- Теория:
- Конспект урока в 10 классе «Функционально-графический метод решения показательных и логарифмических уравнений»
- Показательная функция. Функционально-графические методы решений уравнений, неравенств, систем
- «Показательная функция. Функционально-графические методы решений уравнений, неравенств, систем»
- 📺 Видео
Теория:
Точка пересечения единственная, так как y = 2 x — возрастающая функция, а y = 4 − 2 x — убывающая функция. Корнем уравнения 2 x = 4 − 2x является первая координата точки пересечения x = 1 .
Построим в одной системе координат графики функций y = 1 3 x и y = 3 .
Графики функций пересекаются в точке ((-1; 3)). Значит, уравнение 1 3 x = 3 имеет одно решение x = − 1 .
Итак, из уравнения 1 3 x = 1 3 − 1 мы получили x = − 1 .
Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать
Конспект урока в 10 классе «Функционально-графический метод решения показательных и логарифмических уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Учитель: Кондратьева Татьяна Юрьевна
Тема урока «Функционально — графический метод решения логарифмических и показательных уравнений»
повторить определение логарифма, свойства логарифмической и показательной функции, основные способы решения логарифмических и показательных уравнений;
расширить представления учащихся о функционально- графическом методе решения логарифмических и показательных уравнений;
акцентировать внимание учащихся на том, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;
формировать у учащихся умения сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических и показательных уравнений в школьном курсе алгебры и начал анализа в программе «Алгебра и начала анализа,10 класс» автора Никольского С.М.
После изучения темы «Показательная функция» учащиеся создавали кейсы своих знаний по данной теме, отражая, какими знаниями и умениями они уже овладеют. Это были видеоматериалы, презентации, учащиеся использовали программы bandicam , Jing , «Экранная камера» и др. Главным условием при создании «кейса» — его озвучивание. В данном уроке, повторяя свойства показательной функции и методы решения уравнений, были использованы некоторые фрагменты этих кейсов. Для хранения и передачи материалов используется яндекс.диск.
Так же во время урока применяется графический онлайн-калькулятор https://www.desmos.com/calculator .
I. Актуализация знаний учащихся.
На последних уроках вы изучали тему «Показательная функция». Что вы уже знаете по этой теме:
4 ) методы решения показательных уравнений и неравенств.
Давайте вспомним. (Предлагается посмотреть фрагмент кейса ученицы 10б класс и найти в ее рассуждениях ошибку).
Ошибка в условии возрастания показательной функции.
Почему так важно знать свойства показательной функции?
По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т.е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому – распространение в Австралии кроликов, которых там не было раньше. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием.
В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т.е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания
На доске заранее написаны методы решения показательных и логарифмических уравнений.
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
Показательная функция. Функционально-графические методы решений уравнений, неравенств, систем
Видео:Графический метод решения показательных уравнений и неравенств Алгебра 10 (база)Скачать
«Показательная функция. Функционально-графические методы решений уравнений, неравенств, систем»
window. google_render_ad(); Цель: рассмотреть задачи ЗНО с применением функционально — графических методов на примере показательной функции у = ах, а>0, а1
l повторить свойство монотонности и ограниченности показательной функции;
l повторить алгоритм построения графиков функции с помощью преобразований;
l находить множество значений и множество определений функции по виду формулы и с помощью графика;
l решать показательные уравнения, неравенства и системы с помощью графиков и свойств функции.
l работа с графиками функций, содержащими модуль;
l рассмотреть графики сложной функции и их область значений;
1. Вступительное слово учителя. Мотивация изучения данной темы
Слайд 1 Показательная функция. “Функционально — графические методы решения уравнений и неравенств”
Функционально — графический метод основан на использовании графических иллюстраций, применении свойств функции и позволяет решать многие задачи математики.
Слайд 2 Задачи на урок
Сегодня мы рассмотрим задачи ЗНО разных уровней сложности с применением функционально — графических методов на примере показательной функции у = ах, а>о, а1. С помощью графической программы выполним иллюстрации к задачам.
Слайд 3 Почему так важно знать свойства показательной функции?.
- По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т. е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому – распространение в Австралии кроликов, которых там не было раньше. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста; радиоактивный распад веществ – процессу органического затухания. Законам органического роста подчиняется рост вклада в Сберегательном банке, восстановление гемоглобина в крови у донора или раненого, потерявшего много крови. Приведите свои примеры Применение в реальной жизни (доза принятия лекарств).
Сообщение о дозе принятия лекарств:
— Каждому известно, что таблетки, рекомендуемые врачом для лечения, нужно принимать несколько раз в день, иначе они будут неэффективны. Необходимость повторного введения лекарства для поддержания постоянной его концентрации в крови вызвана происходящим в организме разрушением лекарства. На рисунке показано, как в большинстве случаев изменяется концентрация лекарственных препаратов в крови человека или животного после одноразового введения.Слайд4.
Уменьшение концентрации лекарства может быть аппроксимировано экспонентой, показатель которой содержит время. Очевидно, что скорость разрушения лекарства в организме должна быть пропорциональна интенсивности метаболических процессов.
Известен один трагический случай, который произошел из-за незнания этой зависимости. С научной точки зрения очень интересным для психиатров и нейрофизиологов является препарат ЛСД, вызывающий у нормальных людей своеобразные галлюцинации. Одни исследователи решили изучить реакцию слона на этот препарат. Для этого они взяли количество ЛСД, приводящее в ярость кошек, и умножили его на столько, во сколько раз масса слона больше массы кошки, считая, что доза вводимого препарата должна быть прямо пропорциональна массе животного. Введение такой дозы ЛСД слону привело через 5 минут к его гибели, из чего авторы заключили, что слоны обладают повышенной чувствительностью к этому препарату. Появившаяся позднее в печати рецензия на эту работу назвала ее «слоноподобной ошибкой» авторов эксперимента.
2. Актуализация знаний учащихся.
· Что значит изучить функцию? (сформулировать определение, описать свойства, построить график)
· Какая функция называется показательной? Приведите пример.
· Какие основные свойства показательной функции вы знаете?
· Область значения (ограниченность)
· монотонность( условие возрастания убывания)
· Слайд 5. Укажите множество значений функции( по готовому чертежу)
· Слайд 6.Назовите условие возрастания убывания функции и соотнесите формулу функции с ее графиком
· Слайд 7.По готовому чертежу опишите алгоритм построения графиков функции
3.Диагностическая самостоятельная работа ( с использованием ПК).
Класс делится на две группы. Основная часть класса выполняют тестовые задания. Сильные учащиеся выполняют более сложные задания.
· Самостоятельная работа в программе Power point( для основной части класса по типу тестовых заданий из ЗНО с закрытой формой ответа)
1. Какая из показательных функций возрастающая?
2. Найти область определения функции.
3. Найти область значений функции.
4. График функции получается из графика показательной функции параллельным переносом вдоль оси… на.. единиц …
5. По готовому чертежу определите область определения и область значения функции
6. Определите при каком значении а показательная функция проходит через точку.
7. На каком рисунке изображен график показательной функции с основанием больше единицы.
8. Соотнесите график функции с формулой.
9. Графическое решение какого неравенства приведено на рисунке.
10. решите графически неравенство( по готовому чертежу)
· Самостоятельная работа( для сильной части класса)
· Слайд 8. Запишите алгоритм построения графика функции, назовите ее область определения, область значения, промежутки возрастания, убывания.
· Слайд 9.Соотнесите формулу функции с ее графиком
)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Учащиеся проверяют свои ответы, не исправляя ошибки, самомтоятельные работы сдают учителю
· Слайд 10 .Ответы к тестовым заданиям
1) Г 2) Б 3) В 4) А
5) Г 6) В 7) Б 8) 1-Г 2-А 3-В 4- Б
9) А 10)(2;+)
· Слайд 11 ( проверка задания 8 )
На рисунке изображены графики показательных функций. Соотнесите график функции с формулой.
4. Изучение новой темы. Применение функционально-графического метода для решения уравнений, неравенств, систем, определения области значений сложной функции
Слайд 12. Функционально графический способ решения уравнений
Чтобы решить уравнение вида f(x)=g(x) функционально-графическим методом нужно:
Построить графики функций у=f(x) и y=g(x) в одной системе координат.
Определить координаты точки пересечения графиков данных функций.
ЗАДАНИЕ №1 РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
· Есть ли корень у уравнения и если есть, то положительный он или отрицательный
- ;
- ;
СЛАЙД 14
·
·
- Решить уравнение:
Это уравнение возможно решить графическим способом. Учащимся предлагается выполнить задание, а затем ответить на вопрос: “Обязательно ли для решения этого уравнения строить графики функций?”. Ответ: “Функция возрастает на всей области определения, а функция — убывает. Следовательно, графики таких функций имеют не более одной точки пересечения, а значит, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что ”.
Слайд 16..Решение: применяем функциональный метод решения уравнений:
т. к. данная система имеет единственное решение, то методом подбора находим х=1
ЗАДАНИЕ № 2 РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ
Графические методы дают возможность решать неравенства, содержащие разные функции. Для этого после построения графиков функций, стоящих в левой и правой части неравенства и определения абсциссы точки пересечения графиков, необходимо определить промежуток на котором все точки одного из графиков лежат выше( ниже0 точек второго.
а) сos x 1 + 3x
Ответ: ( ; )
Решить графически неравенство.
· Что можно сказать про графики функций и график функции у=12 — 1,5х?
(График показательной функции лежит выше функции, записанной в правой части уравнения).
>12 — 1,5х
ЗАДАНИЕ №3 Показательная функция содержит знак модуля в показателе степени.
Повторим определение модуля.
(запись на доске)
Сделать записи в тетради:
1).
2).
Графическая иллюстрация представлена на слайде. Объяснить, как построены графики.
Е(у)=[1;
·
Для решения этого уравнения нужно вспомнить свойство ограниченности показательной функции. Функция принимает значения >1, а – 1 1, поэтому равенство возможно только в том случае, если обе части уравнения одновременно равны 1. Значит, Решая эту систему, находим, что х = 0.
ЗАДАНИЕ 4.Нахождение области значений сложной функции.
Используя умение строить график квадратичной функции, определите последовательно координаты вершины параболы, найдите область значений.
, — вершина параболы.
Вопрос: определите характер монотонности функции.
Показательная функция у = 16t возрастает, так как 16>1 .
При наименьшем значении показателя функции
.
Е(у)=[2;.
График иллюстрирует наш вывод.
Вопрос: определите характер монотонности функции.
Показательная функция у = убывает, так как
📺 Видео
Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)Скачать
Показательная функция. 11 класс.Скачать
Решение показательного уравнения функционально-графическим методом. Подготовка к ЕГЭ по математикеСкачать
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать
11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать
Показательные уравнения. Видеоурок 11. Алгебра 10 классСкачать
📈 Показательные уравнения: графический метод в решении!Скачать
Сложные показательные уравнения: примеры и способы решенияСкачать
Как решать показательные неравенства | Часть 2Скачать
Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Методы решения показательных уравнений. Урок №25.Скачать
Профильный ЕГЭ 2022. Показательные уравнения. Задание 1Скачать
Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.Скачать
Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать
Графический способ решения уравнений и неравенств | Алгебра 10 классСкачать
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
10 класс. Алгебра. Системы показательных уравнений.Скачать