Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

ГЛАВА 3. Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения прикладных задач физики, биологии, медицины

Задача 1. Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий, имеющихся в наличии в рассматриваемый момент времени t. Количество бактерий утроилось в течение 5 часов. Найти зависимость числа бактерий от времени.

Решение. Обозначим количество бактерий в момент времени t через x, тогда Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии— скорость размножения бактерий.

По условию задачи Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии— уравнение с разделяющимися переменными.

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Потенцируем последнее выражение и получаем общее решение нашего дифференциального уравнения.

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Найдем частное решение, соответствующее начальным условиям

При t=0, x=x0 Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии-частное решение дифференциального уравнения.

Чтобы найти искомую зависимость, определим коэффициент пропорциональности k. По условию задачи известно, что через 5 часов Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии.

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Прологарифмируем последнее выражение

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Окончательно получаем Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Задача 2. При прохождении света через вещество происходит ослабление интенсивности светового потока, вследствие превращения световой энергии в другие виды энергии, т.е. происходит поглощение света веществом. Найти закон поглощения, если известно, что ослабление интенсивности пропорционально толщине слоя и интенсивности падающего излучения.

Решение. Исходя из условия задачи, можно сразу написать дифференциальное уравнение

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии,

где dI -ослабление интенсивности при прохождении слоя толщиной dx.

k -коэффициент пропорциональности.

Знак минус показывает, что интенсивность падает по мере прохождения слоя.

Проинтегрируем наше уравнение, предварительно разделив переменные

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Исходя из того, что падающий на поверхность вещества свет имел интенсивность I=I0 , при x=0, найдем частное решение

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Итак, мы получили закон поглощения света веществом ( закон Бугера), где
k -натуральный показатель поглощения.

Задача 3. Известно, что механические свойства биологических объектов изучаются с помощью вязкоупругих моделей (поршень — пружина). Одной из найболее распространенных является модель Кельвина — Фойхта, состоящая из параллельно соединенных пружины и поршня (см. рис.1).

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Рис. 4. Модель Кельвина — Фойхта

Найти зависимость деформации от времени Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, если к модели приложена постоянная нагрузка.

Решение. Согласно условию задачи Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, и учитывая также, что при малых деформациях выполняется закон Гука, т.е. Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, а механическое напряжение, возникающее в вязкой среде пропорционально скорости деформации, т.е. Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, мы можем написать дифференциальное уравнение.

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, или Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Проинтегрируем полученное дифференциальное уравнение от начального момента времени и нулевой деформации до текущих значений t и Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии, мы будем иметь сразу частное решение.

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологииСоставление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Потенцируя последнее выражение, получаем

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Находим отсюда Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

Как видно из полученной формулы, в рамках модели Кельвина — Фойхта деформация при постоянной нагрузке возрастает с течением времени. Это соответствует реальным материалам. Такое свойство материала названо текучестью.

Видео:Задача на составление Дифференциального уравненияСкачать

Задача на составление Дифференциального уравнения

Урок-конференция «Применение дифференциальных уравнений для решения задач естествознания»

Разделы: Математика

Учебные:

  • научиться составлять математические модели процессов с использованием дифференциальных уравнений;
  • повторить правила решения дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными;
  • отработать навыки по нахождению частных решений дифференциальных уравнений.
  • Развивающие:

  • развитие умений выделять главное, существенное, обобщать факты;
  • формирование логического мышления, внимания;
  • показать широту применения математических знаний;
  • развитие творческих и аналитических способностей в процессе самостоятельной поисковой деятельности;
  • показать возможности компьютерной программы PowerPoint.
  • Воспитательные:

  • воспитание уважения к товарищу;
  • воспитание культуры общения, работа над повышением грамотности устной речи
  • Тип занятия: обобщение и закрепление материала с элементами усвоения новых знаний.

    Вид занятия: урок-конференция.

    Межпредметные связи: физика, электротехника, биология, экономика.

    Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, программы Mathcad и PowerPoint.

    При подготовке к уроку-конференции студентам были определены темы выступлений и рекомендована литература. Выступающие должны были изучить материал и подготовить презентации.

    1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

    Преподаватель сообщает студентам тему и цели урока.

    2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

    Преподаватель повторяет, с использованием мультимедиа-презентации, такие понятия как: естествознание, математическая модель, дифференциальное уравнение и алгоритм решения простейшего дифференциального уравнения с разделяющимися переменными. .

    Под руководством преподавателя студенты начинают заполнение таблицы, в которую они будут заносить наиболее важные сведения из предстоящих выступлений своих товарищей. .

    Окончательный вид таблицы представлен в .

    3. Ознакомление с новым материалом

      Распределение температуры внутри ограждающей поверхности .
    • Охлаждение тел .
    • Эффективность рекламы .
    • Нагрев тел .
    • Потеря заряда проводником .
    • Радиоактивный распад .
    • Рост денежных вкладов .
    • Количество населения на определённую дату .
    • Истощение ресурсов .

    В конце каждого выступления студенты имеют возможность задать вопросы выступающему и заполняют таблицу. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных выводах и отмечает то, что различные по своей природе процессы описываются похожими дифференциальными уравнениями, что говорит об универсальности математического описания объектов реального мира.

    4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

    По результатам конференции студенты заполняют таблицу .

    5. Подведение итогов урока

    Пономарёв К.К. Составление дифференциальных уравнений. Минск, Вышейшая школа, 1973.

    Амелькин В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях. М.: Наука, 1987.

    Видео:Решение физических задач с помощью дифференциальных уравненийСкачать

    Решение  физических задач с помощью дифференциальных уравнений

    Тема: Дифференциальные уравнения и их применения . в медицинской практике

    Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

    Тема: Дифференциальные уравнения и их применения
    в медицинской практике

    1. Основные понятия и определения дифференциального уравнения

    2. Методы решения дифференциальных уравнений.

    3. Применение дифференциальных уравнений для решения задач.

    1.Основные понятия и определения дифференциального уравнения

    Говоря о дифференциальных уравнениях мы должны дать определение дифференциального уравнения.

    Опр.: Уравнения, в которых неизвестными являются не только сами функции, но и их производные называются дифференциальными уравнениями

    Опр.: Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция и её первая производная, то это уравнение называется дифференциальным уравнением I-го порядка.

    Опр.: Порядком дифференциального уравнения называется порядок старшей производной неизвестной функции, входящей в это уравнение.

    Опр.: Решением дифференциального уравнения называют любую функцию при подстановке, которой в это уравнение получается тождество. Простейшим уравнением первого порядка является уравнение: У’=f (x)

    -Что будет являться решением этого уравнения?

    У=∫f(х)dx=F(x)+C – это общее решение.

    -Как же выглядит геометрически общее решение?

    Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

    Геометрически общее решение представляет собой семейство интегральных кривых, т. е. совокупность линий, соответствующих различным значениям постоянной С.

    Опр.: График решения дифференциального уравнения называют интегральной кривой этого уравнения.

    Решение: y=5x+C –общее решение диф. уравнения

    Зададим начальные условия : х0=0, у0=1 и подставим в общее решение соответственно вместо х и у.

    Получаем у=5х+1-это частное решение дифференциального уравнения.

    2.Методы решения дифференциальных уравнений

    Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

    Составление и решение дифференциальных уравнений в задачах физики химии биологии

    3.Применение дифференциальных уравнений для решения задач

    Дифференциальные уравнения занимают важное место при решении задач физико-химического, фармацевтического и медико-биологического содержания. Пользуясь ими, мы устанавливаем связь между переменными величинами, характеризующими процесс или явление.

    Решение любой задачи с помощью математического анализа можно разбить на три этапа:

    1. перевод условий задачи на язык математики;

    2. решение задачи;

    3. оценка результатов.

    Первая часть работы обычно заключается в составлении дифференциального уравнения и является наиболее трудной, так как общих методов составления дифференциальных уравнений нет и навыки в этой области могут быть приобретены лишь в результате конкретных примеров.

    Закон растворения лекарственных форм вещества из таблеток

    Скорость растворения лекарственных форм вещества из таблеток пропорциональна количеству лекарственных форм вещества в таблетке. Установить зависимость изменения количества лекарственных форм вещества в таблетке с течением времени.

    Обозначим через m количество вещества в таблетке, оставшееся ко времени растворения t. Тогда

    где k-постоянная скорости растворения. Минус в уравнении означает, что количество лекарственных форм вещества с течением времени убывает.

    Закон размножения бактерий с течением времени

    Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий в данный момент. Установить зависимость изменения количества бактерий от времени.

    Обозначим количество бактерий, имеющихся в данный момент, через х. Тогда

    где k – коэффициент пропорциональности.

    Закон роста клеток с течением времени

    Для палочковидных клеток, у которых отношение поверхности клетки к её объёму сохраняется постоянным, скорость роста клетки
    dl/dt пропорциональна длине клетки l в данный момент:

    где α, β – постоянные, характеризующие процессы синтеза и распада.

    Закон разрушения клеток в звуковом поле

    Кавитация ультразвуковых волн проявляется в виде разрывов суспензионной среды и образования мельчайших пузырьков и пустот, плотность которых незначительна по сравнению с плотностью воды. Простейшие (бактерии, водоросли, дрожжи, лейкоциты, эритроциты) могут быть разрушены при кавитации, возникающей в интенсивном звуковом поле. Относительные скорости разрушения биологических клеток различных видов остаются постоянными в очень широком диапазоне частот. Эти скорости могут характеризовать относительную хрупкость клеток различных видов. Чтобы выразить это количественно, нужно определить скорость разрушения клетки в постоянном звуковом поле. Изучение этого вопроса показывает, что, пока по крайней мере 1% популяции остаётся неразрушенным, можно записать:

    где N – концентрация клеток; t –время; R — постоянная

    В теории эпидемий при условии, что изучаемое заболевание носит длительный характер, процесс передачи инфекции значительно более быстрый, чем течение самой болезни, и зараженные особи не удаляются из колонии и передают при встречах инфекцию незараженным особям.

    Пусть в начальный момент t=0, а – число зараженных, b – число незараженных особей, x(t), y(t) – соответственно число зараженных и незараженных особей к моменту времени t. В любой момент времени t для промежутка, меньшего времени жизни одного поколения, имеет место равенство

    При этих условиях нужно установить закон изменения числа незаражённых особей с течением времени, т. е. найти y=f(x).

    Так как инфекция передаётся при встречах зараженных особей с незараженными, то число незараженных особей будет убывать с течением времени пропорционально количеству встреч между зараженными и незараженными особями. Для промежутка времени dt dy=-βxy,

    откуда dy/dt= — βxy, где β – коэффициент пропорциональности. Подставив в это уравнение значение х из равенства (1), получим дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными:

    Контрольные вопросы для закрепления:

    1. Дайте понятие дифференциальному уравнению, его решению.

    2. Назовите методы решения дифференциальных уравнений, охарактеризуйте каждый.

    3. Приведете примеры обыкновенного дифференциального уравнения, уравнения с разделяющими переменными, линейного.

    4. Приведите примеры дифференциального уравнения первого, второго, третьего порядка.

    5. Каково практическое применение дифференциальных уравнений.

    1., Демидова : Компьютерные технологии в медицине. – Ростов н/Д:Феникс, 2008. -588 с. Ил.-(Среднее профессиональное образование)

    📽️ Видео

    Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решатьСкачать

    Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решать

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.

    18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать

    18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.

    Дифференциальные уравнения: задача 3Скачать

    Дифференциальные уравнения: задача 3

    Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 1Скачать

    Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 1

    Задача на составление дифференциального уравненияСкачать

    Задача на составление дифференциального уравнения

    Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям.Скачать

    Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям.

    Решение физических задач с помощью дифференциальных уравнений. Часть 2Скачать

    Решение  физических задач с помощью дифференциальных уравнений. Часть 2

    Разностные уравнения | Решение задачСкачать

    Разностные уравнения | Решение задач

    Дифференциальные уравнения. 11 класс.Скачать

    Дифференциальные уравнения. 11 класс.

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.

    Научный проект "Использование дифференциальных уравнений для решения физических задач"Скачать

    Научный проект "Использование дифференциальных уравнений для решения физических задач"

    Решение физических задач при помощи диффуров | Дифференциальные уравненияСкачать

    Решение физических задач при помощи диффуров | Дифференциальные уравнения

    Математика это не ИсламСкачать

    Математика это не Ислам

    ФП1. Решение текстовых задач на составление дифференциальных уравненийСкачать

    ФП1. Решение текстовых задач на составление дифференциальных уравнений

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать

    Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.
    Поделиться или сохранить к себе: