Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Видео:Однородные уравнения и метод вспомогательного аргумента. Тригонометрические уравнения Часть 4 из 6.Скачать

Однородные уравнения и метод вспомогательного аргумента. Тригонометрические уравнения Часть 4 из 6.

Метод введения дополнительного угла (Метод введения вспомогательного аргумента)

Рассмотрим метод введения дополнительного угла на примере решения следующей задачи.

ЗАДАЧА . Найти наибольшее и наименьшее значения функции

y = sin x + cos x.(1)

РЕШЕНИЕ . Заметив, что

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

преобразуем правую часть формулы (1):

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Отсюда вытекает, что выражение (1) можно переписать в виде:

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

ОТВЕТ . Наибольшее значение функции (1) равно Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента, наименьшее значение функции (1) равно Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

ЗАМЕЧАНИЕ . В рассмотренной задаче угол Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргументаи является дополнительным углом.

Теперь докажем формулу дополнительного угла (вспомогательного аргумента) в общем виде. Для этого рассмотрим выражение

a sin x + bcos x(2)

где a и b – произвольные, отличные от нуля числа, и преобразуем его:

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Введем дополнительный угол (вспомогательный аргумент) φ , у которого:

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента(4)

В случае, когда a и b являются положительными числами, в качестве дополнительного угла можно взять, например, угол

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тогда выражение (3) принимает вид:

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Таким образом, мы получили формулу

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

которую и называют формулой дополнительного угла (вспомогательного аргумента).

Если же дополнительный угол, в отличие от формул (4), ввести по формулам

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

то выражение (3) примет вид

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

и мы получаем другой вид формулы дополнительного угла:

Видео:ГРОБ в №13 на ЕГЭ 2021 по математике. Метод вспомогательного угла. Тригонометрия и ФСУСкачать

ГРОБ в №13 на ЕГЭ 2021 по математике. Метод вспомогательного угла. Тригонометрия и ФСУ

Метод введения вспомогательного угла

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Метод вспомогательного угла. 10 класс.Скачать

Решение тригонометрических уравнений. Метод вспомогательного угла. 10 класс.

Преобразование выражения a sin х + b cos х путем введения вспомогательного угла

Лемма . Если сумма квадратов двух действительных чисел равна единице, то одно из этих чисел можно рассматривать как косинус, а другое как синус некоторого угла.

Другими словами, если а 2 + b 2 = 1, то существует угол φ, такой, что

Прежде чем доказывать эту лемму, поясним ее на следующем примере:

Поэтому существует угол φ, такой, что ( frac ) = cos φ; 1 /2 = sin φ.

В качестве φ в данном случае можно выбрать любой из углов 30°, 30° ± 360°, 30° ± 2 • 360° и т. д.

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Рассмотрим вектор (vec) с координатами (а, b). Поскольку а 2 + b 2 = 1, длина этого вектора равна 1. Но в таком случае его координаты должны быть равны cos φ и sin φ, где φ — угол, который образует данный вектор с осью абсцисс.

Итак, а = cos φ; b =sin φ, что и требовалось доказать.

Доказанная лемма позволяет преобразовать выражение a sin х + b cos х к более удобному для изучения виду.

Прежде всего вынесем за скобки выражение (sqrt)

Но в таком случае

a sin х + b cos х = (sqrt)(cos φ sin х + sin φ cos х) = (sqrt) sin ( x + φ )

a sin х + b cos х = (sqrt) sin (x + φ) , где угол φ определяется из условий

1) ( sin x + cos x = sqrt2 (frac sin x + fraccos x) = sqrt2 (cosfracsin x + sinfraccos x ) =\= sqrt2(sinx + frac) )

Полученную формулу sin x + cos x = (sqrt2(sinx + frac))полезно запомнить.

2) Если одно из чисел а и b положительно, а другое отрицательно, то выражение
a sin х + b cos х удобнее преобразовывать не к синусу суммы, а к синусу разности двух углов. Так,

$$ 3sinx — 4cosx = sqrt(frac<sqrt>sinx — frac<sqrt>cosx) =\= 5(sinxcdotfrac — cosxcdotfrac) = 5sin(x — phi), $$

где под φ можно подразумевать любой угол, удовлетворяющий условиям:

В частности, можно положить φ = arctg 4 /3. Тогда получим:

3 sin х — 4 cos x = 5 sin (x — arctg 4 /3).

Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) по теме

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 19. «Тригонометрические уравнения. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму» содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Видео:Метод введения вспомогательного аргумента. Видеоурок 34. Алгебра 10 классСкачать

Метод введения вспомогательного аргумента. Видеоурок 34. Алгебра 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_19._trigonometricheskie_uravneniya.metody_resheniya_7-9.docx83.21 КБ

Видео:Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений Подготовка к ГВЭ11+ЕГЭ #89Скачать

Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений Подготовка к ГВЭ11+ЕГЭ #89

Предварительный просмотр:

Тема 19. Тригонометрические уравнения.

Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного.

Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

VII. Введение вспомогательного аргумента.

Этим методом решаются уравнения вида

Уравнение решается по следующему плану:

1) записываем уравнение в виде

Соответствующее значение существует, т.к. выполнено характеристическое свойство

3) уравнение принимает вид то есть — это простейшее уравнение.

Примеры. Решить уравнение.

Решение: тогда Перепишем исходное уравнение в виде . Далее необходимо учесть, что тогда рассматриваемое уравнение можно записать в виде а затем с помощью формулы синуса суммы перейти к уравнению

Тогда уравнение перепишем в виде

Полагая , приходим к уравнению

Так как (или ), то ( ).

  1. Найти число корней уравнения на интервале

Подсчитаем число корней, принадлежащих интервалу При

При и корни не принадлежат интервалу следовательно, число корней равно 4.

VIII. Методы замены неизвестного (подстановка).

Применение некоторых замен неизвестного приводит к упрощению соответствующих уравнений.

Примеры. Решить уравнение.

Решение. Сделаем замену, обозначив . Выразим из этой замены , получим . Итак, подставив в уравнение выражения и , получим квадратное уравнение . Следовательно, Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента. Первое уравнение совокупности не имеет решений, так как Решим второе уравнение совокупности.

Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргумента

Замечание . Если тригонометрическое уравнение содержит разность синуса и косинуса и их произведение, то используют замену ,

Решение. Воспользуемся формулой и перепишем данное уравнение иначе

Обозначим . Получаем . Тогда . Второе уравнение совокупности решений не имеет. Решим

  1. Ответ:
  2. Ответ:
  3. Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргументаОтвет:

IX. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

Сущность способа поясним на примерах.

Пример. Решить уравнение

Решение. Применим к обеим частям уравнения формулу Тригонометрические уравнения метод вспомогательного аргументаполучим Воспользуемся формулой Получим

  1. Ответ:
  2. Ответ:
  3. Число корней уравнения на интервале равно.

📹 Видео

Решение тригонометрических уравнений методом вспомогательного углаСкачать

Решение тригонометрических уравнений методом вспомогательного угла

Подготовка к ЕГЭ #89. Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравненийСкачать

Подготовка к ЕГЭ #89. Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений

Тригонометрические уравнения в ЕГЭ. Метод вспомогательного углаСкачать

Тригонометрические уравнения в ЕГЭ. Метод вспомогательного угла

Изи ЕГЭ. Математика. Задание 13: метод вспомогательного углаСкачать

Изи ЕГЭ. Математика. Задание 13: метод вспомогательного угла

Формула дополнительного угла. Тригонометрия-17Скачать

Формула дополнительного угла. Тригонометрия-17

✓ Вспомогательный угол 2.0 | Трушин опять налажал | В интернете кто-то неправ #002 | Борис ТрушинСкачать

✓ Вспомогательный угол 2.0 | Трушин опять налажал | В интернете кто-то неправ #002 | Борис Трушин

Метод вспомогательного аргумента. Н.А. ЛебедеваСкачать

Метод вспомогательного аргумента. Н.А. Лебедева

НШ | Профильная математика. Задание 13. Метод вспомогательного аргумента.Скачать

НШ | Профильная математика. Задание 13. Метод вспомогательного аргумента.

МЕТОД ВВЕДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА.Скачать

МЕТОД ВВЕДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА.

Как решать тригонометрические уравнения с помощью введения вспомогательного угла. Видеоурок #49Скачать

Как решать тригонометрические уравнения с помощью введения вспомогательного угла. Видеоурок #49

Сложная тригонометрия на вспомогательный угол и оценку (Ткачук)Скачать

Сложная тригонометрия на вспомогательный угол и оценку (Ткачук)

ДВИ #3. Метод вспомогательного аргумента. Системы тригонометрических уравненийСкачать

ДВИ #3. Метод вспомогательного аргумента. Системы тригонометрических уравнений

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравнений

Щелчок по математике I №5,6,12 Тригонометрия с нуля и до ЕГЭ за 4 часаСкачать

Щелчок по математике I №5,6,12 Тригонометрия с нуля и до ЕГЭ за 4 часа
Поделиться или сохранить к себе: