О чем эта статья:
Видео:7 класс, 29 урок, Способ группировкиСкачать
Основные понятия
Мы знаем, что слово «множитель» происходит от слова «умножать».
Возьмем, например, число 12. Чтобы разложить его на множители, нужно написать его по-другому, а именно в виде «произведения» множителей.
Число 12 можно получить, если умножить 2 на 6. А 6 можно представить, как произведение 2 и 3. Вот так:
Так выглядит пошаговое разложение на множители. Числа, которые обведены в кружок на картинке — это множители, которые дальше разложить уже нельзя.
Разложение многочлена на множители — это преобразование многочлена в произведение, которое равно данному многочлену.
Видео:Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители способом группировки. 7 класс.Скачать
5 способов разложения многочлена на множители
- Вынесение общего множителя за скобки.
- Формулы сокращенного умножения.
- Метод группировки.
- Выделение полного квадрата.
- Разложение квадратного трехчлена на множители.
Видео:Что такое Метод Группировки? Для Чайников, Урок 11Скачать
Способ группировки множителей
Разложение на множители методом группировки возможно, когда многочлены не имеют общего множителя для всех членов многочлена.
Этот способ применяется в тех случаях, когда многочлен удается представить в виде пар слагаемых таким образом, чтобы из каждой пары можно было выделить один и тот же множитель. Этот общий множитель можно вынести за скобку. И тогда исходный многочлен будет представлен в виде произведения, что значительно облегчает задачу.
Разложить на множители методом группировки можно в три этапа:
- Объединить слагаемые многочлена в группы, которые содержат общий множитель. Для наглядности их можно подчеркнуть.
- Вынести общий множитель за скобки.
- Полученные произведения имеют общий множитель в виде многочлена, который нужно вынести за скобки.
Объединить члены многочлена в группы можно по-разному. И не всегда группировка может быть удачной для последующего разложения на множители. В таком случае нужно продолжить эксперимент и попробовать объединить в группы другие члены многочлена.
Чтобы понять эти сложные выражения, применим правило группировки множителей при решении примеров. Рассмотрим два способа.
Пример 1. Разложить на множители методом группировки: up — bp + ud — bd.
up — bp + ud — bd = (up — bp) + (ud — bd)
Заметим, что в первой группе повторяется p, а во второй — d.
Вынесем в первой группе общий множитель p, а во второй общий множитель d.
Получим: p(u — b) + d(u — b).
Заметим, что общий множитель (u — b).
Вынесем его за скобки:
Группировка множителей выполнена.
up — bp + ud — bd = (up + ud) — (bp + bd)
Заметим, что в первой группе повторяется u, а во второй — b.
Вынесем в первой группе общий множитель u, а во второй общий множитель b.
Получим: u(p + d) — b(p + d).
Заметим, что общий множитель (p + d).
Вынесем его за скобки:
Группировка множителей выполнена.
От перестановки мест множителей произведение не меняется, поэтому оба ответа верны:
(u — b)(p + d) = (p + d)(u — b).
Вот так работает алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки. Продолжим практиковаться на примерах.
Пример 2. Разложить на множители выражение: c(m — n) + d(m — n).
- Найдем общий множитель: (m — n)
- Вынесем общий множитель за скобки: (m — n)(c + d).
Ответ: c(m — n) + d(m — n) = (m — n)(c + d).
Пример 3. Разложить на множители с помощью группировки: 5x — 12z (x — y) — 5y.
5x — 12z (x — y) — 5y = 5x — 5y — 12z (x — y) = 5(x — y) — 12z (x — y) = (x — y) (5 — 12z)
Ответ: 5x — 12z (x — y) — 5y = (x — y) (5 — 12z).
Иногда для вынесения общего многочлена нужно заменить все знаки одночленов в скобках на противоположные. Для этого за скобки выносится знак минус, а в скобках у всех одночленов меняем знаки на противоположные.
Проверим как это на следующем примере.
Пример 4. Произвести разложение многочлена на множители способом группировки: ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b.
- Сгруппируем слагаемые по два и вынесем в каждой паре общий множитель за скобку:
ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b = (ax 2 — bx 2 ) + (bx — ax) + (a — b) = x 2 (a — b) — x(a — b) + (a — b)
Получили три слагаемых, в каждом из которых есть общий множитель (a — b).
- Теперь вынесем за скобку (a — b), используя распределительный закон умножения:
x 2 (a — b) + x(b — a) + (a — b) = (a — b)(x 2 + x + 1)
Ответ: ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b = (a — b)(x 2 + x + 1)
Курсы ОГЭ по математике от Skysmart придадут уверенности в себе и помогут освежить знания перед экзаменом.
Видео:Алгебра 7 Разложение многочлена на множители способом группировкиСкачать
Способ группировки в более сложных задачах и уравнениях
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На данном уроке мы решим много различных достаточно сложных задач с применением метода группировки. Мы решим много уравнений и научимся геометрически их моделировать.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Упрощение выражений»
Видео:Разложение многочлена на множители способом группировки. Алгебра, 7 классСкачать
Конспект урока «Разложение на множители способом группировки» в 7-м классе
Разделы: Математика
Цели урока
Образовательные:
- повторить и закрепить правило умножения одночлена на многочлен;
- повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;
- изучить способ разложения на множители с помощью группировки;
- закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.
Развивающие:
- познакомить учащихся с историческим материалом (фрагменты биографии Эйлера);
- использовать полученные знания и умения для решения кроссворда;
- применение способа группировки для вычисления числовых выражений и для решения уравнений.
Воспитательные:
- развитие внимания и аккуратности;
- умение слушать и анализировать выступления одноклассников.
Оборудование
- доска, мел, экран;
- сканер для проверки домашней работы;
- мультимедийный проектор и ноутбук.
Дидактические средства
- карточки на печатной основе;
- Алгебра: Учебник для 7 кл. ср.шк./ Ю.Н. Макарычев -М.: Просвещение,2005;
- Компьютерная презентация, созданная с использованием материалов Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Филимоновой Ирины Владимировны.
Тип урока: объяснение и закрепление нового материала (первый урок по данной теме).
Ход урока
I. Оргмомент
Проверьте, все ли приготовили к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник.
Запишите новое домашнее задание: № 757, № 763, № 769, п. 29.
II. Проверка домашнего задания
На доске записать решение № 738(б, в) и № 781(а) — 2 ученика;
В это время с помощью проектора проверяем заранее отсканированные № 738(а, г) и № 743.
Вопросы отвечающим: что такое одночлен, что называется многочленом, как умножить одночлен на многочлен, как умножить многочлен на многочлен.
III. Объяснение нового материала
Что мы сделали в последнем действии № 743? (Разложили на множители)
Что для этого сделали? (Вынесли общий множитель за скобки)
Этот множитель может быть любым. (Работа с ЗЕЛЕНОЙ карточкой)
- 18а +ха = а(18+х)
- 18 (а+b) + x (а+b) = (а+b) (18+x)
Сравните знакомый слайд с новым:
Для разложения на множители мы сгруппировали по два одночлена и вынесли в каждой группировке общий множитель за скобки.
Потренируемся на примерах. (Учитель пишет на доске)
- x(b+c)+ 3b+3c
- mx+my+6x+6y
- xy+2y — 2x — 4
IV. Первичное закрепление
Решение № 755(б, в), № 756(б, в) на доске (по очереди выходят решать 4 ученика)
- y(a-c)+5a — 5c
- p(c- d)+q — p
- 9x+ay+9y+ax
- 7a — 7b + an — bn
V. Исторический экскурс (Презентация)
Известный математик (1707 — 1783 гг.) родился в Швейцарии. В 1727 г. двадцатилетним юношей он был приглашен в Петербургскую Академию наук. Этот математик был соратником Ломоносова. В Петербурге он попадает в круг выдающихся ученых математиков, физиков, астрономов, получает широкую возможность для создания и издания своих трудов (их у него было более 800, и заняли они 72 тома). Среди его работ — первые учебники по решению уравнений. Старшеклассники учатся по учебникам, прообразы которых создал этот ученый. Его считают великим учителем математики. Последние в научном мире он работал слепым, но продолжал работать, диктовал труды своим ученикам. Однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения луны с учетом притяжения не только Земли, но и Солнца.
Фамилию этого ученого вы узнаете, если правильно решите следующие пять заданий : разложите на множители способом группировки (Ученики решают эти задания, находят буквы в таблице результатов. Читают слово: Эйлер).
Устали? Вот интересное задание. Расшифруйте ребус.
VI. А теперь применим способ группировки для вычисления числовых выражений.
Не забудьте поставить себе оценку в оценочный лист.
VII. (Второй урок) Закрепление полученных знаний.
Решение №758 и 761 на доске с подробными комментариями.
VIII. Решение текстовой задачи на повторение.
Число коров в стаде | Удой от 1 коровы | Удой от стада | |
Было | х | 12,8 л | 12,8 х л |
Стало | х+60 | 15 л | 15 (х+60) л |
По условию задачи известно, что удой от стада увеличился на 1340 л, поэтому составляем уравнение:
15(х+60) — 12,8 х = 1340;
15х +900 — 12,8х = 1340;
Тогда 200+60 = 260 (коров)
Ответ: в стаде стало 260 коров.
Оцените себя:
- правильно составлено математическая модель задачи — 2 балла;
- правильно составлено уравнение — 1 балл;
- правильно решено уравнение — 2 балла;
- выполнено следующее действие после уравнения — 1 балл.
IX. Подведение итогов.
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вы для себя усвоили?
- Чему научились?
- Отметьте в оценочной карточке ваше отношение к уроку:
- Я доволен уроком, мне очень понравилось.
- Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.
- Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.
- Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю.
📹 Видео
Способ группировки | Алгебра 7 класс #21 | ИнфоурокСкачать
§ 9 "Правовая культура и правомерное поведение", Обществознание 7 классСкачать
7 класс, 28 урок, Вынесение общего множителя за скобкиСкачать
Разложение на множители. 7 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
РАЗЛОЖЕНИЕ НА МНОЖИТЕЛИ / Алгебра 7 классСкачать
Метод группировкиСкачать
Одночлены. 7 класс.Скачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Вынесение общего множителя за скобки | Алгебра 7 классСкачать
Произведение многочл. Разложение многочл. на множители способом группировки. Практ. часть. 7 класс.Скачать
Разложение многочлена на множители. Метод группировки - 7 класс алгебраСкачать
МЕТОД ГРУППИРОВКИ. §13 Алгебра 7 классСкачать
Произведение многочл. Разложение многочл. на множители способом группировки. Практ. часть. 7 класс.Скачать
Вынесение общего множителя за скобки. Алгебра, 7 классСкачать
Алгебра 7. Урок 6 - Разложение на множители 1 - вынесение общего и группировкаСкачать