На этой странице мы собрали простые и сложные примеры из курса высшей математики — от векторов и матриц до дифференциальных уравнений. На каждую тему приведен один решенный пример и даны ссылки на разделы, где собраны другие решения. Фактически, это шпаргалка-каталог типовых задач и решений к ним.
Если вам нужна помощь, узнайте больше о заказе решений по высшей математике.
- Далее решенные задачи по темам:
- Высшая математика. Комплексные числа
- Высшая математика. Матрицы
- Высшая математика. Определители
- Высшая математика. Системы уравнений
- Высшая математика. Векторы
- Аналитическая геометрия на плоскости
- Аналитическая геометрия в пространстве
- Высшая математика. Пределы
- Высшая математика. Производные
- Высшая математика. Исследование функции
- Высшая математика. Интегралы
- Высшая математика. Применение интегралов
- Высшая математика. Ряды
- Высшая математика. Дифференциальные уравнения
- Высшая математика. Теория вероятностей
- Высшая математика для 1 курса
- Высшая математика
- Линейная алгебра
- Векторная алгебра
- Аналитическая геометрия
- Пределы, непрерывность функций
- Производная функции
- Неопределенный интеграл
- Определенный интеграл
- Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
- Обыкновенные дифференциальные уравнения
- Двойные интегралы
- Высшая математика 1 курс
- Линейная алгебра Матрицы
- Определитель
- Обратная матрица
- Ранг матрицы
- Метод Крамера
- Метод Гаусса
- Векторная алгебра Векторы и операции над ними
- Прямая на плоскости
- Плоскость и прямая в пространстве
- Взаимное расположение плоскостей и прямых
- Линии второго порядка
Далее решенные задачи по темам:
Видео:Курс лекций по высшей математике Производные. Часть 1.Скачать
Высшая математика. Комплексные числа
Задача. Вычислить сумму $(z_1 + z_2)$ и разность $(z_1 — z_2)$ комплексных чисел, заданных в показательной форме, переведя их в алгебраическую форму. Построить операнды и результаты на комплексной плоскости.
Видео:Матан за час. Шпаргалка для первокурсника. Высшая математикаСкачать
Высшая математика. Матрицы
Задача. Найти матрицу, обратную матрице $A$. Сделать проверку.
$$A= begin 1 & 2 & 1 & -1\ 1 & 1 & 0 & 0\ 0 & 2 & 0 & -1\ 1 & 1 & 1 & 0\ end $$
Видео:Урок 1. Матрицы, определитель матрицы и ранг матрицы | Высшая математика | TutorOnlineСкачать
Высшая математика. Определители
Задача. Вычислить определитель матрицы $A$
$$A= begin 4 & 5 & 6 & 5 & 11\ 1 & 4 & 2 & 0 & 13\ 1 & 1 & 0 & -1 & 5\ 3 & 2 & 3 & 0 & 7\ 4 & 1 & 2 & 3 & 8\ end $$
Видео:Линейная алгебра: матрицы, определители, метод Крамера. Высшая математикаСкачать
Высшая математика. Системы уравнений
Задача. Исследовать на совместность и решить систему уравнений:
Видео:КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕСкачать
Высшая математика. Векторы
Задача. Написать разложение вектора $X$ по векторам $(a, b, c)$.
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Аналитическая геометрия на плоскости
Задача. Даны вершины треугольника $A (-2, 1), B (3, 3), С (1, 0)$. Найти:
а) длину стороны $AB$;
б) уравнение медианы $BM$;
в) $cos$ угла $BCA$;
г) уравнение высоты $CD$;
д) длину высоты $СD$;
е) площадь треугольника $АВС$.
Видео:Решаем два варианта Добротина за 2 часаСкачать
Аналитическая геометрия в пространстве
Задача. Для пирамиды с вершинами в точках $A_1, A_2, A_3, A_4$ найти:
А) длину ребра $A_1A_2$;
Б) угол между ребрами $A_1A_2$ и $A_1A_4$;
В) уравнение плоскости $A_1A_2A_3$;
Г) площадь грани $A_1A_2A_3$;
Д) угол между ребрами $A_1A_4$ и плоскостью $A_1A_2A_3$;
Е) уравнение высоты, опущенной из точки $A_4$ на грань $A_1A_2A_3$;
Ж) объем пирамиды $A_1A_2A_3A_4$.
Видео:Матрицы: начало. Высшая математикаСкачать
Высшая математика. Пределы
Задача. Найти предел функции
Видео:Линейная алгебра, Матрицы: Метод Гаусса. Высшая математикаСкачать
Высшая математика. Производные
Задача. Найти производную от следующей функции
Видео:Высшая математика. Рисую дерево вышматаСкачать
Высшая математика. Исследование функции
Задача. Провести полное исследование функции и построить график.
Видео:Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать
Высшая математика. Интегралы
Видео:Математика без Ху!ни. Уравнения прямой. Часть 1. Уравнение с угловым коэффициентом.Скачать
Высшая математика. Применение интегралов
Задача. Найти длину дуги кривой, заданной параметрическими уравнениями:
$$ x=3(1-cos t)cos t, quad y=3(1-cos t)sin t, quad 0leq t leq pi. $$
Высшая математика. Кратные и криволинейные интегралы
Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать
Высшая математика. Ряды
Задача. Исследовать сходимость числового ряда
Видео:Матан. Пределы для успешной сдачи зачёта | TutorOnline МатематикаСкачать
Высшая математика. Дифференциальные уравнения
Задача. Найти общее решение линейного дифференциального уравнения первого порядка
Видео:Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.Скачать
Высшая математика. Теория вероятностей
Задача. Бросаются две игральные кости. Определить вероятность того, что: а) сумма числа очков не превосходит 8; б) произведение числа очков не превосходит 8; в) произведение числа очков делится на 8.
Видео:Лекция 23. Виды уравнений прямой на плоскости.Скачать
Высшая математика для 1 курса
Курс лекций для студентов 1 курса по высшей математике любых форм обучения. Я собрала теорию и примеры с решениями к каждой теме, чтобы вы смогли подготовиться к экзамену или освежить память перед контрольной работой!
Если что-то непонятно — вы всегда можете написать мне в WhatsApp и я вам помогу! |
Высшая математика
Высшая математика — это курс обучения в высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ для 1 курса.
Высшая математика включает обычно аналитическую геометрию, элементы высшей и линейной алгебры, дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию множеств, теорию вероятностей и элементы математической статистики.
Часто используется в экономике и технике. Является обязательным предметом в российских высших учебных заведениях, за исключением специальностей, в которых различные разделы математики разнесены по разным дисциплинам.
Линейная алгебра
Линейная алгебра — раздел алгебры, изучающий объекты линейной природы: векторные (или линейные) пространства, линейные отображения[⇨], системы линейных уравнений[⇨], среди основных инструментов, используемых в линейной алгебре — определители, матрицы[⇨], сопряжение. Теория инвариантов и тензорное исчисление обычно (в целом или частично) также считаются составными частями линейной алгебры. Такие объекты как квадратичные и билинейные формы[⇨], тензоры[⇨] и операции как тензорное произведение непосредственно вытекают из изучения линейных пространств, но как таковые относятся к полилинейной алгебре.
Курс лекций на темы:
Векторная алгебра
Векторная алгебра в математике расположена по разделам:
- раздел векторного исчисления, изучающий линейные операции с векторами и их геометрические свойства;
- часть линейной алгебры, занимающаяся векторными пространствами;
- различные векторные алгебры XIX века (например, кватернионов, бикватернионов, сплит-кватернионов).
Курс лекций на темы:
Аналитическая геометрия
Аналитическая геометрия — раздел геометрии, в котором геометрические фигуры и их свойства исследуются средствами алгебры. В основе этого метода лежит так называемый метод координат, впервые применённый Декартом в 1637 году. Каждому геометрическому соотношению этот метод ставит в соответствие некоторое уравнение, связывающее координаты фигуры или тела. Такой метод «алгебраизации» геометрических свойств доказал свою универсальность и плодотворно применяется во многих естественных науках и в технике. В математике аналитическая геометрия является также основой для других разделов геометрии — например, дифференциальной, алгебраической, комбинаторной и вычислительной геометрии.
Курс лекций на темы:
Пределы, непрерывность функций
Понятие предела бесконечной числовой последовательности и предела функции лежит в основе всей теории дифференциального и интегрального исчисления.
Непрерывность функции. Функция f(x) называется непрерывной в точке a, если: 1)эта функция определена в некоторой окрестности точки a; 2)существует предел lim f(x) ; →ax.
Курс лекций на темы:
Производная функции
Производная функции — понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. Определяется как предел отношения приращения функции к приращению её аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует.
Курс лекций на темы:
Неопределенный интеграл
Неопределённый интеграл для функции f(x) — это совокупность всех первообразных данной функции.
Курс лекций на темы:
Определенный интеграл
Определённый интеграл — одно из основных понятий математического анализа, один из видов интеграла. Определённый интеграл является числом, равным пределу сумм особого вида (интегральных сумм)[⇨]. Геометрически определённый интеграл выражает площадь «криволинейной трапеции», ограниченной графиком функции[⇨]. В терминах функционального анализа, определённый интеграл — аддитивный монотонный функционал, заданный на множестве пар, первая компонента которых есть интегрируемая функция или функционал, а вторая — область в множестве задания этой функции (функционала).
Курс лекций на темы:
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Курс лекций на темы:
Обыкновенные дифференциальные уравнения
Курс лекций на темы:
Двойные интегралы
Курс лекций на темы:
Возможно эти страницы вам будут полезны:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Высшая математика 1 курс
Несмотря на то, что зачастую этот предмет в вузах преподается разное количество времени (от 1 семестра для гуманитарных специальностей, и до 3 – для технических), список тем мало отличается. Чаще всего в дисциплине рассматриваются следующие разделы высшей математики: линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия, и линии второго порядка.
Линейная алгебра Матрицы
Изучаются матрицы размерностью n на m следующих видов: квадратные, диагональные, равные, единичные, трапецевидные, и треугольные.
Среди действий, которые возможно над ними выполнять рассматривают следующие:
- Сложение и вычитание матриц, сходных по размерности.
- Умножение их на число, вектор, и на другую матрицу.
Определитель
Изучают понятие определителя, его основные свойства, среди которых следующие:
- Для квадратных матриц А и В действует правило, что определитель произведения чисел А на В равняется определителю произведения В на А. И также равняется определителю А умноженному на определитель В. При этом произведение А на В не равняется произведению В на А.
- Определитель и его транспонируемая версия равны между собой.
- Если определитель содержит ряд из 0, или какие-либо 2 его ряда параллельны, то он равен нулю.
- Если матрица диагональная, то ее определитель есть числа, расположенные по диагонали, умноженные между собой. То же самое правило действует и для треугольных матриц.
- Если у чисел имеется общий множитель, то его можно вынести из определителя.
Изучаются основные правила теоремы Лапласа, связанной с разложением определителя.
Обратная матрица
Изучается понятие невырожденной матрицы. В связи с ним существует следующая схема, по которой вычисляется обратная матрица с положительным определителем:
- Элементы матрицы последовательно заменяются на соответствующие им алгебраические дополнения. В результате этого действия возникает союзная матрица.
- Происходит транспонирование.
- Элементы полученной матрицы нужно разделить на определитель матрицы.
Ранг матрицы
Понятие представляется как самое большое число линейно-зависимых строк матрицы и самый большой порядок, не равняющийся нулю, из миноров первоначальной матрицы.
Ранг матрицы имеет следующие два свойства:
- Он не подвержен изменению после транспонирования, после убирания нулевого ряда, и после совершения преобразований.
- Найти ранг можно по общему числу элементов на главной диагонали, отличающихся от нуля.
Метод Крамера
Используется для нахождения корней уравнений, в которых произведение А и Х равняется В. При этом важно, чтобы определитель А был отличным от нуля.
Если это условие совпадает, то можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Находим ak, равное определителю Ак деленному на определитель А. Ак получают из А, подставив в него столбец свободного члена из В.
Метод Гаусса
Для его понятия изучают расширенную матрицу. А также несколько видов систем уравнений: совместные, определенные, равносильные, однородные.
Алгоритм для их решений таков:
- Первым делом находят ранги основной и расширенной.
- Если они отличаются друг от друга, то система является несовместной и на этом решение прекращают.
- Иначе сначала высчитывают базисный минор порядка, затем общее решение системы, и в итоге получают частные решения при подставлении произвольных значений в уравнения.
Векторная алгебра Векторы и операции над ними
Рассматривается основное определение вектора, его свойства, такие как длина и направления. Кроме этого изучают следующие различные векторы: противоположные, нулевые, коллинеарные и компланарные.
Существуют следующие действия над векторами:
- Суммирование;
- Скалярное, векторное и смешанное умножение на другой вектор, а также на другое число.
Рассматривает определения плоскостей и трехмерного пространства.
Прямая на плоскости
Изучают несколько ее основных уравнений: нормальное уравнение, с угловым коэффициентом, через точку и направление, через 2 точки, в отрезках.
Плоскость и прямая в пространстве
Рассматривают уравнения, по которым плоскость задается в пространстве. Такие как: уравнения через точку перпендикулярно к вектору, через 3 точки, нормальное, и в отрезках.
При изучении прямой важно знать каноническое и по 2 точкам, общее, векторное, с направляющими коэффициентами.
Во всех трех случаях рассматривают формулы, по которым можно найти различные углы.
Взаимное расположение плоскостей и прямых
При рассмотрении данного вопроса изучают формулы углов, параллельность, перпендикулярность, принадлежность прямой к плоскости.
Линии второго порядка
В этом разделе рассматриваются определения и свойства нескольких фигур: эллипса, гиперболы и параболы.
В связи с эллипсом изучают его каноническое уравнение, а также определения эксцентриситета и директрис.
При рассмотрении гиперболы, изучают тоже самое, что и у эллипса. Но к этому добавляются понятия фокальных радиусов, а также уравнения асимптот.
При изучении параболы рассматривают, что представляет собой полуфокальный диаметр.
Чаще всего дисциплина высшей математики для первокурсников, заканчивается на изучении вышестоящей темы, но программа предмета может несущественно изменяться в зависимости от вуза.