Задача 1. Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий, имеющихся в наличии в рассматриваемый момент времени t. Количество бактерий утроилось в течение 5 часов. Найти зависимость числа бактерий от времени.
Решение. Обозначим количество бактерий в момент времени t через x, тогда — скорость размножения бактерий.
По условию задачи — уравнение с разделяющимися переменными.
Потенцируем последнее выражение и получаем общее решение нашего дифференциального уравнения.
Найдем частное решение, соответствующее начальным условиям
При t=0, x=x0 -частное решение дифференциального уравнения.
Чтобы найти искомую зависимость, определим коэффициент пропорциональности k. По условию задачи известно, что через 5 часов .
Прологарифмируем последнее выражение
Окончательно получаем
Задача 2. При прохождении света через вещество происходит ослабление интенсивности светового потока, вследствие превращения световой энергии в другие виды энергии, т.е. происходит поглощение света веществом. Найти закон поглощения, если известно, что ослабление интенсивности пропорционально толщине слоя и интенсивности падающего излучения.
Решение. Исходя из условия задачи, можно сразу написать дифференциальное уравнение
,
где dI -ослабление интенсивности при прохождении слоя толщиной dx.
k -коэффициент пропорциональности.
Знак минус показывает, что интенсивность падает по мере прохождения слоя.
Проинтегрируем наше уравнение, предварительно разделив переменные
Исходя из того, что падающий на поверхность вещества свет имел интенсивность I=I0 , при x=0, найдем частное решение
Итак, мы получили закон поглощения света веществом ( закон Бугера), где
k -натуральный показатель поглощения.
Задача 3. Известно, что механические свойства биологических объектов изучаются с помощью вязкоупругих моделей (поршень — пружина). Одной из найболее распространенных является модель Кельвина — Фойхта, состоящая из параллельно соединенных пружины и поршня (см. рис.1).
Рис. 4. Модель Кельвина — Фойхта
Найти зависимость деформации от времени , если к модели приложена постоянная нагрузка.
Решение. Согласно условию задачи , и учитывая также, что при малых деформациях выполняется закон Гука, т.е.
, а механическое напряжение, возникающее в вязкой среде пропорционально скорости деформации, т.е.
, мы можем написать дифференциальное уравнение.
, или
Проинтегрируем полученное дифференциальное уравнение от начального момента времени и нулевой деформации до текущих значений t и , мы будем иметь сразу частное решение.
Потенцируя последнее выражение, получаем
Находим отсюда
Как видно из полученной формулы, в рамках модели Кельвина — Фойхта деформация при постоянной нагрузке возрастает с течением времени. Это соответствует реальным материалам. Такое свойство материала названо текучестью.
Видео:Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решатьСкачать
Урок-конференция «Применение дифференциальных уравнений для решения задач естествознания»
Разделы: Математика
Учебные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип занятия: обобщение и закрепление материала с элементами усвоения новых знаний.
Вид занятия: урок-конференция.
Межпредметные связи: физика, электротехника, биология, экономика.
Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, программы Mathcad и PowerPoint.
При подготовке к уроку-конференции студентам были определены темы выступлений и рекомендована литература. Выступающие должны были изучить материал и подготовить презентации.
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
Преподаватель сообщает студентам тему и цели урока.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Преподаватель повторяет, с использованием мультимедиа-презентации, такие понятия как: естествознание, математическая модель, дифференциальное уравнение и алгоритм решения простейшего дифференциального уравнения с разделяющимися переменными. .
Под руководством преподавателя студенты начинают заполнение таблицы, в которую они будут заносить наиболее важные сведения из предстоящих выступлений своих товарищей. .
Окончательный вид таблицы представлен в .
3. Ознакомление с новым материалом
- Распределение температуры внутри ограждающей поверхности .
- Охлаждение тел .
- Эффективность рекламы .
- Нагрев тел .
- Потеря заряда проводником .
- Радиоактивный распад .
- Рост денежных вкладов .
- Количество населения на определённую дату .
- Истощение ресурсов .
В конце каждого выступления студенты имеют возможность задать вопросы выступающему и заполняют таблицу. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных выводах и отмечает то, что различные по своей природе процессы описываются похожими дифференциальными уравнениями, что говорит об универсальности математического описания объектов реального мира.
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
По результатам конференции студенты заполняют таблицу .
5. Подведение итогов урока
Пономарёв К.К. Составление дифференциальных уравнений. Минск, Вышейшая школа, 1973.
Амелькин В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях. М.: Наука, 1987.
Видео:Задача на составление Дифференциального уравненияСкачать
Тема: Дифференциальные уравнения и их применения . в медицинской практике
Тема: Дифференциальные уравнения и их применения
в медицинской практике
1. Основные понятия и определения дифференциального уравнения
2. Методы решения дифференциальных уравнений.
3. Применение дифференциальных уравнений для решения задач.
1.Основные понятия и определения дифференциального уравнения
Говоря о дифференциальных уравнениях мы должны дать определение дифференциального уравнения.
Опр.: Уравнения, в которых неизвестными являются не только сами функции, но и их производные называются дифференциальными уравнениями
Опр.: Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция и её первая производная, то это уравнение называется дифференциальным уравнением I-го порядка.
Опр.: Порядком дифференциального уравнения называется порядок старшей производной неизвестной функции, входящей в это уравнение.
Опр.: Решением дифференциального уравнения называют любую функцию при подстановке, которой в это уравнение получается тождество. Простейшим уравнением первого порядка является уравнение: У’=f (x)
-Что будет являться решением этого уравнения?
У=∫f(х)dx=F(x)+C – это общее решение.
-Как же выглядит геометрически общее решение?
Геометрически общее решение представляет собой семейство интегральных кривых, т. е. совокупность линий, соответствующих различным значениям постоянной С.
Опр.: График решения дифференциального уравнения называют интегральной кривой этого уравнения.
Решение: y=5x+C –общее решение диф. уравнения
Зададим начальные условия : х0=0, у0=1 и подставим в общее решение соответственно вместо х и у.
Получаем у=5х+1-это частное решение дифференциального уравнения.
2.Методы решения дифференциальных уравнений
3.Применение дифференциальных уравнений для решения задач
Дифференциальные уравнения занимают важное место при решении задач физико-химического, фармацевтического и медико-биологического содержания. Пользуясь ими, мы устанавливаем связь между переменными величинами, характеризующими процесс или явление.
Решение любой задачи с помощью математического анализа можно разбить на три этапа:
1. перевод условий задачи на язык математики;
2. решение задачи;
3. оценка результатов.
Первая часть работы обычно заключается в составлении дифференциального уравнения и является наиболее трудной, так как общих методов составления дифференциальных уравнений нет и навыки в этой области могут быть приобретены лишь в результате конкретных примеров.
Закон растворения лекарственных форм вещества из таблеток
Скорость растворения лекарственных форм вещества из таблеток пропорциональна количеству лекарственных форм вещества в таблетке. Установить зависимость изменения количества лекарственных форм вещества в таблетке с течением времени.
Обозначим через m количество вещества в таблетке, оставшееся ко времени растворения t. Тогда
где k-постоянная скорости растворения. Минус в уравнении означает, что количество лекарственных форм вещества с течением времени убывает.
Закон размножения бактерий с течением времени
Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий в данный момент. Установить зависимость изменения количества бактерий от времени.
Обозначим количество бактерий, имеющихся в данный момент, через х. Тогда
где k – коэффициент пропорциональности.
Закон роста клеток с течением времени
Для палочковидных клеток, у которых отношение поверхности клетки к её объёму сохраняется постоянным, скорость роста клетки
dl/dt пропорциональна длине клетки l в данный момент:
где α, β – постоянные, характеризующие процессы синтеза и распада.
Закон разрушения клеток в звуковом поле
Кавитация ультразвуковых волн проявляется в виде разрывов суспензионной среды и образования мельчайших пузырьков и пустот, плотность которых незначительна по сравнению с плотностью воды. Простейшие (бактерии, водоросли, дрожжи, лейкоциты, эритроциты) могут быть разрушены при кавитации, возникающей в интенсивном звуковом поле. Относительные скорости разрушения биологических клеток различных видов остаются постоянными в очень широком диапазоне частот. Эти скорости могут характеризовать относительную хрупкость клеток различных видов. Чтобы выразить это количественно, нужно определить скорость разрушения клетки в постоянном звуковом поле. Изучение этого вопроса показывает, что, пока по крайней мере 1% популяции остаётся неразрушенным, можно записать:
где N – концентрация клеток; t –время; R — постоянная
В теории эпидемий при условии, что изучаемое заболевание носит длительный характер, процесс передачи инфекции значительно более быстрый, чем течение самой болезни, и зараженные особи не удаляются из колонии и передают при встречах инфекцию незараженным особям.
Пусть в начальный момент t=0, а – число зараженных, b – число незараженных особей, x(t), y(t) – соответственно число зараженных и незараженных особей к моменту времени t. В любой момент времени t для промежутка, меньшего времени жизни одного поколения, имеет место равенство
При этих условиях нужно установить закон изменения числа незаражённых особей с течением времени, т. е. найти y=f(x).
Так как инфекция передаётся при встречах зараженных особей с незараженными, то число незараженных особей будет убывать с течением времени пропорционально количеству встреч между зараженными и незараженными особями. Для промежутка времени dt dy=-βxy,
откуда dy/dt= — βxy, где β – коэффициент пропорциональности. Подставив в это уравнение значение х из равенства (1), получим дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными:
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Дайте понятие дифференциальному уравнению, его решению.
2. Назовите методы решения дифференциальных уравнений, охарактеризуйте каждый.
3. Приведете примеры обыкновенного дифференциального уравнения, уравнения с разделяющими переменными, линейного.
4. Приведите примеры дифференциального уравнения первого, второго, третьего порядка.
5. Каково практическое применение дифференциальных уравнений.
1., Демидова : Компьютерные технологии в медицине. – Ростов н/Д:Феникс, 2008. -588 с. Ил.-(Среднее профессиональное образование)
🔍 Видео
Решение физических задач с помощью дифференциальных уравненийСкачать
Задача на составление дифференциального уравненияСкачать
18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать
Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 1Скачать
Дифференциальные уравнения: задача 3Скачать
Разностные уравнения | Решение задачСкачать
Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям.Скачать
Решение физических задач с помощью дифференциальных уравнений. Часть 2Скачать
Дифференциальные уравнения. 11 класс.Скачать
Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
ФП1. Решение текстовых задач на составление дифференциальных уравненийСкачать
Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Математика это не ИсламСкачать
Научный проект "Использование дифференциальных уравнений для решения физических задач"Скачать
Решение физических задач при помощи диффуров | Дифференциальные уравненияСкачать