Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Видео:Задача на составление Дифференциального уравненияСкачать

Задача на составление Дифференциального уравнения

III. Задачи на составление дифференциальных уравнений

Методика составления и решения прикладных задач теории обыкновенных дифференциальных уравнений

Составление дифференциального уравнения по условию за­дачи (механической, физической, химической или технической) состоит в определении математической зависимости между пе­ременными величинами и их приращениями.

В ряде случаев дифференциальное уравнение получается без рассмотрения приращений — за счет их предварительного учета. Например, представляя скорость выражением Составление дифференциального уравнения по условию задачи, мы не привлекаем приращений ∆s и ∆t, хотя они фактически учтены в силу того, что

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

Ускорение в какой-нибудь момент времени t выражается зависимостью:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

При составлении дифференциальных уравнений приращения сразу же заменяются соответствующими дифференциалами. Изучение любого процесса сводится:

1) к определению его отдельных моментов;

2) к установлению общего закона его хода.

Отдельный момент процесса (т. н. элементарный процесс) выражается уравнением, связывающим переменные величины процесса с их дифференциалами или производными — диффе­ренциальным уравнением; закон общего хода процесса выра­жается уравнением, связывающим переменные величины про­цесса, но уже без дифференциалов этих величии.

Исчерпывающих правил для составления дифференциальных уравнений нет. В большинстве случаев методика решения техни­ческих задач с применением теории обыкновенных дифферен­циальных уравнений сводится к следующему:

1.Подробный разбор условий задачи и составление чертежа, поясняющего ее суть.

2.Составление дифференциального уравнения рассматривае­мого процесса.

3.Интегрирование составленного дифференциального уравне­ния и определение общего решения этого уравнения.

4.Определение частного решения задачи на основании дан­ных начальных условий.

5.Определение, по мере необходимости, вспомогательных пара­
метров (например, коэффициента пропорциональности и др.),
используя для этой цели дополнительные условия задачи.

6. Вывод общего закона рассматриваемого процесса и число­
вое определение искомых величии.

7. Анализ ответа и проверка исходного положения задачи.
Некоторые из этих рекомендаций в зависимости от характера
задачи могут отсутствовать.

Как и при составлении алгебраических уравнений, при реше­нии прикладных задач по дифференциальным уравнениям многое зависит от навыков, приобретаемых упражнением. Однако здесь еще в большей степени требуется изобретательность и глубокое понимание сути изучаемых процессов.

Рассмотрим процесс решения следующих задач:

Температура вынутого из печи хлеба в течение 20 мин. падает от 100 0 до 60 0 (рис. 3.1). Температура воздуха равна 25 0 . Через сколько времени от момента начала охлаждения температура хлеба понизится до 30 0 ?

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Решение:

В силу закона Ньютона скорость охлаждения тела пропорциональна разности температур тела и окружающей среды. Это – процесс неравномерный. С изменением разности температур в течение процесса меняется также и скорость охлаждения тела. Дифференциальное уравнение охлаждения хлеба будет:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

где Т – температура хлеба;

t – температура окружающего воздуха ( в нашем случае 25 0 );

k – коэффициент пропорциональности;

Составление дифференциального уравнения по условию задачи— скорость охлаждения хлеба.

Пусть Составление дифференциального уравнения по условию задачи— время охлаждения.

Тогда, разделяя переменные, получим:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи,

или для условий данной задачи :

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Потенцируя обе части последнего равенства, имеем:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи,

Составление дифференциального уравнения по условию задачи. (1)

Произвольную постоянную С определяем, исходя из начального условия: при Составление дифференциального уравнения по условию задачимин, Т=100 о .

Составление дифференциального уравнения по условию задачиили С=75.

Величину Составление дифференциального уравнения по условию задачиопределяем, исходя из данного дополнительного условия: при Составление дифференциального уравнения по условию задачимин, Т=60 о .

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

и Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

Таким образом, уравнение охлаждения хлеба при условиях нашей задачи примет вид:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи. (2)

Из уравнения (2) легко определяем искомое время Составление дифференциального уравнения по условию задачипри температуре хлеба Т=30 о :

Составление дифференциального уравнения по условию задачи, илиСоставление дифференциального уравнения по условию задачи.

Составление дифференциального уравнения по условию задачимин.

Итак, после 1 часа 11 мин. Хлеб охлаждается до температуры 30 о С.

Задача 3.2. Трубопровод тепловой магистрали (диаметр 20 см) защищен изоляцией толщиной 10 см; величина коэффициента теплопроводности k=1,00017. Температура трубы 160о; температура внешнего покрова 30о (рис.8). Найти распределение температуры внутри изоляции, а также количество теплоты, отдаваемого одним погонным метром трубы.

Решение. Если тело находится в стационарном тепловом состоянии и температура Т в каждой его точке есть функция только одной координаты х, то согласно закону теплопроводности Фурье количество теплоты, испускаемое в секунду:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи, (1)

где F(x)- площадь сечения тела на расстоянии х,

k – коэффициент теплопроводности.

Здесь Составление дифференциального уравнения по условию задачи(2)

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

где l – длина трубы в см,

х – радиус трубопровода в см.

Таким образом, после разделения переменных дифференциальное уравнение примет вид:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи(3)

Интегрируя обе части равенства (3), находим:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

или Составление дифференциального уравнения по условию задачи(4)

Разделив почленно уравнения второе на первое, получим:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

Отсюда закон распределения температуры внутри изоляции:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи.

Из первого уравнения системы(4) при Составление дифференциального уравнения по условию задачи=100 см имеем:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Количество теплоты, отдаваемое в течение суток, равно

Составление дифференциального уравнения по условию задачикал.

Видео:Задача на составление дифференциального уравненияСкачать

Задача на составление дифференциального уравнения

Урок по теме «Составление дифференциальных уравнений»

Разделы: Математика

Цель урока:

  1. Научить составлять дифференциальное уравнение некоторого явления. Закрепить навык решения дифференциального уравнения.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.

1. Повторить:

а) Какое уравнение называется дифференциальным?
б) Что значит решить дифференциальное уравнение?
в) Что называется решением дифференциального уравнения?
г) Какие способы решения дифференциального уравнения вам известны?

2. а) N 21. (Виленкин Н.Я. “Алгебра и математический анализ” )

y=f(x) – функция, (x;y) – координаты точки касания.

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Точка пересечения касательной с осью Оx:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Абсцисса точки пересечения касательной с осью Оу равна 0.

Так как точка (х;у)- середина отрезка, абсциссы концов которого

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

В комнате, где температура 20 0 С , некоторое тело остыло за 20 мин. от 100 0 до 60 0 С. Найдите закон охлаждения тела; через сколько минут оно остынет до 30 0 С?

Повышением температуры в комнате пренебречь.

Решение: В силу закона Ньютона (скорость охлаждения пропорциональна разности температур тела и охлаждающей среды) можем записать:

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

в) Криминалисты, прибыв на место преступление, обнаружили труп человека, температура тела которого была 27 0 . Через один час температура трупа стала 25 0 . Температура окружающего воздуха 16 0 . Считая, что в момент убийства человек имел температуру тела 37 0 , определите промежуток времени между моментом убийства человека и моментом обнаружения его тела.

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

г) Напишите уравнение кривой, проходящей через точку В(3;1), для которой отрезок касательной между точкой касания и осью Ох делится пополам в точке пересечения с осью Оу.

Видео:Решение физических задач с помощью дифференциальных уравненийСкачать

Решение  физических задач с помощью дифференциальных уравнений

Примеры решений задач по дифференциальным уравнениям

Теперь, когда вы научились находить производные и интегралы, самое время перейти к более сложной теме: решению дифференциальных уравнений (они же дифуры, диффуры и диф.уры :)), то есть уравнений, которые вместе с самой функцией (и/или аргументом), содержат и производную или даже несколько.

Как же решать дифференциальные уравнения? Главное, что понадобится, это а) умение правильно определить тип дифференциального уравнения и б) умение хорошо интегрировать — это существенная часть работы. А дальше следовать алгоримам для каждого из типов уравнений, которые подробно описаны в учебниках и ниже в примерах.

В этом разделе вы найдете решенные задачи на составление и решение дифференциальных уравнений. Примеры решений дифуров выложены бесплатно для вашего удобства и отсортированы по темам — изучайте, ищите похожие, решайте свои. Есть трудности в выполнении заданий? Мы готовы оказать помощь по дифференциальным уравнениям

Видео:Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 2Скачать

Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 2

Как решить дифференциальное уравнение онлайн?

Да ладно, неужели только вручную? Мучиться, определять тип, переносить, интегрировать, заменять, снова интегрировать, подставлять, выводить? Наверняка ведь есть онлайн-калькуляторы, которые позволяют решать дифференциальные уравнения?

У меня две новости, хорошая и плохая. Хорошая в том, что действительно самые распространенные типы дифференциальных уравнений математические программы умеют решать. Плохая в том, что обычно они выводят ответ (для научных расчетов этого достаточно), а не полное решение.

Есть известный математический сервис www.wolframalpha.com, которые представляет полные решения множества математических задач, в том числе диффуров онлайн (на английском языке) за 7 долларов в месяц. Ответы же доступны всем и могут помочь проверять правильность своего решения (см. ниже на скриншоте обведено само уравнение и его решение). Подробнее об этом сайте и типичных задачах, решаемых на нем, вы можете узнать тут.

Составление дифференциального уравнения по условию задачи

Если вы забьете в поисковик что-то вроде «решить дифференциальное уравнение онлайн», то получите десятки ссылок на сайты, обещающие именно это.

Я проверила все сайты с первых страниц Яндекса и Гугла. Большая часть сайтов использует результаты расчетов www.wolframalpha.com (см. выше) и показывает вам ответ (и рекламу :)). Некоторые при этом не показывают даже ответа или говорят, что уравнение введено некорректно (хотя это вполне стандартное решаемое вручную линейное уравнение с постоянными коэффициентами). Полное решение не выдал ни один сайт.

Выводы? Бесплатно и полно и онлайн — не бывает. Хотите получать полные решения — используйте платную подписку на ВольфрамАльфа (или проконсультируйтесь у нас). Хотите ответы — там же бесплатно. Хотите научиться решать? Придется засучить рукава. Примеры на этой странице и ссылки внизу помогут вам. Удачи!

Видео:Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям.Скачать

Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям.

Общий интеграл, семейство кривых

Задача 1. Показать, что функция $y^2-x^2-Cy=0$ является общим интегралом дифференциального уравнения $y'(x^2+y^2)-2xy=0.$

Задача 2. Составить дифференциальное уравнение семейства кривых $C_1 x+(y-C_2)^2=0.$

Видео:Составить дифференциальные уравнения семейств линийСкачать

Составить дифференциальные уравнения семейств линий

Решения дифференциальных уравнений 1 порядка

Задача 3. Найти общее решение линейного дифференциального уравнения первого порядка $ xy’+x^2+xy-y=0.$

Задача 4. Решить однородное дифференциальное уравнение $y’=-y/x quad (x ne 0).$

Задача 5. Решить дифференциальное уравнение $(y^4-2x^3y)dx+(x^4-2xy^3)dy=0.$

Задача 6. Решить однородное дифференциальное уравнение $(2x+y+1)dx+(x+2y-1)dy=0.$

Задача 7. Решить линейное дифференциальное уравнение первого порядка $y’-2xy=3x^2-2x^4.$

Задача 8. Решить дифференциальное уравнение $(x+y^2)y’=y-1.$

Видео:Задача Коши ➜ Частное решение линейного однородного дифференциального уравненияСкачать

Задача Коши ➜ Частное решение линейного однородного дифференциального уравнения

Решение задачи Коши для ДУ

Задача 9. Решить дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными $(1+x^2)dy-2xydx=0.$ Найти частное решение, удовлетворяющее начальному условию $y(0)=1$.

Задача 10. Решить задачу Коши для дифференциального уравнения второго порядка $2y y» +1 =(y’)^2, , y(1/3)=1, , y'(1/3)=2$.

Задача 11. Найти решение задачи Коши для дифференциального уравнения $$ y’= frac, y(1)=1. $$

Задача 12. Решить задачу Коши для дифференциального уравнения третьего порядка $$ y»’=x+cos x, quad y(0)=0, y'(0)=0, y»(0)=0. $$

Видео:18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.

Решения дифференциальных уравнений 2 порядка

Задача 13. Решить дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами $y»+4y’+4y=xe^.$

Задача 14. Решить задачу Коши для дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами методом вариации: $$ y»-3y’=frac<9e^><3+e^>, quad y(0)=4ln 4, y'(0)=3(3ln 4-1). $$

Видео:Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 1Скачать

Лукьяненко Д. В. - Дифференциальные уравнения - Лекция 1

Cоставление дифференциальных уравнений

Задача 15. Скорость остывания нагретого тела пропорциональна разности температур тела и окружающей среды. За 10 минут тело охладилось от 100 до 60 градусов. Температура среды постоянна и равна 20 градусам. Когда тело остынет до 25 градусов?

Задача 16. Моторная лодка движется в спокойной воде со скоростью 5 м/сек. На полном ходу ее мотор выключается и через 40 сек после этого скорость лодки уменьшается до 2 м/сек. Определить скорость лодки через 2 минуты после остановки мотора, считая, что сопротивление воды пропорционально скорости движения лодки.

Видео:Составление дифференциального уравненияСкачать

Составление дифференциального уравнения

Решения нелинейных дифференциальных уравнений

Задача 17. Решить дифференциальное уравнение $y^2 ^2 -2xyy’+2y^2-x^2=0.$

Задача 18. Решить дифференциальное уравнение $^2-4xyy’+8y^2=0.$

💥 Видео

Дифференциальные уравнения: задача 2Скачать

Дифференциальные уравнения: задача 2

Поле направлений дифференциального уравнения первого порядкаСкачать

Поле направлений дифференциального уравнения первого порядка

Решение задачи Коши дифференциального уравнения #maths #calculus #differentialequation #algebraСкачать

Решение задачи Коши дифференциального уравнения #maths #calculus #differentialequation #algebra

2. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Часть 1.Скачать

2. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Часть 1.

Текстовые задачи с дробно-рациональными уравнениями. Как составить уравнение по условию задачи.Скачать

Текстовые задачи с дробно-рациональными уравнениями. Как составить уравнение по условию задачи.

ФП1. Решение текстовых задач на составление дифференциальных уравненийСкачать

ФП1. Решение текстовых задач на составление дифференциальных уравнений

Линейное неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентамиСкачать

Линейное неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами

Частное решение дифференциального уравнения. 11 класс.Скачать

Частное решение дифференциального уравнения. 11 класс.
Поделиться или сохранить к себе: