Разделы: Математика
Цели урока:
- Повысить уровень знаний учащихся по предмету, сделать более понятной важную тему высшей математики, привлекая к уроку учителей биологии и физики.
- Выделить разные виды решения задач, расширить кругозор учащихся.
- Повысить интерес к предмету, уровень культуры речи, культуры ведения записей.
- Учить мыслить, анализировать, приучать к самостоятельности.
Начинает урок учитель математики, объясняя смысл темы: Дифференциальное уравнение – это уравнение, в котором неизвестной является функция от одного неизвестного переменного, причем в это уравнение входят не только сама неизвестная функция, но и ее производные различных порядков.
Термин “дифференциальные уравнения” был предложен Г.Лейбницем. Первые исследования уравнений были проведены в конце XVII века в связи с изучением механики и некоторых геометрических задач.
Дифференциальные уравнения имеют большое прикладное значение, являясь мощным орудием исследования задач естествознания и техники, они широко используются в механике, астрономии, физике, во многих задачах химии, биологии. Это объясняется тем, что весьма часто объективные законы, которым подчиняются те или иные явления (процессы), записываются в форме дифференциальных уравнений, а сами эти уравнения являются средством для количественного выражения этих законов. Например, законы механики Ньютона позволяют механическую задачу описания движения системы материальных точек или твердого тела свести к математической задаче нахождения решений дифференциальных уравнений. Расчет радиотехнических схем и вычисление траектории спутников, исследование устойчивости самолета в полете и выяснение течения химических реакций – все это производится путем изучения и решения дифференциальных уравнений.
Простейшее дифференциальное уравнение имеет вид:
F’(x) = f(x) … (1), где f(x) – данная функция, а F(x) – решение этого уравнения.
Мы будем рассматривать дифференциальное уравнение вида:
Смысл дифференциального уравнения … (2) заключается в том, что скорость изменения функции в точке x пропорциональна значению самой функции в этой точке.
Приведем примеры, в которых величины изменяются по указанному закону.
Объяснение продолжает учитель физики. Она рассматривает задачу 1 о радиоактивном распаде вещества: Если m’(t) скорость радиоактивного распада в момент времени t, то скорость уменьшения массы пропорциональна его количеству.
Значит, решением уравнения … (1) является функцией m’(t) = Сe
m(0) = Сe
Отсюда, m(t) = mo · e
Промежуток времени T, через который масса радиоактивного вещества уменьшится в 2 раза называют “периодом полураспада”. Зная Т, можно найти k:
m(T) = 
mo · e

e
Логарифмируя по основанию е, получаем
k =
Например, для радия Т 

Следовательно, через 1 млн. лет от начальной массы mo останется (вычисления проводит учитель математики).
m(10




Пусть e

lg y = – 447 lg e = – 447 · 0,4343 = – 194,1321 = – 195 + 0,8679.)
Задача 2. От mмг радия С через t мин. радиоактивного распада остается nмг. Найдите период полураспада радия С, т. е. через сколько минут останется 0,5 mмг радия С.
| Дано: Найти: Т | Решение: m(t) = mo · e n = m · e e Далее решение ведет учитель математики: – kt = ln —kt = – ln k = Зная, что через Т останется 0,5 тмг радия С, имеем m(T) = moe me e – – ln T = Ответ: T = |
В урок включается учитель биологии. У нее интересный материал о размножении бактерий.
m’(t) = km(t), где k > 0, зависящее от вида бактерий и внешних условий. Решениями этого уравнения являются функции m(t) = C · e

Задача 4. Культуре из 100 бактерий представляется возможность размножаться при благоприятных условиях. Через 12 часов число бактерий достигло 500. Сколько бактерий будет через 2 суток после начала опыта?
N (48)
N(t) = Noe
500 = 100 · e
e 
Значит: N (48) = 100e 

Вычисления проводит учитель математики.
e 
ln y = 4ln 5 · lg e = 4 · 1,6094 · 0,4343 = 2,7958
Ответ: 62600
В работу включается учитель физики.
Задача 5. Два тела имеют одинаковую температуру – 100 o . Они вынесены на воздух, его температура 0 o . Через 10 мин. температура одного тела стала 80 o , а второго – 64 o . Через сколько минут после начала остывания разность их температур будет равна 25 o .
- Решение показательных уравнений через возрастание-убывание
- Теория
- Пример решения показательного уравнения
- Показательная функция – свойства, графики, формулы
- Определение
- Свойства показательной функции
- Частные значения
- Графики показательной функции
- Возрастание, убывание
- Обратная функция
- Дифференцирование показательной функции
- Производная показательной функции
- Пример дифференцирования показательной функции
- Интеграл
- Выражения через комплексные числа
- Разложение в ряд
- 🎥 Видео
Видео:Показательная функция. 11 класс.Скачать

Решение показательных уравнений через возрастание-убывание
Иногда решение показательных уравнений приходится проводить функционально-графическим методом. Одним из направлений этого метода является использование возрастания и убывания функций, отвечающих частям решаемого уравнения. В этой статье мы будем разбираться с решением показательных уравнений через возрастание-убывание. Здесь мы рассмотрим соответствующую теорию и приведем пример решения показательного уравнения через возрастание-убывание.
Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Теория
Через возрастание-убывание решаются, в основном, показательные уравнения, удовлетворяющие следующим условиям:
- для их решения не подходят другие более простые и привычные методы решения показательных уравнений,
- область допустимых значений (ОДЗ) для уравнения представляет собой некоторый числовой промежуток,
- функции, отвечающие частям уравнения, непрерывны на ОДЗ, при этом очевидно убывание одной из них и возрастание другой, либо есть возможность это доказать,
- очевиден корень уравнения, или он каким-либо способом может быть получен, часто подбором.
Например, таким показательным уравнением является 
Выполнение всех перечисленных выше условий гарантируют, что уравнение имеет единственный корень.
Из сказанного вырисовывается метод решения уравнений через возрастание-убывание. Для того, чтобы решить уравнение через возрастание-убывание, в том числе и показательное, надо
- Убедиться, что ОДЗ для него есть некоторый числовой промежуток.
- Доказать, что функции, отвечающие частям уравнения, непрерывные, и одна из них убывает, а другая – возрастает.
- Определить каким-либо способом корень уравнения. Этот корень является единственным.
Вновь обратимся к показательному уравнению 

Метод решения уравнений через возрастание убывание распространяется и на уравнения f(x)=C , где f – непрерывная и монотонная (возрастающая или убывающая) функция на ОДЗ для исходного уравнения, C – некоторое число. В качестве примера такого показательного уравнения приведем уравнение 
Видео:Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.Скачать

Пример решения показательного уравнения
Давайте рассмотрим пример решения через возрастание-убывание типичного показательного уравнения 
Решите показательное уравнение 
Видео:11 класс, 11 урок, Показательная функция, её свойства и графикСкачать

Показательная функция – свойства, графики, формулы
Видео:Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.Скачать

Определение
Обобщение выполняется следующим образом.
При натуральном x = 1, 2, 3. , показательная функция является произведением x множителей:
.
При этом она обладает свойствами (1.5-8) (см. ниже ⇓), которые следуют из правил умножения чисел. При нулевом и отрицательных значениях целых чисел , показательную функцию определяют по формулам (1.9-10). При дробных значениях x = m/n рациональных чисел, , ее определяют по формуле(1.11). Для действительных , показательную функцию определяют как предел последовательности:
,
где – произвольная последовательность рациональных чисел, сходящаяся к x : .
При таком определении, показательная функция определена для всех , и удовлетворяет свойствам (1.5-8), как и для натуральных x .
Строгая математическая формулировка определения показательной функции и доказательство ее свойств приводится на странице «Определение и доказательство свойств показательной функции».
Видео:ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать

Свойства показательной функции
Показательная функция y = a x , имеет следующие свойства на множестве действительных чисел ( ) :
(1.1) определена и непрерывна, при , для всех ;
(1.2) при a ≠ 1 имеет множество значений ;
(1.3) строго возрастает при , строго убывает при ,
является постоянной при ;
(1.4) при ;
при ;
(1.5) ;
(1.6) ;
(1.7) ;
(1.8) ;
(1.9) ;
(1.10) ;
(1.11) , .
Другие полезные формулы.
.
Формула преобразования к показательной функции с другим основанием степени:
При b = e , получаем выражение показательной функции через экспоненту:
Частные значения
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

Графики показательной функции
На рисунке представлены графики показательной функции
y ( x ) = a x
для четырех значений основания степени: a = 2 , a = 8 , a = 1/2 и a = 1/8 . Видно, что при a > 1 показательная функция монотонно возрастает. Чем больше основание степени a , тем более сильный рост. При 0 1 показательная функция монотонно убывает. Чем меньше показатель степени a , тем сильнее убывание.
Видео:11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать

Возрастание, убывание
Показательная функция, при является строго монотонной, поэтому экстремумов не имеет. Основные ее свойства представлены в таблице.
| y = a x , a > 1 | y = a x , 0 1 | |
| Область определения | – ∞ | – ∞ |
| Область значений | 0 | 0 |
| Монотонность | монотонно возрастает | монотонно убывает |
| Нули, y = 0 | нет | нет |
| Точки пересечения с осью ординат, x = 0 | y = 1 | y = 1 |
| + ∞ | 0 | |
| 0 | + ∞ |
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№21 - Показательная функция.)Скачать

Обратная функция
Обратной для показательной функции с основанием степени a является логарифм по основанию a .
Если 0, ; a ne 1)» style=»width:203px;height:20px;vertical-align:-11px;background-position:-0px -492px»> , то
.
Если 0, ; a > 0, a ne 1)» style=»width:286px;height:20px;vertical-align:-11px;background-position:-386px -469px»> , то
.
Видео:✓ Показательное уравнение | ЕГЭ-2017. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

Дифференцирование показательной функции
Для дифференцирования показательной функции, ее основание нужно привести к числу e , применить таблицу производных и правило дифференцирования сложной функции.
Для этого нужно использовать свойство логарифмов
и формулу из таблицы производных:
.
Пусть задана показательная функция:
.
Приводим ее к основанию e :
Применим правило дифференцирования сложной функции. Для этого вводим переменную
Тогда
Из таблице производных имеем (заменим переменную x на z ):
.
Поскольку – это постоянная, то производная z по x равна
.
По правилу дифференцирования сложной функции:
.
Производная показательной функции
Пример дифференцирования показательной функции
Найти производную функции
y = 3 5 x
Выразим основание показательной функции через число e .
3 = e ln 3
Тогда
.
Вводим переменную
.
Тогда
Из таблицы производных находим:
.
Поскольку 5ln 3 – это постоянная, то производная z по x равна:
.
По правилу дифференцирования сложной функции имеем:
.
Видео:Как решать такие системы показательных уравненийСкачать

Интеграл
Видео:Показательные уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Выражения через комплексные числа
Рассмотрим функцию комплексного числа z:
f ( z ) = a z
где z = x + iy ; i 2 = – 1 .
Выразим комплексную постоянную a через модуль r и аргумент φ :
a = r e i φ
Тогда
.
Аргумент φ определен не однозначно. В общем виде
φ = φ 0 + 2 πn ,
где n – целое. Поэтому функция f ( z ) также не однозначна. Часто рассматривают ее главное значение
.
Видео:Показательные уравнения — что это такое и как решатьСкачать

Разложение в ряд
Использованная литература:
И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев, Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов, «Лань», 2009.
Автор: Олег Одинцов . Опубликовано: 21-02-2014 Изменено: 19-11-2018
🎥 Видео
Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать

Показательная функцияСкачать

Дифференциальные уравнения, 3 урок, Однородные уравненияСкачать

10 класс, 44 урок, Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумыСкачать

Показательные уравнения за 50 минут | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Обыкновенные дифференциальные уравнения - 01 - Модель экспоненциального ростаСкачать





,
,
= 
,
.
=
T = – ln2,
= 
