Уравнение реакции с образованием осадка

Содержание
  1. Уравнение реакции с образованием осадка
  2. Практикум по химии

    Химический практикум в школе

    В предложенном материале представлены методические разработки практических работ для 9-го класса: “Решение экспериментальных задач по теме “Азот и фосфор”, “Определение минеральных удобрений”, а также лабораторных опытов по теме “Реакции обмена между растворами электролитов”. Реакции обмена между растворами электролитов Методическая разработка состоит из трех частей: теория, практикум, контроль. В теоретической части приведены некоторые примеры молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений химических реакций, протекающих с образованием осадка, малодиссоциирующего вещества, выделением газа. В практической части даны задания и рекомендации для учащихся по выполнению лабораторных опытов. Контроль состоит из тестовых заданий с выбором правильного ответа. 1. Реакции, идущие с образованием осадка. а) При взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом натрия образуется голубой осадок гидроксида меди(II). Молекулярное уравнение химической реакции: Полное и сокращенное ионные уравнения реакций: Cu 2+ + + 2Na + + 2OH – = Cu(OH)2 + 2Na + + , Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2. б) При взаимодействии хлорида бария с сульфатом натрия выпадает белый молочный осадок сульфата бария. Молекулярное уравнение химической реакции: BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4. Полное и сокращенное ионные уравнения реакций: Ba 2+ + 2Cl – + 2Na + + = 2Na + + 2Cl – + BaSO4, Ba 2+ + = BaSO4. 2. Реакции, идущие с выделением газа. При взаимодействии карбоната или гидрокарбоната натрия (пищевая сода) с соляной или другой растворимой кислотой наблюдается вскипание, или интенсивное выделение пузырьков газа. Это выделяется углекислый газ СО2, вызывающий помутнение прозрачного раствора известковой воды (гидроксида кальция). Известковая вода мутнеет, т.к. образуется нерастворимый карбонат кальция. Молекулярные уравнения химических реакций: а) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2; б) NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O; Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций: а) 2Na + + + 2H + + 2Cl – = 2Na + + 2Cl – + CO2 + H2O, + 2H + = CO2 + H2O; б) Na + + + H + + Cl – = Na + + Cl – + CO2 + H2O, + H + = CO2 + H2O. 3. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества. При взаимодействии гидроксида натрия или калия с соляной кислотой или другими растворимыми кислотами в присутствии индикатора фенолфталеина раствор щелочи обесцвечивается, в результате реакции нейтрализации образуется малодиссоциирующее вещество H2O. Молекулярные уравнения химических реакций: а) NaOH + HCl = NaCl + H2O; Полные и сокращенные ионные уравнения реакций: а) Na + + OH – + H + + Cl – = Na + + Cl – + H2O, б) 2Na + + 2OH – + 2H + + = 2Na + + + 2H2O, в) 3K + + 3OH – +3H + + = 3K + + + 3H2O, 1. Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием осадка. а) Провести реакцию между растворами сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения химических реакций, отметить признаки химической реакции. б) Провести реакцию между растворами хлорида бария и сульфата натрия. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения химических реакций, отметить признаки химической реакции. 2. Реакции, идущие с выделением газа. Провести реакции между растворами карбоната натрия или гидрокарбоната натрия (пищевая сода) с соляной или другой растворимой кислотой. Выделяющийся газ (используя газоотводную трубку) пропустить через прозрачную известковую воду, налитую в другую пробирку, до ее помутнения. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций, отметить признаки этих реакций. 3. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества. Провести реакции нейтрализации между щелочью (NaOH или KOH) и кислотой (HCl, HNO3 или H2SO4), предварительно поместив в раствор щелочи фенолфталеин. Отметить наблюдения и написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Признаки, сопутствующие данным реакциям, можно выбрать из следующего перечня: 1) выделение пузырьков газа; 2) выпадение осадка; 3) появление запаха; 4) растворение осадка; 5) выделение тепла; 6) изменение цвета раствора. 1. Ионное уравнение реакции, в которой образуется голубой осадок, – это: а) Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2; б) СuO + 2H + = Cu 2+ + H2O; в) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3; г) Al 3+ + 3OH – = Al(OH)3. 2. Ионное уравнение реакции, в которой выделяется углекислый газ, – это: а) CaCO3 + CO2 + H2O = Ca 2+ + ; г) 2H + + 2OH – = 2H2O. 3. Ионное уравнение реакции, в которой образуется малодиссоциирующее вещество, – это: а) Ag + + Cl – = AgCl; в) Zn + 2H + = Zn 2+ + H2; г) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3. 4. Ионное уравнение реакции, в которой образуется белый осадок, – это: а) Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2; б) СuO + 2H + = Cu 2+ + H2O; в) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3; 5. Молекулярное уравнение, которое соответствует сокращенному ионному уравнению реакции 3OH – + 3H + = 3H2O, – это: а) NaOH + HCl = NaCl + H2O; 6. Молекулярное уравнение, которое соответствует сокращенному ионному уравнению реакции H + + = H2O + CO2, – Ответы. 1-а; 2-в; 3-б; 4-г; 5-в; 6-в. Решение экспериментальных задач по теме “Азот и фосфор” Учащиеся при изучении нового материала по теме “Азот и фосфор” выполняют ряд опытов, касающихся получения аммиака, определения нитратов, фосфатов, солей аммония, приобретают определенные навыки и умения. В данной методической разработке приведены шесть заданий. Для выполнения практической работы достаточно трех заданий: одно – на получение вещества, два – по распознаванию веществ. При выполнении практической работы учащимся можно предложить задания в форме, которая облегчит им оформление отчета (см. задания 1, 2). (Ответы приведены для учителя.) Получите аммиак и опытным путем докажите его наличие. а) Получение аммиака. Смесь равных по объему порций твердого хлорида аммония и порошка гидроксида кальция нагрейте в пробирке с газоотводной трубкой. При этом будет выделяться аммиак, который надо собрать в другую сухую пробирку, расположенную отверстием …. (почему?). Написать уравнение реакции получения аммиака. б) Определение аммиака. Можно определить по запаху ………… (название вещества), а также по изменению цвета лакмуса или фенолфталеина. При растворении аммиака в воде образуется ……. (название основания), поэтому лакмусовая бумажка .……. (указать цвет), а бесцветный фенолфталеин становится …………. (указать цвет). Вместо точек вставить слова по смыслу. Написать уравнение реакции. * Аммиаком пахнет имеющийся в домашней аптечке нашатырный спирт – водный раствор аммиака. – Прим. ред. Получите нитрат меди двумя различными способами, имея в наличии следующие вещества: концентрированную азотную кислоту, медную стружку, сульфат меди(II), гидроксид натрия. Напишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, отметьте изменения. В 1-м способе для окислительно-восстановительной реакции напишите уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель. Во 2-м способе напишите сокращенные ионные уравнения реакций. 1-й с п о с о б. Медь + азотная кислота. Слегка нагреваем содержимое пробирки. Бесцветный раствор становится ….. (указать цвет), т.к. образуется ….. (название вещества); выделяется газ …….. цвета с неприятным запахом, это – ……. (название вещества). 2-й с п о с о б. При взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом натрия получается осадок ….. цвета, это – …… (название вещества). К нему приливаем азотную кислоту до полного растворения осадка . (название осадка). Образуется прозрачный голубой раствор …… (название соли). Докажите опытным путем, что в состав сульфата аммония входят ионы NH4 + и SO 2- 4. Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций. Как опытным путем определить нахождение растворов ортофосфата натрия, хлорида натрия, нитрата натрия в пробирках № 1, № 2, № 3? Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций. Имея вещества: азотную кислоту, медную стружку или проволоку, универсальную индикаторную бумагу или метилоранж, докажите опытным путем состав азотной кислоты. Напишите уравнение диссоциации азотной кислоты; молекулярное уравнение для реакции меди с концентрированной азотной кислотой и уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель. Получите раствор нитрата меди разными способами, имея вещества: азотную кислоту, оксид меди, основной карбонат меди или карбонат гидроксомеди(II). Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Отметьте признаки химических реакций. 1. Укажите уравнение реакции, где выпадает желтый осадок. 2. Ионное уравнение реакции, в которой образуется белый творожистый осадок, – это: 3. Для доказательства наличия нитрат-иона в нитратах надо взять: а) соляную кислоту и цинк; б) серную кислоту и хлорид натрия; в) серную кислоту и медь. 4. Реактивом на хлорид-ион является: а) медь и серная кислота; б) нитрат серебра; 5. В уравнении реакции, схема которой HNO3 + Cu —> Cu(NO3)2 + NO2 + H2O, перед окислителем надо поставить коэффициент: 6. Основная и кислая соли соответствуют парам: Ответы. 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в. Определение минеральных удобрений Методическая разработка этой практической работы состоит из трех частей: теория, практикум, контроль. В теоретической части даны общие сведения по качественному определению катионов и анионов, входящих в состав минеральных удобрений. В практикуме приведены примеры семи минеральных удобрений с описанием их характерных признаков, а также даны уравнения качественных реакций. В тексте вместо точек и знака вопроса надо вставить подходящие по смыслу ответы. Для выполнения практической работы по усмотрению учителя достаточно взять четыре удобрения. Контроль знаний учащихся состоит из тестовых заданий по определению формул удобрений, которые даны в этой практической работе. 1. Реактивом на хлорид-ион является нитрат серебра. Реакция идет с образованием белого творожистого осадка: Ag + + Cl – = AgCl. 2. Ион аммония можно обнаружить с помощью щелочи. При нагревании раствора соли аммония с раствором щелочи выделяется аммиак, который имеет резкий характерный запах: NH + 4+ OH – = NH3 + H2O. Можно также для определения иона аммония воспользоваться смоченной водой красной лакмусовой бумажкой, универсальной индикаторной или фенолфталеиновой полоской бумаги. Бумажку надо подержать над парами, выделяющимися из пробирки. Красный лакмус синеет, универсальный индикатор становится фиолетовым, а фенолфталеин малиновым. 3. Для определения нитрат-ионов к раствору соли добавляют стружку или кусочки меди, затем приливают концентрированную серную кислоту и нагревают. Через некоторое время начинает выделяться газ бурого цвета с неприятным запахом. Выделение бурого газа NO2 указывает на присутствие ионов . NaNO3 + H2SO4 NaHSO4 + HNO3, 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O. 4. Реактивом на фосфат-ион является нитрат серебра. При его добавлении к раствору фосфата выпадает желтый осадок фосфата серебра: 3Ag + + PO 3- 4= Ag3PO4. 5. Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария. Выпадает белый молочный осадок сульфата бария, нерастворимый в уксусной кислоте: Ba 2+ + SO 2- 4= BaSO4. 1. Сильвинит (NaCl•KCl ), розовые кристаллы, растворимость в воде хорошая. Пламя окрашивается в желтый цвет. При рассмотрении пламени через синее стекло заметно фиолетовое окрашивание. С …….. (название реактива) дает белый осадок …… (название соли). 2. Нитрат аммония NH4NO3, или …….. (название удобрения), белые кристаллы, хорошо растворимые в воде. С серной кислотой и медью выделяется бурый газ …. (название вещества). С раствором ……. (название реактива) при нагревании ощущается запах аммиака, его пары окрашивают красный лакмус в ……. цвет. NH4NO3 + H2SO4 NH4HSO4 + HNO3, NH4NO3 + ? —> NH3 + H2O + NaNO3. 3. Нитрат калия (KNO3), или …… (название удобрения), с H2SO4 и ……… (название вещества) дает бурый газ. Пламя окрашивается в фиолетовый цвет. KNO3 + H2SO4 KHSO4 + HNO3, 4. Хлорид аммония NH4Cl c раствором ……. (название реактива) при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …… (название аниона реактива) серебра дает белый творожистый осадок …… (название осадка). NH4Cl + ? = NH4NO3 + AgCl, NH4Cl + ? = NH3 + H2O + NaCl. 5. Сульфат аммония (NH4)2SO4 c раствором щелочи при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …….. (название реактива) дает белый молочный осадок ……. (название осадка). (NH4)2SO4 + 2NaOH = 2NH3 + 2H2O + ? , 6. Нитрат натрия NaNO3, или …… (название удобрения), белые кристаллы, растворимость в воде хорошая, с H2SO4 и Cu дает бурый газ. Пламя окрашивается в желтый цвет. NaNO3 + H2SO4 NaHSO4 + ? , 7. Дигидрофосфат кальция Ca(H2PO4)2, или …… (название удобрения), серый мелкозернистый порошок или гранулы, плохо растворяется в воде, с ….. (название реактива) дает ….. (указать цвет) осадок ……… (название вещества) AgН2PO4. 1. Розовые кристаллы, хорошо растворимы в воде, окрашивают пламя в желтый цвет; при взаимодействии с AgNO3 выпадает белый осадок – это: 2. Кристаллы хорошо растворимы в воде; в реакции с H2SO4 и медью выделяется бурый газ, с раствором щелочи при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это: 3. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu выделяется бурый газ; пламя окрашивает в фиолетовый цвет – это: 4. Кристаллы хорошо растворимы в воде; с нитратом серебра дает белый осадок, c щелочью при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это: 5. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; с BaCl2 дает белый молочный осадок, c щелочью дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это: 6. Светлые кристаллы, хорошо растворимые в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu дает бурый газ, пламя окрашивает в желтый цвет – это: 7. Серый мелкозернистый порошок или гранулы, растворимость в воде плохая, с раствором нитрата серебра дает желтый осадок – это: Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения Так как молекулы электролитов в растворах распадаются на ионы, то и реакции в растворах электролитов происходят между ионами. Реакции, протекающие между ионами, называются ионными реакциями. С участием ионов могут протекать как обменные, так и окислительно-восстановительные реакции. Рассмотрим реакции ионного обмена, например взаимодействие между растворами двух солей: Это уравнение является молекулярным уравнением, так как формулы всех веществ записаны в виде молекул. Исходные вещества Na2SО4 и ВаCl2 являются сильными электролитами, т. е. в растворе находятся в виде ионов. Сульфат бария — нерастворимая соль, которая выпадает в осадок, следовательно, ионы Ва 2+ и SО4 2- уходят из раствора. Хлорид натрия NaCl — растворимая соль, сильный электролит, в растворе находится в виде ионов (Na + + Сl — ). Таким образом, с учетом диссоциации сильных электролитов уравнение реакции можно записать так: Такое уравнение называется полным ионным уравнением. Результат взаимодействия хлорида бария с сульфатом натрия Ионы Na + и Cl — имеются и в левой, и в правой частях уравнения, т. е. эти ионы в реакции участия не принимают, их можно исключить из уравнения: Полученное уравнение называется сокращенным ионным уравнением. Оно показывает, что в ходе данной реакции происходит связывание ионов SO4 2- , которые находились в растворе NaSО4, и ионов Ва 2+ , которые находились в растворе ВаCl2, и в результате образовалась нерастворимая соль BaSО4. Сокращенное ионное уравнение (3) выражает сущность не только реакции (1). Напишем уравнения нескольких реакций: Как видим, сущность реакций (4) и (5), как и реакции (1), заключается в связывании ионов SO4 2- и Ва 2+ с образованием нерастворимой соли BaSО4. В ионных уравнениях формулы веществ записывают в виде ионов или в виде молекул. В виде ионов записывают формулы: В виде молекул записывают формулы: — малорастворимых солей(↓) AgCl, BaSO4, СаСО3, FeS и др.; Большая часть молекул слабых электролитов в растворе не диссоциирует на ионы. В виде молекул также записывают: В уравнениях реакций ставят знак ↓, если среди продуктов реакции есть осадок — нерастворимые или малорастворимые вещества. Знак ↑ показывает газообразные и летучие соединения. Реакции обмена в водных растворах электролитов могут быть: 1) практически необратимыми, т. е. протекать до конца; 2) обратимыми, т. е. протекать одновременно в двух противоположных направлениях. 1) Реакции обмена между сильными электролитами в растворах протекают до конца, или практически необратимы, когда ионы соединяются друг с другом и образуют: а) малорастворимые вещества; б) малодиссоциирующие вещества — слабые электролиты; в) газообразные или летучие вещества. Рассмотрим эти случаи. а) Реакции с образованием малорастворимых веществ, выпадающих в осадок (↓). Составим молекулярное и ионное уравнения реакции между нитратом серебра (I) AgNO3 и хлоридом натрия NaCl: Эта реакция обмена необратима, потому что один из продуктов уходит из сферы реакции в виде нерастворимого вещества. б) Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов). Составим молекулярное и ионное уравнения реакции нейтрализации между растворами гидроксида натрия NaOH и серной кислоты H2SO4: или, сокращая коэффициенты, получим: ОН — + Н + = Н2О. В результате реакции нейтрализации ионы водорода Н + и гидроксид-ионы ОН — образуют малодиссоциирующие молекулы воды. Процесс нейтрализации идет до конца, т. е. эта реакция необратима. в) Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ. Составим молекулярное и ионное уравнения реакции между растворами гидроксида кальция и хлорида аммония NH4Cl: Эта реакция обмена необратима, потому что образуются газ аммиак NH3 и малодиссоциирующее вещество вода. 2) Если среди исходных веществ имеются слабые электролиты или малорастворимые вещества, то такие реакции являются обратимыми, т. е. до конца не протекают. Например: Если исходными веществами реакций обмена являются сильные электролиты, которые при взаимодействии не образуют малорастворимых или малодиссоциирующих веществ, то такие реакции не протекают. При смешивании их растворов образуется смесь ионов, которые не соединяются друг с другом. Например:
  3. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения
  4. 📺 Видео

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Уравнение реакции с образованием осадка

Урок посвящен изучению темы «Реакции ионного обмена». На нём вы рассмотрите сущность реакций, протекающих между растворами кислот, солей и щелочей. На уроке будет дано определение новому понятию реакции ионного обмена.

Также будут рассмотрены условия протекания реакций ионного обмена до конца. Чтобы лучше понять, какие необходимо соблюдать условия протекания реакций ионного обмена до конца, будет проведено повторение, что собой представляют эти реакции, их сущность. Приводятся примеры на закрепление этих понятий.

Урок поможет закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионной формах, научит составлять по сокращенному ионному уравнению молекулярные.

I. Сущность реакций ионного обмена

Реакциями ионного обмена называют реакции между растворами электролитов, в результате которых они обмениваются своими ионами.

Реакции ионного обмена протекают до конца (являются практически необратимыми) в тех случаях, если образуются слабый электролит, осадок (нерастворимое или малорастворимое вещество), газ.

AgNO3 + HCl = AgClУравнение реакции с образованием осадка + HNO3
Реакция протекает до конца, так как выпадает осадок хлорида серебра

Сu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Реакция идет до конца, так как образуется слабый электролит вода

Na2CO3 + 2H2SO4 = Na2SO4 + CO2Уравнение реакции с образованием осадка + H2O
Реакция протекает до конца, так как образуется углекислый газ

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.

На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

(включая Ca(OH)2M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

Исключениянеустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

Р — растворимое вещество;

М — малорастворимое вещество;

ТР — таблица растворимости.

Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО)

в молекулярном, полном и кратком ионном виде

1) Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:

Взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия:

2) Используя ТР указываем растворимость веществ воде:

Если продукт является М или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓

— Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑

3) Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице — ПАМЯТКЕ

Cu 2 + + SO4 2- + 2Na + + 2OH — = 2Na + + 2SO4 + Cu(OH)2

Полный ионный вид

4) Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции.

Помните! РИО необратима и практически осуществима, если в продуктах образуются:

Краткий ионный вид

Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок Cu(OH)2

Уравнение реакции с образованием осадка

Заишем еще несколько примеров РИО, идущих с образованием осадка:

Пример №1

а) Молекулярное уравнение реакции двух растворимых солей:

б) Полное ионное уравнение реакции:

2Al 3+ + 3SO4 2- + 3Ba 2+ + 6Cl — = 3BaSO4↓ + 2Al 3+ + 6Cl —

в) Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

а) Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

б) Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два факта: образование вещества, нерастворимого в воде, и выделение воды.

Полное ионное уравнение реакции:

2Na + + CO3 2- + 2H + + 2Cl — = 2Na + + CO2↑ + H2O + 2Cl —

Cокращенное ионное уравнение реакции:

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода (IV).

Заишем еще несколько примеров РИО, идущих с образованием газа:

Пример №1

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

2K + + S 2– + 2H + + 2Cl – = 2K + + 2Cl – + H2S↑

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

Молекулярное уравнение реакции нерастворимой соли (карбоната) с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным уравнением. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу три признака: выделение газа, образование осадка и выделение воды.

Посмотрите видео-опыт: “Реакция нейтрализации”

Пример №1

Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

KOH (р) + HCl (р) = KCl(р) + H2O (мд)

Полное ионное уравнение реакции:

K + + OH – + H + + Cl – = K + + Cl – + H2O

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

Молекулярное уравнение реакции основного оксида с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ = Ca 2+ + H2O.

Пример №3

Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение совпадает с сокращенным ионным уравнением.

V. Выполнение заданий

Задание №1. Определите, может ли осуществляться взаимодействие между растворами гидроксида калия и хлорида аммония, записать реакциив молекулярном, полном, кратком ионном виде.

— Составляем химические формулы веществ по их названиям, используя валентности и записываем РИО в молекулярном виде (проверяем растворимость веществ по ТР):

так как NH4OH неустойчивое вещество и разлагается на воду и газ NH3уравнение РИО примет окончательный вид

— Cоставляем полное ионное уравнение РИО, используя ТР (не забывайте в правом верхнем углу записывать заряд иона):

K + + OH — + NH4 + + Cl — = K + + Cl — + NH3 ↑+ H2O

— Cоставляем краткое ионное уравнение РИО, вычёркивая одинаковые ионы до и после реакции:

Взаимодействие между растворами следующих веществ может осуществляться, так как продуктами данной РИО являются газ (NH3 ↑) и малодиссоциирующее вещество вода (H2O).

Подберите вещества, взаимодействие между которыми в водных растворах выражается следующими сокращёнными уравнениями. Составьте соответствующие молекулярное и полное ионное уравнения.

— Используя ТР подбираем реагенты — растворимые в воде вещества, содержащие ионы 2H + и CO3 2- .

— Составляем молекулярное уравнение РИО:

так как угольная кислота – неустойчивое вещества, она разлагается на углекислый газ CO2 ↑ и воду H2O, уравнение примет окончательный вид:

— Составляем полное ионное уравнение РИО:

6H + +2 PO4 3- + 6 K + + 3CO3 2- -> 6 K + + 2 PO4 3- + 3CO2 ↑ + 3H2O

— Составляем краткое ионное уравнение РИО:

Сокращаем коэффициенты на три и получаем:

В конечном итоге мы получили искомое сокращённое ионное уравнение, следовательно, задание выполнено верно.

Задание №3. Запишите реакцию обмена между оксидом натрия и фосфорной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

1. Составляем молекулярное уравнение, при составлении формул учитываем валентности (см. ТР)

3Na2O (нэ) + 2H3PO4 (р) -> 2Na3PO4 (р) + 3H2O (мд), где нэ — неэлектролит, на ионы не диссоциирует,
мд — малодиссоциирующее вещество, на ионы не раскладываем, вода — признак необратимости реакции

2. Составляем полное ионное уравнение:

3. Сокращаем одинаковые ионы и получаем краткое ионное уравнение:

3Na2O + 6H + -> 6Na + + 3H2O
Сокращаем коэффициенты на три и получаем:
Na2O + 2H + -> 2Na + + H2O

Данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, так как в продуктах образуется малодиссоциирующее вещество вода.

VI. Задания для самостоятельной работы

Задание №1. Посмотрите следующий эксперимент:

Составьте уравнение реакции ионного обмена карбоната натрия с серной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №2. Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Задание №3. Посмотрите следующий эксперимент:

Составьте уравнение реакции ионного обмена хлорида бария с сульфатом магния в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №4. Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Практикум по химии

Химический практикум в школе

В предложенном материале представлены методические разработки практических работ для 9-го класса: “Решение экспериментальных задач по теме “Азот и фосфор”, “Определение минеральных удобрений”, а также лабораторных опытов по теме “Реакции обмена между растворами электролитов”.

Реакции обмена между растворами электролитов

Методическая разработка состоит из трех частей: теория, практикум, контроль. В теоретической части приведены некоторые примеры молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений химических реакций, протекающих с образованием осадка, малодиссоциирующего вещества, выделением газа. В практической части даны задания и рекомендации для учащихся по выполнению лабораторных опытов. Контроль состоит из тестовых заданий с выбором правильного ответа.

1. Реакции, идущие с образованием осадка.

а) При взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом натрия образуется голубой осадок гидроксида меди(II).

Молекулярное уравнение химической реакции:

Полное и сокращенное ионные уравнения реакций:

Cu 2+ + Уравнение реакции с образованием осадка+ 2Na + + 2OH – = Cu(OH)2 Уравнение реакции с образованием осадка+ 2Na + + Уравнение реакции с образованием осадка,

Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2Уравнение реакции с образованием осадка.

б) При взаимодействии хлорида бария с сульфатом натрия выпадает белый молочный осадок сульфата бария.

Молекулярное уравнение химической реакции:

BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4Уравнение реакции с образованием осадка.

Полное и сокращенное ионные уравнения реакций:

Ba 2+ + 2Cl – + 2Na + + = 2Na + + 2Cl – + BaSO4Уравнение реакции с образованием осадка,

Ba 2+ + Уравнение реакции с образованием осадка= BaSO4Уравнение реакции с образованием осадка.

2. Реакции, идущие с выделением газа.

При взаимодействии карбоната или гидрокарбоната натрия (пищевая сода) с соляной или другой растворимой кислотой наблюдается вскипание, или интенсивное выделение пузырьков газа. Это выделяется углекислый газ СО2, вызывающий помутнение прозрачного раствора известковой воды (гидроксида кальция). Известковая вода мутнеет, т.к. образуется нерастворимый карбонат кальция.

Молекулярные уравнения химических реакций:

а) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2Уравнение реакции с образованием осадка;

б) NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O;

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O.

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

а) 2Na + + Уравнение реакции с образованием осадка+ 2H + + 2Cl – = 2Na + + 2Cl – + CO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O,

Уравнение реакции с образованием осадка+ 2H + = CO2 + H2O;

б) Na + + Уравнение реакции с образованием осадка+ H + + Cl – = Na + + Cl – + CO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O,

Уравнение реакции с образованием осадка+ H + = CO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O.

3. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

При взаимодействии гидроксида натрия или калия с соляной кислотой или другими растворимыми кислотами в присутствии индикатора фенолфталеина раствор щелочи обесцвечивается, в результате реакции нейтрализации образуется малодиссоциирующее вещество H2O.

Молекулярные уравнения химических реакций:

а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

а) Na + + OH – + H + + Cl – = Na + + Cl – + H2O,

б) 2Na + + 2OH – + 2H + + = 2Na + + Уравнение реакции с образованием осадка+ 2H2O,

в) 3K + + 3OH – +3H + + Уравнение реакции с образованием осадка= 3K + + Уравнение реакции с образованием осадка+ 3H2O,

1. Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием осадка.

а) Провести реакцию между растворами сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения химических реакций, отметить признаки химической реакции.

б) Провести реакцию между растворами хлорида бария и сульфата натрия. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения химических реакций, отметить признаки химической реакции.

2. Реакции, идущие с выделением газа.

Провести реакции между растворами карбоната натрия или гидрокарбоната натрия (пищевая сода) с соляной или другой растворимой кислотой. Выделяющийся газ (используя газоотводную трубку) пропустить через прозрачную известковую воду, налитую в другую пробирку, до ее помутнения. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций, отметить признаки этих реакций.

3. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

Провести реакции нейтрализации между щелочью (NaOH или KOH) и кислотой (HCl, HNO3 или H2SO4), предварительно поместив в раствор щелочи фенолфталеин. Отметить наблюдения и написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций.

Признаки, сопутствующие данным реакциям, можно выбрать из следующего перечня:

1) выделение пузырьков газа; 2) выпадение осадка; 3) появление запаха; 4) растворение осадка; 5) выделение тепла; 6) изменение цвета раствора.

1. Ионное уравнение реакции, в которой образуется голубой осадок, – это:

а) Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2;

б) СuO + 2H + = Cu 2+ + H2O;

в) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3;

г) Al 3+ + 3OH – = Al(OH)3.

2. Ионное уравнение реакции, в которой выделяется углекислый газ, – это:

а) CaCO3 + CO2 + H2O = Ca 2+ + Уравнение реакции с образованием осадка;

г) 2H + + 2OH – = 2H2O.

3. Ионное уравнение реакции, в которой образуется малодиссоциирующее вещество, – это:

а) Ag + + Cl – = AgCl;

в) Zn + 2H + = Zn 2+ + H2;

г) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3.

4. Ионное уравнение реакции, в которой образуется белый осадок, – это:

а) Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH)2;

б) СuO + 2H + = Cu 2+ + H2O;

в) Fe 3+ + 3OH – = Fe(OH)3;

5. Молекулярное уравнение, которое соответствует сокращенному ионному уравнению реакции 3OH – + 3H + = 3H2O, – это:

а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;

6. Молекулярное уравнение, которое соответствует сокращенному ионному уравнению реакции

H + + Уравнение реакции с образованием осадка= H2O + CO2, –

Уравнение реакции с образованием осадка
Ответы. 1-а; 2-в; 3-б; 4-г; 5-в; 6-в.

Решение экспериментальных задач по теме “Азот и фосфор”

Учащиеся при изучении нового материала по теме “Азот и фосфор” выполняют ряд опытов, касающихся получения аммиака, определения нитратов, фосфатов, солей аммония, приобретают определенные навыки и умения. В данной методической разработке приведены шесть заданий. Для выполнения практической работы достаточно трех заданий: одно – на получение вещества, два – по распознаванию веществ. При выполнении практической работы учащимся можно предложить задания в форме, которая облегчит им оформление отчета (см. задания 1, 2). (Ответы приведены для учителя.)

Получите аммиак и опытным путем докажите его наличие.

а) Получение аммиака.

Смесь равных по объему порций твердого хлорида аммония и порошка гидроксида кальция нагрейте в пробирке с газоотводной трубкой. При этом будет выделяться аммиак, который надо собрать в другую сухую пробирку, расположенную отверстием …. (почему?).

Написать уравнение реакции получения аммиака.

б) Определение аммиака.

Можно определить по запаху ………… (название вещества), а также по изменению цвета лакмуса или фенолфталеина. При растворении аммиака в воде образуется ……. (название основания), поэтому лакмусовая бумажка .……. (указать цвет), а бесцветный фенолфталеин становится …………. (указать цвет).

Вместо точек вставить слова по смыслу. Написать уравнение реакции.

Уравнение реакции с образованием осадка
Уравнение реакции с образованием осадка

* Аммиаком пахнет имеющийся в домашней аптечке нашатырный спирт – водный раствор аммиака. – Прим. ред.

Получите нитрат меди двумя различными способами, имея в наличии следующие вещества: концентрированную азотную кислоту, медную стружку, сульфат меди(II), гидроксид натрия. Напишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, отметьте изменения. В 1-м способе для окислительно-восстановительной реакции напишите уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель. Во 2-м способе напишите сокращенные ионные уравнения реакций.

1-й с п о с о б. Медь + азотная кислота. Слегка нагреваем содержимое пробирки. Бесцветный раствор становится ….. (указать цвет), т.к. образуется ….. (название вещества); выделяется газ …….. цвета с неприятным запахом, это – ……. (название вещества).

2-й с п о с о б. При взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом натрия получается осадок ….. цвета, это – …… (название вещества). К нему приливаем азотную кислоту до полного растворения осадка . (название осадка). Образуется прозрачный голубой раствор …… (название соли).

Уравнение реакции с образованием осадка
Уравнение реакции с образованием осадка

Докажите опытным путем, что в состав сульфата аммония входят ионы NH4 + и SO 2- 4. Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Уравнение реакции с образованием осадка
Уравнение реакции с образованием осадка

Как опытным путем определить нахождение растворов ортофосфата натрия, хлорида натрия, нитрата натрия в пробирках № 1, № 2, № 3? Отметьте наблюдения, напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Уравнение реакции с образованием осадка

Имея вещества: азотную кислоту, медную стружку или проволоку, универсальную индикаторную бумагу или метилоранж, докажите опытным путем состав азотной кислоты. Напишите уравнение диссоциации азотной кислоты; молекулярное уравнение для реакции меди с концентрированной азотной кислотой и уравнения электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

Уравнение реакции с образованием осадка

Получите раствор нитрата меди разными способами, имея вещества: азотную кислоту, оксид меди, основной карбонат меди или карбонат гидроксомеди(II). Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Отметьте признаки химических реакций.

Уравнение реакции с образованием осадка
Уравнение реакции с образованием осадка

1. Укажите уравнение реакции, где выпадает желтый осадок.

Уравнение реакции с образованием осадка

2. Ионное уравнение реакции, в которой образуется белый творожистый осадок, – это:

Уравнение реакции с образованием осадка

3. Для доказательства наличия нитрат-иона в нитратах надо взять:

а) соляную кислоту и цинк;

б) серную кислоту и хлорид натрия;

в) серную кислоту и медь.

4. Реактивом на хлорид-ион является:

а) медь и серная кислота;

б) нитрат серебра;

5. В уравнении реакции, схема которой

HNO3 + Cu —> Cu(NO3)2 + NO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O,

перед окислителем надо поставить коэффициент:

6. Основная и кислая соли соответствуют парам:

Ответы. 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в.

Определение минеральных удобрений

Методическая разработка этой практической работы состоит из трех частей: теория, практикум, контроль. В теоретической части даны общие сведения по качественному определению катионов и анионов, входящих в состав минеральных удобрений. В практикуме приведены примеры семи минеральных удобрений с описанием их характерных признаков, а также даны уравнения качественных реакций. В тексте вместо точек и знака вопроса надо вставить подходящие по смыслу ответы. Для выполнения практической работы по усмотрению учителя достаточно взять четыре удобрения. Контроль знаний учащихся состоит из тестовых заданий по определению формул удобрений, которые даны в этой практической работе.

1. Реактивом на хлорид-ион является нитрат серебра. Реакция идет с образованием белого творожистого осадка:

Ag + + Cl – = AgClУравнение реакции с образованием осадка.

2. Ион аммония можно обнаружить с помощью щелочи. При нагревании раствора соли аммония с раствором щелочи выделяется аммиак, который имеет резкий характерный запах:

NH + 4+ OH – = NH3 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O.

Можно также для определения иона аммония воспользоваться смоченной водой красной лакмусовой бумажкой, универсальной индикаторной или фенолфталеиновой полоской бумаги. Бумажку надо подержать над парами, выделяющимися из пробирки. Красный лакмус синеет, универсальный индикатор становится фиолетовым, а фенолфталеин малиновым.

3. Для определения нитрат-ионов к раствору соли добавляют стружку или кусочки меди, затем приливают концентрированную серную кислоту и нагревают. Через некоторое время начинает выделяться газ бурого цвета с неприятным запахом. Выделение бурого газа NO2 указывает на присутствие ионов .

NaNO3 + H2SO4 Уравнение реакции с образованием осадкаNaHSO4 + HNO3,

4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 Уравнение реакции с образованием осадка+ 2H2O.

4. Реактивом на фосфат-ион является нитрат серебра. При его добавлении к раствору фосфата выпадает желтый осадок фосфата серебра:

3Ag + + PO 3- 4= Ag3PO4Уравнение реакции с образованием осадка.

5. Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария. Выпадает белый молочный осадок сульфата бария, нерастворимый в уксусной кислоте:

Ba 2+ + SO 2- 4= BaSO4Уравнение реакции с образованием осадка.

1. Сильвинит (NaCl•KCl ), розовые кристаллы, растворимость в воде хорошая. Пламя окрашивается в желтый цвет. При рассмотрении пламени через синее стекло заметно фиолетовое окрашивание. С …….. (название реактива) дает белый осадок …… (название соли).

2. Нитрат аммония NH4NO3, или …….. (название удобрения), белые кристаллы, хорошо растворимые в воде. С серной кислотой и медью выделяется бурый газ …. (название вещества). С раствором ……. (название реактива) при нагревании ощущается запах аммиака, его пары окрашивают красный лакмус в ……. цвет.

NH4NO3 + H2SO4 Уравнение реакции с образованием осадкаNH4HSO4 + HNO3,

NH4NO3 + ? —> NH3 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O + NaNO3.

3. Нитрат калия (KNO3), или …… (название удобрения), с H2SO4 и ……… (название вещества) дает бурый газ. Пламя окрашивается в фиолетовый цвет.

KNO3 + H2SO4 Уравнение реакции с образованием осадкаKHSO4 + HNO3,

4. Хлорид аммония NH4Cl c раствором ……. (название реактива) при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …… (название аниона реактива) серебра дает белый творожистый осадок …… (название осадка).

NH4Cl + ? = NH4NO3 + AgClУравнение реакции с образованием осадка,

NH4Cl + ? = NH3 Уравнение реакции с образованием осадка+ H2O + NaCl.

5. Сульфат аммония (NH4)2SO4 c раствором щелочи при нагревании образует аммиак, его пары окрашивают красный лакмус в синий цвет. С …….. (название реактива) дает белый молочный осадок ……. (название осадка).

(NH4)2SO4 + 2NaOH = 2NH3 Уравнение реакции с образованием осадка+ 2H2O + ? ,

6. Нитрат натрия NaNO3, или …… (название удобрения), белые кристаллы, растворимость в воде хорошая, с H2SO4 и Cu дает бурый газ. Пламя окрашивается в желтый цвет.

NaNO3 + H2SO4 Уравнение реакции с образованием осадкаNaHSO4 + ? ,

7. Дигидрофосфат кальция Ca(H2PO4)2, или …… (название удобрения), серый мелкозернистый порошок или гранулы, плохо растворяется в воде, с ….. (название реактива) дает ….. (указать цвет) осадок ……… (название вещества) AgН2PO4.

Уравнение реакции с образованием осадка

1. Розовые кристаллы, хорошо растворимы в воде, окрашивают пламя в желтый цвет; при взаимодействии с AgNO3 выпадает белый осадок – это:

2. Кристаллы хорошо растворимы в воде; в реакции с H2SO4 и медью выделяется бурый газ, с раствором щелочи при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:

3. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu выделяется бурый газ; пламя окрашивает в фиолетовый цвет – это:

4. Кристаллы хорошо растворимы в воде; с нитратом серебра дает белый осадок, c щелочью при нагревании дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:

5. Светлые кристаллы, хорошо растворимы в воде; с BaCl2 дает белый молочный осадок, c щелочью дает аммиак, пары которого окрашивают красный лакмус в синий цвет, – это:

6. Светлые кристаллы, хорошо растворимые в воде; при взаимодействии с H2SO4 и Cu дает бурый газ, пламя окрашивает в желтый цвет – это:

7. Серый мелкозернистый порошок или гранулы, растворимость в воде плохая, с раствором нитрата серебра дает желтый осадок – это:

Видео:Как понять что вещество выпадает в осадок или образуется газСкачать

Как понять что вещество выпадает в осадок или образуется газ

Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения

Так как молекулы электролитов в растворах распадаются на ионы, то и реакции в растворах электролитов происходят между ионами.

Реакции, протекающие между ионами, называются ионными реакциями.

С участием ионов могут протекать как обменные, так и окислительно-восстановительные реакции. Рассмотрим реакции ионного обмена, например взаимодействие между растворами двух солей:

Это уравнение является молекулярным уравнением, так как формулы всех веществ записаны в виде молекул. Исходные вещества Na24 и ВаCl2 являются сильными электролитами, т. е. в растворе находятся в виде ионов. Сульфат бария — нерастворимая соль, которая выпадает в осадок, следовательно, ионы Ва 2+ и SО4 2- уходят из раствора. Хлорид натрия NaCl — растворимая соль, сильный электролит, в растворе находится в виде ионов (Na + + Сl — ). Таким образом, с учетом диссоциации сильных электролитов уравнение реакции можно записать так:Уравнение реакции с образованием осадка

Такое уравнение называется полным ионным уравнением.

Уравнение реакции с образованием осадкаРезультат взаимодействия хлорида бария с сульфатом натрия

Ионы Na + и Cl — имеются и в левой, и в правой частях уравнения, т. е. эти ионы в реакции участия не принимают, их можно исключить из уравнения:

Полученное уравнение называется сокращенным ионным уравнением. Оно показывает, что в ходе данной реакции происходит связывание ионов SO4 2- , которые находились в растворе NaSО4, и ионов Ва 2+ , которые находились в растворе ВаCl2, и в результате образовалась нерастворимая соль BaSО4.

Сокращенное ионное уравнение (3) выражает сущность не только реакции (1). Напишем уравнения нескольких реакций:Уравнение реакции с образованием осадка

Уравнение реакции с образованием осадка

Как видим, сущность реакций (4) и (5), как и реакции (1), заключается в связывании ионов SO4 2- и Ва 2+ с образованием нерастворимой соли BaSО4.

В ионных уравнениях формулы веществ записывают в виде ионов или в виде молекул.

В виде ионов записывают формулы:

В виде молекул записывают формулы:

— малорастворимых солей(↓) AgCl, BaSO4, СаСО3, FeS и др.;

Большая часть молекул слабых электролитов в растворе не диссоциирует на ионы.

В виде молекул также записывают:

В уравнениях реакций ставят знак ↓, если среди продуктов реакции есть осадок — нерастворимые или малорастворимые вещества. Знак ↑ показывает газообразные и летучие соединения.

Реакции обмена в водных растворах электролитов могут быть:

1) практически необратимыми, т. е. протекать до конца;

2) обратимыми, т. е. протекать одновременно в двух противоположных направлениях.

1) Реакции обмена между сильными электролитами в растворах протекают до конца, или практически необратимы, когда ионы соединяются друг с другом и образуют:

а) малорастворимые вещества;

б) малодиссоциирующие вещества — слабые электролиты;

в) газообразные или летучие вещества.

Рассмотрим эти случаи.

а) Реакции с образованием малорастворимых веществ, выпадающих в осадок (↓).

Составим молекулярное и ионное уравнения реакции между нитратом серебра (I) AgNO3 и хлоридом натрия NaCl:

Уравнение реакции с образованием осадка

Эта реакция обмена необратима, потому что один из продуктов уходит из сферы реакции в виде нерастворимого вещества.

б) Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов).

Составим молекулярное и ионное уравнения реакции нейтрализации между растворами гидроксида натрия NaOH и серной кислоты H2SO4:Уравнение реакции с образованием осадка

или, сокращая коэффициенты, получим: ОН — + Н + = Н2О.

В результате реакции нейтрализации ионы водорода Н + и гидроксид-ионы ОН — образуют малодиссоциирующие молекулы воды. Процесс нейтрализации идет до конца, т. е. эта реакция необратима.

в) Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ.

Составим молекулярное и ионное уравнения реакции между растворами гидроксида кальция и хлорида аммония NH4Cl:Уравнение реакции с образованием осадка

Эта реакция обмена необратима, потому что образуются газ аммиак NH3 и малодиссоциирующее вещество вода.

2) Если среди исходных веществ имеются слабые электролиты или малорастворимые вещества, то такие реакции являются обратимыми, т. е. до конца не протекают. Например:Уравнение реакции с образованием осадка

Если исходными веществами реакций обмена являются сильные электролиты, которые при взаимодействии не образуют малорастворимых или малодиссоциирующих веществ, то такие реакции не протекают. При смешивании их растворов образуется смесь ионов, которые не соединяются друг с другом. Например:Уравнение реакции с образованием осадка

📺 Видео

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.Скачать

9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.

Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

11в. (В-О). Необратимая реакция (образование осадка)Скачать

11в. (В-О). Необратимая реакция (образование осадка)

Химические уравнения. СЕКРЕТНЫЙ СПОСОБ: Как составлять химические уравнения? Химия 8 классСкачать

Химические уравнения. СЕКРЕТНЫЙ СПОСОБ: Как составлять химические уравнения? Химия 8 класс

Ионные уравнения: образование осадкаСкачать

Ионные уравнения: образование осадка

Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Составление уравнений реакций горения. 11 класс.Скачать

Составление уравнений реакций горения. 11 класс.

Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравненияСкачать

Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравнения

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических Реакций

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и МеталламиСкачать

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и Металлами

ЛУЧШАЯ стратегия использования Таблицы Растворимости (химия с нуля)Скачать

ЛУЧШАЯ стратегия использования Таблицы Растворимости (химия с нуля)

Ионные уравнения | Химия 8 класс #42 | ИнфоурокСкачать

Ионные уравнения | Химия 8 класс #42 | Инфоурок

Типы Химических Реакций — Химия // Урок Химии 8 КлассСкачать

Типы Химических Реакций — Химия // Урок Химии 8 Класс

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА и условия их протекания | Как составлять молекулярные и ионные уравненияСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА и условия их протекания | Как составлять молекулярные и ионные уравнения

8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать

8 класс. Составление уравнений химических реакций.
Поделиться или сохранить к себе: