Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Эталоны решения задач

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al2(SO4)3 в воде.

Сульфат алюминия является сильным электролитом и в водном растворе подвергается полному распаду на ионы. Уравнение диссоциации:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Al2(SO4)3 + (2x + 3y)H2O 2[Al(H2O)x] 3+ + 3[SO4(H2O)y] 2 — ,

или (без учета процесса гидратации ионов):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Al2(SO4)3 2Al 3+ + 3SO4 2 — .

2. Чем является ион HCO3 — с позиций теории Бренстеда-Лоури?

В зависимости от условий ион HCO3 – может как отдавать протоны:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3HCO3 — + OH — CO3 2 — + H2O (1),

так и присоединять протоны:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3HCO3 — + H3O + H2CO3 + H2O (2).

Таким образом, в первом случае ион HCO3 — является кислотой, во втором — основанием, т. е. является амфолитом.

3. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Ag + в реакции:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Ag + + 2NH3 [Ag(NH3)2] +

В процессе образования химических связей, который протекает по донорно-акцепторному механизму, ион Ag + , имея свободную орбиталь, является акцептором электронных пар, и, таким образом, проявляет свойства кислоты Льюиса.

4. Определить ионную силу раствора в одном литре которого находятся 0,1 моль KCl и 0,1 моль Na2SO4.

Диссоциация представленных электролитов протекает в соответствии с уравнениями:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3KCl K + + Cl —

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Na2SO4 2Na + + SO4 2 —

Отсюда: С(K + ) = С(Cl — ) = С(KCl) = 0,1 моль/л;

Ионную силу раствора вычисляем по формуле:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

5. Определить концентрацию CuSO4 в растворе данного электролита с I = 0,6 моль/л.

Диссоциация CuSO4 протекает по уравнению:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3CuSO4 Cu 2+ + SO4 2 —

Примем С(CuSO4) за x моль/л, тогда, в соответствии с уравнением реакции, С(Cu 2+ ) = С(SO4 2 — ) = x моль/л. В данном случае выражение для расчета ионной силы будет иметь вид:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

6. Определить коэффициент активности иона K + в водном растворе KCl с С(KCl) = 0,001 моль/л.

Коэффициент активности можно рассчитать, используя предельный закон Дебая-Хюккеля:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3,

который в данном случае примет вид:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3.

Ионную силу раствора найдем по формуле:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Отсюда:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3,

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3.

7. Определить коэффициент активности иона Fe 2+ в водном растворе, ионная сила которого равна 1.

В соответствии с законом Дебая-Хюккеля:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

8. Определить константу диссоциации кислоты HA, если в растворе этой кислоты с концентрацией 0,1 моль/л a = 24%.

По величине степени диссоциации можно определить, что данная кислота является электролитом средней силы. Следовательно, для расчета константы диссоциации кислоты используем закон разведения Оствальда в его полной форме:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

9. Определить концентрацию электролита, если a = 10%, Kд = 10 — 4 .

Из закона разведения Оствальда:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

10. Степень диссоциации одноосновной кислоты HA не превышает 1%. Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3(HA) = 6,4×10 — 7 . Определить степень диссоциации HA в ее растворе с концентрацией 0,01 моль/л.

По величине степени диссоциации можно определить, что данная кислота является слабым электролитом. Это позволяет использовать приближенную формулу закона разведения Оствальда:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

11. Степень диссоциации электролита в его растворе с кон-центрацией 0,001 моль/л равна 0,009. Определить константу диссоциации этого электролита.

Из условия задачи видно, что данный электролит является слабым (a = 0,9%). Поэтому:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

12. Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3(HNO2) = 3,35. Сравнить силу HNO2 с силой одно-основной кислоты HA, степень диссоциации которой в растворе с С(HA) = 0,15 моль/л равна 15%.

Рассчитаем Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3(HA), используя полную форму уравнения Оствальда:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Так как Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3(HA) — 2 . Сравнить коэффициенты активности f(K + ) в данных растворах и сделать вывод, как отличаются свойства этих растворов от свойств бесконечно разбавленных растворов KCl.

Коэффициенты активности ионов K + рассчитаем, используя закон Дебая-Хюккеля:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Коэффициент активности f — это мера отклонения в поведении раствора электролита данной концентрации от его поведения при бесконечном разведении раствора.

Так как f1 = 0,316 сильнее отклоняется от 1, чем f2 = 0,891, то в растворе с большей ионной силой наблюдается большее отклонение в поведении раствора KCl от его поведения при бесконечном разведении.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электролитическая диссоциация?

2. Какие вещества называют электролитами и неэлектролитами? Приведите примеры.

3. Что такое степень диссоциации?

4. От каких факторов зависит степень диссоциации?

5. Какие электролиты считаются сильными? Какие средней силы? Какие слабыми? Приведите примеры.

6. Что такое константа диссоциации? От чего зависит и от чего не зависит константа диссоциации?

7. Как связаны между собой константа и степень диссоциации в бинарных растворах средних и слабых электролитов?

8. Почему растворы сильных электролитов в своем поведении обнаруживают отклонения от идеальности?

9. В чем заключается суть термина «кажущаяся степень диссоциации»?

10. Что такое активность иона? Что такое коэффициент актив-ности?

11. Как изменяется величина коэффициента активности с разбавлением (концентрированием) раствора сильного электролита? Каково предельное значение коэффициента активности при бесконечном разведении раствора?

12. Что такое ионная сила раствора?

13. Как вычисляют коэффициент активности? Сформулируйте закон Дебая-Хюккеля.

14. В чем суть ионной теории кислот и оснований (теории Аррениуса)?

15. В чем состоит принципиальное отличие протолитической теории кислот и оснований (теории Бренстеда и Лоури) от теории Аррениуса?

16. Как трактует электронная теория (теория Льюиса) понятие «кислота» и «основание»? Приведите примеры.

Варианты задач для самостоятельного решения

Вариант №1

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Fe2(SO4)3.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H2O в реакции:

3. Рассчитать величину Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3одноосновной кислоты HA, если при С(HA) = 0,12 моль/л степень диссоциации кислоты a равна 8%.

Вариант №2

1. Написать уравнение электролитической диссоциации CuCl2.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион S 2 — в реакции:

2Ag + + S 2 — ⇄ Ag2S.

3. Вычислить молярную концентрацию электролита в растворе, если a = 0,75%, а Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3= 10 — 5 .

Вариант №3

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Na2SO4.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион CN — в реакции:

Fe 3 + + 6CN — ⇄ [Fe(CN)6] 3 — .

3. Ионная сила раствора CaCl2 равна 0,3 моль/л. Рассчитать С(CaCl2).

Вариант №4

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ca(OH)2.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H2O в реакции:

3. Ионная сила раствора K2SO4 составляет 1,2 моль/л. Рассчитать С(K2SO4).

Вариант №5

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K2SO3.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион NH4 + в реакции:

3. Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3(CH3COOH) = 4,74. Сравнить силу CH3COOH с силой одноосновной кислоты HA, степень диссоциации которой в растворе с С(HA) = 3,6×10 — 5 моль/л равна 10%.

Вариант №6

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K2S.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является молекула AlBr3 в реакции:

3. Рассчитать ионную силу раствора, в 1 л которого содержится 0,5 моль NaNO3 и 0,5 моль CaCl2.

Вариант №7

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Fe(NO3)2.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Cl — в реакции:

3. Рассчитать ионную силу раствора, в 1 л которого содержится 0,1 моль NH4NO3 и 0,1 моль Al2(SO4)3.

Вариант №8

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K2MnO4.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион HSO3 — в реакции:

3. Рассчитать значения коэффициентов активности всех ионов в растворе, содержащем KNO3, LiCl и NaBr, при условии, что концентрации всех электролитов одинаковы и составляют 0,2 моль/л.

Вариант №9

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al2(SO4)3.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Co 3+ в реакции:

3. В 1 л раствора содержится 0,348 г K2SO4 и 0,17 г NaNO3. Определить ионную силу этого раствора.

Вариант №10

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ca(NO3)2.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H2O в реакции:

3. Вычислить концентрацию электролита в растворе, если a = 5%, а Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3= 10 — 5 .

Вариант №11

1. Написать уравнение электролитической диссоциации KMnO4.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Cu 2+ в реакции:

3. Вычислить коэффициент активности иона Cu 2+ в растворе CuSO4 c С(CuSO4) = 0,016 моль/л.

Вариант №12

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Na2CO3.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H2O в реакции:

3. Имеются два раствора NaCl, содержащие и другие электролиты. Значения ионной силы этих растворов соответственно равны: I1 = 0,1 моль/л, I2 = 0,01 моль/л. Сравнить коэффициенты активности f(Na + ) в данных растворах.

Вариант №13

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al(NO3)3.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является молекула RNH2 в реакции:

3. Сравнить коэффициенты активности катионов в растворе, содержащем FeSO4 и KNO3, при условии, что концентрации электролитов составляют, соответственно, 0,3 и 0,1 моль/л.

Вариант №14

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K3PO4.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион H3O + в реакции:

3. Рассчитать значения коэффициентов активности всех ионов в растворе, содержащем CuSO4 и KCl, при условии, что концентрации электролитов одинаковы и составляют 0,01 моль/л.

Вариант №15

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K2SO4.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является Pb(OH)2 в реакции:

3. Рассчитать ионную силу раствора, в 1 л которого содержится 0,2 моль Cu(NO3)2 и 0,2 моль FeCl3.

Вариант №16

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ni(NO3)2.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион гидроксония (H3O + ) в реакции:

3. Ионная сила раствора, содержащего только Na3PO4, равна 1,2 моль/л. Определить концентрацию Na3PO4.

Вариант №17

1. Написать уравнение электролитической диссоциации (NH4)2SO4.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион NH4 + в реакции:

3. Ионная сила раствора, содержащего одновременно KI и Na2SO4, равна 0,4 моль/л. С(KI) = 0,1 моль/л. Определить концен-трацию Na2SO4.

Вариант №18

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Cr2(SO4)3.

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула белка в реакции:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

3. Рассчитать ионную силу раствора, в 1 л которого содержится 0,1 моль KCl и 0,2 моль Na2S.

Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV

Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах

Кислоты — это электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид катионов — катионы водорода Н + . Составим уравнение электролитической диссоциации сильных кислот: а) одноосновной азотной кислоты HNО3 и б) двухосновной серной кислоты H2SO4:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Число ступеней диссоциации зависит от основности слабой кислоты Нх(Ас), где х — основность кислоты.

Пример: Составим уравнения электролитической диссоциации слабой двухосновной угольной кислоты Н2СО3.

Первая ступень диссоциации (отщепление одного иона водорода Н + ):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Константа диссоциации по первой ступени:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Вторая ступень диссоциации (отщепление иона водорода Н + от сложного иона НСО3 — ):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Растворы кислот имеют некоторые общие свойства, которые, согласно теории электролитической диссоциации, объясняются присутствием в их растворах гидратированных ионов водорода Н + (Н3О + ).

Основания — это электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид анионов — гидроксид-ионы ОН — .

Составим уравнение электролитической диссоциации однокислотного основания гидроксида калия КОН:Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Сильное двухкислотное основание Ca(OH)2 диссоциирует так:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Слабые многокислотные основания диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации определяется кислотностью слабого основания Ме(ОН)у, где у — кислотность основания.

Составим уравнения электролитической диссоциации слабого двухкислотного основания — гидроксида железа (II) Fe(OH)2.

Первая ступень диссоциации (отщепляется один гидроксид-ион ОН — ):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Вторая ступень диссоциации (отщепляется гидроксид-ион ОН — от сложного катиона FeOH + ):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Основания имеют некоторые общие свойства. Общие свойства оснований обусловлены присутствием гидроксид-ионов ОН — .

Каждая ступень диссоциации слабых многоосновных кислот и слабых многокислотных оснований характеризуется определенной константой диссоциации: K1, K2, K3, причем K1 > K2 > K3. Это объясняется тем, что энергия, которая необходима для отрыва иона Н + или ОН — от нейтральной молекулы кислоты или основания, минимальна. При диссоциации по следующей ступени энергия увеличивается, потому что отрыв ионов происходит от противоположно заряженных частиц.

Амфотерные гидроксиды могут реагировать и с кислотами, и с основаниями. Теория электролитической диссоциации объясняет двойственные свойства амфотерных гидроксидов.

Амфотерные гидроксиды — это слабые электролиты, которые при диссоциации образуют одновременно катионы водорода Н + и гидроксид-анионы ОН — , т. е. диссоциируют по типу кислоты и по типу основания.

К амфотерным гидроксидам относятся Ве(ОН)2, Zn(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Cr(OH)3 и другие. Амфотерным электролитом является также вода Н2O.

В амфотерных гидроксидах диссоциация по типу кислот и по типу оснований происходит потому, что прочность химических связей между атомами металла и кислорода (Ме—О) и между атомами кислорода и водорода (О—Н) почти одинаковая. Поэтому в водном растворе эти связи разрываются одновременно, и амфотерные гидроксиды при диссоциации образуют катионы Н + и анионы ОН — .

Составим уравнение электролитической диссоциации гидроксида цинка Zn(OH)2 без учета ее ступенчатого характера:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Нормальные соли — сильные электролиты, образующие при диссоциации катионы металла и анионы кислотного остатка.

Составим уравнения электролитической диссоциации нормальных солей: а) карбоната калия K2CO3, б) сульфата алюминия Al2(SO4)3:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Кислые соли — сильные электролиты, диссоциирующие на катион металла и сложный анион, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.

Составим уравнения электролитической диссоциации кислой соли гидрокарбоната натрия NaHCО3.Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Сложный анион НСО3 — (гидрокарбонат-ион) частично диссоциирует по уравнению:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Основные соли — электролиты, которые при диссоциации образуют анионы кислотного остатка и сложные катионы состоящие из атомов металла и гидроксогрупп ОН — .

Составим уравнение электролитической диссоциации основной соли Fe(OH)2Cl — дигидроксохлорида железа (III):

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Сложный катион частично диссоциирует по уравнениям:

Уравнение реакции диссоциации al2 so4 3

Для обеих ступеней диссоциации Fe(OH)2 + .

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Гидролиз сульфата алюминия

Al2(SO4)3 — соль образованная слабым основанием и сильной кислотой, поэтому реакция гидролиза протекает по катиону.

Видео:В результате диссоциации Al2(SO4)3 в водном растворе общее количество ионов и недиссоциированныхСкачать

В результате диссоциации Al2(SO4)3 в водном растворе общее количество ионов и недиссоциированных

Первая стадия (ступень) гидролиза

Полное ионное уравнение
2Al 3+ + 3SO4 2- + 2HOH ⇄ 2AlOH 2+ + 2SO4 2- + 2H + + SO4 2-

Сокращенное (краткое) ионное уравнение
Al 3+ + HOH ⇄ AlOH 2+ + H +

Видео:Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. 9 класс.Скачать

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. 9 класс.

Вторая стадия (ступень) гидролиза

Полное ионное уравнение
2AlOH 2+ + 2SO4 2- + 2HOH ⇄ 2Al(OH)2 + + SO4 2- + 2H + + SO4 2-

Сокращенное (краткое) ионное уравнение
AlOH 2+ + HOH ⇄ Al(OH)2 + + H +

Видео:ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по Химии

Третья стадия (ступень) гидролиза

Полное ионное уравнение
2Al(OH)2 + + SO4 2- + 2HOH ⇄ 2Al(OH)3 + 2H + + SO4 2-

Сокращенное (краткое) ионное уравнение
Al(OH)2 + + HOH ⇄ Al(OH)3 + H +

Видео:В результате диссоциации Al2(SO4)3 в водном растворе общее количество ионов и недиссоциированныхСкачать

В результате диссоциации Al2(SO4)3 в водном растворе общее количество ионов и недиссоциированных

Среда и pH раствора сульфата алюминия

В результате гидролиза образовались ионы водорода (H + ), поэтому раствор имеет кислую среду (pH

📺 Видео

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 классСкачать

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 класс

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ кислот оснований и солей | Как писать УРАВНЕНИЯ ДИССОЦИАЦИЙСкачать

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ кислот оснований и солей | Как писать УРАВНЕНИЯ ДИССОЦИАЦИЙ

Задание 13. Диссоциация, как писать уравнения диссоциации? | Химия ОГЭ | УмскулСкачать

Задание 13. Диссоциация, как писать уравнения диссоциации? | Химия ОГЭ | Умскул

При диссоциации какой соли количество ионов в два раза меньше количества атомов в составе этой солиСкачать

При диссоциации какой соли количество ионов в два раза меньше количества атомов в составе этой соли

Все об электролизе и задании 20 за 20 минут | Химия ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Все об электролизе и задании 20 за 20 минут | Химия ЕГЭ 2023 | Умскул

Электролиз. 10 класс.Скачать

Электролиз. 10 класс.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. 9 класс.Скачать

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. 9 класс.

Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)Скачать

Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ | 9 класс | Кратко и понятноСкачать

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ | 9 класс | Кратко и понятно

При диссоциации какой соли количество анионов в 1,5 раз больше количества катионов (диссоциацию водыСкачать

При диссоциации какой соли количество анионов в 1,5 раз больше количества катионов (диссоциацию воды

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических Реакций

Электролитическая диссоциация | Химия ЕГЭ, ЦТСкачать

Электролитическая диссоциация | Химия ЕГЭ, ЦТ

9 класс. Электролитическая диссоциация. Образование ионов.Скачать

9 класс. Электролитическая диссоциация. Образование ионов.

Гидролиз солей. 9 класс.Скачать

Гидролиз солей. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе: