Теоремы для решения иррациональных уравнений

Алгебра

План урока:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематикаСкачать

Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематика

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Иррациональные уравнения

Уравнения, содержащие неизвестную под знаком корня, называются иррациональными.

Чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

  1. Преобразовать заданное иррациональное уравнение к виду: $√=g(x)$ или $√=√$
  2. Обе части уравнение возвести в квадрат: $√^2=(g(x))^2$ или $√^2=√^2$
  3. Решить полученное рациональное уравнение.
  4. Сделать проверку корней, так как возведение в четную степень может привести к появлению посторонних корней. (Проверку можно сделать при помощи подстановки найденных корней в исходное уравнение.)

Решите уравнение $√=х$. Если уравнение имеет более одного корня, укажите наименьший из них.

Обе части уравнение возведем в квадрат:

Получаем квадратное уравнение:

Перенесем все слагаемые в левую часть уравнения:

Решим данное квадратное уравнение устным способом, так как

Проведем проверку корней, подставив их вместо икса в исходное уравнение

$1=1$, получили в результате проверки верное равенство, следовательно $х_1=1$ подходит.

$3=3$, получили в результате проверки верное равенство, следовательно корень $х_2=3$ подходит

$х_1=1$ наименьший корень.

Так как в иррациональных уравнениях иногда необходимо возводить в квадрат не только число, но и целое выражение, необходимо вспомнить формулы сокращенного умножения:

  1. Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа минус удвоенное произведение первого на второе число плюс квадрат второго числа. $(a-b)^2=a^2-2ab+b^2$
  2. Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа. $(a+b)^2=a^2+2ab+b^2$

Решить уравнение: $х-6=√$

Возведем обе части уравнения в квадрат

В левой части уравнения при возведении в квадрат получаем формулу сокращенного умножения квадрат разности. В правой части уравнения квадрат и корень компенсируют друг друга и в результате остается только подкоренное выражение

Получили квадратное уравнение. Все слагаемые переносим в левую часть уравнения. При переносе слагаемых через знак равно их знаки меняются на противоположные.

Приводим подобные слагаемые:

Найдем корни уравнения через дискриминант:

Проведем проверку корней, подставив их вместо икса в исходное уравнение

$1=1$, получили верное равенство, следовательно, корень нам подходит.

$-2=2$, получили неверное равенство, следовательно, данный корень посторонний.

Видео:Иррациональные уравнения #1Скачать

Иррациональные уравнения #1

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит Теоремы для решения иррациональных уравнений, то всегда будем считать, что

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

не имеет корней. Действительно,

при Теоремы для решения иррациональных уравнений
при Теоремы для решения иррациональных уравнений
при Теоремы для решения иррациональных уравнений— мнимое число.

Таким образом, Теоремы для решения иррациональных уравненийникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения Теоремы для решения иррациональных уравнений, так как Теоремы для решения иррациональных уравнений. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравненийтакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение Теоремы для решения иррациональных уравненийбудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что Теоремы для решения иррациональных уравнений

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение Теоремы для решения иррациональных уравненийравносильно уравнению Теоремы для решения иррациональных уравнений, или уравнению Теоремы для решения иррациональных уравнений. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению Теоремы для решения иррациональных уравненийпотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Видео:✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Уединив корень, получим:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Решив последнее уравнение, получим, что

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения Теоремы для решения иррациональных уравнений, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения Теоремы для решения иррациональных уравнений. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Итак, иррациональное уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение Теоремы для решения иррациональных уравнений, корней не имеет.

Примеры:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

корней не имеет.

Видео:Система иррациональных уравнений #1Скачать

Система иррациональных уравнений #1

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Уединим один из корней:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Уединим один оставшийся корень:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение Теоремы для решения иррациональных уравненийимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Легко убедиться, что оба числа Теоремы для решения иррациональных уравненийявляются корнями уравнения Теоремы для решения иррациональных уравнений. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень Теоремы для решения иррациональных уравнений. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна Теоремы для решения иррациональных уравненийсм.

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Уединим один из корней: Теоремы для решения иррациональных уравнений

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Примем Теоремы для решения иррациональных уравненийновое неизвестное и положим, что Теоремы для решения иррациональных уравненийТогда Теоремы для решения иррациональных уравненийи данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Отсюда Теоремы для решения иррациональных уравнений

Приняв Теоремы для решения иррациональных уравнений, получим, что Теоремы для решения иррациональных уравнений

Приняв затем Теоремы для решения иррациональных уравнений. получим, что Теоремы для решения иррациональных уравнений. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Положим, что Теоремы для решения иррациональных уравненийТогда Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравненийОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Освободившись от корня, получим:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Отсюда Теоремы для решения иррациональных уравнений

Значение Теоремы для решения иррациональных уравненийследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили Теоремы для решения иррациональных уравненийкоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение Теоремы для решения иррациональных уравненийполучим Теоремы для решения иррациональных уравненийили Теоремы для решения иррациональных уравненийОткуда Теоремы для решения иррациональных уравнений

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на Теоремы для решения иррациональных уравненийполучим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Обозначив Теоремы для решения иррациональных уравненийчерез у, получим:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Видео:Решение иррациональных уравнений.Скачать

Решение иррациональных уравнений.

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пользуясь тем, что

Теоремы для решения иррациональных уравнений

и тем, что Теоремы для решения иррациональных уравненийполучим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением Теоремы для решения иррациональных уравненийи полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

2. Решить уравнение:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

или равносильную ей систему:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Отсюда а = 6.

Из уравнения Теоремы для решения иррациональных уравненийнаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Из последних двух равенств будем иметь:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

илн равносильную ей систему:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пользуясь уравнением Теоремы для решения иррациональных уравненийи найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Видео:Решение иррациональных уравнений: метод заменыСкачать

Решение иррациональных уравнений: метод замены

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Видео:Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Если Теоремы для решения иррациональных уравненийто уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях Теоремы для решения иррациональных уравнений.

Если же Теоремы для решения иррациональных уравненийто при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство Теоремы для решения иррациональных уравненийкоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)Теоремы для решения иррациональных уравнений

2) Теоремы для решения иррациональных уравнений

3) если Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравнений— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений Теоремы для решения иррациональных уравненийимеет корни Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравненийиз которых лишь корень Теоремы для решения иррациональных уравненийудовлетворяет условию (6).

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

которое имеет корни Теоремы для решения иррациональных уравнений

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как Теоремы для решения иррациональных уравненийЧисло Теоремы для решения иррациональных уравнений— корень уравнения (7), а число Теоремы для решения иррациональных уравнений— посторонний корень для уравнения (7): при Теоремы для решения иррациональных уравненийлевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая Теоремы для решения иррациональных уравнений, то уравнение (13) примет вид

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

При Теоремы для решения иррациональных уравнений(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Корни Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравненийуравнения (15) удовлетворяют условию Теоремы для решения иррациональных уравненийи поэтому являются корнями уравнения (14).

Если Теоремы для решения иррациональных уравненийто Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравненийЕсли Теоремы для решения иррациональных уравненийто Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравнений

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Положим Теоремы для решения иррациональных уравненийтогда Теоремы для решения иррациональных уравненийи уравнение (16) примет вид

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Используя тождество Теоремы для решения иррациональных уравненийзапишем уравнение (18) в виде

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Так как Теоремы для решения иррациональных уравненийто уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравненийт. е.Теоремы для решения иррациональных уравнений

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Полагая Теоремы для решения иррациональных уравненийпреобразуем уравнение к виду

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Уравнение (20) имеет корни Теоремы для решения иррациональных уравненийЕсли Теоремы для решения иррациональных уравненийто Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравненийЕсли Теоремы для решения иррациональных уравненийто Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравнений

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида Теоремы для решения иррациональных уравненийпри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Так как Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравнений— это расстояния от искомой точки Теоремы для решения иррациональных уравненийдо точек Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравненийсоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка Теоремы для решения иррациональных уравненийнаходится на одинаковом расстоянии от точек Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравнений. Таким образом, точка Теоремы для решения иррациональных уравнений— середина отрезка Теоремы для решения иррациональных уравненийи поэтому Теоремы для решения иррациональных уравнений

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Полагая Теоремы для решения иррациональных уравненийполучаем уравнение

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Если Теоремы для решения иррациональных уравненийто (23) имеет вид Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда находим Теоремы для решения иррациональных уравнений

Поскольку при замене Теоремы для решения иррациональных уравненийна Теоремы для решения иррациональных уравненийуравнение (23) не меняется, число Теоремы для решения иррациональных уравненийтакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравнений

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Положим Теоремы для решения иррациональных уравненийтогда уравнение (24) примет вид

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси Теоремы для решения иррациональных уравнений(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пусть Теоремы для решения иррациональных уравнений— искомая точка, лежащая правее точки 3; Теоремы для решения иррациональных уравнений-расстоя-ние от точки Теоремы для решения иррациональных уравненийдо точки 3, Теоремы для решения иррациональных уравнений— сумма расстояний от точки Теоремы для решения иррациональных уравненийдо точек 3 и 1. Тогда Теоремы для решения иррациональных уравненийоткуда Теоремы для решения иррациональных уравненийа точке Теоремы для решения иррациональных уравненийсоответствует число Теоремы для решения иррациональных уравненийАналогично, корнем уравнения (25) является точка Теоремы для решения иррациональных уравненийнаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений Теоремы для решения иррациональных уравненийПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Пример:

Теоремы для решения иррациональных уравненийТеоремы для решения иррациональных уравнений

Решение:

Функция Теоремы для решения иррациональных уравненийменяет знак при Теоремы для решения иррациональных уравненийа функция Теоремы для решения иррациональных уравнений— при Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравненийпричем Теоремы для решения иррациональных уравненийпри Теоремы для решения иррациональных уравненийи Теоремы для решения иррациональных уравненийПоэтому

Теоремы для решения иррациональных уравнений

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках Теоремы для решения иррациональных уравненийравносильно совокупности следующих систем:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Первой из этих систем удовлетворяют все значения Теоремы для решения иррациональных уравненийиз промежутка Теоремы для решения иррациональных уравненийвторой системе — значение Теоремы для решения иррациональных уравненийостальные две системы не имеют решений.

Ответ. Теоремы для решения иррациональных уравнений

Решение иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Теоремы для решения иррациональных уравнений

Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений Теоремы для решения иррациональных уравнений

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

🔥 Видео

Иррациональное уравнение на 2 минутыСкачать

Иррациональное уравнение на 2 минуты

10 класс. Алгебра. Решение иррациональных уравнений.Скачать

10 класс. Алгебра. Решение иррациональных уравнений.

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.

Система иррациональных уравнений #3Скачать

Система иррациональных уравнений #3

Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 2)Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 2)
Поделиться или сохранить к себе: