Содержание:
- Преобразования декартовой системы координат
- Параллельный перенос и поворот системы координат
- Полярные координаты. Замечательные кривые
- Параллельный перенос и поворот
- Параллельный перенос
- Поворот
- Готовые работы на аналогичную тему
- Примеры задач на параллельный перенос и поворот
- Поворот и параллельный перенос параболы
- 🎥 Видео
Видео:Параллельный перенос. Симметрия. Поворот | МатематикаСкачать
Преобразования декартовой системы координат
Параллельный перенос и поворот системы координат
1. Параллельный перенос системы координат. Пусть на плоскости две декартовы системы координат, причем соответствующие оси параллельны и сонаправлены (Рис.46):
Рис. 46. Параллельный перенос одной системы координат относительно другой системы.
Систему координат назовем старой у а систему отсчета — новой. Пусть начало координат новой системы координат в старой системе отсчета имеет координаты Из рисунка видно, что точка М(х; у) в новой системе координат будет иметь координаты (X; У), которые связаны со старыми координатами, как видно из рисунка, равенствами Эти формулы определяют параллельный перенос одной системы отсчета относительно другой.
Пример:
Дана точка М(3;2) и начало новой системы координат Вычислить положение точки М в новой системе отсчета.
Решение:
Используя формулы, определяющие параллельный перенос одной системы отсчета относительно другой, получим Следовательно, точка М в новой системе отсчета имеет координаты М(4; -1).
2. Поворот системы координат. Пусть даны две системы координат (старая и новая), имеющие общее начало отсчета и повернутые относительно друг друга на угол (Рис. 47):
Рис. 47. Поворот одной системы координат относительно другой системы с общим началом координат двух систем.
Получим формулы, связывающие старые и новые координаты произвольной точки М(х; у). Из рисунка видно, что в новой системе координат координаты точки равны а координаты этой точки в старой системе координат равны Таким образом формулы перехода от новых координат произвольной точки М к старым имеет вид В матричном виде эти равенства можно записать в виде где матрица перехода
Найдем обратное преобразование системы координат, найдем матрицу обратную к матрице А:
Найдем алгебраические дополнения всех элементов
Запишем обратную матрицу
Определение: Унитарными преобразованиями называются такие преобразования, для которых определитель матрицы преобразования равен 1.
Определение: Ортогональными преобразованиями называются такие преобразования, для которых обратная матрица к матрице преобразования совпадает с транспонированной матрицей преобразования.
Таким образом, имеем Следовательно, формулы перехода от старой системы отсчета к новой системе отсчета имеют вид:
Пример:
Найти координаты точки М(1; 2) в новой системе координат, повернутой относительно старой системы отсчета на угол
Решение:
Воспользуемся полученными формулами т.е. в новой системе координат точка имеет координаты М(2; -1).
Рассмотрим применение преобразования координат:
а) Преобразовать уравнение параболы к каноническому виду. Проведем параллельный перенос системы координат получим Выберем начало отсчета новой системы координат так, чтобы выполнялись равенства тогда уравнение принимает вид Выполним поворот системы координат на угол тогда Подставим найденные соотношения в уравнение параболы где параметр параболы
Пример:
Преобразовать уравнение параболы к каноническому виду.
Решение:
Найдем начало отсчета новой системы координат после параллельного переноса т.е. точка — начало координат новой системы отсчета. В этой системе уравнение параболы имеет вид Проведем поворот системы отсчета на угол тогда
следовательно, параметр параболы р = 1/4.
б) Выяснить, какую кривую описывает функция
Проведем следующее преобразование Производя параллельный перенос системы координат, вводя обозначение
и новые координаты получим уравнение которое описывает равнобочную гиперболу.
Полярные координаты. Замечательные кривые
Пусть полярная ось совпадает с осью абсцисс Ох, а начало полярной оси (полюс полярной системы координат) совпадает с началом координат декартовой системы отсчета (Рис. 48). Любая точка М(х;у) в полярной системе координат характеризуется длиной радиус-вектора, соединяющего эту точку с началом отсчета и углом между радиус-вектором и полярной осью (угол отсчитывается против часовой стрелки).
Рис. 48. Полярная система координат.
Главными значениями угла являются значения, лежащие в интервале Из рисунка видно, что декартовы и полярные координаты связаны формулами
Рассмотрим замечательные кривые в полярной системе координат:
1. Спираль Архимеда где число (Рис. 49). Для построения кривой в полярной системе координат, разобьем декартову плоскость лучами с шагом по углу и на каждом луче отложим ему соответствующее значение р.
Рис. 49. Спираль (улитка) Архимеда.
2. Уравнение окружности: уравнение описывает окружность с центром в точке A(R; 0) и радиусом R (Рис. 50). В полярной системе координат уравнение принимает вид
Рис. 50. Окружность с центром в точке A(R; 0) и радиусом R.
3. Уравнение описывает окружность с центром в т. А(0; R) и радиусом R (Рис. 51). В полярной системе координат уравнение принимает вид
Рис. 51. Окружность с центром в точке А(0; R) и радиусом R.
4. Кардиоиды:
Рис. 52. Кардиоида
Рис. 53. Кардиоида
Аналогично выглядят кардиоиды но они вытянуты вдоль оси абсцисс Ох.
5. Петля: Величина равна нулю при
Для первого корня у = 0, а для второго и третьего — у = 9 . Следовательно, петля имеет вид
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Бесконечно малые и бесконечно большие функции
- Замечательные пределы
- Непрерывность функций и точки разрыва
- Точки разрыва и их классификация
- Экстремум функции
- Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)
- Скалярное произведение и его свойства
- Векторное и смешанное произведения векторов
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Видеоурок "Преобразование координат"Скачать
Параллельный перенос и поворот
Вы будете перенаправлены на Автор24
Видео:Поворот и параллельный перенос координатных осей. ЭллипсСкачать
Параллельный перенос
Введем определение параллельного переноса на вектор. Пусть нам дан вектор $overrightarrow$.
Рисунок 1. Параллельный перенос
Введем следующую теорему.
Параллельный перенос является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их параллельном переносе на вектор $overrightarrow$ эти точки отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 2).
Рисунок 2. Иллюстрация теоремы 1
Значит четырехугольник $_1N_1N$ — параллелограмм и, следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть параллельный перенос сохраняет расстояние между точками. Следовательно, параллельный перенос является движением.
Теорема доказана.
Видео:§31.1 Приведение уравнения кривой к каноническому видуСкачать
Поворот
Введем определение поворота вокруг точки $O$ на угол $alpha $.
Поворот вокруг точки $O$ на угол $alpha $ — отображение плоскости на себя, при котором любая точка $M$ отображается на точку $M_1$ такую, что $_1=OM, angle M_1=angle alpha $ (Рис. 3).
Рисунок 3. Поворот
Готовые работы на аналогичную тему
Введем следующую теорему.
Поворот является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их повороте вокруг точки $O$ на угол $alpha $ они отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 4).
Рисунок 4. Иллюстрация теоремы 2
Так как, по определению 2, $_1=OM, _1=ON$ и $overrightarrow<_1>=overrightarrow$, а ,$angle MON=angle M_1ON_1$, то
Следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть поворот сохраняет расстояние между точками. Следовательно, поворот является движением.
Теорема доказана.
Видео:9 класс, 32 урок, Параллельный переносСкачать
Примеры задач на параллельный перенос и поворот
Построить треугольник $A_1B_1C_1$,образованный поворотом вокруг точки $B$ на угол $^0$ равнобедренного прямоугольного (с прямым углом $B)$ треугольника $ABC$.
Решение.
Очевидно, что точка $B$ перейдет сама в себя, то есть $B_1=B$. Так как поворот производится на угол, равный $^0$, а треугольник $ABC$ равнобедренный, то прямая $BA_1$ проходит через точку $L$ — середины стороны $AC$. По определению, отрезок $BA_1=BA$. Построим его (Рис. 5).
Построим теперь вершину $C_1$ по определению 2:
[angle CBC_1=^0, BC=BC_1]
Соединим все вершины треугольника $A_1B_1C_1$ (Рис. 6).
Решение закончено.
Построить параллельный перенос треугольника $ABC$ на вектор $overrightarrow$.
Решение.
Перенесем каждую вершину треугольника на вектор $overrightarrow$. Получаем треугольник $CA_1C_1$ (рис. 7).
Решение закончено.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15 04 2021
Видео:Геометрия 9 класс : Параллельный перенос и поворотСкачать
Поворот и параллельный перенос параболы
Парабола – одна из самых распространённых линий в математике, и строить её придётся действительно часто. Поэтому, пожалуйста, особенно внимательно отнестись к заключительному параграфу урока, где я разберу типовые варианты расположения данной кривой.
! Примечание: как и в случаях с предыдущими кривыми, корректнее говорить о повороте и параллельном переносе координатных осей, но автор ограничится упрощённым вариантом изложения, чтобы у читателя сложились элементарные представления о данных преобразованиях.
1) Поворот вокруг вершины. Если в уравнении присутствует знак «минус»: , то это означает разворот параболы на 180 градусовотносительно своего канонического положения. А если в уравнении переменные «поменялись местами»: , то это означает поворот канонической параболы на 90 градусов против часовой стрелки.
На следующем чертеже изображены графики кривых :
Оба уравнения задают неканоническое расположение нашей подопытной параболы , причём во втором случае легко получить функциональную запись, к которой мы привыкли в курсе математического анализа: .
Таким образом, все параболы, с которыми мы обычно работаем – не каноничны! Я очень хотел «уложить на бок» классическую параболу и разобрать каноническое уравнение , но, к сожалению, у неё достаточно малый фокальный параметр , и чертеж с точкой фокуса , директрисой был бы крайне невразумителен.
2) Параллельный перенос. Без всякой оригинальности. Уравнение задаёт ту же параболу с вершиной в точке . По моим наблюдениям, во многих задачах матана очень популярен частный случай – когда каноническая парабола сдвигается влево или вправо по оси абсцисс. Ну, и как дополнительная опция, разворачивается, если при переменной «икс» есть знак «минус».
Соответствующее творческое задание для самостоятельного решения:
Построить параболу . Привести уравнение линии к каноническому виду, найти фокус и уравнение директрисы.
Как лучше действовать?
По условию требуется построить параболу . Именно такую – в неканоническом виде! Поэтому в первой части задачи следует представить уравнение в виде , что позволит сразу определить вершину. Затем по образцу Примера 6 нужно провести поточечное построение линии, работая с уравнениями .
Вторая часть задания предполагает приведение уравнения к каноническому виду. Проанализируйте равенство – есть ли поворот, есть ли параллельный перенос? После того, как выясните каноническую запись , необходимо найти фокус параболы и уравнение её директрисы. Обратите внимание, что в контексте условия это, вероятнее всего, нужно сделать в каноническом положении!
Ну, а наша обзорная экскурсия подошла к концу, и я надеюсь, что у вас не возникло и не возникнет трудностей с тремя атлантами темы – эллипсом, гиперболой и параболой. Предлагаю узнать новый теоретический материал и закрепить практические навыки на урокеЗадачи с линиями 2-го порядка.
Решения и чертежи:
Пример 5: Решение: данная гипербола является равносторонней, поэтому имеет асимптоты . Действительная полуось , значит, вершины расположены в точках . Найдём дополнительные точки:
Определим координаты фокусов:
Выполним чертёж:
Перед вами «школьная» гипербола в каноническом положении. График функции получается путём поворота (вокруг начала координат) построенного графика на 45 градусов против часовой стрелки (а если строже – путём поворота системы координат на противоположно ориентированный угол в «минус» 45 градусов).
И в общем случае – график обратной пропорциональности представляет собой равностороннюю гиперболу, уравнение которой можно привести к каноническому виду .
Пример 7: Решение: преобразуем уравнение:
Вершина параболы находится в точке , ветви направлены влево. С помощью уравнений найдём дополнительные точки:
Выполним чертёж:
Парабола получена путём поворота параболы на 180 градусов и её параллельного переноса в точку . Из канонического уравнения находим фокальный параметр , фокус и уравнение директрисы .
Примечание: в случае необходимости нетрудно найти координаты фокуса и уравнение директрисы неканонически расположенной параболы . Учитывая поворот и параллельный перенос: .
Автор: Емелин Александр
Высшая математика для заочников и не только >>>
(Переход на главную страницу)
Как можно отблагодарить автора?
Задачи с линиями 2-го порядка.
Как найти геометрическое место точек?
Данный практикум представляет собой логическое продолжение лекции о линиях второго порядка и её популярных представителях – эллипсе, гиперболе и параболе. Сегодня мы закрепим пройденный материал многочисленными задачами, и, кроме того, дополним теоретический багаж знаниями, которые я намеренно скрыл на первых занятиях, чтобы не перегружать «чайников» новой информацией. Признаюсь честно, ненавижу вымучивать первые абзацы своих статей (особенно, когда готов чёткий план урока), поэтому разольём кофе по чашкам, сядем в круг и перейдём к обсуждению вопросов по существу.
В самостоятельных и контрольных работах наиболее часто встречаются следующие задания:
– Найти геометрическое место точек(или составить уравнение множества точек), каждая из которых удовлетворяет определённым аналитическим условиям. Безусловно, данная формулировка является общей и не факт, что в итоге должна получиться обязательно линия, и обязательно второго порядка. Однако в контексте рассматриваемой темы эти магические слова практически всегда вызывают к жизни уравнение эллипса, окружности,гиперболы либо параболы.
– Привести уравнение линии 2-го порядка к каноническому виду. Понятие канонического вида уравнения, а также некоторые элементы этой задачи многим читателям уже знакомы, и в ближайшем будущем вам представится отличная возможность продвинуться дальше.
Нередко оба блюда подаются за один раз, то есть сначала требуется составить уравнение линии, а затем привести его к каноническому виду + в качестве десерта найти вершины, фокусы, эксцентриситет, директрисы, выполнить чертёж и т.д. Как гостеприимный хозяин заведения постараюсь всех накормить досыта, да так – чтобы некоторые не только с трудом вышли из-за стола, но и остались здесь на ночёвку =) Начислим для аппетита:
Составить уравнение линии, расстояние каждой точки которой от точки в два раза больше, чем от точки . Выполнить чертёж. Привести полученное уравнение к каноническому виду.
Решение данной задачи всегда начинается стандартно – в рассмотрение вводится некоторая точка с переменными координатами, которая принадлежит искомой линии.
Таким образом, наша аналитическая формулировка конкретизируется следующим образом: «составить уравнение линии, расстояние каждой точки которой от точки в два раза больше, чем от точки ». Немного приостановимся и ответим на ключевой вопрос:о чём здесь идёт речь? Очевидно, что задач можно придумать бесконечно много, поэтому, в первую очередь необходимо правильно понять условие.
А речь здесь идёт о расстоянии от точки «а» до точки «эм» и о расстоянии от точки «бэ» до той же точки «эм». Формула длины отрезка нам хорошо знакома ещё с первого урока по аналитической геометрии. Напоминаю: расстояние между двумя точками рассчитывается по формуле .
Запишем длины соответствующих отрезков:
для точек расстояние ;
для точек расстояние .
Теперь нужно составить уравнение. Согласно условию, расстояние в два раза большерасстояния , следовательно, справедливо равенство:
Или:
Уравнение успешно составлено, но какую линию оно задаёт – совершенно не понятно. Поэтому дальнейшие действия состоят в упрощении полученной конструкции, и сейчас мы ознакомимся с типовым техническим алгоритмом.
Во-первых, избавимся от корней. Для этого возведём в квадрат обе части:
активно пользуясь формулами сокращенного умножения, раскроем все скобки:
перенесём всё в левую часть и приведём подобные слагаемые:
разделим каждое слагаемое на –3:
Получено уравнение линии 2-го порядка в общем виде. Уже лучше, однако, и оно как неведома зверушка. По этой причине вторая часть преобразований состоит в попыткеприведения уравнения к каноническому виду. Перед нами не самый тяжёлый случай, который уже фигурировал в конце статьи о линиях второго порядка. Искусственным приёмом выделяем полные квадраты:
и завершающим штрихом рождаем квадрат в правой части:
– уравнение окружности с центром в точке радиуса . Возьмём в руки остроногого друга:
Не лишней будет кустарная, но эффективная геометрическая проверка. По условию для любой точки построенной линии расстояние должно быть в 2 раза больше расстояния . Мысленно выбираем наиболее удобную точку нашей окружности и убеждаемся в справедливости данного соотношения. В целях контроля можно взять ещё какую-нибудь точку и измерить длины отрезков обычной линейкой.
Заключительная часть задания состоит в приведении уравнения линии к каноническому виду. Центр канонической окружности должен располагаться в начале координат, и, как я неоднократно оговаривался, есть два способа разрулить ситуацию.
Первый, более простой метод:
1) Приведём уравнение окружности к каноническому виду путём её параллельного переноса центром в начало координат:
Второй, более солидный и правильный метод:
2) Осуществим параллельный перенос прямоугольной системы координат началом в точку :
Иными словами, мы перешли к новой системе координат ТАК, чтобы уравнение нашей окружности записалось в ней каноническим образом: .
На первый взгляд кажется нелепым менять систему координат из-за одной-единственной линии, но на самом деле этот подход более корректен, и об одной простой причине его корректности я расскажу на уроке Приведение уравнения линии 2-го порядка к каноническому виду.
Ответ: искомая линия представляет собой окружность с центром в точке радиуса . Каноническое уравнение: (либо в зависимости от способа приведения).
Аналогичный пример для самостоятельного решения:
Составить уравнение множества точек, для каждой из которых сумма квадратов расстояний от точек равна 20. Определить тип линии, выполнить чертёж и привести уравнение к каноническому виду. Указать координаты фокусов, записать уравнение асимптот, если они есть. Вычислить эксцентриситет кривой.
Краткое оформление и чертёж в конце урока.
Систематизируем порядок решения данной задачи:
На первом шаге необходимо рассмотреть точку с неизвестными координатами, которая принадлежит искомому множеству точек, и разобраться в условии задачи. Как правило, в нём говорится о расстояниях от точки «эм» до других точек и/или других линий, а также о соотношениях этих длин.
На втором шаге следует найти длины нужных отрезков и в соответствии с аналитическим условием задачи составить уравнение.
На третьем шаге осуществляем упрощение полученного уравнения. Сначала приводим его к общему виду, а затем к форме, которая близА к канонической. В некоторых задачах сразу получается каноническое уравнение.
На четвёртом шаге – чертёж.
На пятом – приведение к каноническому виду.
На шестом – фокусы, асимптоты, эксцентриситет. Напоминаю, что находить их гораздо удобнее именно из канонической записи.
На практике чаще всего заданий меньше, так, в некоторых случаях не надо приводить уравнение к каноническому виду, а в самой компактной версии не требуется и чертёжа – достаточно лишь упростить уравнение и назвать линию. Я специально «нагружаю» условия задач, чтобы образцы решений годились «на все случаи жизни». Но, тем не менее, надрываться тоже не будем, и разогреемся парой новых коктейлей:
Составить уравнение множества точек, для каждой из которых квадрат расстояния до точки на 16 больше квадрата расстояния до оси ординат.
Решение: Пусть точка принадлежит искомому множеству. Тогда:
Примечание: строго говоря, в соответствии с формулировкой условия нужно рассмотреть (та же самая длина), но в этой и других задачах мы пренебрежём данной логической неточностью.
Чему равно расстояние от точки до оси ординат? Можно воспользоваться стандартной формулой расстояния от точки до прямой, но если немного подключить воображение, то легко понять, что расстояние от любой точки до оси равно модулю её «иксовой» координаты:
По условию на 16 больше, чем , следовательно, справедливо следующее равенство:
(либо )
Таким образом:
Раскручиваем гайки:
«Икс квадрат» сокращается, и, очевидно, уравнение нужно максимально приблизить к каноническому виду :
– парабола с вершиной в точке , фокальным параметром .
Ответ: искомое множество точек представляет собой параболу
Если дополнительно требуется привести уравнение линии к каноническому виду, то в данном примере это осуществляется элементарно:
1) Приведём уравнение параболы к каноническому виду путём её параллельного переноса центром в начало координат:
2) Перейдём к новой прямоугольной системе координат с центром в точке , тогда уравнение параболы примет вид: .
Чертёж приводить не буду, поскольку параболу мы уже вертели, как хотели.
Составить уравнение множества точек, для каждой из которых расстояние до точки равно расстоянию до оси абсцисс. Выполнить чертёж. Привести уравнение к каноническому виду.
В образце решения последний пункт реализован обоими способами.
Разобранные задачи с окружностями (особенно часто), параболами встречаются и в школьной программе. Ну а на нашей тусовке 18+ становится всё жарче – снимайте джемперы и пиджаки:
Найти уравнение геометрического места точек, для каждой из которых отношение расстояния до точки к расстоянию до прямой постоянно и равно . Сделать чертеж. Привести уравнение линии к каноническому виду, найти фокусы, эксцентриситет, асимптоты и директрисы (если они существуют).
Решение: пусть точка принадлежит искомому множеству точек. В задаче говорится о расстоянии:
,
а также о расстоянии от точки до прямой, которое вычисляется по формуле , где – соответствующие коэффициенты общего уравнения прямой «дэ», – координаты точки «эм».
В данном случае:
.
По условию для каждой точки отношение расстояния к расстоянию должно быть равно . А что такое отношение? Отношение – это пропорция, или попросту дробь:
Уравнение составлено, но его вид оставляет желать лучшего. Сначала избавимся оттрёхэтажной дроби. Для этого знаменатель левой части (дробь) перекинем направо:
Сократим на :
Чтобы окончательно избавиться от дробей, «поднимем тройку» на левый берег:
Дальнейшие упрощения приобретают знакомые очертания. Возводим обе части в квадрат и раскрываем скобки:
Перенесём всё налево и причешем слагаемые:
Читатели с хорошим и высоким уровнем подготовки, разумеется, могут немного видоизменять вычисления и сокращать запись, выполняя некоторые действия в уме.
Разделим обе части на 36:
Организуем трёхэтажные дроби:
И выполним деление:
Почему целесообразен именно такой алгоритм, подробно закомментировано в Примере №4 статьи о гиперболе и параболе.
В результате:
– эллипс с центром в начале координат, полуосями .
Обратите внимание, что такая формулировка однозначно определяет эллипс и добавлять что-либо излишне.
Изобразим на чертеже найденный эллипс, точку и прямую :
Геометрическая проверка тут затруднена, но с другой стороны и не сверхъестественна. Возьмём какую-нибудь точку эллипса, проще всего рассмотреть .
Для неё: .
По условию отношение должно равняться .
Проверяем: , что и требовалось проверить.
На практике можно выбрать любую точку эллипса, измерить расстояния линейкой, разделить на с помощью калькулятора и удостовериться, что получилось примерно .
В данной задаче уравнение линии нарисовалось сразу в каноническом виде, что облегчает решение. Осталось разобраться с фокусами, эксцентриситетом, асимптотами и директрисами.
Очевидно, что у эллипса отсутствуют асимптоты.
Вычислим и запишем фокусы эллипса:
.
Первый фокус совпал с точкой .
Найдём эксцентриситет: . По ещё одному странному совпадению эксцентриситет оказался равен отношению .
🎥 Видео
Геометрия 9 класс (Урок№30 - Поворот.)Скачать
§35 Формулы поворота координатных осейСкачать
Геометрия 9 класс (Урок№29 - Параллельный перенос.)Скачать
Математика без Ху!ни. Кривые второго порядка. Эллипс.Скачать
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ 9 класс геометрия АтанасянСкачать
Параллельный перенос вдоль оси ОХСкачать
Параллельный переносСкачать
Параллельный перенос.Скачать
Геометрия и группы. Алексей Савватеев. Лекция 2.3. Параллельный переносСкачать
Движения. Симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Урок 13. Геометрия 9 классСкачать
115 Параллельный переносСкачать
9 класс. Параллельный переносСкачать
параллельный перенос и поворотСкачать
115 Параллельный переносСкачать