Рассмотрим метод введения дополнительного угла на примере решения следующей задачи.
ЗАДАЧА . Найти наибольшее и наименьшее значения функции
y = sin x + cos x. | (1) |
РЕШЕНИЕ . Заметив, что
преобразуем правую часть формулы (1):
Отсюда вытекает, что выражение (1) можно переписать в виде:
ОТВЕТ . Наибольшее значение функции (1) равно , наименьшее значение функции (1) равно
ЗАМЕЧАНИЕ . В рассмотренной задаче угол и является дополнительным углом.
Теперь докажем формулу дополнительного угла (вспомогательного аргумента) в общем виде. Для этого рассмотрим выражение
a sin x + bcos x | (2) |
где a и b – произвольные, отличные от нуля числа, и преобразуем его:
Введем дополнительный угол (вспомогательный аргумент) φ , у которого:
(4) |
В случае, когда a и b являются положительными числами, в качестве дополнительного угла можно взять, например, угол
Тогда выражение (3) принимает вид:
Таким образом, мы получили формулу
которую и называют формулой дополнительного угла (вспомогательного аргумента).
Если же дополнительный угол, в отличие от формул (4), ввести по формулам
то выражение (3) примет вид
и мы получаем другой вид формулы дополнительного угла:
- Метод введения вспомогательного угла
- Преобразование выражения a sin х + b cos х путем введения вспомогательного угла
- Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 🎦 Видео
Видео:ГРОБ в №13 на ЕГЭ 2021 по математике. Метод вспомогательного угла. Тригонометрия и ФСУСкачать
Метод введения вспомогательного угла
Видео:Однородные уравнения и метод вспомогательного аргумента. Тригонометрические уравнения Часть 4 из 6.Скачать
Преобразование выражения a sin х + b cos х путем введения вспомогательного угла
Лемма . Если сумма квадратов двух действительных чисел равна единице, то одно из этих чисел можно рассматривать как косинус, а другое как синус некоторого угла.
Другими словами, если а 2 + b 2 = 1, то существует угол φ, такой, что
Прежде чем доказывать эту лемму, поясним ее на следующем примере:
Поэтому существует угол φ, такой, что ( frac ) = cos φ; 1 /2 = sin φ.
В качестве φ в данном случае можно выбрать любой из углов 30°, 30° ± 360°, 30° ± 2 • 360° и т. д.
Рассмотрим вектор (vec) с координатами (а, b). Поскольку а 2 + b 2 = 1, длина этого вектора равна 1. Но в таком случае его координаты должны быть равны cos φ и sin φ, где φ — угол, который образует данный вектор с осью абсцисс.
Итак, а = cos φ; b =sin φ, что и требовалось доказать.
Доказанная лемма позволяет преобразовать выражение a sin х + b cos х к более удобному для изучения виду.
Прежде всего вынесем за скобки выражение (sqrt)
Но в таком случае
a sin х + b cos х = (sqrt)(cos φ sin х + sin φ cos х) = (sqrt) sin ( x + φ )
a sin х + b cos х = (sqrt) sin (x + φ) , где угол φ определяется из условий
1) ( sin x + cos x = sqrt2 (frac sin x + fraccos x) = sqrt2 (cosfracsin x + sinfraccos x ) =\= sqrt2(sinx + frac) )
Полученную формулу sin x + cos x = (sqrt2(sinx + frac))полезно запомнить.
2) Если одно из чисел а и b положительно, а другое отрицательно, то выражение
a sin х + b cos х удобнее преобразовывать не к синусу суммы, а к синусу разности двух углов. Так,
$$ 3sinx — 4cosx = sqrt(frac<sqrt>sinx — frac<sqrt>cosx) =\= 5(sinxcdotfrac — cosxcdotfrac) = 5sin(x — phi), $$
где под φ можно подразумевать любой угол, удовлетворяющий условиям:
В частности, можно положить φ = arctg 4 /3. Тогда получим:
3 sin х — 4 cos x = 5 sin (x — arctg 4 /3).
Видео:Решение тригонометрических уравнений. Метод вспомогательного угла. 10 класс.Скачать
Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) по теме
Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.
Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.
Тема 19. «Тригонометрические уравнения. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму» содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.
Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Видео:Решение тригонометрических уравнений методом вспомогательного углаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_19._trigonometricheskie_uravneniya.metody_resheniya_7-9.docx | 83.21 КБ |
Видео:Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений Подготовка к ГВЭ11+ЕГЭ #89Скачать
Предварительный просмотр:
Тема 19. Тригонометрические уравнения.
Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного.
Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
VII. Введение вспомогательного аргумента.
Этим методом решаются уравнения вида
Уравнение решается по следующему плану:
1) записываем уравнение в виде
Соответствующее значение существует, т.к. выполнено характеристическое свойство
3) уравнение принимает вид то есть — это простейшее уравнение.
Примеры. Решить уравнение.
Решение: тогда Перепишем исходное уравнение в виде . Далее необходимо учесть, что тогда рассматриваемое уравнение можно записать в виде а затем с помощью формулы синуса суммы перейти к уравнению
Тогда уравнение перепишем в виде
Полагая , приходим к уравнению
Так как (или ), то ( ).
- Найти число корней уравнения на интервале
Подсчитаем число корней, принадлежащих интервалу При
При и корни не принадлежат интервалу следовательно, число корней равно 4.
VIII. Методы замены неизвестного (подстановка).
Применение некоторых замен неизвестного приводит к упрощению соответствующих уравнений.
Примеры. Решить уравнение.
Решение. Сделаем замену, обозначив . Выразим из этой замены , получим . Итак, подставив в уравнение выражения и , получим квадратное уравнение . Следовательно, . Первое уравнение совокупности не имеет решений, так как Решим второе уравнение совокупности.
Замечание . Если тригонометрическое уравнение содержит разность синуса и косинуса и их произведение, то используют замену ,
Решение. Воспользуемся формулой и перепишем данное уравнение иначе
Обозначим . Получаем . Тогда . Второе уравнение совокупности решений не имеет. Решим
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
IX. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
Сущность способа поясним на примерах.
Пример. Решить уравнение
Решение. Применим к обеим частям уравнения формулу получим Воспользуемся формулой Получим
- Ответ:
- Ответ:
- Число корней уравнения на интервале равно.
🎦 Видео
Метод введения вспомогательного аргумента. Видеоурок 34. Алгебра 10 классСкачать
Метод вспомогательного аргумента. Тригонометрия. ЕГЭ 13 ЗаданиеСкачать
Подготовка к ЕГЭ #89. Метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравненийСкачать
Метод вспомогательного аргумента. Н.А. ЛебедеваСкачать
Формула дополнительного угла. Тригонометрия-17Скачать
Тригонометрические уравнения в ЕГЭ. Метод вспомогательного углаСкачать
✓ Вспомогательный угол 2.0 | Трушин опять налажал | В интернете кто-то неправ #002 | Борис ТрушинСкачать
Изи ЕГЭ. Математика. Задание 13: метод вспомогательного углаСкачать
Сложная тригонометрия на вспомогательный угол и оценку (Ткачук)Скачать
НШ | Профильная математика. Задание 13. Метод вспомогательного аргумента.Скачать
Как решать тригонометрические уравнения с помощью введения вспомогательного угла. Видеоурок #49Скачать
МЕТОД ВВЕДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА.Скачать
ДВИ #3. Метод вспомогательного аргумента. Системы тригонометрических уравненийСкачать
Щелчок по математике I №5,6,12 Тригонометрия с нуля и до ЕГЭ за 4 часаСкачать
10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать