Уравнение не имеет решений 6 класс

Урок 43 Бесплатно Решение уравнений

Сегодня на уроке вспомним, что такое уравнение и что называют корнем уравнения. Рассмотрим один из видов уравнений: линейное уравнение с одним неизвестным, определим его общий вид и узнаем, как называются составные части такого равенства.

Разберем способы и приемы решения линейных уравнений с одним неизвестным.

Рассмотрим алгоритм и пример решения задач с помощью линейных уравнений.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Линейное уравнение

В реальной жизни нам часто приходится решать множество различных примеров и задач.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Связать реальную жизнь и математическое описание любой ситуации нам позволяет математическая модель.

Составив математическую модель жизненной задачи, мы можем превратить слова в формулы, неравенства, равенства, уравнения и т.п.

Математическая модель задачи в виде уравнения позволяет установить связи между всеми данными задачи, а также применить эту модель-уравнение для решения огромного множества подобного типа задач.

Вам уже хорошо известно, что уравнение — это математическое равенство, содержащее неизвестное число, которое необходимо определить.

Неизвестное число, входящее в уравнение, называют неизвестным членом данного уравнения.

Принято обозначать неизвестный член уравнения маленькими латинскими буквами.

Чаще всего в математике используют буквы x, y, z.

Найти неизвестное число, при котором из уравнения получается верное равенство, — это значит решить уравнение, т.е. найти корни уравнения или убедиться, что корней нет.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Корень уравнения — это значение неизвестного числа в уравнении, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Уравнения могут иметь разное количество корней.

Существуют уравнения, имеющие один единственный корень, и уравнения, вообще не имеющие корней.

Встречаются уравнения, решением которых являются несколько значений (два, три и более), а в некоторых случаях уравнение может иметь бесконечное множество решений.

Уравнение, в котором находится одна неизвестная, называют уравнением с одной неизвестной.

х + 3 = 6 (уравнение с одной неизвестной х)

3 ∙ у = 15 (уравнение с одной неизвестной y).

Существуют уравнения с большим количеством неизвестных: с двумя, тремя и т. д.

Рассмотрим, что представляют собой линейные уравнения с одной неизвестной.

Линейные уравнения с одной неизвестной называют уравнения вида a ∙ x = b, где a ≠ 0

Уравнение не имеет решений 6 класс

х— неизвестное число

a и b— некоторые числа:

а— это коэффициент уравнения.

b— это свободный член уравнения.

Линейное уравнение с одной неизвестной может быть представлено в виде a ∙ x + b = 0, оно является равнозначным уравнению вида a ∙ x = ax = b.

Уравнение не имеет решений 6 класс

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнения с одним неизвестным умели решать в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что знания о неизвестных величинах и методах их вычисления, которыми тогда владели ученые, были образными.

Одним из древнейших задачников по математике (примерно 1700 г до н.э.) является древнеегипетский папирус Ахмеса (также известный, как папирус Ринда (Райнда) по имени его первого владельца).

Папирус Ахмеса содержит условия и решения 84 задач. Он является наиболее полным старейшим математическим сборником задач, дошедшим до наших дней.

Все задачи, описанные и решенные в нем, имели практическое значение и могли применяться в строительстве, в межевании земельных наделов и т.д.

Папирус содержит множество задач, которые сводятся к решению различных видов уравнений, в том числе и к линейным уравнениям.

Папирус был обнаружен в 1858 г. Сейчас большая часть рукописи хранится в Британском музее.

В III веке н.э. древнегреческий математик Диофант Александрийский в своей рукописи «Арифметика» изложил 130 задач, которые решались с помощью определенных (имеющих одно решение) и неопределенных уравнений.

Уравнения, изложенные в книге, сейчас называются «Диофантовыми уравнениями».

Также Диофант Александрийский впервые ввел буквенную символику в математику.

Однако первым руководством по решению задач стал научный труд багдадского ученого IX века Мухамеда Бен Мусы аль-Хорезми «Книга о восстановлении и противопоставлении».

Данная научная работа стала началом становления науки о решении уравнений.

Мухамед Бен Муса аль-Хорезми впервые представил алгебру (раздел математики) как самостоятельную науку об общих методах решения уравнений, предложил классификацию уравнений.

Но его математические сочинения в большей степени выражались словесно, в связи с чем казались очень громоздкими и сложными.

Значительно упростить и облегчить описание и решение уравнений удалось великому французскому ученому XVI века Франсуа Виету.

Он был первым, кто ввел буквенное обозначение коэффициентам уравнений и неизвестным величинам.

Установил связь между корнями и коэффициентами уравнения.

Франсуа Виет внедрил в науку мысль о том, что преобразования можно производить не только над величинами, но и над символами, таким образом, решать любую задачу в общем виде, т.е., по сути, он ввел понятие математической формулы.

До сих пор многие идеи Виета являются актуальными и востребованными

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Решение линейных уравнений. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6

Цели урока:

  • повторить правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
  • ввести определение линейного уравнения с одним неизвестным;
  • познакомить учащихся со свойствами равенств;
  • научить решать линейные уравнения;
  • научить решать задачи на «было − стало».

Оборудование: компьютер, проектор.

Видео:6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

Ход урока

I. Проверка предыдущего домашнего задания.

II. Повторение теоретического материала.

  1. Как найти неизвестное слагаемое? [От суммы отнять известное слагаемое]
  2. Как найти неизвестное уменьшаемое? [К вычитаемому прибавить разность]
  3. Как найти неизвестное вычитаемое? [От уменьшаемого отнять разность]
  4. Как найти неизвестный множитель? [Произведение разделить на известный множитель]
  5. Как найти неизвестное делимое? [Делитель умножить на частное]
  6. Как найти неизвестный делитель? [Делимое разделить на частное]
  7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак плюс? [Опустить скобки и этот знак плюс, переписать слагаемые с теми же знаками]
  8. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? [Опустить скобки и этот знак минус, переписать слагаемые с противоположными знаками]
  9. Как выглядит распределительное свойство умножения? [(a+b)∙c=ac+bc]

III. Устные задания по слайдам.

(слайд 2, слайд 3).

1) Раскройте скобки:

3+(х+2); 3-(х+2); 3+(х-7); 3-(х-7); 3+(-х+5); 3-(-х+5); -4(-5-х); 9(Уравнение не имеет решений 6 класс; 9(Уравнение не имеет решений 6 класс; 2(7+9х); 4(2-3х); -6(9-5х); -3(1+4х).

2) Приведите подобные слагаемые:

6b-b; 9,5m+3m; a —Уравнение не имеет решений 6 классa; Уравнение не имеет решений 6 классm-m; -4x-x+3; 7x-6y-3x+8y.

3) Упростите выражение:

IV. Новая тема. Решение линейных уравнений.

До сегодняшнего урока мы не умели решать уравнения, в которых неизвестное находилось слева и справа от знака равенства: 3x+7=x+15. Некоторые из нас постоянно забывают правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Сегодня мы постараемся разрешить все эти затруднения.

Уравнение, которое можно привести к виду ax=b, где a и b − некоторые числа (aУравнение не имеет решений 6 класс0), называется линейным уравнением с одним неизвестным.

Линейные уравнения обладают свойствами:

  1. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (стр. 229 учебника).
  2. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак (стр. 230 учебника).

Рассмотрим план решения линейного уравнения:

х-1+(х+2)=-4(-5-х)-5
х-1+х+2=20+4х-5
х+х-4х=20-5+1-2
-2х=14
х=14:(-2)
х=-7
Ответ: -7.
1) раскрыть скобки, если они есть;
2) слагаемые, содержащие неизвестное, перенести в левую часть равенства, а не содержащие неизвестное − в правую;
3) привести подобные слагаемые;
4) найти неизвестный множитель.

Какими из свойств равенств мы воспользовались для решения уравнения? (вторым)

Рассмотрим примеры уравнений, при решении которых будет удобно воспользоваться и первым свойством.

Уравнение не имеет решений 6 классх+3=Уравнение не имеет решений 6 классх+5 │∙9 Удобно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей дробей.

(Уравнение не имеет решений 6 классх+3)∙9=(Уравнение не имеет решений 6 классх+5)∙9 Далее − по плану.

Видео:6 класс, 42 урок, Решение уравненийСкачать

6 класс, 42 урок, Решение уравнений

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать

Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Уравнение не имеет решений 6 класс

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Решение уравнений с модулем в 6 классеСкачать

Решение уравнений с модулем в 6 классе

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернем получившееся равенство Уравнение не имеет решений 6 классв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 4. Рассмотрим равенство Уравнение не имеет решений 6 класс

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 классСкачать

Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 класс

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Уравнение не имеет решений 6 класс

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Уравнение не имеет решений 6 класс

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Уравнение не имеет решений 6 класс

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Уравнение не имеет решений 6 класс

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Уравнение не имеет решений 6 класс

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Уравнение не имеет решений 6 класспозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Уравнение не имеет решений 6 класстребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Уравнение не имеет решений 6 классвместо числа 15 располагается переменная x

Уравнение не имеет решений 6 класс

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Уравнение не имеет решений 6 класс. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Уравнение не имеет решений 6 классвместо числа 5 располагается переменная x .

Уравнение не имеет решений 6 класс

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Уравнение не имеет решений 6 класс. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение уравнений - математика 6 классСкачать

Решение уравнений - математика 6 класс

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Уравнение не имеет решений 6 класс

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Уравнение не имеет решений 6 класс

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Уравнение не имеет решений 6 класс

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Уравнение не имеет решений 6 класс

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Уравнение не имеет решений 6 класс

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Мы получили новое уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Уравнение не имеет решений 6 класс

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Уравнение не имеет решений 6 класс

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда x равен 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Решение уравнений с дробными числами в 6 классеСкачать

Решение уравнений с дробными числами в 6 классе

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Уравнение не имеет решений 6 класс

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс.

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Уравнение не имеет решений 6 классмы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнение не имеет решений 6 класстак же равен 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 классВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 3. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Уравнение не имеет решений 6 класс

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 4,5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Уравнение не имеет решений 6 классмы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнение не имеет решений 6 класстак же равен 4,5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Уравнение не имеет решений 6 класс.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Уравнение не имеет решений 6 класс

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В результате останется простейшее уравнение

Уравнение не имеет решений 6 класс

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 4

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнение не имеет решений 6 классравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Уравнение не имеет решений 6 класс

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Уравнение не имеет решений 6 классна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части уравнения на 15

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Уравнение не имеет решений 6 класс

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнение не имеет решений 6 классравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части уравнения на 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Уравнение не имеет решений 6 класс

Останется простейшее уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 9

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части уравнения на 6

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению Уравнение не имеет решений 6 класси подставим вместо x найденное значение 4

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части уравнения на 15

Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки там, где это можно:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Найдём значение x

Уравнение не имеет решений 6 класс

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Уравнение не имеет решений 6 класс

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Уравнение не имеет решений 6 класс

Значение переменной А равно Уравнение не имеет решений 6 класс. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Уравнение не имеет решений 6 класс, то уравнение будет решено верно

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Уравнение не имеет решений 6 класс. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Уравнение не имеет решений 6 класс

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .Скачать

Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые:

Уравнение не имеет решений 6 класс

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Уравнение не имеет решений 6 класс. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Уравнение не имеет решений 6 класс

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Уравнение не имеет решений 6 классна самом деле выглядит следующим образом:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Уравнение не имеет решений 6 класс

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Уравнение не имеет решений 6 класс

Итак, корень уравнения Уравнение не имеет решений 6 классравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Уравнение не имеет решений 6 классна минус единицу:

Уравнение не имеет решений 6 класс

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Уравнение не имеет решений 6 класс, а правая часть будет равна 10

Уравнение не имеет решений 6 класс

Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнение не имеет решений 6 классравен 5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Значит уравнения Уравнение не имеет решений 6 класси Уравнение не имеет решений 6 классравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Уравнение не имеет решений 6 классна −1 можно записать подробно следующим образом:

Уравнение не имеет решений 6 класс

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Уравнение не имеет решений 6 классна −1 , мы получили уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Уравнение не имеет решений 6 класс

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Решить уравнение - Математика - 6 классСкачать

Решить уравнение - Математика - 6 класс

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 6 класс математика 5 классСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 6 класс математика 5 класс

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Уравнение не имеет решений 6 классмы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

Но если в уравнении Уравнение не имеет решений 6 классобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнения вида Уравнение не имеет решений 6 классмы решали выражая неизвестное слагаемое:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Уравнение не имеет решений 6 классслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Далее разделить обе части на 2

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В случае с уравнениями вида Уравнение не имеет решений 6 классудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:6 класс. Решение уравнений с модулями.Скачать

6 класс. Решение уравнений с модулями.

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Уравнение не имеет решений 6 класс

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класси убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Математика 6 класс (Урок№50 - Уравнения. Часть 2.)Скачать

Математика 6 класс (Урок№50 - Уравнения. Часть 2.)

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Уравнение не имеет решений 6 классне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Уравнение не имеет решений 6 класс. Тогда уравнение примет следующий вид

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пусть Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 2. Решить уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Приведем подобные слагаемые:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:6 класс(и не только). Уравнения.Скачать

6 класс(и не только). Уравнения.

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Уравнение не имеет решений 6 классопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Уравнение не имеет решений 6 классна t

Уравнение не имеет решений 6 класс

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Уравнение не имеет решений 6 класс

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Уравнение не имеет решений 6 классопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Уравнение не имеет решений 6 класс

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнение не имеет решений 6 класс

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класспримет следующий вид

Уравнение не имеет решений 6 класс

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Уравнение не имеет решений 6 класс

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Уравнение не имеет решений 6 класс

Затем разделить обе части на 50

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 2. Дано буквенное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Уравнение не имеет решений 6 класс

Разделим обе части уравнения на b

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Уравнение не имеет решений 6 класс

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части вынесем за скобки множитель x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Разделим обе части на выражение a − b

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Уравнение не имеет решений 6 класс

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Уравнение не имеет решений 6 класс

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Пример 4. Дано буквенное уравнение Уравнение не имеет решений 6 класс. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Уравнение не имеет решений 6 класс

Умнóжим обе части на a

Уравнение не имеет решений 6 класс

В левой части x вынесем за скобки

Уравнение не имеет решений 6 класс

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Уравнение не имеет решений 6 класс

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Уравнение не имеет решений 6 класс

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Уравнение не имеет решений 6 класспримет вид Уравнение не имеет решений 6 класс.
Отсюда Уравнение не имеет решений 6 класс.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

📸 Видео

Решение уравнений. Часть 2. 6 класс.Скачать

Решение уравнений. Часть 2. 6 класс.

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравненияСкачать

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравнения

Уравнения с модулем. Математика 6 классСкачать

Уравнения с модулем. Математика 6 класс
Поделиться или сохранить к себе: