1 мин = 60 с; 1 ч = 3600 с; 1 км = 1000 м; 1 м/с = 3,6 км/ч.
- ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
- Типовая задача «Уравнение координаты (нахождение неизвестной величины)»
- Типовая задача «Уравнение координаты. Движение двух тел»
- Типовая задача «График координаты»
- Типовая задача «График координаты. Движение нескольких тел»
- ЗАДАЧИ ПОСЛОЖНЕЕ
- Алгоритм решения ЗАДАЧИ на Прямолинейное равномерное движение.
- Уравнение в физике 9 класс задачи
- А теперь к задачам!
- Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». методическая разработка по физике (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 📸 Видео
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Типовая задача «Уравнение координаты (нахождение неизвестной величины)»
Задача № 1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой 5 м, а через 2 мин от начала движения — в точке с координатой 95 м. Определите скорость тела и его перемещение.
Типовая задача «Уравнение координаты. Движение двух тел»
Задача № 2. Движение двух тел задано уравнениями x1 = 20 – 8t и х2 = –16 + 10t (время измеряется в секундах, координата — в метрах). Определите для каждого тела начальную координату, проекцию скорости, направление скорости. Вычислите время и место встречи тел.
Типовая задача «График координаты»
Задача № 3. Движение тела задано графиком координаты (зависимости координаты от времени). По графику определите: а) начальную координату тела; б) проекцию скорости тела; в) направление движения тела (по оси х или против оси х); г) запишите уравнение координаты.
Типовая задача «График координаты. Движение нескольких тел»
Задача № 4. На рисунке изображены графики движения трех тел. Изучив рисунок, для каждого тела определите: а) начальную координату; б) скорость; в) направление движения; г) запишите уравнение координаты.
ЗАДАЧИ ПОСЛОЖНЕЕ
Задача № 5. На рисунке представлены графики зависимости координаты х от времени t для пяти тел. Определите скорости этих тел. Проанализируйте точки пересечения графиков. Постройте графики зависимости скорости от времени.
РЕШЕНИЕ:
Задача № 6. По графикам на рисунке напишите уравнения движения x = x(t) . Из уравнений и графиков найдите координаты тел через 5 с , скорости движения тел, время и место встречи второго и третьего тел.
РЕШЕНИЕ:
Задача № 7. ОГЭ Расстояние ( S ) между городами М и К = 250 км . Одновременно из обоих городов навстречу друг другу выезжают автомашины. Машина из города М движется со скоростью = 60 км/ч , из города К — со скоростью ν2 = 40 км/ч . Построить график зависимости пути от времени для каждой из машин и по ним определить место встречи и время их движения до встречи.
Задача № 8. ЕГЭ Скорость течения реки vp = 1 м/с , скорость лодки относительно воды v0 = 2 м/с . Под каким углом к берегу следует держать курс, чтобы лодка двигалась перпендикулярно берегу? За какое время t она переправится через реку, ширина которой d = 200 м ?
Алгоритм решения ЗАДАЧИ на Прямолинейное равномерное движение.
Задачи, описывающие движение, содержат два типа величин: векторные (имеющие направление) и скалярные (выражающиеся только числом). К векторным величинам при описании равномерного прямолинейного движения относятся скорость и перемещение.
Для перехода от векторов к скалярам выбирают координатную ось и находят проекции векторов на эту ось, руководствуясь следующим правилом: если вектор сонаправлен с осью, то его проекция положительна, если противоположно направлен — отрицательна. (Могут быть и более сложные случаи, когда вектор не параллелен координатной оси, а направлен к ней под некоторым углом.) Поэтому при решении задачи обязательно нужно сделать чертеж, на котором изобразить направления всех векторов и координатную ось. При записи «дано» следует учитывать знаки проекций.
При решении задач все величины должны выражаться в международной системе единиц (СИ), если нет специальных оговорок.
В решении задачи единицы величин не пишутся, а записываются только после найденного значения величины.
Это конспект по теме «ЗАДАЧИ на Прямолинейное равномерное движение с решениями». Выберите дальнейшие действия:
Видео:КОЛЕБАНИЯ физика 9 класс решение задачСкачать
Уравнение в физике 9 класс задачи
Задачи по физике — это просто!
Не забываем, что решать задачи надо всегда в системе СИ!
А теперь к задачам!
Элементарные задачи из курса школьной физики по кинематике.
Задача на составление описания движения и составление уравнения движения по заданному графику движения
Дано: график движения тела
Найти:
1. составить описание движения
2. составить уравнение движения тела.
Проекцию вектора скорости определяем по графику, выбрав любой удобный для рассмотрения отрезок времени.
Здесь удобно взять t=4c
Составляем уравнение движения тела:
Записываем формулу уравнения прямолинейного равномерного движения.
Подставляем в нее найденный коэффициент Vx (не забываем о минусе!).
Начальная координата тела (Xо) соответствует началу графика, тогда Xо=3
Составляем описание движения тела:
Желательно сделать чертеж, это поможет не ошибиться!
Не забываем, что все физические величины имеют единицы измерения, их необходимо указывать!
Тело движется прямолинейно и равномерно из начальной точки Xо=3м со скоростью 0,75 м/с противоположно направлению оси X.
Задача на определение места и времени встречи двух движущихся тел (при прямолинейном равномерном движении)
Движение тел задано уравнениями движения для каждого тела.
Дано:
1. уравнение движения первого тела
2. уравнение движения второго тела
Найти:
1. координату места встречи
2. момент время (после начала движения), когда произойдет встреча тел
По заданным уравнениям движения строим графики движения для каждого тела в одной системе координат.
Точка пересечения двух графиков движения определяет:
1. на оси t — время встречи ( через сколько времени после начала движения произойдет встреча)
2. на оси X — координату места встречи (относительно начала координат)
В результате:
Два тела встретятся в точке с координатой -1,75 м через 1,25 секунд после начала движения.
Для проверки полученных графическим способом ответов можно решить систему уравнений из двух заданных
уравнений движения:
Для тех, кто почему-то забыл, как построить график прямолинейного равномерного движения:
График движения — это линейная зависимость ( прямая), строится по двум точкам.
Выбираем два любых удобных для простоты расчета значения t1 и t2.
Для этих значений t подсчитываем соответствующие значения координат X1 и X2.
Откладываем 2 точки с координатами (t1, X1) и (t2, X2) и соединяем их прямой — график готов!
Задачи на составление описания движения тела и построение графиков движения по заданному уравнению прямолинейного равномерного движения
Задача 1
Дано: уравнение движения тела
Найти:
1. составить описание движения
2. построить график движения
Заданное уравнение сравниваем с формулой и определяем коэффициенты.
Не забываем делать чертеж, чтобы еще раз обратить внимание на направление вектора скорости.
Задача 2
Дано: уравнение движения тела
Найти:
1. составить описание движения
2. построить график движения
Задача 3
Дано: уравнение движения тела
Найти:
1. составить описание движения
2. построить график движения
Задача 4
Дано: уравнение движения тела
Найти:
1. составить описание движения
2. построить график движения
Тело находится в состоянии покоя в точке с координатой X=4м (состояние покоя — это частный случай движения, когда скорость тела равна нулю).
Задача 5
Дано:
начальная координата движущейся точки xo=-3 м
проекция вектора скорости Vx=-2 м/с
Найти:
1. записать уравнение движения
2. построить график движения
3. показать на чертеже векторы скорости и перемещения
4. найти координату точки через 10 секунд после начала движения
Видео:Как ПРАВИЛЬНО решать задачи по физике?Скачать
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Интегрированный урок в 9 классе
«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Разработали: учитель физики Калмыкова Е.В
учитель математики Евсеева К.С.
Цели урока:
Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из известных формул.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; показать роль математического метода в физике; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к математике и физике.
Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предметам «Алгебра» и «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач,содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Дидактический тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с формулами, компьютерная презентация.
Программное обеспечение: Компьютер, Power Point; Учебник: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник . Физика 9, Сборник задач по физике для 9-11 классов: Г.Н.Степанова; Типовые тестовые задания: О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина «Физика 9 класс. Государственная итоговая аттестация».
Видео:Физика - уравнения равноускоренного движенияСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematika_fizika_9_klass.docx | 29.29 КБ |
zadachi_po_fizike.pptx | 65.09 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 12.83 КБ |
Видео:УСКОРЕНИЕ - Что такое равноускоренное движение? Как найти ускорение // Урок Физики 9 классСкачать
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №74»
Интегрированный урок в 9 классе
«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Разработали: учитель физики Калмыкова Е.В
учитель математики Евсеева К.С.
Обучающая: Сформировать у учащихся у мение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из известных формул.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; показать роль математического метода в физике ; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к математике и физике.
Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предметам «Алгебра» и «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Дидактический тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с формулами, компьютерная презентация.
Программное обеспечение: Компьютер, Power Point; Учебник: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник . Физика 9, Сборник задач по физике для 9-11 классов: Г.Н.Степанова; Типовые тестовые задания: О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина «Физика 9 класс. Государственная итоговая аттестация».
- Организационный момент
- Мотивация
- Решение задач.
- Вывод.
- Подведение итогов урока.
Учитель математики. Ребята, сегодня мы будем решать физические задачи, используя знания решения квадратных уравнений и решения систем уравнений .
Учитель математики . Когда мы с вами изучали тему «квадратные уравнения», составляли и решали эти уравнения, вы часто задавали вопрос: «А зачем это нужно? Пригодятся ли эти знания в жизни?» Так вот, сегодня мы рассмотрим несколько физических задач, имеющих практическое значение, решения которых сводятся к решению квадратного уравнения.
Учитель физики . Совсем недавно вы по физике вы изучали тему «Движение тела под действием силы тяжести». Давайте вспомним, какие формулы описывают прямолинейное движение тела по вертикали под действием силы тяжести .
Ученики: Данное движение рассматривается как частный случай равноускоренного движения.
Формула перемещения тела при равноускоренном движении:
Так как движение происходит только по вертикали, то используем только одну ось координат, направленную вертикально вверх, причем начало отсчета выбираем так, что s 0 =0.
Тогда уравнение движения тела примет вид:
H = (1) – если тело движется вверх;
H = (1 1 ) – если тело движется вниз
Также используются формулы:
υ = (2) — скорость тела при начальной скорости направленной вниз;
υ = (2 1 ) — скорость тела при начальной скорости направленной вверх;
Ускорение свободного падения g =9,8 м/с 2 (при решении задач для упрощения расчетов принимают g =10 м/с 2 ).
Ученики пишут формулы отдельно на доске, а затем подбирают эти же формулы на карточках.
Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.
Т.к мяч движется вверх, то используем формулу (2 1 )
υ = [м/с], но мы не знаем t –времени подъема мяча.
Для нахождения времени можно использовать формулу (1)
Учитель математики : для того чтобы найти неизвестную величину t, составим квадратное уравнение, подставляя известные данные:
Приводим квадратное уравнение к стандартному виду и решаем его.
50 = 60t – 10 t 2
10t 2 – 60t +50 =0
Учитель математики: таким образом решением этого квадратного уравнения являются корни 5 и 1.
Учитель физики : обратите внимание, мы получили два значения времени. Почему?
Ученики: мяч пролетает одну и ту же высоту дважды. Один раз – когда летит вверх, и другой – когда мяч летит вниз.
Учитель физики: давайте же ответим на основной вопрос задачи и найдем значение скорости мяча.
υ 1 = 30 – 10∙1 = 20 м/с
υ 1 = 30 – 10∙5 = –20 м/с
Учитель физики: О чем говорит знак плюс или минус перед значением скорости?
Ученики: Знак минус показывает, что направление скорости противоположно начальному направлению скорости υ 0 , т.е в этом случае мяч падает вниз, а знак плюс показывает, что в момент времени t = 1с мяч летел вверх.
Ответ: Скорость движения мяча 20м/с.
Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.
Камень падает вниз на дно шахты, ударяется и звуковая волна от удара камня движется вверх, до высоты слушателя.
t = t к +t зв [c], (1)
где t к – время падения камня,
t зв – время движения звуковой волны.
Для нахождения глубины шахты можно использовать формулу (1 1 )
Начальная скорость камня равна 0, поэтому формула примет вид:
С другой стороны расстояние, какое проходит звуковая волна определяется по формуле:
S = υ зв ∙ t зв [м].
Т.к глубина шахты и есть, то расстояние, что проходит звуковая волна, то можно приравнять Н = S, и получится уравнение:
Учитель математики: Посмотрим на уравнения 1 и 2. В них по два неизвестных ( t к и t зв ) .
Давайте обозначим время падения камня t к =х,
а время движения звуковой волны t зв = у.
Составим систему уравнений:
Ученики: Подставив числовые значения, получим следующую систему уравнений:
Учитель математики: Какие методы решения систем уравнений вы знаете?
Ученики : Метод подстановки, метод сложения и метод замены переменных.
Учитель математики: Какой метод лучше всего использовать в данном случае?
Ученики : Метод подстановки: выразим переменную х через у.
Тогда система уравнений примет вид:
36 – 12у + у 2 = 66у
у 2 – 78у + 36 = 0
Учитель математики: Решаем квадратное уравнение.
D = 6084 -144 = 5940
y 1 = = 78,5 (с) — не подходит, т.к это время больше 6с.
y 2 = = 0,5(с) – время движения звуковой волны t зв .
х = 6 – 0,5 = 5,5 (с) – время падения камня t к .
Теперь найдем глубину шахты:
Ответ: глубина шахты около 151,25 м.
Учитель математики: Какие математические методы помогли нам решить физические задачи?
Ученики: 1-ю задачу мы решили с использованием решения квадратного уравнения.
2-ю задачу мы привели к системе уравнений с двумя переменными. Решили систему уравнений 2-й степени с двумя переменными методом подстановки.
Учитель математики и учитель физики оценивают наиболее активных учеников.
Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?
Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?
📸 Видео
Колебательное движение. Практическая часть - решение задачи. 9 класс.Скачать
Как научиться решать задачи по физике? ТОП-10 советов от АВСкачать
Равномерное прямолинейное движение - физика 9Скачать
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Кинематика. Решение задач на равноускоренное движениеСкачать
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Урок Решение задач равномерное прямолинейное движениеСкачать
Физика. 9 класс. Задачи по динамикеСкачать
Физика 9 класс Уравнение и график гармонических колебаний Пример решения задачиСкачать
Сила трения скольжения. 9 класс. Решение задачСкачать
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
УРАВНЕНИЕ ПРЯМОЙ на плоскости 8 и 9 классСкачать
Урок 13. Решение задач на РПДСкачать
КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ? | МатематикаСкачать
Прямолинейное равнопеременное движение, ускорение. Практическая часть. 9 класс.Скачать