Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Основные теоретические положения

Важное свойство ДПТ с независимым возбуждением от постоянных магнитов состоит в том, что результирующий момент сил от всех проводников якоря, называемый электромагнитным моментом двигателя M, пропорционален току якоря Iя, потребляемому двигателем от источника питания:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где k m — коэффициент пропорциональности, называемый постоянной момента двигателя. Его размерность [Нм/А]. По законам электромагнитной индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле, возникает электродвижущая сила. Суммарная ЭДС катушек якоря E через коллектор и щетки прикладывается к внешним выводам двигателя. В двигательном режиме работы эта ЭДС направлена против внешнего напряжения U я, подведенного к якорю от источника питания. Поэтому ЭДС двигателя часто называется противоЭДС. Она прямо пропорциональна угловой скорости вращения вала двигателя w дв[рад/с]:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где k ω — коэффициент пропорциональности, называемый постоянной ЭДС двигателя. Его размерность [Вс/рад].

Природа электромагнитных явлений в ДПТ такова, что если используется система единиц СИ, то значения коэффициентов k ω и km численно равны.

Видео:Электродвигатель постоянного тока. Принцип работы.Скачать

Электродвигатель постоянного тока. Принцип работы.

Уравнения, описывающие электрические процессы в ДПТ

В электрической якорной цепи двигателя протекает ток I я под действием напряжения постоянного тока Ua источника питания и противоЭДС двигателя.

Уравнение динамики двигателя постоянного токаРис. 1

Эта цепь характеризуется параметрами: активным сопротивлением R я [Ом] и индуктивностью L я [Гн] якорной обмотки. Вращающийся ротор, обладающий моментом инерции Ja [Нм с 2 /рад] , приводится в движение одновременным действием электромагнитного момента двигателя M дв и момента внешних сил M вн, приложенного к валу двигателя.

Исходные дифференциальные уравнения ДПТ составляются на основании законов физики. Для электрической цепи используется второй закон Кирхгофа, согласно которому можно записать уравнение

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где член R я I я характеризует падение напряжения на активном сопротивлении якорной цепи в соответствии с законом Ома, а член L я ( dI я/ dt ) отражает наличие ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке при изменении тока якоря. В представленном уравнении не учитывается падение напряжения на щетках, зависящее нелинейно от тока якоря, но имеющее, как правило, относительно небольшое значение по сравнению с напряжением U я .

Дифференциальное уравнение, характеризующее процессы в механической части двигателя, составляется на основании второго закона Ньютона:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока ,

где M вн — момент внешних сил, действующий относительно оси вращения вала двигателя. В этом уравнении не учитывается действие сил трения, возникающих при вращении ротора, но оказывающих относительно слабое действие на ускорение вала ДПТ.

Используя вышеприведенные формулы и приводя дифференциальные уравнения к нормальной форме Коши, получим описание ДПТ в форме:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Для исследования процессов с помощью ЭВМ удобно использовать структурное представление математической модели ДПТ. Для этого преобразуем полученную систему линейных дифференциальных уравнений по Лапласу при нулевых начальных условиях. В результате получим систему алгебраических уравнений:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

в которых s — переменная Лапласа, а величины I я( s ), w дв( s ), U я( s ), M вн( s ) — изображения по Лапласу переменных I я , w дв, U я, M вн соответственно. После эквивалентных преобразований эти уравнения могут быть представлены в форме:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где Тэ = L я / R я — электромагнитная постоянная времени якорной цепи двигателя.

По уравнениям с помощью системы SIMULINK может быть сформирована структурная схема ДПТ для его математического моделирования (рис.1).

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Важным параметром ДПТ, определяющим его динамические свойства, является электромеханическая постоянная времени двигателя:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Зависимость между электромагнитным моментом двигателя и частотой вращения ротора в установившемся режиме при постоянных U я и M вн называется механической характеристикой двигателя. Уравнение механической характеристики имеет вид:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

При пуске двигателя, когда скорость равна нулю, развивается пусковой момент

Уравнение динамики двигателя постоянного тока .

Частота вращения вала двигателя при отсутствии сопротивления называется частотой вращения холостого хода

Уравнение динамики двигателя постоянного тока .

Видео:Схема двигателя постоянного тока. Устройство и принцип работы.Скачать

Схема двигателя постоянного тока. Устройство и принцип работы.

Основные уравнения двигателя постоянного тока (ДПТ)

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

В этой статье описаны основные формулы, величины и их обозначения которые относятся ко всем двигателям постоянного тока.

В результате взаимодействия Iя тока якоря в проводнике L обмотки якоря с внешним магнитным полем возникает электромагнитная сила создающая электромагнитный момент М который приводит якорь во вращение с частотой n.

Видео:Как работает КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ постоянного тока. Самое понятное объяснение! #shortsСкачать

Как работает КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ постоянного тока. Самое понятное объяснение! #shorts

Противо ЭДС двигателя Eя

При вращении якоря пазовый проводник пресекает линии поля возбуждения с магнитной индукцией B и в соответствии с явлением электромагнитной индукции в проводнике наводится ЭДС Eя направленная навстречу Iя. Поэтому эта ЭДС называется противо ЭДС и она прямо пропорциональна Ф магнитному потоку и частоте вращения n.

Ce — постоянный коэффициент определяемой конструкцией двигателя.

Применив второй закон Кирхгофа получаем уравнение напряжения двигателя.

где ∑R — суммарное сопротивления обмотки якоря включающая сопротивление :

  • обмотки якоря
  • добавочных полюсов
  • обмотки возбуждения (для двигателей с последовательным возбуждением)

Видео:Управление двигателем постоянного тока. Схема управления мотором Ардуино проекты.Скачать

Управление двигателем постоянного тока. Схема управления мотором Ардуино проекты.

Ток якоря Iя

Выразим из формулы 2 ток якоря.

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Видео:Принцип работы бесщеточного двигателя постоянного токаСкачать

Принцип работы бесщеточного двигателя постоянного тока

Частота вращения якоря

Из формул 1 и 2 выведем формулу для частоты вращения якоря.

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Видео:Электродвигатель постоянного токаСкачать

Электродвигатель постоянного тока

Электромагнитная мощность двигателя

Видео:Регулирование частоты вращения двигателей постоянного токаСкачать

Регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока

Электромагнитный момент

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где: ω = 2*π*f — угловая скорость вращения якоря, Cм — постоянный коэффициент двигателя (включает в себя конструктивные особенности данного двигателя)

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Момент на валу двигателя, т.е. полезный момент, где М0 момент холостого хода;

Видео:Электродвигатель постоянного тока с 3 катушками. Устройство и принцип работы.Скачать

Электродвигатель постоянного тока с 3 катушками. Устройство и принцип работы.

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Принцип действия электрической машины постоянного тока может быть рассмотрен на примере простейшего генератора постоянного тока, функциональная схема которого показана на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-1а. Простейшая машина постоянного тока.

Она представляет собой рамку, содержащую один или w витков, и вращающуюся с частотой ω в постоянном магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом или электромагнитом.

По закону электромагнитной индукции при изменении потокосцепления в проводниках возникает ЭДС

где Ψ- потокосцепление, w — число витков, B — магнитная индукция, S — сечение, через которое проходит поток при взаимодействии с обмоткой. ЭДС возникает, если меняется во времени хотя бы одна из величин, стоящих в числителе формулы Уравнение динамики двигателя постоянного тока. В трансформаторах и машинах переменного тока изменяется магнитная индукция, а в машинах постоянного тока индукция постоянна, а изменяется площадь сцепления обмоток якоря с полем возбуждения из-за вращения ротора.

Если проводник перемещается в магнитном поле в плоскости, перпендикулярной силовым линиям, как это бывает в линейных двигателях, то

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где l — длина проводника в поле, v — линейная скорость перемещения проводника.

Тогда согласно Уравнение динамики двигателя постоянного тока

При вращении с частотой ω

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где D — диаметр ротора, как показано на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-1б. ЭДС, возникающая при вращении якоря машины постоянного тока.

В этом случае согласно Уравнение динамики двигателя постоянного тока получим

т.е. в обмотке якоря индуцируется ЭДС, изменяющаяся по периодическому закону с частотой Уравнение динамики двигателя постоянного тока(см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-1в. ЭДС, возникающая при вращении якоря машины постоянного тока.

Чтобы во внешней цепи ток протекал в одном направлении, он должен быть выпрямлен. Для этого служит специальный электромеханический выпрямитель — коллектор (К), расположенный на валу машины. В простейшем случае, как на Уравнение динамики двигателя постоянного тока, используются две пластины с наложенными на них щетками. Последние так должны быть расположены в пространстве, чтобы коммутация происходила в моменты периода ЭДС через ноль. При этом ЭДС, снимаемая со щеток, будет иметь вид, показанный на Уравнение динамики двигателя постоянного токасплошной линией, пульсирующая ЭДС. С увеличением количества рамок (секций) и соответственно пластин коллектора пульсации уменьшаются. Так, на Уравнение динамики двигателя постоянного тока, пунктирной линией показана ЭДС при четырех коллекторных пластинах, а при восьми коллекторных пластинах пульсация напряжения на щетках не превышает 1% от среднего, поэтому ток, протекающий во внешней цепи, можно считать практически постоянным.

Рис. 5-1г. Возникающая ЭДС.

Магнитное поле, создаваемое в машине постоянного тока, состоит из двух составляющих — поля возбуждения, создаваемого постоянным магнитом или электромагнитом (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока) и поля якоря (реакции) якоря, создаваемого током якоря, протекающим в обмотках якоря, расположенных на роторе (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-2а,б. Картина магнитного поля в машине постоянного тока.

Поле возбуждения неподвижно относительно статора, а поле реакции якоря из-за синхронной коммутации обмоток якоря вращается относительно ротора с той же частотой ω, с какой вращается сам ротор, но в обратную сторону, и таким образом также неподвижно относительно статора.

Направление потока реакции якоря совпадает с линией, на которой размещены щетки машины. При этом результирующая картина магнитного поля машины приобретает вид, представленный на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-2в. Картина магнитного поля в машине постоянного тока.

Происходит искажение поля возбуждения и отклонения так называемой физической нейтрали от геометрической нейтрали на угол α. Чем больше нагружена машина, тем больше ток якоря, происходит большее искажение поля, натяжение магнитных силовых линий и увеличение угла α.

Таким образом, по принципу действия машина постоянного тока является обращенной синхронной машиной с синхронным коммутатором, в которой создается вращающееся магнитное поле не относительно статора, а относительно ротора, причем благодаря наличию коллектора (синхронного коммутатора) это поле вращается синхронно с ротором, но в обратную сторону, а при увеличении нагрузки происходит фазовый разворот этого поля относительно поля статора на угол α.

Весьма важен в машине постоянного тока процесс коммутации. При коммутации ток в коммутируемой секции обмотки якоря ik меняет направление на обратное (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-3а,б,в. Коммутация секций обмотки якоря.

При отсутствии ЭДС в коммутируемой секции изменение тока ik происходит по линейному закону — линия 1 на Уравнение динамики двигателя постоянного тока (линейная коммутация). Эквивалентная схема линейной коммутации показана на Уравнение динамики двигателя постоянного тока, где rc — сопротивление секции, а r 1 и r 2 — сопротивления щеточных контактов, которые обратно пропорциональны площади щеточного контакта и меняются при повороте коллектора так, что токи i 1 и i 2 изменяются линейно за время коммутации, которое обычно составляет единицы миллисекунд.

В реальных условиях в короткозамкунотой секции существует ЭДС вращения, вызванная реакцией якоря, и ЭДС самоиндукции, которые приводят к задержке спада тока ik — замедленная коммутация (кривая 2 на Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Это приводит к усилению искрения на сбегающем крае щеточного контакта, которое может оказаться опасным для машины. Для улучшения условий коммутации в больших машинах создаются дополнительные полюса, компенсирующая ЭДС самоиндукции и компенсационные обмотки, нейтрализующие реакцию якоря. В нереверсивных машинах малой мощности производится смещение щеток на физическую нейтраль.

Чрезмерно большой поток добавочных полюсов также нежелателен. При прекомпенсации возникает так называемая ускоренная коммутация, (кривая 3 на Уравнение динамики двигателя постоянного тока), при которой появляется искрение под набегающим краем щетки.

Рассмотрим электромеханическое преобразование энергии в машине постоянного тока на примере двигателя с возбуждением от постоянного магнита, схема которого приведена на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-4а. Двигатель постоянного тока.

Эквивалентная схема якорной цепи показана на Уравнение динамики двигателя постоянного тока, где R Я — активное сопротивление обмоток якоря, L Я — индуктивность обмоток, E Я — среднее значение ЭДС вращения.

Рис. 5-4б. Эквивалентная схема двигателя постоянного тока.

При достаточно большом количестве секций обмоток якоря и соответствующем ему количестве пластин коллектора ЭДС вращения E Я практически не имеет пульсаций и не зависит от положения ротора, а только от скорости его вращения. Поэтому ее можно вычислять не по Уравнение динамики двигателя постоянного тока, а по Уравнение динамики двигателя постоянного тока, приняв Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока, где N — общее число проводников якоря, 2· a — число параллельных ветвей обмотки, D — диаметр якоря.

Магнитную индукцию B можно выразить через поток возбуждения ФВ:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где S — площадь полюсного наконечника.

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где p — число пар полюсов машины.

Подставляя все эти выражения в формулу Уравнение динамики двигателя постоянного тока, получим

т.е. ЭДС вращения зависит от конструктивных параметров, потока возбуждения и частоты вращения. Обозначив совокупность конструктивных параметров в Уравнение динамики двигателя постоянного токачерез коэффициент K ЭМ , получим выражение для ЭДС вращения в следующем виде:

При неизменном потоке возбуждения, как это принято в данном случае при возбуждении от постоянного магнита, вводят понятие электромагнитного коэффициента

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

который может быть определен по номинальным данным электрической машины. Тогда формула Уравнение динамики двигателя постоянного токабудет иметь вид:

Пользуясь эквивалентной схемой Уравнение динамики двигателя постоянного тока, можно построить энергетическую диаграмму двигателя. В установившемся режиме для эквивалентной схемы имеем электрические уравнения

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где P 1 = U · I Я — мощность потребляемая из сети, P ЭП = I Я 2 · R Я — электрические потери в обмотке якоря, P ЭМ = E Я · I Я — электромагнитная мощность, содержащаяся в магнитном поле.

Электромагнитную мощность, исходя из закона сохранения энергии, можно представить через электромагнитный момент M :

Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Откуда, учитывая выражения Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Согласно диаграмме на Уравнение динамики двигателя постоянного токамощность, поступающая на вал P 2 , будет меньше электромагнитной мощности на величину потерь в стали PMAT и механических потерь PMEX . Вращающий момент (момент на валу) будет соответственно меньше электромагнитного момента

Рис. 5-4в. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока.

из-за этих потерь, так как

Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

5.2. Двигатели постоянного тока

Двигатели постоянного тока различаются по характеру возбуждения. Двигатели могут быть независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока). Свойства двигателей в значительной мере определяются их системой возбуждения.

Рис. 5-5а,б,в,г. Возбуждение ДПТ.

Поскольку в автоматике применяются в основном двигатели независимого возбуждения, будем в дальнейшем рассматривать двигатели этого типа ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Различают статические и динамические режимы работы двигателей. В статическом режиме ω= const ; I Я = const ; U ДВ = const и он описывается так называемыми механическими характеристиками

Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

В статическом режиме двигатель независимого возбуждения описывается следующей системой уравнений:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где первое уравнение — уравнение якорной цепи, второе и третье — Уравнение динамики двигателя постоянного токаи Уравнение динамики двигателя постоянного тока, четвертое — механическое уравнение, пятое — уравнение цепи возбуждения.

Из первых четырех уравнений Уравнение динамики двигателя постоянного токаполучим уравнение механической характеристики:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Поскольку применяемые в системах автоматического управления двигатели являются управляемыми, различают два типа управления двигателями постоянного тока — якорное управление и полюсное управление.

При якорном управлении производится изменение напряжения, подаваемого в якорную цепь без изменения возбуждения. При полюсном управлении, наоборот, меняется поле возбуждения путем изменения тока в обмотках главных полюсов iB . Для расширения диапазона управления применяют также комбинированное управление.

При полюсном управлении Ф B = const , поэтому уравнение механической характеристики согласно Уравнение динамики двигателя постоянного токабудет иметь вид:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Графически эта характеристика при фиксированном напряжении на двигателе представляет собой прямую, пересекающую координатные оси в точках ω0 и M К.З. (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока), где ω0— частота вращения холостого хода, а M К.З. — момент короткого замыкания, когда ротор двигателя неподвижен.

Рис. 5-6а. Статическая характеристика ДПТ.

Электрическая машина работает в режиме двигателя при 0 M M К.З. , при M > M К.З. происходит вращение двигателя в противоположную сторону под действием внешнего момента — машина работает в режиме тормоза (режим противовключения), при ω>ω0 машина работает в режиме генератора на сеть, имеющую напряжение UH .

Рис. 5-6б. Статическая характеристика ДПТ.

Механические характеристики при различных напряжениях питания двигателя выглядят, как семейство прямых, показанных на Уравнение динамики двигателя постоянного тока. Часто их строят в функции тока якоря I Я , тогда аналитическое выражение для механических характеристик примет вид:

откуда видно, что падение скорости при нагрузке двигателя зависит исключительно от сопротивления якорной цепи R Я .

Кроме механических, существуют регулировочные характеристики. Для якорного управления это зависимость частоты вращения от напряжения питания U ДВ . Вид этих характеристик показан на Уравнение динамики двигателя постоянного тока, где U ТР — напряжение трогания двигателя.

Регулировочная характеристика для полюсного управления может быть получена из Уравнение динамики двигателя постоянного токапри U ДВ = const .

Рис. 5-6в. Статическая характеристика ДПТ.

Вид этих характеристик при различных нагрузках показан на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-6г. Статическая характеристика ДПТ.

Для холостого хода, когда M =0, эта характеристика имеет вид гиперболы

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Двигатель постоянного тока как динамическая система описывается следующими уравнениями в операторной форме:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

На основании этих уравнений может быть построена структурная схема двигателя как динамической системы ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-7а. Структурная схема ДПТ.

Из структурной схему получим передаточные функции двигателя:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где Уравнение динамики двигателя постоянного тока— коэффициент передачи, Уравнение динамики двигателя постоянного тока— постоянная времени якоря, Уравнение динамики двигателя постоянного тока— электромеханическая постоянная времени.

Пользуясь формулой Хевисайда, по передаточным функциям можно построить переходные процессы, например при пуске двигателя, как это показано на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-7б. Переходный процесс при пуске ДПТ.

При TM » T Я , как это обычно бывает, получим выражения для тока и скорости при пуске:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Для анализа динамики двигателя постоянного тока при полюсном управлении рассматривают уравнения, аналогичные уравнениям Уравнение динамики двигателя постоянного токав отклонениях, так как регулировочная характеристика при полюсном управлении является нелинейной.

Производят линеаризацию системы для малых отклонений относительно каких-то нулевых значений, представив переменные в следующем виде:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Тогда на основании уравнений Уравнение динамики двигателя постоянного токаможно написать уравнения в отклонениях (при T Я =0).

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

На основании этих уравнений может быть построена структурная схема двигателя как динамической системы при полюсном управлении ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-8а. Структурная схема ДПТ при полюсном управлении.

С помощью этой схемы получим передаточную функцию для ДПТ при полюсном управлении

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

По этой передаточной функции, пользуясь формулой Хевисайда, можно получить кривые переходного процесса в двигателе при ступенчатом изменении напряжения возбуждения, показанные на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

Рис. 5-8б. Переходный процесс при пуске ДПТ при полюсном управлении.

5.3. Генераторы постоянного тока

Генераторы постоянного тока, также как и двигатели, различают по характеру их возбуждения. В зависимости от этого их подразделяют на генераторы независимого возбуждения и самовозбуждением. В генераторах независимого возбуждения поток возбуждения может создаваться обмоткой возбуждения (электромагнитное возбуждение) или с помощью постоянного магнита (магнитоэлектрическое возбуждение). Генераторы с самовозбуждением бывают параллельного и смешанного возбуждения(см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-9а. Схема генератора постоянного тока.

О свойствах генератора судят по его основным характеристикам, к которым относят характеристику холостого хода, а также нагрузочную, внешнюю и регулировочную.

Под характеристикой холостого хода понимают зависимость U = f ( IB ) при I Я =0 и ω= const (кривая 1 на Уравнение динамики двигателя постоянного тока). Эта зависимость характеризует свойства магнитной цепи машины, и по ней можно определить условие самовозбуждения генератора с параллельным возбуждением, это возможно, если сопротивление обмоток возбуждения меньше критического R ВХ . При выполнении этого условия установившееся значение напряжения на выходе генератора будет соответствовать точке пересечения характеристики холостого хода и прямой IB · RB (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Рис. 5-9б. Статическая характеристика генератора постоянного тока.

Внешняя характеристика ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока) представляет собой зависимость U = f ( I Я ) при ω = const .

Рис. 5-9в. Статическая характеристика генератора постоянного тока.

Кривая 1 соответствует генератору с независимым возбуждением при IB = const .С увеличением тока якоря (нагрузки) напряжение на зажимах генератора уменьшается из-за падения напряжения на сопротивлении якоря R Я и реакции якоря. В генераторе с параллельным возбуждением это уменьшение происходит более интенсивно (кривая 2), так как оно усугубляется уменьшением тока возбуждения. Для компенсации уменьшения напряжения при увеличении нагрузки применяется комбинированное возбуждение (кривая 3).

Нагрузочная характеристика — это зависимость U = f ( IB ) при I Я = const (кривая 2 на Уравнение динамики двигателя постоянного тока). Она проходит ниже характеристики холостого хода 1 вследствие падения напряжения в якорной цепи и реакции якоря. Чем больше ток якоря, тем ниже характеристика 2 проходит по отношению к характеристике 1.

Регулировочная характеристика — это зависимость IB = f ( I Я ) при U = const ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока). Чтобы поддержать напряжение постоянным, необходимо при увеличении тока I Я увеличивать ток возбуждения.

Рис. 5-9г. Статическая характеристика генератора постоянного тока.

В системах автоматического управления широкое применение имеют тахогенераторы постоянного тока. Тахогенераторы представляют собой генераторы небольшой мощности, служащие для преобразования частоты вращения в электрический сигнал. Как правило, тахогенераторы выполняют с независимым электромагнитным или магнитоэлектрическим возбуждением ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока).

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Рис. 5-10а,б. Схема тахогенератора.

Выходная характеристика тахогенератора — это зависимость U ТГ = f (ω). Она может быть получена из анализа эквивалентной схемы якорной цепи, представленной на Уравнение динамики двигателя постоянного тока. Откуда в установившемся режиме получим:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Из этих уравнений получим выражение для выходной характеристики:

где K ТГ — коэффициент передачи тахогенератора, который определяет крутизну выходной характеристики тахогенератора (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока ). Чем больше КЭМ=К`ЭМ·Ф B и больше RH по сравнению с R Я тем больше крутизна характеристики.

Рис. 5-10в. Характеристики тахогенератора.

Из Уравнение динамики двигателя постоянного токаследует, что выходное напряжение U ТГ и при нагрузке является линейной функцией частоты вращения. Однако практически выходная характеристика отклоняется от линейной ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока) из-за реакции якоря, ослабляющей поток возбуждения ФВ. Отклонение от линейности определяет одну из основных погрешностей тахогенератора. Для уменьшения ее следует нагружать тахогенератор на относительно большое сопротивление нагрузки RH и использовать небольшой диапазон частот вращения.

Тахогенератор как динамическая система описывается уравнениями, аналогичными уравнениям Уравнение динамики двигателя постоянного тока:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Откуда может быть получена передаточная функция тахогенератора

где Уравнение динамики двигателя постоянного тока— постоянная времени тахогенератора.

5.4. Вентильные двигатели

Машины постоянного тока имеют более высокие технические показатели (линейность характеристики, высокий КПД, малые габариты), чем машины переменного тока. Существенный недостаток — наличие электромеханического коллектора, который снижает надежность, создает радиопомехи, взрывоопасность и т.д.

Этих недостатков лишен бесконтактный двигатель постоянного тока, называемый вентильным двигателем. В этом двигателе щеточный аппарат заменен полупроводниковым коммутатором, якорь находится на статоре, а ротор представляет собой двухполюсный (реже четырехполюсный) постоянный магнит. Для упрощения коммутатора число секции обмотки якоря выбирается малым — три, четыре.

Рис. 5-11а. Трехфазный вентильный двигатель.

Схема трехфазного вентильного двигателя с двухполюсным ротором представлена на Уравнение динамики двигателя постоянного тока. Существенным элементом двигателя является датчик положения — ДПР. Он может основан на разных принципах — фотоэлектрические, индуктивные, емкостные, на эффекте Холла, и т.д. В рассматриваемом двигателе применяется фотоэлектрический датчик, содержащий три неподвижных фотоприемника mlk , которые закрываются поочередно вращающейся шторкой. Двоичный код, получаемый с ДПР, фиксирует шесть различных положений ротора (шесть фаз), это соответствие кодов и фаз приведено в верхней части Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

В этой таблице единице соответствует наличие сигнала на выходе датчика, т.е. когда фотоприемник открыт, а нулю — отсутствие сигнала, когда соответствующий фотоэлемент закрыт шторкой.

Рис. 5-11б. Трехфазный вентильный двигатель.

Сигналы датчиков преобразуются управляющим устройством УУ ( Уравнение динамики двигателя постоянного тока) в комбинацию управляющих напряжений U 1 — U 6 , которые управляют транзисторными ключами K 1 — K 6 согласно нижней части Уравнение динамики двигателя постоянного тока, так, что в каждый такт (фазу) работы двигателя включены два ключа — верхний и нижний и к сети подключены последовательно две из трех обмоток якоря. Обмотки якоря a , b , c расположены на статоре со сдвигом на 120·град (см. Уравнение динамики двигателя постоянного тока) и их начала и концы соединены так, что при переключении ключей создается вращающееся магнитное поле. Одному циклу работы коммутатора соответствует один оборот ротора. Цикл делится на шесть тактов (временных фаз), которым соответствует пространственный угол α=60·град. Коммутация производится так, что поток возбуждения Ф0 отстает на угол α от потока якоря. На Уравнение динамики двигателя постоянного токатоки в обмотках и положение ротора показаны для фазы 1. В результате взаимодействия потока якоря и возбуждения создается вращающий момент M , который стремится развернуть ротор так, чтобы потоки якоря и возбуждения совпали, но при повороте ротора под действием ДПР происходит переключение обмоток и поток якоря поворачивается на следующий шаг.

Рис. 5-12б. Временная диаграмма трехфазного вентильного двигателя.

Временная диаграмма работы вентильного двигателя приведена на Уравнение динамики двигателя постоянного тока. Как видно из диаграммы, вентильный двигатель работает как в данном случае трехфазный синхронный двигатель, частота вращения его ротора пропорциональна частоте вращения поля. Основным отличием от синхронного является его самосинхронизация с помощью ДПР, в результате чего у этого двигателя, наоборот, частота вращения поля пропорциональна (в данном случае при двухполюсном якоре равна) частоте вращения ротора, а частота вращения ротора зависит от напряжения питания, т.е. двигатель работает как двигатель постоянного тока.

В отличие от двигателя постоянного тока, так как вентильный двигатель имеет мало секций в обмотке якоря, момент имеет пульсации, и среднее значение момента зависит от периода включения ключа β, показанного на Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

В получена формула для среднего значения электромагнитного момента вентильного двигателя

Уравнение динамики двигателя постоянного тока Уравнение динамики двигателя постоянного тока

где M * и ω * — относительные момент и частота вращения по отношению к базовым:

Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока,

где m — число обмоток (секций), R — сопротивление секции.

Учитывая эти соотношения, из Уравнение динамики двигателя постоянного токаможно получить выражение для механической характеристики вентильного двигателя

где A и B — коэффициенты, зависящие от β.

Уравнение динамики двигателя постоянного тока; Уравнение динамики двигателя постоянного тока

Эти коэффициенты зависят от способа коммутации обмоток и приведены в Уравнение динамики двигателя постоянного тока.

🎬 Видео

Электродвигатели постоянного токаСкачать

Электродвигатели постоянного тока

Обзор двигателей постоянного тока ДПМ , ДПР , ДП.Скачать

Обзор двигателей постоянного тока ДПМ , ДПР , ДП.

Тормозные режимы двигателей постоянного токаСкачать

Тормозные режимы двигателей постоянного тока

Студенты российского вуза разработали вечный двигатель #вечныйдвигатель #изобретенияСкачать

Студенты российского вуза разработали вечный двигатель #вечныйдвигатель #изобретения

Динамика строительства AO FAZOTRON за январь 2024 годаСкачать

Динамика строительства AO FAZOTRON за январь 2024 года

Модель двигателя постоянного токаСкачать

Модель двигателя постоянного тока

Способы регулирования частоты вращения якоря машины постоянного токаСкачать

Способы регулирования частоты вращения якоря машины постоянного тока

Как Работает Электрический Двигатель Постоянного ТокаСкачать

Как Работает Электрический Двигатель Постоянного Тока

Характиристики машин постоянного токаСкачать

Характиристики машин постоянного тока

Коллекторные двигатели.Скачать

Коллекторные двигатели.

Общее уравнение динамикиСкачать

Общее уравнение динамики

Двигатель постоянного тока как преддверие к сверх единице. Социальный пapaзитизмСкачать

Двигатель постоянного тока как преддверие к сверх единице. Социальный пapaзитизм
Поделиться или сохранить к себе: