Пашенцева Светлана Васильевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры гендерной и семейной политики Российского государственного социального университета.
В современной ситуации особую актуальность и значимость приобретают исследования, связанные с гендерной проблематикой, с изучением особенностей статусных ролей женщин и мужчин в обществе на разных этапах его развития. В этих условиях совершенствование реализации принципов гендерного равноправия должно опираться на творческое использование накопленного в прошлом опыта. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, «нельзя понимать настоящее и управлять на стратегическом уровне, если мы не знаем, не ценим и не изучаем собственной истории» . Поэтому представляется логичным обратиться к такому аспекту, как правовой статус женщины, его развитие на протяжении столетий нашей истории, и на этой основе сделать выводы об особенностях реализации принципа гендерного равноправия.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2004. С. 12.
Правовой статус женщины на протяжении всего существования Российского государства постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости развития гендерного равноправия. В целом в истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с развитием гендерного равноправия в монархический период, второй — в республиканский период.
Истоки гендерных аспектов развития права при капитализме следует искать еще в Древней Руси. Правовое положение женщины на Руси было достаточно тяжелым, что проявляется при анализе как гражданского, так и уголовного законодательства. «По древнерусскому праву, дочери не получали наследства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае они оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община или они должны были нищенствовать» .
Щапов Я. Государство и церковь Древней Руси X — XIII веков. М., 1989. С. 109.
В соответствии с Русской Правдой убийство женщины высокого рода влекло за собой «виру» (штраф) в половину того, что следовало выплатить за убийство мужчины того же ранга: 40 гривен за мужчину, 20 — за женщину. В качестве сравнения вспомним о Салической правде — источнике права франков, которая создавалась на том же этапе развития общественных отношений, что и Русская Правда. По Салической правде жизнь женщины ценилась выше, чем жизнь мужчины, — в случае убийства женщины, которая могла иметь детей, взимался штраф в размере 600 солидов, в то время как за убийство мужчины штраф составлял 200 солидов.
Тяжелым было и семейное положение русской женщины. Она должна была подчиняться мужу, который нередко подвергал ее жестоким побоям. С ростом влияния монастырей появился способ избавиться от ненужной, нелюбимой жены — заточить ее в монастырь. При этом разрыв с мирской жизнью иногда сопровождал и разрыв брачных уз. Так, Иван IV был женат несколько раз, удаляя предыдущую жену от себя в монастырь под каким-нибудь предлогом (например, бесплодия). Закрепление полной власти мужа над женой произошло в таком источнике, как Домострой, составленный в шестнадцатом столетии.
По Соборному уложению 1649 г., которое является одним из крупнейших источников русского права, за убийство мужа женщину закапывали живьем в землю, в то время как мужчина за убийство жены подвергался, как правило, только церковному покаянию.
Неравенство женщины проявлялось, в числе прочего, в том, что она ценилась менее, чем мужчина, в качестве свидетеля на суде. В одном из указов Петра Великого, посвященном судебному процессу, говорилось: «Свидетель мужеска пола паче женска».
В период Российской империи законодательство продолжало ограничивать права женщины, защищая привилегии ее мужа. Прежде всего законодательство устанавливало практически полную зависимость жены от мужа, обязывало ее «повиноваться мужу как главе семейства» . Так, например, паспортный устав установил правило, что замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу . Беспаспортные считались бродягами, которых по этапу высылают на место жительства. Параграф 107 Гражданских законов гласил: жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома. Жена была обязана проживать совместно с мужем, несмотря на ее желание, всюду следовать за ним, за исключением тюрьмы и ссылки.
Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 368.
ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 347 об.
В наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Сестра при брате получала только четырнадцатую часть всего недвижимого наследственного имущества, а из движимого имущества — восьмую часть. В боковых линиях наследования женщины при наличии мужчин вообще ничего не получали. После мужа жена наследовала седьмую часть недвижимого и четвертую часть движимого имущества.
Как отмечает профессор О.А. Хасбулатова, «в соответствии с законодательством женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы» .
Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 — 1917). Иваново, 1994. С. 18.
М.И. Покровская в докладе на публичном собрании клуба женской прогрессивной партии в 1914 г. привела пример того, как существующее законодательство довело женщину до самоубийства: «В январе текущего года в Петербурге, в гостинице «Париж», отравилась жена богатого архангельского купца Архипова. Она приехала в Петербург, чтобы возбудить дело о разводе с мужем. Последний прислал сюда телеграмму, требуя возвращения жены к нему, хотя бы для этого пришлось прибегнуть к высылке ее в Архангельск по этапу. Полиция явилась к ней, чтобы выяснить этот вопрос. Боясь ареста, Архипова схватила бутылку с креозотом и выпила его» .
См.: Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., 1998.
4 февраля 1914 года Государственная Дума в согласии с Государственным Советом приняла Закон, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа. Этот Закон как будто давал жене право уйти от мужа, но полиция по-прежнему имела право явиться к ней и водворить к мужу. Ведь оставалась в силе статья 103, которая гласила: «Супруги обязаны жить вместе, а посему: 1) строго запрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов; 2) при переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним».
Профессор С.В. Поленина пишет: «Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора — первой женщины-адвоката в России Е.А. Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией, по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства. Такое не могло бы нынче прийти в голову даже самому закоренелому бюрократу» .
Поленина С.В. Женский вопрос и строительство социалистического правового государства // Труд, семья, быт советской женщины. М.: Юридическая литература, 1990.
Нормы уголовного законодательства Российской империи также слабо защищали права женщин. Например, похищение женщины влекло за собой менее суровое наказание, чем конокрадство и похищение крупного рогатого скота. Напротив, если женщина покинула мужа, дав свое согласие на похищение, ей грозило тюремное заключение на срок от 8 месяцев до года.
Тяжелое положение женщины в обществе приводило к росту женской преступности. Положение осужденных женщин было крайне тяжелым. Нередко они содержались в камерах вместе с мужчинами, долгое время к ним применяли кандалы и рогатки, надевавшиеся на шею и не позволявшие женщине лечь. Женщин наравне с мужчинами приговаривали к каторжным работам, беременность женщины лишь приостанавливала исполнение смертной казни. К осужденным женщинам применялось в качестве дисциплинарного наказание розгами. Это было отменено только Законом от 28 марта 1893 г. Принятие данного Закона, как отмечал М.Н. Гернет, было инициировано массовым протестом против розог после их применения в 1889 году на Карийской каторге к политической каторжанке Сигиде. Наказание розгами вызвало самоубийство самой Сигиды и пятерых ее товарищей и покушение на самоубийство 14 человек .
Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 3. С. 397.
Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах Министерства путей сообщения, вообще не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей . В остальные учреждения государственной службы женщин вообще не брали.
Михайлова В. Русские законы о женщине. М., 1913. С. 6.
Важной характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, в первую очередь избирательное право. До 1917 г. русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении.
Согласно статье 17 Положения о земских учреждениях 1864 года женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных: своих «отцов, мужей, сыновей, зятьев, внуков, родных братьев или племянников» . Городовое положение 1870 года (ст. 25) также устанавливало, что женщины могут участвовать в избрании гласных городской думы не лично, а через уполномоченных, снабженных доверенностями. Список уполномоченных совпадает с приведенным выше.
Михайлова В. Русские законы о женщине. М., 1913. С. 2.
В начале XX века под нажимом революционного движения правительство пошло на расширение политических прав населения, был создан представительный орган — Государственная Дума. Но согласно Положению о выборах в Государственную Думу 1906 г. женщины в этих выборах не участвовали.
В Манифесте об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. Николай II объявил, что «ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов». С этой целью создавалось новое учреждение — Государственная Дума, имевшая законосовещательные функции и избиравшаяся в ходе не всеобщих, неравных и непрямых выборов.
Одновременно было опубликовано Положение о выборах в Государственную Думу. Вводилась сословно-цензовая избирательная система. Предусматривалось три курии избирателей: курия землевладельцев, курия городских избирателей и курия крестьян. Первые две курии имели имущественный ценз. Выборы не были прямыми. На съездах избиратели выбирали установленный для каждого разряда процент выборщиков, а затем на собрании выборщиков избирались депутаты в Государственную Думу. Не имели избирательных прав женщины, военнослужащие срочной службы и лица моложе 25 лет.
17 октября 1905 г. император подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В этом Манифесте правительству было поручено даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест пообещал расширить круг избирателей и придать Думе законодательный характер.
В нем говорилось:
«2. . Привлечь теперь же к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.
- Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
11 декабря 1905 года вышел новый избирательный Закон, расширявший круг избирателей. Избирательные права получили рабочие. Для них устанавливались трехстепенные выборы. На предприятиях с числом работников от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного на съезд, на крупных предприятиях — по одному уполномоченному на каждую тысячу работников.
Широкие слои населения: женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы избирательных прав в Государственную Думу не имели: лишен был собственного представительства в Думу и рабочий класс.
События осени 1905 г. (стачки, всероссийская политическая забастовка в октябре) сорвали выборы и созыв булыгинской Думы. Правительство подготовило дополнительный избирательный Закон, который был утвержден царем 11 декабря 1905 г., в самый разгар декабрьского вооруженного восстания в Москве. Он давал избирательные права и рабочим. В каждой губернии создавалась рабочая курия. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы. Право голосовать получали рабочие (мужчины), от предприятий, насчитывающих от 50 до 1000 человек, они выбирали одного уполномоченного. Крупные предприятия избирали по одному уполномоченному на каждую тысячу рабочих. Уполномоченные всей губернии собирали на губернское собрание уполномоченных от рабочих, на котором выбирали выборщиков.
Данный Закон расширил и избирательные права мелкой буржуазии. По городской курии в число избирателей включались мелкие ремесленники, квартиронаниматели и чиновники-пенсионеры.
3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной Думы и назначении выборов в III Думу, одновременно был издан текст нового избирательного Закона.
Утверждением нового избирательного Закона 3 июня 1907 г. Правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (статья 86) этот Закон должен был рассматриваться Думой.
Новый избирательный Закон сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две. В первую городскую курию входили представители крупной и средней промышленной и торговой буржуазии, помещики, богатые чиновники, владельцы значительных недвижимых имуществ в городах, а во вторую — представители мелкой буржуазии, квартиронаниматели, ремесленники и т.п.
Права избирателей во второй городской курии были урезаны. Только семь городов получили право самостоятельно выбирать членов Думы (по избирательному Закону 6 августа 1905 г. их было 21). Сильно сократилось представительство национальных окраин.
Избирательные права рабочих подверглись еще более жестким ограничениям. Рабочим наиболее промышленно развитых губерний: Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской, было дано право выбирать своих депутатов в Думу. В остальных же губерниях рабочие имели право участвовать в выборах по второй городской курии при условии, если они имели определенный имущественный ценз или снимали отдельную квартиру.
Избирательное законодательство неоднократно менялось, что не способствовало повышению авторитета российского парламента. Все изменения правового положения Думы были направлены на то, чтобы сформировать ее состав как лояльный к самодержавию и способный к работе под контролем правительства. И женщинам в этом составе места не нашлось.
Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами. В настоящее время можно встретить противоположные оценки гендерных отношений в советский период: от идеализации существовавшей картины с правами женщин и мужчин до ее полного очернения. Очевидно, что истина не так проста и не может быть найдена в контексте «черно-белой» методологии. Гендерные аспекты советского законодательства сложны и диалектичны, практика их реализации требует внимательного изучения.
Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа. Такое деление связано с эволюцией отношений государства к женщине, к ее роли в обществе, что получало закрепление в праве. Именно изменение правового статуса женщины влияло на изменение гендерных отношений, распределение гендерных ролей в государстве и обществе.
Первый этап начинается сразу после Октябрьской революции. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, с предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос.
Идеологами женского движения в первые годы советской власти, среди которых можно выделить А. Коллонтай, Н. Крупскую, И. Арманд и некоторых других, женский вопрос решался в классовом контексте, он рассматривался как производный от буржуазного общества и классовой борьбы. Как писала А. Коллонтай, «отдельного, самостоятельного женского вопроса не существует; противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является неотъемлемой частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала» .
Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М.-Пг., 1923. С. 109.
В связи с этим активно пропагандировалась идея включения женщины в производство, в общественные отношения при полном уравнивании в правах с мужчинами. Такое включение рассматривалось как непременное и обязательное условие построения социализма. В.И. Ленин писал, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии» .
Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 165.
Активное вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее гендерную роль и требовало переустройства всего быта на коллективных началах: женщину требовалось освободить от обязанностей вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и т.д. Брак в таких условиях становился браком без быта, он предполагал и полное равноправие в семейных отношениях, а также упрощение процедуры его заключения и расторжения. Кроме того, требовалось вывести брачно-семейные отношения из-под контроля церкви, которая считалась классовым врагом. И не случайно уже в декабре 1917 г. был принят Декрет о гражданском браке. Он установил новую форму брака — гражданский брак, который заключался уже не в церкви по религиозным обрядам, как раньше, а в специальных государственных органах записи актов гражданского состояния.
В сентябре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Данный Кодекс определял порядок регистрации актов гражданского состояния, регулировал брачно-семейные и опекунские отношения. Единственно законной формой брака признавался гражданский брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния. Допускались разводы, основанием для которых могло служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них. В первом случае развод оформлялся через загс, в котором был зарегистрирован брак, а во втором — через суд.
Брак не создавал общности имущества супругов. Внебрачные дети имели равные права с законными детьми, отец внебрачного ребенка обязан был участвовать в расходах на его содержание. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей. Усыновление запрещалось, чтобы воспрепятствовать скрытой детской эксплуатации.
Таким образом, законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами, сделав серьезный шаг в направлении изменения гендерных ролей в семье. На этой основе началось формирование многомиллионной армии рабочих и крестьянок, для которых главным делом должна была стать не семья, а трудовой коллектив, которые были бы ориентированы не на семейные, а на общественно полезные дела.
Фактически уже через месяц после Октябрьской революции женщины России были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт.
Важной характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, в первую очередь избирательное право. До 1917 г. русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении. Окончательно равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой советской Конституцией, принятой в июле 1918 года. В ст. 64 этой Конституции было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане». Сегодня, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых западных государств стало обычным явлением, уместно вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. Отметим, что избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 г., во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Швейцарии — в 1971 г. До сих пор женщины лишены избирательного права в Иордании, Ливии, Саудовской Аравии и некоторых других странах .
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004. С. 421.
Несмотря на то что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, в реальности ее положение отличалось от продекларированного. Это отчетливо видно на примере трудового законодательства.
В декабре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде. Для данного документа было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Статья 1 данного Кодекса устанавливала трудовую повинность для всех граждан РСФСР, кроме детей, стариков, инвалидов, беременных женщин с 7-го месяца. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в 8 дневных или 7 ночных часов, а в «особо тяжких» отраслях труда и для несовершеннолетних — 6 часов. Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кодекс допускал многосменную работу, сверхурочная работа разрешалась в виде исключения в случае необходимости. При этом сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать четырех часов в течение двух суток подряд.
Кодекс законов ВЦИК о труде 1922 г. закрепил в ст. 130 положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ, что соответствовало программе коммунистической партии 1919 г. Но примечание к данной статье разрешало Народному комиссариату труда разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью. Профессор А.А. Тилле в связи с этим отмечает: «Естественно, уже в 1925 г. НКТ разрешил ночной труд женщин. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин» . Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя.
Тилле А.А. Советский социалистический феодализм 1917 — 1990. М., 2005. С. 184.
Как отмечает С.Г. Айвазова, идеи перестройки социальных отношений между полами использовались властью для формирования системы тотального господства. Верховная власть вникала во все мелочи жизни, решала вопросы рождений и абортов, браков и разводов . По мере усиления этого господства постепенно уходит в прошлое свобода семейных отношений, продекларированная Александрой Коллонтай на заре советской власти. Власть начинает поддерживать женщину с помощью ряда льгот, что снова влияет на изменение гендерных ролей. Формально женщина стоит уже выше мужчины, если муж «нарушает семейную дисциплину» — пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия, и будут приняты соответствующие меры.
См.: Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
Несмотря на усиление значения материнства, на исчезновение из законодательства термина «отцовство», фактически происходит обезличивание полов, стирание граней между ними.
Главные гендерные роли женщины при социализме — это роли труженицы и матери. Их интерпретация со временем менялась, и это получало закрепление в законодательстве. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем-то одним женщине приходится жертвовать.
В конце 20-х годов начинается второй этап развития гендерных отношений в России. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей. Кроме того, наступил этап поворота от космополитических к традиционалистским ценностям и установкам, что постепенно проявилось во всех сферах жизни, включая гендерные отношения.
В середине 30-х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом данного периода стала Конституция СССР 1936 г., которая провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Ст. 122 Конституции гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов» . В Конституции (ст. 137) особо подчеркивалось: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».
Конституция (Основной Закон) СССР // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. N 283.
Почти одновременно с Конституцией, 27 июня 1936 года, было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах». Данный правовой акт, по мнению С.Г. Айвазовой, фактически подводил черту под прежней практикой и теорией «свободной любви» и «свободной семьи». Государство начинало брать под свою опеку семью как ячейку общества. Оно нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья .
См.: Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Этот нормативно-правовой акт означал закрепление поворота в государственной политике в подходе к гендерным отношениям, к семье и браку. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Запрещалось добровольное установление отцовства в незарегистрированных брачных союзах, вся тяжесть последствий ложилась на женщину.
Была усложнена процедура развода, сам развод стал считаться признаком моральной неустойчивости, мог повлечь неприятные последствия для карьеры. Гендерная роль женщины снова изменилась, теперь она стала хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, нравственной опорой семьи, но при этом не перестала быть и труженицей социалистического производства. Ее удерживал на работе в числе прочего такой немаловажный фактор, как неспособность подавляющего большинства мужей на свою заработную плату прокормить семью. Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорции в гендерных отношениях.
После смерти И.В. Сталина в 1953 г. общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений также наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. Реформа образования, предпринятая в 1954 году, восстановила смешанное образование; в 1955 году вновь был легализован аборт, а в 1965 году — значительно облегчена процедура развода. В 1968 году был принят новый документ — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.
Этот документ, имевший достаточно общий характер, говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Статья 3 заявляла о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях. Эта статья вступала в определенное противоречие с пунктом четвертым статьи первой, где говорилось о всемерной охране интересов матери и детей, но ничего не говорилось об охране интересов отцов как равноправных членов семьи. В целом государственная помощь семье трактовалась как помощь женщине-матери. Налицо был очередной дисбаланс в правовом регулировании гендерных отношений в семейной сфере.
Таким образом, исторический опыт развития гендерного равноправия в России свидетельствует о наличии постоянного дисбаланса в регулировании гендерных отношений, об ущемлении одного из участников этих отношений — женщины. Сегодня ситуация не изменилась. Как справедливо отмечает Л.Т. Шинелева, «реформирование политической системы со всей очевидностью выявило двойной стандарт в отношении общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях повседневной практики. Закрепленное в Конституции равенство прав женщин и мужчин оказалось не тождественным равенству возможностей» .
Шинелева Л.Т. Гендерная политика в условиях системного кризиса в России. М., 1998. С. 31.
Так как дисбаланс в правовом положении женщин и мужчин имеет глубокие исторические корни, его невозможно преодолеть в одночасье, решить проблему одним или несколькими законодательными актами. Необходима целенаправленная кропотливая работа, осуществляемая на всех уровнях системы государственной власти при условии взаимодействия всех ее ветвей и направленная на достижение подлинного гендерного равноправия во всех сферах жизни общества.
- Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало
- Вклад марксистского феминизма
- 1917–1930‑е годы: революция в гендерном вопросе
- Законы о равноправии, принятые в 1917–1918 годах
- «Новая женщина»
- Повышение грамотности и политического участия женщин
- Новая советская семья
- 1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику
- Ликвидация женотделов
- Укрепление «традиционной» семьи
- Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны
- 1955–1990‑е: противоречивая гендерная политика
- Восстановление репродуктивных прав женщины
- Культивирование материнства
- Кризис мужественности и женственности
- Почему не было достигнуто гендерное равенство
- Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
- 📸 Видео
Видео:Статья Дас о правах мужчины и женщиныСкачать
Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало
Советская Россия стала одной из первых стран, где было узаконено гендерное равенство. После революции женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам, могли легально делать аборты и легко разводиться. Несмотря на то что сто лет назад наша страна была одной из самых прогрессивной в гендерном вопросе, сейчас мы на 81‑м месте в рейтинге экономического равенства полов. Вместе с феминистской и исследовательницей Анастасией Красильниковой разбираемся, как мы потеряли эти достижения и почему гендерное равноправие в советской России несколько преувеличено.
Видео:Революция 1917 года и женщины: что изменилось?Скачать
Вклад марксистского феминизма
Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.
Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.
Видео:Революции 1917 года за 10 минутСкачать
1917–1930‑е годы: революция в гендерном вопросе
Законы о равноправии, принятые в 1917–1918 годах
Уже в первые месяцы правления Советы приняли декреты, которые улучшали положение женщин.
— Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Узаконил равноправие мужчин и женщин.
— Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Запрещал женский труд в ночное время.
— Декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Открывал доступ женщинам к высшему образованию.
— Декрет «О заработной плате». Устанавливал равную оплату труда мужчин и женщин.
— Декрет «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния». Упразднял религиозную регистрацию браков и уравнивал права женщин в семье. Первым гражданским браком стал союз Александры Коллонтай и революционера Павла Дыбенко.
— Избирательное право. Первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, закрепила право женщин избирать и быть избранными в Советы.
«Новая женщина»
Революционерка и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай считала, что для гендерного равноправия недостаточно изменить законы. Она стремилась уничтожить гендерные стереотипы и частную сферу, то есть традиционную семью, которая порабощала женщину, делала её заложницей домашнего хозяйства. В статье 1913 года она описала концепцию «новой женщины» — идеологический эталон женственности того времени. Он включал в себя:
1. Внутреннюю дисциплину и борьбу с эмоциями. Женщина должна провести над собой воспитательную работу, чтобы отстаивать свои права, которых раньше не было.
2. Уважение своей и чужой свободы. Да, Александра Коллонтай уже тогда предлагала соблюдать личные границы.
3. Требовательность к мужчине. От «нового мужчины» не требовалось быть добытчиком, потому что женщина теперь может обеспечить себя. Однако он должен бережно и уважительно относиться к женщине.
4. Самостоятельность. Женщина больше не связана с семьёй, поэтому у неё должны быть собственные увлечения и интересы.
5. Отношение к любви как к одной из сфер жизни. До этого в мире женщины не было ничего, кроме любви. Она играла для неё первостепенную роль. «Новая женщина» должна относиться к любви как к одной из сфер своей жизни, а не как к целому миру.
Повышение грамотности и политического участия женщин
Для того чтобы женщина поддерживала коммунизм и включилась в производство, ей было необходимо профильное образование. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Затем женщины получили доступ к любому учебному заведению. Профсоюзы, советы, молодёжные и кооперативные организации поднимали культурный и политический уровень женщины.
В середине 1919 года при ЦК РКП(б) были созданы женотделы, чьей задачей стало просвещать женщин в вопросах политики. На собраниях женотделов обсуждались вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Представительницы защищали их права, контролировали выполнение законов в отношении работающих женщин. Также женотделы участвовали в законотворчестве и следили, чтобы женские интересы были учтены.
Новая советская семья
Декрет о гражданском браке лёг в основу Семейного кодекса 1918 года. Муж и жена признавались равными партнёрами в семейных отношениях. В законе не было прописано, что супруги должны хранить друг другу верность. С тех пор жена не была обязана брать фамилию мужа. Имущество считалось общим. Расторгнуть брак стало очень просто. Это мог сделать один из супругов по почте. При разводе труд женщины в домашнем хозяйстве приравнивался к труду мужчины вне дома, поэтому у него не было привилегий в разделе нажитого имущества при разводе.
Мужчины обязаны были платить алименты женщине, если она забеременела от него вне брака. Тогда биологическое отцовство установить было трудно, однако суд мог наложить это обязательство на всех предполагаемых отцов. В 1920 году было легализовано право женщины на аборт. Советская Россия узаконила репродуктивные женские права раньше, чем другие страны Европы.
Одной из задач правительства стало облегчение быта: построение столовых, садов, яслей. Предполагалось, что так государство берёт на себя часть обязанностей по ведению быта и предоставляет женщине возможность работать вне дома.
Большинство реформ, которые были воплощены в жизнь при советском правительстве, были направлены не на благополучие женщин, а на выгоду нового государства.
Мощная индустриализация требовала новых рабочих рук. Эта тенденция была в то время во всём мире, не только в России. Новой рабочей силой стали женщины. Чтобы их вовлечь, нужно было создать условия и новую общественную структуру. Как раз поэтому были проекты про новый быт, лёгкие разводы, государственную поддержку материнства. Без этих реформ вовлечение женщин в производство не принесло бы пользы, потому что была бы высокая женская и детская смертность. Об этом пишет Александра Коллонтай в своём труде «Общество и материнство» 1913 года.
Видео:Мужчина и женщина. В каких правах их следует уравнять? / Решаем гендерный вопросСкачать
1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику
Ликвидация женотделов
Уже в начале 1920‑х годов в правительстве возникали сомнения о женотделах. Например, в резолюции XII партийного съезда 1923 года отмечается, что женские организации создают почву для отделения женщин в борьбу за свои права, а не за права рабочих. Правительство боялось, что женщины таким образом примкнут к «буржуазному» феминизму, а не к марксистскому. Первым «звоночком» к ликвидации женотделов стало окончание Международного женского секретариата Коминтерна в 1926 году. Его возглавляла Клара Цеткин. В январе 1930-го женотделы стали подчиняться отделу Агитации и массовых кампаний. В 1934 году Сталин объявляет женский вопрос решённым, и женские политические организации упразднялись окончательно.
Укрепление «традиционной» семьи
Гражданская и Первая мировая войны ударили по демографии. Начиная с 1920‑х годов рождаемость упала в два раза по сравнению с началом XX века, и тенденция продолжалась. В ответ на это правительство стало укреплять традиционные семейные ценности. Секс снова стал «работать» на рождение детей. В 1935 году прекратилось производство контрацепции. Далее в 1936‑м была усложнена процедура развода. В том же году аборты разрешались только по медицинским показаниям. При этом нагрузки на производстве с женщины не снимались. Теперь она должна была работать как машина и регулярно рожать, что создавало для неё двойную нагрузку.
Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны
Во время войны женщины заняли на производстве места мужчин. Среди рабочих и служащих число женщин возросло на 15 миллионов человек и составило 56% от числа работающих. Женщины стали заняты в профессиях, которые считались мужскими. Среди рабочих железнодорожного транспорта их количество выросло с 25% до войны до 42% после. В цветной металлургии — соответственно с 27 до 50%. На предприятиях по производству боеприпасов они составляли более 50% работающих. Женщины также занимали освободившиеся административные должности. На 1 октября 1944 года женщины составляли 55% в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик, 60,9% — в аппаратах областных и краевых исполкомов, 76,5% — в городских и районных Советах депутатов трудящихся.
Everett Collection / Shutterstock
Wikimedia Commons
При этом правительство пыталось повышать рождаемость. С 1944 года увеличились льготы и выплаты для многодетных семей. Женщина могла отдать своего ребёнка в воспитательный дом, и заботу о нём брало на себя государство. Был введён налог на бездетность на граждан, не имеющих детей, и налог на супругов, имеющих одного или двух детей.
После окончания войны женщины оказались вытесненными мужчинами с рабочих мест, которые они ненадолго заняли. В обществе укреплялось представление о традиционной семье, так как было важно повышать рождаемость. Женщина металась между ролью матери и работницы. Мужчины же приобретали особую ценность, так как их численность сильно уменьшилась.
Несмотря на то что женщина стала работать, голосовать, получать образование, она всё ещё должна была рожать детей — новых граждан для нового государства. Правительство было озабочено демографией, потому что в XX веке было много социальных катаклизмов: войны, голод, разрушительные последствия коллективизации.
В начале 20‑х годов у правительства был сильный запал на эксперименты и радикальную перестройку. Но стало понятно, что многие из проектов привлекательны на бумаге, а на практике трудновыполнимы. Плюс это дорого, а денег не было. Из-за этого все реформы быстро сворачиваются, и государство возвращается к акценту на традиционных ценностях. При этом женщины оказываются в ловушке. Они уже не могут положиться только на мужчин в материальном плане, потому что те не могут обеспечить всю семью. Женщины были вынуждены трудиться сначала на оплачиваемой работе, а потом на неоплачиваемой дома.
Видео:Есть ли дискриминация женщин в правах?Скачать
1955–1990‑е: противоречивая гендерная политика
Восстановление репродуктивных прав женщины
Усилия по повышению рождаемости не принесли результатов. Также это наносило большой вред женщинам, которые прибегали к нелегальному прерыванию беременности. Из-за этого в 1955 году аборт снова легализовали. Несмотря на это, был затруднён доступ к контрацепции. Были проблемы и с секспросветом. Из-за этого сложилась «абортная контрацептивная культура», то есть аборт стал единственным методом контрацепции. При этом операции происходили практически без обезболивания.
Культивирование материнства
В 1970–80‑х увеличиваются выплаты беременным и матерям. В начале 1990‑х годов послеродовой отпуск увеличен до 70 дней. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком длится до полутора лет. Введён отпуск по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет без оплаты, но с сохранением рабочего стажа и без утраты рабочего места.
Проводится агитация в пользу «правильной женственности», которая ассоциируется с материнством. Несмотря на льготы на рабочем месте, социальные структуры, которые должны помогать в быту, не соответствуют потребностям семьи, в которой работают и отец, и мать. Так, детей стали повсеместно воспитывать бабушки и дедушки.
Кризис мужественности и женственности
Семья снова преподносится как основная ячейка общества, где чётко распределены гендерные роли: мужчина-добытчик, а женщина — тоже добытчица, но ещё и мать. В таком контексте мужчины испытывает кризис маскулинности, потому что он перестаёт быть единственным кормильцем семьи. Женщина же испытывает на себе двойную нагрузку и чувство вины за то, что не может полностью отдаться ни одной из двух ролей.
Закручивание гаек произошло при Сталине, после его смерти оно закончилось, но сильно лучше не стало. Вернули право на аборты, упростили развод, но никуда не делся бытовой сексизм.
В 70‑е мы видим его торжество, что хорошо показано в советском кино, на котором мы выросли. Например, в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман» есть успешные героини с хорошей карьерой, но они неполноценны без «женского счастья» и женской привлекательности. В эти годы начинается давление третьей смены — время, которое тратит женщина на соответствие стандартам красоты. Про это писала исследовательница Элла Россман в сборнике «Феминистский самиздат 40 лет спустя» — это переиздание альманаха «Женщины и Россия», написанного диссидентскими феминистками в конце 70‑х.
Они заметили, что в СССР существует мифическое гендерное равенство, потому что на практике именно женщина и работает, и ведёт домашнее хозяйство. При этом мужчины перестали быть кормильцами. Наступает кризис маскулинности. Это тоже видно в советских фильмах. В упомянутых «Москва слезам не верит» и «Служебном романе» любовные интересы героинь — «неудачники», которые самоутверждаются за счёт отношений с женщинами. Диссидентские феминистки, например Татьяна Горичева, Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова, писали, что женщины стали тащить все обязанности на себе, но всё равно считаются «вторым полом».
С перестройкой и 90-ми происходит несколько интересных моментов. Хлынуло западное влияние. Создаётся много центров гендерных исследований, выпускаются сборники, проводятся конференции. Гендер — предмет изучения социологии, культурологии и других гуманитарных наук. Однако это продолжалось недолго и в довольно узком кругу. Для большинства женщин тогда (и на самом деле сейчас тоже, если мы говорим о наших мамах) гендерное равенство ассоциировалось с утомительной работой и тем, чтобы тащить всё на себе.
Видео:Равные права для мужчин и женщинСкачать
Почему не было достигнуто гендерное равенство
«Новая женщина» Александры Коллонтай не смогла найти своей реализации в советской России, потому что политика в её защиту велась только в первые десять лет после революции. Затем перед государством остро встал вопрос повышения рождаемости. Из-за этого укреплялись традиционные семейные ценности, в контексте которых женщина — прежде всего мать, значит, она привязана к дому. Также государство не осуществило задачу по взятию на себя части домашних обязанностей.
В СССР права были спущены женщинам сверху и в довольно искажённой форме, в то время как в западных странах женское движение боролось за эти права. В советской гендерной политике женщины были объектами. Гендерное равенство не было достигнуто, потому что советская власть и не планировала его достигать — у неё были другие цели.
Обложка: Everett Collection / Shutterstock/Wikimedia Commons
Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.
Видео:В Минобороны стремятся уравнять права мужчин и женщинСкачать
Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины
Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равенства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.
Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследований и феминистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели общественное и политическое значение. Серьезные международные организации наподобие Мирового банка подсчитывают индексы гендерного равенства и составляют рейтинги стран в соответствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономического развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал международные рекомендации по борьбе с сексизмом.
Социальные и гуманитарные исследования часто могут показаться оторванными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.
Обычно, когда говорят о гендерном неравенстве, имеют в виду, что женщины по тому или иному параметру находятся в невыгодном положении по сравнению с мужчинами. Например, что на тех же должностях они получают более низкую зарплату, а их шансы на карьерный рост ограничены. К проявлениям гендерного неравенства также могут относить сексуальную эксплуатацию и домашнее насилие по отношению к женщинам. Однако в действительности это более сложное явление. Оно может принимать множество разных форм в зависимости от экономической и социальной структуры конкретного общества. Например, в предыдущих лекциях уже обсуждалось, что проблема гендерного неравенства может затрагивать и мужчин. В уязвимом положении могут оказаться мужчины, принадлежащие к ряду социальных групп: мужчины с негетеросексуальной ориентацией или безработные мужчины.
В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодолеть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических решениях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о гендерном неравенстве мы дальше и поговорим.
Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образование, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одинаковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.
Однако по мере того как женщины в разных странах стали добиваться равноправия с мужчинами, становилось очевидно: равенства на уровне закона недостаточно для того, чтобы мужчины и женщины на самом деле стали равны. Так, Советский Союз был весьма передовым государством в смысле обеспечения равной платы за равный труд и мужчин, и женщин, вообще в смысле привлечения женщин к производственной деятельности. Согласно переписи населения 1970 года, 82 % советских женщин трудоспособного возраста были заняты на производстве. Однако, возвращаясь домой, работницы сталкивались с необходимостью отработать полноценную вторую смену, заботясь о детях и занимаясь домашними делами. Вряд ли в этом случае можно было говорить о равенстве полов. В Европе и США примерно в этот же период, в 60–70-е годы прошлого века, разворачивается интеллектуальное и активистское движение, получившее название второй волны феминизма. В фокусе этого движения также была проблема гендерного неравенства, однако новое поколение феминисток увидело корень этой проблемы не только в области правовых норм, но и в области повседневной жизни, которая у мужчин и у женщин организована очень . И дело здесь не только в биологических различиях или законодательстве. При патриархате существуют культурные и социальные ограничения, которые мешают женщинам пользоваться своими правами, связанными с публичной сферой, а мужчинам — правами в области заботы. Это неписаные нормы, но они тем не менее определяют наши действия. Например, в России и мужчины, и женщины имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но на уровне стереотипов правильной и нормальной считается ситуация, когда о ребенке заботится мать. В результате в абсолютном большинстве случаев отпуск по уходу за новорожденным в семьях берут именно женщины.
Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревнование между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнование было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответствуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуации равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответственность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семейные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотягивают до мужской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.
Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социальном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феминизма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равенстве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитивные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы понимаем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для достижения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы понимаем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.
Надо заметить, что в конце ХХ века феминистская повестка становится гораздо более многоголосой, чем в XIX веке. Многие феминистки продолжают бороться в первую очередь за права женщин — их большую представленность в политике, а также в профессиях, где традиционно доминируют мужчины. Для других феминисток самыми значимыми проблемами становятся сексуальное насилие, проституция, порнография, проблема сексизма в СМИ и сексуальные домогательства на работе. Третьи сосредотачиваются на том, чтобы изменить само наше видение гендера, изменить наши знания и способ говорения о мужчинах и женщинах. С последним из этих направлений, которое представлено постструктуралистским феминизмом и постколониальным феминизмом, связан следующий шаг в осмыслении проблемы гендерного неравенства. Как и в предыдущих случаях, этот подход вырос из критики более ранних подходов. В 1990-х годах феминистские авторы пришли к двум важным выводам. Первый из них — что сводить проблему гендерного неравенства к неравенству между двумя полами неверно. Гендерное неравенство существует не только между мужчинами и женщинами: крайне значимо и неравенство между разными группами мужчин и женщин. Давайте представим себе с одной стороны состоятельную женщину-профессионала, которая может нанять няню для своего ребенка, и с другой стороны — саму эту няню, которая, осуществляя труд заботы, не развивает свою профессиональную карьеру. Весьма вероятно, что это вообще няня-мигрантка, которая оставила собственную семью в далекой стране ради того, чтобы ухаживать за чужими детьми. Очевидно, что нельзя объединять этих двух людей в одну универсальную категорию «женщины, заботящиеся о детях» и говорить о том, что обе эти женщины переживают схожий опыт неравенства. Важной здесь становится метафора перекрестка, intersection. Эту метафору и связанную с ней категорию интерсекциональности в научный оборот ввела американская исследовательница Кимберли Креншоу, которая изучала трудовую дискриминацию по отношению к афроамериканкам. Интерсекциональный подход к гендерному неравенству говорит нам о том, что в обществе существуют особенно уязвимые позиции, которые возникают на пересечении нескольких осей неравенства: неравенства по гендерному, классовому, этническому и иным признакам.
Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконечного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегированном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщинах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодернистский феминизм Постмодернистский феминизм — направление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дискурсивный конструкт, критика нормативности и признание множества различных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуальность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендерной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендерный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентичностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравенство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предполагает равную представленность всех гендеров в разных сферах социальной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.
Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.
Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и женщин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех различиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравенство — это не индивидуальная проблема и не проблема, затрагивающая исключительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.
📸 Видео
Женские гендерные ПРЕИМУЩЕСТВА #психология #феминизм #женщиныСкачать
Почему женщины стали бороться за свои права | Лекция из курса «Краткая история феминизма». АУДИОСкачать
Первый век эмансипацииСкачать
Подлинная История Русской Революции. Все серии с 1 по 4. Сериал 2017. Документальная ДрамаСкачать
Женщины и революция: феминистки как авангард партии большевиковСкачать
Равноправие или феминизм. Что значат равные права у мужчин и женщин / Базар / СекретыСкачать
ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Все серии с 1 по 4. Документальная ДрамаСкачать
Почему мужчины живут меньше женщин? [Минутка Земли]Скачать
euronews right on - Равны ли мужчины и женщины в Европе?Скачать
Российские женщины в борьбе за избирательные права. 1905-1917 гг. Лекция Ирины ЮкинойСкачать
"Вы ненавидите мужчин?": неловкие вопросы феминисткамСкачать
Почему мужчин тянет к женщинам старше нихСкачать
Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX вековСкачать