Электролитической диссоциацией называют процесс, в ходе которого молекулы растворенного вещества распадаются на ионы в результате взаимодействия с растворителем (воды). Диссоциация является обратимым процессом.
Диссоциация обуславливает ионную проводимость растворов электролитов. Чем больше молекул вещества распадается на ионы, тем лучше оно проводит электрический ток и является более сильным электролитом.
В общем виде процесс электролитической диссоциации можно представить так:
KA ⇄ K + (катион) + A — (анион)
Замечу, что сила кислоты определяется способностью отщеплять протон. Чем легче кислота его отщепляет, тем она сильнее.
У HF крайне затруднен процесс диссоциации из-за образования водородных связей между F (самым электроотрицательным элементом) одной молекулы и H другой молекулы.
- Напишите уравнения диссоциации соляной кислоты и уксусной кислоты?
- Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты?
- Напишите уравнение электрической диссоциации соляной кислоты и сокращенное ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации?
- Диссоциация борной кислоты H3BO3 протекает в заметной степени только по первой ступени?
- Напишите уравнение диссоциации кислоты H2CrO4?
- Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты?
- Напишите уравнение электролитической диссоциации соляной кислоты и сокращённое ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации?
- Напишите уравнение электролитической диссоциации :Соляной кислотысульфата железа(III)фосфата натрия?
- Уравнения напишите плиз?
- Каким уравнением можно вырозить процес диссоциации соляной кислоты ?
- Напишите уравнение реакции диссоциации сернистой кислоты?
- Лабораторные работа. лаборат%20работы. Электролитическая диссоциация
- Zn(OH) 2 + 2HCl→ZnCl2 + 2H2O
- Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4]
- 🔥 Видео
Ступени диссоциации
Некоторые вещества диссоциируют на ионы не в одну стадию (как NaCl), а ступенчато. Это характерно для многоосновных кислот: H2SO4, H3PO4.
Посмотрите на ступенчатую диссоциацию ортофосфорной кислоты:
Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов.
Для серной кислоты диссоциация будет выглядеть так:
Для средних солей диссоциация чаще всего происходит в одну ступень:
Из одной молекулы ортофосфата натрия образовалось 4 иона.
Из одной молекулы сульфата калия образовалось 3 иона.
Электролиты и неэлектролиты
Химические вещества отличаются друг от друга по способности проводить электрический ток. Исходя из этой способности, вещества делятся на электролиты и неэлектролиты.
Электролиты — жидкие или твердые вещества, в которых присутствуют ионы, способные перемещаться и проводить электрический ток. Связи в их молекулах обычно ионные или ковалентные сильнополярные.
К ним относятся соли, сильные кислоты и щелочи (растворимые основания).
Степень диссоциации сильных электролитов составляет от 0,3 до 1, что означает 30-100% распад молекул, попавших в раствор, на ионы.
Неэлектролиты — вещества недиссоциирующие в растворах на ионы. В молекулах эти веществ связи ковалентные неполярные или слабополярные.
К неэлектролитам относятся многие органические вещества, слабые кислоты, нерастворимые в воде основания и гидроксид аммония.
Степень их диссоциации до 0 до 0.3, то есть в растворе неэлектролита на ионы распадается до 30% молекул. Они плохо или вообще не проводят электрический ток.
Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения
Молекулярное уравнение представляет собой запись реакции с использованием молекул. Это те уравнения, к которым мы привыкли и которыми наиболее часто пользуемся. Примеры молекулярных уравнений:
Полные ионные уравнения записываются путем разложения молекул на ионы. Запомните, что нельзя раскладывать на ионы:
- Слабые электролиты (в их числе вода)
- Осадки
- Газы
Сокращенное ионное уравнение записывается путем сокращения одинаковых ионов из левой и правой части. Просто, как в математике — остается только то, что сократить нельзя.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Блиц-опрос по теме Электролитическая диссоциация
Видео:Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. 9 класс.Скачать
Напишите уравнения диссоциации соляной кислоты и уксусной кислоты?
Химия | 5 — 9 классы
Напишите уравнения диссоциации соляной кислоты и уксусной кислоты.
Почему в первом уравнении необходимо поставить знак равенства, а во втором — знак обратимости?
тому , що соляна кислота — сильний електроліт , а оцтова — слабкий.
Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты?
Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты.
Примите во внимание, что эта кислота обратимо диссоциируется по трем ступеням.
Видео:Лабораторная работа №16. Свойства уксусной кислоты. 9 класс.Скачать
Напишите уравнение электрической диссоциации соляной кислоты и сокращенное ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации?
Напишите уравнение электрической диссоциации соляной кислоты и сокращенное ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации.
Видео:ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
Диссоциация борной кислоты H3BO3 протекает в заметной степени только по первой ступени?
Диссоциация борной кислоты H3BO3 протекает в заметной степени только по первой ступени.
Напишите уравнение диссоциации этой кислоты по данной ступени.
Видео:Задание 13: Все про электролитическую диссоциацию на ОГЭСкачать
Напишите уравнение диссоциации кислоты H2CrO4?
Напишите уравнение диссоциации кислоты H2CrO4.
Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ кислот оснований и солей | Как писать УРАВНЕНИЯ ДИССОЦИАЦИЙСкачать
Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты?
Напишите уравнение диссоциации фосфорной кислоты.
Видео:Вся теория по карбоновым кислотам для ЕГЭ | Химия ЕГЭ для 10 класса | УмскулСкачать
Напишите уравнение электролитической диссоциации соляной кислоты и сокращённое ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации?
Напишите уравнение электролитической диссоциации соляной кислоты и сокращённое ионно — молекулярное уравнение реакции нейтрализации.
Видео:КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать
Напишите уравнение электролитической диссоциации :Соляной кислотысульфата железа(III)фосфата натрия?
Напишите уравнение электролитической диссоциации :
Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Уравнения напишите плиз?
Уравнения напишите плиз.
Уксусная кислота плюс 2гранулы цинка.
Соляная кислота плюс 2 гранулы цинка.
Видео:Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. 9 класс.Скачать
Каким уравнением можно вырозить процес диссоциации соляной кислоты ?
Каким уравнением можно вырозить процес диссоциации соляной кислоты ?
Видео:Задание 13. Диссоциация, как писать уравнения диссоциации? | Химия ОГЭ | УмскулСкачать
Напишите уравнение реакции диссоциации сернистой кислоты?
Напишите уравнение реакции диссоциации сернистой кислоты.
На этой странице находится ответ на вопрос Напишите уравнения диссоциации соляной кислоты и уксусной кислоты?, из категории Химия, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Химия. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
Железная стружка, кварцевый песок, хлорид натрия. 1) Железная стружка вытягивается магнитом. 2) Остаток разбавляется водой. Песок оседает. Соль растворяется. 3) Раствор сливается и выпаривается до твердого остатка — соли.
CO2 — кислотный оксид. С кислотным оксидом и водой реагирует основный оксид, которому соответствует растворимое основание. Al2O3 — амфотерный оксид, P2O5 — кислотный оксид, Li2O — основный оксид, которому соответствует растворимое основание LiOH Cu..
CaO + CO2 = CaCO3 Так запиши.
Na + H2O = > NaOH + H2O. + Q или + 281кДж экзотермическая реакция.
1. Химические 2. Физические 3. Химические 4. Физические 5. Физические.
N(hcl) = 112 / 22. 4 = 5моль n = m / M m = n * M m = 36, 5 * 5 = 182, 5г.
Надеюсь правильно. Примного извиняюсь за ошибки(シ_ _)シ.
Ответ смотри в фотографии.
Вот, только в последней реакции есть сомнения насчёт того, как уравнять : скореесли всего, не надо ставить ппред остром цинка двойку.
Видео:Диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Проводник второго рода. Химия – ПростоСкачать
Лабораторные работа. лаборат%20работы. Электролитическая диссоциация
Название | Электролитическая диссоциация |
Анкор | Лабораторные работа |
Дата | 02.11.2021 |
Размер | 49.97 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | лаборат%20работы.docx |
Тип | Лабораторная работа #261898 |
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Ответы%20к%20лекции%20s %20и%20p-элементы.docx, Ответы к лекции Периодическая система ДИ Менделеева.docx, Лекция%2011%20ОВР.docx. Показать все связанные файлы Подборка по базе: Электролиттік диссоциация теориясы.pptx, КР Электролитическая диссоциация.docx, 4.Д. з. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электрол, Электромеханическая диссоциация.docx, ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ И ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.docx, Реферат Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, основа Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация» Приборы и реактивы. Прибор для сравнения электропроводности растворов. Криоскоп. Стакан емкостью 50 мл. Сахар (порошок). Хлорид натрия. Хлорид калия. Иодид калия. Нитрат калия. Нитрат натрия. Мрамор (мелкие кусочки). Ацетат натрия. Хлорид аммония. Цинк. Индикаторы: лакмусовая бумага, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Растворы: соляной кислоты (2 н 0.1 н 0,5 н); уксусной кислоты (2 н; 0.1 н); едкого натра (2 н; 0,1 н; 0,5 н); аммиака (2 н.; 0,1 н); сульфата магния (0,5 н); силиката натрия (0,5 н); хлорида алюминия (0,5 н); сульфата никеля (0,5 н); сульфата цинка (0,5 н). Опыт 1. Сравнение электропроводности растворов некоторых электролитов Цель: экспериментально определить электропроводность растворов некоторых электролитов Внести в стакан с водой 4-5 микрошпателей измельченного сахара. Является ли проводником раствор сахара? Перенести электроды в стакан с дистиллированной водой и промыть их В сухой стакан насыпать поваренную соль так, чтобы она покрыла дно стакана. Опустить в соль электроды. Проводит ли ток сухая соль? Прилить из промывалки 20-30 мл дистиллированной воды. Что наблюдается? Промыть электроды в стакане с дистиллированной водой. Объяснить, почему раствор соли является проводником тока, хотя чистая вода и сухая соль, взятые в отдельности, тока не проводят. В четыре стакана емкостью 50 мл каждый налить по 20-30 мл 0,1 н. растворов: в первый – соляной кислоты, во второй – едкого натра, в третий – уксусной кислоты, в четвертый – раствора аммиака. Испытать электропроводность этих растворов, погружая в них электроды. После каждого испытания промывать электроды в стакане с дистиллированной водой. Во время опыта следить за накалом лампочки и по степени ее накала сделать качественный вывод о силе исследуемых кислот и оснований. Последние два раствора (уксусной кислоты и аммиака) слить вместе и испытать электропроводность полученного раствора. Объяснить разницу в степени накала лампочки в этом случае и в случае прохождения тока через уксусную кислоту и раствор аммиака, взятые отдельно. Описать наблюдаемые явления и объяснить их. Ход работы:
Выводы: Из результатов эксперимента приведенных в таблице, можно сделать следующий вывод: вещества, образованные сильнополярной ковалентной и ионной связью при растворении в воде способны проводить электрический ток, так как образуют ионы. Образование ионов в растворах электролитов с ковалентной полярной связью связан с процессом электролитической ионизации, трансформации полярной молекулы в ионную. Цель: экспериментально изучить характер гидроксидов, результаты подтвердить уравнениями химических реакций. Пронумеровать 5 пробирок и внести по 4-5 капель 0,5 н. растворов: в первую пробирку МgCl 2 , во вторую — AlCl 3 в третью — Na 2 SiO 3 , в четвертую-NiSO 4 , в пятую – ZnSO 4 . Прибавить в пробирки 1, 2, 4, 5 по несколько капель (до начала выпадения осадков гидроксидов) 0,5 н. раствора щелочи, в пробирку 3-2 н. раствора соляной кислоты. Определить химический характер выпавших гидроксидов. Для этого половину суспензии гидроксида магния отлить в чистую пробирку и прибавить к ней 4-5 капель 0,5н. раствора HCl, к оставшейся части в первой пробирке дополнительно 6-8 капель 0,5 н. раствора щелочи. В обоих ли случаях растворился осадок? Кислотными, основными или амфотерными свойствами обладает Mg(OH)2 ?
Аналогичным образом исследовать свойства гидроксидов алюминия, кремния, никеля (II) и цинка. В чем они растворяются? Каковы их химические свойства? Запись данных опыта и обсуждение некоторых факторов, оказывающих влияние на различный характер диссоциации гидроксидов. 1. Записать в виде таблицы данные, относящиеся к характеру диссоциации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидроксид | Mg(OH)2 + 2HCl→MgCl2 + 2H2O Mg(OH)2 + NaOH→ реакция не идет | Mg(OH)2 | Mg(OH)2↔Mg 2+ +2OH — Диссоциация по типу основания (слабое основание) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидроксид | Al(OH)3 + 3HCl→AlCl3 + 3H2O Al(OH)3 + NaOH= Na[Al(OH) 4 ] | Al(OH)3 | 3H + AlO3 3- ↔H3AlO3 ↔ Al(OH)3↔ Al 3+ + 3OH — Диссоциация по типу Диссоциация по типу H + +[ Al(OH)4] — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидроксид | H 2 SiO 3 | H 2 SiO 3 ↔ 2 H + + SiO 3 -2 Диссоциация по типу кислоты (слабая кислота) |
Сколько электронов находится на внешнем электронном уровне ионов Mg 2 , Al 3 и
атома кремния в степени окисления + IV?
На внешнем энергетическом уровне ионов Mg 2+ , Al 3+ и Si 4+ электроны отсутствуют, кислотные свойства усиливаются в прямой зависимости от увеличения степени окисления.
В прямой или обратной зависимости находится
усиление кислотных свойств гидроксидов от увеличения заряда ионов (степени окисления
атомов), гидроксиды которых рассматриваются?
Радиусы ионов Mg 2 ,Al 3 и атома кремния в степени окисления +IV соответственно
равны (по Полингу) 0,065; 0,050 и 0,041 нм.
Как влияет изменение радиусов ионов на характер химических свойств гидроксидов?
Радиус ионов влияет на характер химических свойств гидроксидов, чем меньше радиус тем сильнее кислотные свойства.
2. Составить вторую таблицу, относящуюся к диссоциации гидроксидов магния,
никеля, цинка, когда ионы элементов имеют одинаковые заряды и близкие радиусы.
Ион, гидроксид, которого рассматри вается | Радиус а ионов | Химические | ||
Mg 2 | 0,065 | На внешней электронной оболочке электронов -0 | основные | Mg(OH)2↔Mg 2+ +2OH — |
Ni 2 | 0,069 | На внешней электронной оболочке электронов -0 | основные | Ni(OH)2↔Ni 2+ +2OH — |
Zn 2 | 0,071 | На внешней электронной оболочке электронов -0 | амфотерные | Zn 2 + 2OH↔ Zn(OH) 2 ↔ 2H+ [Zn(OH) 4 ] 2 |
Какое влияние оказывает внешняя оболочка ионов на характер диссоциации гидроксидов,
если известно, что Mg(OH) 2 более сильное основание, чем Ni(OH) 2 ?
Поляризующее действие ионов зависит от их типа, заряда и радиуса. Оно тем значительнее, чем больше заряд, чем меньше радиус и чем устойчивее электронная оболочка иона. Наибольшее поляризующее действие оказывают те ионы, которые сами слабо поляризуются. Поэтому если данный элемент образует ионы различного заряда, то их поляризующая сила резко возрастает с увеличением заряда, так как одновременно с увеличением заряда уменьщается их радиус. Наоборот, многоатомные (комплексные) ионы больших размеров, как правило, сильно деформируемые, обычно оказывают незначительное поляризующее действие.
Сделать общий вывод о влиянии радиуса, заряда и внешней электронной оболочки ионов
на характер диссоциации гидроксидов.
При написании уравнений диссоциации амфотерных гидроксидов учесть, что в щелочных
водных растворах они переходят в комплексные гидроксоионы. Например, уравнение
диссоциации амфотерного гидроксида цинка записывается следующим образом:
Zn 2 + 2OH↔ Zn(OH) 2 ↔ 2H+ [Zn(OH) 4 ] 2
Написать уравнения растворения Zn(OH) 2 и Al(OH) 3 в кислоте и щелочи.
Видео:Диссоциация кислот.Скачать
Zn(OH) 2 + 2HCl→ZnCl2 + 2H2O
Видео:73. Диссоциация кислот и основанийСкачать
Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4]
Вывод : На основе проведённых экспериментов можно сделать следующий вывод: на силу и характер гидроксида оказывает влияние радиус иона и строение внешней электронной оболочки. Чем больше радиус иона и чем больше электронов на внешней оболочке, тем слабее гидроксид, его свойства меняются от основных к амфотерным и затем кислотным.
Опыт 3. Сравнение химической активности кислот/
Цель: экспериментально изучить свойства кислот, сравнить их химическую активность.
а) Взаимодействие соляной и уксусной кислот с мрамором
В одну пробирку внести 3-4 капли 2н. раствора уксусной
кислоты, в другую столько же 2н. раствора соляной кислоты. Выбрать два приблизительно
одинаковых по величине кусочка мрамора и бросить по одному в каждую пробирку. Какой газ
выделяется?
реагенты | Наблюдения | Уравнения реакции | выводы |
HCl, мрамор | Реакция идет энергично, бурно, вскипает | СаCO3 + 2HCl→CaCl2 +H2O +CO2↑ | Соляная кислота сильная, а уксусная органическая более слабая. Активнее реагирует мрамор с раствором, в котором в большем количестве присутствуют ионы гидроксония H 3 O + . |
CH3COOH, мрамор | Реакция идет бурно, но менее активно чем с соляной кислотой | СаСО 3 +2СН 3 СООН=Са (СН3СОО) 2 +СО 2 ↑+Н 2 О СаСО 3 +2СН 3 СОО — + 2Н + =Са 2+ + 2СН3СОО — +СО 2 ↑+Н 2 О СаСО 3 +2Н + =Са2+ +СО 2 ↑+Н 2 О |
Запись данных опыта.
В пробирке процесс идет более энергично? Написать
молекулярные и ионные уравнения реакций. От концентрации каких ионов зависит скорость
выделения газа? В растворе какой кислоты концентрация этих ионов больше?
Сделать вывод об относительной силе исследованных кислот.
б) Взаимодействие соляной и уксусной кислоты с цинком.
Цель: экспериментально изучить свойства кислот при взаимодействии с металлами.
Выполнение работы. В одну пробирку до одной трети ее объема налить 2н. раствор
соляной кислоты, в другую — столько же 2н. раствора уксусной кислоты. Выбрать два одинаковых
по величине кусочка цинка. В каждую пробирку бросить по одному кусочку.
Запись данных опыта. В каком случае водород выделяется более энергично?
Написать ионные уравнения реакций. Объяснить наблюдаемое различие в скоростях реакций.
реагенты | наблюдения | Уравнения реакции | выводы |
НCl, Zn | реагирует быстро, с образованием небольших пузырьков и выделением водорода. | Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂↑ Zn + 2H + +2Cl — →Zn 2+ + 2Cl — +H2↑ Zn + 2H + →Zn 2+ +H2↑ | В пробирке с уксусной кислотой водород выделяется с меньшей скоростью. Это можно объяснить тем, что уксусная кислота обладает меньшими кислотными свойствами по сравнению с соляной кислотой. |
CH3COOH, Zn | Уксусная кислота слабая, и цинк растворяется в ней очень медленно — пузырьки водорода еле выделяются. реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании). | 2СH3СООН + Zn = H2↑ +( CH3COO)2 Zn 2H + + Zn = H2 ↑+ Zn 2+ |
Опыт 4. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов
Цель: экспериментально определить условия смещения равновесия диссоциации слабых электролитов.
а ) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты
Выполнение работы. В две пробирки внести по 5-7 капель 0,1 н. раствора уксусной
кислоты. В каждую пробирку прибавить одну каплю метилового оранжевого. Под влиянием каких
ионов метиловый оранжевый принимает розовую окраску? Одну пробирку с уксусной кислотой
оставить в качестве контрольной, а в другую внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия и
перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской
раствора в контрольной пробирке. На изменение концентрации каких ионов указывает изменение
окраски метилового оранжевого?
Запись данных опыта. Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и
выражение константы ее диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации
кислоты при добавлении к ней ацетата натрия. Как меняются при этом степень диссоциации
уксусной кислоты и концентрация ионов Н ?
реагенты | наблюдения | Уравнения реакции | выводы |
В первую пробирку внести по 5-7 капель 0,1 н. раствора уксусной кислоты и прибавить одну каплю метилового оранжевого. | Кислотно- основной индикатор метиловый оранжевый изменил окраску от оранжевого до розового цвета | СH3СООН↔СH3СОО — +Н + | Изменение окраски индикатора происходит под влиянием катиона водорода Н + , имеющий кислотную среду раствора |
а) Во вторую пробирку внести по 5-7 капель 0,1 н. раствора уксусной кислоты и прибавить одну каплю метилового оранжевого. б) внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия | а) Кислотно- основной индикатор метиловый оранжевый изменил окраску от оранжевого до красного цвета б) при добавлении ацетата натрия окраска индикатора меняется от красного до розового | СH3СООН↔СH3СОО — +Н + К кисл = Ацетат натрия в водном растворе полностью ионизирован
если к раствору уксусной кислоты добавить немного ацетата натрия, то добавленные ацетат-ионы смещают равновесие диссоциации кислоты СН 3 СООН СН 3 СООН + Н+ влево, и степень диссоциации уксусной кислоты уменьшается. | Изменение окраски индикатора происходит под влиянием катиона водорода Н + , имеющий кислотную среду раствора Наличие в растворе ацетат-ионов из ацетата натрия сдвигает равновесие диссоциации уксусной кислоты влево, т.е. подавляет ее диссоциацию. В результате количество ацетат-ионов в растворе соответствует концентрации ацетата натрия. А вся кислота находится в недиссоциированном виде. |
Исходя из табличных данных можно сделать следующий вывод:
При добавлении ацетата натрия к раствору уксусной кислоты образуется буферная смесь. Буферные системы, буферные растворы, буферные смеси, системы, поддерживающие определённую концентрацию ионов водорода Н + , то есть определённую кислотность среды.
б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания
Цель: экспериментально определить влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания.
Выполнение работы. В две пробирки внести по 5-7 капель 0,1н. раствора аммиака. В
каждую пробирку прибавить одну каплю раствора фенолфталеина. Под влиянием каких ионов
фенолфталеин принимает красную окраску?
Одну пробирку с раствором аммиака оставить в качестве контрольной, а в другую
добавить 3-4 микрошпателя хлорида аммония и перемешать раствор стеклянной палочкой.
Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке.
Запись данных опыта. Написать схему равновесия в растворе аммиака. Как
смещается равновесие в этом растворе при добавлении к нему хлорида аммония? Почему при этом
окраска фенолфталеина бледнеет?
реагенты | наблюдения | Уравнения реакции | выводы |
В первую пробирку внести по 5-7 капель 0,1н. раствора аммиака, прибавить одну каплю раствора фенолфталеина | При добавлении фенолфталеина раствор принял малиновую окраску | Диссоциация протекает в соответствии с уравнением: | Раствор аммиака, гидроксид аммония — слабый электролит, при диссоциации которого образуются гидроксид-анионы, окрашивающие раствор фенолфталеина в розовый цвет, в концентрированных растворах — в красный цвет. |
а) Во вторую пробирку внести по 5-7 капель 0,1н. раствора аммиака, прибавить одну каплю раствора фенолфталеина б) добавить 3-4 микрошпателя хлорида аммония | При добавлении фенолфталеина раствор принял малиновую окраску б) при добавлении кристаллов хлорида аммония окраска раствора стала бледно- розовой | Диссоциация протекает в соответствии с уравнением: При добавлении хлорида аммония образуется аммиачный буфер | Раствор аммиака, гидроксид аммония — слабый электролит, при диссоциации которого образуются гидроксид-анионы, окрашивающие раствор фенолфталеина в розовый цвет, в концентрированных растворах — в красный цвет. б) Добавление хлорида аммония (который полностью диссоциирует) в этот раствор вызывает смещение равновесия влево (по принципу Ле Шателье), т. е. к уменьшению концентрации ионов ОН — . |
Вывод: гидроксид аммония — слабый электролит, в растворе частично диссоциирует на ионы:
При добавлении к раствору гидроксида аммония хлорида аммония, соль как сильный электролит практически полностью диссоциирует на ионы:
🔥 Видео
Расчет рН растворов сильных и слабых кислот. Химия для поступающих.Скачать
Электролитическая диссоциация | Химия ЕГЭ, ЦТСкачать
Диссоциация кислот, оснований, солей/химия 9Скачать
Примеры решения задач на водородный показатель pH растворов. 11 класс.Скачать
Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
9 класс. Электролитическая диссоциация. Образование ионов.Скачать