Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Лекция 26. Уравнения с одной переменной

1. Понятие уравнения с одной переменной

2. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений

3. Решение уравнений с одной переменной

Уравнения с одной переменной

Возьмем два выражения с переменной: 4 х и 5 х + 2. Соединив их знаком равенства, получим предложение = 5 х + 2. Оно содержит переменную и при подстановке значений переменной обращается в вы­сказывание. Например, при х = -2 предложение = 5 х + 2 обращается в истинное числовое равенство 4 ·(-2) = 5 ·(-2) + 2, а при х = 1 — в лож­ное 4·1 = 5·1 + 2. Поэтому предложение 4х = 5х + 2 есть высказывательная форма. Ее называют уравнением с одной переменной.

В общем виде уравнение с одной переменной можно определить так:

Определение. Пусть f(х) и g(х) — два выражения с переменной х и областью определения X. Тогда высказывательная форма вида f(х) =g(х) называется уравнением с одной переменной.

Значение переменной х из множества X, при котором уравнение обращается в истинное числовое равенство, называется корнем урав­нения (или его решением). Решить уравнение — это значит найти мно­жество его корней.

Так, корнем уравнения 4х = 5х + 2, если рассматривать его на мно­жестве R действительных чисел, является число -2. Других корней это уравнение не имеет. Значит множество его корней есть .

Пусть на множестве действительных чисел задано уравнение (х1)(х + 2) = 0. Оно имеет два корня — числа 1 и -2. Следовательно, множество корней данного уравнения таково: .

Уравнение (3х + 1)-2 = 6 х + 2, заданное на множестве действи­тельных чисел, обращается в истинное числовое равенство при всех действительных значениях переменной х: если раскрыть скобки в левой части, то получим 6х + 2 = 6х + 2. В этом случае говорят, что его корнем является любое действительное число, а множеством корней множество всех действительных чисел.

Уравнение (3х + 1)·2 = 6 х + 1, заданное на множестве действи­тельных чисел, не обращается в истинное числовое равенство ни при одном действительном значении х: после раскрытия скобок в левой части получаем, что 6 х + 2 = 6х + 1, что невозможно ни при одном х. В этом случае говорят, что данное уравнение не имееткорней и что множество его корней пусто.

Чтобы решить какое-либо уравнение, его сначала преобразовыва­ют, заменяя другим, более простым; полученное уравнение опять пре­образовывают, заменяя более простым, и т.д. Этот процесс продол­жают до тех пор, пока не получают уравнение, корни которого можно найти известным способом. Но чтобы эти корни были корнями за­данного уравнения, необходимо, чтобы в процессе преобразований получились уравнения, множества корней которых совпадают. Такие уравнения называют равносильными.

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 3570 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Содержание
  1. Уравнения с одной переменной
  2. Определение уравнения. Корни уравнения
  3. Пример 1.
  4. Пример 2.
  5. Пример 3.
  6. Равносильность уравнений
  7. Линейные уравнения
  8. Пример 1.
  9. Пример 2.
  10. Квадратные уравнения
  11. Пример 1.
  12. Пример 2.
  13. Пример 3.
  14. Рациональные уравнения
  15. Пример:
  16. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  17. Пример 1.
  18. Пример 2.
  19. Решение уравнений методом введения новой переменной
  20. Пример 1.
  21. Пример 2.
  22. Биквадратные уравнения
  23. Пример:
  24. Решение задач с помощью составления уравнений
  25. Иррациональные уравнения
  26. Пример 1.
  27. Пример 2.
  28. Пример 3.
  29. Показательные уравнения
  30. Пример 1.
  31. Пример 2.
  32. Пример 3.
  33. Логарифмические уравнения
  34. Пример 1.
  35. Пример 2.
  36. Пример 3.
  37. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  38. Пример 1.
  39. Пример 2.
  40. Пример 3.
  41. Уравнения с одной переменной
  42. Равносильные уравнения
  43. Калькуляторы для решение примеров и задач по математике
  44. 💥 Видео

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийимеет два мнимых корня: Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийравносильно уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийравносильно уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— действительные числа; Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийназывают коэффициентом при переменной, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийсвободным членом.

Для линейного уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнениймогут представиться три случая:

1) Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; в этом случае корень уравнения равен Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений;

2) Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; в этом случае уравнение принимает вид Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; в этом случае уравнение принимает вид Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Итак, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корень уравнения.

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Квадратные уравнения

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— действительные числа, причем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, называют квадратным уравнением. Если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то квадратное уравнение называют приведенным, если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то неприведенным. Коэффициенты Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийимеют следующие названия: Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийпервый коэффициент, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийвторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнаходят по формуле

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Выражение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, можно переписать формулу (2) в виде Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийЕсли Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то формулу (2) можно упростить:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Формула (3) особенно удобна, если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— целое число, т. е. коэффициент Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— четное число.

Пример 1.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Здесь Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Имеем:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Так как Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Итак, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Здесь Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийПо формуле (3) находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийт. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Здесь Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Из уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнаходим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— многочлены более низкой степени, чем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корень уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийа потому хотя бы одно из чисел Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийравно нулю.

Значит, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корень хотя бы одного из уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Верно и обратное: если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корень хотя бы одного из уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийто Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корень уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийт. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийоткуда Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Значит, либо х + 2 = 0, либо Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийно среди выражений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнениймогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Имеем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; значит, либо Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, либо Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений.Из уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнаходим х = 0, из уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнаходим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Положив Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, получим уравнение

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

откуда находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Положим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, тогда

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

и уравнение примет вид

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Но Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Из первого уравнения находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; из второго уравнения получаем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, придем к квадратному уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Пример:

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений.

Решение:

Положив Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, получим квадратное уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, откуда находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийт груза, а на самом деле грузили Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийт груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийч, приходим к уравнению

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решив это уравнение, найдем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решив это уравнение, найдем два корня: Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийи Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

в) учитывая, что Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

откуда Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийи мы получаем уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, откуда находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Возведя обе части уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийоткуда находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийРешив это квадратное уравнение, получим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. Получим уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийкоторое преобразуем к виду Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений,то данное уравнение можно переписать в виде

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Введем новую переменную, положив Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийПолучим квадратное уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийс корнями Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

где Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийи решим его. Имеем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Из последнего уравнения находим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Так как Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Введем новую переменную, положив Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийПолучим

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Но Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; из уравнения Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

равносильное уравнению (1). Далее имеем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Полагая Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийполучим уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, откуда Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийОстается решить совокупность уравнений Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийИз этой совокупности получим Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Пример 2.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Полагая Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, получим уравнение Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийкорнями которого являются Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Так как Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, а -1 0 и мы получаем

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то D = 0 и мы получаем Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, т. е. (поскольку Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений) Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений.

Итак, если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийто действительных корней нет; если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений= 1, то Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений,то Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; если Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийи Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Пример 3.

При каких значениях параметра Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийуравнение

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Значит, должно выполняться неравенство Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийУравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Так как, по условию, Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, то Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравненийи Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; из второго Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений; из третьего Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений, либо Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

Уравнения с одной переменной

Уравнение вида
f(x)=g(x), (1)
где f(x), g(x) – некоторые функции, называется уравнением с одной переменной.

Функция f(x) — называется левой частью уравнения, а g(x) — правой.

Множество значений переменной x, при подстановке которых в уравнение (1) обе части уравнения определены и их числовые значения совпадают, называется решением уравнения, а каждое значение x из этого множества называется корнем уравнения. Таким образом, решить уравнение (1) – значит найти множество всех его корней или доказать, что их не существует.

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

Уравнение с одной переменной и его решение теоремы о равносильности уравнений

В зависимости от вида функций f(x) и g(x) уравнения делятся на алгебраические и трансцендентные.

К алгебраическим функциям относятся функции, для вычисления значений которых при заданном значении x используются только арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление) и операции возведения в степень (в том числе и с рациональным показателем).

Трансцендентные уравнения — это уравнения, содержащие тригонометрические, показательные или логарифмические функции.

Видео:Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Равносильные уравнения

Два уравнения называются равносильными (эквивалентными), если множество корней одного уравнения совпадает с множеством корней другого или если оба уравнения корней не имеют.

Например, уравнения 3x — 1 = 2 и 5x = 5 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень x = 1, а уравнения x 2 = -4 и

равносильны, так как оба уравнения не имеют корней.

Для обозначения равносильности уравнений служит знак . Множество значений переменной, для каждого из которых определены все функции, входящие в уравнение, называется областью допустимых значений переменной (О.Д.З.).

Процесс решения уравнения состоит в последовательном переходе от исходного уравнения к цепочке равносильных уравнений более простого вида, чем исходное.

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Калькуляторы для решение примеров и задач по математике

Лучшие математические приложения для школьников и их родителей, студентов и учителей. Подробнее .

Сформулируем несколько утверждений, которые обеспечивают равносильность преобразований уравнения (1):

— если обе части уравнения (1) возвести в одну и ту же нечетную степень,
то получится уравнение, равносильное исходному: f(x) = g(x) (f(x)) 2n + 1 = (g(x)) 2n + 1 .

Недопустимы преобразования, которые приводят к потере корней. Если же в результате преобразований могут появиться посторонние корни, то необходимо выполнить проверку всех корней уравнения с помощью непосредственной их подстановки в исходное уравнение.

💥 Видео

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/Скачать

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/

Уравнение с одной переменной. Теоремы о равносильности. Взаимосвязь компонентов действийСкачать

Уравнение с одной переменной. Теоремы о равносильности. Взаимосвязь компонентов действий

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 классСкачать

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 класс

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

Вся суть уравнений за 1 секунду. Хватит путать знаки в уравнениях!Скачать

Вся суть уравнений за 1 секунду. Хватит путать знаки в уравнениях!

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Линейные уравненияСкачать

Линейные уравнения

7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменной

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.
Поделиться или сохранить к себе: