Разделы: Химия
Цель: сравнить свойства предельных одноосновных кислот с позиций знаний об электролитах и особенности их строения.
Задачи:
- Формировать представления учащихся о карбоновых кислотах в свете теории электролитической диссоциации
- Формирование умения предсказывать свойства соединений исходя из особенностей строения веществ, проводить исследования, делать обобщающие выводы.
- Расширять химический кругозор учащихся, о применении муравьиной и уксусной кислот в жизни человека и их значении в природе.
Вид занятия: урок исследование с использованием ИКТ.
Межпредметные связи – с биологией «Живые организмы – состав клетки».
Наглядные пособия: «Электронные уроки и тесты» Просвещение – Медиа Серия «Химия в школе»
Раздаточный материал:
- Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
- Реактивы: растворы муравьиной и уксусной кислот, аммиачный раствор оксида серебра, цинк, гидроксид натрия, оксид хрома, карбонат натрия, лакмус.
Технические средства: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Приложение 1 – Презентация, Приложение 2 – Технологическая карта.
Видео:Задача на разбавление уксусного ангидрида уксусной кислотой. Органика. Олимпиада.Скачать
Ход урока
Организационный момент
Учитель: На прошлом занятии мы с вами начали изучать химические свойства предельных одноатомных карбоновых кислот. Многие из них нам были известны и ранее. Ряд кислот как пищевые применяют в виде добавок для придания специфического вкуса или консервации.
Возможные ответы учащихся: Уксусная кислота используется как вкусовое средство, так же для консервирования овощей и фруктов. Молочная кислота – при получении молочнокислых продуктов. Винная кислота в производстве лимонада. Лимонная кислота как вкусовой ароматизатор и консервант. Яблочная кислота в производстве напитков.
Учитель: Название некоторых кислот произошли от продуктов питания или объектов живой природы, где впервые они были обнаружены.
- Приведите примеры известные вам:
Возможные ответы учащихся:
Муравьиная кислота. Английский естествоиспытатель Джон Рей впервые исследовал муравьиную кислоту еще в 1670 году. Выделена она была из ядовитых железок муравьев, им она и обязана своим названием.
Уксусная кислота. Уксусная кислота известна человечеству с более давних времен, получают ее как продукт брожения вина, в древней Греции все кислоты называли «оксос».
Учитель: Определите тему и цель нашего урока.
Тема нашего урока «Исследование свойств муравьиной и уксусной кислот»
Цель – изучить свойства предельных одноосновных карбоновых кислот, опираясь на знания об особенностях строения данных веществ через исследовательскую деятельность.
Учитель: Как вы думаете, почему уксусная кислота относится к пищевым, а муравьиная нет, хотя она содержится в листьях крапивы?
- Какие свойства вам известны данных кислот?
- Какие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот вам известны с прошлого занятия?
- С чего начинается любое химическое исследование?
Исследование общих свойств муравьиной и уксусной кислот.
У вас на партах находятся Приложения, которые помогут вам ориентироваться в этапах урока.
Составьте таблицу по образцу в тетради для записи результатов исследования.
Первым знакомством с веществом является изучение их физических свойств.
Не забывая о правилах по технике безопасности. опишите физические свойства данных кислот.
- Почему безводную уксусную кислоту называют «ледяная уксусная кислота».
Безводная уксусная кислота при охлаждении застывает в кристаллическую массу, напоминающую лед + 16.0°С. Она впервые была в таком виде получена в конце 17 века русским ученым Ловицем.
Вам выданы готовые растворы.
- Почему данные кислоты растворимы в воде?
- Почему они имеют специфический запах?
Муравьиная и уксусная кислоты относятся к первым представителям данного класса. Поэтому по логике должны обладать общими с другими кислотами свойствами.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот:
- Как называются данные реакции?
- Как называются соли полученные в эксперименте?
Особое место занимает реакция с металлами
- Какие металлы будут реагировать с растворами кислот?
Проведите реакции муравьиной и уксусной кислот с магнием. Составьте уравнения реакций.
- Что доказывают данные опыты?
- Какая кислота с позиции тэд более активная?
- Почему вы так решили?
Изучение особых свойств муравьиной кислоты.
Рассмотрите строение муравьиной кислоты
- Какая особенность в строении муравьиной кислоты наблюдается?
- Как отличить муравьиную кислоту от уксусной ?
- Как можно доказать, что в данном сосуде находится муравьиная кислота с помощью качественных реакций на альдегидную группу?
- Проведите реакцию «серебряного зеркала»
Напишите уравнения реакций.
- Реакции окисления протекают до образования конечного продукта углекислого газа?
Составьте уравнения реакций
- Что вы узнали об уксусной кислоте
- Что вы узнали о муравьиной кислоте
Итог урока
Назовите 5 способов применения полученных знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Использование муравьиной и уксусной кислот:
Муравьиная кислота находит широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: в качестве протравы при крашении тканей, используемой при обработке шкур, рефлекторно действующее средство при ревматических и неврологических болях, качестве дезинфицирующего и консервирующего средства.
Уксусную кислоту используют при консервации и как приправу к пище. Из уксусной кислоты синтезируют лекарства, соли, ацетатный шелк, фруктовые эссенции, растворители лаков, красители для тканей, средства борьбы с насекомыми и болезнями растений, стимуляторы роста растений.
Домашнее задание: § 20
Литература:
- Учебник химии 10 класс автор Габриелян О.С.
- Карбоновые кислоты Урок-ярмарка Т.Л. Гладченко, учитель Икрянинской средней школы (с. Икряное, Астраханская обл.)
Видео:Лабораторная работа №16. Свойства уксусной кислоты. 9 класс.Скачать
Уксусная кислота плюс аммиачный раствор оксида серебра уравнение
Органическое вещество представляет собой летучую жидкость с характерным приятным запахом. При сжигании 11,1 г этого вещества было получено 10,08 л углекислого газа (н. у.) и 8,1 г воды. Установите молекулярную формулу вещества и определите его строение, если известно, что оно даёт реакцию «серебряного зеркала» и гидролизуется с образованием двух органических соединений. Напишите уравнение реакции вещества с аммиачным раствором оксида серебра (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
1. Найдем молекулярную формулу вещества:
Атомы водорода содержатся только в воде. Найдем их количество вещества:
Теперь проверим, имеются ли в соединении другие элементы:
Отсюда следует, что в соединении содержится также кислород.
Далее определим соотношение элементов:
Следовательно, простейшая формула — Вероятнее всего, она совпадает с молекулярной, потому что вещество — летучее, следовательно, молекула содержит небольшое число атомов углерода. Молекулярная формула вещества —
2. Формуле отвечают кислота и сложные эфиры. Вещество гидролизуется и даёт реакцию «серебряного зеркала», следовательно, это — сложный эфир муравьиной кислоты, этилформиат, :
3. Уравнение реакции с аммиачным раствором оксида серебра:
Видео:Взаимодействие уксусной кислоты с металламиСкачать
Acetyl
Наведите курсор на ячейку элемента, чтобы получить его краткое описание.
Чтобы получить подробное описание элемента, кликните по его названию.
H + | Li + | K + | Na + | NH4 + | Ba 2+ | Ca 2+ | Mg 2+ | Sr 2+ | Al 3+ | Cr 3+ | Fe 2+ | Fe 3+ | Ni 2+ | Co 2+ | Mn 2+ | Zn 2+ | Ag + | Hg 2+ | Pb 2+ | Sn 2+ | Cu 2+ | |
OH — | Р | Р | Р | Р | Р | М | Н | М | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | — | — | Н | Н | Н | |
F — | Р | М | Р | Р | Р | М | Н | Н | М | М | Н | Н | Н | Р | Р | Р | Р | Р | — | Н | Р | Р |
Cl — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Р | М | Р | Р |
Br — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Н | М | М | Р | Р |
I — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | Р | ? | Р | Р | Р | Р | Н | Н | Н | М | ? |
S 2- | М | Р | Р | Р | Р | — | — | — | Н | — | — | Н | — | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
HS — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | ? | Н | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
SO3 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Н | М | Н | ? | — | Н | ? | Н | Н | ? | М | М | — | Н | ? | ? |
HSO3 — | Р | ? | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
SO4 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | М | Р | Н | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | М | — | Н | Р | Р |
HSO4 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | Н | ? | ? |
NO3 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р |
NO2 — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | ? | ? | ? | ? | Р | М | ? | ? | М | ? | ? | ? | ? |
PO4 3- | Р | Н | Р | Р | — | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
CO3 2- | Р | Р | Р | Р | Р | Н | Н | Н | Н | ? | ? | Н | ? | Н | Н | Н | Н | Н | ? | Н | ? | Н |
CH3COO — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р | Р | — | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | — | Р |
SiO3 2- | Н | Н | Р | Р | ? | Н | Н | Н | Н | ? | ? | Н | ? | ? | ? | Н | Н | ? | ? | Н | ? | ? |
Растворимые (>1%) | Нерастворимые ( Спасибо! Ваша заявка отправлена, преподаватель свяжется с вами в ближайшее время. Вы можете также связаться с преподавателем напрямую: 8(906)72 3-11-5 2 Скопируйте эту ссылку, чтобы разместить результат запроса » » на другом сайте. Изображение вещества/реакции можно сохранить или скопировать, кликнув по нему правой кнопкой мыши. Если вы считаете, что результат запроса » » содержит ошибку, нажмите на кнопку «Отправить». Этим вы поможете сделать сайт лучше. На сайте есть сноски двух типов: Подсказки — помогают вспомнить определения терминов или поясняют информацию, которая может быть сложна для начинающего. Дополнительная информация — такие сноски содержат примечания или уточнения, выходящие за рамки базовой школьной химии, нужны для углубленного изучения. Здесь вы можете выбрать параметры отображения органических соединений. 🔍 ВидеоКачественная Реакция На Салициловую И Уксусную КислотуСкачать Взаимодействие уксусной кислоты с CuOСкачать Алкины (реакция ацетилена с аммиачным раствором оксида серебра)Скачать Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрияСкачать 11.2. Карбоновые кислоты: Способы получения. ЕГЭ по химииСкачать 11.3. Карбоновые кислоты и их соли: Химические свойства. ЕГЭ по химииСкачать Практическая работа.Получение и свойства уксусной кислоты.Скачать Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра IСкачать 8 класс. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач.Скачать Получение уксусной кислоты из ацетата натрия (Synthesis of acetic acid from sodium acetate)Скачать Химия ЕГЭ 2022 / Задание 32Скачать Карбоновые кислоты. Получение. Химия 10 классСкачать Составление уравнений реакций для генетических цепочек по кислородсодержащим. часть 2Скачать Получение уксусной кислоты. БГПУ 5Б/ХСкачать Получение ледяной уксусной кислоты/Synthesis of glacial acetic acidСкачать ВСЯ ТЕОРИЯ ПО АЛЬДЕГИДАМ ДЛЯ ЕГЭ | Химия ЕГЭ для 10 класса | УмскулСкачать КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать |