Видео:8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.Скачать
C6H12O6 + [Ag(NH3)2]2SO4 + 2KOH → 2Ag + C6H12O7 + 4NH3 + H2O + K2SO4
Взаимодействие глюкозы, сульфата диамминсеребра(I) и гидроксида калия с образованием серебра, глюконовой кислоты, аммиака, воды и сульфата калия.
Данная реакция используется для серебрения стекла.
Видео:Реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебраСкачать
Медицинская биохимия (стр. 22 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
Вопрос 2. Приведите строение ?, L-маннофуранозы.
Ответ. Для замыкания фуранозного цикла необходимо взаимодействие альдегидной группы с гидроксогруппой ?-атома (т. е. 4-м атома) углеродной цепи, как показано на примере рибозы в главе 7.1.1 учебника. Однако в случае L-маннозы в формуле Фишера слева от углеродной цепи находится не только гидроксогруппа, определяющая принадлежность к D — или L-стереохимическому ряду (это гидроксогруппа 5-го атома углерода), но и гидроксогруппа 4-го углеродного атома, за счёт которой происходит образование фуранозного цикла.
При этом ?-аномером будет вторая из приведённых структур, так как конфигурация аномерного углерода в ней такая же, как и у 5-го атома (определяющего отнесение к D — или L-стереохимическому ряду).
Вопрос 3. Приведите строение 1) энантиомера D-галактозы;
2) эпимера D-галактозы, отличающегося конфигурацией хирального атома углерода С3. Дайте им названия.
Ответ. Энантиомером (т. е. оптическим антиподом) D-галактозы является моносахарид, у которого конфигурации всех хиральных центров противоположны. Это L-галактоза.
Эпимером D-галактозы, отличающимся от неё конфигурацией С3, является D-гулоза.
D-галактоза L-галактоза D-гулоза
Контрольные вопросы и задачи
В каком случае число стереоизомеров не соответствует формуле 2n. Приведите примеры. Объясните. Изобразите проекции Фишера для L-глюкозы, L-сорбозы. Изобразите циклические структуры для пиранозной и фуранозной форм D-маннозы, L-гулозы. В состав нуклеиновых кислот входит D-рибоза в ?-фуранозной форме. Напишите структуру ?, D-рибофуранозы и укажите, за счёт каких функциональных групп образуется фуранозный цикл.
Занятие 20. Моносахариды: свойства, биологическое значение
Вопросы для подготовки к занятию
Реакции карбонильных групп моносахаридов. Способы удлинения углеродной цепи. Роль образования озазонов в установлении структуры моносахаридов. Реакции циклических форм. Особенности реакционной способности полуацетального гидроксила. Гликозиды. Реакции окисления и восстановления. Образование альдоновых, гликаровых и гликуроновых кислот. Превращение под действием кислот и щелочей. Эпимеризация.
Обсуждение вопросов по теме занятия. Контроль усвоения темы. Лабораторная работа.
Типовые обучающие вопросы и эталоны ответов на них
Вопрос 1. Какие продукты образуются при взаимодействии
?, D-глюкопиранозы с пропанолом-2 в присутствии кислотного катализатора в безводной среде? Приведите механизм реакции.
Ответ. ?, D-Глюкопираноза в растворе существует в виде смеси таутомеров (пиранозные и фуранозные формы; ?-, ?-аномеры). Из двух видов циклических форм преобладает пиранозная форма. Поскольку ?, D-глюкопираноза в растворе подвергается аномеризации, то в результате взаимодействия её с изопропиловым спиртом одновременно образуются ? — и ?-формы изопропил-D-глюкопиранозида.
Первым этапом взаимодействия ?, D-глюкопиранозы с изопропиловым спиртом является протонирование катализатором атома кислорода полуацетальной гидроксильной группы. Образующийся оксониевый ион стабилизируется путём отщепления молекулы воды и превращения в гликозил-катион (второй этап), в котором положительный заряд более делокализован, чем в оксониевом ионе. Атом С1 в гликозил-катионе находится в sp2-гибридном состоянии, следовательно, атака этого атома нуклеофилом (молекулой спирта) равновероятна с обеих сторон плоскости его расположения (третий этап), что приводит к двум продуктам реакции: изопропил-?, D-глюкопиранозиду и изопропил-?, D-глюкопиранозиду.
?(?),D-глюкопираноза оксониевый ион
изопропил-?, D-глюкопиранозид изопропил-?, D-глюкопиранозид
Вопрос 2. В какой среде гидролизуется этил-?, D-глюкопиранозид? Приведите механизм реакции.
Ответ. Этил-?, D-глюкопиранозид — это гликозид, являясь ацеталем, гидролизуется в кислой среде. Гидролиз начинается с протонирования катализатором гликозидного атома кислорода с образованием оксониевого иона (первый этап). Оксониевый ион, отщепляя молекулу этилового спирта (второй этап), превращается в гликозил-катион, стабилизированный за счет делокализации положительного заряда. Гликозил-катион, имеющий атом C1 в sp2-гибридном состоянии, быстро взаимодействует с нуклеофилом (молекулой воды), что является третьим этапом. Нуклеофильная атака равновероятна с обеих сторон плоскости расположения тригонального атома C1. В результате образуются ? — и ?-аномеры D-глюкопиранозы. Реакция представляет собой реакцию, обратную реакции получения гликозидов.
Вопрос 3. Какой биологически важный продукт получается при окислении D-глюкозы мягкими окислителями?
Ответ. Окисление D-глюкозы мягким окислителем (бромной водой) не сопровождается деструкцией (разрушением) молекулы, происходит избирательное окисление альдегидной группы в карбоксильную, не затрагивающее гидроксильных групп. Бромная вода — мягкий окислитель (pH = 6,0). В данном случае окисляющие свойства проявляет бромноватистая кислота HOBr.
Br2 + H2O D HBr + HOBr
D-глюкоза D-глюконовая кислота глюконат кальция
В медицине используется кальциевая соль глюконовой кислоты (глюконат кальция).
Контрольные вопросы и задачи
Напишите уравнение реакции образования озазона D-фруктозы. Какие ещё две монозы дают тот же озазон? Монозы представьте формулами Хеуорса. С помощью какой реакции можно доказать наличие нескольких гидроксильных групп в глюкозе? Что получается в результате взаимодействия следующих исходных соединений? Приведите механизм реакции.
Напишите уравнения реакций D-фруктозы со следующими веществами: гидроксиламином, уксусным ангидридом, метилйодидом. Все соединения назовите. Приведите механизм полного гидролиза ?, D-галактопиранозы пентаацетата. Напишите уравнение реакции получения D-галактоновой кислоты. Какой продукт получается при окислении разбавленной азотной кислотой D-галактозы и L-галактозы? Напишите схему реакции получения D-галактуроновой кислоты. Почему моносахариды обладают восстановительными свойствами и где эти свойства находят применение?
Опыт 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НАЛИЧИЯ ГИДРОКСИЛЬНЫХ ГРУПП В D-ГЛЮКОЗЕ
В пробирку поместите 1 каплю 0,5 % раствора D-глюкозы и 6 капель 10%-го раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 каплю 20% раствора сульфата меди (II). Образующийся осадок гидроксида меди (II) быстро растворяется и получается прозрачный раствор синего цвета. Полученный раствор сохраните для следующего опыта.
Опыт 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГИДРОКСИДА МЕДИ (II) ГЛЮКОЗОЙ В ЩЕЛОЧНОЙ СРЕДЕ (ПРОБА ТРОММЕРА)
К полученному в предыдущем опыте (опыт 1) синему раствору добавьте несколько капель воды до высоты слоя жидкости в пробирке 18–20 мм. Нагрейте её над пламенем горелки, держа пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя осталась для контроля (без нагревания). Нагревайте только до начала кипения, но не кипятите. При нагревании цвет верхней части раствора изменяется от синего до жёлто-красного. Эта реакция называется пробой Троммера и используется для открытия глюкозы в биологических жидкостях.
Опыт 3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГИДРОКСИДА диАММИНСЕРЕБРА ГЛЮКОЗОЙ
Для получения «серебряного зеркала» необходимо сначала подготовить пробирку (так же, как в теме 11, оп. 2). Налейте в пробирку 5 мл 10%-го раствора гидроксида натрия NaOH и осторожно кипятите в течение 1–2 мин., а затем тщательно ополосните её дистиллированной водой. В подготовленную пробирки вносят 5 капель 5%-го раствора нитрата серебра AgNO3, добавляют ? по 1 мл воды и затем прибавляют по каплям при встряхивании 10%-й водный раствор аммиака до полного его растворения выпавшего осадка. Полученный прозрачный аммиачный раствор гидроксида серебра (гидроксид диамминсеребра) является реактивом, окисляющим глюкозу (реактив Толленса).
Добавьте к полученному реактиву 1–2 капли 0,5%-го раствора глюкозы и опустите пробирку на несколько минут в водяную баню. Отметьте все изменения, происходящие в пробирке.
Занятие 21. Дисахариды
Вопросы для подготовки к занятию
Классификация дисахаридов на восстанавливающие и невосстанавливающие. карбонильных групп моносахаридов. Особенности строения и таутомерных превращений представителей разных групп дисахаридов. Мальтоза, лактоза, целлобиоза, сахароза, трегалоза. Медико-биологическое значение дисахаридов.
1. Обсуждение вопросов по теме занятия.
2. Контроль усвоения темы.
3. Лабораторная работа.
Типовые обучающие вопросы и эталоны ответов на них
Вопрос 1. Напишите механизм реакции гидролиза трегалозы. Укажите условия проведения реакции, назовите продукты.
Ответ. Гидролиз дисахаридов протекает по гликозидной связи и возможен только в кислой среде. При этом образуются смесь моносахаридов. Трегалоза — невосстанавливающий дисахарид, состоит только из остатков ?, D-глюкопиранозы, поэтому в её молекуле имеются две гликозидные связи (и они абсолютно одинаковы).
Видео:Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать
Строение и химические свойства угдеводов
Опыт 1. Действие аммиачного раствора гидроксида серебра на глюкозу
Условия выполнения работы:
В пробирку налили немного раствора глюкозы и аммиачного раствора оксида серебра. Пробирку нагрели. Наблюдаем осаждение серебра на дне пробирки и стенках пробирки:
В реакцию серебряного зеркала вступает только линейная форма глюкозы.
Опыт 2. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу
Условия выполнения работы:
а) В пробирку налили немного раствора глюкозы, 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 мл медного купороса. Наблюдаем образование голубого осадка гидроксида меди (II), который сразу растворяется и раствор окрашивается в ярко-синий цвет. Далее раствор в пробирке нагревается. Реакция глюкозы с гидроксидом меди при нагревании демонстрирует восстановительные свойства глюкозы. Происходит изменение — окрашивания раствора. В начале выпадает осадок оксида меди CuO желтого цвета. В процессе дальнейшего нагревания CuO восстанавливается до оксида меди (I) – Cu2O, который выпадает в виде красного осадка. В процессе этой реакции глюкоза окисляется до глюконовой кислоты.
Таким образом, при нагревании реакция глюкозы с гидроксидом меди(II) идет с восстановлением двухвалентной меди Cu (II) до одновалентной меди Cu (I).
Уравнениия реакций можно представить так:
Происходит качественная реакция на многоатомные спирты, коим является глюкоза, реакция обусловлена наличием гидроксильной группы.
б) Если в пробирку налили немного раствора глюкозы, 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 мл медного купороса, но не нагревали, то будем наблюдать образование голубого осадка гидроксида меди (II), который сразу растворяется и раствор окрашивается в ярко-синий цвет (образуется растворимая комплексная соль). В пробирку к полученному раствору добавили немного воды, закрепили пробирку на штативе. Нагрели пробирку так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора. Наблюдаем выпадение жёлто-красного осадка и обесцвечивание раствора.
При нагревании происходит окисление глюкозы гидроксидом меди до карбоновой кислоты, эта реакция обеспечивается альдегидной группой . Жёлто-красный осадок представляет собой смесь CuOH и Cu2O, образующихся в результате этой реакции.
Выводы:
1) глюкоза реагирует с гидроксидом меди без нагревания с образованием ярко-синего раствора комплексной соли Cu 2+ ;
2) если реакцию глюкозы с гидроксидом меди проводить при нагревании, то происходит окисление глюкозы до карбоновой кислоты, образуется жёлто-красный осадок .
Опыт 3. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу
Условия выполнения работы:
а) В пробирку налили немного раствора сахарозы и немного аммиачного раствора оксида серебра и нагрели пробирку. Ничего не происходит, реакция не идёт, так как сахарозу образуют циклические формы глюкозы и фруктозы, а они не дают реакцию серебряного зеркала.
б) В пробирку налили немного раствора сахарозы и несколько капель разбавленной серной кислоты. Пробирку нагрели. Затем добавили в пробирку раствор гидроксида натрия, доводим раствор до слабощелочной среды (используя как индикатор лакмусовую бумагу). К полученному раствору добавили 2 мл аммиачного раствора оксида серебра и опять нагрели пробирку.
При нагревании раствора сахарозы с несколькими каплями серной кислоты, образуется глюкоза и фруктоза в свободной линейной форме:
Так как при гидролизе сахарозы образуется фруктоза и глюкоза, то реакция серебряного зеркала возможна только при линейной форме глюкозы (Смотри уравнение в Опыте 1.).
Опыт 4. Действие иода на крахмал
Условия выполнения работы:
В химический стакан налили 20 мл кипящей воды и присыпали немного крахмала, образовавшуюся смесь перемешали до образования прозрачного коллоидного раствора — крахмального клейстера. В пробирку налили немного охлаждённого клейстера и добавили несколько капель спиртового раствора иода. Наблюдаем синее окрашивание раствора. При нагревании полученного раствора синее окрашивание исчезает.
🎦 Видео
Окислительно-восстановительные реакции. Видеоурок по химии 9 классСкачать
5. Окислительно-восстановительные реакцииСкачать
Проклятая химическая реакция 😜 #shortsСкачать
Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
25. Схема реакции и химическое уравнениеСкачать
Опыты по химии. Взаимодействие глюкозы с оксидом серебраСкачать
Реакция восстановления Берча IСкачать
Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)Скачать
Опыты по химии. Обнаружение глюкозы в виноградном соке и медеСкачать
Электролиз. 10 класс.Скачать
Продукты окислительно-восстановительных реакций. 1 часть. 11 класс.Скачать
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать
Уравнивание органических ОВР за 12 минут | ХИМИЯ ЕГЭ | СОТКАСкачать
Химия, 9 класс, тема "Окислительно-восстановительные реакции" (учитель Швецова Елена Евгеньевна)Скачать
Оксиды. Химические свойства. 8 класс.Скачать
Как решать ОРГАНИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ? Основные типы химических реакцийСкачать