- Нахождение корней квадратного уравнения 8 класс
- Возможны три правила:
- Тема урока: Формула корней квадратного уравнения (8класс)
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Краткое описание документа:
- Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
- Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА
- Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
- «Обзор традиционных и современных методик для формирования навыков арифметических вычислений в уме у младших школьников»
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Все формулы связанные с дискриминантом
- Решение квадратных уравнений через дискриминант
- I случай D > 0 (дискриминант больше нуля)
- II случай D = 0 (дискриминант равен нулю)
- III случай D (дискриминант меньше нуля)
- Решение квадратных уравнений: формула корней, примеры
- Квадратное уравнение, его виды
- Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
- Полные и неполные квадратные уравнения
- Решение неполных квадратных уравнений
- Решение уравнения a·x 2 =0
- Решение уравнения a · x 2 + c = 0
- Решение уравнения a·x 2 +b·x=0
- Дискриминант, формула корней квадратного уравнения
- Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
- Примеры решения квадратных уравнений
- Формула корней для четных вторых коэффициентов
- Упрощение вида квадратных уравнений
- Связь между корнями и коэффициентами
Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Нахождение корней квадратного уравнения 8 класс
Формула
Корни квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 можно найти по
формуле: , где — дискриминант
Возможны три правила:
Правило 1
1. D > 0 . Тогда уравнение имеет 2 различных корня:
Пример
2x 2 + 7x — 4 = 0;
D = 7 2 — 4 • 2 • (- 4) = 81 > 0,
Правило 2
2. D = 0 . Тогда уравнение имеет единственный корень.
Пример
x 2 — 4x + 4 = 0.
D = (-4) 2 — 4 • 1 • 4 = 0, x = — -4 2 • 1 = 2.
Заметим, что x 2 — 4x + 4 = 0 x = 2.
Пример
3x 2 — x + 7 = 0.
D = (-1) 2 — 4 • 3 • 7 = -83 Правило, формулы
Если b = 2k , то корни уравнения ax 2 + 2kx + c = 0 находятся по формуле:
Пример 1
1. x 2 + 18x + 32 = 0.
a = 1; b = 18 => k = b 2 = 9; c = 32.
D1 = D 4 = ( 18 2 ) 2 — 1 • 32 = 49 > 0, значит уравнение имеет 2 корня:
Пример 2
2. 3x 2 + 2x + 1 = 0.
a = 3; b 2 = 1; c = 1.
D1 = D 4 = 1 2 — 1 • 3 = -2 Пример 3
3. 196x 2 + 28x + 1 = 0.
a = 196; b 2 = -14; c = 1.
D1 = D 4 = (- 14) 2 — 196 = 0, значит уравнение имеет один корень.
Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Тема урока: Формула корней квадратного уравнения (8класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Формула корней кваадратного уравнения.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Тема : Решение квадратных уравнений по формуле.
Плотникова Клавдия Николаевна,
Цель : Создание условий для обобщения знаний и умений по решению квадратных уравнений.
Систематизирование и обобщение знаний учащихся по решению квадратных уравнений.
Развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитание интереса к математике, активности и организованности.
Оборудование : карточки (слова) с математическими понятиями; стандарт математического образования по теме: уравнение; сборники заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы; жетоны; тест.
Разминка ( устные упражнения) За правильный ответ ученик получает жетон.
– Разложите на множители и выберите правильный ответ:
А) х – х 2 А. х ( х-1) Б. х (1-х)
Б) 4х 2 + 2х А. –х ( 2х+2) Б. 2х ( 2х+1)
В) 4х +2х А. ( 2х-3) ( 2х+3) Б. 2(х-3)(х+3)
Г) 2х 3 +3х 2 – 5х А. 2х ( х 2 +2х – 5) Б. х (2х 2 + 3х – 5)
– Сколько корней имеет уравнение?
А) х 2 = 9 б) 3х 2 = 0 в) х 2 = -25 г) х 2 = 3?
– Распределите данные … на 2 группы и объясните, по какому признаку Вы это сделали:
9х 2 – 6х + 10 = 0 5х 2 = 0 2х 2 –х -1 =0 -3х 2 + 5х +1 =9
-2х 2 +4х + 50=0 х 2 – 16 = 0
1. Какое слово подставили вместо точек ?
2. Как называются эти уравнения?
3. Дайте характеристику каждой группе.
4. Каких уравнений записано больше?
5. Какая задача встает перед нами?
Задача ( цель урока) систематизировать знания по решению полных квадратных уравнений и коррекция наших знаний и умений
3.Решение поставленной цели урока:
– Необходимо вспомнить, что мы знаем и умеем из стандарта образования по математике — по математическому «киту»- УРАВНЕНИЕ
( учащиеся называют, я обращаюсь к « Киту Уравнение » и дополняю ответы )
– Каждый из вас берет карточку и дает определение данному понятию.
ФОРМУЛА решения квадратного уравнения..
4. Решение у доски квадратных уравнений
2х 2 + 3х – 5 = 0 2х 2 -8х + 8 = 0 3х 2 + 4х + 6 = 0
3 ученики решают у доски и защищают свое решение.
5. Почему мы все должны уметь решать квадратные уравнения?
– Выполнять стандарт по математическому образованию
– Подготовка к экзаменам ( показываю сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы и работы, в которых имеются задания: решить квадратные уравнения)
6. Домашнее задание Решить уравнение: работа №2 и №4 (по сборнику)
7. Итог урока (подсчет жетонов – выставление оценок за активность на уроке) основная отметка за урок будет по итогам выполнения теста.
8. ТЕСТ (тесты прилагаются)
Вариант №1 ( 8 класс)
Тема: Квадратные уравнения
А1. Квадратным уравнением является
1) 15х − 5х 2 = 0; 2) 2х 2 − 3х з + 1 = 0; 3) 4 2 − x = 0; 4) 3х 2 – 6 + х = 3х 2
А2. Корнем квадратного уравнения −7х 2 = −49 является:
А3. Вычислите дискриминант квадратного уравнения 7х 2 − 5х − 3 = 0
1) −3; 2) 53; 3) 109; 4) −59.
А4. Решите уравнения:
а) x 2 + 2 x − 8 = 0 1)−2; 4. 2)−4; 2. 3)8; −4 4)−17; 19.
б) x 2 − x + 3 = 0 1)−1; 2. 2); . 3)корней нет. 4); .
в) 3 y 2 − 5 y − 2 = 0 1)корней нет. 2)2; . 3)−1,2; 0,2. 4)−4,5; 4,4.
А5.Укажите верную формулу корней квадратного уравнения: с x 2 + ax + b = 0
В1. Найдите отрицательный корень уравнения: 25х + 17 х 2 = 0.
В2. Найдите сумму корней уравнения: 15 х 2 – 5 = 0.
Вариант 2 ( 8 класс)
Тема: Квадратные уравнения
А1. Квадратным уравнением является
1) 3х 2 – х 3 +1 = 0; 2) 5х = 0; 3) х − 5 2 = 0; 4)
А2. Корнем квадратного уравнения −5х 2 = − 25 является:
А3. Вычислите дискриминант квадратного уравнения: 6х 2 + 3 х − 2 = 0
1) 1; 2) 17; 3) 57: 4) –39.
А4. Решите уравнения:
а) y 2 − 2 y −15 = 0 1)33; − 18. 2) −3; 5. 3) −5; 3 4) −33; 16.
б) x 2 − 2 x + 8 = 0 1)−4; 8. 2)корней нет. 3) −8; 4. 4) −4 ; 2.
в) 5 y 2 − 3 y − 14 = 0 1)корней нет. 2) −2; 1,4. 3) − 1,4; 2. 4) − 1,8; 4.
А5. Укажите верную формулу корней квадратного уравнения:
В1. Найдите положительный корень уравнения: 17х – 24х 2 = 0.
В2. Найдите сумму корней уравнения: 18х 2 – 2 = 0.
Краткое описание документа:
Тип урока: закрепление знаний и умений обучающихся по использованию формулы корней квадратного уравнения.
Задачи урока:
Систематизирование и обобщение знаний учащихся по решению квадратных уравнений по формуле.
Развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитание интереса к математике, активности и организованности.
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА
Курс повышения квалификации
Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
«Обзор традиционных и современных методик для формирования навыков арифметических вычислений в уме у младших школьников»
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Видео:ФОРМУЛА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ. §20 алгебра 8 классСкачать
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 858 142 материала в базе
Материал подходит для УМК
«Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.
22. Формула корней квадратного уравнения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Другие материалы
- 08.12.2018
- 297
- 0
- 07.11.2018
- 705
- 28
- 22.10.2018
- 9164
- 219
- 22.10.2018
- 816
- 5
- 22.10.2018
- 266
- 3
- 21.09.2018
- 396
- 0
- 07.08.2018
- 392
- 3
- 25.05.2018
- 899
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 05.01.2019 522
- RAR 37.5 кбайт
- 1 скачивание
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Плотникова Клавдия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 3 года и 5 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 20309
- Всего материалов: 27
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Формула корней квадратного уравнения. Видеоурок 16. Алгебра 8 класс.Скачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
«Профилактика психических расстройств и психологических проблем в школах с помощью когнитивно-поведенческих методов (КБТ, РЭПТ, DBT)»
«От теории – к практике, от практики – к результату!»
«Проблемы педагогов, дошкольников с ОВЗ и родителей. Взгляд практического психолога»
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Тысячи учителей в Австралии вышли на забастовку
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-тренинг «Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:8 класс, 25 урок, Формула корней квадратного уравненияСкачать
Все формулы связанные с дискриминантом
Дискриминант квадратного уравнения – это выражение, находящееся под корнем в формуле нахождения корней квадратного уравнения. Дискриминант обозначается латинской буквой D.
Вид уравнения | Формула корней | Формула дискриминанта |
---|---|---|
ax 2 + bx + c = 0 | b 2 — 4ac | |
ax 2 + 2kx + c = 0 | k 2 — ac | |
x 2 + px + q = 0 | ||
p 2 — 4q |
Все формулы нахождения корней квадратных уравнений можно записать короче с помощью дискриминанта:
Вид уравнения | Формула |
---|---|
ax 2 + bx + c = 0 | , где D = b 2 — 4ac |
ax 2 + 2kx + c = 0 | , где D = k 2 — ac |
x 2 + px + q = 0 | , где D = |
, где D = p 2 — 4q |
Дискриминант позволяет определить, имеет ли уравнение корни и сколько их, не решая само уравнение:
- Если дискриминант больше нуля, то уравнение имеет два корня.
- Если дискриминант равен нулю, то уравнение имеет один корень.
- Если дискриминант меньше нуля, то уравнение не имеет корней.
Несмотря на то, что есть несколько формул дискриминанта, чаще всего используют первую:
так как она относится к формуле:
которая является универсальной формулой нахождения корней квадратного уравнения. Данная формула подходит даже для неполных квадратных уравнений.
Видео:Алгебра 8 класс (Урок№28 - Решение квадратных уравнений вида ax2 + bx + c = 0.Формула корней кв.ур.)Скачать
Решение квадратных уравнений через дискриминант
Для решения квадратного уравнения по формуле можно сначала вычислить дискриминант и сравнить его с нулём. В зависимости от результата, либо искать корни по формуле, либо сделать вывод, что корней нет.
Пример 1. Решить уравнение:
Определим, чему равны коэффициенты:
D = b 2 — 4ac = (-4) 2 — 4 · 3 · 2 = 16 — 24 = -8, D 2 — 6x + 9 = 0
Определим, чему равны коэффициенты:
D = b 2 — 4ac = (-6) 2 — 4 · 1 · 9 = 36 — 36 = 0, D = 0
Уравнение имеет всего один корень:
Определим, чему равны коэффициенты:
D = b 2 — 4ac = (-4) 2 — 4 · 1 · (-5) = 16 + 20 = 36, D > 0
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. Формула дискриминанта. Теорема Виета.
Квадратным уравнением называется уравнение вида
,
a,b,c — постоянные (числовые) коэффициенты.
В общем случае решение квадратных уравнений сводится к нахождению дискриминанта:
Формула дискриминанта: | . |
О корнях квадратного уравнения можно судить по знаку дискриминанта (D) :
- D>0 — уравнение имеет 2 различных вещественных корня
- D=0 — уравнение имеет 2 совпадающих вещественных корня
- D 2 .
Мы уже разобрали, как решать квадратные уравнения. Теперь давайте более подробно рассмотрим, что называют дискриминантом квадратного уравнения.
Вернемся к нашей формуле для нахожденя корней квадратного уравнения.
−b ± √ b 2 − 4ac |
2a |
Выражение « b 2 − 4ac », которое находится под корнем, принято называть дискриминантом и обозначать буквой « D ».
По-другому, через дискриминант формулу нахождения корней квадратного уравнения можно записать так:
−b ± √ D |
2a |
, где « D = b 2 − 4ac »
По одной из версий термин «Дискриминант» произошел от латинского discriminantis, что означает «отличающий» или «различающий».
В зависимости от знака « D » (дискриминанта) квадратное уравнение может иметь два, один или ни одного корня. Рассмотрим все три случая.
I случай
D > 0
(дискриминант больше нуля)
D —> , где « D = b 2 − 4ac »
—> —> D = b 2 − 4ac
D = 5 2 − 4 · 2 · (−7)
D = 25 + 56
D = 81
D > 0
−b ± √ D |
2a |
−5 ± √ 81 |
2 · 2 |
−5 ± 9 |
4 |
x1 = |
−5 + 9 |
4 |
1 |
2 |
Вывод: когда « D > 0 » в квадратном уравнении два корня .
II случай
D = 0
(дискриминант равен нулю)
16x 2 − 8x + 1 = 0
D = b 2 − 4ac
D = (−8) 2 − 4 · 16 · 1
D = 64 − 64
D = 0
−b ± √ D |
2a |
8 ± √ 0 |
32 |
8 ± 0 |
32 |
8 |
32 |
1 |
4 |
1 |
4 |
Вывод: когда « D = 0 » в квадратном уравнении один корень .
III случай
D
(дискриминант меньше нуля)
D = b 2 − 4ac
D = (−6) 2 − 4 · 9 · 2
D = 36 − 72
D = −36
D
−b ± √ D |
2a |
8 ± √ −36 |
32 |
Ответ: нет действительных корней
Вывод: когда « D » в квадратном уравнении нет корней .
Видео:Алгебра 8 класс. Ещё одна формула корней квадратного уравненияСкачать
Решение квадратных уравнений: формула корней, примеры
В продолжение темы «Решение уравнений» материал данной статьи познакомит вас с квадратными уравнениями.
Рассмотрим все подробно: суть и запись квадратного уравнения, зададим сопутствующие термины, разберем схему решения неполных и полных уравнений, познакомимся с формулой корней и дискриминантом, установим связи между корнями и коэффициентами, ну и конечно приведем наглядное решение практических примеров.
Видео:Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать
Квадратное уравнение, его виды
Квадратное уравнение – это уравнение, записанное как a · x 2 + b · x + c = 0 , где x – переменная, a , b и c – некоторые числа, при этом a не есть нуль.
Зачастую квадратные уравнения также носят название уравнений второй степени, поскольку по сути квадратное уравнение есть алгебраическое уравнение второй степени.
Приведем пример для иллюстрации заданного определения: 9 · x 2 + 16 · x + 2 = 0 ; 7 , 5 · x 2 + 3 , 1 · x + 0 , 11 = 0 и т.п. – это квадратные уравнения.
Числа a , b и c – это коэффициенты квадратного уравнения a · x 2 + b · x + c = 0 , при этом коэффициент a носит название первого, или старшего, или коэффициента при x 2 , b – второго коэффициента, или коэффициента при x , а c называют свободным членом.
К примеру, в квадратном уравнении 6 · x 2 − 2 · x − 11 = 0 старший коэффициент равен 6 , второй коэффициент есть − 2 , а свободный член равен − 11 . Обратим внимание на тот факт, что, когда коэффициенты b и/или c являются отрицательными, то используется краткая форма записи вида 6 · x 2 − 2 · x − 11 = 0 , а не 6 · x 2 + ( − 2 ) · x + ( − 11 ) = 0 .
Уточним также такой аспект: если коэффициенты a и/или b равны 1 или − 1 , то явного участия в записи квадратного уравнения они могут не принимать, что объясняется особенностями записи указанных числовых коэффициентов. К примеру, в квадратном уравнении y 2 − y + 7 = 0 старший коэффициент равен 1 , а второй коэффициент есть − 1 .
Видео:Алгебра 8 класс. Формулы корней квадратного уравненияСкачать
Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
По значению первого коэффициента квадратные уравнения подразделяют на приведенные и неприведенные.
Приведенное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, где старший коэффициент равен 1 . При иных значениях старшего коэффициента квадратное уравнение является неприведенным.
Приведем примеры: квадратные уравнения x 2 − 4 · x + 3 = 0 , x 2 − x − 4 5 = 0 являются приведенными, в каждом из которых старший коэффициент равен 1 .
9 · x 2 − x − 2 = 0 — неприведенное квадратное уравнение, где первый коэффициент отличен от 1 .
Любое неприведенное квадратное уравнение возможно преобразовать в приведенное уравнение, если разделить обе его части на первый коэффициент (равносильное преобразование). Преобразованное уравнение будет иметь такие же корни, как и заданное неприведенное уравнение или так же не иметь корней вовсе.
Рассмотрение конкретного примера позволит нам наглядно продемонстрировать выполнение перехода от неприведенного квадратного уравнения к приведенному.
Задано уравнение 6 · x 2 + 18 · x − 7 = 0 . Необходимо преобразовать исходное уравнение в приведенную форму.
Решение
Cогласно указанной выше схеме разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 6 . Тогда получим: ( 6 · x 2 + 18 · x − 7 ) : 3 = 0 : 3 , и это то же самое, что: ( 6 · x 2 ) : 3 + ( 18 · x ) : 3 − 7 : 3 = 0 и далее: ( 6 : 6 ) · x 2 + ( 18 : 6 ) · x − 7 : 6 = 0 . Отсюда: x 2 + 3 · x — 1 1 6 = 0 . Таким образом, получено уравнение, равносильное заданному.
Ответ: x 2 + 3 · x — 1 1 6 = 0 .
Видео:Формула корней квадратного уравненияСкачать
Полные и неполные квадратные уравнения
Обратимся к определению квадратного уравнения. В нем мы уточнили, что a ≠ 0 . Подобное условие необходимо, чтобы уравнение a · x 2 + b · x + c = 0 было именно квадратным, поскольку при a = 0 оно по сути преобразуется в линейное уравнение b · x + c = 0 .
В случае же, когда коэффициенты b и c равны нулю (что возможно, как по отдельности, так и совместно), квадратное уравнение носит название неполного.
Неполное квадратное уравнение – такое квадратное уравнение a · x 2 + b · x + c = 0 , где хотя бы один из коэффициентов b и c (или оба) равен нулю.
Полное квадратное уравнение – квадратное уравнение, в котором все числовые коэффициенты не равны нулю.
Порассуждаем, почему типам квадратных уравнений даны именно такие названия.
При b = 0 квадратное уравнение примет вид a · x 2 + 0 · x + c = 0 , что то же самое, что a · x 2 + c = 0 . При c = 0 квадратное уравнение записано как a · x 2 + b · x + 0 = 0 , что равносильно a · x 2 + b · x = 0 . При b = 0 и c = 0 уравнение примет вид a · x 2 = 0 . Уравнения, которые мы получили, отличны от полного квадратного уравнения тем, что в их левых частях не содержится либо слагаемого с переменной x , либо свободного члена, либо обоих сразу. Собственно, этот факт и задал название такому типу уравнений – неполное.
Например, x 2 + 3 · x + 4 = 0 и − 7 · x 2 − 2 · x + 1 , 3 = 0 – это полные квадратные уравнения; x 2 = 0 , − 5 · x 2 = 0 ; 11 · x 2 + 2 = 0 , − x 2 − 6 · x = 0 – неполные квадратные уравнения.
Видео:МАТЕМАТИКА 8 класс - Квадратные Уравнения. Как решать Квадратные Уравнения? Формула КорнейСкачать
Решение неполных квадратных уравнений
Заданное выше определение дает возможность выделить следующие виды неполных квадратных уравнений:
- a · x 2 = 0 , такому уравнению соответствуют коэффициенты b = 0 и c = 0 ;
- a · x 2 + c = 0 при b = 0 ;
- a · x 2 + b · x = 0 при c = 0 .
Рассмотрим последовательно решение каждого вида неполного квадратного уравнения.
Видео:Формула корней квадратного уравнения – 8 класс алгебраСкачать
Решение уравнения a·x 2 =0
Как уже было указано выше, такому уравнению отвечают коэффициенты b и c , равные нулю. Уравнение a · x 2 = 0 возможно преобразовать в равносильное ему уравнение x 2 = 0 , которое мы получим, поделив обе части исходного уравнения на число a , не равное нулю. Очевидный факт, что корень уравнения x 2 = 0 это нуль, поскольку 0 2 = 0 . Иных корней это уравнение не имеет, что объяснимо свойствами степени: для любого числа p , не равного нулю, верно неравенство p 2 > 0 , из чего следует, что при p ≠ 0 равенство p 2 = 0 никогда не будет достигнуто.
Таким образом, для неполного квадратного уравнение a · x 2 = 0 существует единственный корень x = 0 .
Для примера решим неполное квадратное уравнение − 3 · x 2 = 0 . Ему равносильно уравнение x 2 = 0 , его единственным корнем является x = 0 , тогда и исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
Кратко решение оформляется так:
− 3 · x 2 = 0 , x 2 = 0 , x = 0 .
Видео:8 кл Формула корней квадратного уравнения. Дискриминант.Скачать
Решение уравнения a · x 2 + c = 0
На очереди — решение неполных квадратных уравнений, где b = 0 , c ≠ 0 , то есть уравнений вида a · x 2 + c = 0 . Преобразуем это уравнение, перенеся слагаемое из одной части уравнения в другую, сменив знак на противоположный и разделив обе части уравнения на число, не равное нулю:
- переносим c в правую часть, что дает уравнение a · x 2 = − c ;
- делим обе части уравнения на a , получаем в итоге x = — c a .
Наши преобразования являются равносильными, соответственно полученное уравнение также равносильно исходному, и этот факт дает возможность делать вывод о корнях уравнения. От того, каковы значения a и c зависит значение выражения — c a : оно может иметь знак минус (допустим, если a = 1 и c = 2 , тогда — c a = — 2 1 = — 2 ) или знак плюс (например, если a = − 2 и c = 6 , то — c a = — 6 — 2 = 3 ); оно не равно нулю, поскольку c ≠ 0 . Подробнее остановимся на ситуациях, когда — c a 0 и — c a > 0 .
В случае, когда — c a 0 , уравнение x 2 = — c a не будет иметь корней. Утверждая это, мы опираемся на то, что квадратом любого числа является число неотрицательное. Из сказанного следует, что при — c a 0 ни для какого числа p равенство p 2 = — c a не может быть верным.
Все иначе, когда — c a > 0 : вспомним о квадратном корне, и станет очевидно, что корнем уравнения x 2 = — c a будет число — c a , поскольку — c a 2 = — c a . Нетрудно понять, что число — — c a — также корень уравнения x 2 = — c a : действительно, — — c a 2 = — c a .
Прочих корней уравнение не будет иметь. Мы можем это продемонстрировать, используя метод от противного. Для начала зададим обозначения найденных выше корней как x 1 и − x 1 . Выскажем предположение, что уравнение x 2 = — c a имеет также корень x 2 , который отличается от корней x 1 и − x 1 . Мы знаем, что, подставив в уравнение вместо x его корни, преобразуем уравнение в справедливое числовое равенство.
Для x 1 и − x 1 запишем: x 1 2 = — c a , а для x 2 — x 2 2 = — c a . Опираясь на свойства числовых равенств, почленно вычтем одно верное равенство из другого, что даст нам: x 1 2 − x 2 2 = 0 . Используем свойства действий с числами, чтобы переписать последнее равенство как ( x 1 − x 2 ) · ( x 1 + x 2 ) = 0 . Известно, что произведение двух чисел есть нуль тогда и только тогда, когда хотя бы одно из чисел является нулем. Из сказанного следует, что x 1 − x 2 = 0 и/или x 1 + x 2 = 0 , что то же самое, x 2 = x 1 и/или x 2 = − x 1 . Возникло очевидное противоречие, ведь вначале было условлено, что корень уравнения x 2 отличается от x 1 и − x 1 . Так, мы доказали, что уравнение не имеет иных корней, кроме x = — c a и x = — — c a .
Резюмируем все рассуждения выше.
Неполное квадратное уравнение a · x 2 + c = 0 равносильно уравнению x 2 = — c a , которое:
- не будет иметь корней при — c a 0 ;
- будет иметь два корня x = — c a и x = — — c a при — c a > 0 .
Приведем примеры решения уравнений a · x 2 + c = 0 .
Задано квадратное уравнение 9 · x 2 + 7 = 0 . Необходимо найти его решение.
Решение
Перенесем свободный член в правую часть уравнения, тогда уравнение примет вид 9 · x 2 = − 7 .
Разделим обе части полученного уравнения на 9 , придем к x 2 = — 7 9 . В правой части мы видим число со знаком минус, что означает: у заданного уравнения нет корней. Тогда и исходное неполное квадратное уравнение 9 · x 2 + 7 = 0 не будет иметь корней.
Ответ: уравнение 9 · x 2 + 7 = 0 не имеет корней.
Необходимо решить уравнение − x 2 + 36 = 0 .
Решение
Перенесем 36 в правую часть: − x 2 = − 36 .
Разделим обе части на − 1 , получим x 2 = 36 . В правой части — положительное число, отсюда можно сделать вывод, что x = 36 или x = — 36 .
Извлечем корень и запишем окончательный итог: неполное квадратное уравнение − x 2 + 36 = 0 имеет два корня x = 6 или x = − 6 .
Ответ: x = 6 или x = − 6 .
Видео:Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения ах² + 2kx + c = 0 с чётным вторым коэффициентом.Скачать
Решение уравнения a·x 2 +b·x=0
Разберем третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0 . Чтобы найти решение неполного квадратного уравнения a · x 2 + b · x = 0 , воспользуемся методом разложения на множители. Разложим на множители многочлен, который находится в левой части уравнения, вынеся за скобки общий множитель x . Этот шаг даст возможность преобразовать исходное неполное квадратное уравнение в равносильное ему x · ( a · x + b ) = 0 . А это уравнение, в свою очередь, равносильно совокупности уравнений x = 0 и a · x + b = 0 . Уравнение a · x + b = 0 линейное, и корень его: x = − b a .
Таким образом, неполное квадратное уравнение a · x 2 + b · x = 0 будет иметь два корня x = 0 и x = − b a .
Закрепим материал примером.
Необходимо найти решение уравнения 2 3 · x 2 — 2 2 7 · x = 0 .
Решение
Вынесем x за скобки и получим уравнение x · 2 3 · x — 2 2 7 = 0 . Это уравнение равносильно уравнениям x = 0 и 2 3 · x — 2 2 7 = 0 . Теперь следует решить полученное линейное уравнение: 2 3 · x = 2 2 7 , x = 2 2 7 2 3 .
Далее осуществим деление смешанного числа на обыкновенную дробь и определяем, что x = 3 3 7 . Таким образом, корни исходного уравнения это: x = 0 и x = 3 3 7 .
Кратко решение уравнения запишем так:
2 3 · x 2 — 2 2 7 · x = 0 x · 2 3 · x — 2 2 7 = 0
x = 0 или 2 3 · x — 2 2 7 = 0
x = 0 или x = 3 3 7
Ответ: x = 0 , x = 3 3 7 .
Видео:Урок 95 Формулы корней квадратного уравнения (8 класс)Скачать
Дискриминант, формула корней квадратного уравнения
Для нахождения решения квадратных уравнений существует формула корней:
x = — b ± D 2 · a , где D = b 2 − 4 · a · c – так называемый дискриминант квадратного уравнения.
Запись x = — b ± D 2 · a по сути означает, что x 1 = — b + D 2 · a , x 2 = — b — D 2 · a .
Нелишним будет понимать, как была выведена указанная формула и каким образом ее применять.
Видео:Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Вывод формулы корней квадратного уравнения
Пускай перед нами стоит задача решить квадратное уравнение a · x 2 + b · x + c = 0 . Осуществим ряд равносильных преобразований:
- разделим обе части уравнения на число a, отличное от нуля, получим приведенное квадратное уравнение: x 2 + b a · x + c a = 0 ;
- выделим полный квадрат в левой части получившегося уравнения:
x 2 + b a · x + c a = x 2 + 2 · b 2 · a · x + b 2 · a 2 — b 2 · a 2 + c a = = x + b 2 · a 2 — b 2 · a 2 + c a
После этого уравнения примет вид: x + b 2 · a 2 — b 2 · a 2 + c a = 0 ; - теперь возможно сделать перенос двух последних слагаемых в правую часть, сменив знак на противоположный, после чего получаем: x + b 2 · a 2 = b 2 · a 2 — c a ;
- наконец, преобразуем выражение, записанное в правой части последнего равенства:
b 2 · a 2 — c a = b 2 4 · a 2 — c a = b 2 4 · a 2 — 4 · a · c 4 · a 2 = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 .
Таким образом, мы пришли к уравнению x + b 2 · a 2 = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 , равносильному исходному уравнению a · x 2 + b · x + c = 0 .
Решение подобных уравнений мы разбирали в предыдущих пунктах (решение неполных квадратных уравнений). Уже полученный опыт дает возможность сделать вывод касательно корней уравнения x + b 2 · a 2 = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 :
- при b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 0 уравнение не имеет действительных решений;
- при b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 = 0 уравнение имеет вид x + b 2 · a 2 = 0 , тогда x + b 2 · a = 0 .
Отсюда очевиден единственный корень x = — b 2 · a ;
- при b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 > 0 верным будет: x + b 2 · a = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 или x = b 2 · a — b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 , что то же самое, что x + — b 2 · a = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 или x = — b 2 · a — b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 , т.е. уравнение имеет два корня.
Возможно сделать вывод, что наличие или отсутствие корней уравнения x + b 2 · a 2 = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 (а значит и исходного уравнения) зависит от знака выражения b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 , записанного в правой части. А знак этого выражения задается знаком числителя, (знаменатель 4 · a 2 всегда будет положителен), то есть, знаком выражения b 2 − 4 · a · c . Этому выражению b 2 − 4 · a · c дано название — дискриминант квадратного уравнения и определена в качестве его обозначения буква D . Здесь можно записать суть дискриминанта – по его значению и знаку делают вывод, будет ли квадратное уравнение иметь действительные корни, и, если будет, то каково количество корней — один или два.
Вернемся к уравнению x + b 2 · a 2 = b 2 — 4 · a · c 4 · a 2 . Перепишем его, используя обозначение дискриминанта: x + b 2 · a 2 = D 4 · a 2 .
Вновь сформулируем выводы:
- при D 0 уравнение не имеет действительных корней;
- при D = 0 уравнение имеет единственный корень x = — b 2 · a ;
- при D > 0 уравнение имеет два корня: x = — b 2 · a + D 4 · a 2 или x = — b 2 · a — D 4 · a 2 . Эти корни на основе свойства радикалов возможно записать в виде: x = — b 2 · a + D 2 · a или — b 2 · a — D 2 · a . А, когда раскроем модули и приведем дроби к общему знаменателю, получим: x = — b + D 2 · a , x = — b — D 2 · a .
Так, результатом наших рассуждений стало выведение формулы корней квадратного уравнения:
x = — b + D 2 · a , x = — b — D 2 · a , дискриминант D вычисляется по формуле D = b 2 − 4 · a · c .
Данные формулы дают возможность при дискриминанте больше нуля определить оба действительных корня. Когда дискриминант равен нулю, применение обеих формул даст один и тот же корень, как единственное решение квадратного уравнения. В случае, когда дискриминант отрицателен, попытавшись использовать формулу корня квадратного уравнения, мы столкнемся с необходимостью извлечь квадратный корень из отрицательного числа, что выведет нас за рамки действительных чисел. При отрицательном дискриминанте у квадратного уравнения не будет действительных корней, но возможна пара комплексно сопряженных корней, определяемых теми же полученными нами формулами корней.
Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра 8клСкачать
Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
Решить квадратное уравнение возможно, сразу задействуя формулу корней, но в основном так поступают при необходимости найти комплексные корни.
В основной же массе случаев обычно подразумевается поиск не комплексных, а действительных корней квадратного уравнения. Тогда оптимально перед тем, как использовать формулы корней квадратного уравнения, сначала определить дискриминант и удостовериться, что он не является отрицательным (в ином случае сделаем вывод, что у уравнения нет действительных корней), а после приступить к вычислению значения корней.
Рассуждения выше дают возможность сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения.
Чтобы решить квадратное уравнение a · x 2 + b · x + c = 0 , необходимо:
- по формуле D = b 2 − 4 · a · c найти значение дискриминанта;
- при D 0 сделать вывод об отсутствии у квадратного уравнения действительных корней;
- при D = 0 найти единственный корень уравнения по формуле x = — b 2 · a ;
- при D > 0 определить два действительных корня квадратного уравнения по формуле x = — b ± D 2 · a .
Отметим, что, когда дискриминант есть нуль, можно использовать формулу x = — b ± D 2 · a , она даст тот же результат, что и формула x = — b 2 · a .
Видео:Квадратное уравнение, дискриминант, формула корнейСкачать
Примеры решения квадратных уравнений
Приведем решение примеров при различных значениях дискриминанта.
Необходимо найти корни уравнения x 2 + 2 · x − 6 = 0 .
Решение
Запишем числовые коэффициенты квадратного уравнения: a = 1 , b = 2 и c = − 6 . Далее действуем по алгоритму, т.е. приступим к вычислению дискриминанта, для чего подставим коэффициенты a , b и c в формулу дискриминанта: D = b 2 − 4 · a · c = 2 2 − 4 · 1 · ( − 6 ) = 4 + 24 = 28 .
Итак, мы получили D > 0 , а это означает, что исходное уравнение будет иметь два действительных корня.
Для их нахождения используем формулу корня x = — b ± D 2 · a и, подставив соответствующие значения, получим: x = — 2 ± 28 2 · 1 . Упростим полученное выражение, вынеся множитель за знак корня с последующим сокращением дроби:
x = — 2 + 2 · 7 2 или x = — 2 — 2 · 7 2
x = — 1 + 7 или x = — 1 — 7
Ответ: x = — 1 + 7 , x = — 1 — 7 .
Необходимо решить квадратное уравнение − 4 · x 2 + 28 · x − 49 = 0 .
Решение
Определим дискриминант: D = 28 2 − 4 · ( − 4 ) · ( − 49 ) = 784 − 784 = 0 . При таком значении дискриминанта исходное уравнение будет иметь лишь один корень, определяемый по формуле x = — b 2 · a .
x = — 28 2 · ( — 4 ) x = 3 , 5
Ответ: x = 3 , 5 .
Необходимо решить уравнение 5 · y 2 + 6 · y + 2 = 0
Решение
Числовые коэффициенты этого уравнения будут: a = 5 , b = 6 и c = 2 . Используем эти значения для нахождения дискриминанта: D = b 2 − 4 · a · c = 6 2 − 4 · 5 · 2 = 36 − 40 = − 4 . Вычисленный дискриминант отрицателен, таким образом, исходное квадратное уравнение не имеет действительных корней.
В случае, когда стоит задача указать комплексные корни, применим формулу корней, выполняя действия с комплексными числами:
x = — 6 + 2 · i 10 или x = — 6 — 2 · i 10 ,
x = — 3 5 + 1 5 · i или x = — 3 5 — 1 5 · i .
Ответ: действительные корни отсутствуют; комплексные корни следующие: — 3 5 + 1 5 · i , — 3 5 — 1 5 · i .
В школьной программе стандартно нет требования искать комплексные корни, поэтому, если в ходе решения дискриминант определен как отрицательный, сразу записывается ответ, что действительных корней нет.
Видео:Квадратное уравнение. Как решить? | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Формула корней для четных вторых коэффициентов
Формула корней x = — b ± D 2 · a ( D = b 2 − 4 · a · c ) дает возможность получить еще одну формулу, более компактную, позволяющую находить решения квадратных уравнений с четным коэффициентом при x (либо с коэффициентом вида 2 · n , к примеру, 2 · 3 или 14 · ln 5 = 2 · 7 · ln 5 ). Покажем, как выводится эта формула.
Пусть перед нами стоит задача найти решение квадратного уравнения a · x 2 + 2 · n · x + c = 0 . Действуем по алгоритму: определяем дискриминант D = ( 2 · n ) 2 − 4 · a · c = 4 · n 2 − 4 · a · c = 4 · ( n 2 − a · c ) , а затем используем формулу корней:
x = — 2 · n ± D 2 · a , x = — 2 · n ± 4 · n 2 — a · c 2 · a , x = — 2 · n ± 2 n 2 — a · c 2 · a , x = — n ± n 2 — a · c a .
Пусть выражение n 2 − a · c будет обозначено как D 1 (иногда его обозначают D ‘ ). Тогда формула корней рассматриваемого квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2 · n примет вид:
x = — n ± D 1 a , где D 1 = n 2 − a · c .
Легко увидеть, что что D = 4 · D 1 , или D 1 = D 4 . Иначе говоря, D 1 – это четверть дискриминанта. Очевидно, что знак D 1 такой же, как знак D , а значит знак D 1 также может служить индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.
Таким образом, чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2 · n , необходимо:
- найти D 1 = n 2 − a · c ;
- при D 1 0 сделать вывод, что действительных корней нет;
- при D 1 = 0 определить единственный корень уравнения по формуле x = — n a ;
- при D 1 > 0 определить два действительных корня по формуле x = — n ± D 1 a .
Необходимо решить квадратное уравнение 5 · x 2 − 6 · x − 32 = 0 .
Решение
Второй коэффициент заданного уравнения можем представить как 2 · ( − 3 ) . Тогда перепишем заданное квадратное уравнение как 5 · x 2 + 2 · ( − 3 ) · x − 32 = 0 , где a = 5 , n = − 3 и c = − 32 .
Вычислим четвертую часть дискриминанта: D 1 = n 2 − a · c = ( − 3 ) 2 − 5 · ( − 32 ) = 9 + 160 = 169 . Полученное значение положительно, это означает, что уравнение имеет два действительных корня. Определим их по соответствующей формуле корней:
x = — n ± D 1 a , x = — — 3 ± 169 5 , x = 3 ± 13 5 ,
x = 3 + 13 5 или x = 3 — 13 5
x = 3 1 5 или x = — 2
Возможно было бы произвести вычисления и по обычной формуле корней квадратного уравнения, но в таком случае решение было бы более громоздким.
Ответ: x = 3 1 5 или x = — 2 .
Видео:МАТЕМАТИКА 8 класс - Полные Квадратные Уравнения. Как решать Полные Квадратные Уравнения?Скачать
Упрощение вида квадратных уравнений
Иногда существует возможность оптимизировать вид исходного уравнения, что позволит упростить процесс вычисления корней.
К примеру, квадратное уравнение 12 · x 2 − 4 · x − 7 = 0 явно удобнее для решения, чем 1200 · x 2 − 400 · x − 700 = 0 .
Чаще упрощение вида квадратного уравнения производится действиями умножения или деления его обеих частей на некое число. К примеру, выше мы показали упрощенную запись уравнения 1200 · x 2 − 400 · x − 700 = 0 , полученную делением обеих его частей на 100 .
Такое преобразование возможно, когда коэффициенты квадратного уравнения не являются взаимно простыми числами. Тогда обычно осуществляют деление обеих частей уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.
Как пример используем квадратное уравнение 12 · x 2 − 42 · x + 48 = 0 . Определим НОД абсолютных величин его коэффициентов: НОД ( 12 , 42 , 48 ) = НОД(НОД ( 12 , 42 ) , 48 ) = НОД ( 6 , 48 ) = 6 . Произведем деление обеих частей исходного квадратного уравнения на 6 и получим равносильное ему квадратное уравнение 2 · x 2 − 7 · x + 8 = 0 .
Умножением обеих частей квадратного уравнения обычно избавляются от дробных коэффициентов. При этом умножают на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. К примеру, если каждую часть квадратного уравнения 1 6 · x 2 + 2 3 · x — 3 = 0 перемножить с НОК ( 6 , 3 , 1 ) = 6 , то оно станет записано в более простом виде x 2 + 4 · x − 18 = 0 .
Напоследок отметим, что почти всегда избавляются от минуса при первом коэффициенте квадратного уравнения, изменяя знаки каждого члена уравнения, что достигается путем умножения (или деления) обеих частей на − 1 . К примеру, от квадратного уравнения − 2 · x 2 − 3 · x + 7 = 0 можно перейти к упрощенной его версии 2 · x 2 + 3 · x − 7 = 0 .
Связь между корнями и коэффициентами
Уже известная нам формула корней квадратных уравнений x = — b ± D 2 · a выражает корни уравнения через его числовые коэффициенты. Опираясь на данную формулу, мы имеем возможность задать другие зависимости между корнями и коэффициентами.
Самыми известными и применимыми являются формулы теоремы Виета:
x 1 + x 2 = — b a и x 2 = c a .
В частности, для приведенного квадратного уравнения сумма корней есть второй коэффициент с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. К примеру, по виду квадратного уравнения 3 · x 2 − 7 · x + 22 = 0 возможно сразу определить, что сумма его корней равна 7 3 , а произведение корней — 22 3 .
Также можно найти ряд прочих связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Например, сумма квадратов корней квадратного уравнения может быть выражена через коэффициенты:
x 1 2 + x 2 2 = ( x 1 + x 2 ) 2 — 2 · x 1 · x 2 = — b a 2 — 2 · c a = b 2 a 2 — 2 · c a = b 2 — 2 · a · c a 2 .