п.1. Понятие равносильных уравнений
Равносильными называют уравнения, имеющие одни и те же корни.
Равносильными считаются также уравнения, каждое из которых не имеет корней.
Каждое из уравнений имеет один и тот же корень x=1
$implies$ уравнения равносильны
$x_1 = 3 и x_2 = -2$
Первое уравнение имеет два корня, а второе – только один корень
$implies$ уравнения неравносильны
Оба уравнения не имеют решений
$implies$ уравнения равносильны
п.2. Правила преобразования уравнений
При решении уравнения его стараются заменить более простым равносильным уравнением. При этом используют следующие правила.
Правила преобразования уравнений
- 1. В любой части уравнения можно раскрывать скобки и приводить подобные.
- 2. Любое слагаемое в уравнении можно перенести из одной части в другую, изменив его знак.
- 3. Обе части уравнения можно умножать или делить на одно и то же число, отличное от нуля.
В результате этих преобразований всегда получаем уравнение, равносильное данному.
п.3. Примеры
Пример 1. Решите уравнение $ frac x = 12 — 7x$
$ frac x = 12 — 7x iff frac x + 7x = 12 iff 7 frac x = 12 iff x = 12:7 frac iff$
$ x = 12 cdot frac = frac =1 frac $
Пример 2. Решите уравнение $ frac — frac = 10$
$ frac — frac = 10 | times 14 iff 6x — x = 140 iff 5x = 140 iff x = 140 : 5 = 28$
Пример 3. Решите уравнение $7x — frac =frac 15 (3x+14)$
$7x — frac 25 = frac 15 (3x + 14) | times 5 iff 35x — 2 = 3x + 14 iff 35x — 3x = 14 + 2 iff$
$ iff 32x = 16 iff x = frac = frac 12$
Ответ: x = frac 12
Пример 4. Решите уравнение $frac — frac = frac $
$frac — frac = frac | times 8 iff 4(5x-1)-(3x+4)=2(x-3) iff $
$ iff 15x=2 iff x= frac $
Пример 5. При каких значениях a равносильны уравнения
Найдём корень первого уравнения
$3(x-1)=5-x iff 3x-3=5-x iff 3x+x=5+3 iff 4x=8 iff x=2$
Подставим во второе
$a cdot 2=2+a iff 2a-a=2 iff a=2$
При a=2 оба уравнения имеют один корень x=2.
Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Алгебра. 7 класс
Линейное уравнение
Найдите корень уравнения: $3x+5=11$.
Корень уравнения
Выберите уравнение удовлетворяющее условию.
Для какого уравнения, значение переменной $x=R$, удовлетворяет решению?
Правило
Заполните пропуски в тексте, чтобы получить верные утверждения.
Если , то уравнение имеет корень $x=-frac$.
Если $a=0$ и $b=0$, то получим, что уравнение имеет .
Если , то получим, что уравнение решений не имеет.
Видео:Уравнения. 5 классСкачать
Равносильные уравнения
Два или более уравнений называются равносильными, если они имеют одни и те же корни. Например, уравнения:
равносильные, потому что имеют одни и те же корни (2 и 1 — это можно проверить подстановкой).
Уравнения, не имеющие корней, также считаются равносильными.
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Преобразование уравнений
Если одно уравнение заменяется другим уравнением, равносильным данному, то такая замена называется преобразованием уравнения. Например, уравнение
можно преобразовать в такое:
Если одно уравнение заменяется другим, равносильным данному и при этом более простым, то такое преобразование называется упрощением уравнения. Например, упростим следующее уравнение:
заменив его равносильным уравнением
Все преобразования уравнений основаны на двух свойствах равенств, и следствиях, которые вытекают из данных свойств.
Если к обеим частям уравнения прибавить или отнять одно и то же число или алгебраическое выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Рассмотрим уравнение x — 5 = 7. Прибавив к обеим частям уравнения число 5
получим уравнение x = 12. Если в уравнение x — 5 = 7 вместо x подставить число 12, то можно удостовериться, что, прибавив к обеим частям уравнения число 5, мы не только получили равносильное уравнение, но и нашли его корень.
Из данного свойства можно вывести три следствия:
- Если в обеих частях уравнения есть одинаковые члены с одинаковыми знаками, то эти члены можно опустить (сократить).
Возьмём уравнение x + 13 = 10 + 13. Отняв от обеих частей по 13, получим
Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
Рассмотрим уравнение 5x — 4 = 12 + x. Прибавим к обеим частям уравнения по 4:
5x — 4 + 4 = 12 + x + 4.
то есть член 4 перешёл в другую часть с обратным знаком. Теперь вычтем из обеих частей уравнения 5x — 4 = 12 + x по x:
то есть член x перешёл в другую часть с обратным знаком.
Знаки всех членов уравнения можно заменить на противоположные.
Перенесём все члены левой части уравнения 5x — 4 = 12 + x в правую, а все члены правой в левую:
И, учитывая, что части любого равенства ( в том числе и любого уравнения) можно менять местами, то, поменяв левую часть с правой, получим:
то есть получилось, что мы просто заменили знаки всех членов уравнения на противоположные.
Данное преобразование можно также рассматривать как умножение обеих частей уравнения на -1.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число или алгебраическое выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Рассмотрим уравнение 3x = 12. Разделив обе части уравнения на число 3:
получим уравнение x = 4. Если в уравнение 3x = 12 вместо x подставить число 4, то можно удостовериться, что, разделив обе части уравнения на 3, мы не только получили равносильное уравнение, но и нашли его корень.
Из данного свойства можно вывести два следствия:
- Если все члены уравнения имеют общий множитель, то можно разделить на него все члены уравнения, таким образом, упростив его.
Возьмём уравнение 16x + 8 = 40. Разделив все члены на общий множитель 8, получим:
Если в уравнении есть дробные члены, то от них можно освободить уравнение, приведя все члены к одному знаменателю и затем отбросить его.
x + | 12 — x | = | 26 — x | . |
4 | 2 |
После приведения всех членов к общему знаменателю получим:
4x | + | 12 — x | = | 2(26 — x) | . |
4 | 4 | 4 |
Теперь, умножив все члены уравнения на 4, или, что то же самое, просто отбросив знаменатель, получим:
🔍 Видео
Уравнение следствиеСкачать
Решение неравенства методом интерваловСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать
Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Часть-3Скачать
Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать
Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числахСкачать
Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать
Математика 3 класс (Урок№45 - Уравнения на основе связи между результатами и компонентами "." и ":")Скачать
Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать
Нелинейный диофант | Осторожно, спойлер! | Борис Трушин !Скачать
Решение задач с помощью уравненийСкачать
Решение задач с помощью уравнений.Скачать
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 классСкачать
Решите уравнение x^2+3x=54. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать
Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | ИнфоурокСкачать