п.1. Понятие равносильных уравнений
Равносильными называют уравнения, имеющие одни и те же корни.
Равносильными считаются также уравнения, каждое из которых не имеет корней.
Каждое из уравнений имеет один и тот же корень x=1
$implies$ уравнения равносильны
$x_1 = 3 и x_2 = -2$
Первое уравнение имеет два корня, а второе – только один корень
$implies$ уравнения неравносильны
Оба уравнения не имеют решений
$implies$ уравнения равносильны
п.2. Правила преобразования уравнений
При решении уравнения его стараются заменить более простым равносильным уравнением. При этом используют следующие правила.
Правила преобразования уравнений
- 1. В любой части уравнения можно раскрывать скобки и приводить подобные.
- 2. Любое слагаемое в уравнении можно перенести из одной части в другую, изменив его знак.
- 3. Обе части уравнения можно умножать или делить на одно и то же число, отличное от нуля.
В результате этих преобразований всегда получаем уравнение, равносильное данному.
п.3. Примеры
Пример 1. Решите уравнение $ frac x = 12 — 7x$
$ frac x = 12 — 7x iff frac x + 7x = 12 iff 7 frac x = 12 iff x = 12:7 frac iff$
$ x = 12 cdot frac = frac =1 frac $
Пример 2. Решите уравнение $ frac — frac = 10$
$ frac — frac = 10 | times 14 iff 6x — x = 140 iff 5x = 140 iff x = 140 : 5 = 28$
Пример 3. Решите уравнение $7x — frac =frac 15 (3x+14)$
$7x — frac 25 = frac 15 (3x + 14) | times 5 iff 35x — 2 = 3x + 14 iff 35x — 3x = 14 + 2 iff$
$ iff 32x = 16 iff x = frac = frac 12$
Ответ: x = frac 12
Пример 4. Решите уравнение $frac — frac = frac $
$frac — frac = frac | times 8 iff 4(5x-1)-(3x+4)=2(x-3) iff $
$ iff 15x=2 iff x= frac $
Пример 5. При каких значениях a равносильны уравнения
Найдём корень первого уравнения
$3(x-1)=5-x iff 3x-3=5-x iff 3x+x=5+3 iff 4x=8 iff x=2$
Подставим во второе
$a cdot 2=2+a iff 2a-a=2 iff a=2$
При a=2 оба уравнения имеют один корень x=2.
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Алгебра. 7 класс
Линейное уравнение
Найдите корень уравнения: $3x+5=11$.
Корень уравнения
Выберите уравнение удовлетворяющее условию.
Для какого уравнения, значение переменной $x=R$, удовлетворяет решению?
Правило
Заполните пропуски в тексте, чтобы получить верные утверждения.
Если , то уравнение имеет корень $x=-frac$.
Если $a=0$ и $b=0$, то получим, что уравнение имеет .
Если , то получим, что уравнение решений не имеет.
Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Равносильные уравнения
Два или более уравнений называются равносильными, если они имеют одни и те же корни. Например, уравнения:
равносильные, потому что имеют одни и те же корни (2 и 1 — это можно проверить подстановкой).
Уравнения, не имеющие корней, также считаются равносильными.
Видео:Уравнения. 5 классСкачать
Преобразование уравнений
Если одно уравнение заменяется другим уравнением, равносильным данному, то такая замена называется преобразованием уравнения. Например, уравнение
можно преобразовать в такое:
Если одно уравнение заменяется другим, равносильным данному и при этом более простым, то такое преобразование называется упрощением уравнения. Например, упростим следующее уравнение:
заменив его равносильным уравнением
Все преобразования уравнений основаны на двух свойствах равенств, и следствиях, которые вытекают из данных свойств.
Если к обеим частям уравнения прибавить или отнять одно и то же число или алгебраическое выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Рассмотрим уравнение x — 5 = 7. Прибавив к обеим частям уравнения число 5
получим уравнение x = 12. Если в уравнение x — 5 = 7 вместо x подставить число 12, то можно удостовериться, что, прибавив к обеим частям уравнения число 5, мы не только получили равносильное уравнение, но и нашли его корень.
Из данного свойства можно вывести три следствия:
- Если в обеих частях уравнения есть одинаковые члены с одинаковыми знаками, то эти члены можно опустить (сократить).
Возьмём уравнение x + 13 = 10 + 13. Отняв от обеих частей по 13, получим
Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
Рассмотрим уравнение 5x — 4 = 12 + x. Прибавим к обеим частям уравнения по 4:
5x — 4 + 4 = 12 + x + 4.
то есть член 4 перешёл в другую часть с обратным знаком. Теперь вычтем из обеих частей уравнения 5x — 4 = 12 + x по x:
то есть член x перешёл в другую часть с обратным знаком.
Знаки всех членов уравнения можно заменить на противоположные.
Перенесём все члены левой части уравнения 5x — 4 = 12 + x в правую, а все члены правой в левую:
И, учитывая, что части любого равенства ( в том числе и любого уравнения) можно менять местами, то, поменяв левую часть с правой, получим:
то есть получилось, что мы просто заменили знаки всех членов уравнения на противоположные.
Данное преобразование можно также рассматривать как умножение обеих частей уравнения на -1.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число или алгебраическое выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Рассмотрим уравнение 3x = 12. Разделив обе части уравнения на число 3:
получим уравнение x = 4. Если в уравнение 3x = 12 вместо x подставить число 4, то можно удостовериться, что, разделив обе части уравнения на 3, мы не только получили равносильное уравнение, но и нашли его корень.
Из данного свойства можно вывести два следствия:
- Если все члены уравнения имеют общий множитель, то можно разделить на него все члены уравнения, таким образом, упростив его.
Возьмём уравнение 16x + 8 = 40. Разделив все члены на общий множитель 8, получим:
Если в уравнении есть дробные члены, то от них можно освободить уравнение, приведя все члены к одному знаменателю и затем отбросить его.
x + | 12 — x | = | 26 — x | . |
4 | 2 |
После приведения всех членов к общему знаменателю получим:
4x | + | 12 — x | = | 2(26 — x) | . |
4 | 4 | 4 |
Теперь, умножив все члены уравнения на 4, или, что то же самое, просто отбросив знаменатель, получим:
🔍 Видео
Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Решение неравенства методом интерваловСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Уравнение следствиеСкачать
Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать
Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числахСкачать
Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")Скачать
Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Часть-3Скачать
Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать
Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать
Нелинейный диофант | Осторожно, спойлер! | Борис Трушин !Скачать
Решение задач с помощью уравнений.Скачать
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 классСкачать
Решение задач с помощью уравненийСкачать
Решите уравнение x^2+3x=54. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать
Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | ИнфоурокСкачать