Уравнение вида ax = b, где x — неизвестное, a и b — числа, называется уравнением с одним неизвестным или линейным уравнением.
Число a называется коэффициентом при неизвестном, а число b — свободным членом.
Если в уравнении ax = b коэффициент не равен нулю (a ≠ 0), то, разделив обе части уравнения на a, получим . Значит, уравнение ax = b, в котором a ≠ 0, имеет единственный корень .
Если в уравнении ax = b коэффициент равен нулю (a = 0), а свободный член не равен нулю (b ≠ 0), то уравнение не имеет корней, так как равенство 0x = b, где b ≠ 0, не является верным ни при каком значении x.
Если в уравнении ax = b и коэффициент, и свободный член равны нулю (a = 0 и b = 0), то уравнение имеет бесконечное множество корней, так как равенство 0x = 0 верно при любом значении x.
- Решение уравнений с одним неизвестным
- Решение матричных уравнений: теория и примеры
- Решение матричных уравнений: как это делается
- Решение матричных уравнений: примеры
- Решение уравнений вида a + x = b
- Урок №1
- Тема: “Решение уравнений вида, а+х=в” Цель: создание условий для способствующих расширению понятий учащихся об уравнениях. Задачи: Сформировать представления учащегося об уравнении как о предложении с переменной. Учить находить неизвестный компонент (слагаемое) действий с комментированием о выполняемой операции по алгоритму, называя компонент действия. Отрабатывать вычислительные навыки. Познакомить с алгебраическим способом решения задач. Развивать мышление, математическую речь учащихся, исследовательские навыки работа в группах, парах.
- 📽️ Видео
Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Решение уравнений с одним неизвестным
Все уравнения с одним неизвестным решаются одинаково с помощью преобразований, которые могут выполняться в любом порядке. Список возможных преобразований, которые могут быть использованы для решения уравнений:
- освобождение от дробных членов;
- раскрытие скобок;
- перенос всех членов, содержащих неизвестное, в одну часть, а известные — в другую (члены с неизвестными, как правило, переносят в левую часть уравнения);
- сделать приведение подобных членов;
- разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.
Пример 1. Решить уравнение
- Освобождаем уравнение от дробных членов:
20x — 28 — 24 = 9x + 36.
20x — 9x = 36 + 28 + 24.
Выполняем приведение подобных членов:
Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном (на 11):
Делаем проверку, подставив в данное уравнение вместо x его значение:
Уравнение обратилось в верное равенство, следовательно, корень был найден верно.
Пример 2. Решить уравнение
- Это уравнение проще решить, не раскрывая скобок, поэтому делим обе части уравнения на 5:
Выполняем приведение подобных членов:
5(11 — 2) = 45; 5 · 9 = 45; 45 = 45. |
Обычно все рассуждения при решении уравнения производят устно, а само решение записывается так:
Видео:Решение матричных уравненийСкачать
Решение матричных уравнений: теория и примеры
Видео:Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)Скачать
Решение матричных уравнений: как это делается
Матричные уравнения имеют прямую аналогию с простыми алгебраическими уравнениями, в которых присутствует операция умножения. Например,
где x — неизвестное.
А, поскольку мы уже умеем находить произведение матриц, то можем приступать к рассмотрению аналогичных уравнений с матрицами, в которых буквы — это матрицы.
Итак, матричным уравнением называется уравнение вида
где A и B — известные матрицы, X — неизвестная матрица, которую требуется найти.
Как решить матричное уравнение в первом случае? Для того, чтобы решить матричное уравнение вида A ⋅ X = B , обе его части следует умножить на обратную к A матрицу слева:
.
По определению обратной матрицы, произведение обратной матрицы на данную исходную матрицу равно единичной матрице: , поэтому
.
Так как E — единичная матрица, то E ⋅ X = X . В результате получим, что неизвестная матрица X равна произведению матрицы, обратной к матрице A , слева, на матрицу B :
.
Как решить матричное уравнение во втором случае? Если дано уравнение
то есть такое, в котором в произведении неизвестной матрицы X и известной матрицы A матрица A находится справа, то нужно действовать аналогично, но меняя направление умножения на матрицу, обратную матрице A , и умножать матрицу B на неё справа:
,
,
.
Как видим, очень важно, с какой стороны умножать на обратную матрицу, так как . Обратная к A матрица умножается на матрицу B с той стороны, с которой матрица A умножается на неизвестную матрицу X . То есть с той стороны, где в произведении с неизвестной матрицей находится матрица A .
Как решить матричное уравнение в третьем случае? Встречаются случаи, когда в левой части уравнения неизвестная матрица X находится в середине произведения трёх матриц. Тогда известную матрицу из правой части уравнения следует умножить слева на матрицу, обратную той, которая в упомянутом выше произведении трёх матриц была слева, и справа на матрицу, обратную той матрице, которая располагалась справа. Таким образом, решением матричного уравнения
.
Видео:Решение уравнений вида |ax²+bx| +c=0 и ax²+b|x|+c=0Скачать
Решение матричных уравнений: примеры
Пример 1. Решить матричное уравнение
.
Решение. Данное уравнение имеет вид A ⋅ X = B , то есть в произведении матрицы A и неизвестной матрицы X матрица A находится слева. Поэтому решение следует искать в виде , то есть неизвестная матрица равна произведению матрицы B на матрицу, обратную матрице A слева. Найдём матрицу, обратную матрице A .
Сначала найдём определитель матрицы A :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы A :
.
Составим матрицу алгебраических дополнений:
.
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей A :
.
Теперь у нас есть всё, чтобы найти матрицу, обратную матрице A :
.
Наконец, находим неизвестную матрицу:
Пример 2. Решить матричное уравнение
.
Пример 3. Решить матричное уравнение
.
Решение. Данное уравнение имеет вид X ⋅ A = B , то есть в произведении матрицы A и неизвестной матрицы X матрица A находится справа. Поэтому решение следует искать в виде , то есть неизвестная матрица равна произведению матрицы B на матрицу, обратную матрице A справа. Найдём матрицу, обратную матрице A .
Сначала найдём определитель матрицы A :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы A :
.
Составим матрицу алгебраических дополнений:
.
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей A :
.
Находим матрицу, обратную матрице A :
.
Находим неизвестную матрицу:
До сих пор мы решали уравнения с матрицами второго порядка, а теперь настала очередь матриц третьего порядка.
Пример 4. Решить матричное уравнение
.
Решение. Это уравнение первого вида: A ⋅ X = B , то есть в произведении матрицы A и неизвестной матрицы X матрица A находится слева. Поэтому решение следует искать в виде , то есть неизвестная матрица равна произведению матрицы B на матрицу, обратную матрице A слева. Найдём матрицу, обратную матрице A .
Сначала найдём определитель матрицы A :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы A :
Составим матрицу алгебраических дополнений:
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей A :
.
Находим матрицу, обратную матрице A , и делаем это легко, так как определитель матрицы A равен единице:
.
Находим неизвестную матрицу:
Пример 5. Решить матричное уравнение
.
Решение. Данное уравнение имеет вид X ⋅ A = B , то есть в произведении матрицы A и неизвестной матрицы X матрица A находится справа. Поэтому решение следует искать в виде , то есть неизвестная матрица равна произведению матрицы B на матрицу, обратную матрице A справа. Найдём матрицу, обратную матрице A .
Сначала найдём определитель матрицы A :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы A :
Составим матрицу алгебраических дополнений:
.
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей A :
.
Находим матрицу, обратную матрице A :
.
Находим неизвестную матрицу:
Пример 6. Решить матричное уравнение
.
Решение. Данное уравнение имеет вид A ⋅ X ⋅ B = C , то есть неизвестная матрица X находится в середине произведения трёх матриц. Поэтому решение следует искать в виде . Найдём матрицу, обратную матрице A .
Сначала найдём определитель матрицы A :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы A :
.
Составим матрицу алгебраических дополнений:
.
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей A :
.
Находим матрицу, обратную матрице A :
.
Найдём матрицу, обратную матрице B .
Сначала найдём определитель матрицы B :
.
Найдём алгебраические дополнения матрицы B :
Составим матрицу алгебраических дополнений матрицы B :
.
Транспонируя матрицу алгебраических дополнений, находим матрицу, союзную с матрицей B :
.
Находим матрицу, обратную матрице B :
.
Видео:Как решить НЕПОЛНОЕ КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ. Часть 1. Уравнение вида ax^2+c=0Скачать
Решение уравнений вида a + x = b
Видео:Решение линейного уравнения ax=b. Сколько корней может быть у линейного уравнения. Алгебра 7 класс.Скачать
Урок №1
Тема: “Решение уравнений вида, а+х=в”
Цель: создание условий для способствующих расширению понятий учащихся об уравнениях.
Задачи:
Оборудование: карточки с математическими выражениями, план исследования, рабочий лист, план ответа для работы в группах, мультимедийная презентация.
I. Организованный момент.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнём сейчас.
II. Актуализация знаний с последующей мотивацией.
На доске следующая запись.
Вставьте числа, чтобы получить верные равенства и расшифруйте слово.
1 | 7 | 9 | 4 | 3 | 6 | 5 | 2 | 8 |
— Как называются выражения, записанные на доске? (Уравнения)
— Что такое уравнение? (Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти)
III. Сообщение темы урока
— Кто из вас может назвать тему нашего урока? (Решение уравнений)
— Что значит решить уравнение? (Значит найти такое значение буквы (корень), чтобы равенство стало верным)
— Какими способами мы умеем находить корень? (Способом подбора; на основе взаимосвязи между компонентами действий; при помощи использования основных свойств равенств)
Задание №1
1. Выпишите в 1 столбик все неравенства, во 2 – все равенства, в 3 – все уравнения.
5+2 3+2 |
3 10 |
2 группа решает задачу уравнением.
У кошки родилось 5 котят. З из них была чёрные, а остальные рыжие. Сколько рыжих котят у кошки.
3 группа. Решить уравнение х+26=50.
VIII. Подведение итога. Подводя итог всей работе на уроке, я прошу вас ответить на следующие вопросы:
- я знаю, что …
- для меня самым трудным было …
- о чём я могу рассказать своему другу…
- для меня самым интересным было …
IX. Домашнее задание.
Придумать 2 своих уравнения на нахождение 1 слагаемого и 2 слагаемого.
📽️ Видео
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Как решить НЕПОЛНОЕ КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ. Часть 2 Уравнение вида ax^2+bx=0Скачать
Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Алгебра 8 класс (Урок№28 - Решение квадратных уравнений вида ax2 + bx + c = 0.Формула корней кв.ур.)Скачать
ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
Тема: Квадратные уравнения. Урок: Уравнения вида y=ax^2 + bx +cСкачать
5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать
Уравнение вида a sin x + b cos x =cСкачать
§28 Матричные уравненияСкачать
Математика 1 класс. Уравнения Решение уравнений вида а + х = bСкачать
Как решать квадратные уравнения без дискриминантаСкачать
Свойства квадратного корня. Уравнение х2=а, 8 классСкачать