- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Социальные преобразования
- Маразм большевизма: «Декрет о национализации женщин»
- Политика партии большевиков по «женскому вопросу», 1917–1930 гг. Текст научной статьи по специальности « История и археология»
- Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.В. Воронина
- Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — М.В. Воронина
- Bolshevik party policy on the “woman question”, 1917–1930
- Текст научной работы на тему «Политика партии большевиков по «женскому вопросу», 1917–1930 гг.»
- 📺 Видео
Видео:Первые революционные преобразования большевиковСкачать
Ваш ответ
Видео:Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать
решение вопроса
Видео:Первые революционные преобразования большевиковСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,427
- гуманитарные 33,634
- юридические 17,906
- школьный раздел 608,218
- разное 16,858
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Нам сотни лет запрещали учиться. Вот как женщины в России добились права на высшее образованиеСкачать
Социальные преобразования
Демократические преобразования были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.
«Декларацией прав народов России». В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. — Польши, в декабре — Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. — Белоруссии. Самоопределение народов становилось реальностью. Национальные движения возглавлялись интеллигенцией, предпринимателями, духовенством, буржуазными и умеренными партиями, которые выдвигали ярких политических лидеров. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики. В мае 1918 г. националистическое правительство Северного Кавказа («Союз Объединенных горцев Кавказа»), возникшее до Октябрьских событий, заявило о независимости Северо-Кавказского государства и отделения его от России. В сентябре 1919 г. было создано независимое «Северо-Кавказское эмиратство» в Нагорной Чечне. Осенью 1918 г. из земель, входивших в состав Германии, Австро-Венгрии и России была восстановлена польская государственность.
После принятия Первой Советской Конституции РСФСР (принята 10 июля 1918 г.) народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.
В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.
Право на автономию было лишено казачество, формировавшееся в течении нескольких веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского, якутского и других народов России и проживавшее компактно. В данном случае центральная власть проявила опасение по отношению к казачеству как «социально-опасному элементу». Не учтены были и интересы русского населения. Так, еще в 1918 г. выдвигалось предложение о создании русской автономии за счет объединения вокруг Москвы 14 европейских губерний с преобладающим русским населением, но этот проект был отвергнут Народным комиссариатом по делам национальностей (Наркомнацем).
Однако в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению Советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам Прибалтики.
Брестский мир. 26 ноября 1917 г. большевики приняли «Декрет о мире», в котором в числе прочего содержался призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Тогда Советское государство не признало ни одно государство в мире. Лишь Германия находилась на грани поражения и откликнулась на Декрет о мире.
2 декабря с Германий было подписано перемирие. После этого в г. Брест-Литовске (ныне г. Брест) начались переговоры о мире. Советская делегация предложила заключить мир без аннексий и контрибуций. Но Германия стремилась воспользоваться слабостью и изолированностью Советского правительства. 1 января 1918 г. Германия предъявила России жесткий ультиматум: требуя передать ей огромную территорию — Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии — площадью в 150 тыс. кв. км. В связи с этим переговоры были прерваны.
В большевистском государстве ультиматум вызвал острые разногласия. Так, меньшинство членов ЦК вместе с В.И. Лениным настаивало на безоговорочном принятии немецких условий, т.к. на продолжение войны сил у большевиков не было. Но большинство членов ЦК считало, что подписывать мир на таких унизительных условиях нельзя, так как это отодвинуло бы мировую революцию на неопределенный срок. Нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий и его сторонники выступили за отказ от подписания мира на переговорах, предлагая сделать это лишь после того, как немецкие войска перейдут в наступление, и возникнет прямая угроза гибели Советской власти. Они предложили для Брест-Литовска следующую формулу: «Ни мира, ни войны». Н.И. Бухарин и его сторонники (получили название «левые коммунисты») считали, что Советское государство, заключив сепаратный мир с Германией, станет «пособником» германского империализма. Они требовали прекратить переговоры и объявить революционную войну международному империализму и спровоцировать революционный кризис в Европе.
Большевики решили затянуть мирные переговоры. Л.Д. Троцкий в феврале 1918 г. возглавил делегацию в Брест — Литовске. Он выступил со знаменитой формулой: «Мир не подписываем, войну не ведем, а армию распускаем». В ответ 18 февраля германские войска перешли в наступление по всему фронту.
Возникла прямая угроза Советскому государству. Большевики приняли условия германского ультиматума, но немцы ужесточили свои требования. Теперь они хотели отторгнуть от России территорию в 750 тыс. кв. км. С населением в 50 млн. чел.: всю Прибалтику, Белоруссию и часть Закавказья (Ардаган, Карс, Батум) в пользу Турции. Будущую судьбу отторгнутых от России территорий, по мирному договору, будет «определять» Германия. Россия должна была выплатить контрибуцию в 3 млрд. руб. (сумма могла быть увеличена Германией в одностороннем порядке), прекратить революционную пропаганду в центрально — европейских странах.
Никакой военной угрозы для Германии со стороны России на тот момент не существовало. Дело в том, что теоретическое обоснование необходимости уничтожения России Германией было подготовлено для руководства рейха еще в 1915 — 1916 гг. Программа германской экспансии на восток за счет России стала к тому времени неотъемлемой составной частью политического мышления германской элиты. Выдвигая «разбойничьи» условия мирного договора, германский рейх приступил к первой ступени по уничтожению независимого российского государства.
3 марта 1918 г. российская делегация без дискуссий подписала договор о прекращении состояния войны с кайзеровской Германией и ее союзников.
Спасти независимое Советское государство могла только полная победа стран Антанты над Германией.
Ноябрьская революция в Германии 1918 г. привела к крушению кайзеровской Германии. 11 ноября 1919 г. германские войска капитулировали на Западном фронте. Это позволило Москве в тот же день аннулировать Брестский мир и вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Литве, Латвии, Эстонии устанавливалась советская власть. Предпосылки сохранения российской государственности были восстановлены. («Разбойничий» характер Брестского мирного диктата во многом определил жесткость условий Версальского мирного договора, который большинство немцев восприняло как национальное унижение, хотя условия Версальского мирного договора были намного цивилизованнее, чем условия Брестского).
россия большевистский экономика советский социальный
Видео:Социально-экономические преобразования первой половины XVIII векаСкачать
Маразм большевизма: «Декрет о национализации женщин»
Категория: | История |
---|
| Опубликовал: Steinnun, посмотрело: 38 258, фото: 1
Мужья – вне очереди
Советские историки не любили вспоминать про декреты об отмене частной собственности на женщин, устные или печатные, появлявшиеся в Совдепии периода гражданской войны то в одной губернии, то другой. Эти вопиющие факты попросту замалчивались, в лучшем случае, циркулировали лишь малотиражной литературе, предназначенной для работников агитпропа. Примером может служить помещенную в сборник «Ленин и ВЧК» телеграмму лидера РКП(б) Симбирским губисполкому и губЧК с требованием разобраться с социализацией женщин в Курмышском уезде. Поводом послужила жалоба, каким-то чудом дошедшая до совнаркома, и сообщавшая о том, что председатель комбеда села Медяны Симбилеевской волости приступил к обобществлению женщин на основании декрета. Тон ленинской телеграммы был крайне агрессивен: «Если подтвердится, арестовать мерзавцев!». Стоит ли удивляться, что власти Симбирска «не нашли подтверждения» факту». Симбирск, где правили комиссары Варейкис, Гимов и обер-чекист Левин, и так уже проштрафился в деле с Курмышом, где всего несколько месяцев назад прогремело народное восстание против большевиков, потопленное в крови (ЧК расстреляла до 1000 жителей древнего города Курмыша и крестьян окрестных волостей). А тут явное неудовольствие главы РСФСР. Как бы то ни было, факт социализации юных дев в курмышской глубинке можно лишь допускать, документов в нашем распоряжении нет. То же и в отношении еще более громкого дела – «Декрета о национализации женщин», выпущенного в конце февраля 1918 года в поволжском губернском городе Саратове. То, что такой документ был расклеен на домах и заборах Саратова, никем не отрицалось и не отрицается. Споры о другом – кто автор декрета. Но все по порядку. В начале марта 1918 года «Известия Саратовского Совета» поместили заметку о разграблении группой бандитов местной чайной и убийстве ее владельца Михаила Уварова. Но спустя несколько дней орган совдепа неожиданно изобразил случившееся в ином свете. Мол, расправу над Уваровым учинили не бандиты, а революционный отряд «Свободной ассоциации анархистов г. Саратова». И убит был не просто хозяин трактира, а злостный контрреволюционер и бывший член «Союза русского народа». Убит, кроме прочего, и за то, что сочинил провокационный и порнографический декрет о социализации женщин.
Декрет появился на заборах и фасадах домов 28 февраля и вызвал волну возмущения саратовцев. Он предписывал, что «с 1 марта 1918 года право частного владения женщиной в возрасте от 17 до 32 лет отменяется». В трехдневный срок каждая молодая особа, подлежащая всенародному использованию, должна явиться в здание местной биржи на Верхнем Базаре, где размещался штаб анархистов. Пункт 9 декрета гласил, что граждане мужского пола имеют право пользоваться одной и той же женщиной не чаще трех раз в неделю по три часа. Для этого необходимо предъявить справку заводского комитета, профсоюза или совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, удостоверяющую, что пользователь принадлежит к рабочему классу. При этом прежние владельцы, то есть мужья, сохраняли право использования женщин вне очереди.
Отметим, что анархисты оставались в начале 1918 года одной из правящих партий – союзников большевиков; они входили в Советы, а значит, тоже были советской властью. О том, что их власть не была номинальной, говорит и то, что сия советская партия расклеивала собственные декреты и могла запросто расстрелять человека без суда и следствия, как это произошло, в частности, с саратовцев Михаилом Уваровым.
Анархия заметает следы
Для содержания национализированных женщин заводился особый фонд. В него полагалось отчислять 2 процента заработка рабочим и по 100 рублей в месяц лицам непролетарского происхождения. Перешедшие в общественную собственность женщины получали ежемесячные выплаты в размере 238 рублей. Родившихся от такого рода контактов детей предполагалось помещать в воспитательные учреждения.
Исполнение декрета было обязательным. Кто отказывался, объявлялись саботажниками и врагами народа. А пункт 8 напрямую указывал, что каждый гражданин, заметивший женщину, уклоняющуюся от декрета, обязан сообщить о ней властям. Буря протестов, прокатившаяся по Саратову и завершившаяся погромом клуба анархистов, видимо, побудила официальные инстанции отмежеваться от авторов чудовищного декрета. Этим, видимо, и объясняется перемена тона в советском официозе, газете «Известия Совета». Впрочем, чудовищным сей образец революционного нормотворчества представляется нормальному человеку, большевикам же, особенно в то время, идея претворения в жизнь марксистского постулата о несостоятельности буржуазной семьи и отмены частной собственности на что только можно, такими не казались.
За что убили Уварова?
Неуклюжа и совсем неубедительна попытка приписать авторство декрета некоему контрреволюционеру и «черносотенцу». Мог ли сочинить такой документ, передающий все нюансы тона и стиля большевистских декретов того времени, какой-то владелец чайной, скорее всего, малограмотный крестьянин? Маловероятно. Просто, когда ура-революционеры осознали, что явно поторопились и, возможно, переборщили с претворением в жизнь марксистской догмы об отмирании буржуазной семьи, они срочно стали искать козла отпущения. Им и стал Михаил Уваров, на которого, по причине его монархического, давно бросали мстительные и кровожадные взгляды самые рьяные борцы за «новый строй». Поспешность, с которой его расстреляли втихую, без суда и следствия, лучше всего указывает, кто и почему желал любой ценой избежать гласности и открытости в этом мутном деле. Истинным авторам декрета потребовалось срочно замести следы, и они это сделали с революционной решимостью. Как бы то ни было, саратовский почин лег на благодатную почву, вызвав многочисленные подражания. Декрет о национализации женщин был перепечатан многими газетами, в частности «Уфимская жизнь» и «Вятский край». В том же русле предполагаемый инцидент в упомянутой выше деревне Медяны Чимбилеевской волости Курмышского уезда (ныне Краснооктябрьский район Нижегородской области). В жалобе, достигшей Москвы, как уже сказано, сообщалось, что местный комитет бедноты приступил к исполнению декрета о социализации женщин. Дело было в феврале 1919 года, на пике военных успехов Белой армии А.В. Колчака, и, видимо, понимая пропагандистское значение факта, Ильич потребовал от Симбирского губисполкома (Курмыш до 1922 года входил в эту губернию, затем был передан в Нижегородскую) арестовать виновных и оповестить население.
Марксизм кубанского разлива
Но саратовский и курмышский факты, требующие дополнительной работы в архивах, в том числе ныне закрытых, не единичны. Вот, к примеру, еще документ – акт расследования о социализации девушек и женщин в городе Екатеринодаре. Следствие, проведенное Особой комиссией А.И. Деникина по расследованию злодеяний большевиков, установило, что весной 1918 года в Екатеринодаре представителями советской власти также был издан декрет о социализации представительниц прекрасного пола от 16 лет. Декрет напечатали «Известия» Совета, на нем красовалась печать штаба «революционных войск Северо-Кавказской республики». Мандаты на социализацию выдавались комиссаром по внутренним делам Бронштейном. Вот образец такого мандата: «Предъявителю сего товарищу Карасеву предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ Карасев. Подпись. Печать».
В пользу того, что идея национализации женщин по примеру национализации фабрик и заводов не «фальшивка», сфабрикованная врагами соввласти, и не единичный курьез из романтической фазы революции, говорит и другое. Это сегодня нам кажутся бредовыми и дикими отмена частной собственности на женщин, признание брака и семьи пережитками и формами эксплуатации. В разгар революционной смуты все было иначе. Не будем забывать, что большевики и их союзники, леворадикалы всех мастей, исповедовали марксизм. А в нем постулат о семье как буржуазном пережитке был важной составной частью. Многие видные коммунисты-ленинцы разрабатывали теорию свободной любви как образ жизни освобожденного пролетариата. И мало-помалу теория стала овладевать революционными массами.
Делай, как Коллонтай
Особенно преуспела в такой пропаганде Александра Коллонтай – нарком призрения в правительстве Ленина, а затем заведующая женотделом ЦК РКП(б). В описываемое время она произносила на съездах речи, писала статьи, выпускала брошюры, где яростно нападала на «легальный брак», называя его величайшей нелепостью, и проповедовала разные формы «игры-любви». «Дорогу крылатому Эросу!» – провозглашала неистовая анархо-коммунистка в молодежном журнале «Смена». В выступлениях перед распропагандированной матросской массой ее лозунги были еще откровенней. Коллонтай подражали словом и делом многие другие «валькирии революции» – Лариса Рейснер, перебывавшая в постели многих большевистских сановников от Радека до Раскольникова, Инесса Арманд – любовница Ленина и предшественница Коллонтай на посту главы женотдела ЦК РКП(б).
Стоит ли удивляться, что, преломляясь в сознании невежественных местечковых комиссаров, анархически настроенных матросов, главарей комбедов, вышедших из маргинальной среды, отпетых уголовников, валом валивших в «чрезвычайки», прочих представителей революционных масс, эти теории принимали самые грубые и ужасные формы. Эксцессы на этой почве, возможно, коробили иных умеренных марксистов из большевистских верхов, считавших, что построение «нового строя» – дело не одного десятилетия.
Но одно дело – теория и совсем другое – реальная жизнь. На фоне вакханалии насилия и произвола, развязанной большевиками после 1917 года, инициативы отдельных местных функционеров соввласти по отмене частной собственности на женщин (прежде всего из интеллигенции и буржуазных классов) выглядят невинными курьезами, теоретическими опытами марксистов уездного или волостного масштаба. Большинство большевиков решало для себя половой вопрос без идейных выкрутас, насилуя беззащитных женщин в «чрезвычайках» и кабинетах исполкомов. Множество таких фактов приводит С.П. Мельгунов в классическом труде «Красный террор в России». Огромное их число содержится в материалах расследования злодеяний большевиков комиссией А.И. Деникина. Сомневаться в подлинности этих свидетельств не приходится. Почитайте людоедские речи, директивы и телеграммы Ленина, Зиновьева, Свердлова, Троцкого, Лациса периода 1918-1919 гг. и у вас исчезнут последние сомнения. Таков был звериный лик большевистской революции.
Видео:Чем отличаются «правые» и «левые» | ПРОСТАЯ ПОЛИТИКАСкачать
Политика партии большевиков по «женскому вопросу», 1917–1930 гг. Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Видео:История России. Лекция 23. Екатерина Вторая. Просвещённый абсолютизм | History LabСкачать
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.В. Воронина
В статье исследуются содержание и направления политики партии большевиков по «женскому вопросу» на протяжении 1917–1930 гг. Основные проблемы исследования рассматриваются в рамках гендерной методологии, где гендер определяется как элемент социального конструирования. Прослеживается процесс трансформации понятия «женский вопрос» в предреволюционные и первые постреволюционные годы для определения основных проблем и способов их решений. Особое внимание уделяется трудовым и семейным аспектам жизни женщин, механизмам воспроизводства неравенства и институтам социального контроля, возникшим в обстановке радикальных трансформаций.
Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — М.В. Воронина
Видео:Левые идеологииСкачать
Bolshevik party policy on the “woman question”, 1917–1930
The article examines the content and direction of the Bolshevik Party’s policy of the “woman question” during the 1917–1930 period. The main problems of the research discussed in the framework of gender methodology, where gender is defined as an element of social construction. The process of formation of the concept of the “woman question” in the pre-revolutionary and early post-revolutionary years is traced to determine the fundamental problems and ways of solving this. Particular attention is paid to the labor and family aspects of women’s life, mechanisms of inequality and institutions of social control that arose in an environment of radical transformations.
Видео:Первая русская революция в России (33) | ИСТОРИЯ ЕГЭ | Бесплатная школа с Владиславом РомановымСкачать
Текст научной работы на тему «Политика партии большевиков по «женскому вопросу», 1917–1930 гг.»
УДК 396:329 ББК 66.74
Политика партии большевиков по «женскому вопросу», 1917-1930 гг.
В статье исследуются содержание и направления политики партии большевиков по «женскому вопросу» на протяжении 1917-1930 гг. Основные проблемы исследования рассматриваются в рамках тендерной методологии, где гендер определяется как элемент социального конструирования. Прослеживается процесс трансформации понятия «женский вопрос» в предреволюционные и первые постреволюционные годы для определения основных проблем и способов их решений. Особое внимание уделяется трудовым и семейным аспектам жизни женщин, механизмам воспроизводства неравенства и институтам социального контроля, возникшим в обстановке радикальных трансформаций.
Ключевые слова: «женский вопрос», А.М. Коллонтай, Женотдел, гендер, охрана труда, материнство, промышленность
История положения женщин в обществе, расширения их прав и возможностей — востребованная тема не только в зарубежной, но и в российской историографии. Один из ключевых аспектов ее изучения — «женский вопрос» в теоретическом осмыслении и политической практике партии большевиков, пришедших к власти в СССР в 1917 г. и сумевших воплотить в жизнь многие заявленные принципы вовлечения женщин в общий социально-политический контекст.
Историки были внимательны к биографиям активисток -А.М. Коллонтай, И.Ф. Арманд, А.И. Балабановой. Особо выделяется в этом ключе работа Р. Стайтса «Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 гг.»1. Исследователи, рассматривавшие историю «женского вопроса» в Советской России 1920-х гг., изучали движение женщин и в рамках гендерологии — как многоаспектное явление, которое ставило своей целью формирование новой идентичности в обществе. Тема разворачивалась в ракурсе изучения формирования «нового человека»
© Воронина М.В., 2020
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм: 1860-1930. М.: РОССПЭН, 2004.
при меняющихся структурах социума в сочетании с активном позицией государства. Целая когорта российских исследовательниц (Н.Л. Пушкарева2, О.В. Шнырова3, И.И. Юкина4′ 5) рассматривали тендерную историю как синтез гендерной методологии и феминистической идеологии. Гендер в этом отношении логично понимался как идея социального конструирования. Особое внимание уделялось трудовым и семейным аспектам жизни женщин, механизмам воспроизводства неравенства и институтам социального контроля, агитационным кампаниям.
После прихода к власти большевиков такие женщины, как А.М. Коллонтай, И.Ф. Арманд, А.И. Балабанова и многие другие, действительно смогли занять посты министров, послов, секретарей и играли не последнюю роль в советском обществе. Однако это были отдельные личности, исключения, поэтому закономерно возникает вопрос — что было с обычными советскими гражданками, как менялась их жизнь?
В дореволюционные годы сформировалось понимание необходимости решения «женского вопроса». Самостоятельное женское движение ставило целью достижение культурного и политического равноправия, возможного лишь при всеобщем избирательном праве и демократизации системы. Социал-демократы в свою очередь не признавали обособленного «женского вопроса», считая, что он разрешится естественным путем после уничтожения капитализма. Тем не менее активистки обоих лагерей были согласны с тем, что положение женщин должно измениться.
После Февральской революции представительницы независимого женского движения, проведя масштабную демонстрацию в Петрограде 19 марта 1917 г., добились принятия резолюции об избирательном праве без различия пола, вероисповедания и национальности. Последовавшее за этим принятие избирательного закона от 20 июня 1917 г. дало женщинам право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в Учредительное собрание. После прихода к власти партии большевиков вопрос о равноправии полов юридически был закреплен в статье 4 Конституции РСФСР 1918 г. (об активном и пассивном избирательном праве для «лиц обоего пола»). В принятой на VIII съезде РКП(б) (март 1919 года) программе партии было закреплено равноправие всех граждан независимо от пола, религии и национальности6.
Однако это были формальные, юридические изменения, которые нуждались в реализации на практике.
Решение «женского вопроса» партией большевиков зависело от проводимой политики внедрения «нового быта». Женщина рассматривалась как наиболее угнетаемый человек при царском строе в патриархальной семье, но в то же время именно на ней держалась существующая семейно-бытовая система, патриархальные традиции. Поэтому предполагалась трансформация именно привычной женской сферы жизни, женских поведенческих моделей и повседневных практик. Реформация, проводимая государством «сверху», отразилась в различных сферах семейных отношений.
Например: Пушкарева Н.Л. «Женский вопрос» в теории марксизма (почему брак марксизма с феминизмом оказался несчастливым?) // Женщина в российском обществе. 2002. № 1. С. 2-13. Например: Шнырова О.В. Женщина как ресурс революции: гендерные аспекты мобилизационной политики большевиков в период революции и Гражданской войны // Россия в зеркале военной истории: Мат-лы II Международной научно-практической конференции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 2015. С. 198-201.
Юкина И.И. На пути к марксистскому феминизму: деятельность Александры Коллонтай // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 2. С. 81-91; Она же. «Новая история женщин» России // Библиография по истории женского движения и феминизма. СПб.: Алетейя, 2003. Вступительная статья [Электронный ресурс]. URL: http://netess. ru/3knigi/921749-1-irin a-yukina-sankt-peterburg-novaya-istoriya-zhenschin-rossii-vstupitelnaya-statya-bibliografii-istorii-zhenskogo-dvizheniya-f.php (дата обращение 15.09.2020). КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3-15. Т. 2. М., 1983. С. 67-165. Юкина И.И. Указ. соч.; Трофимова Е.И. «Женский вопрос» в прозе и публицистике Александры Коллонтай // Россия XXI. 2009. № 1. С. 154-167; Ку-парашвили М.Д., Новосёлов А.В. Социальные аспекты советского коммунизма (А.М. Коллонтай) // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23. № 3. С. 142-147; и др.
Наиболее активно программами по эмансипации женщин занималась А.М. Коллонтай, которая была назначена на должность народного комиссара государственного призрения7. Ее дореволюционная идея о создании отдельной женской организации реализовалась в 1919 г. с созданием Женского отдела при Центральном комитете (далее — Женотдел)8. Женотдел смог определить не только функции женщин в армии (медицинская деятельность, пропаганда и даже шпионаж), но и организовал сам механизм набора женщин в армию на нестроевую службу и военно-революционные комитеты. Во время Гражданской войны большевики нуждались во всевозможной поддержке, а организованная Женотделами агитационная деятельность помогала привлекать женщин к решению проблем голода и эпидемий, вызванных антисанитарией.
Основная деятельность Женотдела была направлена на встраивание женщин в создаваемую систему, их привлечение к партийной деятельности; он обеспечивал распределение продуктов питания, охрану женского труда и материнства, надзор за жилищным строительством, здравоохранением, образованием, расширение профессиональных сфер женского труда. Советское руководство создавало сеть заведений, которая обеспечила бы раскрепощение женщин: ясли, детские площадки, школы, детские дома, общественные столовые, прачечные.
С приходом к власти партии большевиков начинают приниматься законы, которые регулировали женский труд и вводили охрану материнства. Трудовым законодательством 1918 г. был введен восьмичасовой рабочий день, запрещалось привлечение женщин к сверхурочным и ночным работам и вредным для женского здоровья производствам, а также, что наиболее важно, закреплялась равная заработная плата за одинаковый труд мужчин и женщин.
Законодательство по охране материнства разрабатывалось на основе дореволюционной программы А.М. Коллонтай. Закон об охране материнства, принятый после Женского конгресса 1918 г., вводил дородовое и послеродовое консультирование и медицинское обслуживание, оплачиваемый восьминедельный декретный отпуск, а с выходом женщин на производство обеспечивал перерывы на кормление в оборудованных местах. Для контроля за реализацией закона на практике была создана Комиссия по охране материнства и детства при Комиссариате здравоохранения. Большевистское законодательство по охране женского труда стало одним из самых прогрессивных в мире9.
Тем не менее в начале 1920-х гг. на местах отсутствовала какая-либо поддержка работы по обеспечению охраны материнства и младенчества властными структурами, единственным органом, в который могли обращаться за поддержкой женщины, был вызывающий насмешки и терпевший критику Женотдел.
Также на практике применение закона столкнулось со сложностями, оправдываемыми чрезвычайным положением, военным временем. Уже в начале 1919 г. в промышленности замечается дефицит трудовой силы из-за мобилизаций мужчин в армию или продовольственные отряды. Власть агитировала женщин идти на
Подробнее см.: Старуш М.И. К истории «женского вопроса» в СССР в первые постреволюционные годы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5 (43). С. 59-64; Козлова Н.Н. Гендерная модернизация советской политической системы: институциональный аспект // Женщина в российском обществе. 2011. № 4 (61). С. 38-42. Федоров А.Н. Охрана материнства и детства в Советской России в условиях революции и гражданской войны (1917-1920 гг.) // Via in tempore. История. Политология. 2009. Вып. 11. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ohrana-materinstva-i-detstva-v-sovetskoy-rossii-v-usloviyah-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-1917-1920-gg (дата обращения 15.09.2020).
производство для решения возникшей экономической проблемы. Нередко женщинам приходилось безвозмездно участвовать в тяжелых работах. Например, московские работницы «провели ряд субботников на пристани по разгрузке продовольствия, на Николаевской ж. д. по выгрузке картофеля и по очистке путей от сне-га»10. Помимо этого, женщины привлекались для выкапывания окопов ввиду приближения фронтовой линии.
Спад промышленного производства стал грозить экономическим крахом, что заставило партию большевиков зимой-весной 1920 г. принять два декрета «О порядке всеобщей трудовой повинности» и «О трудовом дезертирстве и органах борьбы с ним», а также учредить Главный комитет по всеобщей трудовой повинности, под председательством Ф.Э. Дзержинского. Так, право на труд юридически оказалось преобразовано в обязательность труда. С введением непопулярных мер всеобщей трудовой повинности агитационному направлению Женотдела пришлось оправдывать проводимую политику. Трудовая повинность трактовалась как необходимая мера для экономической независимости женщин от мужей.
Однако в начале 1920-х гг., когда мужчины возвращаются с войны, набирает остроту гендерный конфликт на производстве: ранее работодатели использовали низкоквалифицированный и дешевый женский труд, но с возвращением жизни в мирное русло надобность в этом отпала. Советское руководство призывало к повышению квалификации женщин, но на практике на местах это часто игнорировалось: считалось, что обучение женщин невыгодно, так как они могут в любой момент уйти с работы из-за замужества или рождения детей. Декретный отпуск и охранное законодательство материнства, запрет на ночной или вредный для женщин труд — все это делало работниц «невыгодными» для работодателей, которые не хотели идти на нарушение законодательства. Отношение к женщинам на производстве стало меняться лишь с принятием курса на индустриализацию, так как власть снова нуждалась в большом количестве рабочей силы. Однако деятельность женщин оказалась сосредоточена в традиционно женских отраслях промышленности. Стоит заметить, что женщины активно привлекались и к работе в организациях, занимающихся просвещением и здравоохранением, получая там начальное образование и необходимые навыки.
После Гражданской войны деятельность Женотдела постепенно сводится лишь к агитационной деятельности по привлечению женщин в партию. Женотдел как организация, защищающая женские права и отстаивающая их интересы, становится все более формальной. Критическое отношение к «бабкомам» и «центробабам», существовавшее на местах, к 1926 г. распространяется дальше -в журналах и газетах того времени нередко поднимаются вопросы о необходимости отдельной женской организации и противопоставлении такой организации существующей идеологии. Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)» женотделы были ликвидированы. Вышедшая в р^ботищ // Беднота. 1920. это время статья Л.М. Кагановича декларировала, что «Женотдел № 535.
закончил круг своего развития», так как поставленные перед ним задачи были осуществлены.
Партия большевиков в 1920-е гг. посредством различных учреждений осуществила доступ женщин к образованию, к широкому, но не полному списку профессий, а также организовала социальную поддержку (льготы, пособия) для матерей. Принимались попытки создания организаций, которые сняли бы с женщин их домашние обязанности, но это не было повсеместным явлением. Создание общественных заведений помогло бы сократить не только энергию для производства, но и сохранить силы и время женщин для работы и собственных интересов. Считалось, что «при таких условиях можно будет провести новые формы распределения и правильное питание»11, однако этого достичь не удалось: на практике распределение было строго иерархичным, а качество продуктов было низкого уровня12. Власть подтверждала, что преобразования идут медленно: «В быту рабочих сохранилось многое от этого старого быта: муж если не бьет жену, то командует ею как своей слугой. Родители частенько относятся к детям не как к равным, не как к товарищам, а как к неразумным существам, которых можно учить ремнем, драть за уши, кормить подзатыльниками»13.
Таким образом, хотя сформировавшийся миф о равноправии полов был успешно закреплен в советской системе, реализация его положений на практике оказалась затруднена. Женщины практически не были задействованы в высших правительственных органах, развивающихся отраслях промышленности. Получив доступ к труду, за женщинами остались обязанности матери и работницы по дому. Это расхождение между декларируемым и реальным положением дел важно для определения основных проблем и способов их решений при анализе гендерных взаимодействий в 1920-е гг. Особое внимание при этом должно быть уделено трудовым и семейным аспектам жизни женщин, механизмам воспроизводства неравенства и институтам социального контроля, возникшим в обстановке радикальных трансформаций.
11 Арманд И.Ф. Освобождение от домашнего рабства // И.Ф. Арманд. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. С. 65.
12 См.: Лебина Н.В. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
13 Смидович С.Н. Работница и новый быт. М.: Библиотечка работницы и крестьянки, 1927. С. 14.
📺 Видео
ИОП Видеолекция 11 Советское государство и право в годы октябрьской революции и гражданской войныСкачать
Почему вы любите 2D-героев больше живых людей?Скачать
Социально-экономическое развитие России в 1860 - 1870-е гг. Видеоурок по истории России 8 классСкачать
Разбор «Онегина». Крепостное право, Кант и Ловелас/ Дмитрий Пучков и Егор ЯковлевСкачать
Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества. ВидеоурокСкачать
Как доказать, что в России демократия #егэобществознаниеСкачать
Права женщин в русском обществеСкачать
1. Наследие Екатерины: Внутреннее устройство России | История России. XIX век | А.Б.ЗубовСкачать
Семь законов общественных трансформаций и главная задача социальной инженерииСкачать
Ирина Юкина. Кто придумал права женщин в России: история женского вопросаСкачать