Уравнение в правах поместий и вотчин

Видео:Сословия в XVII веке. Верхи и низы общества. Видеоурок 26. История 7 классСкачать

Сословия в XVII веке. Верхи и низы общества. Видеоурок 26. История 7 класс

Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого

До царствования Петра I в России не проводилось четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия.

В 1714 г. Петровским указом «О единонаследии» был введен майорат. Согласно этому указу вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части.

В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о подушной подати, которая также не разграничивала их.

В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие.

Изменяется статус духовенства (как и русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений.

Городское население было разделено на 3 гильдии:

  1. первая гильдия – богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.);
  2. вторая гильдия – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.);
  3. третья гильдия – все остальное городское население.

При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, следовательно, первоначально она была заменена консилией министров, а впоследствии, в 1711 г.,Сенатом, который был создан Петром на время его ухода в поход как орган, заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом, обладающим совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения, носящие характер закона и обязательные к исполнению (но царь их мог очень легко отменить).

В Петровское время завершается длительный процесс по уравнению в правовом отношении поместий и вотчин. Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» значительно расширил права дворян на землю, установил единый правовой режим для вотчин и поместий. Вотчины и поместья стали называться недвижимостью. С целью укрепления экономического положения дворянства запрещалось недвижимое имущество закладывать и, как правило, продавать. Его можно было продать в порядке исключения «по нужде» и с уплатой высокой пошлины. С тем чтобы избежать дробления земельных владений, недвижимое имущество передавалось по наследству только одному сыну. За наследниками признавалось право выкупа недвижимого имущества в течение 40 лет.

Видео:История отечественного государства и права. Лекция 5. Соборное Уложение 1649г свод феодального праваСкачать

История отечественного государства и права. Лекция 5. Соборное Уложение 1649г свод феодального права

Вотчина и поместье: разница между формами феодального владения

В русской художественной литературе слова «вотчина» и «поместье» нередко используются как синонимы. Однако с научной точки зрения это неверно. Хотя понятия «вотчина» и «поместье» достаточно близки, они далеки от тождественности, ибо обозначают разные формы феодального землепользования.

Видео:Часть 13. Расцвет и кризис крепостного права/ Кирилл Назаренко и Егор ЯковлевСкачать

Часть 13. Расцвет и кризис крепостного права/ Кирилл Назаренко и Егор Яковлев

Происхождение названий понятий «вотчина» и «поместье»

Чисто лингвистический анализ уже помогает заметить разницу между понятиями «вотчина» и «поместье». Эти названия напрямую связаны с сущностью именуемых явлений.

Слово «вотчина» образовано от коря «отче», то есть отец. Перевести его на современный русский можно как «от отца», то есть «наследство», «родовое имущество».

Уравнение в правах поместий и вотчин

Слово же «поместье» происходит от «место», «поместить», то есть территория, где кто-то или что-то находится в данный момент. Соответственно, этот термин не содержит отсыла к неким изначальным правам, не зависящим от текущего момента.

Видео:История 7 класс (Урок№19 - Российское общество в XVI в. Начало закрепощения крестьян.)Скачать

История 7 класс (Урок№19 - Российское общество в XVI в. Начало закрепощения крестьян.)

Вотчинное и помещичье землевладение на Руси: история развития

При этом оба понятия относятся к феодальному периоду русской истории и довольно долгое время существовали параллельно. Однако вотчинное землевладение сформировалось ранее поместного.

Слово «отчина» можно встретить, например, в решении Любечского съезда князей 1099 года: «…каждый да держит отчину свою». Этим подразумевалось, что права каждого князя-участника на его владение неотъемлемы. Однако понятно, что участники съезда пользовались уже известным им понятием, обозначая словом «отчина» наследство предков феодала, земли, где феодал был полноправным правителем.

Поэтому считается, что вотчины могли появиться на Руси в Х веке или даже несколько ранее – как форма земельного вознаграждения от князя своим лучшим слугам. Владение это награжденный мог передавать по наследству без дополнительных условий. Поскольку размер вотчины часто был довольно значительным, ее владелец становился крупным феодалом – боярином. В период феодальной раздробленности положение удельных князей во многом стало схожим с положением вотчинников-бояр.

Уравнение в правах поместий и вотчин

Понятие «поместье» более новое. Оно возникло в XV веке, то есть в период новой централизации Руси. Нуждаясь в значительном войске и преданных слугах, московские князья и цари стали наделять приближенных землей на условиях несения определенного рода службы. Земельный надел в этом случае служил своего рода формой оплаты (при этом в этот же период земли могли быть пожалованы кому-то в вотчину).

Соответственно, и пользоваться наделом помещик мог только до тех пор, пока заслуживал оплаты, то есть нес службу. Надел ему не принадлежал – унаследовать его можно было только в том случае, если наследник брался исполнять ту же службу, что нес наследодатель. В этом плане поместье более всего похоже на западноевропейский феод в его классическом варианте. Однако, в отличие от Западной Европы, помещики на Руси изначально становились преимущественно вассалами монарха (великого князя или царя). Раздача поместий боярами-вотчинниками не имела широкого распространения.

Для решения вопросов, связанных с распределением поместий, Иваном Грозным был создан Поместный приказ. Он существовал до петровских преобразований. В 1714 году Петр I уравнял в правах вотчинные и помещичьи владения. С этого момента для всей земельной собственности знати использовалось понятие «имение» (от слова «иметь»).

Уравнение в правах поместий и вотчин

Видео:Часть 12. Крепостное право/ Кирилл Назаренко и Егор ЯковлевСкачать

Часть 12. Крепостное право/ Кирилл Назаренко и Егор Яковлев

Общие черты и различия вотчины и поместья

Между вотчиной и поместьем можно найти немало общих черт. Для начала, это феодальные формы землевладения. И вотчина, и поместье имеют в своем начале пожалование от сюзерена – только на разных условиях.

И вотчина, и поместье включают в себя не только землю как таковую, но рабочую силу для ее обработки. Вотчины и поместья жаловались вместе с проживающими на соответствующих территориях крестьянами, которые становились обязанными по отношению к держателю земли, зависимыми от него. Формы зависимости могли различаться, но они были в любом случае.

В принципе, вотчина (как и поместье) могла быть изъята у владельца. Это было возможным потому, что вотчинники (как и помещики) считались подданными высшего сюзерена (великого князя, царя), а не независимыми владетелями. К примеру, Иван Грозный при создании опричнины отнимал вотчины у тех бояр, чьи земли находились на опричной территории, если сами владельцы в опричнину не вписывались. Им полагалась компенсация землями в земщине. Отъем вотчины мог быть и формой наказания за какое-то преступление.

Но лишение вотчины считалось особо серьезным, жестоким наказанием. Поэтому широкое его применение (в первую очередь Иваном Грозным) рассматривалось современниками как проявление деспотизма правителя, злоупотребления властью. Привычкой первого царя отбирать вотчины возмущались едва ли не больше, чем массовыми пытками и казнями.

Уравнение в правах поместий и вотчин

Однако различий между двумя формами владения тоже немало. И главное – владение вотчиной не налагало на феодала никаких особых обязательств. Если боярин не нес никакой службы, это не могло рассматриваться как причина изъятия у него вотчины. Именно поэтому и передать вотчинные земли по наследству можно было свободно, без дополнительных условий.

Теоретически существовало и право владельца продать или обменять вотчинные земли. На деле практиковалось такое редко – вотчина все же считалась имуществом родовым, а не частным. Но практика раздела единого владения между несколькими наследниками была обычной. Вотчину (или ее часть) также можно было перевести в категорию церковного владения – например, пожертвовать монастырю или внести в качестве вклада при собственном постриге. Кстати, церковные владения на Руси по всем признакам были близки к вотчинным.

Вотчинник имел гораздо больше прав относительно зависимого населения своего владения. Ему делегировались многие государственные полномочия (в частности, судебные). Помещик тоже обладал подобными правами, но в очень урезанном виде. Наконец, с вотчины обычно взималось куда меньше налогов и поборов, чем с поместья.

Помещик же, пользуясь доходами с надела, не имел права распоряжения им. Унаследовать поместье сын помещика мог только с согласия властей. Ему могли отказать даже в том случае, если он брался нести ту же службу, что и его отец. Мало того – один помещик в течение жизни мог сменить не одно поместье. Время от времени Поместный приказ проводил проверки и перераспределение поместных наделов. При этом обязанностей у помещика было больше, чем у вотчинника.

Уравнение в правах поместий и вотчин

Именно помещиков изначально именовали словом «дворянин» (от «двор», то есть домохозяйство). Только после уравнения статусов поместий и вотчин это слово превратилось в обозначение представителя высшего сословия как такового.

Статус поместья и вотчины в принципе сходен со статусом доменных и феодных владений в средневековой Западной Европе. Различия тут обусловлены особенностями исторического развития разных регионов. Различия же между вотчиной и поместьем указывают на разный статус их владельца в феодальной иерархии.

Видео:В чём разница между вотчиной и поместьем?Скачать

В чём разница между вотчиной и поместьем?

Уравнение в правах поместий и вотчин

Укажите, чем поместье отличалось от вотчины. Назовите указ, по которому окончательно было ликвидировано различие между поместьем и вотчиной. Какую норму предыдущего закона отменял данный указ?

Из законодательного акта

«. По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено. отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году. дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но. отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые. и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:

После умершего мужа изо всего его недвижимого имения, какого бы звания за ним ни было, из жилого и пустого, давать жене его со ста по пятнадцати четвертей, в вечное владение, а из движимого имения по уложению, а собственным их приданым имениям и что они, будучи замужем, куплею себе или после родственников, по наследству присовокупили, быть при них, не зачитывая того в ту указную дачу что надлежит дать из мужней (собственности); а дочерям, при братьях, как из недвижимого, так и из движимого, против матери или мачехи, половину».

Назовите десятилетие, когда вышел данный указ. Какой государь (государыня) его издал(-а)? О каком царе («дяде нашем») идёт речь в тексте?

2) Анна Иоановна.

Какой порядок раздела имения между наследниками вводился данным указом? Какими причинами объяснялась необходимость его введения? Как данный указ защищал имущественные права женщин?

Из законодательного акта

«. По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено. отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году. дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но. отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые. и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:

После умершего мужа изо всего его недвижимого имения, какого бы звания за ним ни было, из жилого и пустого, давать жене его со ста по пятнадцати четвертей, в вечное владение, а из движимого имения по уложению, а собственным их приданым имениям и что они, будучи замужем, куплею себе или после родственников, по наследству присовокупили, быть при них, не зачитывая того в ту указную дачу что надлежит дать из мужней (собственности); а дочерям, при братьях, как из недвижимого, так и из движимого, против матери или мачехи, половину».

1) указ разрешал дворянам делить свои имения поровну между наследниками мужского пола («по Уложению» — т. е. по «Соборному Уложению» 1649 г.)

2) законодатель указывал, что в дворянских семьях участились конфликты между родственниками, и родители вынуждены были разными способами обходить закон о единонаследии, чтобы обеспечить детям владение имениями

3) вдова дворянина имела право на получение 15% (примерно 1/7) имения мужа; незамужние дочери — половину от того, что полагалось матери (1/14).

🔍 Видео

Характеристическое уравнение в ДУСкачать

Характеристическое уравнение в ДУ

Крепостное право. Этапы становления.Скачать

Крепостное право. Этапы становления.

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Толкование права по объёмуСкачать

Толкование права по объёму

27. Уравнения переносаСкачать

27. Уравнения переноса

Уравнение с параметром | Математика TutorOnlineСкачать

Уравнение с параметром | Математика TutorOnline

Способы толкования праваСкачать

Способы толкования права

Уравнение состояния идеального газа. 10 класс.Скачать

Уравнение состояния идеального газа. 10 класс.

Метод неопределенных коэффициентов для линейного ДУ со специальной правой частью (квазимногочленом)Скачать

Метод неопределенных коэффициентов для линейного ДУ со специальной правой частью (квазимногочленом)

Баскова А.В./ ИОГиП / Закрепощение крестьян /Крепостное правоСкачать

Баскова А.В./ ИОГиП / Закрепощение крестьян /Крепостное право

§ 16 Сословия в XVII веке: "верхи" обществаСкачать

§ 16 Сословия в XVII веке: "верхи" общества

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Екатерина II: дело Салтычихи и крепостное правоСкачать

Екатерина II: дело Салтычихи и крепостное право
Поделиться или сохранить к себе: