8.2. Исследование общего уравнения 2-й степени от двух переменных
8.2.1. Геометрическое представление ортогональных преобразований
Общее уравнение 2-й степени от двух переменных имеет вид:
где хотя бы одно из чисел . не равно 0. Наша цель — построить на плоскости такую систему координат, чтобы это уравнение имело наиболее простой вид. Это значит, что нам нужно выбрать новый базис и новое начало координат. Новый базис должен быть ортогональным (мы хотим работать в прямоугольной декартовой системе координат) и, более того, ортонормированным. Действительно, если длины базисных векторов изменятся, то изменится масштаб, и, например, эллипс может превратиться в окружность.
Линейное преобразование, которое переводит ортонормированный базис снова в ортонормированный базис является ортогональным (теорема 10 из 7.5.3). Линейная замена переменных, соответствующая переходу от одного ортонормированного базиса к другому, имеет ортогональную матрицу. Постараемся выяснить геометрический смысл таких преобразований.
Теорема 2. Ортогональное преобразование плоскости есть либо поворот, либо поворот с последующей осевой симметрией.
Доказательство. Пусть A : R 2 → R 2 — ортогональное преобразование плоскости. Было доказано, что ортонормированный базис i, j переходит снова в ортонормированный базис e1, e2. Изображая единичный вектор e1 произвольно, для e2 получаем две возможности:
Разложим векторы e1, e2 по базису i, j, чтобы найти матрицу преобразования A. В первом случае:
Преобразование A является поворотом на угол φ против часовой стрелки.
- Системы с нелинейными уравнениями
- Нелинейные уравнения с двумя неизвестными
- Системы из двух уравнений, одно из которых линейное
- Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными
- Системы из двух уравнений, одно из которых однородное
- Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное
- Примеры решения систем уравнений других видов
- Изящные способы решения систем уравнений с двумя переменными второй степени
- 🎦 Видео
Видео:Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

Системы с нелинейными уравнениями
Нелинейные уравнения с двумя неизвестными |
Системы из двух уравнений, одно из которых линейное |
Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными |
Системы из двух уравнений, одно из которых однородное |
Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное |
Примеры решения систем уравнений других видов |
Видео:Приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными | Алгебра 9 класс #23 | ИнфоурокСкачать

Нелинейные уравнения с двумя неизвестными
Определение 1 . Пусть A – некоторое множество пар чисел (x ; y) . Говорят, что на множестве A задана числовая функция z от двух переменных x и y , если указано правило, с помощью которого каждой паре чисел из множества A ставится в соответствие некоторое число.
Задание числовой функции z от двух переменных x и y часто обозначают так:
| z = f (x , y) , | (1) |
причем в записи (1) числа x и y называют аргументами функции , а число z – значением функции , соответствующим паре аргументов (x ; y) .
Определение 2 . Нелинейным уравнением с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида
| f (x , y) = 0 , | (2) |
где f (x , y) – любая функция, отличная от функции
где a , b , c – заданные числа.
Определение 3 . Решением уравнения (2) называют пару чисел (x ; y) , для которых формула (2) является верным равенством.
Пример 1 . Решить уравнение
| x 2 – 4xy + 6y 2 – – 12 y +18 = 0 . | (3) |
Решение . Преобразуем левую часть уравнения (3):
Таким образом, уравнение (3) можно переписать в виде
| (x – 2y) 2 + 2(y – 3) 2 = 0 . | (4) |
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то из формулы (4) вытекает, что неизвестные x и y удовлетворяют системе уравнений
решением которой служит пара чисел (6 ; 3) .
Пример 2 . Решить уравнение
| sin (xy) = 2 . | (5) |
вытекает, что уравнение (5) решений не имеет.
Ответ : Решений нет.
Пример 3 . Решить уравнение
| ln (x – y) = 0 . | (6) |
Следовательно, решением уравнения (6) является бесконечное множество пар чисел вида
где y – любое число.
Видео:Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Системы из двух уравнений, одно из которых линейное
Определение 4 . Решением системы уравнений
называют пару чисел (x ; y) , при подстановке которых в каждое из уравнений этой системы получается верное равенство.
Системы из двух уравнений, одно из которых линейное, имеют вид
где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .
Пример 4 . Решить систему уравнений
![]() | (7) |
Решение . Выразим из первого уравнения системы (7) неизвестное y через неизвестное x и подставим полученное выражение во второе уравнение системы:
Таким образом, решениями системы (7) являются две пары чисел

Ответ : (– 1 ; 9) , (9 ; – 1)
Видео:Алгебра 9 класс (Урок№25 - Решение систем уравнений второй степени.)Скачать

Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными
Определение 5 . Однородным уравнением второй степени с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида
где a , b , c – заданные числа.
Пример 5 . Решить уравнение
| 3x 2 – 8xy + 5y 2 = 0 . | (8) |
Решение . Для каждого значения y рассмотрим уравнение (8) как квадратное уравнение относительно неизвестного x . Тогда дискриминант D квадратного уравнения (8) будет выражаться по формуле
откуда с помощью формулы для корней квадратного уравнения найдем корни уравнения (8):
Ответ . Решениями уравнения (8) являются все пары чисел вида
( y ; y) или
где y – любое число.
Следствие . Левую часть уравнения (8) можно разложить на множители
Видео:Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Системы из двух уравнений, одно из которых однородное
Системы из двух уравнений, одно из которых однородное, имеют вид
где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .
Пример 6 . Решить систему уравнений
![]() | (9) |
рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :

В случае, когда x = – y , из второго уравнения системы (9) получаем уравнение
корнями которого служат числа y1 = 2 , y2 = – 2 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 2) , (2 ; – 2) .

из второго уравнения системы (9) получаем уравнение
которое корней не имеет.
Ответ : (– 2 ; 2) , (2 ; – 2)
Видео:Алгебра 9 класс (Урок№29 - Приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.)Скачать

Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное
Пример 7 . Решить систему уравнений
![]() | (10) |
Решение . Совершим над системой (10) следующие преобразования:
- второе уравнение системы оставим без изменений;
- к первому уравнению, умноженному на 5 , прибавим второе уравнение, умноженное на 3 , и запишем полученный результат вместо первого уравнения системы (10).
В результате система (10) преобразуется в равносильную ей систему (11), в которой первое уравнение является однородным уравнением:
![]() | (11) |
рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :

В случае, когда x = – 5y , из второго уравнения системы (11) получаем уравнение
которое корней не имеет.

из второго уравнения системы (11) получаем уравнение

корнями которого служат числа y1 = 3 , y2 = – 3 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 3) , (2 ; – 3) .
Ответ : (– 2 ; 3) , (2 ; – 3)
Видео:Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Примеры решения систем уравнений других видов
Пример 8 . Решить систему уравнений (МФТИ)
Решение . Введем новые неизвестные u и v , которые выражаются через x и y по формулам:
![]() | (13) |
Для того, чтобы переписать систему (12) через новые неизвестные, выразим сначала неизвестные x и y через u и v . Из системы (13) следует, что
![]() | (14) |
Решим линейную систему (14), исключив из второго уравнения этой системы переменную x . С этой целью совершим над системой (14) следующие преобразования:
- первое уравнение системы оставим без изменений;
- из второго уравнения вычтем первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную разность.
В результате система (14) преобразуется в равносильную ей систему
из которой находим
![]() | (15) |
Воспользовавшись формулами (13) и (15), перепишем исходную систему (12) в виде
![]() | (16) |
У системы (16) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное u через неизвестное v и подставить это выражение во второе уравнение системы:
Следовательно, решениями системы (16) являются две пары чисел
Из формул (13) вытекает, что 
Определение 6 . Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными называют тройку чисел (x ; y ; z) , при подстановке которых в каждое уравнение системы получается верное равенство.
Пример 9 . Решить систему из двух уравнений с тремя неизвестными
![]() | (17) |
Решение . У системы (17) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное z через неизвестные x и y и подставить это выражение во второе уравнение системы:
![]() | (18) |
Перепишем второе уравнение системы (18) в другом виде:
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то выполнение последнего равенства возможно лишь в случае x = 4, y = 4 .
Ответ : (4 ; 4 ; – 4)
Замечание . Рекомендуем посетителю нашего сайта, интересующемуся методами решения систем уравнений, ознакомиться также c разделом справочника «Системы линейных уравнений» и нашим учебным пособием «Системы уравнений».
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Изящные способы решения систем уравнений с двумя переменными второй степени
Разделы: Математика
Цели урока:
- рассмотреть интересные способы решения систем уравнений с двумя переменными второй степени;
- продолжить работу по формированию у учащихся умений решать системы уравнений с двумя переменными различными способами;
- развивать логическое мышление, способность к абстрагированию, анализу.
Ход урока
Решение систем, содержащих два уравнения с двумя переменными второй степени весьма трудная задача, но в некоторых случаях системы могут быть решены с помощью простых и изящных приемов. Открыть некоторые из них – это цель сегодняшнего урока.
I. Проверка домашнего задания.
Решить систему уравнений способом подстановки и графически.
Первый ученик показывает решение системы уравнений:
![]() | (1) | — способом подстановки. |
| 1) ху=-3; | ![]() |
2) ![]() | ![]() |
умножим обе части уравнения на 




Если z =9,то 
z =1, то
-3,-1,1,3 отличны от нуля, значит, они являются корнями уравнения
3) Если то ![]() | то ![]() |
то ![]() | то ![]() |
Ответ:(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3)-решения системы (1).
Второй ученик показывает решение системы уравнений:
![]() | — графическим способом. |
В одной системе координат построим графики уравнений: 


В треугольнике АВС,

Длину отрезка АС= 

ху=3; у=

| х | -6 | -3 | -1 | -0.5 | 0.5 | 1 | 3 | 6 |
| у | 0.5 | 1 | 3 | 6 | -6 | -3 | -1 | -0.5 |
Графики изображены на рисунке 1.
Графики 

Интересно заметить, что решения данной системы симметричны. Точки С и В и А и Д симметричны относительно начала координат. Точки С и А и Д и В симметричны относительно биссектрисы I и III координатных углов (прямой у=х), поэтому их координаты “меняются местами”.
II. “Открытие” новых способов решения этой же системы.
Для решения этой системы есть более изящные и красивые способы. Открыть их, понять и научиться применять — это цель нашего урока. Поставив цель мы в конце урока должны подвести итог нашей работе, для этого мы будем использовать идею Эдварда де Боно, которую он назвал “Шесть шляп — шесть способов мышления”- они нам и помогут с разных позиций проанализировать урок, работая в группах.
Работа в группах.
Решить систему 
Свое решение на доске показывает одна из групп:


Система (1) “распадается” на две более простые системы:
![]() | (2) | ![]() | (3) |
Каждое решение системы (1) является решением хотя бы одной из систем (2) или (3).И каждое решение системы (2) и (3) является решением системы (1).
Системы (2) и (3) является симметричными, решим каждую из них:
![]() | (1) | ![]() | (2) |
Пусть и корни уравнения | Пусть и корни уравнения |
![]() решения системы (1). | ![]() решения системы (2) |
Для того чтобы понять содержательную сторону приведенного решения, обратимся к графической иллюстрации. На рис.2 в одной системе координат показано графическое решение систем.

Каждая прямая х+у =2 и х+у =-2 пересекает гиперболу ху=-3 в двух точках, а всего мы имеем четыре точки пересечения (они обозначены буквами А, В, С, Д). Это те же точки, которые получились при пересечение гиперболы и окружности (смотри рис.1).
Еще один способ решения данной системы 
Сложим почленно первое уравнение системы 
![]() | ![]() |
Из первого уравнения получаем, что
Из второго уравнения получаем, что
Рассматривая каждое уравнение первой строки совместно с каждым уравнение второй строки приходим к четырем системам линейных уравнений:
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Решив каждую из них получим следующие решения исходной системы:
Решение проиллюстрировано графически на рис.3.
Теперь мы видим, что четыре прямые при попарном пересечении указывают нам те же самые точки, которые получились при пересечении окружности и гиперболы (смотри рис.1).
И еще разберем один из способов решения системы
Данная система является симметричной и решается она очень красиво с помощью введения новых переменных. Пусть 


Если u=-3, то 



![]() | и | ![]() |
Полученные системы тоже являются симметричными системами, которые мы уже решали. Итак,(3;1), (-1;3), (-3;1),(1;-3)-решения данной системы.
Мы рассмотрели пять различных способов решения одной и той же системы уравнений. Каждый выберет для себя способ, который ему больше всего понравился, самое главное — что каждый из Вас научился решать системы такого вида и поэтому эпиграфом урока могли служить слова Б.В.Гнеденко: “Ничто так не содействует усвоению предмета, как действие с ним в разных ситуациях”.
1 задание. Решить систему уравнений:
2 задание. На рисунке 4 построены: окружность 

3 задание. Система уравнений. 
1 задание. Решить систему уравнений:
2 задание. На рисунке 6 построены кубическая парабола у=х

Составьте всевозможные системы двух уравнений с двумя переменными и укажите их решения.
3 задание. Система уравнений 
IV. Подведение итогов урока.
Для анализа урока мы будем использовать идею Эдварда де Боно, которую он назвал “Шесть шляп”.
Зелёная шляпа-символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Она символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Итак, первая группа ответит на вопросы: пригодятся ли нам знания, полученные на уроке, умения исследовать и находить различные способы решения систем уравнений?
Жёлтая шляпа — солнечный, жизнеутверждающий цвет. Она полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление.
Итак, вторая группа отметит какие положительные моменты были на уроке и обоснует свой оптимизм.
Белая шляпа — белый цвет беспристрастен и объективен. В ней “варятся” мысли, “замешанные” на цифрах и фактах.
Итак, третья группа должна изложить происходящее на уроке опираясь и подкрепляя свой ответ цифрами и фактами.
Красная шляпа-символ восприятия действительности на уровне чувств. В ней можно отдать себя во власть эмоций.
Итак, четвёртая группа постарается высказать свои эмоции по поводу данного урока.
Чёрная шляпа — черный цвет мрачный, зловещий, словом — недобрый. Это критика, доходящая до въедливости.
Итак, пятая группа должна высказать свое мнение о том, что получилось на уроке или что требует доработки.
Синяя шляпа — синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией, обобщением того, что достигнуто.
Итак, шестая группа при подведении итогов урока должна указать, на что необходимо обратить внимание при изучении данной темы?
V. Домашнее задание.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько “Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса” (разноуровневые дидактические материалы). С-9,стр. 19 (по уровням сложности)
🎦 Видео
Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

Решение систем уравнений второй степениСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

Системы уравнений с двумя переменными. Алгебра 9 классСкачать

Системы уравнений с двумя переменными - 9 класс алгебраСкачать

Решение уравнений с двумя переменными второй степениСкачать

Как решают уравнения в России и СШАСкачать

П.23 Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени - Алгебра 9 класс МакарычевСкачать

Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменнымиСкачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Нелинейные уравнения с двумя неизвестными





















































то 
то 
то 
то 









и
корни уравнения
и
его корни,
и
его корни,

















