Расплав:
AlCl3 -> Al+ + 3Cl-
K(-) Al+ + 1e=Al0
A(+) 2Cl- — 2e=Cl2 0
2AlCl3—электролиз—>2 Al+3Cl2
раствор:
AlCl3->Al+ + 3Cl-
K(-) 2H2O+2e= 2H2+ 2OH-
A(+) 2Cl- — 2e = Cl2 0
6H2O+2AlCl3—электролиз—> 3Cl2+3H2+ 2Al(OH)3
Если ответ по предмету Химия отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Видео:Электролиз. 10 класс.Скачать
Составление электронных уравнений процессов, происходящих на электродах при электролизе солей
Задание 271.
Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на угольных электродах при электролизе раствора AgNO3. Если электролиз проводить с серебряным анодом, то его масса уменьшается на 5,4 г. Определите расход электричества при этом. Ответ: 4830 Кл.
Решение:
Процессы, происходящие на угольных электродах при электролизе нитрата серебра:
Стандартный электродный потенциал системы Ag + + = Ag 0 (+0,80 В) значительно положительнее потенциала водородного электрода в кислой среде (0,00 В). В этом случае на катоде будет происходить электрохимическое восстановление меди Ag + :
Ag + + = Ag 0
На аноде будет происходить электрохимическое окисление воды, приводящее к выделению кислорода:
2Н2О — 2 = О2↑ + 4Н + ,
поскольку, отвечающий этой системе стандартный электродный потенциал (+1,23 В) значительно ниже, чем стандартный электродный потенциал, характеризующий систему из кислородной кислоты. Ионы NO3 — , движущиеся при этом к аноду, будут накапливаться в анодном пространстве.
Расход электричества, необходимый для проведения электролиза находим из уравнения Фарадея, имея в виду, что МЭ(Ag) = 107,868 г/моль, m(Ag) = 5,4 г; Q = I . t, получим:
m(B) = МЭ(B) . I . t/F
Q = I . t = m(B) . F/ МЭ(B). = 5,4 . 96500/107,868 = 4830 Кл;
Здесь m(B) – масса выделившегося вещества, г; МЭ(В) – масса эквивалента вещества, г/моль; I – сила тока, А; t – время, с; F – число Фарадея, 96500 Кл/моль.
Ответ: Q = 4830 Кл.
Задание 272.
Электролиз раствора СuSO4 проводили в течение 15 мин при силе тока 2,5 А. Выделилось 0,72 г меди. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах в случае медного и угольного анодов. Вычислите выход по току (отношение массы выделившегося вещества к теоретически возможной). Ответ: 97,3%.
Решение:
а) Электролиз медного купороса на угольных электродах:
Стандартный электродный потенциал системы Cu 2+ + 2 = Cu 0 (+0,34 В) значительно положительнее потенциала водородного электрода в кислой среде (0,00 В). В этом случае при электролизе соли на угольных электродах, на катоде будет происходить электрохимическое восстановление меди Cu 2+ :
Cu 2+ + 2 = Cu 0
На аноде будет происходить электрохимическое окисление воды, приводящее к выделению кислорода:
2Н2О — 4 = О2↑ + 4Н + ,
поскольку, отвечающий этой системе стандартный электродный потенциал (+1,23 В) значительно ниже, чем стандартный электродный потенциал (+2,01 В), характеризующий систему: 2SO4 2- — 2 = 2S2O8 2- . Ионы SO4 2- , движущиеся при этом к аноду, будут накапливаться в анодном пространстве.
б) Электролиз медного купороса в случае медного анода:
При электролизе медного купороса на медном аноде на катоде будет электрохимическое восстановление меди Cu 2+ . На аноде будет происходить электрохимическое окисление меди, приводящее к выделению в анодное пространство ионов Cu 2+ , поскольку отвечающий этой системе стандартный электродный потенциал (+0,34 В) значительно ниже, чем стандартный потенциал (+1,23 В), характеризующий систему:
2Н2О — 4 = О2↑ + 4Н +
т. е. в данном случае при электролизе будет происходить растворение медного анода и отложение меди на катоде. Электрохимические процессы при данном типе электролиза:
Катод: Cu 2+ + 2 = Cu 0 ;
Анод: Cu 0 — 2 = Cu 2+
в) Вычисление выхода меди по току.
Массу теоретического выхода меди вычислим из уравнения Фарадея, имея в виду, что 15 мин = 900 с и МЭ(Cu) = 31,77 г/моль, I = 2,5 A, получим:
m(Cu) = МЭ(В) . I . t/F = 31,77 . 2,5 . 900/96500 = 0,74 г.
Здесь m(B) – масса выделившегося вещества, г; МЭ(В) – масса эквивалента вещества, г/моль; I – сила тока, А; t – время, с; F – число Фарадея, 96500 Кл/моль.
Выход по току (отношение массы выделившегося вещества к теоретически возможной) равен:
m% = (0.72 . 100)/0,74 = 97,3%
Ответ: m% = 97,3%.
Задание 273.
Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на графитовых электродах при электролизе расплавов и водных растворов NaCl и КОН. Сколько литров (н.у.) газа выделится на аноде при электролизе гидроксида калия, если электролиз проводить в течение 30 мин при силе тока 0,5 А? Ответ: 0,052 л.
Решение:
а) При электролизе расплава соли NaCl происходит диссоциация: NaCl ⇔ Na + + Cl — . Ионы натрия движутся к катоду, где окисляются до металлического натрия:
Na + + = Na 0
Ионы хлора движутся к аноду, где восстанавливаются до газообразного хлора:
2Сl — — 2 = Cl2 0
Таким образом, при электролизе расплава NaCl на катоде выделяется металлический натрий, а на аноде – газообразный хлор.
При электролизе раствора соли хлорида натрия в электрохимических процессах кроме ионов натрия и хлора участвует и вода. Стандартный электродный потенциал системы Na + + = Na 0 (-2,71 В) значительно отрицательнее потенциала водородного электрода в нейтральной среде (-0,41 В). Поэтому на катоде будет происходить электрохимическое восстановление воды, сопровождающееся выделением водорода, а ионы Na+, приходящие к катоду, будут накапливаться в прилегающей к нему зоне (катодное пространство):
2Н2О + 2 = Н2↑ + 2ОН —
На аноде будет происходить электрохимическое окисление ионов Cl-, приводящее к выделению хлора:
2Сl — — 2 = Сl2 0
поскольку отвечающий этой системе стандартный электродный потенциал (+1,36 В) значительно ниже, чем стандартный потенциал (+1,23 В), характеризующий систему
2Н2О — 4 = О2↑ + 4Н +
б) КОН — сильный электролит, который диссоциирует по схеме:
При электролизе расплава КОН ионы калия движутся к катоду, где окисляются до свободного калия:
К + + = К 0
Гидроксид-ионы движутся к аноду, где восстанавливаются с образованием газообразного кислорода и воды:
4OH — — 4 = O2↑ + 2H2O
Таким образом, при электролизе расплава КОН продуктами электролиза являются металлический калий (у катода) и кислород и вода (у анода).
При электролизе раствора КОН в электрохимических процессах кроме ионов калия и гидроксид-ионов участвует и вода. Стандартный электродный потенциал системы К + + = К 0 (-2,92 В) значительно отрицательнее потенциала водородного электрода в нейтральной среде (-0,41 В). Поэтому на катоде будет происходить электрохимическое восстановление воды, сопровождающееся выделением водорода, а ионы К + , приходящие к катоду, будут накапливаться в прилегающей к нему зоне (катодное пространство), образуется гидроксид калия:
2Н2О + 2 = Н2↑ + 2ОН —
На аноде будет происходить электрохимическое окисление ионов ОН-, приводящее к выделению кислорода:
4ОН — — 4 = О2↑ + 2Н2О,
поскольку отвечающий этой системе стандартный электродный потенциал (+0,54 В) значительно ниже, чем стандартный электродный потенциал (+1,23 В), характеризующий систему 2Н2О — 4 = О2↑ + 4Н + .
Таким образом, продуктами электролиза раствора КОН являются газообразные водород и кислород, а в растворе – гидроксид калия КОН.
в) Объём выделившегося газа на аноде находим из уравнения Фарадея, которое представим в следующем виде:
V = VЭ . I . t/F
Здесь V – объём выделившегося газа, л; m(B) – масса выделившегося вещества, г; VЭ – эквивалентный объём газа, л/моль; I – сила тока равна 0,5 А; t – время равно 1800 с; F – число Фарадея, 96500 Кл/моль.
Поскольку при нормальных условиях эквивалентный объём кислорода равен 5,6 л/моль, получим:
V(О2) = (5,6 . 0,5 . 1800)/96500 = 0,652 л
Ответ: V(О 2 ) = 0,052 л.
Видео:Электролиз. Часть 2. Уравнения электролиза расплавов и растворов.Скачать
Урок по химии «Электролиз»
Разделы: Химия
Цель урока: сформировать у учащихся понятие процесса электролиза.
Задачи урока:
- Сформировать умение определять процессы, происходящие на электродах, составлять суммарное уравнение реакции электролиза.
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока.
- Углубить знание окислительно-восстановительных процессов, сформировать понимание практического значение электролиза в природе и жизни человека.
- Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.
- Закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами, дополнительной литературой, опорными схемами.
Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, сульфата меди (II), хлорида натрия, хлорида алюминия, прибор для определения электропроводимости растворов, толстостенные химические стаканы, опорные схемы урока, физическая карта России, плакаты “Электролиз водных растворов”, “Применение электролизов”.
Эпиграф: “Открытия в области электрохимии представляют собой одну из самых больших революций в химии и открывают эру новых открытий” (Джон Фредерик Даниэль, английский электрохимик).
Ход урока
1. Постановка проблемы.
Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с античной легенды:
“Некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию, правившему в начале I века н.э., чашу из металла, напоминающего серебро, но только более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы”. Согласно рассказу Плиния Старшего, этот металл, похожий на серебро, был получен из “глинистой земли ”.
Но история не знает безвозвратных потерь. В 1827 году немецкий ученый Фридрих Вёлер получает несколько граммов, а через несколько лет уже несколько килограммов нового легкого, прочного, блестящего металла. Но металл стоил также дорого, как серебро. Французы изготовили из него кирасы охранникам императора и игрушку наследнику Его Величества. В этом ларце находиться изделие из этого металла. Оно необходимо каждому из нас. Что же находиться в ларце? (Ответивший на вопрос ученик достает из ларца алюминиевую ложку.)
Кстати, в 1852 году это чайная ложечка весом 25 грамм стоила бы 30 долларов.
Послушаем сообщение о стоимости алюминия в 19 веке, о работах Фридриха Вёлера и Чарльза Холла.
Учащийся выступает с сообщением.
Найдем на географической карте России центры получения алюминия.
Учащиеся называют города Волгоград и Красноярск.
Почему же именно в этих городах расположены крупнейшие заводы по производству алюминия?
Учащиеся констатируют факт расположения заводов по производству алюминия вблизи крупных электростанций.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для получения алюминия необходимы значительные затраты электроэнергии, и в записи уравнения реакции получения алюминия по способу Чарльза Холла не хватает знака “” — знака электролиза.
Сегодня мы вторгаемся в область электрохимии и рассмотрим явление электролиза. Запишем тему урока.
2. Основная часть.
Вопрос: “Что же называется электролизом ?”.
“Электро” – электрический ток, “лизис” – разложение.
Делается вывод, что электролиз – это процесс, в результате которого происходит разложение вещества под действием постоянного электрического тока.
Разложить можно практически любое вещество, поместив его в электролизер. Но в каком виде? Обычно в жидком, т.е. в виде раствора.
На плакате изображено, что в раствор электролита опускаются электроды, соединенные с источником постоянного электрического тока. Отрицательно заряженный электрод называется катод и условно обозначается К (-). Положительно заряженный электрод называется анод и обозначается А (+). В межэлектродном пространстве находится диссоциирующий на ионы электролит. Катионы, заряженные положительно, перемещаются в сторону катода, а анионы, заряженные положительно, в сторону анода. На катоде будет происходить электрохимическое восстановление катионов или молекул воды, а на аноде электрохимическое окисление анионов или молекул воды.
Дается определение: электролиз – совокупность окислительно-восстановительных процессов, протекающих в электролитах при пропускании постоянного электрического тока.
Данный прибор имитирует работу электролизера. Он поможет нам выполнить тестовое задание, текс которого находиться у вас на столах :
При электролизе раствора какой соли можно одновременно получить 0,2 моль нерастворимого основания и 13,44 л газообразных продуктов (н.у.)? Напишите уравнения процессов, происходящих на электродах в ионной и молекулярной формах:
Определим соотношение количеств газообразных продуктов и нерастворимого основания, выполним предварительные расчеты:
v (осадка) = 0,2 моль
V (газов) = 13,44 л
v (газов): v (осадка) = ?
v (газов) =V(газов) : Vm = 13.44 : 22,4 = 0,6 моль
v (газов): v (осадка) = 0,6 : 0,2 = 6 : 2 = 3 : 1
Из текста задания ясно, что нам необходимо составить уравнения электролиза растворов, определить катодные и анодные процессы, выполнить необходимые расчеты. Кто первый хочет попробовать выполнить задание п. а)?
Напишем сначала процесс электролитической диссоциации, происходящий в данном растворе.
Катион меди (II) будет перемещаться в сторону катода.
Но поскольку в околокатодном пространстве будут находиться также молекулы воды, то мы запишем это таким образом:
Пользуясь опорным конспектом [приложение № 1], определите катион меди (II) или молекулы воды будут восстанавливаться на поверхности катода?
Катион Cu 2+ входит в 3 группу катионов и он будет восстанавливаться. Вода восстановлению в данном случае не подвергается:
К(-) Cu 2+ + 2 е Cu 0
H2O
Определим теперь процессы, происходящие на аноде.
Сульфат – анион будет перемещаться в сторону анода, в околоанодном пространстве будут так же находиться молекулы воды:
На аноде будет происходить электрохимическое окисление молекул воды, так как анион SO4 2 является анионом кислотного остатка оксокислоты и окислению не подвергается (1 группа анионов):
Определим соотношение коэффициентов так же, как в обычном электронном балансе:
Составим электронно-ионное уравнение, с учетом коэффициентов:
Полное электронно-ионное уравнение напишем с учетом ионов, не участвовавших в окислительно-восстановительном процессе:
Теперь мы легко напишем суммарное уравнение электролиза, не забыв поставить знак электролиза:
2CuSO4 + 2 H2O —> O2 + 2Cu + 2H2SO4
Получился ли в результате реакции осадок? Определите это с помощью таблице растворимости.
В результате реакции электролиза осадок не образовался.
Может быть выделился газ?
В околоанодном пространстве происходит выделение кислорода.
Проверим это опытным путем – проведем электролиз водного раствора сульфата меди (II). Что вы наблюдаете?
Поверхность одного из электродов покрывается пузырьками газа.
Перейдем к выполнению задания п. б).
NaCl —> Na + + Cl –
K (-) Na +
2H2O — 2 e —> 2OH – + H2 (2) (1)
A (+)2Cl – — 2 e —> Cl2 0 (2) (1)
H2O
2 NaCl + 2H2O —> 2NaOH + H2 + Cl2
Получились ли теперь осадок и газообразные вещества?
Осадка нет, но в околокатодном пространстве происходит выделение водорода, а в околоанодном пространстве – хлора.
Проверим это опытным путем – проведем электролиз водного раствора хлорида натрия. Что вы наблюдаете?
Поверхность обоих электродов покрывается пузырьками газа, в присутствии фенолфталеина раствор окрашивается в малиновый цвет.
Выполним задание п. в).
AlCl3 —> Al 3+ + 3Cl –
K (-) Al 3+
2AlCl3 + 6H2O —>3H2 0 +3Cl2 + 2Al(OH)3
С помощью таблицы растворимости определяем, что вещество Al(OH)3 не растворимо и выпадает в осадок. В околоанодном пространстве выделяется газообразный хлор, в околокатодном пространстве – водород.
Проверим это опытным путем – проведем электролиз водного раствора хлорида алюминия. Что вы наблюдаете?
Происходит помутнение раствора.
По уравнению реакции определяем соотношение количеств газообразных продуктов и осадка.
2AlCl3 + 6H2O —>3H2 0 +3Cl2 + 2Al(OH)3
6 моль газов 2 моль осадка
v (газов): v (осадка) = 6: 2 = 3 : 1
Это в точности совпадает с нашими расчетами. Значит правильный ответ в этом задании в)
3. Разрешение проблемы.
Мы выполнили с вами задание, но алюминий в результате электролиза не получили. В качестве сырья мы должны взять оксид алюминия, в воде не растворимый. Но электролит в электролизере должен быть жидким. Как быть?
Обратимся к тексту учебника §18. Какой процесс протекает при электролизе расплава глинозема в криолите?
Al2O3 — 2Al 3 + + 3O 2 –
K (-) Al 3+ + 3 e —> Al 0 (4)
A(+) 2O 2 – — 4 e —> O 0 2 (3)
4Al 3 + + 6O 2 — —> 4Al 0 + 3O2 0
2Al2O3 —> 4Al + 3O2
Мы рассмотрели с вами химические основы современного промышленного способа получения алюминия.
4. Практическое значение электролиза.
Но только ли для этого необходим электролиз? О практическом значении электролиза послушаем сообщение.
Ученик делает сообщение и выполняет демонстрационные опыты.
5. Подведение итогов, проверка результативности.
Проверим результативность нашей совместной работы, напишем графический диктант, текст которого вы видите на своих столах :
Графический диктант.
- Электролиз можно считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под воздействием электрического тока.
- Катод – отрицательно заряженный электрод;
- На катоде происходит процесс электрохимического окисления;
- Анион SO4 2 – будет окисляться на аноде в водном растворе;
- Анион Cl – будет окисляться на аноде в водном растворе;
- Катион Na + будет восстанавливаться на катоде в водном растворе;
- Катион Cu 2 + будет восстанавливаться на катоде в водном растворе;
- Алюминий получают электролизом расплава Al2O3 в криолите;
- При электролизе раствора NaCl можно получить щелочь NaOH и газы H2 и Cl2.
Ученики заполняют бланк химического диктанта:
Фамилия, имя_______________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ДА
НЕТ
Учащимся предлагается поменяться с соседом заполненными бланками, выставить друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка “3”, 7 – 8 правильных ответов – оценка “4”, 9 – правильных ответов – оценка “5”. На доске открывается шаблон с правильными ответами:
Прошу поднять руку тех учеников, которые справились с графическим диктантам на “хорошо” и “отлично”.
6. Домашнее задание.
§18, упражнение № 29, 31, 37(письменно).
Трое учеников получают карточки с дополнительным индивидуальным заданием:
Сколько килограмм алюминия можно получить при электролизе 1 тонны глинозема?
При электролизе раствора какой соли можно одновременно получить 2 моль нерастворимого гидроксида и 44,8 л газообразных продуктов (н.у.)? напишите уравнения процессов, происходящих на электродах в ионной и молекулярной формах:
ВолгГТУ, 2004 год.
В конце ХХ века появились новые данные о принципиальной возможности получения металлического алюминия в древности. Институт прикладной физики Китайского Академии наук сообщил о результатах исследования гробница полководца Чжоу-Чжу, похороненного в 297 году н.э.. спектральный анализ орнамента, украшающего саркофаг, показал, что он состоит из сплава: 85% алюминия, 10% меди, 5% магния. Анализ повторяли несколько раз. Результаты оказались те же. Как могли древние китайские мастера получить сплав алюминия?
📽️ Видео
Электролиз растворов. 1 часть. 10 класс.Скачать
Гальванические элементы. 1 часть. 10 класс.Скачать
Учимся составлять электронный баланс/овр/8классСкачать
ЭлектролизСкачать
Электролиз. Часть 1. Процесс электролиза, основные закономерности.Скачать
Как писать уравнения электролиза? | Химия ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать
Электролиз. Решение задач. 1 часть. 10 класс.Скачать
Строение атома. Как составить электронную и электронно-графическую формулы?Скачать
Часть 3-1. Электролиз расплава. Решаем примеры уравнений (подробно).Скачать
Электролиз. Решение задач. 2 часть. 10 класс.Скачать
ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Основные положения теории электролитической диссоциации | Химия 8 класс #41 | ИнфоурокСкачать
Электронное сродство (видео 10) | Периодическая таблица| ХимияСкачать
9 класс. Электролитическая диссоциация. Образование ионов.Скачать
Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
ХИМИЯ 8 класс: Электронная формула - как составлять? ВидеоурокСкачать
8 Класс. Распределение электронов в атоме | Электронные формулы - ПОЙМЁТ КАЖДЫЙСкачать
Теории кислот, оснований и растворов. Теория Аррениуса-Оствальда. 11 класс.Скачать