- Смешанные уравнения – это уравнения, в которых переменная находится в функциях разных типов.
- Решение смешанного уравнения
- Конспект по математике 11 класс «Смешанные тригонометрические уравнения»
- Тригонометрические уравнения смешанного типа определение
- Методы решения тригонометрических уравнений.
- 1. Алгебраический метод.
- 2. Разложение на множители.
- 3. Приведение к однородному уравнению.
- 4. Переход к половинному углу.
- 5. Введение вспомогательного угла.
- 6. Преобразование произведения в сумму.
- 💥 Видео
Смешанные уравнения – это уравнения, в которых переменная находится в функциях разных типов.
Видео:Уравнения смешанного типа / Развернутая часть ЕГЭ профильСкачать
Решение смешанного уравнения
Каждое такое уравнение решается очень индивидуально. Общего метода решения – нет. В некоторых уравнениях нужно умело использовать формулы. В других помогут графики функций.
Пример. Решить уравнение (log_2x=-x+1).
Решение: Здесь никакие преобразования не помогут найти корень . Это отличительный признак уравнений, решающихся графически.
Представим левую и правую части уравнения как функции: (f(x)=log_2x) и (g(x)=-x+1). Уравнения требует, чтоб они были равны – значит, графики этих функций должны пересекаться, а точка пересечения и будет корнем уравнения.
Построим графики функций и найдем точки пересечений.
Единственная точка пересечения — ((1;0)). Значит, корнем уравнения будет значение (x=1). Проверим это подстановкой:
Конечно, некоторые из вас сразу нашли этот корень простым подбором, но это не будет полноценным решением. Почему? Потому что вы не можете быть уверены, что других корней нет, а график функций снимает этот вопрос — он четко показывает: корень здесь только один.
Это показательно — тригонометрическое уравнение.
Обратим внимание, что (15) можно представить как (3cdot 5). Вряд ли это простое совпадение. Используя свойства степеней разложим (15) на множители.
Перенесем выражение из правой части в левую.
В какую степень надо возвести тройку, чтоб она стала нулем? Ни в какую, положительное число в любой степени останется положительным числом. Поэтому у первого уравнения нет решения.
Во втором уравнении перенесем (5^) вправо.
Имеем показательное уравнение . Решаем его как обычно — «убираем» основания степеней.
Делим уравнение на (sinx). Это можно сделать т.к. (sinx=0) не будет решением уравнения. Значит синус икс – не ноль, и поэтому на него можно делить.
Видео:10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать
Конспект по математике 11 класс «Смешанные тригонометрические уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
-исследовательский – решение познавательных обобщающих задач;
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Тригонометрические уравнения», решение смешанных тригонометрических уравнений, продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
● Устная работа (разминка)
● Самостоятельная работа (повторение)
● Проверка вариантов ЕГЭ (домашняя работа)
● Демонстрация решённых самостоятельно смешанных тригонометрических уравнений
● Самостоятельное решение смешанных уравнений.
● Индивидуально — консультационная работа.
Крылатые выражения (девиз урока)
Сегодня на уроке мы продолжим работу над обобщением и систематизацией полученные знания по теме «Тригонометрические уравнения». На этом занятии мы будем решать смешанные тригонометрические уравнения, и тем самым – продолжаем подготовку к ЕГЭ. Работаем по следующему плану:
Устная работа. Диктант «Верно — неверно»
● Самостоятельная работа (повторение)
Для каждого варианта — задания на слайде, продолжите каждую запись. Время выполнения 3 минуты.
Критерий оценки: «5» — все 9 «+», «4» — 8 «+», «3» — 6-7 «+»
● Проверка вариантов ЕГЭ (домашняя работа).
● Демонстрация решённых самостоятельно смешанных тригонометрических уравнений. Отсканированные работы на слайдах. Ход решения кратко рассказывают ученики.
№ 511105. а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Преобразуем уравнение:
б) С помощью единичной окружности отберём корни на отрезке
Получаем:
Ответ: а) б)
№ 501689. а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Преобразуем исходное уравнение:
б) С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие отрезку Получим числа:
Ответ : а) б)
№ 502313. а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Запишем исходное уравнение в виде:
Значит, либо откуда либо откуда или
б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку Получим числа:
Ответ : а) б)
№ 505565. а) Решите уравнение
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Заметим, что: Далее имеем:
Заданному промежутку принадлежат числа
Ответ: а) б)
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Последовательно получаем:
б) Условию удовлетворяет только числа
Ответ: а) ; б)
● Самостоятельное решение смешанных уравнений.
log 5 ( cos x − sin 2 x + 25) = 2
Перепишем Все уравнение с учетом этого факта:
Перед нами каноническое логарифмическое уравнение . В нем мы можем смело убрать знаки логарифма (т.е. просто приравнять аргументы логарифмов). Получим:
cos x − sin 2 x + 25 = 25
Перед нами тригонометрическое уравнение. Переносим 25 влево и получаем:
cos x − sin 2 x = 0
Формула синуса двойного угла
В данном случае все очень легко. Вспоминаем формулу синуса двойного угла:
sin 2 x = 2sin x · cos x
Подставляем это выражение в наше уравнение:
cos x − 2sin x · cos x = 0
Мы видим, что и в первом, и во втором слагаемом есть cos x . Выносим его за скобку:
cos x (1- 2sin x ) = 0
Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
либо cos x = 0, либо 1 − 2sin x = 0
Перед нами совокупность из двух простейших тригонометрических уравнений:
cos x = 0; 1 — 2sin x = 0.
Вспоминаем, что cos x = 0 — это частный случай, поэтому x = π/2 + π n , n ∈ Z .
2). ( 2sinx — )∙ log 3 (tgx) = 0.
Решение: ( 2sinx — )∙ log 3 (tgx) = 0, ОДЗ: tgx > 0
2sinx — = 0 или log 3 (tgx) = 0
sinx = tgx = 1
х =
Заметим, что x= не удовлетворяет ОДЗ
Ответ: ; .
● Индивидуально — консультационная работа. Ученики могут начинать решение с любого уравнения при необходимости за советом или помощью обращаются к одноклассникам или ко мне.
№ 484551. Решите уравнение
Уравнение равносильно системе
Из неравенства получаем, что . В уравнении сделаем замену и решим уравнение или Равенствам и на тригонометрической окружности соответствует четыре точки. Две из них, находящиеся в верхней полуплоскости, не удовлетворяют условию
Получаем решения:
Ответ:
№ 484552. Решите уравнение
Уравнение равносильно системе
Тогда или . Последнее уравнение не имеет решений, а из первого, учитывая, что , получаем: .
Ответ: .
№ 507620. Решите уравнение:
Уравнение равносильно системе:
Уравнение решений не имеет. Учитывая, что получаем:
Ответ:
№ 507633. Решите уравнение
Левая часть уравнения имеет смысл при Приравняем числитель к нулю:
Учитывая условие получаем, что числа не являются решениями данного уравнения. Учитывая условие получаем, что числа не являются решениями данного уравнения.
Ответ:
№ 507656. Решите уравнение
Перейдём к системе:
Решим первое уравнение:
Учитывая, что получаем:
Ответ:
№ 507659. Решите уравнение
Найдем нули числителя:
Учитывая, что получаем:
Ответ:
Видео:УРАВНЕНИЕ СМЕШАННОГО ТИПА / Тригонометрия + степень / ЕГЭ профиль #500192Скачать
Тригонометрические уравнения смешанного типа определение
Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать
Методы решения тригонометрических уравнений.
Видео:Математика ЕГЭ: Уравнения смешанного типа. С1Скачать
1. Алгебраический метод.
( метод замены переменной и подстановки ).
Видео:Щелчок по математике I №5,6,12 Тригонометрия с нуля и до ЕГЭ за 4 часаСкачать
2. Разложение на множители.
П р и м е р 1. Решить уравнение: sin x + cos x = 1 .
Р е ш е н и е . Перенесём все члены уравнения влево:
sin x + cos x – 1 = 0 ,
преобразуем и разложим на множители выражение в
левой части уравнения:
П р и м е р 2. Решить уравнение: cos 2 x + sin x · cos x = 1.
Р е ш е н и е . cos 2 x + sin x · cos x – sin 2 x – cos 2 x = 0 ,
sin x · cos x – sin 2 x = 0 ,
sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,
П р и м е р 3. Решить уравнение: cos 2 x – cos 8 x + cos 6 x = 1.
Р е ш е н и е . cos 2 x + cos 6 x = 1 + cos 8 x ,
2 cos 4x cos 2x = 2 cos ² 4x ,
cos 4x · ( cos 2x – cos 4x ) = 0 ,
cos 4x · 2 sin 3x · sin x = 0 ,
1). cos 4x = 0 , 2). sin 3x = 0 , 3). sin x = 0 ,
Видео:Уравнения смешанного типа №12. Тригонометрия внутри логарифмаСкачать
3. Приведение к однородному уравнению.
а) перенести все его члены в левую часть;
б) вынести все общие множители за скобки;
в) приравнять все множители и скобки нулю;
г ) скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на
cos ( или sin ) в старшей степени;
д) решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan .
П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.
Р е ш е н и е . 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,
sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,
tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 , отсюда y 2 + 4y +3 = 0 ,
корни этого уравнения: y 1 = — 1, y 2 = — 3, отсюда
1) tan x = –1, 2) tan x = –3,
Видео:Профильный ЕГЭ 2024. Задача 12. Тригонометрические уравнения. 10 классСкачать
4. Переход к половинному углу.
П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin x – 5 cos x = 7.
Р е ш е н и е . 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =
= 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,
2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,
tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,
Видео:Тригонометрические уравнения | Борис ТрушинСкачать
5. Введение вспомогательного угла.
где a , b , c – коэффициенты; x – неизвестное.
Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса , а именно : модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1 . Тогда можно обозначить их соответственно как cos и sin ( здесь — так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение прини мает вид:
Видео:Уравнения смешанного типаСкачать
6. Преобразование произведения в сумму.
П р и м е р . Решить уравнение: 2 sin x · sin 3 x = cos 4 x .
Р е ш е н и е . Преобразуем левую часть в сумму:
💥 Видео
Как решить пункт б) в задании 13 профиля ЕГЭ. ТригонометрияСкачать
Тригонометрия в ЕГЭ может быть простойСкачать
Задание 12. #3 Решение уравнения смешанного типа #егэ #егэ2022 #ЕгэМатематикаПрофильныйУровеньСкачать
Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor onlineСкачать
Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать
ЕГЭ Математика Профиль Уравнения смешанного типаСкачать
"Уравнения смешанного типа №13 Профиль"Скачать
Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 1 часть. 10 класс.Скачать
Уравнения смешанного типа ЕГЭСкачать
ШМ. Тригонометрическое уравнение смешанного типа. Задание12. Профиль 2023.Скачать