Важное свойство ДПТ с независимым возбуждением от постоянных магнитов состоит в том, что результирующий момент сил от всех проводников якоря, называемый электромагнитным моментом двигателя M, пропорционален току якоря Iя, потребляемому двигателем от источника питания:

где k m — коэффициент пропорциональности, называемый постоянной момента двигателя. Его размерность [Нм/А]. По законам электромагнитной индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле, возникает электродвижущая сила. Суммарная ЭДС катушек якоря E через коллектор и щетки прикладывается к внешним выводам двигателя. В двигательном режиме работы эта ЭДС направлена против внешнего напряжения U я, подведенного к якорю от источника питания. Поэтому ЭДС двигателя часто называется противоЭДС. Она прямо пропорциональна угловой скорости вращения вала двигателя w дв[рад/с]:

где k ω — коэффициент пропорциональности, называемый постоянной ЭДС двигателя. Его размерность [Вс/рад].
Природа электромагнитных явлений в ДПТ такова, что если используется система единиц СИ, то значения коэффициентов k ω и km численно равны.
- Уравнения, описывающие электрические процессы в ДПТ
- Основные уравнения двигателя постоянного тока (ДПТ)
- Противо ЭДС двигателя Eя
- Ток якоря Iя
- Частота вращения якоря
- Электромагнитная мощность двигателя
- Электромагнитный момент
- Уравнение динамики двигателя постоянного тока
- .
- 5.2. Двигатели постоянного тока
- 5.3. Генераторы постоянного тока
- 5.4. Вентильные двигатели
- 🔥 Видео
Видео:Как работает КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ постоянного тока. Самое понятное объяснение! #shortsСкачать

Уравнения, описывающие электрические процессы в ДПТ
В электрической якорной цепи двигателя протекает ток I я под действием напряжения постоянного тока Ua источника питания и противоЭДС двигателя.

Эта цепь характеризуется параметрами: активным сопротивлением R я [Ом] и индуктивностью L я [Гн] якорной обмотки. Вращающийся ротор, обладающий моментом инерции Ja [Нм с 2 /рад] , приводится в движение одновременным действием электромагнитного момента двигателя M дв и момента внешних сил M вн, приложенного к валу двигателя.
Исходные дифференциальные уравнения ДПТ составляются на основании законов физики. Для электрической цепи используется второй закон Кирхгофа, согласно которому можно записать уравнение

где член R я I я характеризует падение напряжения на активном сопротивлении якорной цепи в соответствии с законом Ома, а член L я ( dI я/ dt ) отражает наличие ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке при изменении тока якоря. В представленном уравнении не учитывается падение напряжения на щетках, зависящее нелинейно от тока якоря, но имеющее, как правило, относительно небольшое значение по сравнению с напряжением U я .
Дифференциальное уравнение, характеризующее процессы в механической части двигателя, составляется на основании второго закона Ньютона:

где M вн — момент внешних сил, действующий относительно оси вращения вала двигателя. В этом уравнении не учитывается действие сил трения, возникающих при вращении ротора, но оказывающих относительно слабое действие на ускорение вала ДПТ.
Используя вышеприведенные формулы и приводя дифференциальные уравнения к нормальной форме Коши, получим описание ДПТ в форме:
Для исследования процессов с помощью ЭВМ удобно использовать структурное представление математической модели ДПТ. Для этого преобразуем полученную систему линейных дифференциальных уравнений по Лапласу при нулевых начальных условиях. В результате получим систему алгебраических уравнений:
в которых s — переменная Лапласа, а величины I я( s ), w дв( s ), U я( s ), M вн( s ) — изображения по Лапласу переменных I я , w дв, U я, M вн соответственно. После эквивалентных преобразований эти уравнения могут быть представлены в форме:
где Тэ = L я / R я — электромагнитная постоянная времени якорной цепи двигателя.
По уравнениям с помощью системы SIMULINK может быть сформирована структурная схема ДПТ для его математического моделирования (рис.1).
Важным параметром ДПТ, определяющим его динамические свойства, является электромеханическая постоянная времени двигателя:

Зависимость между электромагнитным моментом двигателя и частотой вращения ротора в установившемся режиме при постоянных U я и M вн называется механической характеристикой двигателя. Уравнение механической характеристики имеет вид:

При пуске двигателя, когда скорость равна нулю, развивается пусковой момент

Частота вращения вала двигателя при отсутствии сопротивления называется частотой вращения холостого хода

Видео:Электродвигатель постоянного тока. Принцип работы.Скачать

Основные уравнения двигателя постоянного тока (ДПТ)
В этой статье описаны основные формулы, величины и их обозначения которые относятся ко всем двигателям постоянного тока.
В результате взаимодействия Iя тока якоря в проводнике L обмотки якоря с внешним магнитным полем возникает электромагнитная сила создающая электромагнитный момент М который приводит якорь во вращение с частотой n.
Видео:Схема двигателя постоянного тока. Устройство и принцип работы.Скачать

Противо ЭДС двигателя Eя
При вращении якоря пазовый проводник пресекает линии поля возбуждения с магнитной индукцией B и в соответствии с явлением электромагнитной индукции в проводнике наводится ЭДС Eя направленная навстречу Iя. Поэтому эта ЭДС называется противо ЭДС и она прямо пропорциональна Ф магнитному потоку и частоте вращения n.
Ce — постоянный коэффициент определяемой конструкцией двигателя.
Применив второй закон Кирхгофа получаем уравнение напряжения двигателя.
где ∑R — суммарное сопротивления обмотки якоря включающая сопротивление :
- обмотки якоря
- добавочных полюсов
- обмотки возбуждения (для двигателей с последовательным возбуждением)
Видео:Электродвигатель постоянного тока с 3 катушками. Устройство и принцип работы.Скачать

Ток якоря Iя
Выразим из формулы 2 ток якоря.
Видео:Управление двигателем постоянного тока. Схема управления мотором Ардуино проекты.Скачать

Частота вращения якоря
Из формул 1 и 2 выведем формулу для частоты вращения якоря.
Видео:Электродвигатель постоянного токаСкачать

Электромагнитная мощность двигателя
Видео:Принцип работы бесщеточного двигателя постоянного токаСкачать

Электромагнитный момент
где: ω = 2*π*f — угловая скорость вращения якоря, Cм — постоянный коэффициент двигателя (включает в себя конструктивные особенности данного двигателя)
Момент на валу двигателя, т.е. полезный момент, где М0 момент холостого хода;
Видео:Регулирование частоты вращения двигателей постоянного токаСкачать

Уравнение динамики двигателя постоянного тока
Принцип действия электрической машины постоянного тока может быть рассмотрен на примере простейшего генератора постоянного тока, функциональная схема которого показана на 
Рис. 5-1а. Простейшая машина постоянного тока.
Она представляет собой рамку, содержащую один или w витков, и вращающуюся с частотой ω в постоянном магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом или электромагнитом.
По закону электромагнитной индукции при изменении потокосцепления в проводниках возникает ЭДС
где Ψ- потокосцепление, w — число витков, B — магнитная индукция, S — сечение, через которое проходит поток при взаимодействии с обмоткой. ЭДС возникает, если меняется во времени хотя бы одна из величин, стоящих в числителе формулы 
Если проводник перемещается в магнитном поле в плоскости, перпендикулярной силовым линиям, как это бывает в линейных двигателях, то
,
где l — длина проводника в поле, v — линейная скорость перемещения проводника.
Тогда согласно
При вращении с частотой ω
,
где D — диаметр ротора, как показано на 
Рис. 5-1б. ЭДС, возникающая при вращении якоря машины постоянного тока.
В этом случае согласно 
т.е. в обмотке якоря индуцируется ЭДС, изменяющаяся по периодическому закону с частотой (см.

Рис. 5-1в. ЭДС, возникающая при вращении якоря машины постоянного тока.
Чтобы во внешней цепи ток протекал в одном направлении, он должен быть выпрямлен. Для этого служит специальный электромеханический выпрямитель — коллектор (К), расположенный на валу машины. В простейшем случае, как на 


Рис. 5-1г. Возникающая ЭДС.
Магнитное поле, создаваемое в машине постоянного тока, состоит из двух составляющих — поля возбуждения, создаваемого постоянным магнитом или электромагнитом (см. 

Рис. 5-2а,б. Картина магнитного поля в машине постоянного тока.
Поле возбуждения неподвижно относительно статора, а поле реакции якоря из-за синхронной коммутации обмоток якоря вращается относительно ротора с той же частотой ω, с какой вращается сам ротор, но в обратную сторону, и таким образом также неподвижно относительно статора.
Направление потока реакции якоря совпадает с линией, на которой размещены щетки машины. При этом результирующая картина магнитного поля машины приобретает вид, представленный на 
Рис. 5-2в. Картина магнитного поля в машине постоянного тока.
Происходит искажение поля возбуждения и отклонения так называемой физической нейтрали от геометрической нейтрали на угол α. Чем больше нагружена машина, тем больше ток якоря, происходит большее искажение поля, натяжение магнитных силовых линий и увеличение угла α.
Таким образом, по принципу действия машина постоянного тока является обращенной синхронной машиной с синхронным коммутатором, в которой создается вращающееся магнитное поле не относительно статора, а относительно ротора, причем благодаря наличию коллектора (синхронного коммутатора) это поле вращается синхронно с ротором, но в обратную сторону, а при увеличении нагрузки происходит фазовый разворот этого поля относительно поля статора на угол α.
Весьма важен в машине постоянного тока процесс коммутации. При коммутации ток в коммутируемой секции обмотки якоря ik меняет направление на обратное (см. 

Рис. 5-3а,б,в. Коммутация секций обмотки якоря.
При отсутствии ЭДС в коммутируемой секции изменение тока ik происходит по линейному закону — линия 1 на 

В реальных условиях в короткозамкунотой секции существует ЭДС вращения, вызванная реакцией якоря, и ЭДС самоиндукции, которые приводят к задержке спада тока ik — замедленная коммутация (кривая 2 на 
Это приводит к усилению искрения на сбегающем крае щеточного контакта, которое может оказаться опасным для машины. Для улучшения условий коммутации в больших машинах создаются дополнительные полюса, компенсирующая ЭДС самоиндукции и компенсационные обмотки, нейтрализующие реакцию якоря. В нереверсивных машинах малой мощности производится смещение щеток на физическую нейтраль.
Чрезмерно большой поток добавочных полюсов также нежелателен. При прекомпенсации возникает так называемая ускоренная коммутация, (кривая 3 на 
Рассмотрим электромеханическое преобразование энергии в машине постоянного тока на примере двигателя с возбуждением от постоянного магнита, схема которого приведена на 
Рис. 5-4а. Двигатель постоянного тока.
Эквивалентная схема якорной цепи показана на 
Рис. 5-4б. Эквивалентная схема двигателя постоянного тока.
При достаточно большом количестве секций обмоток якоря и соответствующем ему количестве пластин коллектора ЭДС вращения E Я практически не имеет пульсаций и не зависит от положения ротора, а только от скорости его вращения. Поэтому ее можно вычислять не по 

;
, где N — общее число проводников якоря, 2· a — число параллельных ветвей обмотки, D — диаметр якоря.
Магнитную индукцию B можно выразить через поток возбуждения ФВ:
,
где S — площадь полюсного наконечника.
,
где p — число пар полюсов машины.
Подставляя все эти выражения в формулу 
т.е. ЭДС вращения зависит от конструктивных параметров, потока возбуждения и частоты вращения. Обозначив совокупность конструктивных параметров в 
При неизменном потоке возбуждения, как это принято в данном случае при возбуждении от постоянного магнита, вводят понятие электромагнитного коэффициента
,
который может быть определен по номинальным данным электрической машины. Тогда формула 
Пользуясь эквивалентной схемой 
где P 1 = U · I Я — мощность потребляемая из сети, P ЭП = I Я 2 · R Я — электрические потери в обмотке якоря, P ЭМ = E Я · I Я — электромагнитная мощность, содержащаяся в магнитном поле.
Электромагнитную мощность, исходя из закона сохранения энергии, можно представить через электромагнитный момент M :
.
Откуда, учитывая выражения 

Согласно диаграмме на 
Рис. 5-4в. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока.
из-за этих потерь, так как
,
.
5.2. Двигатели постоянного тока
Двигатели постоянного тока различаются по характеру возбуждения. Двигатели могут быть независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения (см. 
Рис. 5-5а,б,в,г. Возбуждение ДПТ.
Поскольку в автоматике применяются в основном двигатели независимого возбуждения, будем в дальнейшем рассматривать двигатели этого типа ( 
Различают статические и динамические режимы работы двигателей. В статическом режиме ω= const ; I Я = const ; U ДВ = const и он описывается так называемыми механическими характеристиками
.
В статическом режиме двигатель независимого возбуждения описывается следующей системой уравнений:
где первое уравнение — уравнение якорной цепи, второе и третье — 

Из первых четырех уравнений 
Поскольку применяемые в системах автоматического управления двигатели являются управляемыми, различают два типа управления двигателями постоянного тока — якорное управление и полюсное управление.
При якорном управлении производится изменение напряжения, подаваемого в якорную цепь без изменения возбуждения. При полюсном управлении, наоборот, меняется поле возбуждения путем изменения тока в обмотках главных полюсов iB . Для расширения диапазона управления применяют также комбинированное управление.
При полюсном управлении Ф B = const , поэтому уравнение механической характеристики согласно 
Графически эта характеристика при фиксированном напряжении на двигателе представляет собой прямую, пересекающую координатные оси в точках ω0 и M К.З. (см. 
Рис. 5-6а. Статическая характеристика ДПТ.
Электрическая машина работает в режиме двигателя при 0 M M К.З. , при M > M К.З. происходит вращение двигателя в противоположную сторону под действием внешнего момента — машина работает в режиме тормоза (режим противовключения), при ω>ω0 машина работает в режиме генератора на сеть, имеющую напряжение UH .
Рис. 5-6б. Статическая характеристика ДПТ.
Механические характеристики при различных напряжениях питания двигателя выглядят, как семейство прямых, показанных на 
откуда видно, что падение скорости при нагрузке двигателя зависит исключительно от сопротивления якорной цепи R Я .
Кроме механических, существуют регулировочные характеристики. Для якорного управления это зависимость частоты вращения от напряжения питания U ДВ . Вид этих характеристик показан на 
Регулировочная характеристика для полюсного управления может быть получена из 
Рис. 5-6в. Статическая характеристика ДПТ.
Вид этих характеристик при различных нагрузках показан на 
Рис. 5-6г. Статическая характеристика ДПТ.
Для холостого хода, когда M =0, эта характеристика имеет вид гиперболы
Двигатель постоянного тока как динамическая система описывается следующими уравнениями в операторной форме:
На основании этих уравнений может быть построена структурная схема двигателя как динамической системы ( 
Рис. 5-7а. Структурная схема ДПТ.
Из структурной схему получим передаточные функции двигателя:
где — коэффициент передачи,
— постоянная времени якоря,
— электромеханическая постоянная времени.
Пользуясь формулой Хевисайда, по передаточным функциям можно построить переходные процессы, например при пуске двигателя, как это показано на 
Рис. 5-7б. Переходный процесс при пуске ДПТ.
При TM » T Я , как это обычно бывает, получим выражения для тока и скорости при пуске:
Для анализа динамики двигателя постоянного тока при полюсном управлении рассматривают уравнения, аналогичные уравнениям 
Производят линеаризацию системы для малых отклонений относительно каких-то нулевых значений, представив переменные в следующем виде:
;
;
;
;
Тогда на основании уравнений 
На основании этих уравнений может быть построена структурная схема двигателя как динамической системы при полюсном управлении ( 
Рис. 5-8а. Структурная схема ДПТ при полюсном управлении.
С помощью этой схемы получим передаточную функцию для ДПТ при полюсном управлении
По этой передаточной функции, пользуясь формулой Хевисайда, можно получить кривые переходного процесса в двигателе при ступенчатом изменении напряжения возбуждения, показанные на 
Рис. 5-8б. Переходный процесс при пуске ДПТ при полюсном управлении.
5.3. Генераторы постоянного тока
Генераторы постоянного тока, также как и двигатели, различают по характеру их возбуждения. В зависимости от этого их подразделяют на генераторы независимого возбуждения и самовозбуждением. В генераторах независимого возбуждения поток возбуждения может создаваться обмоткой возбуждения (электромагнитное возбуждение) или с помощью постоянного магнита (магнитоэлектрическое возбуждение). Генераторы с самовозбуждением бывают параллельного и смешанного возбуждения(см. 
Рис. 5-9а. Схема генератора постоянного тока.
О свойствах генератора судят по его основным характеристикам, к которым относят характеристику холостого хода, а также нагрузочную, внешнюю и регулировочную.
Под характеристикой холостого хода понимают зависимость U = f ( IB ) при I Я =0 и ω= const (кривая 1 на 

Рис. 5-9б. Статическая характеристика генератора постоянного тока.
Внешняя характеристика ( 
Рис. 5-9в. Статическая характеристика генератора постоянного тока.
Кривая 1 соответствует генератору с независимым возбуждением при IB = const .С увеличением тока якоря (нагрузки) напряжение на зажимах генератора уменьшается из-за падения напряжения на сопротивлении якоря R Я и реакции якоря. В генераторе с параллельным возбуждением это уменьшение происходит более интенсивно (кривая 2), так как оно усугубляется уменьшением тока возбуждения. Для компенсации уменьшения напряжения при увеличении нагрузки применяется комбинированное возбуждение (кривая 3).
Нагрузочная характеристика — это зависимость U = f ( IB ) при I Я = const (кривая 2 на 
Регулировочная характеристика — это зависимость IB = f ( I Я ) при U = const ( 
Рис. 5-9г. Статическая характеристика генератора постоянного тока.
В системах автоматического управления широкое применение имеют тахогенераторы постоянного тока. Тахогенераторы представляют собой генераторы небольшой мощности, служащие для преобразования частоты вращения в электрический сигнал. Как правило, тахогенераторы выполняют с независимым электромагнитным или магнитоэлектрическим возбуждением ( 
Рис. 5-10а,б. Схема тахогенератора.
Выходная характеристика тахогенератора — это зависимость U ТГ = f (ω). Она может быть получена из анализа эквивалентной схемы якорной цепи, представленной на 
Из этих уравнений получим выражение для выходной характеристики:
где K ТГ — коэффициент передачи тахогенератора, который определяет крутизну выходной характеристики тахогенератора (см. 
Рис. 5-10в. Характеристики тахогенератора.
Из 

Тахогенератор как динамическая система описывается уравнениями, аналогичными уравнениям 
Откуда может быть получена передаточная функция тахогенератора
где — постоянная времени тахогенератора.
5.4. Вентильные двигатели
Машины постоянного тока имеют более высокие технические показатели (линейность характеристики, высокий КПД, малые габариты), чем машины переменного тока. Существенный недостаток — наличие электромеханического коллектора, который снижает надежность, создает радиопомехи, взрывоопасность и т.д.
Этих недостатков лишен бесконтактный двигатель постоянного тока, называемый вентильным двигателем. В этом двигателе щеточный аппарат заменен полупроводниковым коммутатором, якорь находится на статоре, а ротор представляет собой двухполюсный (реже четырехполюсный) постоянный магнит. Для упрощения коммутатора число секции обмотки якоря выбирается малым — три, четыре.
Рис. 5-11а. Трехфазный вентильный двигатель.
Схема трехфазного вентильного двигателя с двухполюсным ротором представлена на 

В этой таблице единице соответствует наличие сигнала на выходе датчика, т.е. когда фотоприемник открыт, а нулю — отсутствие сигнала, когда соответствующий фотоэлемент закрыт шторкой.
Рис. 5-11б. Трехфазный вентильный двигатель.
Сигналы датчиков преобразуются управляющим устройством УУ ( 



Рис. 5-12б. Временная диаграмма трехфазного вентильного двигателя.
Временная диаграмма работы вентильного двигателя приведена на 
В отличие от двигателя постоянного тока, так как вентильный двигатель имеет мало секций в обмотке якоря, момент имеет пульсации, и среднее значение момента зависит от периода включения ключа β, показанного на 
В получена формула для среднего значения электромагнитного момента вентильного двигателя
где M * и ω * — относительные момент и частота вращения по отношению к базовым:
;
;
;
,
где m — число обмоток (секций), R — сопротивление секции.
Учитывая эти соотношения, из 
где A и B — коэффициенты, зависящие от β.
;
Эти коэффициенты зависят от способа коммутации обмоток и приведены в 
🔥 Видео
Обзор двигателей постоянного тока ДПМ , ДПР , ДП.Скачать

Студенты российского вуза разработали вечный двигатель #вечныйдвигатель #изобретенияСкачать

Электродвигатели постоянного токаСкачать

Динамика строительства AO FAZOTRON за январь 2024 годаСкачать

Тормозные режимы двигателей постоянного токаСкачать

Коллекторные двигатели.Скачать

Модель двигателя постоянного токаСкачать

Характиристики машин постоянного токаСкачать

Как Работает Электрический Двигатель Постоянного ТокаСкачать

Способы регулирования частоты вращения якоря машины постоянного токаСкачать

Общее уравнение динамикиСкачать

Двигатель постоянного тока как преддверие к сверх единице. Социальный пapaзитизмСкачать


















