Данная презентация подготовлена к уроку «Тригонометрические уравнения» (п.18, учебник Алгебра и начала анализа, автор А.Г.Мордкович). В презентация: 1. актуализация знаний — решение простейших уравнения, 2. Методы решения тригонометрических уравнений( введение новой переменной, разложение на множители, решение однородных уравнений первой и второй степени)
- Просмотр содержимого документа «Методы решения тригонометрических уравнений( алгебра 10 кл, к учебнику А.Г. Мордкович) »
- Решение тригонометрических уравнений 10 класс апробация учебника Мордкович А. Г.
- Однородные тригонометрические уравнения, 10 класс методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 📹 Видео
Просмотр содержимого документа
«Методы решения тригонометрических уравнений( алгебра 10 кл, к учебнику А.Г. Мордкович) »
- Повторить решение простейших тригонометрических уравнений.
- Рассмотреть способы решения тригонометрических уравнений.
Решение простейших тригонометрических уравнений:
t = ± arccos a + 2πk, k Z
t = (-1)ⁿ arcsin a + πn, n Z
t = arctg a + πn, n Z
t = arcctg a + πn, n Z
Решение простейших тригонометрических уравнений
Решение простейших тригонометрических уравнений
Решение простейших тригонометрических уравнений
Решение простейших тригонометрических уравнений
Методы решения уравнений:
1. Введение новой переменной( №18.1-18.7)
2. Использование формул тригонометрии (18.5, 18.8)
3. Алгебраические способы:
-Вынесение множителя за скобку, группировка (18.11)
- Разложение на два уравнения (18.13).
4. Однородные линейные уравнения(деление на косинус) (18.10)
5. Однородные квадратные уравнения (деление на косинус в квадрате) (18.12)
ОДНОРОДНЫЕ И СВОДИМЫЕ К НИМ .
называется однородным уравнением I степени.
2. Уравнение вида
называется однородным уравнением II степени.
Множество значений x , удовлетворяющих уравнению
, не является решением данного уравнения. Поэтому можно обе части уравнения разделить на .
Множество значений x , удовлетворяющих уравнению , не является решением данного уравнения.
Разделим обе части уравнения на .
Уравнение примет вид:
Пример разложение на множители способом группировки:
Видео:Тригонометрия для Чайников, 10 класс, Уравнения, Урок 7Скачать
Решение тригонометрических уравнений 10 класс апробация учебника Мордкович А. Г.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
УЧИТЕЛЬ: Азарова Ольга Геннадиевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В.Бобковой г.Севастополя
ПРЕДМЕТ: алгебра и начала анализа
УЧЕБНИК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа.10 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждения (базовый уровень) — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2019
ТЕМА УРОКА: решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
Образовательные: повторить, обобщить, систематизировать знания и навыки изображения решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств на числовой окружности; напомнить основные действия с точками числовой окружности, связанные с формулами решений простейших тригонометрических уравнений. Актуализировать знания учащихся по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений» и обеспечить их применение при решении задач вариантов ЕГЭ;
Развивающие : развивать умения учебно-познавательной деятельности, умения выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитание ответственности, активности, побуждению интереса к математике, самостоятельности, умение работать в коллективе.
ТИП УРОКА : урок повторения и обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ : доска, проектор, экран, компьютер
1.Организационный момент (обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить учащихся к общению)
2. Постановка целей .
Великий физик, математик и политик А. Эйнштейн заметил: « Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно ».(слайд 2)
Сегодня на уроке повторяем, приводим в систему наши знания по решению простейших тригонометрических уравнений. И ваша задача – показать свои знания и умения по их решению, рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений и неравенств; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения и неравенства разными способами
В начале урока мы вспомним основные понятия числовой окружности, расположение точек на числовой окружности и значения этих точек в декартовых координатах.
Далее работа будет чередоваться: вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений, и на их основе посмотрим как происходит выборка корней при решении заданий ЕГЭ в 13 задании. Вспомним виды тригонометрических уравнений и неравенств. Учитывая свои знания, умения и навыки, проведём проверочные работы, задания которой вам предлагаются на листах (приложение). Решение заданий выполняются на листах, в которых предлагаются задания для самостоятельного решения. Задания Части №1выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой и подсчётом баллов(за каждое верное задание выставляется 1 балл).
Задания второй части решаются учащимися самостоятельно. При этом двое учащихся решают на закрытых досках. Учащихся проверяют свои решения с решением, которые проецируются на экране, и вы выставляют себе соответствующее количество баллов.
3. Актуализация опорных знаний
()учащиеся отвечают устно, при правильном ответе ставят балл в бланке ответов – приложение)
1 Продолжить определение (слайд 3)
1. Числовой прямой называется …
2. Числовой окружностью называется…
3. Синусом называется…,
4 Знаки тригонометрических функций.
5. Тригонометрические уравнения – это … ( Тригонометрические уравнения — это уравнения, в которых неизвестная находится строго под знаком тригонометрической функции .)
6. Корнем тригонометрического уравнения называется . ( Корнем тригонометрического уравнения называется такое значение входящего в него неизвестного аргумента, которое удовлетворяет этому уравнению)
Расставьте числа (слайд 4)
1 вариант: в порядке убывания: ; 3 ;2,5 ;
2 вариант : в порядке возрастания:; — ; ; ;-
2 вариант: — ; — ; -2; -;- ; —
3. Найдите значения 1 вариант 2 вариант
(слайд 6) sin (-π/3) cos (-π/4)
sin 3 π /4 cos 5 π /6
Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант (слайд 7)
4 . (слайд 8 ) Найдите все числа, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки 1 вариант 2 вариант
1 вариант: (слайд 9) 2 вариант:
t 4 =-п/2+2пп, пеZ (3п/2+2пп, пеZ) t 4 =7п/6+2пп, пеZ
Учащиеся подводят итоги работы 1 части: за 17-16 баллов оценка «5», за 15-12 баллов оценка «4», за 11-8 баллов оценка «3».
IV Обобщение знаний .
Проблема отбора корней, отсеивания лишних корней при решении тригонометрических уравнений специфична. Лишние корни могут появиться вследствие того, что в процессе решения произошло расширение области определения уравнения. Запись ответа тригонометрического уравнения часто связана с понятиями объединения и пересечения множеств. Обычно при решении таких уравнений получают серии корней, и в окончательном варианте ответ записывают в виде объединения этих серий. Но как быть, если эти серии пересекаются? Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрим различные способы и приемы при выборе ответа. Один из таких способов — геометрический. Он основан на использовании двух моделей: тригонометрической окружности и числовой прямой. Тригонометрическая окружность удобна в случае, когда речь идет об отборе корней на промежутке, длина которого не превосходит 2π, или если требуется найти наибольший отрицательный или наименьший положительный корень уравнения. В остальных случаях предпочтение отдается — числовой прямой.
Отбор корней в тригонометрическом уравнении с помощью числовой окружности.
Рассмотрим следующие примеры:
1.Изобразить на числовой окружности множество решений уравнения
sin x =/2(слайд 10)
Ответ: (1 балл)
2.Найти наименьший положительный корень sin 𝜋𝑥/ 2= 2/2. (слайд 11)
Решение: Для определения наименьшего положительного корня выбираем меньшее положительное значение 𝜋/ 4, тогда получаем
Ответ: 0,5 (2 балла)
3.На тригонометрическом круге найти корни уравнения sin 3 x =1, удовлетворяющих неравенству cos x 0.(слайд 12)
Решение: Значение sin x =1 при х = П/2 + 2 п п , п е Z
Значит 3х = П/2 + 2п п , п е Z ,
х= П/6 + 2п п/ 3, п е Z или
х= 30 0 +120 0 п, пе Z
По условию cos x 0, значит х== П/6 + 2п п, п е Z х= 3П/2 + 2п п , п е Z
Ответ: П/6 + 2п п, п е Z ; 3П/2 + 2п п , п е Z (2 балла)
Решить уравнение cos x cos 5 x =0.(слайд 13)
Решение:
(3 балла)
Найти все корни уравнения (2sinx+1)(2sinx-√3) =0, удовлетворяющие неравенству cos x ≥0 .(слайд 14)
Решение: Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. Составим совокупность двух уравнений, решения системы отметим на числовой окружности. Каждому уравнению соответствуют две точки тригонометрической окружности. В ответ запишем точки, лежащие на дуге окружности при значении cos x ≥0.
(4 балла)
6. а) Решите уравнение .(слайд 15)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Выделим полный квадрат:
б) При помощи тригонометрической окружности отберём корни, принадлежащие отрезку Получим
Ответ: а) б) (4 балла)
Ребята, сегодня повторили и систематизировали решения тригонометрических уравнений, используя различные методы решения и нахождения корней уравнений на числовой окружности.
Подведение итогов. В бланке ответов учащиеся подсчитывают набранные количество баллов за выполнение работы 2 части.
Итоги работы 2 части: за 16-15 баллов оценка «5», за 14-12 баллов оценка «4»,
за 11-8 баллов оценка «3».
Итоговая оценка за урок — среднее арифметическое оценок 1 и 2 части работы.
Решить уравнение 2 cos x = -1. В ответе укажите корень, принадлежащий промежутку [ ]
Найдите наименьший положительный корень 2sin 2х=√3.
Решите уравнение
Всем спасибо. Урок окончен. До свидания!
Видео:Разбор контрольной работы по алгебре 10 класс. Тригонометрические уравнения. МордковичСкачать
Однородные тригонометрические уравнения, 10 класс
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Конспект урока математики в 10 классе по теме «Однородные тригонометрические уравнения» по учебнику Мордковича А.Г. «Алгебра 10 (профильный уровень)» в формате .doc (документ Word) и презентация к этому уроку в формате .ppt в одном архиве .rar.
Видео:10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_trig_uravnenia_10_klass.rar | 226.37 КБ |
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ — Arcsin, Arccos, Arctg, Arcсtg // Обратные тригонометрические функцииСкачать
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Однородные тригонометрические уравнения»
1) Обучающие : познакомить учащихся с однородными уравнениями, рассмотреть методы их решения, способствовать формированию навыков решения ранее изученных видов тригонометрических уравнений.
2) Развивающие: развивать творческую активность учащихся, их познавательную деятельность, логическое мышление, память, умение работать в проблемной ситуации, добиваться умения правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли, расширить кругозор учащихся, повышать уровень их математической культуры.
3) Воспитательные : воспитывать стремление к самосовершенствованию, трудолюбие, формировать умение грамотно и аккуратно выполнять математические записи, содействовать побуждению интереса к математике.
Тип урока: комбинированный.
- Таблицы для учащихся ( для работы в парах).
- Алгоритмы решения однородных тригонометрических уравнений для каждого учащегося.
- Дидактические материалы «Алгебра 10» для самостоятельной работы учащихся.
- Стенд «Решение тригонометрических уравнений».
- Презентация к уроку .
1. Организационный этап (2 минуты) (Слайд 1)
2. Проверка д/з. (Слайды 2-5)
3. Самостоятельная работа
С-17, 1 вариант на с. 31, 2 вариант на с. 41
4. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации (Слайд 6)
Работая в парах, в течение двух минут распределите уравнения по известным вам методам (алгоритмам) решения, результат занесите в таблицу, отмечая в ней номер, под которым стоит уравнение . ( Ещё раз методы + простейшие тригонометрические уравнения)
📹 Видео
Вся Тригонометрия для Чайников, 10 класс, урок 1Скачать
Тригонометрия. 10 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенстваСкачать
Тригонометрическая окружность. Как выучить?Скачать
Профильный ЕГЭ 2024. Задача 12. Тригонометрические уравнения. 10 классСкачать
Формулы приведения с нуля за 15 минут!Скачать
Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать
ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ - Решение Тригонометрических уравнений / Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать
Тригонометрия | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать
Тригонометрия в ЕГЭ может быть простойСкачать
Математика| Преобразование тригонометрических выражений. Формулы и задачиСкачать
18+ Математика без Ху!ни. Формулы ПриведенияСкачать
Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 1 часть. 10 класс.Скачать
10 класс, 14 урок, Тригонометрические функции числового аргументаСкачать
10 класс, 11 урок, Числовая окружностьСкачать