16 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ!
1602 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве
До окончания записи осталось: | |||||||
Записаться на экспресс-курс! |
- home
- map
У Вас возникли вопросы?
Мы обязательно Вам перезвоним:
Биуретовая реакция белков
Биуретовая реакция белков – это качественная реакция на обнаружение белков с фиолетовым окрашиванием при действии солей меди (II) (медного купороса) в щелочном растворе.
Чтобы провести качественную реакцию, раствор белка куриных яиц и раствор гидроксида калия или гидроксида натрия (в равных количествах) нагревают с несколькими каплями раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Фиолетовый цвет дают образовавшиеся комплексные соединения меди с белками. Такая реакция характерна для всех соединений с пептидной связью (CO-NH).
Белок + CuSO4 + NaOH ——> красно-фиолетовое окрашивание.
Видео:БИУРЕТОВА реакция. Денатурация белка. Реакция БЕЛКА и ГИДРОКСИДА МЕДИ. Опыты по химииСкачать
Синий белок
Изучим реакцию белка с сульфатом меди!
Видео:Денатурация (Коагульция) яичного белка сульфатом медиСкачать
Реагенты
Видео:Белок и сульфат меди (||)Скачать
Безопасность
- Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
- Проводите эксперимент на подносе.
- Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
- Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
- Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 10 лет.
- Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
- Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
- Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
- Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
- Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
- В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае проглатывания реагентов промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
- В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
- В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
- В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
- Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
- Данный набор опытов предназначен только для детей 10 лет и старше.
- Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
- Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
- Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
- Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.
Видео:Химия 10 класс (Урок№12 - Аминокислоты. Белки.)Скачать
Часто задаваемые вопросы
Конечно! Белка от одного яйца должно хватить на все три эксперимента из этого набора.
Есть несколько способов отделения яичного белка от желтка. Выбирайте, какой вам больше понравится!
Во-первых, у вас дома может найтись для этого специальное приспособление. Спросите взрослых!
А если такого устройства дома не нашлось, не переживайте! Попросите взрослых разбить скорлупу острым ножом, держа яйцо над пластиковым стаканчиком. Переливая яйцо из одной половинки скорлупы в другую, нужно слить белок, оставив желток в скорлупе.
Можно также попросить кого-то из взрослых проделать иголкой или острым кончиком ножа маленькое отверстие в скорлупе, держа при этом яйцо вертикально. Теперь переверните яйцо вверх тормашками над пластиковым стаканчиком и проделайте совсем маленькое отверстие в скорлупе на противоположной стороне. Подождите, пока весь белок выльется в стаканчик. Теперь яйцо можно разбить над другой емкостью, если нужно использовать желток в других целях.
Более того, если у вас найдется чистая пластиковая бутылка, ее тоже можно использовать для разделения белка и желтка. Сперва разбейте яйцо в пластиковый стаканчик. Теперь сожмите бутылку, чтобы из нее вышел почти весь воздух. Далее, опустите горлышко бутылки на желток и позвольте бутылке втянуть его внутрь.
Не переживайте! Продолжайте эксперимент!
Да, можно использовать один и тот же шприц. Опыт все равно сработает.
Более того, советуем после опыта вымыть шприц водой и сохранить, чтобы повторить этот опыт в будущем!
Нет, в этом нет необходимости. Лучше всего просто аккуратно перевернуть пробирку 3–5 раз.
Видео:Денатурация БЕЛКА солями тяжёлых металлов. Реакция белка с CoCI2, FeCI3, CrCI3, NiSO4, CuSO4. ОпытыСкачать
Другие эксперименты
Видео:Взаимодействие белка со свежеосажденным гидроксидом медиСкачать
Пошаговая инструкция
Яичный белок в основном состоит из белка овальбумина и воды. Подготовьте белок — желток нам не понадобится.
Белки могут быть очень чувствительны к химическим и физическим изменениям окружающей среды. Давайте посмотрим, подействует ли CuSO4 на яичный белок.
Ионы Cu 2+ из CuSO4 превращают белок в синюю слизь! Если подщелочить среду, добавив Na2CO3, эффект будет еще интереснее!
Видео:Опыты по химии. Цветные реакции белка: биуретовая; ксантопротеиноваяСкачать
Утилизация
Твердые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.
Видео:Денатурация Коагульция яичного белка сульфатом медиСкачать
Что произошло
Молекулы белков очень большие. Например, одна молекула овальбумина из яичного белка примерно в 2000 раз тяжелее воды ! Но и это далеко еще не предел! Самый большой белок (титин, содержащийся в ваших мышцах) в сто раз тяжелее овальбумина!
И хотя такая большая молекула на первый взгляд может показаться невообразимо сложной, на самом деле она — так же как и все другие белки — представляет собой длинную цепочку из довольно маленьких фрагментов, называемых аминокислотами. Существует всего 22 вида аминокислот. У каждой из них есть специальная часть, которой она прикрепляется к другим аминокислотам , и «радикал» — фрагмент, особый для каждого типа аминокислоты.
В живых организмах длинные молекулы белков обычно свернуты определенным образом .И это компактное устройство молекулы значительно влияет на функции белка. А некоторые соединения, например, CuSO4 , легко нарушают нормальную конфигурацию белков, и они начинают слипаться.
Подпишитесь на наборы MEL Chemistry и проведите эти опыты у себя дома!
Видео:Качественные реакции на белкиСкачать
ЦВЕТНЫЕ И ИМЕННЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ
История химии в школьном курсе
РЕАКЦИЯ ПИОТРОВСКОГО (БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ)
В белках аминокислоты связаны друг с другом по типу полипептидов и дикетопиперазинов. Образование полипептидов из аминокислот происходит путем отщепления молекулы воды от аминогруппы одной молекулы аминокислоты и карбоксильной группы другой молекулы:
Образующаяся группа –С(О)–NН– называется пептидной группой, связь С–N, соединяющая остатки млекул аминокислот, – пептидной связью.
При взаимодействии дипептида с новой молекулой аминокислоты получается трипептид и т. д.
Дикетопиперазины образуются при взаимодействии двух молекул аминокислот с отщеплением двух молекул воды:
Дикетопиперазины были выделены из белков Н.Д.Зелинским и В.С.Садиковым в 1923 г.
Наличие в белке повторяющихся пептидных групп подтверждается тем, что белки дают фиолетовое окрашивание при действии небольшого количества раствора медного купороса в присутствии щелочи (биуретовая реакция).
Описание опыта. 2–3 мл раствора белка нагревают с 2–3 мл 20%-го раствора едкого кали или натра и несколькими каплями раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание вследствие образования комплексных соединений меди с белками.
- РЕАКЦИЯ РУЭМАННА (НИНГИДРИНОВАЯ РЕАКЦИЯ (1911))
a -Аминокислоты реагируют с нингидрином, образуя сине-фиолетовый комплекс (пурпур Руэманна), интенсивность окраски которого пропорциональна количеству аминокислоты.
Реакция идет по схеме:
Реакция с нингидрином используется для визуального обнаружения a -аминокислот на хроматограммах (на бумаге, в тонком слое), а также для колориметрического определения концентрации аминокислот по интенсивности окраски продукта реакции.
Описание опыта. В пробирку наливают 1 мл 1%-го раствора глицина и 0,5 мл 1%-го раствора нингидрина. Содержимое пробирки осторожно нагревают до появления сине-фиолетового окрашивания.
- Реакция Сакагучи
Эта реакция на аминокислоту аргинин основана на взаимодействии аргинина с a -нафтолом в присутствии окислителя. Ее механизм еще полностью не выяснен. По-видимому, реакция осуществляется по следующему уравнению:
Поскольку производные хинониминов (в данном случае нафтохинона), у которых водород иминогруппы –NH– замещен на алкильный или арильный радикал, всегда окрашены в желто-красные тона, то, по-видимому, оранжево-красный цвет раствора при проведении реакции Сакагучи объясняется возникновением именно производного нафтохинонимина. Не исключена, однако, вероятность образования еще более сложного соединения за счет дальнейшего окисления оставшихся NH-групп аргининового остатка и бензольного ядра a -нафтола:
Описание опыта. В пробирку наливают 2 мл 0,01%-го раствора аргинина, затем добавляют 2 мл 10%-го раствора едкого натра и несколько капель 0,2% спиртового раствора a -нафтола. Содержимое пробирки хорошо перемешивают, приливают 0,5 мл раствора гипобромита и вновь перемешивают. Немедленно добавляют 1 мл 40%-го раствора мочевины для стабилизации быстро развивающегося оранжево-красного окрашивания.
- РЕАКЦИЯ ФОЛЯ
Это реакция на цистеин и цистин. При щелочном гидролизе «слабосвязанная сера» в цистеине и цистине достаточно легко отщепляется, в результате чего образуется сероводород, который, реагируя со щелочью, дает сульфиды натрия или калия. При добавлении ацетата свинца(II) образуется осадок сульфида свинца(II) серо-черного цвета.
Описание опыта. В пробирку наливают 1 мл раствора цистина, прибавляют 0,5 мл 20%-го раствора гидроксида натрия. Смесь нагревают до кипения, а затем добавляют 0,5 мл раствора ацетата свинца(II). Наблюдается выпадение серо-черного осадка сульфида свинца(II):
- РЕАКЦИЯ С ФОРМАЛЬДЕГИДОМ
При взаимодействии a -аминокислот с формальдегидом образуются относительно устойчивые карбиноламины – N-метилольные производные, содержащие свободную карбоксильную группу, которую затем титруют щелочью:
Эта реакция лежит в основе количественного определения a -аминокислот методом формального титрования (метод Сёренсена).
Описание опыта. В пробирку наливают 5 капель 1%-го раствора глицина и прибавляют 1 каплю индикатора метилового красного. Раствор окрашивается в желтый цвет (нейтральная среда). К полученной смеси добавляют равный объем 40%-го раствора формальдегида (формалин). Появляется красное окрашивание (кислая среда):
- РЕАКЦИЯ Циммермана
Это реакция на аминокислоту глицин.
Описание опыта. К 2 мл 0,1%-го раствора глицина, доведенного добавлением 10%-го раствора щелочи до рН = 8, приливают 0,5 мл водного раствора о-фталевого диальдегида. Реакционная смесь начинает медленно окрашиваться в ярко-зеленый цвет. Через несколько минут выпадает зеленый осадок.
- ОБРАЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ С МЕТАЛЛАМИ
a -Аминокислоты образуют с катионами тяжелых металлов внутрикомплексные соли. Со свежеприготовленным гидроксидом меди(II) все a -аминокислоты в мягких условиях дают хорошо кристаллизующиеся внутрикомплексные (хелатные) соли меди(II) синего цвета:
В таких солях ион меди координационными связями соединен с аминогруппами.
Описание опыта. В пробирку наливают 3 мл 3%-го раствора сульфата меди(II), добавляют несколько капель 10%-го раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка. К полученному осадку гидроксида меди(II) приливают 0,5 мл концентрированного раствора глицина. При этом образуется темно-синий раствор глицината меди:
- КСАНТОПРОТЕИНОВАЯ РЕАКЦИЯ
Эта реакция используется для обнаружения a -аминокислот, содержащих ароматические радикалы. Тирозин, триптофан, фенилаланин при взаимодействии с концентрированной азотной кислотой образуют нитропроизводные, имеющие желтую окраску. В щелочной среде нитропроизводные этих a -аминокислот дают соли, окрашенные в оранжевый цвет.
Описание опыта. В пробирку наливают 1 мл раствора тирозина и добавляют 0,5 мл концентрированной азотной кислоты. Смесь нагревают до появления желтой окраски. После охлаждения добавляют 1–2 мл 20%-го раствора гидроксида натрия до появления оранжевой окраски раствора:
- ОСАЖДЕНИЕ БЕЛКА СОЛЯМИ ТЯЖеЛЫХ МЕТАЛЛОВ
Описание опыта. В две пробирки наливают по 1–2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, добавляют по каплям в одну пробирку насыщенный раствор сульфата меди, а в другую – 20%-й раствор ацетата свинца. Образуются осадки труднорастворимых солеобразных соединений белка. Опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжелых металлов.
- Открытие аминного азота в белках
Описание опыта. В сухую пробирку помещают немного сухого белка, например желатины. Прибавляют пятикратное количество натронной извести (смесь едкого натра и гидроксида кальция), перемешивают встряхиванием и подогревают. Выделяется аммиак, вызывающий посинение розовой лакмусовой бумажки, смоченной водой. Одновременно ощущается запах жженого волоса, что всегда наблюдается при сжигании белковых веществ.
- Открытие серы в белках
Описание опыта. В пробирку наливают около
0,5 мл раствора уксуснокислого свинца и прибавляют раствор едкого кали до растворения образовавшегося осадка гидроксида свинца. В другую пробирку наливают
2–3 мл раствора белка и приливают такой же объем полученного раствора плюмбита. Нагревают смесь до кипения в течение 2–3 мин. Появление темного окрашивания указывает на образование сульфида свинца.
- РЕАКЦИЯ НА ПРИСУТСТВИЕ СЕРОСОДЕРЖАЩИХ a -АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ
Качественной реакцией на серосодержащие a -аминокислоты является реакция Фоля. Белки, содержащие остатки цистеина или цистина, также дают эту реакцию.
Описание опыта. В пробирку наливают 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 20%-го раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки нагревают до кипения (1–2 мин). К полученному щелочному раствору добавляют 5 капель раствора ацетата свинца(II) и вновь кипятят реакционную смесь. Наблюдается появление серо-черного осадка.
- РЕАКЦИЯ НА ТРИПТОФАН
Триптофан, реагируя в кислой среде с альдегидами, образует окрашенные продукты конденсации. Например, с глиоксиловой кислотой (являющейся примесью к концентрированной уксусной кислоте) реакция протекает по уравнению:
По аналогичной схеме протекает и реакция триптофана с формальдегидом.
В ходе проведенного исследования мы выявили по литературным источникам имеющуюся информацию о цветных качественных реакциях на белковые аминокислоты; выполнили ряд перечисленных реакций и составили базу данных. Эта база может быть использована в школьной практике как в теоретическом плане, так и в практическом, т. к. мы приводим краткие, но подробные описания выполнения всех опытов.
Из предложенных 18 качественных реакций каждая практически осуществима в школьном курсе химии и имеет важное практическое значение. Сопровождение реакций химическими уравнениями конкретизирует и углубляет знания по биологической и органической химии, особенно знания учащихся специализированных биологических и химических классов.
Использованная литература
Ермаков А.Н., Арасимович В.В., Смирнова-Иконникова М.И., Мирри И.К. Методы биохимического исследования растений. М.,1952, 520 с.
Полянская А.С., Шевелева А.О. Методическая разработка по лабораторным работам: «Аминокислоты» и «Белки». Л., 1976, 37 с.
Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. 1999, 541 с.
Руководство к практическим занятиям по органической химии. Под ред. В.М.Родионова. М., 1954, 111 с.
Соловьев Н.А. Лабораторные работы по биологической химии. Методическая разработка. СПб., 1996, 70 с.
Филиппович Ю.Б., Егорова Т.А., Севастьянова Г.А. Практикум по общей биохимии. М., 1982, 311 с.
З.Саитов, С.В.Телешов, Б.Харитонцев,
секция «Юный химик» РХО им. Д.И.Менделеева (г. Тобольск)
🎥 Видео
Денатурация белка в спиртеСкачать
Опыты по химии. Денатурация белков: нагреванием; взаимодействие с кислотой, солями тяжелых металловСкачать
CuSO4 + NaOH Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия в водном раствореСкачать
Денатурация Коагульция яичного белка сульфатом медиСкачать
Опыт к теме "Денатурация белка"Скачать
Качественная реакция на белки I ЕГЭ по химииСкачать
Свертывание белков при нагреванииСкачать
Видеоурок: Практическая работа № 4. Цветные реакции на белкиСкачать
Биуретовая реакция. Качественная реакция на белки / Проводим опыт по химииСкачать
Биуретовая реакцияСкачать
Качественная на белокСкачать