопротивление.

1. Составить уравнение баланса мощностей для двигателя в номинальном режиме.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВ;

220·62,25 = 202,5·62,25 + 62,25·0,281;

13695 = 12605,6 + 1088,9;

2. Какое дополнительное сопротивление R следует включить в цепь якоря двигателя, чтобы при М = 0,6Мн скорость его вращения снизилась до 630 об/мин?

Соотношение аналогично тому, при котором определилось Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора: дополнительно последовательно с обмоткой якоря включается сопротивление R

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, отсюда определяем R

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора= 0,623 Ом.

При введении в цепь якоря R получим искусственную механическую характеристику (график).

3. Определить мощность потерь в регулировочном сопротивлении

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораВт.

Задача 12.

Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, компенсированный (магнитный поток постоянен), номинальная мощность Рном = 22 кВт, число полюсов 2р = 4, напряжение на выводах U = 220 В, номинальная частота вращения n = 1500 об/мин, КПД Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. На якоре N = 248 проводников, обмотка – волновая, внутреннее сопротивление обмотки якоря Rя = 0,1 Ом. Напряжение возбуждения Uв = 220 В, сопротивление обмотки возбуждения Rв = 82,5 Ом. Пренебречь падением напряжения на щётках, потерями на трение и вентиляцию, а также реакцией якоря.

1) Рассчитать естественную механическую характеристику, считая сопротивление якорной цепи Rя, рассчитать искусственную механическую характеристику при добавочном сопротивлении в цепи якоря Rдоб = 2 Ом;

2) Определить добавочное сопротивление, включаемое последовательно с якорной цепью, для номинального момента, чтобы получить n = 900 об/мин;

3) Определить, насколько нужно уменьшить напряжение на выводах, если необходимо установить n = 900 об/мин при номинальном моменте;

4) Определить, насколько нужно увеличить сопротивление цепи возбуждения, чтобы частота вращения стала равной = 1600 об/мин при номинальном моменте. Характеристика холостого хода машины приведена в виде таблицы

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора206,5
Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора0,51,52,2

1) Механическая характеристика двигателя – это зависимость частоты вращения от момента n = f(M).

Если считать поток постоянным и пренебречь падением напряжения на щётках, то

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Получим уравнение прямой, наклон которой к горизонтальной оси определяется величиной m. Теоретически при идеальном холостом ходе Iя = 0 и Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. В действительности из-за потерь в машине ток в якоре при холостом ходе не может быть равным нулю.

Итак, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Величину СЕ·Ф определим из уравнения ЭДС для номинального режима.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

nх = 1583, М = 0 – точка Х.Х. естественной механической характеристики (рис. 8).

Вторая точка – определяется номинальным режимом

Мном = Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

На графике – естественная механическая характеристика – 1.

Для искусственной механической характеристики первая точка – точка холостого хода.

Вторую точку можно определить как точку пуска: n = 0, М = Мпуск.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораА.

Момент в номинальной точке и пусковой момент: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Из двух уравнений находим Мпуск.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

На графике – искусственная механическая характеристика 2.

2) Введение добавочного сопротивления в цепь якоря – один из способов регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока (уменьшение).

Так регулирование происходит при постоянном моменте, ток якоря в установившемся режиме остаётся неизменным. Если М = Мном, то и Iя = Iя.ном, а поэтому Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, делаем числовые подстановки и определяем величину добавочного сопротивления:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

125,064 = 220 – 11,56 — Rдоб·115,6,

Механическая характеристика на графике – 3.

Изменение оборотов Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

3) Изменение величины питающего напряжения – ещё один способ регулирования частоты вращения двигателя (уменьшение).

Механические характеристики при сохранении неизменным момента в случае уменьшения напряжения сдвигаются параллельно естественной характеристике. При номинальном моменте разность частот вращения Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин. Из параллельности прямых следует, что новая частота вращения холостого хода при пониженном напряжении Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораоб/мин.

Для идеального холостого хода:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, отсюда

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Итак, напряжение питания надо уменьшить на 83,4 В. Механическая характеристика на графике – 4.

4) Изменение сопротивления цепи возбуждения – ещё один способ изменения скорости вращения двигателя (увеличение).

Уравнение механической характеристики:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, ( Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора).

Если увеличивается сопротивление цепи возбуждения, ток возбуждения уменьшается, уменьшается и основной поток. Механическая характеристика становится более крутой, частота вращения в режиме холостого хода растёт.

Определим постоянные машины:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

При заданной частоте вращения определим величину магнитного потока:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора,

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Выбираем первое решение, так как второе слишком мало для машины с Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораИстинный магнитный поток машины Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Частота вращения при холостом ходе:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

На графике – механическая характеристика – 5.

При магнитном потоке Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораиндуцированная ЭДС:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

По характеристике холостого хода определяется ток возбуждения: Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Требуемое сопротивление цепи возбуждения:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора.

Отсюда Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Задача 14.

Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением выполнен на номинальное напряжение 220 В. Данные номинального режима электродвигателя: мощность Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, скорость вращения якоря Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, КПД Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора. Ток в цепи возбуждения составляет Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора% от номинального тока электродвигателя. Мощность потерь в цепи якоря при номинальной нагрузке составляет 5,0% от суммарной мощности потерь в электродвигателе.

1) номинальный момент на валу электродвигателя;

2) ток Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора, потребляемый электродвигателем из сети при номинальной нагрузке;

3) токи в цепи возбуждения и в цепи якоря при номинальной нагрузке;

Видео:Принцип работы генератора переменного токаСкачать

Принцип работы генератора переменного тока

Уравнения электрического равновесия для электрических машин

В процессе работы двигателя его якорь вращается в магнитном поле, при этом в обмотке якоря наводится ЭДС, которая направлена против рабочего тока якоря, поэтому её называют противо ЭДС

В соответствии со вторым законом Кирхгофа электрическое равновесие выглядит следующим образом:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— подводимое напряжение;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— противо ЭДС;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— ток протекающий по якорю;

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора— сопротивление обмотки якоря.

Из второго закона Кирхгофа следует, что подведенное к двигателю напряжение уравновешивается противо ЭДС обмотки якоря и падением напряжения в цепи якоря.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(1)

Из формулы (1) видим что ток якоря увеличивается при увеличении питающего напряжения и уменьшения противо ЭДС.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(2)

Значение противо ЭДС изменяется прямопропорционально изменению величин конструктивной постоянной машины, магнитного потока полюсов и частоты вращения якоря двигателя.

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(3)

Согласно формулы (3) при трогании с места противо ЭДС Е=0, так как частота вращения якоря двигателя тоже равна нулю n=0 и по этому ток якоря Iя имеет наибольшее значение.

При увеличении скорости движения увеличивается частота вращения якоря ТЭД, следовательно увеличивается значение противо ЭДС, что вызывает уменьшение числителя в формуле (2), т.е. уменьшается ток якоря.

Подставляем значения формулы (3) в Формулу (1) и получаем что:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(4)

Из формулы (4) определяем значение частоты вращения якоря ТЭД:

Уравнения электрического равновесия двигателя и генератора(5)

Из формулы (5) видно, что частота вращения якоря двигателя n увеличивается при увеличении подводимого напряжения U, а так же уменьшении магнитного потока Уравнения электрического равновесия двигателя и генератораи сопротивления в цепи якоря R.

Дата добавления: 2017-06-13 ; просмотров: 2868 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

📸 Видео

Лекция 020-5. Метод эквивалентного генератораСкачать

Лекция 020-5.  Метод эквивалентного генератора

Электрические машины постоянного тока, устройство и принцип действияСкачать

Электрические машины постоянного тока, устройство и принцип действия

11 класс урок №11 Генератор переменного токаСкачать

11  класс урок №11  Генератор переменного тока

генератор независимого возбужденияСкачать

генератор независимого возбуждения

Урок 356. Генератор переменного электрического токаСкачать

Урок 356. Генератор переменного электрического тока

Метод эквивалентного генератора. Задача 2Скачать

Метод эквивалентного генератора. Задача 2

Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать

Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбез

Задача 1. Генератор постоянного тока параллельного возбужденияСкачать

Задача 1. Генератор постоянного тока параллельного возбуждения

Схема двигателя постоянного тока. Устройство и принцип работы.Скачать

Схема двигателя постоянного тока. Устройство и принцип работы.

Тема: "Генераторы последовательного, параллельного, смешанного возбуждения"Скачать

Тема: "Генераторы последовательного, параллельного, смешанного возбуждения"

2.5. Двигательный режимСкачать

2.5. Двигательный режим

Урок 366. ТрансформаторСкачать

Урок 366. Трансформатор

Характиристики машин постоянного токаСкачать

Характиристики машин постоянного тока

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Урок 142 (осн). Решение задачСкачать

Урок 142 (осн). Решение задач

Принцип работы трансформатораСкачать

Принцип работы трансформатора

Электрические машины постоянного токаСкачать

Электрические машины постоянного тока
Поделиться или сохранить к себе: