Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

Видео:ДВИЖЕНИЕ ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ | механика 10 классСкачать

ДВИЖЕНИЕ ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ | механика 10 класс

Второй закон Ньютона. Движение под действием постоянной силы. Машина Атвуда. Второй закон Ньютона. Движение под действием постоянной силы. Минобрнауки россии

НазваниеМинобрнауки россии
АнкорВторой закон Ньютона. Движение под действием постоянной силы. Машина Атвуда.doc
Дата02.02.2017
Размер0.55 Mb.
Формат файлаУравнение движения грузов если в оси блока есть трение
Имя файлаВторой закон Ньютона. Движение под действием постоянной силы. Ма.doc
ТипМетодические указания
#1757
страница3 из 3
Подборка по базе: Рабочий лист по истории на тему _Национальная и религиозная поли, тест транспорт России. география.docx, Революционный кризис России 1917г..docx, Сценарий поднятия флага России.docx, История государственного управления в России.docx, Отчёт Дети России.docx, Итоговая контрольная работа по русскому языку 1 класс ФГОС Школа, этика второй пакет тестов.docx, Тема №7 Государственные символы России. Символы ратной славы и в, Дни воинской славы и памятные даты России.pptx

Видео:Урок 2. Неподвижные и подвижные блоки. Теория. ЕГЭСкачать

Урок 2. Неподвижные и подвижные блоки. Теория. ЕГЭ

Рисунок 11 Принципиальная схема установки с учётом силы трения и размеров блока и оси блока

Момент силы трения в оси блока M tp = F tp r , где F tp — сила трения между блоком и осью, r радиус оси.

СУравнение движения грузов если в оси блока есть трениеила трения Fтр между блоком и осью пропорциональна силе давления на оси блока. Тогда

где μ— коэффициент трения между блоком и осью, зависящий от свойств соприкасающихся поверхностей втулки блока и оси. Таким образом, момент силы трения в оси блока

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(40)

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(41)

Как видно из (41), значение ε0 не может быть сколь угодно малым. Оно определяется конструкцией блока (например, его радиусами R и r) и коэффициентом трения между блоком и осью.

Так как в машине Атвуда m0 -2  10 -1 . На наших установках r/R

10 -4  10 -2 . Мы привели лишь правдоподобные рассуждения о том, каким может быть ε0. Существенно то, что ε0 можно оценить экспериментально. Например, на установке с грузами массой М = 86 г перегрузок массой 1г не страгивает блока, а перегрузок массой 2 г приводит блок в движение. Это значит, что

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

В таком случае оценить ε0, характеризующую установку, можно лишь по порядку величины. Как оказывается, она порядка 10 -2 . Интуитивно ясно, что трением можно пренебречь, если масса перегрузка т  m0.

Действительно, если масса перегрузка чуть больше m0, то трение в оси блока будет решающим образом определять движение грузов. Это движение уже не будет равноускоренным. Может даже случиться, что система будет двигаться рывками, т. е. остановится, затем снова придет в движение и т. д.

Таким образом, при т Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm0, т. е. при εУравнение движения грузов если в оси блока есть трение ε0, формула (36) становится неверной. Можно ожидать, что при ε ε0 она достаточно точно описывает реальную ситуацию. Так как ε0Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение10 -2 , то оптимальное значение ε

g. Мы приходим к случаю почти свободного падения.

Можно показать, (см. контрольный вопрос 2), что относительная погрешность при определении ускорения грузов, связанная с пренебрежением массой блока и трением, равна

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

Так как величины m0 и mб /(2М) одного и того же порядка 10 -1 , то и относительная погрешность при измерении ускорения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

10 -1 . Очевидно, что такого же порядка будет и относ тельная погрешность при измерении g.

4.14 Методика измерений

В первую очередь необходимо определить минимальную массу перегрузка m0 страгивающего блок, с тем, чтобы в дальнейшем проводить измерения с грузами, в 5—10 раз превышающими массу m0. Только в этом случае можно пренебречь влиянием трения на движение системы. Не следует стремиться определить m0 точно, достаточно получить ее правильную оценку «сверху», например, выяснить, что m0 не превышает 1 г или 2 г. Для определения m0 можно постепенно увеличивать массу перегрузка, пока блок придет в движение. Так как блок не может быть отцентрирован идеально, то может оказаться, что в различных начальных положениях блока массы страгивающего перегрузка различны. Поэтому нужно повторить измерения m0, в разных положениях блока, а затем в качестве оценки для m0 взять наибольшее из найденных значений.

Следует убедиться, что движение системы при достаточно большой фиксированной массе перегрузка m >>m0 является равноускоренным. Для этого нужно экспериментально проверить выполнение зависимости h = аt 2 /2. Удобно переписать это соотношение в виде

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(42)

из которого ясно, что в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, у = t прямая t= t(Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение), проходящая через начало координат, соответствует равноускоренному движению.

Прямая t (Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение) может быть построена по экспериментальным точкам: для одного перегрузка m и ряда различных значений высоты h измеряется время падения груза. Измерения времени для каждой высоты производятся несколько раз, результаты усредняются и записываются в виде

t =Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение,

где Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение— среднее арифметическое значение измеренного времени падения для данной высоты. В условиях эксперимента погрешность t оказывается заметно превышающей погрешность в показаниях электронного миллисекундомера (Dt)0, а именно:

Поэтому было бы грубой ошибкой считать, что погрешность определения времени падения равна 10 -3 с.

Для построения графика на оси ординат откладываются измеренные значения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениес указанием погрешности

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(43)

где n — число измерений, ti — результат i-гo измерения.

На оси абсцисс откладывается Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение. Если полученные экспериментальные точки ложатся на прямую, то движение системы можно считать равноускоренным.

Наконец, важно выяснить, подтверждается ли на опыте зависимость времени падения от массы m перегрузка [см. (2)]:

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(44)

В осях координат х =Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, y=t функция t == t (Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение) является уравнением прямой. Зависимость t=t (Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение) при фиксированной высоте падения h может быть построена по экспериментальным точкам: для нескольких значений массы перегрузка определяется время падения t = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение± t.

Измерение времени падения при каждом m повторяют несколько раз, результаты усредняют и находят среднее значение Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеи разброс Dt. Полученные экспериментальные данные откладывают на осях координат на оси ординат — значения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениес указанием погрешности Dt, на оси абсцисс — соответствующие значения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение. Затем через полученные точки проводится прямая, и по ее наклону определяется значение g.
5 Порядок выполнения работы

1. Определите массу m0 страгивающего перегрузка. Для этого, постепенно увеличивая массу т перегрузка, определите с точностью до 0,5 г значение m0 , начиная с которого блок приходит в движение. Измерения повторите при четырех положениях блока, каждый раз поворачивая блок примерно на 90° по отношению к предыдущему положению. В качестве m0 следует принять наибольшее из найденных значений.

2. Определите экспериментально зависимость времени падения t груза от высоты h. Измерения проведите при определенном выбранном значении массы перегрузка т = (5  10) m0. При этом необходимо также, чтобы выполнялось неравенство

m0 Таблица 1 Зависимость времени падения t от высоты h

Здесь t1,…, t4 – результаты измерения падения с установленной высоты h :

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение (45)

По результатам измерений в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение , у = t постройте прямую t= t( Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение ). По наклону прямой определите а.

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

Рисунок 12 Примерный вид графика прямой t= t( Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение) в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, у = t

3. Определите опытным путём зависимость времени падения t от массы m перегрузка. Измерения проводите при наибольшей возможной высоте падения h = hmах для пяти значений массы т. Для каждого значения т повторите измерения четыре раза, результаты занесите в таблицу 2.

Таблица 2 Зависимость времени падения t от массы m перегрузка

h, мt1, сt2, сt3, сt4, сУравнение движения грузов если в оси блока есть трение, сDt, сh, мm, кгm0, кг
m , кгМ / mt1, сt2, сt3, сt4, сУравнение движения грузов если в оси блока есть трение, сDt, с

Вce значения массы т перегрузка должны лежать в диапазоне

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

Рисунок 12 Примерный вид графика прямой t = t (Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение) в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, у = t
По наклону прямой с помощью соотношения (44) определите ускорение свободного падения g и погрешность Dg
6 Содержание отчета

    1. Название лабораторной работы.
    2. Цель лабораторной работы.
    3. Краткое описание оборудования.
    4. Рисунок 10. Схема установки.
    5. Краткое описание хода работы.
    6. Рисунок 11. Принципиальная схема установки с учётом силы трения и размеров блока и оси блока
    7. Таблица 1.
    8. По результатам измерений в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, у = t постройте прямую t= t(Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение). По наклону прямой определите а. (формула (42)).
    9. Таблица 2.
    10. По результатам измерений в осях координат х = Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, у= t постройте прямую t = t (Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение).
    11. . По наклону прямой с помощью соотношения (44) определите ускорение свободного падения g и погрешность Dg.
    12. Сделайте вывод. Запишите полученный результат в виде g=Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение±Δg

7 Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое механическое движение, поступательное и вращательное движения?
  2. Что такое материальная точка и система отсчёта? Отличаются ли длина пути от перемещения?
  3. Уравнения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениепри прямолинейном равномерном движении?
  4. Уравнения Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениев равноускоренном движении.
  5. Ускорение и его составляющие?
  6. Что такое угловая скорость и угловое ускорение?
  7. Первый закон Ньютона. Масса и сила.
  8. Сформулируйте законы Ньютона. Запишите формулы (математическую запись) законов Ньютона.
  9. Дайте определение момента силы, момента инерции, линейного и углового ускорений. Выведите связь линейного и углового ускорений.
  10. Что такое силы трения?
  11. Условия равновесия тел имеющих ось вращения
  12. Закон сохранения количества движения Центр масс.
  13. Энергия, работа и мощность механического движения?
  14. Сформулируйте законы сохранения импульса и энергии?
  15. Какова относительная погрешность измерения g?
  16. Условия равновесия тел имеющих ось вращения.
  17. Трамвай, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением =0,5 м/с 2 . через t=12 сек. После начала движения мотор трамвая выключается и трамвай движется до остановки равнозамедленно. На всем пути движения трамвая коэффициент трения равен R=0,01. Найти: 1) наибольшую скорость движения трамвая: 2) общую продолжительность движения: 3) ускорение трамвая при равнозамедленном движении: 4) общее расстояние пройденное трамваем.
  18. Две гири М12=1 кг соединены нитью и перекинуты через невесомый блок. На один из грузов кладут перегрузок m=100 г. Найти: 1) ускорение с которым движутся грузы: 2) натяжение нити: 3) силу давления на ось блока. Трением в блоке и весом нити пренебречь.

8 Литература

  1. Гладун А.Д., Александров Д.А., Игошин Ф.Ф. и др. «Лабораторный практикум по общей физике: В 3 тт: Т. 1: Термодинамика и молекулярная физика (2 семестр): Учебное пособие для студентов 1 курса вузов (под ред. Гладуна А.Д.)» — М.: Издательство МФТИ, 2003 – 316 с. ил
  2. Трофимова Т. И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов. – 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 560 с.: ил.
  3. Второй закон Ньютона. Движение под действием постоянной силы. Машина Атвуда , Метод. указания к лаб. работам/ Сост. В.Ю. Никифоров – Егорьевск: Егорьевск: ЕТИ МГТУ «Станкин», 2004- 24 с.

Видео:Наклонная плоскость. Расстановка сил | 50 уроков физики (6/50)Скачать

Наклонная плоскость. Расстановка сил | 50 уроков физики (6/50)

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

Изучение законов равноускоренного движения производится на основе анализа кинематических характеристик движения системы тел. Для проведения такого анализа используется машина Атвуда, с помощью которой можно получать различные, не слишком большие (по сравнению с ускорением свободного падения) ускорения.

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеЭкспериментальная установка, получившая название «машина Атвуда», представляет из себя вращающийся с максимально малым трением легкий блок, через который перекинута тонкая нить с грузами массой m1 и m2 (рис.1). На каждый груз действуют две силы — сила тяжести и сила натяжения нити, под действием этих сил грузы и начинают свое движение. Меняя массы грузов можно получать различные ускорения.
При дальнейшем анализе мы предполагаем, что нить невесома и нерастяжима, сопротивление в оси блока отсутствует, масса блока равна нулю, сопротивление воздуха отсутствует.
Выберем систему координат так, как показано на рис. 1. Уравнения движения каждого груза в этой системе координат имеют вид

m1 a1=m1 g-T1 (1)
m2 a2=m2 g-T2 (2)
В связи с тем, что нить нерастяжима (x1+x2=l=const), ускорения обоих грузов равны по величине и противоположны по направлению, поэтому уравнение кинематической связи можно записать в виде
a1 = -a2 = a (3)
Из предположений, сделанных ранее, следует также, что натяжения нитей одинаковы, то есть
T1 = T2 = T (4)
Пусть Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, тогда, решая полученную систему уравнений, получаем значение ускорения
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(5)
и величину силы натяжения нити
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(6)
Ускорение тел системы всегда меньше ускорения свободного падения и меняется при изменении соотношения между массами обоих грузов.
Для выбранной системы тел можно учесть влияние массы блока и силы трения в его оси. Система уравнений в этом случае дополняется уравнением вращательного движения блока и уравнением кинематической связи между угловым ускорением блока и ускорением одного из грузов. Очевидно, что силы натяжения нитей слева и справа от блока будут отличаться. Окончательно система уравнений имеет вид
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(7)
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(8)
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(9)
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(10)
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(11)
где J=Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm0R 2 — момент инерции блока, m0 и R — его масса и радиус, Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение-коэффициент, зависящий от распределения массы (от формы блока), Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение— угловое ускорение блока, Mтр — момент сил трения в оси.
Решая полученную систему уравнений получаем значение ускорения
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(12)
Очевидно, что ненулевые значения силы трения в оси и массы блока уменьшают величину ускорения по сравнению с идеальным случаем.

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеМашина Атвуда состоит из прикрепленной к основанию вертикальной стойки, на которую нанесена шкала (рис.2). На верхнем конце стойки имеется легкий блок, способный вращаться с малым трением. Через блок перекинута легкая нить, к концам которой прикреплены два одинаковых груза C и C ‘ . На груз C ‘ можно помещать добавочные грузы в виде тонких пластин (перегрузки), в результате этого система грузов начинает двигаться с некоторым ускорением. Меняя массу перегрузка, можно менять ускорение системы. После того, как груз C ‘ с перегрузком проходит некоторое расстояние L1 , перегрузок снимается с помощью кронштейна G. После этого грузы начинают двигаться равномерно. На стойке укреплены два фотоэлектрических датчика, соединенные с таймером. При этом верхний фотодатчик соединен с кронштейном G. Фотодатчики могут крепиться на стойке в разных положениях. Система грузов удерживается в состоянии покоя специальной фрикционной муфтой, управляемой с помощью электромагнита.
Для измерения времени равномерного движения и управления фрикционной муфтой установка снабжена электронным блоком, в состав которого входят таймер и система управления электромагнитом. При нажатии на клавишу «сброс» происходит обнуление табло таймера. В исходном состоянии система заторможена посредством фрикционной муфты. При нажатии на клавишу «пуск» происходит освобождение системы. Во время прохождения телом C ‘ верхнего фотодатчика запускается таймер. Импульс от нижнего фотоэлектрического датчика останавливает работу таймера, результат высвечивается на табло. При этом снова замыкается цепь электромагнита и система затормаживается фрикционной муфтой.
Перед выполнением эксперимента следует убедиться , что груз C ‘ может свободно опускаться не касаясь кронштейна G и фотодатчиков. В противном случае при помощи винтов, крепящих кронштейн и фотодатчики, следует провести необходимые регулировки.

Проведение эксперимента
Упражнение 1. Анализ закона движения и определение ускорения.
Исходя из анализа движения системы тел, проведенного в теоретическом введении, можно предположить, что реальное движение тел на участке L1 будет равнопеременным. В этом случае закон движения, то есть зависимость координаты тела от времени, будет иметь вид Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениегде x1 — координата, от которой груз C ‘ начинает свое движение. Учитывая, что при равнопеременном движении скорость меняется по закону v = a t получаем.

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(13)
где v1 — скорость груза в момент снятия перегрузка и включения таймера, x1 — координата верхнего фотодатчика. Если в системе отсутствуют силы трения, то с этой же скоростью тело C ‘ будет проходить расстояние между фотодатчиками после снятия с него перегрузка, то есть
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(14)
где L2 = x2 — x1 — расстояние между двумя фотодатчиками (x2 — координата нижнего фотодатчика), t2 — время движения на этом участке пути.

Измерения

Устанавливают груз C ‘ в верхнем положении x0 и кладут на него один из перегрузков. Затем устанавливают верхний фотодатчик с закрепленным на нем кронштейном на отметке x1 так, чтобы расстояние между датчиками L2 составляло 15-20 см. В дальнейшем величина L2 не изменяется.

Систему тел приводят в движение и определяют время пролета t 2 груза C ‘ между фотодатчиками. Результаты измерений заносят в табл.1.

Изменяют координаты начального положения x0 груза C ‘ . Для нового значения L1 проводят измерения в соответствии с п.2.

Таблица 1

nL1t2v1v1 2
1
2
3
4
5

Обработка результатов

Для каждого значения L1 определить значение скорости Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеи квадрата скорости v1 2 . Результаты вычислений занести в табл.1.

По результатам измерений строят зависимость v1 2 (L1). Убеждаются, что эта зависимость близка к пропорциональной зависимости, то есть движение груза C ‘ на участке x0 — x1 является равноускоренным и выполняется соотношение (13). С помощью метода наименьших квадратов определяют наклон прямой v1 2 (L1). По наклону прямой находят значение ускорения a и погрешность его определения. Сравнивают полученное значение с найденным по формуле (5).

Упражнение 2.Проверка второго закона Ньютона

Из уравнений движения (1), (2) при учете (3), (4) следует, что

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(15)
В процессе выполнения упражнения проводится экспериментальное подтверждение этого соотношения, что свидетельствует о выполнимости второго закона Ньютона
Для экспериментального определения ускорения a можно воспользоваться соотношениями (13) и (14), из них следует, что
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(16)
Измерения

Установите верхний фотодатчик в среднем положении (по шкале, нанесенной на стойку). Нижний датчик установите так, чтобы расстояние L2 составляло 15-20 сантиметров.

Поместите на груз C ‘ один из перегрузков, имеющихся в вашем распоряжении.

Определите 3-5 раз время t2 прохождения промежутка L2. Результаты измерений занесите в табл.2.

Проведите аналогичные измерения, положив на груз C ‘ два, а затем три перегрузка. Результаты измерений также внесите в табл. 2.

Таблица 2

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеmnt2< t2 >St2aSaASABSB
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm1 =1
2
3
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm2 =1
2
3
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm3 =1
2
3

Обработка результатов

По экспериментальным данным для каждой из трех величин перегрузков определяется среднее значение времени пролета t2 с использованием формулы
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение
где N — число измерений.

Вычислить выборочное стандартное отклонение среднего арифметического значения t2
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение
Результаты вычислений внести в табл.2.

Используя (16) для каждого Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm вычислить значение ускорения a
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение
и стандартное отклонение этой величины Sa
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение
Результаты вычислений внести в табл.2.

Вычислите значения левой Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеи правой (B = ai/(g — ai)) частей в соотношении (15) для каждого рассмотренного экспериментального случая. Определить погрешности этих величин. Занести в табл.2 найденные значения. Экспериментально определенные левая и правая части соотношения (15) для трех различных значений Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеm должны быть равны с учетом погрешностей их определения. Таким образом проверяется справедливость второго закона Ньютона.

Упражнение 3.Оценка влияния силы трения и массы блока на точность результатов. ( Выполняется по указанию преподавателя).
Ненулевое значение массы блока и наличие силы трения в его оси приводят к систематическим погрешностям при выполнении 1-го и 2-го упражнений. Предположим, что значения Mтр и am0 в (12) невелики, тогда можно получить приближенное выражение для ускорения, разлагая в ряд (12) по малым параметрам Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеи Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеи пренебрегая членами второго порядка малости:

Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(17)
Первый членв разложении полностью совпадает с ускорением (5) для идеальной машины Атвуда, второй и третий также имеют размерность ускорения и определяют систематические погрешности, вносимые силой трения и массой блока
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(18)
Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(19)
В этом упражнении требуется на основе использования возможностей экспериментальной установки сделать следующее.

Выработать алгоритмы экспериментального определения величин Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеaтр и Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеaбл. При решении этой задачи исходить из того, что в наличии имеются набор разновесов ( монет, мелких предметов), штангенциркуль и известна плотность материала, из которого сделан блок ([]Al =2,69 г/см3 ) .

В соответствии с выбранными алгоритмами провести эксперимент и определить величину либо Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеaтр, либо Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеaбл (по указанию преподавателя) и убедиться в ее малости по сравнению с a.


Основные итоги работы
На основании выполнения работы должно быть показано, что движение системы тел под действием постоянной силы является равноускоренным, показано выполнение 2-го закона Ньютона. Должны быть проанализированы систематические погрешности при проведении эксперимента( по указанию преподавателя).
Контрольные вопросы

    Что такое инерциальные и неинерциальные системы отсчета? Сформулировать 1-й закон Ньютона.

    Что такое масса, как ее измерить?

    Что такое сила, как ее измерить?

    Сформулировать 2-й закон Ньютона.

    Сформулировать 3-й закон Ньютона.

    Сформулировать условия, при которых получены основные соотношения задачи. Как эти условия влияют на вид решаемой системы уравнений.


Литература

    Видео:Решаем задачи на БЛОКИ | ЕГЭ Физика 2023 | ТопскулСкачать

    Решаем задачи на БЛОКИ | ЕГЭ Физика 2023 | Топскул

    Изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом силы трения

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

    Изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом силы трения

    Цель работы Оценка роли трения как источника систематической погрешности при определении ускорения на лабораторной установке.

    Оборудование: установка «машина Атвуда», набор грузов, электронный секундомер.

    Теоретическое введение

    Ускорение свободного падения g можно найти с помощью простого опыта: бросить тело с известной высоты h и измерить время падения t, а затем с помощью формулы h = gt2/2 вычислить g.

    В действительности дело обстоит не так просто, если требуется определить g достаточно точно. Определим время t падения с высоты h = 1,0 м при g = 9,8 м/с2:

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

    По нашей оценке при проведении такого эксперимента необходимо измерять время с точностью до 0,01 с. Оценим разброс для t1 = 0,44 c; t2 = 0,45 c; t3 = =0,46 c по формуле g = 2h/t2:

    Понятно, что измерить время с точностью до 0,01 с не просто. Наручные часы или спортивный секундомер для такой цели непригодны.

    Если увеличить высоту, то время падения тоже увеличится. Например, с высоты 20 м тело падает около 2 с. В этом случае можно ограничиться меньшей точностью при измерении времени, чем 0,01 с, но возникает ошибка другого характера. Сопротивление воздуха при больших скоростях играет заметную роль. Формула h = gt2/2 описывает равноускоренное движение с ускорением g и, конечно, не учитывает сопротивление воздуха. Таким образом, увеличивая высоту h, мы увеличиваем время падения и уменьшаем относительную погрешность измерения времени, но при этом вносим другую ошибку: сама формула h = gt2/2 становится неточной. Более того, если кирпич сбросить с высоты h » 500 м, то примерно первые 200 м он будет двигаться с ускорением, а затем сила сопротивления воздуха станет равной силе тяжести (это будет при скорости примерно 70 м/с), и тело остальные 300 м будет падать с постоянной скоростью V » 70 м/с. В этом случае формула h = gt2/2 становится неверной. Этот простой пример наглядно подчеркивает общую черту любого физического эксперимента. В любом эксперименте точность измерений какой-либо физической величины связана не только с точностью измерительных приборов, но и с тем, насколько точно принятая модель описывает данный опыт. В рассматриваемом нами опыте мы видим, что точность измерения ускорения g связана не только с точностью измерения времени t , но и с тем, можно или нет пренебречь трением о воздух. Иными словами, достаточно точно или нет, описывает формула h = gt2/2 движение тела.

    Трудности опыта связаны с большим значением ускорения свободного падения. Так как ускорение большое, то тело быстро набирает скорость, а при этом или время падения мало и его трудно точно измерить, или сама формула

    Уменьшить ускорение можно с помощью устройства, которое называют машиной Атвуда (рис. 1).

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеЧерез блок перекинута нить, на

    которой закреплены грузы массой

    М каждый. На один из грузов кла-

    дется перегрузок массой m. Уско –

    рение грузов легко найти, если а1 Т1 Т2

    ввести три предположения (выбрать

    1) блок и нить невесомы, т. е. их мас — a2

    сы равны нулю (точнее, их массы

    2) трением тела о воздух и трением

    между блоком и его осью можно пренебречь; Рис. 1.

    3) растяжением нити можно пренебречь по сравнению с ее длиной.

    С учетом этих предположений уравнения движения грузов имеют вид:

    Видео:Физика.Решение задач.Выполнялка 1Скачать

    Физика.Решение задач.Выполнялка 1

    Mg – T = — Ma

    (M + m)g – T = (M + m)a

    где Т = Т1 = Т2 – сила натяжения нити, а = а1 = а2 — ускорение грузов. Из уравнений (1) получаем:

    При равноускоренном движении без начальной скорости высота h, на которую опускается груз за время t, равна:

    откуда Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(3)

    Формально из выражения (3) следует, что время движения груза может быть сколь угодно большим, если уменьшать e. Например, если взять грузы массами М = 5 кг каждый, перегрузок массой m = 1 г, то e = 10-4, а время спуска груза с высоты h = 1 м примерно равно 45 с. Это время можно достаточно точно измерить секундомером. Однако реально такой опыт неосуществим. Мы предположили, что трение в оси блока отсутствует. Но в действительности оно есть. Весь вопрос в том, можно им пренебречь или нет.

    Если подвесить к блоку на нитях тяжелые грузы, то в оси блока будет большая сила трения. Чем массивнее грузы, тем больше сила трения. Значит, надо брать достаточно тяжелый перегрузок, чтобы преодолеть эту силу трения и привести всю систему в движение.

    Сделаем теперь количественные оценки. Пусть mo – масса такого перегрузка, который только-только страгивает блок с грузами. Это значит, что любой перегрузок меньшей массы не приводит систему в движение. В этом случае момент сил натяжения нитей равен моменту силы трения Мтр в оси блока:

    (T2 – T1 )R = mo gR = Mтр (4)

    Момент силы трения в оси блока Мтр = Fтрr, где Fтр – сила трения между

    блоком и осью, r – радиус оси.

    Сила трения Fтр между блоком и осью пропорциональна силе давления на оси блока. Тогда:

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеFтр = mN = m(2M + mo)g

    где m — коэффициент трения между Fтр

    блоком и осью, зависящий от свойств r R

    соприкасающихся поверхностей втул-

    ки блока и оси, смазки и т. п. Таким

    образом, момент силы трения в оси T1 T2

    Как видно из (6), значение eо не может быть сколь угодно малым. Оно определяется конструкцией блока (например, его радиусами R и r) и коэффициентом трения между блоком и осью.

    Так как в машине Атвуда mo > mo.

    Действительно, если масса перегрузка чуть больше mo, то трение в оси блока будет решающим образом определять движение грузов. Это движение уже не будет равноускоренным. Может даже случиться, что система будет двигаться рывками, т. е. останавливаться, затем снова придет в движение и т. д.

    Таким образом, при m @ mo, т. е. при e @ eо, формула (2) становится неверной. Можно ожидать, что при e >> eо она достаточно точно описывает реальную ситуацию. Так как eо @ 10-2, то оптимальное значение e

    10-1. Это значит, что экспериментировать надо с перегрузками 5 – 20 г (при М = 86 г). Если взять e

    g. Мы приходим к случаю почти свободного падения.

    Можно показать (см. контрольный вопрос 2), что относительная погрешность при определении ускорения грузов, связанная с пренебрежением массой блока и трением, равна

    где mбл – масса блока.

    Так как величины mo /m и mбл /(2M) одного и того же порядка 10-1, то и относительная погрешность при измерении ускорения Dа/аср

    10-1. Очевидно, что такого же порядка будет и относительная погрешность при измерении g.

    В первую очередь необходимо определить минимальную массу перегрузка mo, страгивающего блок, с тем, чтобы в дальнейшем проводить измерения с грузами, в 5 – 10 раз превышающими по массе mo. Только в этом случае можно пренебречь влиянием трения на движение системы. Не следует стремиться определить mo точно, достаточно получить ее правильную оценку “сверху”, например, выяснить, что mo не превышает 1 г или 2 г. Для определения mo можно постепенно увеличивать массу перегрузка, пока блок не придет в движение. Так как блок не может быть отцентрирован идеально, то может оказаться, что в различных начальных положениях блока массы страгивающего перегрузка различны. Поэтому нужно повторить измерения mo в разных положениях блока, а затем в качестве оценки для mo взять наибольшее из найденных значений.

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеСледует убедиться, что движение системы при достаточно большой фиксированной массе перегрузка m >> mo является равноускоренным. Для этого нужно экспериментально проверить выполнение зависимости h = at2/2. Удобно переписать это соотношение в виде

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

    из которого ясно, что в осях координат Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение , y = t прямая Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение, проходящая через начало координат, соответствует равноускоренному движению.

    Прямая Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеможет быть построена по экспериментальным точкам: для одного перегрузка m и ряда различных значений высоты h измеряется время падения груза. Измерения времени для каждой высоты производятся несколько раз, результаты усредняются и записываются в виде

    где tср – среднее арифметическое значение измеренного времени падения для данной высоты. В условиях эксперимента погрешность Dt оказывается заметно превышающей погрешность в показаниях электронного миллисекундомера (Dt, а именно: Dt >> (Dt)о = 10-3 с.

    Поэтому было бы грубой ошибкой считать, что погрешность определения времени падения равна 10-3 с.

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение

    Для построения графика на оси ординат откладываются измеренные значения tср с указанием погрешности

    где n – число измерений, ti – результат i го измерения.

    На оси абсцисс откладывается Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение. Если полученные экспериментальные точки ложатся на прямую, то движение системы можно считать равноускоренным.

    Наконец, важно выяснить, подтверждается ли на опыте зависимость времени падения от массы m перегрузка (см. (2)):

    Уравнение движения грузов если в оси блока есть трение(8)

    В осях координатУравнение движения грузов если в оси блока есть трение, y = t функция Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениеявляется уравнением прямой. Зависимость Уравнение движения грузов если в оси блока есть трениепри фиксированной высоте падения h может быть построена по экспериментальным точкам: для нескольких значениях массы перегрузка определяется время падения t = tср ± Dt.

    Измерение времени падения при каждом m повторяют несколько раз, результаты усредняют и находят среднее значение tср и разброс Dt. Полученные экспериментальные данные откладываются на осях координат: на оси ординат – значения tср с указанием погрешности Dt, на оси абсцисс – соответствующие значенияУравнение движения грузов если в оси блока есть трение, затем через полученные точки проводится прямая, и по ее наклону определяется значение g.

    1. Получите у преподавателя набор разновесов. Определите массу mo страгивающего груза. Для этого, постепенно увеличивая массу m перегрузка, определите с точностью до 0,5 г значение mo, начиная с которого блок приходит в движение. Измерения повторите при четырех положениях блока, каждый раз поворачивая блок примерно на 90о по отношению к предыдущему положению. В качестве mo следует принять наибольшее из найденных значений.

    2. Определите экспериментально зависимость времени падения t груза от высоты h. Измерения проведите при определенном выбранном значении массы перегрузка m = (5 ¸ 10)mo. При этом необходимо также, чтобы выполнялось неравенство m a=2/k1=0,22 (м/с2)

    📸 Видео

    Два тела связанные нитью и неподвижный блокСкачать

    Два тела связанные нитью и неподвижный блок

    ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: МАШИНА АТВУДАСкачать

    ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: МАШИНА АТВУДА

    Момент инерцииСкачать

    Момент инерции

    Урок 82 (осн). БлокиСкачать

    Урок 82 (осн). Блоки

    Блоки. Физика 7 классСкачать

    Блоки. Физика 7 класс

    На вертикальной оси укреплена горизонтальная штанга, по которой могут без трения - №31124Скачать

    На вертикальной оси укреплена горизонтальная штанга, по которой могут без трения - №31124

    Эта задача с ЕГЭ по Физике отправит тебя в Армию!! Самая сложная задача на блоки!Скачать

    Эта задача с ЕГЭ по Физике отправит тебя в Армию!! Самая сложная задача на блоки!

    Урок 87. Движение по наклонной плоскости (ч.1)Скачать

    Урок 87. Движение по наклонной плоскости (ч.1)

    Физика. Задача о грузах, подвешенных на блоке.Скачать

    Физика. Задача о грузах, подвешенных на блоке.

    Физика На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы массами 0,3 и 0,2 кг. С какимСкачать

    Физика На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы массами 0,3 и 0,2 кг. С каким

    Урок 315. Решение задач динамикиСкачать

    Урок 315. Решение задач динамики

    Урок 93. Основное уравнение динамики вращательного движенияСкачать

    Урок 93. Основное уравнение динамики вращательного движения

    Алгоритм решения задач на второй закон Ньютона часть 1| Физика TutorOnlineСкачать

    Алгоритм решения задач на второй закон Ньютона часть 1| Физика TutorOnline

    Как решить любую задачу по механике. АлгоритмСкачать

    Как решить любую задачу по механике. Алгоритм

    Урок 86. Движение связанных тел (ч.2)Скачать

    Урок 86. Движение связанных тел (ч.2)
    Поделиться или сохранить к себе: