Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Видео:КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать

КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и Металлами

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот. Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Соляная и уксусная к-ты обладают общими св-вамикислот, реагируя с
1) металлами до Н
Mg + 2HCl (разб.) = MgCl2 + H2 ↑

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Если ответ по предмету Химия отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Видео:ОКСИДЫ ХИМИЯ — Что такое Оксиды? Химические свойства Оксидов | Реакция ОксидовСкачать

ОКСИДЫ ХИМИЯ — Что такое Оксиды? Химические свойства Оксидов | Реакция Оксидов

Опыт 2. Сравнение химической активности кислот. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с мрамором.

1. В одну пробирку внести 3-4 капли 2н раствора уксусной кислоты СН3СООН ,

2. В другую 3-4 капли 2н раствора соляной кислоты НСl .

3. Выбрать два одинаковых по величине кусочка мрамора СаСО3

4. Бросить по одному кусочку в каждую пробирку.

5. Наблюдать выделение газа и отметить в какой из из пробирок более активно.

6. Написать молекулярные и ионные уравнения реакции.

7. Вделать вывод, какой газ выделяется.

8. Оценить силу кислот по скорости протекания реакции.

9. Сделать вывод от концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа и в растворе какой из кислот их больше?

Опыт 3. Сравнение химической активности кислот. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком

10. В одну пробирку внести 3-4 капли 2н раствора уксусной кислоты СН3СООН ,

11. В другую 3-4 капли 2н раствора соляной кислоты НСl .

12. Бросить по одному кусочку цинка Zn в каждую пробирку.

13. Наблюдать выделение газа и отметить в какой из пробирок более активно.

14. Написать молекулярные и ионные уравнения реакции.

15. Вделать вывод, какой газ выделяется.

16.Оценить силу кислот по скорости протекания реакции.

17. Сделать вывод от концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа и в растворе какой из кислот их больше?

Опыт 4. Равновесие в растворах слабых электролитов. Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты

1. В 2 пробирки налить по 5-7 капель 0,1н раствора уксусной кислоты и по 1 капле индикатора метилового оранжевого.

2. В одну из пробирок внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия и перемешать.

3. Отметить изменение интенсивности окраски во 2-й пробирке.

4. Объяснить как изменяются степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н + ? Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия.

5. Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение концентрации диссоциации.

№ п/пВещество или растворФормулаЭлектро- проводностьВиды частиц в стаканеУравнение диссоциации (если диссоциирует)
молекулыкатионыанионы
Соль сухая измельченнаяNaCl
Сахар сухой измельченныйС12Н11О5
Раствор солиNaCl
Вода дистилированнаяН2О
Раствор сахараС12Н11О5
Соляная кислота (0,1Н)НСl
Раствор едкого натра (0,1Н)NаОН
Раствор уксусной кислоты (0,1Н)СН3СООН
Раствор аммиака (0,1Н)NH4
Растворы уксусной кислоты и аммиакаСН3СООН и NH4

Опыт 5.Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания

1. В 2 пробирки налить 5-7 капель 0,1 н раствора аммиака и 1 каплю индикатора фенолфталеина.

2. В одну из пробирок внести 3-4 микрошпателя хлорида аммония и перемешать.

3. Сравнить окраску полученного раствора с окраской контрольного раствора.

4. Объяснить изменение окраски раствора при введении хлорида аммония.

5. Написать уравнение диссоциации и Кдис гидроксида аммония.

6. Дать общий вывод о смещении равновесия в растворах слабых электролитов.

Опыт 6. Определение реакции среды растворов солей при гидролизе

1. В пробирки в водой внести по одному микрошпателю кристаллов солей, указанных в таблице:

2. Определить РН раствора в каждой пробирке индикаторной бумагой.

3. Сравнить окраску индикатора в растворах солей и в воде.

4. Зполнить Таблицу 2.

№ пробиркиНазвание солиФормула солиСоль образованаОкраска индикаторной бумагиРН раст-вораРеакция средыУравнение гидролиза
Сила кислотыСила основания
ацетат натрия
хлорид алюминия
карбонат натрия
карбонат аммония
хлорид калия
ацетат аммония
дистиллированная вода

Лабораторная работа № 4

Растворы электролитов и неэлектролитов. Способы выражения концентрации растворов

научиться производить расчеты, необходимые для приготовления растворов заданной концентрации, готовить растворы заданной концентрации, определять концентрацию раствора ареометром.

2. Массовая доля

3. Молярность. Связь молярной концентрации и массовой долей

4. Нормальность. Связь молярной концентрации эквивалента и массовой доли

Раство́р – однородная (гомогенная) смесь двух или более компонентов, один из которых называется растворителем, другие – растворенными веществами. Понятия растворитель и растворенное вещество условны. Каждый из компонентов распределён в массе другого в виде молекул, атомов или ионов.

Растворы бывают жидкими (соль и вода, ацетон и вода), твердыми (сплавы и минералы) и газообразными (смесь азота с аммиаком, воздух). Наибольшее практическое значение имеют жидкие растворы.

Концентрация – величина, характеризующая количественный состав раствора, выражается как отношение количества (молей) или массы растворённого вещества к объему или массе раствора или растворителя (например: моль/л, г/л, %, моль/кг).

Важнейшие способы выражения концентрации приведены в Таблице 1.

1. Найти массовую долю NaOH в растворе, содержащем 40г NaOH в 280г воды.

2. Сколько граммов едкого кали потребуется для приготовления 3л раствора с массовой долей 14,8%, плотность раствора 1,125г/см 3 ?

3. Найти массу FeCl3, необходимую для приготовления 200мл 0,3М раствора.

4. Найти молярность раствора НСl с массовой долей 39,1%, и плотностью 1,20г/см 3 .

5. Сколько раствора H2SO4 с плотностью 1,60 г/ см 5 и ω=68,7 % необходимо для приготовления 1л 0,20н раствора?

Название концентрации (синоним)Обозна-чениеСпособ выражения содержания растворенного вещества в раствореФормулаЕдиница измерения
Массовая доля (процентная концентрация)ωОтношение массы растворенного вещества к общей массе раствора Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями, где ρ – плотность раствора%
Мольная доляХiОтношение количества (числа молей) растворенного вещества к сумме количеств (числа молей) всех веществ, находящихся в растворе. Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями, где Σ ni – сумма количеств (молей) всех веществ в растворе
Молярная концентрация (молярность)См, или МКоличество (число молей) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями, где М – молярная масса веществамоль/л,
Молярная концентрация эквивалента (нормальная концентрация, нормальность)Сн, или NКоличество эквивалентов (число молей эквивалентов) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями, где M =z∙Мэкв , z=1/fэкв Мэкв – молярная масса эквивалента, fэкв – фактор эквивалентностимоль-экв/л
Моляльная концентрация (моляльность)СmКоличество растворённого вещества (число молей) в 1000 г растворителя Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениямимоль/кг
Титр раствораТМасса вещества, содержащегося в 1 мл раствора Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениямиг/см 3 кг/см 3

6. Рассчитать молярность и моляльность раствора аммиака с ω=15,63 %, если плотность этого раствора составляет ρ=0,94 г/ см3- ного (по массе).

7. Какова нормальность 40 % -ного раствора серной кислоты плотностью 1.3 г/см3?

8. Какой объем 2н раствора H2SO4 требуется для приготовления 500 мл 0,5 н раствора? (возможный ответ : 1)250 мл; 2) 125; 3) 50; 4) 84; 5) 148)

9. 1 мл 25% — ного по массе раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Найти плотность раствора? (Варианты ответа:1)0,90; 2) 1,332; 3) 1,16; 4) 1,83; 5) 0,665).

10. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 см3 ЗМ раствора до 1 л? (Варианты ответа: 1)0,75; 2) 1,2; 3)3,0; 4) 7,5?)

Задание 1. Приготовление раствора сульфата натрия заданного объема и заданной концентрации

Вариант задания в Таблице 1 соответствует номеру в списке группы.

Объем раствораКонцент- рация, моль/лМасса Na2SO4 х10Н2ОМасса Na2SO4Плотность по ареометруМассовая доля по ареометруПлотность по таблицеМассовая доля по таблице
2,0
0,7
0,6
0,1
2,0
1,5
0,5
2,5
0,2
1,0
0,1
0,2

Расчет навески соли.

1. Рассчитать навеску – массу соли Na2SO4х10∙Н2О, которая потребуется для приготовления заданных объема и концентрации раствора сульфата натрия.

Из формулы Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Взвешивание навески на технохимических весах

1. Проверьте равновесие весов (вертикальное положения стрелки) и уравновесьте кусочками фильтровальной бумаги. Верните весы в нерабочее состояние.

2. Разновесы берите только пинцетом и ставьте на чашу, начиная с самого тяжелого!

3. На правую чашу весов положите разновесы, взяв их пинцетом. Масса разновесов должна примерно соответствовать массе стаканчика.

4. На левую чашу весов поставьте пустой стаканчик и взвесьте его, для этого:

5. Приведите весы в рабочее состояние, придерживая чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний.

6. Добейтесь равновесия: каждый раз отключая весы, добавляйте, убавляйте или заменяйте разновесы и, включив, проверьте положение стрелки.

7. Снимая разновесы с весов, помещайте их стазу на место в футляре.

8. Запишите вес (массу) пустого стаканчика.

9. На правую чашу весов добавьте разновесы, чтобы их суммарная масса стала равна суммарной массе стаканчика и требуемой навески соли.

10. . Взвесьте соль Na2SO4х10 Н2О, для этого положите примерное количество в стаканчик, включите весы, проверьте равновесие.

11. Каждый раз, отключая весы, убавляя или добавляя соль в стаканчик, добейтесь равновесия.

12. По окончании взвешивания весы отключите, и только после этого снимите с них стаканчик и разновесы. Чаши весов протрите.

13. Записать расчеты в журнал.

1. Пересыпать навеску соли в мерную колбу требуемой емкости через воронку.

2. В несколько приемов небольшими порциями дистиллированной воды ополоснуть стаканчик и смыть всю соль в колбу.

3. Постепенно добавляя 2/3 объема воды и перемешивая раствор легким круговым движением колбы, добиться полного растворения соли.

4. Последние порции воды прибавить по каплям из пипетки чтобы не перелить.

5. Довести объем воды в колбе до метки по нижнему мениску.

6. Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениямиЗакрыть колбу и перемешать раствор, несколько раз перевернув колбу вверх дном.

7. Записать в журнал методику приготовления раствора.

Определение плотности раствора ареометром

1. Приготовленный раствор перелить в цилиндр.

2. Осторожно погрузить ареометр в цилиндр так,

чтобы он не касался стенок цилиндра. Уровень жидкости должен приходиться на шкалу ареометра (см. рис. 1). Рис. 1

3. Если ареометр плавает на поверхности, надо выбрать другой, с большими значениями плотности.

4. Если ареометр полностью погрузился в жидкость, надо выбрать другой с меньшими значениями плотности.

5. Записать показания ареометра с точностью до третьего знака после запятой.

6. Ареометр осторожно вынуть, ополоснуть водой, вытереть и убрать в коробку с набором ареометров. Раствор сдать лаборанту.

7. Вычислить и сравнить значения массовой доли раствора по плотности по ареометру и по данным Таблицы 2 по формуле

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями.

Плотность растворов сульфата натрия при 20 о С

Содержание Na2SO4Плотность, г/мл
%г/л
10,071,0073
20,331,0164
41,391,0348
63,211,0535
85,791,0724
109,21,0915
133,31,1109
158,31,1306
184,11,1506
210,81,1709
238,31,1915
266,71,2124
296,11,2336

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Видео:СЕРНАЯ КИСЛОТА разбавленная и концентрированная - в чем отличия? | Химия ОГЭСкачать

СЕРНАЯ КИСЛОТА разбавленная и концентрированная - в чем отличия? | Химия ОГЭ

Карбоновые кислоты:
общие свойства

Цели. Образовательные: рассмотреть общие свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами минеральных кислот. Сравнить физические свойства спиртов и карбоновых кислот.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения – выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширять научную лексику в результате введения в активный словарь новых терминов, продолжать формирование умений оформлять результаты своей работы и делать обобщения на основании полученных результатов.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать строение функциональной группы карбоновых кислот; общие физические свойства карбоновых кислот.

Уметь объяснять взаимное влияние атомов в функциональной группе, образование водородной связи между молекулами карбоновых кислот; кислотные свойства карбоновых кислот.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки; растворы соляной и уксусной кислот, раствор сульфата меди(II), порошок оксида магния, лакмус, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия.

Таблицы и дидактические материалы к уроку: «Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот», «Водородная связь между молекулами спиртов и карбоновых кислот».

Литература: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2005.

Компакт-диск «Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни». (Серия «Электронные уроки и тесты».) М.: Новый диск, 2005.

Ум заключается не только в знаниях,
но и в умении применять знания на деле…
Аристотель

Урок начинается с игры «Черный ящик», в ходе которой формулируются тема, цели и задачи урока.

Учитель. Вам уже известны общие физические свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение функциональной группы, номенклатуру этих кислородосодержащих органических соединений. А хорошо ли вам знакомы отдельные представители этого класса соединений?

1. Задание «Черный ящик».

1-е в е щ е с т в о.

У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 °С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.

Уксусная кислота

О т в е т. Уксусная кислота (в ящике
находится бутылка с уксусом).

2-е в е щ е с т в о.

В черном ящике находится вещество, которым богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина его около 2 %, в лимоне – 6 %. Было впервые выделено в 1784 г. К.Шееле.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями
Плоды, богатые лимонной кислотой…

О т в е т. Лимонная кислота (в черный ящик можно поместить
апельсины, лимоны, пакетики с лимонной кислотой).

3-е в е щ е с т в о.

Впервые было получено алхимиком Агриколой, который наблюдал при прокаливании янтаря похожий на соль белый налет этого вещества; используется в медицине.

О т в е т. Янтарная кислота (таблетки янтарной кислоты
и табличка с формулой НООС–СН2–СН2–СООН).

Учитель. Янтарная кислота – настоящий подарок для нас. Это естественное вещество, которое присутствует в организме, вырабатывается им. При приеме внутрь не вызывает привыкания и особых побочных эффектов, укрепляет иммунитет, усиливает клеточное дыхание, способствует усвоению кислорода клетками.

2. Беседа по итогам мини-разминки.

• К какому классу кислородосодержащих органических соединений относятся эти вещества?

• Как называется функциональная группа, содержащаяся в этих соединениях?

• Какие свойства веществ помогли нам их быстро определить?

• Как вы думаете, какие свойства продемонстрированных органических соединений мы еще не рассматривали?

В ходе обсуждения ответов формулируются новые вопросы:

• Какая связь существует между свойствами карбоновых кислот и их строением?

• Сходны ли по свойствам органические кислоты и минеральные, и если сходны, в чем причина этого?

3. Работа в малых группах.

Затем определяются направления и способы дальнейшей работы, заранее оговариваются формы представления результатов, критерии их оценивания. Работа класса организуется в малых группах, каждая из которых выполняет собственное исследование.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями
Г р у п п а 1. «Исследование строения предельных карбоновых кислот, сравнение физических свойств предельных карбоновых кислот и предельных одноатомных спиртов».

На основе молекулярной формулы уксусной кислоты и общей формулы карбоновых кислот, учитывая положения теории строения органических соединений, группе необходимо рассмотреть электронное строение уксусной кислоты. Указать взаимное влияние атомов в функциональной группе карбоновых кислот; провести сравнение температур кипения и плавления спиртов и кислот (табл. 1).

Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов
и предельных одноосновных карбоновых кислот

СпиртыКарбоновые кислоты
Формула спиртаТемпература, °СФормула кислотыТемпература, °С
плавлениякипенияплавлениякипения
СН3ОН–9865Н–СООН8,3100,8
С2Н5ОН–11778СН3–СООН16,8118,1
С3Н7ОН–12797С2Н5–СООН–20,8141,1
С4Н9ОН–80118С3Н7–СООН–5163,5

Шаги решения исследовательской задачи: определение валентности всех химических элементов в молекулярной формуле уксусной кислоты; выделение функциональной группы; на основе положения химических элементов в таблице Д.И.Менделеева проведение анализа смещения электронной плотности в молекуле.

Задание для группы 1.

Прочитайте соответствующий раздел учебника. Рассмотрите представленную таблицу (см. табл. 1) и справочную информацию. Составьте структурную и электронную формулы уксусной кислоты, объясните смещение электронной плотности в молекуле органической кислоты, сравните физические свойства предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот. Составьте схему образования водородной связи между двумя молекулами уксусной кислоты.

Низшие члены гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот являются жидкостями. Муравьиная, уксусная и пропионовая кислоты обладают резким запахом, смешиваются с водой в любых соотношениях. Последующие кислоты, начиная с масляной, имеют неприятный запах и ограниченно растворяются в воде. Высшие кислоты – твердые вещества, нерастворимые в воде.

Результатом работы являются схемы: смещение электронной плотности в молекуле уксусной кислоты; образование водородных связей между молекулами.

Г р у п п а 2. «Исследование взаимодействия уксусной и соляной кислот с металлами и действие на индикатор».

Группе необходимо на основе знаний о химических свойствах минеральных кислот (на примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о возможности переноса этих свойств на уксусную кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент и сравнивают взаимодействие соляной и уксусной кислот с лакмусом и порошком магния, соблюдая правила техники безопасности. В ходе выполнения лабораторного опыта учащиеся должны подтвердить или опровергнуть предположение о сходстве общих химических свойств минеральных и органических кислот.

Задание для группы 2.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты

О п ы т 1. В две пробирки налейте по 1–2 мл раствора уксусной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и минеральными кислотами). В 1-ю пробирку внесите 1–2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора). Во 2-ю пробирку добавьте немного порошка магния.

О п ы т 2. В две пробирки налейте по 1–2 мл раствора соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами). В одну пробирку добавьте 1–2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора). В другую добавьте немного порошка магния.

Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.

Результатом работы являются наблюдения, оформленные в виде таблицы (табл. 2), записи уравнений реакций, вывод, а также названия полученных веществ.

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

2Н + + Mg = Mg 2+ + Н2

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

2Н + + Mg = Mg 2+ + Н2

Вещество№ опытаДействиеНаблюдениеУравнение реакции
Уксусная кислота1Взаимодействие с лакмусомЛакмус окрасился в красный цвет
Взаимодействие с магниемВыделение газа
Соляная кислота2Взаимодействие с лакмусомЛакмус окрасился в красный цвет
Взаимодействие с магниемВыделение газа

Вывод. Уксусная и соляная кислоты одинаково взаимодействуют с активным металлом магнием. Магний вытесняет водород из растворов кислот. Лакмус в обеих кислотах окрашивается в красный цвет.

Г р у п п а 3. «Исследование взаимодействия уксусной и соляной кислот с оксидами металлов и основаниями».

Группе необходимо на основе знаний о химических свойствах минеральных кислот (на примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о возможности переноса этих свойств на уксусную кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент и сравнивают взаимодействие соляной и уксусной кислот с раствором щелочи и оксидом магния.

Задание для группы 3.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты

О п ы т 1. В две пробирки налейте по 1–2 мл раствора уксусной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами). В 1-ю пробирку добавьте немного порошка оксида магния. Во 2-ю пробирку внесите 1–2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи (гидроксида натрия).

О п ы т 2. В две пробирки налейте 1–2 мл раствора соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами). В 1-ю пробирку добавьте немного порошка оксида магния. Во 2-ю пробирку внесите 1–2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи.

Отметьте, какие изменения произошли. Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций. Наблюдения оформите в виде таблицы (табл. 3).

Результатом работы являются уравнения химических реакций, названия полученных веществ и вывод.

Вывод. Уксусная и соляная кислоты одинаково реагируют с оксидами металлов и щелочами, образуя соответствующие соли и воду.

Г р у п п а 4. «Исследование взаимодействия уксусной и соляной кислот с солями и нерастворимыми основаниями».

Группе необходимо выдвинуть предположение о сходстве химических свойств минеральных и органических кислот. Учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент, в котором сравнивают взаимодействие этих кислот с карбонатом натрия и гидроксидом меди(II).

Задание для группы 4.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты

О п ы т 1. Налейте в 1-ю пробирку 2–3 мл раствора сульфата меди(II) и прибавьте 1–2 мл раствора гидроксида натрия (отметьте, что наблюдаете), затем налейте немного уксусной кислоты. Во 2-ю пробирку налейте 1–2 мл раствора уксусной кислоты, затем добавьте раствор карбоната натрия.

О п ы т 2. Налейте в 1-ю пробирку 2–3 мл раствора сульфата меди(II) и прибавьте 1–2 мл раствора гидроксида натрия (отметьте, что наблюдаете), затем налейте раствор соляной кислоты. Во 2-ю пробирку налейте 1–2 мл раствора соляной кислоты, затем добавьте раствор карбоната натрия.

Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций. Наблюдения оформите в виде таблицы (табл. 4).

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Вещество№ опытаДействиеНаблюдениеУравнения реакций
Уксусная кислота1Взаимодействие с нерастворимым основанием – гидроксидом меди(II)При смешивании растворов сульфата меди(II) и гидроксида натрия выпал осадок синего цвета, который растворяется при добавлении раствора уксусной кислоты
Взаимодействие с раствором карбоната натрияВыделение газаСравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями
Соляная кислота2Взаимодействие с нерастворимым основанием – гидроксидом меди(II)При смешивании растворов сульфата меди(II) и гидроксида натрия выпал осадок синего цвета, который растворяется при добавлении раствора соляной кислотыСравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями
Взаимодействие с раствором карбоната натрияВыделение газа

Результатом исследования являются записи уравнений химических реакций, названий полученных веществ и вывод.

Вывод. Уксусная и соляная кислоты проявляют общие химические свойства, реагируют с нерастворимыми основаниями и солями.

4. Представление и оценка результатов.

После завершения исследования группы представляют результаты своей работы, которые оцениваются по следующим критериям:

1) Умение школьников кратко обобщить и записать итог выполненной работы в виде химических формул, уравнений, выводов.

2) Умение учащихся конкретно, полно, развернуто и научно объяснить полученные результаты исследования.

3) Использование средств наглядности (моделей, таблиц, схем, эксперимента) для обоснования своих теоретических выводов.

4) Умение учащихся правильно говорить на «химическом языке».

5) Участие (активность) каждого ученика в работе группы.

6) Умение учащихся анализировать, сравнивать, логически мыслить и делать выводы.

5. Закрепление знаний.

В качестве закрепления знаний и обобщения полученных результатов учащимся предлагается ответить на вопросы мини-теста «Пятерочка» (если учащиеся отвечают правильно, то в таблице ответов (табл. 5) появляется цифра пять).

Сравните химические свойства соляной и уксусной кислот ответ подтвердите уравнениями

Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.

1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:

3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:

а) газообразное вещество;

б) имеет характерный запах;

в) хорошо растворяется в воде;

г) при комнатной температуре бесцветная жидкость;

д) плохо растворяется в воде.

4. Соли уксусной кислоты называются:

а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;

г) ацетаты; д) оксалаты.

5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:

Л и т е р а т у р а

Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2004; Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. М.: Образование, 2006; Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия. Новейший справочник. М.: Махаон, 2006.

🎬 Видео

ОСНОВАНИЯ В ХИМИИ — Химические свойства оснований. Реакции оснований с кислотами и солямиСкачать

ОСНОВАНИЯ В ХИМИИ — Химические свойства оснований. Реакции оснований с кислотами и солями

Соляная кислота. Свойства и особенности. То чего вы не знали.Скачать

Соляная кислота. Свойства и особенности. То чего вы не знали.

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и МеталламиСкачать

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и Металлами

Химические свойства соляной кислотыСкачать

Химические свойства соляной кислоты

Проклятая химическая реакция 😜 #shortsСкачать

Проклятая химическая реакция 😜 #shorts

Химические свойства КИСЛОТ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием кислотСкачать

Химические свойства КИСЛОТ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием кислот

8 класс химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей и ионные уравненияСкачать

8 класс химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей и ионные уравнения

Хлороводородная кислота. 9 класс.Скачать

Хлороводородная кислота. 9 класс.

Классификация и химические свойства кислот за 45 минут | Химия ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Классификация и химические свойства кислот за 45 минут | Химия ЕГЭ 10 класс | Умскул

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV

Химические свойства СОЛЕЙ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием солейСкачать

Химические свойства СОЛЕЙ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием солей

8 класс. Кислоты. Химические свойства разбавленных кислот.Скачать

8 класс. Кислоты. Химические свойства разбавленных кислот.

ОГЭ/ЕГЭ/Соли азотной кислоты/общие свойства с другими солями/Скачать

ОГЭ/ЕГЭ/Соли азотной кислоты/общие свойства с другими солями/

11.3. Карбоновые кислоты и их соли: Химические свойства. ЕГЭ по химииСкачать

11.3. Карбоновые кислоты и их соли: Химические свойства. ЕГЭ по химии

Химические свойства ОСНОВАНИЙ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием основанийСкачать

Химические свойства ОСНОВАНИЙ 8 класс | ПРИНЦИП составления ЛЮБОЙ реакции с участием оснований

Получение и химические свойства ОКСИДОВ 8 класс | ПРИНЦИП составления реакций с участием оксидовСкачать

Получение и химические свойства ОКСИДОВ 8 класс | ПРИНЦИП составления реакций с участием оксидов

47. Химические свойства кислотСкачать

47. Химические свойства кислот
Поделиться или сохранить к себе: