Составление уравнений реакции в молекулярной ионной формах практическая

Видео:Химия | Молекулярные и ионные уравненияСкачать

Химия | Молекулярные и ионные уравнения

Практическое занятие №4. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах

Составление уравнений реакции в молекулярной ионной формах практическая

Практическое занятие №4. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах

Цель: Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Вопросы и задания:

1. Какие вещества относятся к электролитам? Что называется электроли­тической диссоциацией? Что такое степень электролитической диссоциации?

2. Какой процесс называют гидролизом? От каких факторов зависит гидролиз солей? От чего зависит реакция среды при растворении различных
лей в воде?

3. Напишите уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной и ион
ной формах: NaNO3, Ca(CN)2, MgS, Cul2, Cr2(SO4)3. Какая среда (щелочная, кислая или нейтральная) будет в водных растворах этих солей?

4. Напишите все три ступени гидролиза для раствора СгС13 (в молекулярной и ионной формах).

5. Какие из солей подвергаются гидролизу: ВаС12, Pb(NO3)2, (NH4)2S,
К3РО4, Na2CO3, ZnBr2? В какой цвет будет окрашен лакмус?

6. При смешивании растворов Cr2(SO4)3 и K2S образуется зеленый осадок
Сг(ОН)3. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

7. Составьте уравнения реакций (в ионной и молекулярной формах), протекающих при смешивании растворов: A12(SO4)3 и Na2CO3, Fe(NO3)3 и K2S

8. Из перечня химических реакций (1—5) и со­ответствующих им уравнений (а—д) выберите те, которые характеризуют химические свойства хло­роводородной (соляной) кислоты:

взаимодействие с карбонатом кальция;

взаимодействие с цинком;

взаимодействие с нитратом серебра;

взаимодействие с хлоридом бария;

взаимодействие с гидроксидом кальция,
а) 2НС1 + Са(ОН)2 = 2Н2О + СаС12;

б) H2SO4 + ВаС12 = BaSO4 + 2HC1;

в) Zn + 2HC1 = ZnCl2 + H2;

г) НС1 + AgNO3 = HNO3 + AgCl;

д) CaCO3 + 2HC1 = СаС12 + CO2+ H2O.

9. Какие из перечисленных ниже производствен­ных процессов вызывает образование кислотных дождей:

а) электролиз воды;

б) сжигание топлива, содержащего примеси соеди­нений серы;

в) восстановление металлов из их оксидов коксом;

10. Как удалить капельки ртути, попавшей на пол из разбитого термометра?

Вы случайно разбили ртутный термометр. Как вы поступите?

а) Соберете и выбросите стеклянные осколки.

б) Засыпьте ртуть песком.

в) Соберете ртуть пипеткой и медной проволокой или медной пластинкой.

г) Засыпете ртуть серой.

11. В раствор серной кислоты поместили фиоле­товую лакмусовую бумажку. Цвет — индикаторной бумажки изменился. В раствор кислоты стали при­ливать по каплям раствор гидроксида натрия до тех пор, пока лакмусовая бумажка вновь стала фиолетовой. Как и почему изменился цвет лакмусовой бумажки в растворе серной кислоты? Какая реак­ция произошла между серной кислотой и гидрокси­дом натрия? Почему лакмусовая бумажка приобре­ла первоначальную фиолетовую окраску? Напиши­те полное и сокращенное ионные уравнения этой реакции.

12. Реакции нейтрализации соответствует со­кращенное ионное уравнение:

a) Cu2+ + 20H — = Cu(OH)2

г) 2Н++CO32- = Н2О+ C02

13. К раствору серной кислоты H2SO4 прилили раствор хлорида бария ВаС12, при этом появился бе­лый осадок. Напишите уравнение данной реакции, со­ставьте ее полное и сокращенное ионные уравнения.

14. Сокращенному ионному уравнению Са2+ + СО32- = СаСО3 соответствует химическая реакция, уравнение которой:

Видео:Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравненияСкачать

Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравнения

Практическая работа №3

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Опыт 1. Осуществление цепочки превращений.

Проведите химические реакции, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме
MgO ⟶ MgCl2 ⟶ Mg(OH)2 ⟶ MgSO4 ⟶ MgCO3.

Все опыты проводите в одной пробирке, добавляя по каплям следующий реагент до прекращения признаков протекания реакции.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Видео:Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Опыт 2. Получение соединений металлов и изучение их свойств.

Используя предложенные вам реактивы, получите хлорид железа (II). Докажите наличие иона Fe 2+ в полученном растворе.

Используя в качестве окислителя пероксид водорода, получите из хлорида железа (II) хлорид железа (III). Докажите наличие иона Fe 3+ в полученном растворе.

Переведите ион Fe 3+ в осадок в виде гидроксида железа (III).

Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах.

Видео:Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Опыт 3. Распознавание соединений металлов.

В четырёх пронумерованных пробирках без этикеток находятся кристаллические соли: сульфат магния, сульфат цинка, сульфат натрия, карбонат кальция. С помощью предложенных вам реактивов распознайте каждую соль. Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярной и ионной формах.

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Опыт 1. Осуществление цепочки превращений.

MgO + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2O
MgO + 2H + + 2Cl — ⟶ Mg 2+ + 2Cl — + H2O
MgO + 2H + ⟶ Mg 2+ + H2O

MgCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Mg(OH)2
Mg 2+ + 2Cl — + 2Na + + 2OH — ⟶ 2Na + + 2Cl — + Mg(OH)2
Mg 2+ + 2OH — ⟶ Mg(OH)2

Видео:Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

Опыт 2. Получение соединений металлов и изучение их свойств.

При добавлении щелочи к хлориду железа (II) образуется осадок темно-зеленого цвета:
FeCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Fe(OH)2
Fe 2+ + 2Cl — + 2Na + + 2OH — ⟶ 2Na + + 2Cl — + Fe(OH)2
Fe 2+ + 2OH — ⟶ Fe(OH)2

Получим из хлорида железа (II) хлорид железа (III), используя в качестве окислителя пероксид водорода:
2FeCl2 + 2HCl + H2O2 ⟶ 2FeCl3 + 2H2O
2Fe 3+ + 4Cl — + 2H + + 2Cl — + H2O2 ⟶ 2Fe 3+ + 6Cl — + 2H2O
2Fe 3+ + 2H + + H2O2 ⟶ 2Fe 3+ + 2H2O

При добавлении щелочи к хлориду железа (III) образуется осадок рыжего цвета:
FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3
Fe 3+ + 3Cl — + 3Na + + 3OH — ⟶ 3Na + + 3Cl — + Fe(OH)3
Fe 3+ + 3OH — ⟶ Fe(OH)3

Видео:Химия. Молекулярные и ионные уравненияСкачать

Химия. Молекулярные и ионные уравнения

Опыт 3. Распознавание соединений металлов.

1) Во все пробирки добавить воды.

2) Добавить раствор гидроксида натрия. В пробирках с сульфатом магния и сульфатом цинка образуются осадки:

При дальнейшем добавлении раствора гидроксида натрия, в пробирки с выпавшими осадками, в одной из пробирок произойдет растворение осадка:
Zn(OH)2 + 2NaOH ⟶ Na2[Zn(OH)4]
Zn(OH)2 + 2Na + + 2OH — ⟶ 2Na + + [Zn(OH)4] —
Zn(OH)2 + 2OH — ⟶ [Zn(OH)4] —

В пробирке, где произошло растворение осадка, находился сульфат цинка, а где не растворился осадок – находился сульфат магния.

3) В две пробирки с нераспознанным веществами добавим соляную кислоту, в пробирке с карбонатом кальция будет наблюдаться выделение газа:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + + 2Cl — ⟶ Ca 2+ + 2Cl — + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + ⟶ Ca 2+ + H2O + CO2

4) В оставшуюся пробирку (с сульфатом натрия) добавим хлорид бария, выпадет белый осадок:
Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4
2Na + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl — ⟶ 2Na + + 2Cl — + BaSO4
Ba 2+ + SO4 2- ⟶ BaSO4

Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Составление молекулярных и ионно-молекулярных уравнений реакций обмена между электролитами

Видео:Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических Реакций

Решение задач на составление молекулярных форм химических реакций

Задание 185.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) КНСО3 и Н2SO4; б) Zn(ОН)2 и NаОН; в) СаСI2 и АgNO3.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в реакции (а) образуется газообразное вещество СО2 и слабый электролит Н2О. В реакции (б) происходит растворение малорастворимого Zn(ОН)2 с образованием комплексного иона [Zn(OH)4] 2- , а в реакции (в) образуется осадок AgCl. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенства [ (а) К + ; (б) Na + ; (в) Сa 2+ , NO3 — ], получим ионно-молекулярные уравнения:

Задание 186.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) СuSO4 и Н2S; б) ВаСО3 и HNO3; в) FeCl3 и КОН.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате происходит образование осадка в реакциях (а) и (в) и выделяется газ, реакция (б). Исключив одинаковые ионы в обеих частях равенств [а) Н + , SO4 2- ; б) Ва 2+ , NO3 — ; в) К + , Cl — ],получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) Сu 2+ + S 2- = CuS ↓ ;
б) CO3 2- + 2H + = CO2 ↑ + H 2 O;
в) Fe 3+ + 3OH — = Fe(OH)3

Задание 187.
Составьте по три молекулярных уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
а) Сu 2+ + S 2- = Сu ↓ S;
б) SiO3 2- + 2Н + = Н2SiO3

Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярные уравнения указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 188.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Sn(ОН)2 и НСI; б) ВеSO4 и КОН; в) NH4Cl и Ва(ОН)2.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате происходит образование слабого электролита Н2О, реакция (а) – осадка Be(OH)2 в реакции (б) и выделяется газообразный аммиак NH3, реакция (б). Исключив одинаковые ионы в обеих частях равенств [а) Cl — ; б) K + , SO4 2- ; в) Ba 2+ , Cl — ],получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 189.
Какие из веществ КНСО3, СН3СООН, NiSO4, Na2S — взаимодействуют с раствором серной кислоты? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения этих реакций.
Решение:
Молекулярные формы:

Отметим, что взаимодействие уксусной кислоты и сульфата никеля (II) с серной кислотой не происходит, потому что при соединении их растворов связывание ионов с образованием осадка, газа или слабого электролита не происходит. Взаимодействие гидрокарбоната калия и сульфида натрия с серной кислотой возможно, потому что происходит связывание ионов с образованием газообразного вещества и слабого электролита. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) К + , г) Na + , SO4 2- ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 190.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) АgNO3 и К2CrO4; б) Рb(NO3)2 и KI; в) СdSO4 и Na2S.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате происходит образование осадка во всех трёх реакциях (Ag2CrO4, PbI2, CdS). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) K +, NO3 — ; б) K + , NO3 — ; в) Na + , SO4 2- ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 191.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
а) СаСО3 + 2Н + = Са 2+ + Н2О + СО2
б) А1(ОН)3 + ОН — = А1О2 — + 2Н2О
в) Рb 2+ + 2I — = РbI2
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов, а также учитывать растворение осадков в реакции (а) и (б) и образование газообразного соединения, осадка и слабых электролитов. Например:

Задание 192.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Ве(ОН)2 и NаОН; б) Сu(ОН)2 и HNO3; в) ZnOHNO3 и HNO3.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате происходит связывание ионов с образованием слабого электролита Н2О в реакции (в), в реакции (а) нерастворимое основание растворяется в растворе кислоты с образованием комплексного иона [Be(OH)4]2-. В реакции (б) нерастворимое основание растворяется в растворе кислоты с образованием слабого электролита Н2О. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Na + ; б) Cu 2+ , NO3 — ; в) NO 3 — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) Ве(ОН)2 + 2OH — = [Be(OH)4] 2- ;
б) 2OH — + 2H + = 2H2O;
в) ZnOH + + H + — = H2O = Zn 2+ + H2O.

🔍 Видео

Составление уравнений реакций. 1 часть. 9 класс.Скачать

Составление уравнений реакций. 1 часть. 9 класс.

9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.Скачать

9 класс. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.

8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать

8 класс. Составление уравнений химических реакций.

Реакции ионного обмена. Практическая работа № 1Скачать

Реакции ионного обмена. Практическая работа № 1

Алгоритм составления уравнения реакций ионного обменаСкачать

Алгоритм составления уравнения реакций ионного обмена

Ионные уравнения реакций. По сокращенному ионному уравнению составляем полное ионное и молекулярное.Скачать

Ионные уравнения реакций. По сокращенному ионному уравнению составляем полное ионное и молекулярное.

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?Скачать

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?

Реакция ионного обмена. Полное и сокращенное ионное уравнение. Практика. Видеоурок 39. Химия 9 классСкачать

Реакция ионного обмена. Полное и сокращенное ионное уравнение. Практика. Видеоурок 39. Химия 9 класс

Реакции ионного обменаСкачать

Реакции ионного обмена

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: