Умножение и деление уравнения на число

Видео:Свойства уравнений. Умножение и деление обеих частей уравнения на одно и то же число. Алгебра 7 кл.Скачать

Свойства уравнений. Умножение и деление обеих частей уравнения на одно и то же число. Алгебра 7 кл.

Простые уравнения на умножение и деление. 2 класс.

Умножение и деление уравнения на число

Большие затруднения для младшего школьника вызывает умение решать данный вид уравнений.

Мы уже знаем, что простые уравнения – это равенства, где есть одна переменная (неизвестное число).

Во 2 классе дети учатся решать простые уравнения на умножение и деление (5 • х = 10, х: 3 = 12, 12 : х = 4)
Для решения этих уравнений правила о части и целом использовать нельзя, потому что второй множитель (х • 3 = 12) — это не часть, а число равных частей, на которое разбили целое.

Сегодня мы рассмотрим несколько вариантов решения:

  1. Как никогда не путаться в выборе действий.

Если вы видите уравнение х: 4 = 8 и сомневаетесь, нужно х = 8 • 4 или х = 8 : 4, поступайте так: пишите на черновике простой пример на то действие, которое хочет вас запутать. Действие у нас – деление. Давайте напишем 6 : 2 = 3 и закроем число, которое в нашем уравнении неизвестно — это первое число, значит, закрываем число 6. И как шестерку найти, имея 2 и 3? Надо – перемножить тройку с двойкой. Значит, и в нашем уравнении нужно перемножать числа, но никак не делить:

Этот способ выручает, когда мы решаем вот такие уравнения: 4857 + у = 10208.
Большие числа часто пугают, а они живут по тем же законам, что и маленькие числа. Поэтому пишем, например 4 + 1 = 5. И закрываем число 1. Чтобы его найти, нужно из 5-и вычесть 1. Значит, 10208 – 4857:
у = 10208 — 4857
у = 5351

2. Зная правила нахождения стороны и площади прямоугольника.

Умножение и деление уравнения на число

3. Используя взаимосвязи между компонентами действий.

Этот способ необходим при ответе у доски.
Ученики младших классов обязаны овладеть математической речью, а для этого нужно знать, как называются компоненты при различных действиях:
Слагаемое, слагаемое, сумма.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Множитель, множитель, произведение.

Делимое, делитель, частное.

Например, в решении уравнения x • 3 = 6 объясняем так: чтобы найти первый множитель, надо значение произведения разделить на второй множитель.

В уравнении неизвестно слагаемое:

чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое:

4. Использование памятки:

х + 6 = 124
х – 3 = 71
х × 3 = 183
х : 2 = 15
Если переменная х находится вначале уравнения, то находи
ее действием, противоположным тому, что в уравнении.
То есть для сложения – вычитанием и наоборот.
Для умножения – делением и наоборот.
12 + х = 138
146 – х = 59
30 × х = 3000
500 : х = 4
Если х находится посередине уравнения, то или вычитай, или дели.

Использовать памятку – самый простой и легкий способ решать простые уравнения правильно.

Данная памятка – результат многолетней работы в школе.

Поэтому вы можете ее скачать, распечатать и постоянно ей пользоваться.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 75

Видео:Умножение и деление натуральных чиселСкачать

Умножение и деление натуральных чисел

Урок математики в 5-м классе по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Разделы: Математика

Образовательные – обеспечить отработку ЗУН по теме «Умножение и деление натуральных чисел»; закрепить умения решать уравнения и задачи различными способами; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развивать критическое мышление, кругозор, умение говорить и оценивать работу товарища и свою; внимания и памяти.

Воспитательные – воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, умение общаться, общую культуру, толерантность.

Тип урока: Урок совершенствования ЗУН по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Формы организации учебной деятельности воспитанников на уроке:

    индивидуальная,
  • фронтальная,
  • работа в парах.

Оборудование:

    Проектор, интерактивная доска, ПК, ноутбуки воспитанников.
  • Раздаточный материал.
  • Сигнальные карточки.

Применяемые педагогические технологии:

    Технология развития критического мышления;
  • Технология индивидуализированного обучения.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Устная работа.

1) Устный счет (работа в парах по индивидуальным карточкам). Воспитанники работают по карточкам, которые заранее были ими изготовлены и проверены учителем. Карточка содержит примеры устного характера на все действия с натуральными числами.

3. Стадия вызова

Направлена на вызов у воспитанников уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Игра “Верю, не верю” (прием верные и неверные утверждения). Повторение теоретического материала.

У воспитанников в руках цветные сигнальные карточки (зеленый цвет – да, красный – нет). Преподаватель задает вопросы, воспитанники отвечают, используя карточки. Вопросы, вызывающие затруднения обсуждаются тут же.

“Верю, не верю”.

  1. Числа, которые перемножают, называют множителями. +
  2. Выражение Умножение и деление уравнения на числоназывают суммой. —
  3. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. +
  4. При умножении числа на единицу получиться то же самое число. +
  5. Числа, которые делят, называют множителями. –
  6. Результат деления называют частным. +
  7. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно частное разделить на делимое. –
  8. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. +
  9. При делении числа на нуль в результате получиться нуль. –
  10. Если один множитель увеличить в 2 раза, а другой в 5 раз, по произведение увеличиться в 7 раз. –
  11. Если среди множителей есть нуль, по произведение равно нулю. +
  12. Чтобы найти во сколько раз одно число больше другого, нужно выполнить вычитание.

4. Смысловая стадия

Непосредственная работа с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Используемые приемы для поддержания активности: интересные факты и комментарии; проблемные вопросы.

Эпиграф: “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно.

Где есть желание, найдется путь!”

1) Историческая справка.

ДьёрдьПо м йа, ДжорджПо м лиа — венгерский, швейцарский и американский математик.

Окончил Будапештский университет (1912), в 1914—1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 — профессор). В 1940 переехал с женой в США, где после двух лет в университетах поступил на работу в Станфорд, в котором и прошла вся его дальнейшая научная карьера. Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике (распределение Пойа) и комбинаторике (теорема Пойа).

Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики и внёс большой вклад в популяризацию науки. Он написал несколько книг о том, как люди решают задачи и как надо учить решать задачи.

2) Решение упражнений.

Воспитанники решают задачи и уравнения. Слабоуспевающие воспитанники работают по индивидуальным карточкам. Приложение 1. (Элемент Технологии индивидуализированного обучения).

Фронтальная работа с дальнейшей проверкой проверка решения у доски.

Для нормального протекания физиологических функций человеку в среднем требуется 3 л воды в сутки (с учетом поступления воды с пищевыми продуктами). Человек выпивает примерно 1л 500 мл воды, а остальное получает с пищевыми продуктами.

Сколько литров воды потребуется человеку в месяц? за год?

  1. 1500 * 30 = 45 000 мл = 45 л – требуется выпить человеку за месяц.
  2. 1500 * 365 = 547500 мл = 547 л 500 мл – требуется выпить человеку за год.

Задача № 2. Решите разными способами.

В Санкт-Петербурге часты наводнения. Одно из крупнейших произошло 7 ноября 1824 года. Русский художник Ф.Я. Алексеев отобразил это событие на картине “На площади у Большого театра”.

Большой театр(Каменный театр) — петербургский театр, существовавший в 1784—1886 гг. Первое постоянное в Санкт-Петербурге и одно из крупнейших в России XVIII века театральных зданий. Находился на Театральной площади. В 1886 году здание Каменного театра разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории.

Задача. Однажды во время наводнения затопило подвал дома на набережной. Из подвала нужно было выкачать воду. Спасатели установили 5 больших и 3 малых насоса. Большой насос выкачивает за 1 час 4537 литров воды, а малый – 2120 литров. Через 6 часов вся вода была выкачана. Сколько литров воды скопилось в подвале во время наводнения? (Решите задачу 2 способами: по действиям; выражением).

Решение: 1 способ.

  1. 5 * 4537 = 22685 л – 5 б. насосов за 1 час.
  2. 3 * 2120 6360 л – 3 м. насосов за 1 час.
  3. 22685 + 6360 = 29 045 л всего за час.
  4. 29045 * 6 = 174270 л скопилось в подвале во время наводнения.

2 способ: (5 * 4537 + 3 * 2120 6360) * 6 = 174270 л

Слабоуспевающие воспитанники сдают работы на проверку.

Задание № 3. Найдите ошибки, допущенные при решении уравнений. Решите уравнения самостоятельно.

а) 2х – 35 = 101
2х = 101 – 35
2х = 66
х = 66*2
х = 132

Ответ: х = 132. (Ответ: х = 68)

б) (у + 15) : 3 = 25
у + 15 = 25*3
у + 15 = 75
у = 75 + 15
у = 100

Ответ: у = 100. (Ответ: х = 60).

5. Контроль знаний.

Воспитанники выполняют тест. Приложение 2.

Дополнительные задания для тех, кто досрочно справился с тестом. (Элемент Технологии индивидуализированного обучения).

№ 1.Сердце человека перекачивает за сутки 8т. крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за 1 год? За 75 лет?

Решение.
1)365*8=2920(т) – сердце перекачивает за год.
2)2920*75=219000(т) – сердце перекачивает за 75 лет.
Ответ:219000тонн.

№ 2. По обеим сторонам аллеи посадили 30 лип и кусты камелии. С каждой стороны посадили одинаковое число лип, а камелию посадили так: между каждыми 2 липами – 2 куста. Сколько кустов камелии посадили?

Решение.

    30 : 2 = 15 лип с каждой стороны аллеи.
  1. Между липами 14 промежутков. 14*2 = 28 кустов с одной стороны аллеи.
  2. 28*2 = 56 кустов камелии посадили всего.

Ответ: 56 кустов.

6. Рефлексия.

Воспитанники соотносят “новую” информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Воспитанники отвечают на вопросы:

– Какие способы решения задач вы использовали сегодня на уроке?

– Знание каких свойств умножения и деления помогли нам при вычислениях?

– Какие задания для вас были трудными?

– Какие задания вы решали с удовольствием, с радостью? Почему?

– Что нам нужно еще повторить, чтобы на уроке было у вас хорошее настроение?

7. Домашнее задание.

№ 1. Решите уравнения:

  1. 51 * у = 1530
  2. 40 + 5m = 90
  3. 400 : х + 20 = 100

№2. Что это за число: если к нему прибавить 7, сумму разделить на 7, а из частного вычесть 7 и остаток помножить на 7, то в результате получится 7.
Ответ:49.

Недаром Платон приписывал числу божественную сущность. Например, числу 7 – 7дней недели, 7 цветов радуги. Числа встречаются в пословицах и поговорках.

№3. Найти пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Видео:Решение уравнений на умножение и деление.Скачать

Решение уравнений на умножение и деление.

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Умножение и деление степеней. Алгебра, 7 классСкачать

Умножение и деление степеней. Алгебра, 7 класс

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Умножение и деление уравнения на число

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Умножение и деление уравнения на число

Вернем получившееся равенство Умножение и деление уравнения на числов первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Умножение и деление уравнения на число

Пример 4. Рассмотрим равенство Умножение и деление уравнения на число

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Умножение и деление уравнения на число

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Умножение и деление уравнения на число

Видео:Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")Скачать

Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Умножение и деление уравнения на число

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Умножение и деление уравнения на число

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Умножение и деление уравнения на число

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Умножение и деление уравнения на число

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Умножение и деление уравнения на число

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Умножение и деление уравнения на число

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Умножение и деление уравнения на число

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Умножение и деление уравнения на число

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Умножение и деление уравнения на число

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Умножение и деление уравнения на число

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Умножение и деление уравнения на число

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Умножение и деление уравнения на число

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Умножение и деление уравнения на число

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Умножение и деление уравнения на числопозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Умножение и деление уравнения на числотребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Умножение и деление уравнения на число

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Умножение и деление уравнения на числовместо числа 15 располагается переменная x

Умножение и деление уравнения на число

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Умножение и деление уравнения на число

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Умножение и деление уравнения на число. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Умножение и деление уравнения на числовместо числа 5 располагается переменная x .

Умножение и деление уравнения на число

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Умножение и деление уравнения на число

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Умножение и деление уравнения на число. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Умножение и деление уравнения на число

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деленияСкачать

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Умножение и деление уравнения на число

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Умножение и деление уравнения на число

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Умножение и деление уравнения на число

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Умножение и деление уравнения на число

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Умножение и деление уравнения на число

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Умножение и деление уравнения на число

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Умножение и деление уравнения на число

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Мы получили новое уравнение Умножение и деление уравнения на число. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Умножение и деление уравнения на число

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Умножение и деление уравнения на число

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Умножение и деление уравнения на число

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Умножение и деление уравнения на число

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x

Умножение и деление уравнения на число

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда x равен 2

Умножение и деление уравнения на число

Видео:Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Практическая часть. 5 класс.Скачать

Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Практическая часть. 5 класс.

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Умножение и деление уравнения на число

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Умножение и деление уравнения на число

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Умножение и деление уравнения на число

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Умножение и деление уравнения на число

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число.

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 2

Умножение и деление уравнения на число

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Умножение и деление уравнения на числомы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Умножение и деление уравнения на число. Корень этого уравнения, как и уравнения Умножение и деление уравнения на числотак же равен 2

Умножение и деление уравнения на число

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Умножение и деление уравнения на число

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Умножение и деление уравнения на числоВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Умножение и деление уравнения на число

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Умножение и деление уравнения на число

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Умножение и деление уравнения на число

Пример 3. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в левой части равенства:

Умножение и деление уравнения на число

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Умножение и деление уравнения на число

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 4,5

Умножение и деление уравнения на число

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Умножение и деление уравнения на числомы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Умножение и деление уравнения на число. Корень этого уравнения, как и уравнения Умножение и деление уравнения на числотак же равен 4,5

Умножение и деление уравнения на число

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Умножение и деление уравнения на число

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Умножение и деление уравнения на число

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Умножение и деление уравнения на число.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Умножение и деление уравнения на число

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Умножение и деление уравнения на число

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Умножение и деление уравнения на число

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Умножение и деление уравнения на число

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Умножение и деление уравнения на число

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Умножение и деление уравнения на число

В результате останется простейшее уравнение

Умножение и деление уравнения на число

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 4

Умножение и деление уравнения на число

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Умножение и деление уравнения на число. Корень этого уравнения, как и уравнения Умножение и деление уравнения на числоравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Умножение и деление уравнения на число, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Умножение и деление уравнения на число

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Умножение и деление уравнения на числона множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Умножение и деление уравнения на число

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части уравнения на 15

Умножение и деление уравнения на число

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Умножение и деление уравнения на число

Перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Умножение и деление уравнения на число

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 5

Умножение и деление уравнения на число

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Умножение и деление уравнения на числоравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части уравнения на 3

Умножение и деление уравнения на число

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Умножение и деление уравнения на число

Останется простейшее уравнение Умножение и деление уравнения на число. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Умножение и деление уравнения на число

Отсюда Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 9

Умножение и деление уравнения на число

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части уравнения на 6

Умножение и деление уравнения на число

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Умножение и деление уравнения на число

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Умножение и деление уравнения на число

Перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Умножение и деление уравнения на число

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению Умножение и деление уравнения на числои подставим вместо x найденное значение 4

Умножение и деление уравнения на число

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части уравнения на 15

Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Умножение и деление уравнения на число

Перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки там, где это можно:

Умножение и деление уравнения на число

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Умножение и деление уравнения на число

Найдём значение x

Умножение и деление уравнения на число

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Умножение и деление уравнения на число

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Умножение и деление уравнения на число

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Умножение и деление уравнения на число

Значение переменной А равно Умножение и деление уравнения на число. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Умножение и деление уравнения на число, то уравнение будет решено верно

Умножение и деление уравнения на число

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Умножение и деление уравнения на число. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Умножение и деление уравнения на число

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Умножение и деление уравнения на число

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Умножение и деление уравнения на число

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Умножение и деление уравнения на число

Перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Умножение и деление уравнения на число

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Умножение и деление уравнения на число

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Математика 6 Умножение и деление положительных и отрицательных чиселСкачать

Математика 6 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Умножение и деление уравнения на число. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые:

Умножение и деление уравнения на число

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Умножение и деление уравнения на число. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Умножение и деление уравнения на число

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Умножение и деление уравнения на числона самом деле выглядит следующим образом:

Умножение и деление уравнения на число

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Умножение и деление уравнения на число

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Умножение и деление уравнения на число

Итак, корень уравнения Умножение и деление уравнения на числоравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Умножение и деление уравнения на число

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Умножение и деление уравнения на числона минус единицу:

Умножение и деление уравнения на число

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Умножение и деление уравнения на число, а правая часть будет равна 10

Умножение и деление уравнения на число

Корень этого уравнения, как и уравнения Умножение и деление уравнения на числоравен 5

Умножение и деление уравнения на число

Значит уравнения Умножение и деление уравнения на числои Умножение и деление уравнения на числоравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Умножение и деление уравнения на число. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Умножение и деление уравнения на числона −1 можно записать подробно следующим образом:

Умножение и деление уравнения на число

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Умножение и деление уравнения на число

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Умножение и деление уравнения на числона −1 , мы получили уравнение Умножение и деление уравнения на число. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Умножение и деление уравнения на число

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Умножение и деление уравнения на число

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Умножение и деление уравнения на число

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Умножение и деление уравнения на число

Видео:Умножение рациональных чисел. 6 класс.Скачать

Умножение рациональных чисел. 6 класс.

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Умножение и деление уравнения на число. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Умножение и деление уравнения на число

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Умножение и деление уравнения на число

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Математика 2 класс. «Уравнения на умножение и деление»Скачать

Математика 2 класс. «Уравнения на умножение и деление»

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Умножение и деление уравнения на числомы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Умножение и деление уравнения на число

Но если в уравнении Умножение и деление уравнения на числообе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Умножение и деление уравнения на число

Уравнения вида Умножение и деление уравнения на числомы решали выражая неизвестное слагаемое:

Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Умножение и деление уравнения на числослагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Далее разделить обе части на 2

Умножение и деление уравнения на число

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Умножение и деление уравнения на число.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Умножение и деление уравнения на число

В случае с уравнениями вида Умножение и деление уравнения на числоудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Умножение и деление уравнения на число

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Все действия с десятичными дробями (Сложение, вычитание, деление и умножение)Скачать

Все действия с десятичными дробями (Сложение, вычитание, деление и умножение)

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Умножение и деление уравнения на число

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Умножение и деление уравнения на число

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Умножение и деление уравнения на числои убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Умножение и деление уравнения на число

Видео:Как умножать или делить обе части уравнения на одно и тоже число.Скачать

Как умножать или делить обе части уравнения на одно и тоже  число.

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Умножение и деление уравнения на число

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Уравнения с десятичными дробями в 5 классе (на умножение и деление).Скачать

Уравнения с десятичными дробями в 5 классе (на умножение и деление).

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Умножение и деление уравнения на числоне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Умножение и деление уравнения на число. Тогда уравнение примет следующий вид

Умножение и деление уравнения на число

Пусть Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Пример 2. Решить уравнение Умножение и деление уравнения на число

Раскроем скобки в левой части равенства:

Умножение и деление уравнения на число

Приведем подобные слагаемые:

Умножение и деление уравнения на число

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Умножение и деление уравнения на число

Видео:Уравнение на умножение и деление 2 классСкачать

Уравнение на умножение и деление 2 класс

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Умножение и деление уравнения на число

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Умножение и деление уравнения на числоопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Умножение и деление уравнения на числона t

Умножение и деление уравнения на число

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Умножение и деление уравнения на число

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Умножение и деление уравнения на числоопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Умножение и деление уравнения на число

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Умножение и деление уравнения на число

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Умножение и деление уравнения на число

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Умножение и деление уравнения на числопримет следующий вид

Умножение и деление уравнения на число

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Умножение и деление уравнения на число

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Умножение и деление уравнения на число

Затем разделить обе части на 50

Умножение и деление уравнения на число

Пример 2. Дано буквенное уравнение Умножение и деление уравнения на число. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Умножение и деление уравнения на число

Разделим обе части уравнения на b

Умножение и деление уравнения на число

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Умножение и деление уравнения на число

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Умножение и деление уравнения на число. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Умножение и деление уравнения на число

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Умножение и деление уравнения на число

В левой части вынесем за скобки множитель x

Умножение и деление уравнения на число

Разделим обе части на выражение a − b

Умножение и деление уравнения на число

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Умножение и деление уравнения на число

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Умножение и деление уравнения на число

Умножение и деление уравнения на число

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Умножение и деление уравнения на число

Пример 4. Дано буквенное уравнение Умножение и деление уравнения на число. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Умножение и деление уравнения на число

Умнóжим обе части на a

Умножение и деление уравнения на число

В левой части x вынесем за скобки

Умножение и деление уравнения на число

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Умножение и деление уравнения на число

Видео:внетабличное умножение и деление 3 классСкачать

внетабличное умножение и деление 3 класс

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Умножение и деление уравнения на число

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Умножение и деление уравнения на числопримет вид Умножение и деление уравнения на число.
Отсюда Умножение и деление уравнения на число.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

🔥 Видео

Решение уравнений (относительно умножения и деления). 5 классСкачать

Решение уравнений (относительно умножения и деления). 5 класс

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Виленкин. 6 класс за 100 минут. Математика: теория чисел, дроби, уравненияСкачать

Виленкин. 6 класс за 100 минут. Математика: теория чисел, дроби, уравнения

Что такое УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ натуральных чисел ( Математика - 5 класс )Скачать

Что такое УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ натуральных чисел ( Математика - 5 класс )
Поделиться или сохранить к себе: