Свойство 1. Если в уравнении ах 2 + bх +с = 0, а + b + с = 0, то один из его корней равен 1, а другой, в соответствии с теоремой Виета, равен с/а.
Доказательство: Имеем а+b+с=0, тогда b= — (а+с). Найдем дискриминант D=b 2 -4ас= а 2 +2ас+с 2 — 4ас = а 2 — 2ас+с 2 =(а — с) 2 . Формула корней этого квадратного уравнения имеет вид: . Отсюда имеем Что и требовалось доказать.
Пример 1: х 2 + х – 2 = 0; а = 1, в = 1, с = -2. Так как 1+1–2 =0, то х1 =1, х2 = -2.
Свойство 2. Если в уравнении ах 2 + bх + с = 0, а – b + с = 0 или b=a+c, то один из его корней равен –1, а другой –с/а .
Доказательство: Имеем а — b+с=0, тогда b= а+с. Найдем дискриминант D=b 2 -4ас= а 2 +2ас+с 2 — 4ас = а 2 — 2ас+с 2 =(а — с) 2 . Формула корней этого квадратного уравнения имеет вид: . Отсюда имеем Что и требовалось доказать.
Пример 2 : х 2 – х – 2 = 0. Так как 1 – (- 1 ) + ( -2 ) = 0, то х1 = -1, х2 = 2.
Свойство 3. Если a = c, b = a 2 + 1, то x1 = — a, x2 = -1/a.
Доказательство: Имеем a = c, b = a 2 + 1. Найдем дискриминант D=b 2 -4ас= а 4 +2а 2 +1 — 4а 2 = а 4 — 2а 2 +1=(а 2 — 1) 2 . Формула корней этого квадратного уравнения имеет вид: . Отсюда имеем Что и требовалось доказать.
Пример 3. 3х 2 +10х+3=0, а=3, b=10, с=3. Так как а=с=3, b=3 2 +1=10, то х1= -3, х2=-1/3.
Свойство 4. Если a = c, b = -(a 2 + 1), то x1 = a, x2 = 1/a.
Доказательство: Имеем a = c, b = -(a 2 + 1). Найдем дискриминант D=b 2 -4ас= а 4 +2а 2 +1 — 4а 2 = а 4 — 2а 2 +1=(а 2 — 1) 2 . Формула корней этого квадратного уравнения имеет вид: . Отсюда имеем Что и требовалось доказать.
Пример 4. 3х 2 — 10х+3=0, а=3,b=-10,с=3. Так как а=с=3, b=-(3 2 +1)=-10, то х1=3, х2=1/3.
Приём переброски.
, первый коэффициент в качестве множителя «перебрасываем к -3», получим уравнение
Корни 9 и -2 . Делим числа 9 и ( -2) на 6:
Ответ:
6 этап. Практическая направленность.
Задания, при решении которых необходимо умение решать квадратные уравнения.
Уровень А. 1. Найдите сумму и произведение корней уравнения: 2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5. |
Уровень В. 2. Найдите сумму и произведение корней уравнения: 2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны и . |
Уровень С. Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета: |
С помощью квадратных уравнений можно решать многие текстовые задачи. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары, решить ее можно с помощью квадратного уравнения.
На две партии разбившись, забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась;
Криком радостным двенадцать воздух свежий оглашали…
Вместе сколько, ты мне скажешь, обезьян там было в роще?
1. Проводя исследование, выяснили, что кроме традиционных методов решения квадратного уравнения , которые мы узнали на уроках математики, существуют еще не менее интересные, а главные полезные свойства, практически устного решения квадратного уравнения.
2. Исследовательскую работу по математике планируем продолжать и далее.
3. Результаты своего исследования я представила в виде карточки-памятки( приложение 1) по решению квадратного уравнения.
· А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса», «ИЛЕКСА»,Москва,2003 .
· М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк «Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 8 класс», «ГЕНЖЕР»,Москва,2002.
· «Алгебра 7-9 .Тематические зачеты»
· Г.И.Ковалева «Уроки математики в 8 классе»,издательство «БРАТЬЯ ГРИНИНЫ»,Волгоград, 2001.
Видео:Свойства коэффициентов квадратного уравненияСкачать
Урок по алгебре в 8-м классе “Свойства коэффициентов квадратного уравнения”
Разделы: Математика
Цели урока:
Образовательная (учебная).
Сформировать умения и навыки метода устного решения квадратных уравнений.
Воспитательные.
Показать учащимся, что математические понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи.
— Формирование общественных навыков:
- Вычислительных;
- Эстетических навыков при оформлении записей;
- Приобретение навыков исследовательской работы.
— Формирование качеств личности.
- Трудолюбия;
- Самостоятельности;
- Ответственности за принятое решение.
Развивающие задачи:
- Развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать;
- Развитие творческой деятельности: интуиции, смекалки.
Актуализация знаний.
На доске записано: ах 2 + bх + с, где а 0
— Что написано на доске? (Квадратный трехчлен)
— А теперь что написано на доске? ах 2 + bх + с = 0, где а 0 (Квадратное уравнение)
— Всегда ли имеют ли корни квадратный трехчлен и квадратное уравнение? (Нет, не всегда)
— От чего зависит количество корней? (От дискриминанта)
— Как найти дискриминант квадратного трехчлена или квадратного уравнения? (Д = в 2 – 4ас)
— Сколько корней в зависимости от дискриминанта может иметь квадратный трехчлен или квадратное уравнение? (Два различных корня, два одинаковых корня или нет корней).
— Как найти корни квадратного трехчлена или квадратного уравнения? (х1,2 = )
— По какой формуле можно квадратный трехчлен разложить на линейные множители? (ах 2 + bх + с =а(х – х1)(х – х2))
1. Найдите корни квадратного трехчлена: 5х 2 + 8х + 3;
(Ответ: )
2. Решите квадратное уравнение: х 2 + 6х + 8 = 0;
(Ответ: -4 и -2)
3. Разложите на линейные множители квадратный трехчлен: 3х 2 – 10х + 8;
(Ответ: 3(х — 2)(х — ))
Введение знаний.
— Решая математические задачи, часто приходится встречаться с квадратными уравнениями. Поэтому помимо основных формул для вычисления корней таких уравнений полезно знать методы устного решения. Это помогает не только экономить время, но и развивать внимание. Конечно, не каждое квадратное уравнение можно решить с помощью свойства его коэффициентов, но в школьных учебниках многие уравнения решаются таким способом.
Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
Пусть ах 2 + bх + с = 0, где а 0
- Если а + b + с = 0, то х1 = 1, х2 = ;
- Если а + с = b, то х1 = -1, х2 = —.
Пример 1. Решить уравнение: 341х 2 + 290х – 51 = 0
Решение. Имеем: а = 341, b = 290, с = -51.
341 + (-51) = 290, т.е. а + с = b. Следовательно, х1 = -1, х2 = .
Пример 2. Решить уравнение: 67х 2 – 75х + 8 = 0.
Решение. Замечаем, что 67 + 8 = 75, следовательно, х1 = = 1, х2 = .
Пример 3. Решить уравнение: 19х 2 + 15х – 34 = 0.
Решение. Так как 19 + 15 – 34 = 0, то искомые числители дробей равны 19 и -34, тогда, х1 = = 1, х2 = —.
Задания для закрепления.
- 3х 2 – 5х + 2 = 0;
- 2х 2 + 3х + 1 = 0;
- 5х 2 + 9х –14 = 0;
- 5х 2 + х – 6 = 0;
- 5х 2 + 4х — 9 = 0;
- х 2 + 29х – 30 = 0;
- х 2 — 2000х – 2001 = 0;
- 72х 2 + 69х – 3 = 0;
- 83х 2 – 97х + 14 = 0.
Квадратное уравнение с коэффициентом 1 при х 2 ( т.е.а = 1) называют приведенным квадратным уравнением.
— Посмотрите на таблицу. Все ли уравнения , записанные в ней, являются приведенными квадратными уравнениями?
Уравнение | a | b | c | Д | х1 | х2 | х1+х2 | х1 х2 |
х 2 – 7х + 12 =0 | ||||||||
х 2 – 8х + 12 =0 | ||||||||
х 2 – 12х+11 =0 | ||||||||
х 2 + 7х – 8 =0 | ||||||||
х 2 – 5х + 12 =0 | ||||||||
х 2 – х — 12 =0 | ||||||||
х 2 – 2х – 3 =0 | ||||||||
х 2 + 5х – 14 =0 | ||||||||
х 2 + 18х+32 =0 | ||||||||
х 2 +5х + 4 =0 | ||||||||
х 2 – 7х + 10 =0 | ||||||||
х 2 – 7х + 15 =0 | ||||||||
х 2 + 2х — 8 =0 | ||||||||
х 2 + 5х – 6 =0 | ||||||||
х 2 + 3х — 4 =0 | ||||||||
х 2 + 5х — 24 =0 | ||||||||
х 2 – х – 20 =0 | ||||||||
х 2 – 2х + 9 =0 | ||||||||
х 2 + 9х + 14 =0 | ||||||||
х 2 + 14х — 32=0 |
(Далее решаем уравнения из таблицы и все последовательно заполняем)
Сообщаю, что домашнее задание – закончить заполнение таблицы.
Подведение итогов обучения.
Видео:СВОЙСТВО КОЭФФИЦИЕНТОВ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯСкачать
Свойства коэффициентов в квадратном уравнении
Этот способ решения помогает не только сэкономить время, но и развить внимание.
Дано квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 . Если a + b + c = 0 (сумма коэффициентов), то
Дано квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 . Если a — b + c = 0 (сумма коэффициентов), когда b взято с противоположным знаком или a + c = b, то
341x 2 + 290x — 51 = 0
Здесь, a = 341, b = 290, c = -51.
Проверим удовлетворяют ли коэффициенты условию
341 — 51 = 290. Получим а + с = b. Следовательно, мы
можем воспользоваться свойством 2.
Если в квадратном уравнении ax 2 + bx + c = 0 . Коэффициент b представлен в виде 2k, т.е. является четным числом, то формулу корней уравнения можно переписать в более простом виде
🎬 Видео
СУММА КОЭФФИЦИЕНТОВ: Как решать Квадратные Уравнения по МАТЕМАТИКЕ 8 классСкачать
Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
СВОЙСТВО КОЭФФИЦИЕНТОВ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯСкачать
СВОЙСТВО КОЭФФИЦИЕНТОВ 😉 #егэ #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #образованиеСкачать
5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать
Квадратные уравнения #shorts Как решать квадратные уравненияСкачать
Квадратные уравнения: Свойства коэффициентовСкачать
коэффициенты в квадратном уравненииСкачать
Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Теорема Виета. 8 класс.Скачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
ЕГЭ-2018. Задание В-5. Решение квадратного уравнения по сумме коэффициентов.Скачать
Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Решение квадратных уравнений. Свойства коэффициентовСкачать
Определение знаков коэффициентов квадратного уравнения (параболы) по рисунку/ЗНО 2010 #25Скачать
Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Как быстро решить квадратное уравнение. Замечательные свойства коэффициентов.Скачать
Как решать квадратные уравнения? ЧАСТЬ 7 - СВОЙСТВА КОЭФФИЦИЕНТОВ | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭСкачать