3.14159.. e Число e — основание натурального логарифма, примерно равно
2,7183.. i Комплексная единица oo Символ бесконечности — знак для бесконечности
Сервис (своего рода программа для классов 5 и 7, 8, 9, 10, 11) позволяет упрощать математические выражения: алгебра (алгебраические выражения), тригонометрических выражений, выражения с корнями и другими степенями, сокращение дробей, также упрощает сложные буквенные выражения,
для упрощение комплексных выражений вам сюда(!)
Важно В выражениях переменные обозначаются ОДНОЙ буквой! Например, a, b, . z
© Контрольная работа РУ — калькуляторы онлайн
- Где учитесь?
- Формулы сокращенного умножения с примерами решения
- Формулы сокращенного умножения
- Умножение разности двух выражений на их сумму
- Пример №135
- Пример №136
- Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
- Квадрат суммы двух выражений
- Квадрат разности двух выражений
- Разложение на множители разности квадратов двух выражений
- Разложение многочленов на множители с использованием формул квадрата суммы и квадрата разности
- Разность и сумма кубов двух выражений
- Применение нескольких способов для разложения многочленов на множители
- Применение преобразований выражений
- Сравнение значений многочлена с нулем
- Нахождение наибольшего и наименьшего значений выражений
- Решение задач на делимость
- Нахождение значений многочлена с помощью микрокалькулятора
- Тема урока: «Решение линейных уравнений, содержащих формулы сокращенного умножения»
- 🎬 Видео
Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Где учитесь?
Для правильного составления решения, укажите:
Видео:Математика | Решение уравненийСкачать
Формулы сокращенного умножения с примерами решения
Содержание:
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Формулы сокращенного умножения
Умножение разности двух выражений на их сумму
Умножим разность
Полученное тождество позволяет умножать разность двух выражений на их сумму не по правилу умножения двух многочленов, а сокращенно: сразу записывать произведение в виде Поэтому доказанное тождество называют формулой сокращенного умножения. Формулируют се так:
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Умножим по этому правилу разность на сумму
Из переместительного свойства умножения следует, что произведение суммы двух выражений и их разности равно разности квадратов этих выражений:
Примеры выполнения заданий:
Пример №135
Решение:
Пример №136
Вычислить
Решение:
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
Квадрат суммы двух выражений
Возведем в квадрат сумму
Полученное тождество называют формулой квадрата суммы. Оно является формулой сокращенного умножения, поскольку позволяет возводить в квадрат сумму любых двух выражений не по правилу умножения двух многочленов, а сокращенно: сразу записывать квадрат в виде трехчлена
Формулируют формулу квадрата суммы так:
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение этих выражений плюс квадрат второго выражения.
Возведем в квадрат сумму
При возведении суммы в квадрат промежуточные преобразования можно выполнять устно:
Квадрат разности двух выражений
Возведем в квадрат разность
Итак, получили такую формулу квадрата разности:
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение этих выражений плюс квадрат второго выражения.
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений еще называют квадратом двучлена.
Квадраты противоположных чисел равны: Поэтому при возведении в квадрат выражений и можно пользоваться формулами:
Для тех, кто хочет знать больше
Чтобы возвести сумму или разность двух выражений в куб, можно использовать формулы куба суммы или куба разности:
Докажем эти формулы.
Формулируют формулу куба суммы так:
Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения и второго плюс утроенное произведение первого выражения и квадрата второго плюс куб второго выражения.
Формулу куба разности формулируют аналогично.
Примеры выполнения заданий:
Пример №137
Возвести в квадрат выражение:
Решение:
Разложение на множители разности квадратов двух выражений
В тождестве поменяем местами левую и правую части:
Полученное тождество называют формулой разности квадратов двух выражений. Формулируют ее так:
Разность квадратов двух выражении равна произведению разности этих выражений и их суммы.
Формула разности квадратов позволяет разложить на множители двучлена Ее можно использовать при разложении на множители разности квадратов любых двух выражений. Например:
Примеры выполнения заданий:
Пример №138
Разложить на множители:
Решение:
Пример №139
Вычислить
Решение:
Пример №140
Решить уравнение
Решение:
Разложение многочленов на множители с использованием формул квадрата суммы и квадрата разности
Запишем формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений (квадрата двучлена), поменяв в них левые и правые части:
Первая из этих формул дает разложение на множители трехчлена а вторая — трехчлена
Примеры выполнения заданий:
Пример №141
Разложить на множители трехчлен
Решение:
Пример №142
Найти значение выражения при
Решение:
Запишем сначала трехчлен в виде квадрата двучлена:
При получим:
При получим:
Разность и сумма кубов двух выражений
Разность квадратов двух выражений можно разложить на множители по формуле разности квадратов. При разложении на множители разности кубов двух выражений используют формулу разности кубов:
Докажем это тождество, перемножив выражения
В формуле разности кубов трехчлен называют неполным квадратом суммы выражений (он напоминает трехчлен который является «полным» квадратом суммы выражений ). Поэтому формулу разности кубов можно сформулировать так:
Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы.
При разложении на множители суммы кубов двух выражений используют формулу суммы кубов:
Докажем это тождество:
Трехчлен называют неполным квадратом разности выражений . Следовательно,
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.
Примеры выполнения заданий:
Пример №143
Разложить на множители:
Решение:
Применение нескольких способов для разложения многочленов на множители
Часто при разложении многочлена на множители нужно использовать несколько способов. Если это возможно, то разложение уместно начинать с вынесения общего множителя за скобки.
Рассмотрим несколько примеров:
1. Разложим на множители многочлен
Сначала вынесли общий множитель за скобки, а потом применили формулу разности квадратов.
2. Разложим на множители многочлен
Все члены многочлена имеют общий множитель Вынесем eго за скобки:
Многочлен разложим на множители способом группировки:
Примеры выполнения заданий:
Пример №144
Разложить на множители трехчлен:
Решение:
а) Если к выражению прибавить то есть 9, то получим выражение, которое является квадратом двучлена
Поэтому, выделив квадрат этого двучлена, получим:
Пример №145
Разложить на множители многочлен
Решение:
Пример №146
Решить уравнение
Решение:
Разложим левую часть уравнения на множители:
откуда:
Ответ:
Применение преобразований выражений
Нам уже встречались задачи, при решении которых нужно было преобразовывать то или иное выражение. Чаще всего мы использовали преобразования выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, нахождении значений выражении. Рассмотрим еще некоторые задачи, решение которых связано с преобразованием выражений.
Сравнение значений многочлена с нулем
Пример №147
Доказать, что многочлен принимает только положительные значения.
Решение:
Выделив из трехчлена квадрат двучлена, получим:
Мы представили многочлен в виде суммы двух слагаемых Слагаемое : при любых принимает только неотрицательные значения, слагаемое 2 — положительно. Поэтому выражение принимает только положительные значения. Поскольку то и выражение принимает только положительные значения.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений выражений
Исходя из равенства полученного в примере 1, можно
указать наименьшее значение многочлена Оно равно причем это наименьшее значение многочлен принимает при
Пример №148
Найти наибольшее значение многочлена
Решение:
Преобразуем данный многочлен так:
Наибольшее значение многочлена равно 5.
Решение задач на делимость
Пример №149
Доказать, что значение выражения делится на 8 при любом целом значении
Решение:
Упростим данное выражение:
При любом целом значении произведение делится на 8, поэтому и значение выражения делится на 8.
Нахождение значений многочлена с помощью микрокалькулятора
Пример №150
С помощью микрокалькулятора найти значение многочлена
Решение:
Значение данного многочлена искать удобнее, если его предварительно преобразовать так:
При схема вычислений имеет вид:
Выполнив вычисления, найдем значение многочлена. Оно равно 109,264.
Интересно знать
Античные математики использовали формулы сокращенного умножения задолго до нашей эры. В те времена формулы представлялись не в привычном нам символическом виде, а формулировались словами.
Ученые Древней Греции алгебраические утверждения, формулы, выражающие определенные зависимости между величинами, трактовали геометрически. Так, произведение они рассматривали как площадь прямоугольника со сторонами
Приведем пример алгебраического утверждения, которое было известно древнегреческим ученым и в геометрической терминологии формулировалось так: площадь квадрата, построенного на сумме двух отрезков, равна сумме площади квадратов, построенных на каждом из этих отрезков, плюс удвоенная площадь прямоугольника, построенного на этих отрезках.
Нетрудно догадаться, что речь идет о формуле квадрата суммы, которую мы символически записываем так:
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Разложение многочленов на множители
- Системы линейных уравнений с двумя переменными
- Рациональные выражения
- Квадратные корни
- Линейное уравнение с одной переменной
- Целые выражения
- Одночлены
- Многочлены
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Тема урока: «Решение линейных уравнений, содержащих формулы сокращенного умножения»
Разделы: Математика
Цели урока:
- Обработка рациональных приёмов решения уравнений.
- Выработка умения решения задач.
- Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умения контролировать свои действия.
- Повторение решения уравнений.
Оборудование: печатные бланки, таблица.
Тип урока: урок- семинар комплексного применения знаний, умений и навыков.
1.Организационный момент. Сообщается план семинара.
2.Сообщение по теме « Уравнение»
3. Решение линейных уравнений.
4.Сообщение о формулах сокращённого умножения.
(Работа у доски и по карточкам.)
а) Решение уравнений, содержащих квадрат суммы.
б) Решение уравнений, содержащих квадрат разности.
в) Решение квадратных уравнений, содержащих разность квадрата.
г) Решение уравнений, содержащих несколько формул.
5. Решение задачи.
6. Творческая работа учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга слон. Чтобы решить уравнение, тоже нужно совершить ряд превращений (алгебраических преобразований) и делать их нужно очень осмотрительно. Сегодня мы ещё раз увидим, какая удивительная сила заключена в формулах сокращённого умножения и как ловко они работают при решении уравнений.
Прежде всего, нужно чётко понимать, чем вы занимаетесь, когда решаете уравнение. Что, значит, решить уравнение и нужно знать, что главная задача при решении любого уравнения — свести его к простейшему.
И сегодня нам будут помогать формулы Сокращённого умножения.
2. Сообщение по теме «Уравнение»
3. Решение линейных уравнений у доски (учащиеся класса записывают решения в тетрадях)
а) 2-3(x+2)=5-2x; 2-3x-6=5-2x, -3x+2x=5-2+6 -x =9 x=-9 Ответ:-9. | б) 20+4(2x-5)=14x+12 20+8x-20=14x+12, 8x-14x=12, -6x=12, x=-2, Ответ: -2. |
Решение уравнений по карточкам.
в) 4(2-3x)+7(6x+1)-9(9x+4)=30
г) 3-5(x+1)=6-4x.
Сообщение №2.
Слово о формулах.
4. Решение уравнений, содержащих квадрат суммы и квадрат разности.
а) x+(5x+2)2 =25(1+x2).
б) (x-6)2-x(x+8)=2.
Решение уравнений по карточкам.
в) (2-x)2-x(x+1,5)=4
г) x(x-1)-(x-5)2=2.
5. Решение уравнений, в которых содержится формула разности квадратов.
Работа у доски.
8x(1+2x)-(4x+3)(4x-3)=2x.
8x+16×2-(16×2-9)=2x,
8x+16×2-(16×2-9)=2x,
8x+16×2-16×2+9=2x,
8x-2x=-9,
6x=-9,
x=-1,5
Ответ: -1,5
Решение задачи.
Сторона первого квадрата на 2см. больше стороны второго, а площадь первого на 12 см больше площади второго. Найдите периметры этих квадратов.
Пусть x см сторона второго квадрата. Тогда(x+2) см сторона первого квадрата. Площадь первого (x+2) 2 см 2 ,а площадь второго x 2 .
Составляем уравнение:
(x+2) 2 -x 2 =12
x 2 +4x+4-x 2 =12,
4x=12-8,
4x=8,
x=2.
Если x=2,то 4x=4*2=8
Если x=2, то 4(x+2)=4(2+2)=16.
Ответ:16см,8см.
6. Решение разных уравнений, содержащих формулы сокращённого умножения.
7.Творческая работа учащихся. Заполнение таблицы.
Узнайте фамилию величайшего математика XVII века. Для этого зачеркните
буквы, не связанные с найденными ответами.
(Декарт)
-9 | 8,2 | -2 | 3,4 | 1 | 3,1 | 1,7 | 15 | -1,5 | 17 | 11 | 3 |
Д | П | Е | Ф | К | С | А | И | Р | Г | Ш | Т |
Приложение к уроку.
Решение линейных уравнений.
4(2-3x)+7(6x+1)-9(9x+4)=30 8-12x+42x+7-81-36=30, 51x-21=30, 51x=51 x=1 Ответ: 1. | 3-5(x+1)=6-4x, 3-5x-5=6-4x, -5x+4x=6-3+5, -x=8x= -8. Ответ:-8. |
Решение уравнений, содержащих квадрат суммы и квадрат разности.
x+(5x+2) 2 =25(1+x 2 ) x+(25x 2 +20+4)=25(1+x 2 ) x+25x 2 +20x+4=25+25x 2 , 21x+25x 2 -25x 2 =25-4, 21x=21 x=1 Ответ:1. | (x -6) 2 -x(x+8)=2 x 2 -12x+36-x 2 -8x=2 -20x=2-36, -20x=-34, x=1,7 Ответ: 1,7. |
Работа по карточкам.
(2-x)2-x(x+1,5)=4, 4-4x+x 2 -x 2 -1,5x=4, -4x-1,5x=4-4, -5,5 x=0 Ответ:0. | x(x-1)-(x-5) 2 =2 x 2 -x-(x 2 -10x+25)=2, x 2 -x-x 2 +10x-25=2 9x=27 x=3 Ответ: 3. |
Решение разных уравнений содержащих несколько формул сокращённого умножения.
(x-4x)+(x+4)+(3x-4)(x+2)=(2x+3) 2 x 2 -16+3x 2 +6x-4x-8=4x 2 +12x+9 -10x=33 x=-3,3 Ответ:3,3. | ( 2x+3)2-4(x-1)(x+1)=49 4x 2 +12x+9-4(x 2 -1)=49 4x 2 +12x+9-4x 2 +4=49 12x+13=49 12x=36 X=3 Ответ: 3. |
8. Подведение итогов урока.
🎬 Видео
7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умноженияСкачать
Преобразование выражений, содержащих кв. корни. Сокращение дробей. Практическая часть. 8 класс.Скачать
Упрощение выражений. 5 класс.Скачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
5 класс, 14 урок, Упрощение выраженийСкачать
8 класс, 4 урок, Преобразование алгебраических выраженийСкачать
СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать
Упрощение выражений. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать
Задание №1 "Упростить выражение" по теме "Умножение и сложение многочленов и одночленов". Алгебра 7Скачать
Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать
Решение уравнений сводящихся к квадратным уравнениям. Биквадратные уравнения – 8 класс алгебраСкачать
Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать
Действия с алгебраическими дробями | Математика | TutorOnlineСкачать
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни, сокращение дробей. Практ. часть. 8 класс.Скачать
Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать