Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Презентация по математике на тему: «Равносильность уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Содержание
  1. Описание презентации по отдельным слайдам:
  2. Краткое описание документа:
  3. Уравнения с одной переменной
  4. Определение уравнения. Корни уравнения
  5. Пример 1.
  6. Пример 2.
  7. Пример 3.
  8. Равносильность уравнений
  9. Линейные уравнения
  10. Пример 1.
  11. Пример 2.
  12. Квадратные уравнения
  13. Пример 1.
  14. Пример 2.
  15. Пример 3.
  16. Рациональные уравнения
  17. Пример:
  18. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  19. Пример 1.
  20. Пример 2.
  21. Решение уравнений методом введения новой переменной
  22. Пример 1.
  23. Пример 2.
  24. Биквадратные уравнения
  25. Пример:
  26. Решение задач с помощью составления уравнений
  27. Иррациональные уравнения
  28. Пример 1.
  29. Пример 2.
  30. Пример 3.
  31. Показательные уравнения
  32. Пример 1.
  33. Пример 2.
  34. Пример 3.
  35. Логарифмические уравнения
  36. Пример 1.
  37. Пример 2.
  38. Пример 3.
  39. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  40. Пример 1.
  41. Пример 2.
  42. Пример 3.
  43. Равносильность уравнений
  44. Просмотр содержимого документа «Равносильность уравнений»
  45. 📽️ Видео

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Дзержинский технический колледж» Равносильность уравнений. Линейные уравнения. Автор: Белянина М. И. преподаватель математики

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Основные определения Уравнением называется два алгебраичес-ких выражения, соединенные знаком равенства (=). Корнем уравнения называется такое значение переменной, при котором это равенство достигается. Решить уравнение – значит найти все его корни или показать, что корней нет.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Линейное уравнение с одним неизвестным (общий вид) ах + b = 0 а, b – любые действительные числа Линейные уравнения — не самая сложная тема школьной математики. Но есть там свои фишки, которые могут озадачить даже подготовленного ученика. Разберёмся? 2х + 7 = 0. Здесь а=2, b=7 0,1х — 2,3 = 0 Здесь а=0,1, b=-2,3 12х + 1/2 = 0 Здесь а=12, b=1/2 И так далее.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

ах + b = 0 Ничего сложного, правда? Особенно, если не замечать слова: «где а и b – любые действительные числа». А если заметить, да неосторожно задуматься? Ведь, если а=0, b=0 (любые же числа можно?), то получается забавное выражение: 0=0 Но и это ещё не всё! Если, скажем, а=0, а b=5, получается совсем уж что-то несусветное: 5=0 А ведь из этих странных выражений ещё и икс найти надо! Которого нету вообще. И, что удивительно, этот икс очень просто находится. Мы научимся это делать.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Всё решение линейных уравнений состоит из тождественных преобразований уравнений. Кстати, эти преобразования (целых два!) лежат в основе решений всех уравнений математики. Другими словами, решение любого уравнения начинается с этих самых преобразований. В случае линейных уравнений, оно (решение) на этих преобразованиях и заканчивается полноценным ответом.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

При решении уравнений используют теоремы о равносильности, которые мы рассмотрим на примере линейных уравнений. Равносильными называются уравнения, множества корней которых совпадают. Равносильными также считаются уравнения, которые не имеют корней. Другими словами, два уравнения равносильны, если корни одного уравнения являются корнями второго и наоборот.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теорема 1. Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то полученное уравнение будет равносильно исходному. ах + b = 0 Прибавим о обеим частям уравнения число (-b) ах + b + (-b) = 0 + (-b) В левой части уравнения b + (-b) сократятся. ах = -b Получили следствие, которым вы всегда пользовались: Если в уравнении перенести любой член из одной части в другую, изменив его знак на противоположный, то получится уравнение, равносильное данному Теорема 2. Если обе части уравнения умножить на одно и то же число, не равное нулю, то полученное уравнение будет равносильно исходному. ах = -b Умножим обе части уравнения на 1/a (а≠0) ах ∙⅟а = -b ∙⅟а В левой части а∙⅟а=1, поэтому получим х = -b /а

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Для решения линейных уравнений надо: Слагаемые, зависящие от х, перенести в одну часть уравнения, числа – в другую часть. Привести подобные члены в каждой части уравнения. Найти неизвестную (переменную) х.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Для начала рассмотрим самый простой пример. х — 3 = 2 — 4х Это линейное уравнение. Схема тут простая. Собрать всё, что с иксами в левой части равенства, всё, что без иксов (числа) — в правой. Для этого нужно перенести -4х в левую часть, со сменой знака, разумеется, а -3 в правую. Это и есть применение теоремы 1 (вернее, следствия из неё). Получим: х + 4х = 2 + 3 Приводим подобные, считаем: 5х = 5 Что нам не хватает для полного счастья? Пятёрка перед х в левой части мешает. Избавляемся от пятёрки с помощью второй теоремы о равносильности. А именно — делим обе части уравнения на 5. Получаем готовый ответ: х = 1

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решим что-нибудь посолиднее. Что вам больше всего не нравится в этом уравнении? 95 человек из 100 ответят: дроби! Ответ правильный. Вот и давайте от них избавимся, если, конечно, в вашем арсенале имеется теорема 2 о равносильности уравнений. Умножим обе части на 12, т.е. на общий знаменатель. Не забываем, что умножать надо каждую часть целиком. Вот как выглядит первый шаг: Раскрываем скобки: Не пример, а сплошное удовольствие! Вот теперь вспоминаем заклинание из младших классов: с иксом – влево, без икса – вправо ( но мы-то помним, что это следствие из теоремы 1!) Приводим подобные: 25х = 4 И делим обе части на 25, т.е. снова применяем теорему 2 Вот и всё. Ответ: х=0,16

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Берём на заметку: чтобы привести исходное замороченное уравнение к приятному виду, мы использовали две (всего две!) теоремы о равносильности – перенос влево-вправо со сменой знака и умножение-деление уравнения на одно и то же число. Это универсальный способ! Работать таким образом мы будем с любыми уравнениями! Как видим, принцип решения линейных уравнений простой. Берём уравнение и упрощаем его с помощью теорем о равносильности до получения ответа. Основные проблемы здесь в вычислениях, а не в принципе решения. Но. Встречаются в процессе решения самых элементарных линейных уравнений такие сюрпризы, что могут и в сильный ступор вогнать. ) К счастью, таких сюрпризов может быть только два. Назовём их особыми случаями.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Особые случаи при решении линейных уравнений. Сюрприз первый. Предположим, попалось вам элементарнейшее уравнение: 2х+3=5х+5 — 3х — 2 Слегка скучая, переносим с иксом влево, без икса — вправо. 2х-5х+3х=5-2-3 Считаем, и. опа!! Получаем: 0=0 Само по себе это равенство не вызывает возражений. Нуль действительно равен нулю. Но икс-то пропал! А мы обязаны записать в ответе, чему равен икс. Иначе, решение не считается, да. ) Тупик? Спокойствие! В таких сомнительных случаях спасают самые общие правила. Что значит решить уравнение? Это значит, найти все значения икс, которые при подстановке в исходное уравнение, дадут нам верное равенство. Но верное равенство у нас уже получилось! 0=0, куда уж вернее?! Остаётся сообразить, при каких икс это получается. Какие значения икс можно подставлять в исходное уравнение, если эти иксы всё равно сокращаются в полный ноль? Ну же? Да. Иксы можно подставлять любые! Какие хотите. Хоть 5, хоть 0,05, хоть -220. Они всё равно сократятся. Если не верите — можете проверить. Подставляйте любые значения икс в исходное уравнение и посчитайте. Всё время будет получаться чистая правда: 0=0, 2=2, -7,1=-7,1 и так далее. Вот вам и ответ: х — любое число.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Сюрприз второй. Возьмём то же линейное уравнение и изменим в нём всего одно число. Вот такое будем решать: 2х + 1 = 5х + 5 — 3х — 2 После тех же самых преобразований мы получим нечто интригующее: 0 = 2 Вот так: решали линейное уравнение, получили странное равенство. Говоря математическим языком, мы получили неверное равенство. А говоря простым языком, неправда это. Бред. Но тем, не менее, этот бред — вполне веское основание для правильного решения уравнения.) Какие значения икс при подстановке в исходное уравнение дадут нам верное равенство? Да никакие! Нет таких иксов. Чего ни подставляй, всё сократится, останется бред. Вот вам и ответ: решений нет.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Ответы даны в беспорядке: 2,5; нет решений; 51; 17. Получилось?! Поздравляю! Теперь, когда мы разобрались со всеми подводными камнями в линейных уравнениях, имеет смысл их порешать.

Краткое описание документа:

В данной презентации рассматриваются принципиальные вопросы, связанные с решением уравнений: что такое равносильные уравнения; какие преобразования уравнений являются равносильными, как эти преобразования использовались ранее. Эти вопросы обсуждаются в курсе алгебры, начиная с 8-го класса. Завершая изучение школьного курса, целесообразно как бы заново переосмыслить общие идеи и методы.

В презентации описывается применение теорем о равносильности на примере решения линейных уравнений, рассматриваются все возможные случаи, в том числе наличия бесконечного множества корней и их отсутствия.

Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 класс

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школане имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаимеет два мнимых корня: Теоремы о равносильности уравнений начальная школа(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаравносильно уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаравносильно уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школа(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

где Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— действительные числа; Теоремы о равносильности уравнений начальная школаназывают коэффициентом при переменной, Теоремы о равносильности уравнений начальная школасвободным членом.

Для линейного уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школамогут представиться три случая:

1) Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; в этом случае корень уравнения равен Теоремы о равносильности уравнений начальная школа;

2) Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; в этом случае уравнение принимает вид Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; в этом случае уравнение принимает вид Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Итак, Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корень уравнения.

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Квадратные уравнения

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

где Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— действительные числа, причем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, называют квадратным уравнением. Если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то квадратное уравнение называют приведенным, если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то неприведенным. Коэффициенты Теоремы о равносильности уравнений начальная школаимеют следующие названия: Теоремы о равносильности уравнений начальная школапервый коэффициент, Теоремы о равносильности уравнений начальная школавторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанаходят по формуле

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Выражение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, можно переписать формулу (2) в виде Теоремы о равносильности уравнений начальная школаЕсли Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то формулу (2) можно упростить:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Формула (3) особенно удобна, если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— целое число, т. е. коэффициент Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— четное число.

Пример 1.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Здесь Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Имеем:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Так как Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Итак, Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Здесь Теоремы о равносильности уравнений начальная школаПо формуле (3) находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школат. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Здесь Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школаТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Из уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанаходим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Теоремы о равносильности уравнений начальная школаЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, где Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— многочлены более низкой степени, чем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корень уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школаа потому хотя бы одно из чисел Теоремы о равносильности уравнений начальная школаравно нулю.

Значит, Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корень хотя бы одного из уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Верно и обратное: если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корень хотя бы одного из уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школато Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корень уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школат. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, где Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школаВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Теоремы о равносильности уравнений начальная школаоткуда Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Значит, либо х + 2 = 0, либо Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Теоремы о равносильности уравнений начальная школано среди выражений Теоремы о равносильности уравнений начальная школаесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школамогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Имеем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; значит, либо Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, либо Теоремы о равносильности уравнений начальная школа.Из уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанаходим х = 0, из уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанаходим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Положив Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, получим уравнение

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

откуда находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Положим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, тогда

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

и уравнение примет вид

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Но Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Из первого уравнения находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; из второго уравнения получаем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, придем к квадратному уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Пример:

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа.

Решение:

Положив Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, получим квадратное уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, откуда находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школаПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школаЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Теоремы о равносильности уравнений начальная школат груза, а на самом деле грузили Теоремы о равносильности уравнений начальная школат груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Теоремы о равносильности уравнений начальная школач, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Теоремы о равносильности уравнений начальная школач. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Теоремы о равносильности уравнений начальная школач, приходим к уравнению

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решив это уравнение, найдем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Теоремы о равносильности уравнений начальная школаСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Теоремы о равносильности уравнений начальная школал кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Теоремы о равносильности уравнений начальная школал кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Теоремы о равносильности уравнений начальная школал кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решив это уравнение, найдем два корня: Теоремы о равносильности уравнений начальная школаи Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

в) учитывая, что Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

откуда Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Теоремы о равносильности уравнений начальная школаи мы получаем уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, откуда находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Возведя обе части уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школав пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школане имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

где Теоремы о равносильности уравнений начальная школаравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Теоремы о равносильности уравнений начальная школаа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школаоткуда находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школаРешив это квадратное уравнение, получим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. Получим уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школакоторое преобразуем к виду Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школаУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Теоремы о равносильности уравнений начальная школа,то данное уравнение можно переписать в виде

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Введем новую переменную, положив Теоремы о равносильности уравнений начальная школаПолучим квадратное уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школас корнями Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Теоремы о равносильности уравнений начальная школапри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

где Теоремы о равносильности уравнений начальная школанужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Теоремы о равносильности уравнений начальная школазатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Теоремы о равносильности уравнений начальная школаи решим его. Имеем Теоремы о равносильности уравнений начальная школаПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Теоремы о равносильности уравнений начальная школаЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Из последнего уравнения находим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Так как Теоремы о равносильности уравнений начальная школа Теоремы о равносильности уравнений начальная школазаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Введем новую переменную, положив Теоремы о равносильности уравнений начальная школаПолучим

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Но Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; из уравнения Теоремы о равносильности уравнений начальная школанаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

равносильное уравнению (1). Далее имеем Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа

Полагая Теоремы о равносильности уравнений начальная школаполучим уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа, откуда Теоремы о равносильности уравнений начальная школаОстается решить совокупность уравнений Теоремы о равносильности уравнений начальная школаИз этой совокупности получим Теоремы о равносильности уравнений начальная школа— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Пример 2.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Полагая Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, получим уравнение Теоремы о равносильности уравнений начальная школакорнями которого являются Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Так как Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, а -1 0 и мы получаем

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то D = 0 и мы получаем Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, т. е. (поскольку Теоремы о равносильности уравнений начальная школа) Теоремы о равносильности уравнений начальная школа.

Итак, если Теоремы о равносильности уравнений начальная школато действительных корней нет; если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа= 1, то Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; если Теоремы о равносильности уравнений начальная школа,то Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; если Теоремы о равносильности уравнений начальная школаи Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Пример 3.

При каких значениях параметра Теоремы о равносильности уравнений начальная школауравнение

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Теоремы о равносильности уравнений начальная школаего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Значит, должно выполняться неравенство Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Так как, по условию, Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, то Теоремы о равносильности уравнений начальная школаи Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; из второго Теоремы о равносильности уравнений начальная школа; из третьего Теоремы о равносильности уравнений начальная школа. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Теоремы о равносильности уравнений начальная школа, либо Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Теоремы о равносильности уравнений начальная школаТеоремы о равносильности уравнений начальная школа

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)

Равносильность уравнений

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Презентация к уроку по теме «Равносильность уравнений»

Просмотр содержимого документа
«Равносильность уравнений»

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Определение 1. Два уравнения с одной переменной

Иными словами, два уравнения называют равносильными , если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.

Например , уравнения х 2 — 4 = 0 и (х + 2)(2 x — 4) = 0 равносильны, оба они имеют по два корня: 2 и -2. Равносильны и уравнения х 2 +1=0и √ x =-3, поскольку оба они не имеют корней.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Определение 2. Если каждый корень уравнения

является в то же время корнем уравнения

то уравнение (2) называют следствием уравнения (1).

Например , уравнение х — 2 = 3 имеет корень х = 5, а уравнение — 2) 2 = 9 имеет два корня: х 1 = 5, х 2 = -1. Корень уравнения х — 2 = 3 является одним из корней уравнения (х — 2) 2 = 9. Значит, уравнение (х — 2) 2 = 9 — следствие уравнения х — 2 = 3.

Достаточно очевидным является следующее утверждение.

Два уравнения равносильны тогда и только тогда, когда каждое из них является следствием другого .

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

В итоге можно сказать, что решение уравнения, как правило, осуществляется в три этапа.

Первый этаптехнический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1) → (2) → (3) → (4) → . и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.

Второй этапанализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.

Третий этаппроверка. Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению-следствию, то обязательна проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа0, a ≠1) равносильно уравнению f ( x ) = g (х). » width=»640″

Теоремы о равносильности уравнений

  • «Спокойные теоремы» гарантируют равносильность преобразований без каких-либо дополнительных условий, их использование не причиняет решающему никаких неприятностей.

Теорема 1 . Е сли какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 3. Показательное уравнение а f ( x ) = а g ( x ) (где а 0, a ≠1) равносильно уравнению f ( x ) = g (х).

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Прежде чем формулировать теоремы 4—6, напомним еще об одном понятии, связанном с уравнениями.

Определение 3. Областью определения уравнения f (х) = g (х) или областью допустимых значений переменной (ОДЗ) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа0 и a ≠1, X — решение системы неравенств f (х) О, g (х) 0 Тогда уравнение log a f ( x ) = log a g ( x ) равносильно на множестве X уравнению f ( x ) = g (х) » width=»640″

« Беспокойные теоремы » работают лишь при определенных условиях, а значит, могут доставить некоторые неприятности при решении уравнений.

Теорема 4. Если обе части уравнения f ( x ) = g (х) умножить на одно и то же выражение h (х), которое:

а) имеет смысл всюду в области определения (в области допустимых значений) уравнения f ( x ) = g (х)

б) нигде в этой области не обращается в 0, то получится уравнение

Следствием теоремы 4 является еще одно «спокойное» утверждение: если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 5 . Если обе части уравнения f ( x ) = g (х) неотрицательны в ОДЗ уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же четную степень n получится уравнение ( f ( x )) n =( g ( x )) n равносильное данному в его ОДЗ.

Теорема 6. Пусть а0 и a ≠1, X — решение системы неравенств

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Преобразование данного уравнения в уравнение – следствие. Проверка корней.

Если в процессе решения уравнения применяем теоремы 4-6, не проверив выполнения ограничительных условий, то получим уравнение-следствие.

Умножим обе части на (х – 2):

(х – 2)(х – 1) = 3(х – 2); х = 4 и х = 2 – посторонний корень проверка!

Потенцируем 2х – 4 = 3х – 5; х = 1, но при этом значении уравнение не имеет смысла ⇒ искать ОДЗ или проверка.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа(2) (3) — (4) — . и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки. Последовательно получаем: 100(2х + 5) = 1296 – 216х + 9х ² 9х ² — 416х + 796 = 0 х ₁ = 2; х₂ = 398/9 Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными. Третий этап — проверка. Подставим поочередно каждое из найденных значений переменной в исходное уравнение. х₂ = 398/9 — посторонний корень. Ответ: х = 2 » width=»640″

Решение. Первый этаптехнический. На этом этапе, как мы отмечали выше, осуществляют преобразования заданного уравнения по схеме (1) — (2) (3) — (4) — . и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.

100(2х + 5) = 1296 – 216х + 9х ²

9х ² — 416х + 796 = 0

Второй этапанализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.

Третий этаппроверка. Подставим поочередно каждое из найденных значений переменной в исходное уравнение.

х₂ = 398/9 — посторонний корень.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Решение. Первый этап . Воспользуемся правилом «сумма логарифмов равна логарифму произведения». Оно позволяет заменить выражение ln (х + 4) + ln (2х + 3) выражением

ln + 4)(2х + 3). Тогда заданное уравнение можно переписать в виде:

Второй этап . В процессе решения произошло расширение ОДЗ уравнения, значит, обязательна проверка.

Третий этап . Поскольку, кроме расширения ОДЗ уравнения, никаких других неравносильных преобразований в процессе решения уравнения не было, проверку можно выполнить по ОДЗ исходного уравнения. Она задается системой неравенств

Значение х = -1 удовлетворяет этой системе неравенств, а значение х = -5,5 не удовлетворяет уже первому неравенству, это посторонний корень.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

О потере корней

Укажем две причины потери корней при решении уравнений:

1. Деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение h (х) (кроме тех случаев, когда точно известно, что всюду в области определения уравнения выполняется условие h (х) ≠ 0);

2. Сужение ОДЗ в процессе решения уравнения.

С первой причиной бороться нетрудно: приучайте себя переходить от уравнения f ) h (х) = g ) h <х) к уравнению h ( x )( f ( x ) – g ( x ))=0 ( а не к уравнению f ( x )= g ( x ) ). Может быть, даже есть смысл вообще запретить себе деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение, содержащее переменную.

Теоремы о равносильности уравнений начальная школа

Со второй причиной бороться сложнее. Рассмотрим, например, уравнение lg х 2 = 4 и решим его двумя способами.

Первый способ . Воспользовавшись определением логарифма, находим:

Обратите внимание: при втором способе произошла потеря корня — «потерялся» корень х = -100. Причина в том, что вместо правильной формулы lg х 2 = 2 lg l х l мы воспользовались непра вильной формулой

lg х 2 = 2 lg х, сужающей область определения выражения, из нее «выпал» открытый луч (-∞; 0), где как раз и находится «потерявшийся» при втором способе решения корень уравнения.

Вывод: применяя при решении уравнения какую-либо формулу (особенно тригонометрическую), следите за тем, чтобы области допустимых значений переменной для правой и левой частей

📽️ Видео

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛЕГКО ! 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА УРАВНЕНИЯ - ПЕТЕРСОН / ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛЕГКО ! 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА УРАВНЕНИЯ - ПЕТЕРСОН / ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ

11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

ТЕОРЕМА ВИЕТА ЗА 2 МИНУТЫСкачать

ТЕОРЕМА ВИЕТА ЗА 2 МИНУТЫ

КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ ЛЕГКО / ПРОСТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ / уравнение начальная школа #простыеуравненияСкачать

КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ ЛЕГКО / ПРОСТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ / уравнение начальная школа #простыеуравнения

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА

Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | ИнфоурокСкачать

Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | Инфоурок

УРАВНЕНИЕ 4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнениеСкачать

УРАВНЕНИЕ  4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнение

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

РАВНОСИЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ СВОЙСТВА. Видеоурок | АЛГЕБРА 7 классСкачать

РАВНОСИЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ СВОЙСТВА. Видеоурок | АЛГЕБРА 7 класс

Равносильные преобразования в уравнениях. ПравилаСкачать

Равносильные преобразования в уравнениях.  Правила

лучший учебник по математике (начальная школа), ошибки начальной школы в математике - Л. А. ЯсюковаСкачать

лучший учебник по математике (начальная школа), ошибки начальной школы в математике - Л. А. Ясюкова
Поделиться или сохранить к себе: