Тренировочный вариант №2 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года
Тренировочная работа №5 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 20 апреля 2022 года, вариант 2, вариант ХИ2110502 с ответами и решениями. Ответы на тренировочный вариант Статград №5 ЕГЭ по химии 20.04.2022.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) S, 2) Al, 3) O, 4) Fe, 5) Te
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов имеют в возбуждённом состоянии конфигурацию внешнего уровня ns 2 np 3 nd 1 ? Запишите номера выбранных элементов в порядке возрастания.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одной подгруппе Периодической системы. Расположите их в порядке увеличения полярности связи в водородном соединении. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, которые во многих соединениях проявляют степень окисления +3. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых имеется тройная связь. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы:
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
6. В двух колбах находился раствор сульфида аммония. В первую колбу добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В первой колбе выделился газ и выпал осадок, а во второй выделился газ, а раствор остался прозрачным. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
7. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
РЕАГЕНТЫ
А) Cl2
Г) NH4Cl
1) KOH, HCl, AlCl3
5) KOH, AgNO3, Pb(CH3COO)2
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Na2O2 + CO2
Г) NaHCO3 + NaOH
1) Na2SO4
6) Na2S + O2
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ в нужной последовательности.
10. Установите соответствие между структурной формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых есть только σ-связи. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания. 1) метиламин 2) аминоуксусная кислота 3) гексин-3 4) этилпропиловый эфир 5) фенол
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, способные окислять альдегиды. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с пропиламином. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
14. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
А) стирол и перманганат калия (подкисленный раствор)
Б) 2-бромпропан и натрий
В) пропин и хлороводород (избыток)
Г) циклопропан и хлороводород
1) 1-хлорпропан
6) бензойная кислота
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
15. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
ВЕЩЕСТВО X
1) H2O
6) CH3Br
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
16. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
17. Из предложенного перечня выберите все реакции, которые происходят без изменения степеней окисления элементов. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания. 1) взаимодействие фосфора со щёлочью 2) взаимодействие оксида фосфора(III) с разбавленной щёлочью 3) взаимодействие нитрида лития с водой 4) разложение нитрата свинца при прокаливании 5) разложение сульфида аммония при нагревании
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых возрастает при увеличении pH среды. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
1) Cl2 + KOH → KCl + KClO + H2O
19. Установите соответствие между схемой реакции и свойством, которое проявляет элемент азот в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
СВОЙСТВО АЗОТА
А) C6H5NO2 + H2 → C6H5NH2 + H2O
В) NH3 + NaClO → N2H4 + NaCl + H2O
1) является окислителем
2) является восстановителем
3) является и окислителем, и восстановителем
4) не изменяет степень окисления
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества, выделившимися на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА
А) BaO (расплав)
В) CaBr2 (раствор)
1) водород и кислород
2) металл и кислород
3) металл и галоген
4) водород и галоген
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.
Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).
pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих концентрацию 0,05 моль/л.
Расположите эти вещества в порядке уменьшения pH водного раствора. Запишите номера веществ в правильном порядке.
22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
и направлением смещения равновесия при этом воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) увеличение давления
Б) добавление твёрдого CaCO3
В) добавление в раствор ионов Ca 2+
Г) нагревание
1) смещается в направлении прямой реакции
2) смещается в направлении обратной реакции
3) практически не смещается
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
23. В реактор постоянного объёма ввели бутан и сильно нагрели. В реакторе установилось равновесие:
Используя данные таблицы, найдите исходную концентрацию C4H10 (X) и равновесную концентрацию H2 (Y)
Запишите выбранные цифры в нужной последовательности.
24. Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, с помощью которой можно обнаружить этот ион в растворе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ИОНА
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ
А) Pb 2+
Г) SO3 2−
1) при действии бромной воды раствор окрашивается в тёмный цвет
2) при действии сероводородной воды образуется чёрный осадок
3) окрашивает пламя в зелёный цвет
4) окрашивает пламя в интенсивный жёлтый цвет
5) при действии кислоты выделяется газ с резким запахом
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
25. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) углерод
В) толуол
1) производство чугуна
3) производство удобрений
4) производство пластмасс
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно. При проведении расчётов для всех элементов, кроме хлора, используйте значения относительных атомных масс, выраженные целыми числами (Ar(Cl) = 35,5).
26. В 100 г воды растворили 42,9 г кристаллической соды (декагидрата карбоната натрия). Рассчитайте массовую долю (в %) карбоната натрия в растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)
При разложении навески нитрата поглотилось 332 кДж теплоты. Сколько граммов оксида магния образовалось? (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Для полного восстановления сульфата бария потребовалось 2,688 л (в пересчёте на н. у.) водорода. Сколько граммов твёрдого продукта образовалось? (Запишите число с точностью до сотых.)
Для записи ответов на задания 29–34 используйте чистый лист бумаги. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем его подробноерешение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: серная кислота, хлорид цинка(II), нитрат калия, гидрокарбонат калия, оксид кремния, карбонат железа(II). Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция с выделением газов. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием осадка. В ответ запишите уравнение только одной из возможных реакций. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
(Засчитывается реакция с образованием основного карбоната.)
31. Марганец растворили в разбавленной азотной кислоте. Полученный раствор выпарили и прокалили до постоянной массы. Полученное тёмно-коричневое вещество смешали с хлоратом калия и карбонатом калия, твёрдую смесь прокалили, в результате выделился газ и образовалось зелёное вещество, которое растворили в воде. При добавлении к полученному раствору разбавленной соляной кислоты выпал тёмный осадок, а раствор окрасился в малиновый цвет. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
2) Mn(NO3)2 MnO2 + 2NO2↑
3) 3MnO2 + KClO3 + 3K2CO3 3K2MnO4 + KCl + 3CO2↑
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
1) 2C2H4 + O2 2CH3CHO
4) CH3CH(OH)CH2C6H5 CH3CH=CHC6H5
33. Смесь метана с кислородом общим объёмом 11,2 л (н. у.) подожгли, продукты охладили, а образовавшуюся смесь газов пропустили через 67,2 г 10 %-го раствора гидроксида калия. Непоглощённый газ пропустили через трубку с раскалённой медью, в результате масса трубки увеличилась на 6,4 г. Вычислите объёмные доли газов в исходной смеси и массовые доли веществ (кроме воды) в полученном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.
1) Записано уравнения реакций сгорания метана и кислорода с медью, определены количества вещества газов:
n(смеси) = 11,2 / 22,4 = 0,5 моль.
Увеличение массы трубки произошло за счёт кислорода:
34. Неизвестное органическое вещество X содержит 73,5 % углерода, 10,2 % водорода по массе и кислород. Это легкоплавкое твёрдое вещество. Его получают окислением кислородом неразветвлённого циклического углеводорода. Вещество X не реагирует с перманганатом калия и с аммиачным раствором оксида серебра, но при окислении концентрированной азотной кислотой превращается в неразветвлённую двухосновную кислоту. Определите молекулярную формулу вещества X и установите его структуру. Напишите уравнение взаимодействия X с азотной кислотой (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
Простейшая формула – C6H10O. Судя по способу получения и химическим свойствам, простейшая формула совпадает с истинной. Молекулярная формула вещества – C6H10O.
2) Вещество X содержит цикл и, судя по степени ненасыщенности, двойную связь. Оно не окисляется перманганатом калия и аммиачным раствором оксида серебра, следовательно, это – не спирт и не альдегид. Остаётся циклический кетон с неразветвлённым скелетом – циклогексанон:
3) Окисление азотной кислотой происходит с раскрытием цикла и образованием адипиновой (гександиовой) кислоты:
Видео:Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
Галогены. Задания из второй части ЕГЭ 2021 по Химии с объяснениями.
Задание 1:
Газ, выделившийся при взаимодействии хлороводородной кислоты с перманганатом калия, реагирует с железом. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему сульфид натрия. Более легкое из образовавшихся нерастворимых веществ отделили и ввели в реакцию с горячей концентрированной азотной кислотой. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция — хлороводородная (соляная) кислота реагирует с перманганатом калия: 16HCl + 2KMnO4 = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O — в результате выделяется тот газ (хлор), который нужен для следующей реакции.
Вторая реакция — идет между хлором и железом (хлор окисляет железо до степени окисления +3): 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 .
Следующий этап — хлорид железа растворили ( FeCl3 хорошо растворяется в воде (92 г/ 100 мл) , и добавили к нему сульфид натрия Это не ионно-обменная реакция, а ОВР, так как хлорид Fe (III) является сильным окислителем: 2FeCl3 + 3Na2S = S↓ + 2FeS + 6NaCl — эффектом реакции является выделение желтого осадка в виде чистой серы, которую возьмут для взаимодействия с горячей азотной кислотой.
Последняя реакция в этом блоке — сера плюс концентрированная HNO3: S + HNO3 (конц.,гор.) = H2SO4 + 6NO2↑ + 2H2O
Задание 2:
Раствор хлорида железа (III) подвергли электролизу с графитовыми электродами. Осадок бурого цвета, образовавшийся в качестве побочного продукта электролиза, отфильтровали и прокалили. Вещество, образовавшееся на катоде, растворили в концентрированной азотной кислоте при нагревании. Продукт, выделившийся на аноде, пропустили через холодный раствор гидроксида калия. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция в списке — это электролиз водного раствора хлорида железа; на катоде выделяется Fe и H2; на аноде — Cl2 . 4FeCl3 +6H2O = 2Fe + 3H2 + 6Cl2 + 2Fe(OH)3 ↓
Вторая реакция — взяли бурый осадок из предыдущей реакции электролиза и прокалили; это процесс разложения нерастворимого основания гидроксида железа (III): 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Следующая реакция проходит между веществом, которое образовалось на катоде и растворили его в концентрированной азотной кислоте; естественно, речь идет о железе: Fe + 6HNO3 (конц.) = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O
Последняя реакция — продукт, который выделился на аноде пропустили через холодную щелочь (это важное дополнение, так как с горячей образуются другие продукты реакции); это взаимодействие хлора с KOH: Cl2 + 2KOH = KClO + KCl + H2O — данный тип ОВР называется диспропорционированием (один и тот же элемент и окисляется, и восстанавливается).
Задание 3:
Йод обработали концентрированной азотной кислотой при нагревании. Раствор осторожно выпарили и остаток нагрели, получив оксид, который взаимодействует с угарным газом с образованием двух веществ — простого и сложного. Образовавшееся при этом простое вещество растворили в теплом растворе гидроксида калия. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция — йод и азотная кислота, достаточно простая реакция с образованием йодноватой кислоты, газа с оттенком «лисьего хвоста» и воды: I2 + 10HNO3 = 2HIO3 + 10NO2↑ + 4H2O (t)
Следующий этап — выпарили раствор, и остаток нагрели; это касается разложения йодноватой кислоты: 2HIO3 = I2O5 + H2O (t)
Третья реакция — полученный в предыдущей реакции оксид пропустили через угарный газ: I2O5 + 5CO = I2 + 5CO2 — как и сказано в условии, получаем одно простое и одно сложное вещества.
Последняя реакция из списка — простое вещество ( I2 ) растворили в теплом растворе щелочи (KOH): I2 + 6KOH = 5KI + KIO3 +3H2O.
Задание 4:
Оксид железа (III) сплавили с поташом. Полученный продукт добавили в воду. Образовавшийся осадок отделили и растворили в йодоводородной кислоте. Выделившееся простое вещество реагирует с тиосульфатом натрия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция может вызвать сложности из — за незнания тривиального названия «поташ«, который представляет собой карбонат калия: Fe2O3 + K2CO3 = 2KFeO2 + CO2↑ — это непростая реакция сплавления, которую надо запомнить.
Третья реакция — осадок в виде гидроксида железа (III) растворили в йодоводородной кислоте, в результате выделяется чистый йод: 2Fe(OH)3 + 6HI = 2FeI2 + I2 + 6H2O
Последний этап — взаимодействие йода с тиосульфатом натрия с образованием йодида натрия и тетратионата натрия: I2 + 2Na2S2O3 = 2NaI + Na2S4O6 .
Задание 5:
Кремний сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции обработали водой. Выделившийся осадок отделили, прокалили и обработали плавиковой кислотой. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первый этап — сожгли кремний в атмосфере хлора, эта реакция представляет взаимодействие двух простых веществ: Si + 2Cl2 = SiCl4
Следующая реакция — тетрахлорсилан ( SiCl4 ) обработали водой: SiCl4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HCl — эффектом этой реакции является выпадение бесцветного студенистого осадка кремниевой кислоты.
Четвертая реакция — взаимодействие кремнезема с плавиковой кислотой: SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2O — эта реакция объясняет, почему плавиковую кислоту не хранят в стеклянной посуде (HF реагирует с диоксидом кремния, соответственно, разъедает стекло).
Задание 6:
В раствор гидроксида натрия внесли оксид хрома (VI). Раствор выпарили, твердый остаток обработали серной кислотой и из полученного раствора при охлаждении выделили соль оранжевого цвета. При растворении соли в бромоводородной кислоте образуется простое вещество, которое может взаимодействовать с сероводородом. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция — оксид хрома ( VI ), который является кислотным оксидом, прореагирует с щелочью: CrO3 + 2NaOH = Na2CrO4 + H2O — эффектом этой реакции является образование вещества желтого цвета — хромата натрия.
Далее нужно написать взаимодействие хромата натрия с серной кислотой — это необычная ионно-обменная реакция, которую нужно запомнить: 2Na2CrO4 + H2SO4 = Na2Cr2O7 + Na2SO4 + H2O — цвет раствора изменился с желтого на оранжевый (это цвет дихромата натрия).
Четвертая реакция — выделили простое вещество, который прореагировал с сероводородом (бром замещает серу): Br2 + H2S = 2HBr + S.
Задание 7:
Раствор, полученный при пропускании сернистого газа через бромную воду, нейтрализовали гидроксидом бария. Выпавший осадок отделили, смешали с коксом и прокалили. При обработке продукта прокаливания хлороводородной кислотой выделяется газ с запахом тухлых яиц. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Решение:
Первая реакция — сернистый газ реагирует с бромной водой, поэтому надо добавить воду: SO2 + Br2 + 2H2O = H2SO4 + 2HBr
Вторая и третья реакции представляют собой нейтрализацию полученного раствора (серная кислота и бромоводородная кислота): H2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4↓ + 2H2O 2HBr + Ba(OH)2 = BaBr2 + 2H2O
Четвертая реакция — осадок реагирует с коксом при прокаливании; это взаимодействие с углеродом: BaSO4 + 4C = BaS + 4CO↑
Последняя реакция — продукт прокаливания обработали HCl и выделился газ с запахом тухлых яиц (это сероводород): BaS + 2HCl = BaCl2 + H2S↑.