Раздел 2. Численные методы
Тема 1. Решение нелинейных уравнений с одной переменной
При решении ряда задач физики, механики и техники возникает необходимость решения уравнений с одной переменной. В общем случае нелинейное уравнение можно записать в виде: F(x)=0, где функция F(x) определена и непрерывна на промежутке . Корнем уравнения F(x)=0, является такое число c из области определения функции y=F(x), для которого справедливо равенство F(c)=0.
Поскольку подавляющее большинство нелинейных уравнений не решается путем аналитических преобразований (точными методами), на практике их решают численными методами. Решить такое уравнение численными методами значит установить, имеет ли оно корни, сколько корней, и найти все его корни с заданной точностью.
Задача численного решения уравнений состоит из двух этапов:
1. Отделение корней, т. е. нахождение достаточно малых окрестностей рассматриваемой области, в которых содержится единственный корень.
2. Уточнение корней, т. е. вычисление корней с заданной степенью точности в некоторой окрестности.
Во многих случаях отделение корней можно произвести графически. Для этого необходимо построить график функции y=F(x) и найти достаточно малые отрезки, содержащие по одной точке пересечения графика с осью ОХ. Иногда построение значительно упрощается, если функцию y=F(x) представить в виде f1 (x)=f2 (x) и найти отрезки оси ОХ, содержащие координаты х точек пересечения.
Отделение корней можно также произвести с помощью соответствующей компьютерной программы.
Пусть имеется уравнение F(x)=0, причем все интересующие вычислителя корни находятся на отрезке [A, B], на котором функция определена и непрерывна. Требуется отделить корни уравнения, т.е. найти отрезки [a, b] [A, B], содержащие по одному корню. Очевидно, что если на отрезке [a, b] функция меняет знак, то на этом отрезке находится, по крайней мере, один корень уравнения F(x)=0. Если длина отрезка [a, b] очень мала и F(a)*F(b) 0
Выбирая в каждом случае тот из отрезков, на котором функция меняет знак, и продолжая процесс половинного деления дальше, можно дойти до сколь угодно малого отрезка, содержащего корень уравнения.
Данный метод позволяет находить корни уравнения с заданной точностью е. Действительно, если на каком-то этапе процесса деления получен отрезок [a’, b’], содержащий корень, то приняв x≈(a’+b’)/2, мы найдем корень с точностью е (b’-a’)/2.
1.4. Уточнение корней методом итерации
Заменим уравнение F(x)=0 равносильным уравнением x=f(x). Пусть x* — искомый корень уравнения, а x0 – полученное каким-либо способом грубо приближенное значение корня. Подставим x0 в правую часть уравнения x=f(x), получим x1 =f(x0 ). Продолжая процесс подстановки, получим последовательность чисел: x2 =f(x1 ), x3 =f(x2 ),…, xn =f(xn-1 ). Такая последовательность называется последовательностью приближений или итерационной последовательностью.
Достаточное условие сходимости итерационного процесса
Пусть на отрезке [ a, b] уравнение x= f( x) имеет единственный корень и выполняются условия:
2. [ a, b] для всех х из [ a, b];
3. Существует такое действительное число q, что , для всех х из [ a, b];
Тогда итерационная последовательность xn = f( xn-1 ) сходится при любом начальном значении x0 [ a, b].
Это условие не является необходимым, т.е. итерационная последовательность может сходиться и в том случае, если условия теоремы не выполняются.
Оценка погрешности метода итерации
Пусть , тогда или . Это значит, что процесс итерации надо продолжать до тех пор, пока модуль разности двух соседних приближений не станет меньше .
1.5. Уточнение корней методом хорд
Пусть уравнение F(x)=0 имеет единственный корень на отрезке [a, b]. Если отрезок [a, b] достаточно мал, то можно считать, что функция y=F(x) монотонна на этом отрезке и не меняет направление выпуклости. Значит на отрезке [a, b] нет точек максимума и минимума, т.е. . Т.к. направление выпуклости не меняется то и . Получаем четыре вида графиков, которые объединяются в два типа.
I. тип. Условие: , где x- любая точка [a, b].
В рассмотренном выше случае для кривых I-го типа, правым концом всех проведенных хорд была точка В. Если, кривая относится ко II-му типу, то неизменным концом хорд будет точка А. Значит в формуле (1) b поменяется на а. Формула будет иметь вид:
Если на n-ом шаге , то считается, что необходимая точность е достигнута.
1.6. Уточнение корней методом касательных
При уточнении корней методом касательных все функции делятся на два типа, как и в методе хорд. Рассмотрим кривую I-го типа.
Проведем касательную к графику функции в точке В. Она пересечет ось ОХ в точке х1. Через эту точку проведем прямую перпендикулярную оси ОХ до пересечения с графиком функции. Получим точку А1 . Через неё опять проведем касательную. Получим точку х2 . Продолжая этот процесс, получим последовательность х1 , х2 , х3 , …,хn, сходящуюся к х * .
Уравнение касательной к графику функции F(x)=0 в точке х=b имеет вид . Т.к. эта касательная пересекает ось ОХ в точке (х1 , 0), то . Значит
Если, кривая относится ко II-му типу, то первую касательную к графику функции надо проводить в точке А и
Дальнейший расчет значений х2 , х3 , …,хn не зависит от типа кривой и в обоих случаях вычисляется по формуле
Если на n-ом шаге , то считается, что необходимая точность е достигнута.
1.7. Уточнение корней комбинированным методом хорд и касательных
Методы хорд и касательных дают приближение корня с разных сторон. Поэтому их часто применяют в сочетании друг с другом. В этом случае процесс уточнения корня идет быстрее.
Метод реализуется по следующей схеме:
1. По методу хорд находят первое приближение корня .
2. По методу касательных находят . Если кривая относится к I-му типу, то . Если ко II-му типу, то .
3. По методу хорд .
4. По методу касательных .
Шаги 3 и 4 повторяются до тех пор, пока . Как только можно считать корень найденным .
Лабораторная работа №1. Решение нелинейных уравнений с одной переменной.
1. Сделать программу отделения корней уравнения F(x)=0 на [a, b] с шагом 0,5.
2. Сделать программы уточнения корней уравнения F(x)=0 на одном из отрезков, полученных в первой программе с точностью 0,001.
a) Методом половинного деления;
a) Методом итерации;
c) Методом касательных;
d) Комбинированным методом хорд и касательных.
Видео:#118 Урок 43 Квадратные уравнения. Параметры. При каком значении параметра уравнение имеет 1 корень.Скачать
Нахождение корней уравнения f(x)=0
Методы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще древним грекам. Решение уравнений третьей и четвертой степеней были получены усилиями итальянских математиков Ш. Ферро, Н. Тартальи, Дж. Картано, Л. Феррари в эпоху Возрождения. Затем наступила пора поиска формул для нахождения корней уравнений пятой и более высоких степеней. Настойчивые, но безрезультатные попытки продолжались около 300 лет и завершились в 20-х годах ХХ1Х века благодаря работам норвежского математика Н. Абеля. Он доказал, что общее уравне6ие пятой и более высоких степеней неразрешимы в радикалах. Решение общего уравнения n-ой степени
при n5 нельзя выразить через коэффициенты с помощью действий сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень и извлечения корня.
Для неалгебраических уравнений типа х-cos(x)=0(2) задача еще более усложняется. В этом случае найти для корней явные выражения, за редким случаем не удается.
В условиях, когда формулы «не работают», когда рассчитывать на них можно только в самых простейших случаях, особое значение приобретают универсальные вычислительные алгоритмы. Известен целый ряд алгоритмов, позволяющих решить рассматриваемую задачу.
Если записать уравнение в виде f(x) =0(3), то для применения этих алгоритмов нет необходимости накладывать какие-либо ограничения на функцию f(x), а предполагается только что она обладает некоторыми свойствами типа непрерывности, дифференцируемости и т.д.
Эти свойства, накладываемые на функцию f(x) обусловлены теоремами о существовании корня непрерывной функции.
Теорема 1. Если функция f(x) непрерывна на отрезке [a, b] и принимает на его концах значения разных знаков, то на этом отрезке существует, по крайней мере, один корень уравнения (3).
Утверждение этой теоремы легко проиллюстрировать графически, так как корень уравнения (3) — это точка пересечения графика функции f(x) с осью абсцисс. Если же есть промежуток, на концах которого f(x) принимает значения разных знаков и функция непрерывна на этом промежутке, то, очевидно, существует, по крайней мере, одна точка, в которой график функции пересекает ось абсцисс.
Теорема 2. Если функция f(x) непрерывна на отрезке [a, b], принимает на его концах значения разных знаков и производная функции f(x) сохраняет знак, то на этом отрезке существует корень уравнения (3), причем единственный.
В качестве примера приложения этих теорем рассмотрим решение уравнения (2). Приведем его к виду (3):
х-cos(x) = 0, где f(x) = x — cos(x)
Процесс нахождения приближённых значений корней уравнения разбивается на 2 этапа:
Уточнение корней до заданной степени точности.
1. Отделение корней. Будем считать, что корень уравнения отделен на отрезке [a, b], если установлено, что он принадлежит этому отрезку, и других корней там нет.
Для решения данной задачи можно использовать программу Microsoft Excel. Вначале определим, на каком отрезке лежит искомый корень. Для этого:
после того, как на экране монитора появится рабочий стол операционной системы Windows, откройте окно Microsoft Excel;
сделаем первую строку — строкой заголовка, т.е. занесём в ячейки A1, В1, С1 таблицы элементы х и cos(x) и F(x) соответственно;
активизируйте ячейку А2 и занесите в неё число -1, после чего нажмите на клавишу Enter;
в ячейке А3 запишите формулу: =А2+0,1, после чего автозаполнением заполните ячейки А4А22;
активизируйте ячейку В2 и запишите в неё формулу: =COS(A2), после чего нажмите на клавишу Enter;
автозаполнением заполните ячейки В3В22;
активизируйте ячейку С2 и запишите в неё формулу: =А2-COS(A2), после чего нажмите на клавишу Enter;
автозаполнением заполните ячейки С3С22.
В результате мы получаем таблицу значений функции. Выберем промежуток, на котором функция меняет знак. Из рисунка 1 видно, что это отрезок [0,1].
Функция f(x)=xcos(x) непрерывна на этом отрезке, при этом f(0)=-1, f(1) = 0,4597, ее производная равна на всей области определения, следовательно, функция имеет единственный корень, который принадлежит отрезку [0, 1].
2. Уточнение корня до заданной точности. Рассмотрим различные алгоритмы уточнения корня.
Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать
Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
Цели урока:
- Использование особенностей монотонности функций для активизации творческого мышления учащихся.
- Формирование у школьников навыков применения теоремы о корне для решения уравнений.
- Умение обобщать, конкретизировать и анализировать изучаемый материал.
- Обучение учащихся нестандартным способам решения задач.
- Развитие логики и навыков самостоятельной работы.
- Воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник “Алгебра 9” (автор: Мордкович А. Г.), задачник “Алгебра 9” (авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.), книга для преподавателей “Алгебра 9” (авторы: Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А.), карточки с памяткой для самостоятельной работы по данной теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Предложенный урок расширяет программу по теме “Функции”. Учащиеся уже знакомы с основными свойствами функций, владеют навыками грамотного чтения графиков и умеют применять алгоритм исследования функций. На уроке основной упор делается на использование свойств монотонности функций для решения уравнений. Рассматривается теорема о корне. В ходе урока каждый учащийся должен достигнуть определенного уровня понимания материала, поэтому этап усвоения знаний разработан дифференцированно.
Ожидаемый результат по окончании изучения материала:
1-й уровень: каждый ученик должен знать геометрическую модель теоремы о корне и уметь установить связь монотонности функций, входящих в уравнение, с количеством корней соответствующего уравнения.
2-й уровень: каждый ученик должен знать алгоритм решения уравнений с использованием теоремы о корне и уметь применять ее для решения нестандартных задач.
На уроке рассматриваются различные виды уравнений, решаемых с помощью теоремы о корне. В дальнейшем учащимся предлагается использовать предложенный алгоритм в домашней контрольной работе (§16, задачник “Алгебра 9” авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.). Для организации проверочной работы используются задания из практикума (составитель автор).
Ход урока
I этап. Организационный момент (1 мин.).
II этап. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин.).
Учитель: Необходимо повторить пройденное для того, чтобы успешно перейти к усвоению нового материала. На протяжении изучения темы “Функции” вы постепенно учились читать графики функций, используя алгоритм для их исследования. Остановимся на особенностях возрастающей и убывающей функций. Подборка материала подготовлена учащимися.
Выступление учащихся сопровождается показом презентации.
III этап. Объяснение нового материала (10 мин).
Учитель: Сегодня изучение нового материала мы начнем с доказательства теоремы о корне.
Теорема о корне.
Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве (f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.
Доказательство:
Рассмотрим возрастающую функцию f(x) (в случае убывающей функции рассуждения аналогичны). По условию на множестве X существует такое число b, что f(b)=a. Покажем, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.
Допустим, что на множестве X есть еще число , такое, что f(c)=a. Тогда или c b. Но функция f(x) возрастает на множестве X, поэтому соответственно либо f(c) f(b). Это противоречит равенству f(c)=f(b)=a. Следовательно, сделанное предположение неверно и на множестве X, кроме числа b, других корней уравнения f(x)=a нет.
Геометрическая модель теоремы о корне может быть представлена как на экране, так и на плакате.
Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующие примеры:
Сколько корней имеет уравнение?
(1);
— x 5 = (2).
Учащиеся отмечают, что на своих областях определения функция возрастает, а функция y = — x 5 – убывает соответственно. По теореме о корне как уравнение (1), так и уравнение (2) имеют по одному корню.
Учитель: Откроем учебник на 98 стр. и обратим внимание на то, что при решении уравнения x 5 =3-2x (пример 1, рис. 79) геометрическая модель наглядно иллюстрирует следствие, которое следует из теоремы о корне:
Следствие.
“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.
По учебнику разбирается пример 1.
Опираясь на это утверждение, можем изящно решить уравнение
x 5 = 3 — 2x без чертежа, следуя следующему алгоритму:
- заметим, что при x=1 выполняется равенство 1 5 =3-2·1,
значит, x=1 – корень уравнения (этот корень мы угадали); - функция у = 3 — 2x убывает, а функция у = x 5 возрастает,
значит, корень у заданного уравнения только один и
этим корнем является значение x=1.
Учитель: Определим сколько решений имеет уравнение x 5 = — 3x +5 с комментированием на месте.
Решение:
- рассмотрим функции у = x 5 и у = — 3x + 5; заметим, что область определения этих функций одинакова: D(у)=(-; +);
- на D(у) функция у = — 3x + 5 убывает, а функция у = x 5 возрастает. Значит, по следствию из теоремы о корне, у заданного уравнения только один корень, т.е. уравнение, имеет одно решение.
Учитель: Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи, используя теорему о корне (следствие).
На экране высвечивается обобщенный алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:
- Определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b).
- Ввести две функции y=f(x) и y=g(x).
- Исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x)возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).
IV этап. Усвоение новых знаний (23 мин.)
Учитель: Карточки и памятка для самостоятельной работы лежат у вас на столах. Приступим к выполнению заданий.
Так как нетрадиционные методы решения задач вызывают трудность у большинства учащихся, то следующее уравнение предлагается решить вместе. Для оформления решения учащийся по желанию выходит к доске (дается уравнение 2 уровня).
Решить уравнение: (3).
Решение: в начале запишем уравнение (3) в виде
,
затем воспользуемся теоремой о корне.
- при x=5 уравнение превращается в верное числовое равенство: ; 5=5 (т.е. угадали корень уравнения – x=5).
- заметим, что в левой части уравнения функция возрастает на D(у)=[3; +); значит, у заданного уравнения корень только один и этим корнем является значение x=5.
После того как данное задание выполнено, класс приступает к решению уравнений в зависимости от восприятия материала:
1) те, кто попытается справиться самостоятельно с не очень сложными уравнениями;
2) те, у кого решение уравнений не вызывает затруднений.
В соответствии с этим учащиеся получают дифференцированные задания.
1 уровень.
1. (Ответ: 0);
2. (Ответ: 2);
3. (Ответ: 3);
4. (Ответ: 4);
5. (Ответ: -2);
6. (Ответ: 1).
2 уровень.
1. (Ответ: 1);
2. (Ответ: -1);
3. (Ответ: -2);
4. (Ответ: 2);
5. (Ответ: -3);
6. (Ответ: -2);
7. (Ответ: 2).
Необходимо проверить правильность выполнения заданий, поэтому от каждой группы выступает ученик, демонстрируя решение одного из уравнений на доске.
V этап. Итог урока (2 мин.).
Подводя итог урока, учитель и ученики выясняют трудности при решении уравнений и обсуждают, на что они должны обратить внимание при выполнении домашнего задания.
VI этап. Домашнее задание (1мин.).
Учитель: задание на дом следующее: доделать задания на карточках; если на уроке выполнено все, то воспользоваться дополнительной карточкой из материалов для самостоятельной работы; домашняя контрольная работа (§16, задачника “Алгебра 9”).
Заключительное слово учителя (1мин). Любовь к предмету не возникает просто так. Двигаясь постепенно от простого к сложному, анализируя и обобщая учебный материал, интересуясь “изящными” способами решения, можно понять красоту алгебры. Сегодня знание теории и практические навыки, что равнозначно, показали многие из вас. Особую благодарность заслуживают ребята, создавшие прекрасную презентацию. Постижение мира бесконечно: дерзайте, творите, ошибайтесь, ищите ответы на вопросы, только не “проспите” лучшие годы. “Жажда к жизни” – залог успеха.
Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся
1. Памятка по решению уравнений.
Теорема о корне.
Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве (f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.
Следствие.
“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.
Алгоритм решения уравнения f(x)=a с использованием теоремы о корне:
- определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
- исследовать функцию y=f(x), стоящую в левой части уравнения, на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), то уравнение f(x)=a имеет единственный корень – x=b (ссылка на теорему).
Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:
Рекомендации:
Сначала, если это необходимо, уравнение привести к такому виду, чтобы было удобно исследовать на монотонность функции, стоящие в левой и правой частях уравнения, а затем следовать согласно следующему алгоритму:
- определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
- ввести две функции y=f(x) и y=g(x);
- исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).
2. Практические задания.
Рекомендации: рассмотрим готовое решение уравнения (возможен такой вариант оформления).
Решить уравнение: .
Решение:
Функция f(x) = определена и монотонно возрастает на D(у)=[0; +);
На основании теоремы о корне уравнение имеет не более одного корня.
Т.к. f (1) = 4, то x = 1 – корень уравнения.
Дополнительная карточка (подбор заданий [1]).
;
;
;
;
;
.
Литература.
- Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2005.
🌟 Видео
При каких значениях параметра уравнение имеет единственный кореньСкачать
Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать
5-часовой стрим по ПАРАМЕТРАМ. Вся алгебра для №17 с нуля и до уровня ЕГЭ 2023Скачать
Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать
5-часовой стрим по ПАРАМЕТРАМ. Вся ГРАФИКА для №17 с нуля и до уровня ЕГЭ 2023Скачать
5. Решение волнового уравнения на отрезке методом ФурьеСкачать
Решите уравнение ➜ f '(x)+(f(2x))'=0, если f(x)=4x^2+2x+27 ➜ ДВИ до ЕГЭСкачать
Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
Параметры 3. Расположение корней квадратного уравнения. ЕГЭ №18Скачать
Параметры - 4: Расположение корней квадратного трёхчленаСкачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Задание 18. ЕГЭ математика 2024. Разбор за 2 часа всех типов. Параметры ЕГЭ. Решение параметров.Скачать
СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать
Иррациональное уравнение 1 задание ЕГЭ профильная математикаСкачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Иррациональное уравнение в задаче 13, это законно? Профильный ЕГЭ математикаСкачать
Откуда три корня? ➜ Решите уравнение z³=1Скачать