Силы, действующие на агрегат.В динамическом отношении машинно-тракторный агрегат представляет собой систему твердых тел, связанных между собой жесткими и упругими связями. Агрегат движется и работает в результате взаимодействия сил, действующих на него.
Источником энергии для агрегата с трактором, оборудованным тепловым двигателем, является топливо. Тракторный двигатель, преобразуя энергию топлива в механическую, реализует
ее в виде крутящего момента Ме. Весь момент (для прицепного агрегата) или часть его (для приводного) через трансмиссию передается движителю, в результате чего при достаточном сцеплении трактора с почвой создается движущая сила F. Она сообщает трактору и машинам ускорение при трогании с места и при изменении скорости движения, а также преодолевает их сопротивление при установившемся движении (постоянной скорости).
На рисунке представлена общая схема внешних сил, действующих на трактор, при его движении на подъем с углом а.
В направлении движения можно выделить следующие силы: 1) силу F, движущую агрегат; 2) силы сопротивления — тяговое сопротивление рабочей части агрегата Rа, возникающее в связи с перемещением и выполнением рабочей машиной технологического процесса; сопротивление движению трактора Pf, возникающее в связи с деформацией почвы ходовой частью, механическими потерями и т. п.; сопротивление воздушной среды Рвозд и сопротивление подъему (спуску) трактора Pα= ±Gsinα (G —вес трактора*). Общее сопротивление Pc=Rа + Pf + PB03Д.± Pα
Среди внешних сил сопротивления, действующих на агрегат решающее значение имеет сопротивление рабочей части агрегата (рабочей машины) Rа.
В направлении, перпендикулярном к плоскости движения действуют следующие внешние силы: 1) составляющая веса трактора G cosα; 2) составляющие реакции почвы, действующие на ведущие и направляющие колеса RB и RH (для колесного трактора) или Rосн (для гусеничного); 3) составляющая от воздействия рабочей машины Rв.м.
Работа и движение агрегата возможны только при определенном соотношении скорости движения v, приведенной массы агрегата т и сил, действующих на агрегат (трактор) в направлении движения. Это соотношение определяется уравнением движения
В ряде случаев сельскохозяйственные агрегаты характеризуются переменной массой машин (главным
образом из-за поступления или разгрузки материалов). В этом случае уравнение движения агрегата имеетболее сложный вид. В эксплуатационных расчетах приведенную массу машин принимают постоянкой.
Вследствие непрерывного изменения условий: свойств почвы глубины обработки, микрорельефа и других, которые имеют случайный (в вероятностно-статистическом смысле) характер, все величины, входящие в уравнение движения, в процессе работы агрегата также имеют случайный характер и непрерывно изменяются. В связи с этим изменяется (как правило, по закону нормального распределения) и ускорение dυ/dt. Это сказывается на качестве технологического процесса и ухудшает работу агрегата. Для каждого технологического процесса существуют допустимые пределы вариации ускорения.
Если движущая сила F и силы сопротивления Рс изменяются сравнительно мало, то ускорение dυ/dt зависит только от приведенной массы агрегата: чем она больше, тем меньше ускорение. Поэтому при прочих равных условиях агрегаты, имеющие большую массу, устойчивее в своем движении.
Поскольку m dυ/dt представляет собой приведенную силу инерции pj, направленную в сторону, противоположную направлению ускорения, то силы, действующие в направлении движения агрегата, можно представить уравнением, которое называется тяговым балансом агрегата:
Так как скорости движения машинно-тракторных агрегатов сравнительно небольшие, сопротивление воздушной среды невелико и им обычно пренебрегают, принимая Рвозд = 0.
В большинстве практических расчетов по ЭМТП (кроме процесса разгона и торможения агрегата), имея в виду закон нормального распределения ускорения, его считают по среднему значению, (dv/dt = 0), т. е. принимают, что движение установившееся.
В этом случае тяговый баланс определяется тем, что движущая сила равна сумме сил сопротивления, которые она преодолевает:
В случае когда требуется учитывать мгновенные значения действующих сил (при рассмотрении качества технологического процесса, прочности и вибрации частей трактора, действия автоматических устройств, при расчете ряда экономических показателей и т. д.), следует исходить из неустановившегося характера движения и принимать в расчет ±Рj.
Как видно из уравнений и из рисунка тяговый баланс определяет соотношение фактических усилий, причем в случае установившегося движения тяговое усилие Рт = Rа, а движущая сила F = PC. Предельные же (или оптимальные) значения этих величин характеризуют эксплуатационные свойства трактора и зависят вовсе не от значения преодолеваемых сопротивлений, а от возможностей (свойств) самого трактора и его двигателя.
Видео:Физика - уравнения равноускоренного движенияСкачать
Сельскохозяйственные и мелиоративные машины
Видео:13-2 Работа генераторного агрегата на нагрузку. Уравнение движения ротора генератораСкачать
Тяговый и мощностной баланс трактора
Тяговый баланс трактора
На рисунке 1 представлена схема внешних сил, действующих на гусеничный трактор, движущийся ускоренно и на подъеме с углом α .
Рисунок 1. Схема внешних сил, действующих на трактор
В направлении движения действует только одна активная сила, это сила движущая агрегат F .
Все другие силы, направленные в противоположную сторону движения трактора — это силы сопротивления:
— составляющая тягового сопротивления рабочей части агрегата Rа , возникающая в связи перемещением и выполнением рабочими машинами технологического процесса (приложенная к трактору она называется тяговым усилием Pкр ),
— сопротивление движению самого трактора со стороны опорной поверхности Pf ,
— сопротивление воздушной среды Pв ,
— силы инерции Pj ,
— дополнительное сопротивление на преодоление подъема (спуска) Pα .
Сумма сил сопротивления движения трактора может быть выражена формулой:
Так как mпр•dv/dt представляет собой приведенную силу инерции Pj , то уравнение движения агрегата с учетом формулы (1) может быть представлена уравнением, в котором сила, движущая агрегат, равна алгебраической сумме внешних сил, действующих на движущийся трактор:
Формула (2) называется уравнением тягового баланса трактора .
В направлении, перпендикулярном движению агрегата, действуют следующие внешние силы: составляющая веса трактора m∙g∙cosα , составляющая от воздействия рабочих машин на трактор Rвм = Pкр∙tgβ и соответствующие реакции почвы Rосн (для гусеничного трактора) или действующие на ведущие Rв и направляющие колеса Rн (колесных тракторов).
Сопротивление движению трактора со стороны почвы зависит от конструкции ходового аппарата и веса трактора, свойств и неровностей почвы, величины тягового усилия, скорости движения. Все эти факторы находятся в сложной взаимосвязи и определение сопротивления движению от каждого фактора в отдельности весьма затруднительно.
Поэтому для практических расчетов сопротивления передвижению используют упрощенную зависимость:
где m – эксплуатационная масса трактора, кг;
mм – масса рабочей машины, кг;
р – коэффициент, показывающий, какая часть массы рабочей машины нагружает трактор;
f – коэффициент пропорциональности, обычно называемый коэффициентом сопротивления передвижения;
g – ускорение свободного падения, м/с 2 .
Понятие эксплуатационной массы включает конструктивную массу трактора, массу тракториста (по стандарту 75 кг), массу балластных грузов и возимого инструмента, массу полной заправки всех емкостей горюче-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью и массу устанавливаемого на тракторе дополнительного оборудования, указанного в технической документации.
Из рисунка 1 видно, что сопротивление подъему (спуску) выражается зависимостью:
Поскольку углы подъемов (спусков) небольшие, то без большой ошибки можно принять sinα ≈ tgα , а tgα = h/l = i (то есть отношение величины подъема h к величине ее заложения l ). Тогда сопротивление подъему можно представить более удобной для расчета формулой:
Из формулы (5) видно, что при подъеме (спуске) на один процент (градус) сопротивление машины изменяется (увеличивается или уменьшается в зависимости от знака) на один процент ее веса.
Сопротивление воздушной среды Pв обычно учитывается при относительной скорости воздушного потока более 18 км/ч.
Так как скорости движения машинно-тракторных агрегатов сравнительно небольшие то, сопротивление воздушной среды невелико и им обычно при расчетах пренебрегают, принимая Рв = 0 .
Величина dv/dt зависит от большого числа случайных факторов и, как показывают многочисленные опытные данные, распределена по нормальному закону. Поэтому наиболее вероятной средней величиной ускорения прямолинейно-поступательного движения является нуль. Это служит основанием для упрощения расчетов по составлению агрегатов, принимая движение установившимся и Pj = 0 .
Силы инерции Pj обычно учитывают при расчете разгона или торможения МТА, когда ускорение может достигать 10 м/с 2 .
В большинстве практических расчетов по составлению МТА принимают, что движение установившееся ( dv/dt = 0 ) и сопротивление воздушного потока невелико.
В этом случае уравнение тягового баланса трактора имеет вид:
Как видно из уравнения (6) и рисунка 1 в случае установившегося движения тяговое усилие трактора Ркр = Rа , движущая агрегат сила F = Pс .
Мощностной баланс трактора
Как известно, мощность — это произведение силы на скорость движения тела под действием этой силы. Поэтому, аналогично тому, как составляется баланс сил, описывается и баланс мощностей, называемый уравнением мощностного баланса.
Уравнение мощностного баланса показывает, на какие составляющие расходуется эффективная мощность двигателя Nе , и в общем виде записывается:
где Nтр — потери мощности в трансмиссии, кВт;
Nf — потери мощности на качение (самопередвижение) трактора;
Nб — потери мощности на буксование;
Nа — потери мощности на преодоление подъема;
Nj — потери мощности на преодоление сил инерции;
NВОМ — мощность, отводимая через вал отбора мощности трактора (ВОМ);
Nв — потери мощности на преодоление сопротивления воздуха;
Nкр — полезная мощность на крюке.
Обычно для оценки тяговых и мощностных качеств трактора мощностной баланс рассматривают для случая движения по горизонтальной дороге в установившемся режиме без отбора мощности через ВОМ. При этом потерей мощности на преодоление сопротивления воздуха пренебрегают. При постоянной скорости движения машины не учитывают и потери на преодоление сил инерции.
Видео:Основное уравнение динамики вращательного движения. 10 класс.Скачать
Уравнение движения машинного агрегата и его решение
Составляем уравнение движения машинного агрегата, которое может быть записано (на основании уравнения Лагранжа 2-го рода) в форме:
(2.30)
где: — угол поворота звена приведения
— приведенные к этому звену момент инерции агрегата, момента движущих сил и момента сил сопротивления, выраженные в виде периодических зависимостей.
Интегрирование уравнения ведется в предположении, что закон движения может быть представлен в виде суммы равномерного вращения и малых периодических колебании
, (2.31)
где: ω0 – средняя угловая скорость, подлежащая определению;
ψ(t) – динамическое отклонение угла поворота от среднего значения , удовлетворяющее условию .
Преобразуем дифференциальное уравнение:
-в левую часть перенесем слагаемые, не зависящие от угла поворота кривошипного вала;
-в правую часть перенесем слагаемые, зависящие от угла поворота кривошипного вала.
Тогда уравнение движения машинного агрегата, может быть записано в виде:
Уравнение решается методом последовательных приближений.
Исходное приближение определяется как решение уравнения:
(2.32)
Эксплуатационный момент двигателя приведенный к кривошипному валу рабочей машины равен: . (2.33)
Определяем среднее значение угловой скорости кривошипного вала рабочей машины:
(2.34)
В дальнейшем дифференциальное уравнение решаем в такой последовательности:
Определим амплитудные значения возмущающего момента для трех гармоник по зависимости:
. (2.35)
аналогично для n=2,3 значения амплитудного значения возмущающего момента представлены в виде таблицы 2.10.
Таблица 2.10 Значения амплитудного значения возмущающего
L1 | L2 | L3 |
183,719254 | 9,40606594 | 29,5476978 |
Определим изменения возмущающих моментов
(2.36)
Для n=1 , получим:
=
Аналогично определяем для и n=1.2.3 Полученные результаты в таблицу 2.11
Таблица 2.11 Значения возмущающего момента
Угол поворота кривошипа ° | L1(f) | L2(f) | L3(f) | L(f)=L1(F)+L2(F)+L3(F) |
-168,897 | 9,067161 | 25,2132287 | -134,61695 | |
-110,122 | 2,366671 | -15,406477 | -123,16208 | |
-21,84 | -6,70049 | -25,213229 | -53,753759 | |
72,29422 | -9,06716 | 15,4064775 | 78,6335337 | |
147,0573 | -2,36667 | 25,2132287 | 169,903855 | |
182,4165 | 6,70049 | -15,406477 | 173,710506 | |
168,8973 | 9,067161 | -25,213229 | 152,751269 | |
110,1223 | 2,366671 | 15,4064775 | 127,895424 | |
21,84004 | -6,70049 | 25,2132287 | 40,3527777 | |
-72,2942 | -9,06716 | -15,406477 | -96,767856 | |
-147,057 | -2,36667 | -25,213229 | -174,6372 | |
-182,416 | 6,70049 | 15,4064775 | -160,30952 | |
-168,897 | 9,067161 | 25,2132287 | -134,61695 |
По данным таблицы 2.11 строим графики изменения возмущающего момента
(2.37)
где:YL – отрезок изображающий L, мм.
Определим углы сдвига вектора возмущающего момента n-й гармоники по отношению к вектору постоянного момента L0
(2.38)
=
(2.39)
Аналогично определяем и результаты представлены в виде таблицы 2.12.
Таблица 2.12 Численные значения углов сдвига возмущающего момента
cos | |||||
-0,91861 | -0,39516 | 0,963933 | 0,266144 | 0,853161 | 0,521648 |
=203,2757 0 | =15,43496 0 | =31,44285 0 |
По данным таблицы 2.12 строим диаграмму углов сдвига вектора возмущающего момента.
Определим амплитудные значения динамического отклонения угловой координаты:
(2.40)
Таблица 2.13 Численные значения амплитуды
А1.м | А2.м | А3.м |
0,06412774 | 0,00164142 | 0,00343683 |
Определим величину угла сдвига амплитуды угловой координаты n-й гармоники
(2.41)
(2.42)
Аналогично определяем и результаты представлены в виде таблицы 2.14.
Таблица 2.14 Численные значения угла сдвига амплитуды угловой координаты
cos | |||||
-0,00884 | -0,99996 | -0,01767 | -0,99984 | -0,0265 | -0,99965 |
=269,4937 0 | =268,9874 0 | =268,4813 0 |
По данным таблицы 2.14 строим диаграмму углов сдвига вектора угловой скорости
Определим динамическое отклонение по углу поворота кривошипного вала
(2.43)
Для получим:
=
Определим динамическое отклонение по угловой скорости кривошипного вала
(2.44)
Для получим:
(2.45)
Определим угловое ускорение кривошипного вала
(2.46)
Для получим:
Аналогично определяем , и для результаты расчетов сводим в таблицу 2.15.
Таблица 2.15 Значения динамических отклонений
Угол поворота кривошипного вала | Динамическое отклонение ,м | Динамическое отклонение ,с -1 | Угловое ускорение ,с -2 |
-0,02246 | -0,4893944 | 0,81967661 | |
-0,04633 | -0,4492857 | 1,91370668 | |
-0,06411 | -0,2034233 | 8,01451866 | |
-0,06262 | 0,34010907 | 9,4675229 | |
-0,03889 | 0,612554 | 3,23563477 | |
-0,00653 | 0,63124961 | -1,4908813 | |
0,02327 | 0,55550419 | -1,1692865 | |
0,049493 | 0,46777026 | -3,2782211 | |
0,066465 | 0,15579801 | -9,0294231 | |
0,061812 | -0,3415444 | -9,117913 | |
0,035726 | -0,6310386 | -1,8711204 | |
0,004179 | -0,5836244 | 2,50578573 |
Поданным таблицы 2.15 строим графики:
график изменения динамического отклонения по углу поворота кривошипного вала в масштабе:
(2.47)
где:Y — отрезок изображающий значение на графике
график изменения динамического отклонения угловой скорости кривошипного вала
в масштабе:
(248) |
где:Y — отрезок изображающий значение на графике
график изменения углового ускорения кривошипного вала в масштабе:
(2.49)
Определим коэффициент неравномерности хода машинного агрегата
Определенный коэффициент выше заданного: δ =0,163>[δ]=0,13, необходимо определить дополнительную массу для чего производим расчет маховика.
🔍 Видео
Урок 7. Механическое движение. Основные определения кинематики.Скачать
Поступательное и вращательное движения.Скачать
Закон рычагаСкачать
Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.Скачать
Уравнение равномерного движения. Решение задач по теме.Скачать
Поступательное и вращательное движенияСкачать
Урок 15. Решение задач на графики движенияСкачать
Вращательное движение. 10 класс.Скачать
Равноускоренное движение. Вывод формулСкачать
Урок 89 (осн). Задачи на вращательное движение - 1Скачать
10 класс - Физика - Кинематические и динамические характеристики движенияСкачать
Физика 10 класс (Урок№6 - Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.)Скачать
1 3 Кинематика вращательного движенияСкачать
Функция Лагранжа. Уравнения Лагранжа. Интегралы движения.Скачать
Урок 246 Условия существования постоянного тока. Электродвижущая силаСкачать
Механизм преобразования вращательного движения в поступательноеСкачать
Пример 1. Задача "Машина Атвуда"Скачать