Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МБОУ Алтайская СОШ №1
Тема : « Графическое решение уравнений и неравенств»
Учащаяся 9 а класса
МБОУ Алтайская СОШ №1
Бабаева Галина Яковлевна,
МБОУ Алтайской СОШ №1
С. Алтайское , Алтайский район, 2019 год.
II . Основная часть
2. Как графически решить уравнение________________________стр.4
3. Какие бывают функции ?________________________________стр.4
4. Графическое решение линейного уравнения с одной переменной.стр.5
5. Решение квадратного уравнения графическим способом._____ стр6-8
6. Графическое решение смешанных уравнений._______________стр.8-12. 7. Решение квадратных неравенств графическим способом_______стр.13
8. Решение линейных неравенств графическим способом стр 14
IV . Список литературы______________________________________стр.16
Цель моей работы – изложить графический метод решения уравнений и неравенств, который дает возможность определить корни или доказать ,что уравнение корней не имеет ( или решением неравенства является пустое множество).
Актуальность темы : графический метод, опирающийся на знания элементарных функций, удобно применять при решении задач на нахождение числа корней и на нахождение корней уравнений.
Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес. В данной исследовательской работе я показала как наиболее удобным способом преобразовывать уравнения . чтобы сводить к построению элементарных функций.
Часто построение графиков связано с исследованием поведения функций. Однако необходимость построения графиков не ограничивается только этим. В ряде случаев графики облегчают нахождение решений уравнений и неравенств, сокращая и упрощая аналитические выкладки, и часто при этом являются единственным методом решения таких задач. Данный метод может использоваться не только для одиночных уравнений, но и для их систем, а также неравенств
Уравнение – выражение, содержащее переменную.
Решить уравнение – это значит найти все его корни, или доказать, что их нет.
Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.
График функции – это множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргументов, а ординаты – соответствующим значениям функции.
Решение уравнений графическим способом позволяет найти точное или приближенное значение корней, позволяет найти количество корней уравнения.
При построении графиков и решении уравнений используются свойства функции, поэтому метод чаще называют функционально-графическим. Графиком функции y = f(x) называется множество всех точек координатной плоскости.
Заметим , что так как функция f сопоставляет каждому x D(f) одно число f(x) , то график функции f пересекается любой прямой, параллельной оси ординат, не более, чем в одной точке. И наоборот: всякое непустое множество точек плоскости, имеющее со всякой прямой, параллельной оси ординат, не более одной общей точки, является графиком некоторой функции.
Не всякое множество точек координатной плоскости является графиком какой-либо функции. Например, множество точек окружности не может быть графиком функции, поскольку значению абсциссы внутри окружности, соответствует два значения ординаты.
В общем случае уравнение с одной переменой х можно записать в виде f(x)=g(x),где f(x) и g(x) — некоторые функции. Функция f(x) является левой частью , а g(x) — правой частью уравнения.
Тогда для решения уравнения необходимо построить в одной системе координат графики функций f(x) и g(x). Абсциссы точек пересечения будут являться решениями данного уравнения.
Использование монотонности функций при решении уравнений: если функция строго возрастает, а функция строго убывает на некотором множестве, то графики этих функций имеют не более одной точки пересечения, а уравнение на этом множестве имеет не более одного решения. Поэтому, чтобы решить такие уравнения можно подобрать (если это удается) число, которое является их корнем.
2. Как графически решить уравнение.
Иногда уравнения решают графическим способом. Для этого надо преобразовать уравнение так (если оно уже не представлено в преобразованном виде), чтобы слева и справа от знака равенства стояли выражения, для которых легко можно нарисовать графики функций. Графическим решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков построенных функций. Графики могут пересекаться в нескольких точках, в одной точке, вообще не пересекаться. Отсюда следует, что уравнение может иметь несколько корней, или один корень, или вообще их не иметь.
3. Какие бывают функции .
Линейная функция задаётся уравнением у = k*x+ b , где k и b – некоторые числа. Графиком этой функции является прямая. Для построения прямой достаточно в таблице значений взять только две точки. Это вытекает из аксиомы планиметрии
Функция обратной пропорциональности у =k/x , где. График этой функции называется гиперболой.
Функция (х– a)^2+ (у – b)^2 = r^2 , где а , b и r – некоторые числа. Это окружность радиуса r с центром в т. А ( а , b ).
Квадратичная функция y = a *х 2 + b*x+ c , где а, b, с – некоторые числа и
а не равно 0. Графиком этой функции является парабола.
Графики линейных функций, содержащих выражение под знаком модуля.
Для построения графиков функций, содержащих выражение под знаком модуля, сначала находят корни выражений, стоящих под знаком модуля. Эти корни разбивают числовую прямую на промежутки. График строят в каждом промежутке отдельно.
В простейшем случает, когда только одно выражение стоит под знаком модуля и нет слагаемых без знака модуля, можно построить график функций,
опустив знак модуля, а затем часть графика, расположенного в области отрицательных значений y , отобразить симметрично оси ОХ.
Элементарная функций, содержащая модуль :
4. Графическое решение линейного уравнения с одной переменной.
Как мы уже знаем, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида. Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и уравнение решено. Мы нашли корень .А я покажу , как это сделать графическим способом.
Задание . Решить графическим способом уравнение : 2 x − 10 = 2
1)Перенесем слагаемые следующим образом: 2 x = 12.
2) Построим графики функций: y=2x и y=12.
Но можно решать и по-другому.
Для рассмотрения альтернативного решения вернемся к нашему уравнению:
Построим графики функций: y=2 x − 10 y =2
5. Решение квадратного уравнения графическим способом.
Для этого преобразуем уравнение к виду: х 2 =-2x+8 . Построим графики функций: у = -2x+8 и у = х 2
Получим точки пересечения графиков данных функций.
В ответ запишем абсциссы этих точек : x = -4 и x =2.
Данное уравнение можно решить , переписав уравнение следующим образом: x^2 – 8 = -2x
Тогда будем строить графики функций: y = x^2 – 8 и y = -2x.
А также уравнение можно решить , переписав следующим образом:
Тогда будем строить графики следующих функций : y = x^2 + 2x и y = 8 .
При этом абсциссы точек пересечения графиков будут одинаковые :
Задание. Решить уравнение: x² – 2x = 0
Перепишем уравнение в виде : x² = 2x
Построим графики функций y = x² и y = 2 и найдем точки их пересечения :
Задание. Решить уравнение: х 2 +2=0
Преобразуем так: х 2 = -2
Построим графики функций: у=-2 и у= х 2
Графики функций не пересекаются ,поэтому уравнение решений не имеет.
Ответ : решений нет.
6. Графическое решение смешанных уравнений.
Задание. Решить уравнение: 3/х +2 =х
1)Перенесем слагаемые таким образом: 3/ х = х-2
2) Построим графики функций от каждой части уравнения.
Найдем координаты точек пересечения графиков данных функций.
Из построения видно, что графики функций пересекаются в точках с координатами : (3;1) и(-1;-3).
Задание. Решить уравнение: 2 х^3 – x — 1=0
Перепишем его так : 2 х 3 = x + 1
Построим графики функций от левой и правой части уравнения:
у= 2 х 3 (графиком этой функции является кубическая парабола) и график от правой части уравнения :у=х+1
Из построения видно, что абсцисса точки пересечения является х=1. значит, в ответ нужно записать: х=1
Решим графическим способом такое уравнение : х 3 =8.
Строим графики функций: у = х 3 и у=8., затем найдем абсциссу точки пересечения графиков этих функций.
Задание. Решить уравнение: √x – 0.5x = 0
Перепишем так: √x = 0.5x
Построим графики функций: у= 0.5x и у = √x
Как видно из построения, графики функций пересекаются в двух точках:
Нас интересует только координата x.
Значит уравнение √x – 0.5x = 0 имеет два корня: x 1 = 0 и x 2 = 4.
7. Решение квадратных неравенств графическим способом.
Способ , который нам хорошо известен при изучении данной темы по учебнику.
Я же предлагаю переписать неравенство следующим образом : х^2-4>3х.
Построим графики функций от левой и правой частей неравенства.
Выделим ту часть, где график от левой части выше графика от правой части.
На мой взгляд такое решение более красивое , интересное и более понятное.
8. Решение линейных неравенств и систем неравенств графическим способом.
,
Называют ся линейными неравенствами .
График линейного или квадратного неравенства строится так же, как строится график любой функции (уравнения).
Разница заключается в том, что неравенство подразумевает наличие множества решений, поэтому график неравенства представляет собой не просто точку на числовой прямой или линию на координатной плоскости.
С помощью математических операций и знака неравенства можно определить множество решений неравенства
Вообще графический способ решения неравенств с одной переменной применяется не только для решения квадратных неравенств, но и неравенств других видов.
Суть графического способа решения неравенств следующая:
рассматривают функции y = f(x) и y = g(x) , которые соответствуют левой и правой частям неравенства, строят их графики в одной прямоугольной системе координат и выясняют, на каких промежутках график одной из них располагается ниже или выше другого.
Те промежутки, на которых график функции у = f (х) выше графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x)>g(x) ;
график функции y = f(х) не ниже графика функции y = g(x) являются решениями неравенства f(x) ≥ g(x) ;
график функции у = f (х) ниже графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x) ;
график функции y = f(х) не выше графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x) ≤ g(x) .
Также скажем, что абсциссы точек пересечения графиков функций y = f(x) и y = g(x) , являются решениями уравнения f(x) = g(x) .
Мы рассмотрели графический метод решения уравнений и квадратных неравенств; рассмотрели конкретные примеры, при решении которых использовали некоторые свойства функций.
Иногда при графическом решении некоторых уравнений и неравенств корни определяются только приближённо в силу того, что невозможно с высокой точностью построить график функции, измерить абсциссы или ординаты точек пересечения графика с осями координат или с другими графиками. Тем не менее, той точности, которую обеспечивает графический метод, бывает вполне достаточно для практических нужд.
Построение графиков основывается на знании основных элементарных функций, и на основные методы построения графиков функций. В работе представлено достаточное количество примеров, раскрывающих графический метод решения линейных и квадратных уравнений и неравенств, который доступен для понимания .
Работа может быть использована для углубления и расширения знаний в области построения графиков функций и использовании графического метода при решении некоторых видов уравнений и неравенств. Теорию можно использовать так же при подготовки к экзаменам , к олимпиадам.
Я свою работу представляла учащимся 8-х и 9-х классов нашей школы. И продолжаю дополнять свои исследования , а именно находить красивые решения линейных неравенств и систем неравенств.
Это и закрепление изученных свойств функций, и прекрасная демонстрация их применения на практике.
В старших классах я буду ещё знакомиться с другими функциями , с другими уравнениями и неравенствами и м не интересно будет продолжить свой проект.
Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Методика организации решения уравнений графическим способом как средство формирования графических умений у учащихся
Разделы: Математика
Графический метод обладает рядом преимуществ:
- он часто проще аналитического;
- обладает наглядностью. Особенно когда нет решений или требуется установить количество корней.
- он красив и доставляет эстетическое наслаждение. Выполнять графики нужно в цвете. Это помогает в выборе ответа.
Умение строить графики функций не является самоцелью. Часто построение графиков связано с исследованием поведения функций. Однако необходимость построения графиков облегчают нахождение решений уравнений и неравенств, сокращая или упрощая аналитические выкладки и часто при этом являются единственным методом решения таких задач. Графический метод решения способствует лучшему усвоению ряда понятий: функции, корней уравнения и неравенства, систем уравнений. При этом целесообразно при графическом решении уравнений устанавливать связи с такими свойствами функций как возрастание и убывание, знакопостоянство, обращение функции в ноль и т.д., что помогает глубже понять функциональную зависимость между величинами. Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить график представляет большой самостоятельный интерес. Материал, связанный с построением графиков функций, в средней школе изучается недостаточно полно с точки зрения требований, предъявляемых на экзаменах. Поэтому задачи на построение графиков нередко вызывают затруднения у учащихся.
Для того, чтобы по графикам можно было получать достаточно приемлемые числовые ответы, графики должны быть особенно тщательно построены. Решается задача организации работы таким образом, чтобы выработать навыки быстрого построения графиков элементарных функций и их преобразований. Работа над формированием графических умений начинается с 5-го класса.
Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворения от проделанной работы.
Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу.
Цель – прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и построение их графиков, применением их к решению уравнений, их систем.
В требованиях к уровню подготовки выпускников по разделу «Функции и графики» прописано:
- решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графические представления;
- находить приближённые решения уравнений и их систем, используя графический метод.
В преподавание алгебры по учебнику под редакцией А.С.Теляковского. Линейная функция и функции у=х 2 , у=х 3 изучаются в 7 классе. Практически не вырабатываются навыки в применении графиков этих функций. Единственное упражнение: найти координаты точек пересечения графиков функций у=8,5х и у=0,5х-19,5. графики линейных функций только иллюстрируют решение систем линейных уравнений.
Автор вводит некоторые упражнения, необходимые в дальнейшем при решении уравнений и их систем:
— постройте в одной и той же координатной плоскости а) у=х 2 ; у=4; б) у=х 2 ; у=2х.
— изобразите схематически графики функций у = -0,9х + 4; у = 2,3х; у = х/10 . Но упражнения вводятся как дополнительные. И в «Задачах повышенной трудности» (в конце учебника) есть уравнения, которые тоже можно решать графическим способом: |х -3| = 7; |х+2| = 9; |4 — х| = 1,5.
В 8 классе изучаются функции у = к/х; у =. Представлены функции у = 4/|х|, у = -6/|х|.
— Могут ли графики функций у=к/х и у = ах +в пересекаться
а) в одной точке;
б) в двух точках;
в) в трёх точках.
— Могут ли графики функций у = к/х и у = ах +в пересекаться в двух точках, лежащих
а) в одной четверти;
б) в первой и второй четвертях;
в) в первой и третьей четвертях.
Опять же эти упражнения в дополнительных.
В 8 классе обучающихся знакомят с графическим способом решения уравнений (8/х = -х+6; (8/х = х 2 ). Появляются уравнения третьей степени, которые не решаются аналитическим способом. (х 3 — х + 1 = 0; х 3 + 2х — 4=0) На изучение этой темы отводится 1 час.
В 9 классе подробно изучается квадратичная функция и её график. Получены обучающимися представления о преобразовании графического объекта относительно осей координат. Именно в это время отрабатываются навыки в построении параболы. Но данные преобразования почти не переносятся на преобразования других графических объектов. Хотя есть два упражнения, которые соотносятся с заданиями, встречающимися в материалах ЕГЭ.
На рисунке изображён график одной их функций . Какой именно?
— Какой из трёх графиков, изображённых на рисунке, является графиком функции у = |х -2|
Сделаны попытки преобразования графических объектов.
— Какие преобразования надо выполнить, чтобы
а) из графика функции у=х 3 получить графики функций у = — х 3 ; у = (х-3) 3 ; у = х 3 + 4.
б) из графика функции у = получить графики функций у = — ;
— Постройте в одной координатной плоскости графики функций у = | х|; у =|х -4| ; у = |х -4|-3.
В учебнике 9 класса в главе «Целое уравнение и его корни» упоминается графический способ уравнений третьей и более высокой степени как один из способов наряду с разложением на множители.
Поэтому: уже в 7 классе строим графики функций у = | х| — 3, у = 4 — | х|; у =|х +4|; у = | х — 3|.
При построении параболы вводим первые преобразования:
— построить графики функций у = х 2 +3; у=х 2 -5, где смещение по оси ординат. А затем у = (х+2) 2 ; у = (х-1) 2 . Конечно, не все ученики усваивают, впрочем, как и всё содержание материала. Для успешных учеников это не сложно. Тем более это только пропедевтика.
В 8-м классе: Урок-практикум.
Тема: «График функции у = . Графический способ решения иррациональных уравнений»
Цель: отработать навыки в преобразовании графика функции у = , закрепить умения графически решать иррациональные уравнения.
I. Фронтально
1). Схематически в одной системе координат изобразить графики функций
2). Решить уравнения
II. Построить графики функций
III. Решение уравнений
X 2 -3 =
В 8 классе строим преобразования гиперболы и графика функции у = .
Упражнения взяты из «Сборника задач по алгебре 8-9 класса» М.Л.Галицкого, А.И.Звавича. Уже на факультативных занятиях или занятиях кружка решаем уравнения с параметром |х 2 -2х-3| = а. Определить, при каком а уравнение имеет три корня. Строим графики функций у = |х 2 -2х-3|; у = а. Получаем ответ а = 4.
В 9 классе больше занимаемся исследованием квадратного трёхчлена. Формулы функций усложняю. Рассматриваем графики вида у = (х 2 -2) 2 — (х 2 -1) 2 ;
Необычность конструкций, разрыв графиков, удаление точек вызывает некоторую удивлённость. Тем самым преодолевается стандартность мышления, развивается воображение, повышается интерес: а что ещё может получиться? В каких случаях?
Уравнения, решаемые графическим способом.
I. Решение уравнений Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен степени большей 2.
Видео:Графический способ решения уравнений и неравенств | Алгебра 10 классСкачать
Графическое решение уравнений, неравенств
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
В ходе урока вы сможете самостоятельно изучить тему «Графическое решение уравнений, неравенств». Преподаватель на занятии разберет графические методы решения уравнений и неравенств. Научит строить графики, анализировать их и получать решения уравнений и неравенств. На уроке также будут разобраны конкретные примеры по этой теме.
💥 Видео
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.Скачать
Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать
Графический метод решения показательных уравнений и неравенств Алгебра 10 (база)Скачать
Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать
Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Решение системы уравнений графическим методомСкачать
Графическое решение уравнений и неравенств с двумя переменнымиСкачать
Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать
Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать
Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать
Неравенства с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Графическое решение уравнений | МатематикаСкачать
Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать
Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать
Графический метод решения уравнений 8 классСкачать